Учет материалов
план-конспект занятия

Киосе Марина Ивановна

Основные вопросы:

 

  1. Классификация и оценка материально-производственных запасов
  2. Оценка материально-производственных запасов
  3. Документальное оформление поступления и расхода материалов
  4. Синтетический учет материально-производственных запасов
  5. Учет материалов в пути и неотфактурованных поставок
  6. Учет недостач и порчи, обнаруженных при приемке материалов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_pm_1_uchet_materialov.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА : «Учет Материально-производственных запасов»

Основные вопросы:

  1. Классификация и оценка материально-производственных запасов
  2. Оценка материально-производственных запасов
  3. Документальное оформление поступления и расхода материалов
  4. Синтетический учет материально-производственных запасов
  5. Учет материалов в пути и неотфактурованных поставок
  6. Учет недостач и порчи, обнаруженных при приемке материалов

1. Классификация и оценка материально-производственных запасов

В соответствии с ФСБУ 5/2019 "Запасы" в бухгалтерском учете - это активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.

Запасами, в частности, являются:

а) сырье, материалы, топливо, запасные части, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты, предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;

б) инструменты, инвентарь, специальная одежда, специальная оснастка (специальные приспособления, специальные инструменты, специальное оборудование), тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются для целей бухгалтерского учета основными средствами;

в) готовая продукция (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством), предназначенная для продажи в ходе обычной деятельности организации;

г) товары, приобретенные у других лиц и предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности организации;

д) готовая продукция, товары, переданные другим лицам в связи с продажей до момента признания выручки от их продажи;

е) затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, а также затраты, понесенные на выполнение работ, оказание услуг другим лицам до момента признания выручки от их продажи (далее вместе - незавершенное производство). Организация может вести обособленный учет полуфабрикатов собственного производства в порядке, установленном для учета готовой продукции;

ж) объекты недвижимого имущества, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации;

з) объекты интеллектуальной собственности, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации.

Запасы признаются в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

а) затраты, понесенные в связи с приобретением или созданием запасов, обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией (достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана);

б) определена сумма затрат, понесенных в связи с приобретением или созданием запасов, или приравненная к ней величина.

Классификация запасов (материально-производственных запасов, или МПЗ. В зависимости от той роли, которую играют разнообразные виды МПЗ в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности. Указанную классификацию МПЗ используют для построения синтетического и аналитического учета с целью получения информации об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности.

Для учета МПЗ применяют следующие синтетические счета:

10 "Материалы";

11 "Животные на выращивании и откорме";

15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей";

16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей";

41 "Товары";

43 "Готовая продукция";

забалансовые счета:

002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение";

003 "Материалы, принятые в переработку";

004 "Товары, принятые на комиссию".

К счету 10 "Материалы" могут быть открыты следующие субсчета:

10-1 "Сырье и материалы";

10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали";

10-3 "Топливо";

10-4 "Тара и тарные материалы";

10-5 "Запасные части";

10-6 "Прочие материалы";

10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону";

10-8 "Строительные материалы";

10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности" и др.

Внутри каждой из перечисленных групп материальные ценности подразделяются на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому наименованию, сорту, размеру присваивают числовое обозначение (номенклатурный номер) и записывают его в специальный документ, который называют номенклатурой-ценником. В номенклатуре-ценнике указывают также учетную цену и единицу измерения материалов.

2. Оценка материально-производственных запасов.

МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости или учетной цене

-Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

-Фактическая себестоимость МПЗ при их изготовлении силами организации складывается из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.

-Фактическая себестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно - исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования, а приобретенных в обмен на другое имущество (кроме денежных средств) - исходя из стоимости обмениваемого имущества, которая устанавливается исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

-МПЗ, на которые текущая рыночная стоимость в течение года снизилась либо которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

-МПЗ, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.

-Оценка МПЗ, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.

-Затратами, включаемыми в фактическую себестоимость запасов, которые организация получает безвозмездно, считается справедливая стоимость этих запасов. Справедливая стоимость определяется в порядке МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости». Справедливая стоимость (п. 9 IFRS 13) — это цена, которая была бы получена или уплачена в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки. При определении справедливой стоимости учитываются, в частности: характеристики объекта и возможные ограничения на продажу и использование (п. 11 IFRS 13);текущие рыночные условия на основном для актива рынке, а при его отсутствии — на наиболее выгодном рынке (п. 15, 16 IFRS 13);действия участников рынка в своих лучших экономических интересах. Справедливая стоимость — предмет профессионального суждения бухгалтера. Организация может определить её самостоятельно и не приглашать оценщика, как в случае с рыночной (письмо Банка России от № 41-1-8/953).При этом такая оценка должна быть подтверждена и оформлена надлежащими первичными документами, как и любой иной факт хозяйственной жизни (ст. 9 Федерального закона от № 402-ФЗ). Определяется методами: Рыночными, доходный, затратный

-В случае если в качестве запасов признаются материальные ценности, остающиеся от выбытия (в том числе частичного) внеоборотных активов или извлекаемые в процессе текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции внеоборотных активов, затратами, включаемыми в фактическую себестоимость запасов, считается наименьшая из следующих величин:

а) стоимость, по которой учитываются аналогичные запасы, приобретенные (созданные) организацией в рамках обычного операционного цикла;

б) сумма балансовой стоимости списываемых активов и затрат, понесенных в связи с демонтажем и разборкой объектов, извлечением материальных ценностей и приведением их в состояние, необходимое для потребления (продажи, использования) в качестве запасов.

В себестоимость приобретаемых (создаваемых) запасов не включаются:

а) затраты, возникшие в связи со стихийными бедствиями, пожарами, авариями и другими чрезвычайными ситуациями;

б) управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (созданием) запасов;

в) расходы на хранение запасов, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии подготовки запасов к потреблению (продаже, использованию) или обусловлено условиями приобретения (создания) запасов;

г) иные затраты, осуществление которых не является необходимым для приобретения (создания) запасов.

Согласно Методическим указаниям по учету МПЗ в качестве учетных цен на материалы применяются:

а) договорные цены;

б) фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года);

в) планово-расчетные цены;

г) средняя цена группы материалов.

Исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значительных затрат труда и времени. Поэтому фактическую себестоимость заготовления исчисляет лишь небольшая часть организаций по основным видам сырья или материалов. В большей части организаций текущий учет материальных ценностей ведут по твердым учетным ценам.

При синтетическом учете материальных ценностей по фактической себестоимости отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от плановой себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов (10тзр).

При синтетическом учете материальных ценностей по учетным ценам отклонения фактической себестоимости материальных ценностей от стоимости их по учетным ценам учитываются на синтетическом счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"

Оценка отпущенных в производство материалов

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, разрешается производить следующими способами оценки запасов:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени закупок (способ ФИФО);
  • по себестоимости последних по времени закупок (способ ЛИФО временно приостановлен ).

Применение одного из этих способов по виду (группе) запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

По себестоимости каждой единицы оценивают материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут быть обычным образом заменены на другие.

При отпуске материалов по себестоимости каждой единицы можно использовать два варианта исчисления себестоимости единицы запаса:

1) включая все расходы, связанные с приобретением запаса;

2) включая только стоимость запаса по договорной цене.

Применение второго (упрощенного) варианта допускается при невозможности непосредственного отнесения транспортно-заготовительных и других расходов, связанных с приобретением запасов на себестоимость (например, при централизованной поставке материалов). В этом случае разница между фактической себестоимостью приобретенных запасов и их стоимостью по договорным ценам распределяется пропорционально стоимости отпущенных материалов по договорным ценам.

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в течение месяца.

Отмеченные способы оценки материальных ресурсов являются традиционными для отечественной учетной практики. В течение отчетного месяца материальные ресурсы списывают на производство (как правило, по учетным ценам), а в конце месяца списывают соответствующую долю отклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам.

При способе ФИФО применяют правило первая партия на приход - первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

При способе ЛИФО применяют другое правило последняя партия на приход - первая в расход, т.е. сначала списываются материалы по себестоимости последней партии, затем - по себестоимости предыдущей и т.д.

Пример:

Метод средней себестоимости:

Показатели

Количество

цена

Сумма

#1054;статок на начало месяца

20

10

200

2. Поступило:

1 партия

2 партия

3 партия

Итого за месяц

30

20

40

90

10

12

15

*

300

240

600

1140

3. Выбыло

100

12,18

1218

4. Остаток

10

12,2

122

Расчет: Средняя цена=(200+1140)/(20+90)=12,18

Расход=100*12,18=1218

Метод ФИФО

Показатели

Количество

цена

Сумма

#1054;статок на начало месяца

20

10

200

2. Поступило:

1 партия

2 партия

3 партия

Итого за месяц

30

20

40

90

10

12

15

*

300

240

600

1140

3. Выбыло

100

*

1190

4. Остаток

10

15

150

Расчет:

#1042; расход списываем остаток+1 партия по цене 10 руб.

(20+30)*10=500 руб.

2. Далее списываем в расход материалы по цене из 2 партии по 12 руб. 20*12=240 руб.

3. Т.к . израсходованное количество материалов - 100 шт, то рассчитываем остаток материалов, списанных из 3 партии : 100-(20+30+20)=30шт.

30*15=450 руб.

4. Итоговая сумма списанных материалов: 500+240+450=1190 руб.

5. Рассчитываем остаток на конец месяца:

по количеству: Остаток на начало месяца +приход-расход

Остаток материалов на конец месяца: 20+90-100=10 шт.

  1. Рассчитываем остаток материала по сумме=200+1140-1190=150 руб.

7. Стоимость единицы остатка равна 15 руб.(150/10=15).

Метод ЛИФО

Показатели

Количество

цена

Сумма

#1054;статок на начало месяца

20

10

200

2. Поступило:

1 партия

2 партия

3 партия

Итого за месяц

30

20

40

90

10

12

15

*

300

240

600

1140

3. Выбыло

100

1240

4. Остаток

10

10

100

Расчет:

#1042; расход списываем стоимость материв 3 партии по цене 15 руб. 40шт*15руб.=600 руб.

2. Далее списываем в расход материалы по цене из 2 партии по 12 руб. 20шт*12руб.=240 руб.

3. Т.к . израсходованное количество материалов - 100 шт, то рассчитываем остаток материалов, списанных из 1 партии и остатка : 100-(40+20)=40 шт. 40шт*10руб=400 руб

4. Итоговая сумма списанных материалов:600+240+400=1240 руб.

5. Рассчитываем остаток на конец месяца:

по количеству: Остаток на начало месяца +приход-расход

Остаток материалов на конец месяца: 20+90-100=10 шт.

6. Рассчитываем остаток материала по сумме=200+1140-1240=100 руб.

7. Стоимость единицы остатка равна 10 руб.(100/10=10).

3. Документальное оформление поступления и расхода материалов.

Рассмотрим документальное оформление движения материалов.

Экспедитор организации принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику ( Акт оформляют в день приемки груза. Если составить коммерческий акт в этот день невозможно, он должен быть оформлен не позднее следующего дня. Коммерческий акт составляют в 3 экземплярах: первый экземпляр остается у организации-получателя; второй и третий экземпляры передаются транспортной организации. Коммерческий акт подписывают работники транспортной организации, а также представители организации-получателя. Срок хранения коммерческого акта в архиве организации - 5 лет).

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность .Если представители организации получают товарно-материальные ценности у поставщиков регулярно, то доверенности выписывают по форме N М-2а, если нет - по форме N М#1044;оверенности по форме N М-2 имеют корешки, которые подшиваются в хронологическом порядке. Доверенности по форме N М-2а корешков не имеют, поэтому их регистрируют в специальном журнале. Доверенность выписывают на 15 дней. Если же материальные ценности приобретаются у одного и того же поставщика регулярно, то на календарный месяц. Тем не менее Гражданский кодекс разрешает выписывать доверенность сроком до 3 лет.Если срок действия доверенности не указан, она сохраняет силу в течение 1 года (ст.186 ГК РФ).В доверенности обязательно должна быть указана дата ее составления. Доверенность, в которой эта дата не указана, является недействительной.Бухгалтер выписывает доверенность в одном экземпляре и выдает ее работнику, который будет получать товарно-материальные ценности.Работник должен расписаться в получении доверенности на ее корешке (если доверенность выписана по форме N М-2) или в журнале учета выданных доверенностей (если доверенность выписана по форме N М-2а). Кроме того, работник должен поставить свою подпись в самой доверенности, после чего она заверяется печатью и подписывается руководителем и главным бухгалтером.

Работник, получающий товарно-материальные ценности, может предъявить поставщику кроме доверенности и другие документы (например, копию счета и платежного поручения на оплату материальных ценностей). Реквизиты этих документов указывают в доверенности по строке "Наименование, номер и дата документа".Если работник по каким-либо причинам товарно-материальные ценности по доверенности не получил, то он должен возвратить ее в бухгалтерию. Там она должна храниться до конца текущего года.

Доверенности, по которым были выданы товарно-материальные ценности, хранятся в архиве организации 5 лет.

При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку. Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика.

Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами по форме М-4. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор. При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается. В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов по форме М-7), который служит основанием для предъявления претензии поставщику.

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную по форме 1-Т. Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно - или многострочными требованиями-накладными по форме М-11, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах.

Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей по форме М-35, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений. Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами по форме М-8. Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой - складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе. Лимитно-заборная карта может выписываться в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карте складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материалов со склада.

Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют одно - или многострочными требованиями-накладными ( М-11) на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе; второй, с распиской получателя, - у кладовщика.

Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону по форме М-15) , которые выписывает отдел снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов. При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную. Списание материалов вследствие их непригодности оформляют актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией с участием материально ответственного лица.

В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе. Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом, которого принимают на работу, как правило, по согласованию с главным бухгалтером предприятия

Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов по форме М-17. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении. Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований-накладных и др.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов.

Ведение учета материалов допускается также в книге учета материалов, которая содержит те же реквизиты, что и карточки учета материалов.

В условиях функционирования автоматизированного учета вместо карточек учета применяют систематически составляемые машинограммы - ведомости движения и остатков материалов.

Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию, сюда же передают лимитно-заборные карты по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.

В цехах, имеющих кладовые, а также в подотчетных подразделениях (пунктах, отделениях,) материально ответственные лица (заведующие пунктами и отделениями) составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию. При использовании материальных отчетов отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов и упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.

Учет материалов в бухгалтерии. В соответствии с Методическими указаниями по учету МПЗ аналитический учет материалов в бухгалтерии осуществляется на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом. При использовании оборотных ведомостей применяют два варианта учета материалов.

При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек учета материалов лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют количественно-суммовые оборотные ведомости материалов по каждому складу и подразделению.В каждой оборотной ведомости выводят итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу или подразделению. На основе указанных оборотных ведомостей составляют сводную оборотную ведомость, в которую переносят итоги указанных выше оборотных ведомостей по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом. Сводные оборотные ведомости сверяют с данными синтетического учета.

При втором варианте все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам, и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражении по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов. На основании указанных оборотных ведомостей составляют сводные оборотные ведомости.

При втором варианте трудоемкость учета значительно уменьшается, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Но учет и в этом случае остается громоздким, так как в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров матералов.

Более прогрессивен сальдовый метод учета материалов, при котором бухгалтерия не дублирует складской сортовой учет ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки складского учета материалов, ведущиеся на складах. Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках складского учета и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии, переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек складского учета в ведомость (без оборотов прихода и расхода). После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу. На основании указанных сальдовых ведомостей составляют сводную сальдовую ведомость, в которую переносят итоги сальдовых ведомостей складов и подразделений по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетом, складам, подразделениям. Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ведомости ежемесячно сверяются с данными синтетического учета материалов. Для обобщения и группировки информации о движении материалов используют ведомости движения материалов (накопительные ведомости). Они составляются по каждому складу (подразделению) отдельно по приходу и расходу материалов, и учет в них может осуществляться по фактической себестоимости материалов или их учетным ценам. По окончании месяца в ведомостях подсчитывают итоги оборотов за месяц в разрезе групп материалов по субсчетам и синтетическим счетам по каждому складу или подразделению. Итоговые данные ведомостей движения материалов ежемесячно переносят в сводную ведомость движения материалов, в которой приводятся также сведения об остатках материалов на начало и конец месяца в разрезе групп материалов по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам. Данные сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей ежемесячно сверяются с показателями аналитического учета, т.е. с оборотными и сальдовыми ведомостями. Организации также могут составлять ведомость распределения материалов, в которой указывают корреспондирующие счета и субсчета по каждому направлению расхода материалов (в стоимостной оценке). В ведомости указывают транспортно-заготовительные расходы или отклонения между покупной стоимостью материалов и их учетной ценой. При автоматизированном учете все учетные регистры составляются при помощи вычислительной техники. Применение организацией программ автоматизации учетных работ должно обеспечить формирование основных учетных регистров, таких как: оборотная ведомость движения материалов по номенклатурным номерам в разрезе складов, подразделений, мест хранения;

-ведомость расхода материалов по заказам, сериям, переделам, другим калькуляционным единицам;

-оборотная ведомость по материалам, находящимся в пути;

-оборотная ведомость движения материалов по неотфактурованным поставкам.

При журнально-ордерной форме учета учет движения материалов ведется в Ведомости № 10 Движения материальных ценностей (в денежном выражении). Она имеет три раздела: 1. движение на общезаводских складах по учетным ценам, 2. поступление и остатки по предприятию на начало месяца по синтетическим счетам и учетным группам;3. расход и остаток на конец месяца по синтетическим счетам и учетным группам. Для заполнения второго раздела составляются справки «Слагаемые фактической себестоимости поступивших материальных ценностей» и «Учетная стоимость поступивших материальных ценностей согласно-журналам ордерам».

Данные из ведомости № 10 записывают в ведомости 12,15, затем итоги переносят в журнал-ордер № 10 и 10/1.

4. Синтетический учет материально-производственных запасов

Синтетический учет производственных запасов ведут на синтетических счетах 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме", 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материалов".На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам..

Проводки учета материалов с использованием счета 10-тзр(транспортно-заготовительные расходы):

Дт 10 Кт 60-поступили материалы от поставщика со всеми наценками.

Дт 10 Кт 71- на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;

Дт 10-тзр Кт 76- на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным) организациям;

Дт 10-тзр Кт 23- на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;

Дт 10 Кт 20- на стоимость возвратных отходов, и другие счета.

Дт 10 Кт 91/1-оприходованы материальные ценности, полученные от разборки списанных основных средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают по рыночной стоимости

Дт 10 Кт 98-оприходованы материалы, полученные по договору дарения и безвозмездно, принимаются на учет по рыночной .

Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую проводки:

Дт 20 Кт 10-списаны материалы в основное производство

Дт 23 Кт 10- списаны материалы в вспомогательное производство

Дт 25,26,29,44 Кт 10- списаны материалы на общехозяйственные и общепроизводственные нужды , обслуживание прочих производств, в качестве расходов на на продажу

Дт 91/2 Кт 10- отражаются расходы, связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.

В конце месяца определяют фактическую себестоимость материалов (ведомость № 10), при этом распределяют сумму списанных транспортно-заготовительных расходов. Для этого определяют:

1. % ТЗР= (Сальдо начальное по счету 10тзр+Дт оборот по счету 10 тзр )/( Сальдо начальное по счету 10+Дт оборот по счету 10 ).

2. Полученный процент умножим на расход материалов, получим сумму списанных транспортно-заготовительных расходов в данном месяце.

Дт 20,23,25,26,29,44 Кт 10- списаны тзр на издержки

Проводки учета материалов с использованием счетов 15 и 16 :

При синтетическом учете материальных ценностей по учетным ценам дополнительно используют счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей".

Счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" предназначен для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам в обороте (материалы, животные на выращивании и откорме, товары).

В дебет счета 15 относят покупную стоимость материальных ценностей, сумму разницы в стоимости приобретенных МПЗ, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списывают со счета 15 в дебет счета 16. Остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличие материально-производственных запасов в пути.Израсходованные или проданные МПЗ списывают на счета издержек производства (обращения) и продажи с кредита материальных счетов по учетным ценам.

Счет 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей" предназначен для учета разницы в стоимости приобретенных МПЗ, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах. Этот счет используют только в том случае, если на счетах 10, 11, 41 синтетический учет ведут по учетным ценам.

Накопленные на счете 16 разницы между фактической себестоимостью приобретенных МПЗ и стоимостью их по учетным ценам списывают с кредита счета 16 в дебет счетов издержек производства или обращения или других счетов, как правило, пропорционально стоимости израсходованных материально-производственных запасов по учетным ценам. Допускается списание отклонений на затраты производства или на расходы на передачу в месяце их выявления.В бухгалтерском балансе сальдо по счету 16 включается в стоимость материально-производственных запасов без отражения этой операции на счетах бухгалтерского учета.Аналитический учет по счету 16 ведут по группам материально-производственных запасов с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений.

Дт 15 Кт 60-поступили материалы от поставщика со всеми наценками.

Дт 15 Кт 71- на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;

Дт 15 Кт 76- на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным) организациям;

Дт 15 Кт 23- на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;

Дт 15Кт 20- на стоимость возвратных отходов, и другие счета.

Дт 10 Кт 15-оприходованы материалы по учетным ценам

Дт 16 Кт 15-определены отклонения стоимости материалов от заготовления.

Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую проводки:

Дт 20 Кт 10-списаны материалы в основное производство

Дт 23 Кт 10- списаны материалы в вспомогательное производство

Дт 25,26,29,44 Кт 10- списаны материалы на общехозяйственные и общепроизводственные нужды , обслуживание прочих производств, в качестве расходов на на продажу

Дт 91/2 Кт 10- отражаются расходы, связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.

В конце месяца определяют фактическую себестоимость материалов (ведомость № 10, которую составляют на основании накопительных документов по приходу и расходу материалов), при этом распределяют сумму списанных транспортно-заготовительных расходов. Для этого определяют:

1. % оклонений = (Сальдо начальное по счету 16+Дт оборот по счету 16 )/( Сальдо начальное по счету 10+Дт оборот по счету 10 ).

Дт 20,23,25,26,29,44 Кт 10- списаны отклонения в стоимости материалов на издержки

5. Учет материалов в пути и неотфактурованных поставок

Поступающие материалы, не сопровождающиеся платежными документами от поставщиков (неотфактурованные поставки), оприходуют по акту о приемке материалов, составляемому на складе. Оприходование неотфактурованных поставок осуществляют по учетным или рыночным ценам, если в качестве учетных цен используют фактическую себестоимость материалов, и отражают по дебету счета 10 "Материалы" с кредита счета 60. После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их цена корректируется с учетом поступивших документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком.

Если расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступают в следующем году, то:

а) учетная стоимость материальных запасов не меняется;

б) величина налога на добавленную стоимость принимается к бухгалтерскому учету в установленном порядке;

в) уточняются расчеты с поставщиком.

При этом суммы сложившейся разницы между учетной стоимостью оприходованных материалов и их фактической себестоимостью списываются в месяце, в котором поступили расчетные документы следующим образом:

-уменьшение стоимости материальных запасов отражается по дебету счетов расчетов и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы" (как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году);

-увеличение стоимости материальных запасов отражается по кредиту счетов расчетов и дебету счета 91 (как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году).

Суммы, оплаченные за запасы, не вывезенные со склада поставщиком и находящиеся в пути, учитывают в бухгалтерском учете на счетах расчетов как дебиторскую задолженность.

6. Учет недостач и порчи, обнаруженных при приемке материалов

Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов установлен следующий порядок учета недостач и порчи материалов, обнаруженных при их приемке.

Сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется умножением количества недостающих или испорченных материалов на договорную (продажную) стоимость поставщика (без НДС и транспортных расходов). Исчисленная сумма недостач или порчи отражается по дебету счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" и кредиту счетов расчетов (60 или 76). Одновременно сумма недостач или порчи списывается с кредита счета 84 на счета учета транспортно-заготовительных расходов или отклонений в стоимости материальных запасов (счет 10 или 16).

Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), то они приходуются по ценам возможной продажи. На эту стоимость уменьшают сумму потерь от порчи.

Недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитывают по фактической себестоимости, включая транспортно-заготовительные расходы, НДС и акцизы по дебету счетов расчетов по претензиям (счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 2 "Расчеты по претензиям") и кредиту счетов по учету расчетов (60, 76).

При поступлении недостающих материалов от поставщиков они оприходуются по дебету счетов учета материалов с кредита счета 76. При этом списанная с кредита счета 76 сумма НДС отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

При отсутствии оснований для предъявления претензий суммы недостач или потерь от порчи списываются покупателем на счет 84 с кредита счетов учета расчетов (60 или 76).

8. Инвентаризация материально-производственных запасов

При проведении инвентаризации товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и пр.)

Дт 10,41,43 Кт 91/1-оприходованы излишки как внереализационные доходы

Дт 94 Кт 10,41,43 –определна недостача МПЗ

Дт 20,23,25,26,28,29,44 Кт 94 –Списана недостача в пределах естественной убыли

Дт 73/2 Кт 94-списана недостача на виновника-по учетной стоимости

Дт 73/2 Кт 98-отнесена разница между рыночной ценой и учетной на виновника

Дт 91/2 Кт 94 –списана недостача в случае, если виновник не обнаружен.

Дт 99 Кт 94- списана недостача стоимость материалов, утраченных в результате стихийных бедствий или иных форс-мажорных обстоятельств.

Контрольные вопросы:

  1. Раскройте понятие «материально-производственные запасы»
  2. На какие группы подразделяются в учете МПЗ?
  3. Какие запасы относятся к материалам?
  4. Как формируется фактическая себестоимость МПЗ в зависимости от каналов поступления?
  5. Назовите методы оценки МПЗ при их списании. Раскройте содержание каждого метода.
  6. Назовите первичные документы, необходимые для оформления поступления и списания материалов.
  7. На каких счетах ведется учет МПЗ? Дайте характеристику каждого счета.
  8. Что такое неотфактурованная поставка?
  9. В каких случаях создаются резервы под снижения стоимости материалов?
  10. Приведите алгоритм инвентаризации материалов

Рис. Технологическая схема обработки учетной информации по приходу и расходу материалов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Бухгалтерский учет» для специальности 080110 «Банковское дело»

КИМ включают контрольные материалы для итоговой аттестации по дисциплине Бухгалтерский учет в форме  зачета. Письменная зачетная работа состоит из двух вариантов, каждый из которых представляет с...

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет

КИМ включают контрольные материалы для итоговой аттестации в форме  устного экзамена по дисциплине Основы бухгалтерского учета для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет....

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Бухгалтерский учет и налогообложение» для специальности 120714 Земельно-имущественные отношения

КИМ включают контрольные материалы для итоговой аттестации в форме  устного экзамена. Экзаменационные  билеты состоят из двух теоретических вопросов и одного практического задания....

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Аудит» для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет

КИМ включают контрольные материалы для итоговой аттестации в форме  зачета. Письменная зачетная работа состоит из двух вариантов, каждый из которых содержит задания двух типов. Первое задание – т...

Комплект методических материалов для практических работ по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации

Комплект методических материалов для практических работ по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет...

Ведение документооборота по складскому учету материалов

Ведение документооборота по складскому учету материалов...

Учет материалов

Основные вопросы: Классификация и оценка материально-производственных запасовОценка материально-производственных запасовДокументальное оформление поступления и расхода материаловСинтетический уче...