Методическая разработка элективных курсов По «Электротехники»
методическая разработка на тему
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективной дисциплине «Электротехника» учащихся 9 классов общеобразовательных школ. Данный курс позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности в выборе профиля обучения (э/монтер).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Верхнеднепровский Технологический техникум»
Методическая разработка элективных курсов
По «Электротехники»
Аннотация
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективной дисциплине «Электротехника» учащихся 9 классов общеобразовательных школ. Данный курс позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности в выборе профиля обучения (э/монтер).
Введение
Цель данного курса – заинтересовать учащихся, углубить и расширить имеющиеся у них знания.
Курс рассчитан на 12 часов, включая и лабораторно-практические занятия. Преподавание основывается на общеобразовательной подготовке по физике, химии, математике, черчению и охватывает темы:
- «Эл. Цепи постоянного тока»
- «Эл. Измерения, э/измерительные приборы»
Выбор данных тем обусловлен следующим. При изучении данного курса учащийся должен чувствовать себя комфортно, их не следует загружать большим объемом нового материала, а использовать уже имеющиеся знания, углубляя их и расширяя.
Данные темы включают теоретические вопросы , которые находят практическое применение в повседневной жизни.
Это: плавкие предохранители, последовательное и параллельное соединение потребителей, э/измерительные приборы.
Все это способствует активизации процесса обучения, повышению заинтересованности учащихся.
Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.
В данной программе уделено внимание не только выполнению расчетных задач, но и лабораторным работам.
Целью лабораторных работ является закрепление теоретических знаний по предмету, а также приобретение практических навыков при работе с измерительными инструментами, аппаратами и приборами.
Следует заметить, что данные лабораторные работы учащиеся будут выполнять впервые.
ЛПР№1 «Расчет сопротивление проводника»
При выполнение данной работы необходимо измерить диаметр токопроводящей жилы. Это можно выполнить, используя штанги – циркуль, а можно применить новый, нестандартный способ, который описан в работе.
ЛПР№2 «Плавкие предохранители»
В данной работе учащиеся знакомятся с разными видами предохранителей, их устройством, характеристиками, практическим применением.
ЛПР№3 «Исследование э/измерительных приборов»
При выполнении данной работы учащиеся научатся считывать информацию о приборе по обозначениям на шкалах, изучить устройство приборов.
Итоговый контроль проводится в виде зачета.
Тематический план.
№ темы | Наименование Темы | Всего часов | Из них лабораторные работы |
Эл. Цепи постоянног7о тока | 8 | 2 | |
Эл. Измерения и Эл. Измерительные приборы | 3 | 1 | |
Зачет | 1 | ||
Всего за весь период обучения | 12 | 3 |
- Содержание программы
Тема №1 «Эл. Цепи постоянного тока».
Электротехника: задачи связанные с другими предметами.
Постоянный ток: понятие, характеристика, ед. измерения. Закон Ома для участка цепи.
Резисторы: способы соединения. Тепловое действие электрического тока.
Учащиеся должны:
Знать
Единицы измерения физических величин.
Формулировку основных законов.
Формулы для определения физических величин.
Уметь
Применять на практике формулы,
Преобразовывать их.
Находить в справочнике требуемые параметры материалов.
Тема №2 «Эл. Измерения и э/измерительные приборы»
Эл. Измерения: понятие, методы, расширение пределов измерения.
Эл. Измерительные приборы: классификация, класс точности, условия эксплуатации, комбинированные э/измерительные приборы.
Учащиеся должны:
Знать
Классификацию приборов.
Обозначения на шкалах приборов.
Уметь
Правильно выбирать прибор для измерения данной физической величины.
- Перечень лабораторно – практических работ.
ЛПР №1 Расчет сопротивления проводников.
ЛПР №2 Изучение устройства предохранителей.
ЛПР №3 Исследование приборов.
Содержание занятий.
Занятие 1. Постоянный ток: понятие, характеристики, единицы измерения Эл. Сопротивления.
Практическая работа №1. «Расчет сопротивления проводника».
Занятие 2. Закон Ома, его практическое применение.
Занятие 3. Тепловое действие Эл. Тока Закон Джоуля – Ленца.
Занятие 4. Плавкие предохранители.
Практическая работа №2. «Плавкие предохранители».
Занятие 5. Последовательное соединение потребителей.
Занятие 6. Параллельное соединение потребителей.
Занятие 7. Элю Измерения, Эл/измерительные приборы – классификация, обозначения на шкалах.
Практическая работа №3. Исследование электроизмерительных приборов.
Занятие 8. Расширение пределов измерения амперметров и вольтметров.
Занятие 9. Зачет.
- Итоговый контроль проводится в виде зачета.
1. Что называется Эл. Током?
2. Изобразите график постоянного тока
3. От каких параметров зависит сопротивление проводника?
4. I или II проводник обладает большей проводимостью, если q1>q2?
5. Для чего предназначен реостат?
6. Приведете примеры «полезного» и «вредного» теплового действия Эл. Тока.
7. Где и почему используют последовательное или параллельное соединения источников света (лампы накаливания, люминесцентные лампы)
8. Заполните таблицу.
Приборы э/измерительные | Измеряемая величина ед. измерения | Обозначение прибора |
Ваттметр | Мощность, Вт | W |
9. О чем говорит класс точности прибора?
10. Каким сопротивлением должен обладать амперметр?
11. Какими измерительными приборами пользуется человек в повседневной жизни?
- Материально – техническое обеспечение предмета.
Перечень литературы: Прошкин В.М Электротехника 2010г, Прошкин В.М рабочая тетрадь по электротехнике 2010г
Учебно-наглядные пособия
1. Планшет «Провода»
2. Реостат
3. Планшет «Предохранители»
4. Приборы для измерения физических величин
5. Планшет «Лампы накаливания»
Плакаты
- Сопротивление проводника
- Реостат
- Условные обозначения Эл/измерительные приборы
- Предохранители
Приложение.
ЛПР№ 1.Расчет сопротивления проводника.
Цель работы: Рассчитать сопротивление проводника.
Материалы и инструменты: проводник, штангельциркуль, монтерский нож, отвертка, линейка, справочник.
Ход работы.
1. Используя монтерский нож, снять изоляцию с конца проводника.
2. Измерить длину проводника.
3. Определить диаметр проволоки.
I способ: С помощью штангельциркуля.
II способ: Если нет штангельциркуля: 10-20 витков, очищенной от изоляции жилы наматывают на отвертку и крепко сжимают витки провода. Полученную спираль измеряют обычной линейкой, а затем делят ее длину на число витков и получают искомый диаметр жилы.
Сравните полученные результаты.
4По формуле S=0.78d вычислите площадь поперечного сечения проводника.
- По таблице находят q проводника
- Рассчитайте сопротивление проводника по формуле:
R= q-
Отчет о работе.
Заполните таблицу:
Материал жилы | q Ом*м | L м | S | R Ом |
1 |
Лпр№2 Плавкие предохранители.
Цель работы: изучить устройство предохранителей, их характеристики, область применения.
Оборудование: установочные резьбовые предохранители и элементы к ним, трубчатые предохранители с закрытыми разборными патронами Пр-2, предохранители Пн-2 с заполнением сухим кварцевым песком.
Ход работы.
1.Ознакомтесь с типами предохранителей. Записать их технические данные.
2. Разобрать установочный резьбовой предохранитель, найти его основную и сменную часть.
3. Изучить конструкции других предохранителей имеющихся в учебном наборе.
4. Ознакомиться с требованиями к монтажу предохранителей.
Контрольные вопросы.
- Дайте определение плавкого предохранителя.
- Опишите принцип его действия.
- Как осуществляется выбор плавких предохранителей?
ЛПР№3 исследование э/измерительных приборов.
Цель работы: изучить условные обозначения на шкалах приборов и устройство приборов.
Приборы и инструменты: э/измерительные приборы, отвертка, поддон.
Ход работы.
- Исследовать прибор по прилагаемому плану.
- Изучить устройство прибора:
а) снять крышку прибора
б) весь крепежный материал собрать в поддон
в) ознакомится с устройством э/измерительных приборов.
Контрольные вопросы.
- Какие сведения о приборе даются на его шкале?
- Как выполняется установка стрелки на 0?
- Как включается в цепь амперметр и вольтметр?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка открытого занятия по электротехнике
методическая разработка открытого занятия по электротехнике на тему "Трансформаторы"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/16/picture-851375-1479279469.jpg)
Методическая разработка лабораторной работы по электротехнике и электронной технике "Исследование режимов работы электрической цепи постоянного тока"
Описание используемого в работе комплекта учебно-лабораторного оборудования "Электротехника и основы электроники" ЭиОЭ, правил техники безопасности при выполнении лабораторной работы, правил выполнени...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/16/picture-851375-1479279469.jpg)
Методическая разработка лабораторной работы по электротехнике и электронной технике "Исследование неразветвленной цепи переменного тока"
Описание используемого в работе учебно-лабораторного оборудования "Электротехника и основы электроники" ЭиОЭ, правил техники безопасности при выполнении лабораторной работы, правил выполнения лаборато...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/16/picture-851375-1479279469.jpg)
Методическая разработка лабораторной работы по электротехнике и электронной технике "Трехфазная электрическая цепь при соединении приемников звездой"
Описание используемого в работе комплекта учебно-лабораторного оборудования "Электротехника и основы электроники" ЭиОЭ, правил техники безопасности при выполнении лабораторной работы, методики выполне...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/07/picture-887866-1486453027.jpg)
Методическая разработка образовательного курса для обучения активистов ученического самоуправления «Слагаемые успеха»
Образовательный курс для обучения активистов ученического самоуправления «Слагаемые успеха» направлен на формирование у учащихся социального опыта по реализации лидерских и организаторских...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/15/picture-756071-1455518470.jpg)
Методическая разработка открытого урока по электротехнике
Методическая разработка открытого урока по электротехнике предназначена для педагогов технических специальностей СПО...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по электротехнике на тему: «Трансформаторы»
Цели занятия:Образовательная – обобщить и углубить знания студентов о трансформаторах; об устройстве и принципе действия трансформаторов;Развивающая – способствовать развитию мыслительных ...