Методическая копилка
методическая разработка

Зеленов Федор Яковлевич

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Хвалынский агропромышленный лицей»

Методическая разработка урока

Электрические цепи постоянного тока

Мастер производственного обучения

Зеленов Ф.Я.

Электрические цепи постоянного тока

Методическая разработка урока

Предмет: Электротехника

Профессия: Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Обсуждено на заседании методической комиссии  «Электротехнического цикла» 15.11.2010

 

Аннотация

Методическая разработка помогает повторить и закрепить материал по теме «Электрические цепи постоянного тока».

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных, специальных дисциплин и мастеров производственного обучения по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

 

Пояснительная записка

Тема «Электрические цепи постоянного тока» является одной из основополагающих тем электротехники. В ней даются основные понятия электротехники, формулируются законы электрических цепей, без которых невозможно понять последующие темы. Насколько хорошо учащимися усвоена названная тема, предстоит проверить на  заключительном уроке по названой теме. При необходимости следует еще раз акцентировать внимание на вопросах, которые не усвоили учащиеся. Предлагаемый урок проводится через решение проблемы.

При постановке проблемной ситуации целесообразно в процессе исследовательского метода проведения урока подвести учащихся к следующей формуле, по которой будет продвижение этапов урока:

 

ПРОБЛЕМА ИДЕЯ РАСЧЕТЫ ПРАКТИКА

 

Можно сказать: «По этим ступеням человек идет, решая задачи, возникшие перед ним в жизни и на работе». Давайте попробуем решить несколько проблем, которые возникнут перед нами. Поможет ли с ними справиться приведенная выше формула и те знания, умения, навыки, которые учащиеся получили на уроках электротехники?

На уроке используется индивидуальная и групповая форма работы. Групповая форма работы развивает у учащихся чувство коллективизма, взаимовыручки, товарищество. Это особенно важно в период адаптационного курса.

Использование исследовательских и эвристических методов проведения урока позволяет воспитывать у учащихся самостоятельность, пытливость, решительность, повышает интерес к предмету. Применение на уроке практических заданий не только закрепляет их профессиональные навыки, но и развивает внимание, быстроту реакции, собранность, активизирует их деятельность, заставляет анализировать и рассуждать. Расчетные задания помогают развитию логического мышления, памяти, внимательности. Учащиеся всегда любят сами конструировать, поэтому конструкторские задания, выполненные группой в 2-3 человека, развивают самостоятельность, различные виды мышления. А главная цель урока – закрепить полученные знания, умения и навыки, проанализировать уровень усвоения пройденного материала, что позволяет дифференцированно подойти к составлению заданий по другим темам и разделам.

Информационные технологии являются связующим звеном всего урока – учащиеся «строят» дом из «кирпичиков» своих знаний и умений. Постройка воображаемого дома, подключение сетей электроосвещения и электроотопления позволяет связать задания единым смысловым содержанием.

На уроке прослеживаются межпредметные связи:

-со спецтехнологией – организация электромонтажных работ, общестроительные работы;

-с охраной труда – опережающие задания по теме «Действие электрического тока на организм человека»;

-с математикой – выполнение математических расчетов при решении задач;

-с физикой – используются основные понятия темы «Электромагнетизм»;

-с производственным обучением – сборка электрических схем.

Тип урока:повторительно-обобщающий

Цель урока:

Повторить, закрепить, проверить усвоение пройденного материала и применить законы постоянного тока для выполнения практических заданий;

Активизировать деятельность учащихся с помощью разнообразных методов проведения урока

Развивать познавательные умения учащихся и их профессионально-важные качества (зрительную память, внимание, быстроту реакции)

План урока:

Организационная часть – 15 минут

а. Вступление

б. Постановка цели и задач урока

в. Раздача дидактического материла

Основное содержание урока – 50 минут

а. Ознакомление и выполнение заданий группами

б. Анализ решений

в. Практическая деятельность групп

Заключительная часть – 15 минут

а. Обобщение

б. Подведение итогов работы

Домашнее задание – 5 минута

Оборудование:

Измерительные приборы (амперметр, вольтметр)

Реостат лабораторный на (5 Ом)

Электролампы на подставке (на 4 В) – 3 шт.

Выключатель лабораторный – 4 шт.

Резистор лабораторный (на 3 Ом) – 3 шт.

Источник питания  лабораторный (на 4-6 В) – 2 шт.

ТСО

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Экран

Стенды «Способы соединения резисторов», «Щит приборный»

Плакаты-схемы

Комплекты конструкторских заданий

 

Ход урока

Организационный момент

Урок начинается с оглашения преподавателем темы и целей урока. Вступление надо начать с «яркого слова», с первых минут увлечь учащихся, настроить на рабочий лад, создать проблемную ситуацию. Указать важность знаний усвоенного материала.

Обязательно отметить, что изученная тема непосредственно связана с такими предметами, как математика, физика, спецтехнология, производственное обучение.

Весь материал урока отображается с помощью мультимедийного проектора на экране. Начиная с темы, целей урока. Затем с помощью полученных при изучении темы знаний, умений и навыков, учащиеся решают конкретные конструкторские, инженерные и монтажные задачи – строят дом и оборудуют его системами электроосвещения, отоплением и вентиляцией.

II. Основное содержание урока

Вы – будущие электромонтеры. Для того, чтобы стать классными специалистами, вы должны много знать и уметь. Без знания электротехники невозможно стать хорошим электромонтером. Представьте себе, что вы – рабочий коллектив – мини электромонтажные предприятия, занимающиеся разработкой и монтажом различного электрооборудования. Каждое предприятие имеет свою конструкторскую, расчетную и монтажную группы. Но, чтобы у вашего предприятия появился заказчик, вам необходимо разрекламировать себя. Потому, что реклама – двигатель  прогресса. Каждый производитель товаров и услуг рекламирует себя на рынке сбыта. Мы же сегодня попытаемся создать рекламу предмету «Электротехника», презентовать свои знания, умения и навыки Вам, дорогие гости!

 

Первый этап урока: «Разминка»

Учащиеся группы разбиты на 3 бригады электромонтеров. Каждая бригада зачитывает рекламу изучаемого предмета «Электротехника» - 5 минут.

Заказ на строительство дома вы получили. Выбрали площадку для строительства.

Дом начинается с фундамента. Фундаментом в нашем воображаемом доме являются знания основных понятий, законом из электротехники. Из отдельных «кирпичиков»- отдельных понятий складывается фундамент будущего дома. «Кирпичиками» являются «Физические величины. Элементы электрических схем», «Законы постоянного тока. Закон Ома», «Способы соединения резисторов», «Техника безопасности».

 

2. Второй этап урока: «Азбука электротехники»

Учащиеся отвечают на задания по предложенным темам. С помощью мультимедийного проектора «Кирпичики» становятся основанием будущего дома.

«Физические величины. Элементы электрических схем»

Задание № 1. Установить соответствие между физической величиной, обозначением величины и единицей измерения физической величины.

Задание № 2. Установить соответствие между наименованием и обозначением элементов электрической цепи.

Ответы заносятся в опросный лист. Эталон ответа преподаватель показывает на экране.

Учащиеся осуществляют самоконтроль.

Правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.

Баллы выставляются в опросный лист

Эталон превращается в «кирпичик» и встает в основание дома.

«Законы постоянного тока. Закон Ома»

Задание № 3. Задание воспринимается учащимися на слух: «Напряжение на концах проводника 220 В, его сопротивление 100 Ом. Чему равна сила тока в цепи?

Правильный ответ записать в опросный лист.

Оценивается правильность ответа (1 б., 0 б.).

Формулировка закона Ома демонстрируется с помощью ПК и еще раз проговаривается учащимися.

«Способы соединения резисторов»

Этот этап урока развивает логическое мышление, формирует способность решать поставленную перед ними задачу коллективно.

Задание № 4. Задание сопровождается демонстрационными моментами на двух стендах:

1 стенд – последовательное, параллельное и смешанное соединение ламп накаливания.

2 стенд – с электроизмерительными приборами (амперметры, вольтметры), с помощью которых в процессе демонстрации правильности ответов снимаются показания величин – напряжение и сила тока.

Вопрос к первой схеме: «Как изменится свечение лампы Л1 при перегорании лампы Л2?»

Вопрос ко второй схеме: «Как изменится свечение лампы Л1 при перегорании лампы Л2?»

Вопрос к третьей схеме: «Как изменится свечение лампочек Л1 и Л2», если включить в цепь Л3?»

Одновременно с вопросами на экране ПК высвечиваются варианты ответов:

Записать правильный ответ в опросный лист. В ходе проверки правильность ответов демонстрируется на стендах.

Наглядность при выполнении этих заданий позволяет надежно закрепить теоретические знания по этой теме.

Продемонстрировать учащимся особенности способов соединения проводников с помощью компьютерной анимации.

«Техника безопасности»

В ходе урока членам наших бригад предстоит собирать и опробовать электрические схемы, при этом они должны знать об опасности, которую представляет электрический ток

От каждой бригады выступает представитель с сообщением по ранее подготовленным темам:

Действие электрического тока на организм человека

Факторы, влияющие на степень опасности поражения человека электрическим током

Оказание первой помощи при электрическом ударе

Доклады демонстрируются слайдами на экране ПК

Последний «кирпичик» встает в фундамент будущего дома.

С помощью ПК высвечивается силуэт будущего дома.

3. Третий этап урока: «Электромонтажное предприятие»

Строительная часть возведения здания завершена. Предстоят работы по монтажу электротехнических устройств – электроосвещения и электроотопления. К работе приступают наши бригады.

Первые группы – конструкторов – составляют проект электрических схем освещения, отопления и вентиляции помещений согласно выданному заданию.

Вторые группы – инженерные или расчетные – занимаются расчетом электрических параметров, подбором необходимых приборов для сборки цепи.

Третьи группы – рабочие – из имеющихся приборов собирают электрические цепи по разработанным конструкторами схемам, измеряют электрические величины и сравнивают с расчетными.

После выполнения каждого задания, все схемы и расчеты изображаются на доске с последующим обсуждением, затем выдаются задания следующим группам. Чтобы группы, освобождающиеся от решения основной задачи или еще не вступившие в работу, не скучали и не потеряли творческую форму, им предлагаются дополнительные задания по данной теме, развивающие и углубляющие знания. (задачи, кроссворды).

После выполнения всех заданий построенный дом «оживает»: загорается свет, в окнах видны люди, домашние животные.

Главная цель урока достигнута – опираясь на ваши знания, умения и навыки по пройденной теме «Электрические цепи постоянного тока» мы построили дом, в котором тепло, светло, чисто и уютно.

III. Заключительная часть

Необходимо отметить участие в выполнении заданий каждого ученика и оценить их деятельность, сделать акцент на то, как важно взаимодействие групп в отряде, их взаимозависимость.

Еще раз остановиться на тех основных понятиях, законах, которые встретились в пройденной теме.

IV. Домашнее задание

Предложить учащимся выполнить творческие задания по пройденной теме «Электрические цепи постоянного тока» в виде кроссвордов, ребусов (с использованием специальных терминов по пройденной теме).

 

Последовательность слайдов на ПК

Слайд № 1 Тема урока

Слайд № 2

Цели урока:

Повторить, закрепить, проверить усвоение пройденного материала и применить законы постоянного тока для выполнения практических заданий;

Развивать профессионально-важные качества (зрительную память, внимание, быстроту реакции)

Слайд № 3

«Кирпичики» фундамента

         Законы постоянного тока.

Закон Ома

Физические величины.

 Элементы электрических схем

Способы соединения резисторов

Техника безопасности

Слайд № 4

«Физические величины»

Задание № 1

Установите соответствие между физическими величинами,

их обозначением и единицами их измерения

Физическая величина

Обозначение

Единица измерения

I – сила тока

1 – U

А – Ватт

II – напряжение

2 – R

Б – Ампер

III - сопротивление

3 – I

В – Вольт

IV - мощность

4 - P

Г - Ом

Слайд № 5

«Элементы электрических схем»

Задание № 2

Установите соответствие между наименованием и

обозначением на электрической схеме элементов электрической цепи

Наименование

Обозначение

1 – выключатель

А

2 – лампа накаливания

Б

3 – резистор

В

4 – источник энергии

Г

5 – предохранитель

Д

6 - реостат

Е

Слайд № 6

Эталон ответа

Задание № 1

I

3

Б

II

1

В

III

2

Г

IV

4

А

Задание № 2

1

2

3

4

5

6

Е

В

А

Д

Б

Г

Критерии оценки:

Ошибки

Нет ошибок

1-2

Более 3

Балл

2

1

0

Слайд № 7

«Кирпичик»  «Физические величины. Элементы электрических схем» встает в фундамент

Слайд № 8

Закон Ома для участка цепи:

Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на зажимах этого участка и обратно пропорциональна сопротивлению участка:

I = U / R

Закон Ома для замкнутой цепи:

Сила тока в замкнутой цепи прямо пропорциональна электродвижущей силе источника и обратно пропорциональна полному сопротивлению цепи:

I = E / (R + R0)

Слайд № 9

«Кирпич» «Законы постоянного тока. Закон Ома» встает на свое место в фундаменте

Слайд № 10

«Способы соединения резисторов»

Задание 4

Схема  А

Как изменится свечение лампы Л1 при перегорании лампы Л2?

Л1

Л2

1 – не изменится

2 – увеличится

3 – уменьшится

4 – лампа Л1 гореть не будет

 

Слайд № 11

«Способы соединения резисторов»

Задание 4

СхемаБ

Как изменится свечение ламп  Л1 и Л2, если включить в сеть лампу Л3?

Л1

Л2

Л3

1 – не изменится

2 – свечение лампы Л1 увеличится, лампы  - Л2 уменьшится

3 – свечение лампы Л1 уменьшится, лампы -  Л2 увеличится

4 -  свечение обеих ламп уменьшится;

5 – свечение обеих ламп увеличится

Слайд № 12

«Кирпич» «Способы соединения резисторов» встает на свое место в фундаменте

Слайд № 13

«Техника безопасности»

Действие электрического тока на организм человека

Iчел = U / Rчел

ф

0

Слайд № 14

«Техника безопасности»

Факторы, влияющие на степень опасностипоражения электрическим током:

Продолжительность воздействия тока на организм

Частота поражающего тока

Степень уязвимости отдельных точек тела человека

Путь протекания тока по телу

Слайд № 15

Оказание первой помощи при электрическом ударе

Вызвать скорую помощь и определить состояние пострадавшего:

Уложить на спину на твердую поверхность;

Проверить наличие дыхания;

Проверить наличие пульса;

Обратить внимание на зрачок

Если пострадавший в сознании:

Удобно уложить;

До прибытия врача обеспечить пострадавшему полный покой;

Непрерывно наблюдать за дыханием и пульсом;

Не позволять пострадавшему двигаться, а тем более продолжать работу

Если пострадавший без сознания, но дыхание и пульс устойчивы:

Расстегнуть стесняющую дыхание одежду;

Ровно и удобно уложить;

Создать приток свежего воздуха;

Давать нюхать нашатырь;

Обрызгивать водой;

Обеспечить полный покой;

Если пострадавший дышит судорожно и редко, делать исскуственное дыхание и массаж сердца.

При отсутствии у пострадавшего признаков жизни (дыхание, пульс):

Немедленно выполнять искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;

Делать их до тех пор, пока врач не решит вопрос о целесообразности дальнейших действий по оказанию помощи.

Слайд № 16

«Кирпич» «Техника безопасности» занимает свое место в фундаменте

Слайд № 17

На фундаменте вырастает силуэт дома

Слайд № 18

Конструкторское задание

(сначала высвечивается задание, затем схема)

«Электроосвещение»

Составьте проект электрического освещения помещения. Схема должна обеспечивать выполнение следующих условий:

-освещение помещения тремя лампами с отдельным включением;

-при перегорании или выключении одной лампы остальные не должны гаснуть;

-автоматическое отключение цепи от источника тока при коротком замыкании;

-использовать источник питания 4 В.

«Электроотопление»

Составить проект электрической схемы, по которой можно собрать установку для обогрева помещения. Схема должна обеспечивать выполнение следующих условий:

-обогревателями служат лабораторные резисторы;

-использовать источник постоянного тока 4 В;

-при сгорании одного из обогревателей, остальные тоже должны прекратить работу;

-предусмотреть возможность плавного регулирования выделяемого обогревателями количества теплоты;

-предусмотреть возможность включения и выключения обогревателей;

-предусмотреть автоматическое отключение цепи от источника питания при коротком замыкании.

Слайд № 19

Инженерное задание

Для схемы, составленной группой конструкторов, рассчитайте:

«Электроосвещение»

-Силу тока и напряжение на отдельных участках цепи, если напряжение источника тока 3 В, а сопротивление каждой лампы 12 Ом.

«Электроотопление»

-Количество теплоты, выделяемое тремя нагревателями в течении 1 часа, если напряжение источника тока 3 В, а сопротивление каждого нагревателя 2 Ом.

-На какую силу тока должен быть взят предохранитель?

Слайд № 20

Построенный дом «оживает», загорается свет, в окнах видны люди, домашние животные

Слайд № 21

Домашнее задание:

Выполнить творческую работу по пройденной теме

«Электрические цепи постоянного тока»

(Составить кроссворд, ребус, шараду, используя термины, пройденные при изучении темы)

Критерии оценки

Количество баллов

12 - 13

10 - 11

8 - 9

Меньше 8

Оценка

5

4

  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Хвалынский агропромышленный лицей»

Методическая разработка урока

Электрические цепи постоянного тока

Мастер производственного обучения

Никитин К.А.

Электрические цепи постоянного тока

Методическая разработка урока

Предмет: Электротехника

Профессия: Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Обсуждено на заседании методической комиссии  «Электротехнического цикла» 15.11.2010

 

Аннотация

Методическая разработка помогает повторить и закрепить материал по теме «Электрические цепи постоянного тока».

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных, специальных дисциплин и мастеров производственного обучения по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

 

Пояснительная записка

Тема «Электрические цепи постоянного тока» является одной из основополагающих тем электротехники. В ней даются основные понятия электротехники, формулируются законы электрических цепей, без которых невозможно понять последующие темы. Насколько хорошо учащимися усвоена названная тема, предстоит проверить на  заключительном уроке по названой теме. При необходимости следует еще раз акцентировать внимание на вопросах, которые не усвоили учащиеся. Предлагаемый урок проводится через решение проблемы.

При постановке проблемной ситуации целесообразно в процессе исследовательского метода проведения урока подвести учащихся к следующей формуле, по которой будет продвижение этапов урока:

 

ПРОБЛЕМА ИДЕЯ РАСЧЕТЫ ПРАКТИКА

 

Можно сказать: «По этим ступеням человек идет, решая задачи, возникшие перед ним в жизни и на работе». Давайте попробуем решить несколько проблем, которые возникнут перед нами. Поможет ли с ними справиться приведенная выше формула и те знания, умения, навыки, которые учащиеся получили на уроках электротехники?

На уроке используется индивидуальная и групповая форма работы. Групповая форма работы развивает у учащихся чувство коллективизма, взаимовыручки, товарищество. Это особенно важно в период адаптационного курса.

Использование исследовательских и эвристических методов проведения урока позволяет воспитывать у учащихся самостоятельность, пытливость, решительность, повышает интерес к предмету. Применение на уроке практических заданий не только закрепляет их профессиональные навыки, но и развивает внимание, быстроту реакции, собранность, активизирует их деятельность, заставляет анализировать и рассуждать. Расчетные задания помогают развитию логического мышления, памяти, внимательности. Учащиеся всегда любят сами конструировать, поэтому конструкторские задания, выполненные группой в 2-3 человека, развивают самостоятельность, различные виды мышления. А главная цель урока – закрепить полученные знания, умения и навыки, проанализировать уровень усвоения пройденного материала, что позволяет дифференцированно подойти к составлению заданий по другим темам и разделам.

Информационные технологии являются связующим звеном всего урока – учащиеся «строят» дом из «кирпичиков» своих знаний и умений. Постройка воображаемого дома, подключение сетей электроосвещения и электроотопления позволяет связать задания единым смысловым содержанием.

На уроке прослеживаются межпредметные связи:

-со спецтехнологией – организация электромонтажных работ, общестроительные работы;

-с охраной труда – опережающие задания по теме «Действие электрического тока на организм человека»;

-с математикой – выполнение математических расчетов при решении задач;

-с физикой – используются основные понятия темы «Электромагнетизм»;

-с производственным обучением – сборка электрических схем.

Тип урока:повторительно-обобщающий

Цель урока:

Повторить, закрепить, проверить усвоение пройденного материала и применить законы постоянного тока для выполнения практических заданий;

Активизировать деятельность учащихся с помощью разнообразных методов проведения урока

Развивать познавательные умения учащихся и их профессионально-важные качества (зрительную память, внимание, быстроту реакции)

План урока:

Организационная часть – 15 минут

а. Вступление

б. Постановка цели и задач урока

в. Раздача дидактического материла

Основное содержание урока – 50 минут

а. Ознакомление и выполнение заданий группами

б. Анализ решений

в. Практическая деятельность групп

Заключительная часть – 15 минут

а. Обобщение

б. Подведение итогов работы

Домашнее задание – 5 минута

Оборудование:

Измерительные приборы (амперметр, вольтметр)

Реостат лабораторный на (5 Ом)

Электролампы на подставке (на 4 В) – 3 шт.

Выключатель лабораторный – 4 шт.

Резистор лабораторный (на 3 Ом) – 3 шт.

Источник питания  лабораторный (на 4-6 В) – 2 шт.

ТСО

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Экран

Стенды «Способы соединения резисторов», «Щит приборный»

Плакаты-схемы

Комплекты конструкторских заданий

 

Ход урока

Организационный момент

Урок начинается с оглашения преподавателем темы и целей урока. Вступление надо начать с «яркого слова», с первых минут увлечь учащихся, настроить на рабочий лад, создать проблемную ситуацию. Указать важность знаний усвоенного материала.

Обязательно отметить, что изученная тема непосредственно связана с такими предметами, как математика, физика, спецтехнология, производственное обучение.

Весь материал урока отображается с помощью мультимедийного проектора на экране. Начиная с темы, целей урока. Затем с помощью полученных при изучении темы знаний, умений и навыков, учащиеся решают конкретные конструкторские, инженерные и монтажные задачи – строят дом и оборудуют его системами электроосвещения, отоплением и вентиляцией.

II. Основное содержание урока

Вы – будущие электромонтеры. Для того, чтобы стать классными специалистами, вы должны много знать и уметь. Без знания электротехники невозможно стать хорошим электромонтером. Представьте себе, что вы – рабочий коллектив – мини электромонтажные предприятия, занимающиеся разработкой и монтажом различного электрооборудования. Каждое предприятие имеет свою конструкторскую, расчетную и монтажную группы. Но, чтобы у вашего предприятия появился заказчик, вам необходимо разрекламировать себя. Потому, что реклама – двигатель  прогресса. Каждый производитель товаров и услуг рекламирует себя на рынке сбыта. Мы же сегодня попытаемся создать рекламу предмету «Электротехника», презентовать свои знания, умения и навыки Вам, дорогие гости!

 

Первый этап урока: «Разминка»

Учащиеся группы разбиты на 3 бригады электромонтеров. Каждая бригада зачитывает рекламу изучаемого предмета «Электротехника» - 5 минут.

Заказ на строительство дома вы получили. Выбрали площадку для строительства.

Дом начинается с фундамента. Фундаментом в нашем воображаемом доме являются знания основных понятий, законом из электротехники. Из отдельных «кирпичиков»- отдельных понятий складывается фундамент будущего дома. «Кирпичиками» являются «Физические величины. Элементы электрических схем», «Законы постоянного тока. Закон Ома», «Способы соединения резисторов», «Техника безопасности».

 

2. Второй этап урока: «Азбука электротехники»

Учащиеся отвечают на задания по предложенным темам. С помощью мультимедийного проектора «Кирпичики» становятся основанием будущего дома.

«Физические величины. Элементы электрических схем»

Задание № 1. Установить соответствие между физической величиной, обозначением величины и единицей измерения физической величины.

Задание № 2. Установить соответствие между наименованием и обозначением элементов электрической цепи.

Ответы заносятся в опросный лист. Эталон ответа преподаватель показывает на экране.

Учащиеся осуществляют самоконтроль.

Правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.

Баллы выставляются в опросный лист

Эталон превращается в «кирпичик» и встает в основание дома.

«Законы постоянного тока. Закон Ома»

Задание № 3. Задание воспринимается учащимися на слух: «Напряжение на концах проводника 220 В, его сопротивление 100 Ом. Чему равна сила тока в цепи?

Правильный ответ записать в опросный лист.

Оценивается правильность ответа (1 б., 0 б.).

Формулировка закона Ома демонстрируется с помощью ПК и еще раз проговаривается учащимися.

«Способы соединения резисторов»

Этот этап урока развивает логическое мышление, формирует способность решать поставленную перед ними задачу коллективно.

Задание № 4. Задание сопровождается демонстрационными моментами на двух стендах:

1 стенд – последовательное, параллельное и смешанное соединение ламп накаливания.

2 стенд – с электроизмерительными приборами (амперметры, вольтметры), с помощью которых в процессе демонстрации правильности ответов снимаются показания величин – напряжение и сила тока.

Вопрос к первой схеме: «Как изменится свечение лампы Л1 при перегорании лампы Л2?»

Вопрос ко второй схеме: «Как изменится свечение лампы Л1 при перегорании лампы Л2?»

Вопрос к третьей схеме: «Как изменится свечение лампочек Л1 и Л2», если включить в цепь Л3?»

Одновременно с вопросами на экране ПК высвечиваются варианты ответов:

Записать правильный ответ в опросный лист. В ходе проверки правильность ответов демонстрируется на стендах.

Наглядность при выполнении этих заданий позволяет надежно закрепить теоретические знания по этой теме.

Продемонстрировать учащимся особенности способов соединения проводников с помощью компьютерной анимации.

«Техника безопасности»

В ходе урока членам наших бригад предстоит собирать и опробовать электрические схемы, при этом они должны знать об опасности, которую представляет электрический ток

От каждой бригады выступает представитель с сообщением по ранее подготовленным темам:

Действие электрического тока на организм человека

Факторы, влияющие на степень опасности поражения человека электрическим током

Оказание первой помощи при электрическом ударе

Доклады демонстрируются слайдами на экране ПК

Последний «кирпичик» встает в фундамент будущего дома.

С помощью ПК высвечивается силуэт будущего дома.

3. Третий этап урока: «Электромонтажное предприятие»

Строительная часть возведения здания завершена. Предстоят работы по монтажу электротехнических устройств – электроосвещения и электроотопления. К работе приступают наши бригады.

Первые группы – конструкторов – составляют проект электрических схем освещения, отопления и вентиляции помещений согласно выданному заданию.

Вторые группы – инженерные или расчетные – занимаются расчетом электрических параметров, подбором необходимых приборов для сборки цепи.

Третьи группы – рабочие – из имеющихся приборов собирают электрические цепи по разработанным конструкторами схемам, измеряют электрические величины и сравнивают с расчетными.

После выполнения каждого задания, все схемы и расчеты изображаются на доске с последующим обсуждением, затем выдаются задания следующим группам. Чтобы группы, освобождающиеся от решения основной задачи или еще не вступившие в работу, не скучали и не потеряли творческую форму, им предлагаются дополнительные задания по данной теме, развивающие и углубляющие знания. (задачи, кроссворды).

После выполнения всех заданий построенный дом «оживает»: загорается свет, в окнах видны люди, домашние животные.

Главная цель урока достигнута – опираясь на ваши знания, умения и навыки по пройденной теме «Электрические цепи постоянного тока» мы построили дом, в котором тепло, светло, чисто и уютно.

III. Заключительная часть

Необходимо отметить участие в выполнении заданий каждого ученика и оценить их деятельность, сделать акцент на то, как важно взаимодействие групп в отряде, их взаимозависимость.

Еще раз остановиться на тех основных понятиях, законах, которые встретились в пройденной теме.

IV. Домашнее задание

Предложить учащимся выполнить творческие задания по пройденной теме «Электрические цепи постоянного тока» в виде кроссвордов, ребусов (с использованием специальных терминов по пройденной теме).

 

Последовательность слайдов на ПК

Слайд № 1 Тема урока

Слайд № 2

Цели урока:

Повторить, закрепить, проверить усвоение пройденного материала и применить законы постоянного тока для выполнения практических заданий;

Развивать профессионально-важные качества (зрительную память, внимание, быстроту реакции)

Слайд № 3

«Кирпичики» фундамента

         Законы постоянного тока.

Закон Ома

Физические величины.

 Элементы электрических схем

Способы соединения резисторов

Техника безопасности

Слайд № 4

«Физические величины»

Задание № 1

Установите соответствие между физическими величинами,

их обозначением и единицами их измерения

Физическая величина

Обозначение

Единица измерения

I – сила тока

1 – U

А – Ватт

II – напряжение

2 – R

Б – Ампер

III - сопротивление

3 – I

В – Вольт

IV - мощность

4 - P

Г - Ом

Слайд № 5

«Элементы электрических схем»

Задание № 2

Установите соответствие между наименованием и

обозначением на электрической схеме элементов электрической цепи

Наименование

Обозначение

1 – выключатель

А

2 – лампа накаливания

Б

3 – резистор

В

4 – источник энергии

Г

5 – предохранитель

Д

6 - реостат

Е

Слайд № 6

Эталон ответа

Задание № 1

I

3

Б

II

1

В

III

2

Г

IV

4

А

Задание № 2

1

2

3

4

5

6

Е

В

А

Д

Б

Г

Критерии оценки:

Ошибки

Нет ошибок

1-2

Более 3

Балл

2

1

0

Слайд № 7

«Кирпичик»  «Физические величины. Элементы электрических схем» встает в фундамент

Слайд № 8

Закон Ома для участка цепи:

Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на зажимах этого участка и обратно пропорциональна сопротивлению участка:

I = U / R

Закон Ома для замкнутой цепи:

Сила тока в замкнутой цепи прямо пропорциональна электродвижущей силе источника и обратно пропорциональна полному сопротивлению цепи:

I = E / (R + R0)

Слайд № 9

«Кирпич» «Законы постоянного тока. Закон Ома» встает на свое место в фундаменте

Слайд № 10

«Способы соединения резисторов»

Задание 4

Схема  А

Как изменится свечение лампы Л1 при перегорании лампы Л2?

Л1

Л2

1 – не изменится

2 – увеличится

3 – уменьшится

4 – лампа Л1 гореть не будет

 

Слайд № 11

«Способы соединения резисторов»

Задание 4

СхемаБ

Как изменится свечение ламп  Л1 и Л2, если включить в сеть лампу Л3?

Л1

Л2

Л3

1 – не изменится

2 – свечение лампы Л1 увеличится, лампы  - Л2 уменьшится

3 – свечение лампы Л1 уменьшится, лампы -  Л2 увеличится

4 -  свечение обеих ламп уменьшится;

5 – свечение обеих ламп увеличится

Слайд № 12

«Кирпич» «Способы соединения резисторов» встает на свое место в фундаменте

Слайд № 13

«Техника безопасности»

Действие электрического тока на организм человека

Iчел = U / Rчел

ф

0

Слайд № 14

«Техника безопасности»

Факторы, влияющие на степень опасностипоражения электрическим током:

Продолжительность воздействия тока на организм

Частота поражающего тока

Степень уязвимости отдельных точек тела человека

Путь протекания тока по телу

Слайд № 15

Оказание первой помощи при электрическом ударе

Вызвать скорую помощь и определить состояние пострадавшего:

Уложить на спину на твердую поверхность;

Проверить наличие дыхания;

Проверить наличие пульса;

Обратить внимание на зрачок

Если пострадавший в сознании:

Удобно уложить;

До прибытия врача обеспечить пострадавшему полный покой;

Непрерывно наблюдать за дыханием и пульсом;

Не позволять пострадавшему двигаться, а тем более продолжать работу

Если пострадавший без сознания, но дыхание и пульс устойчивы:

Расстегнуть стесняющую дыхание одежду;

Ровно и удобно уложить;

Создать приток свежего воздуха;

Давать нюхать нашатырь;

Обрызгивать водой;

Обеспечить полный покой;

Если пострадавший дышит судорожно и редко, делать исскуственное дыхание и массаж сердца.

При отсутствии у пострадавшего признаков жизни (дыхание, пульс):

Немедленно выполнять искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;

Делать их до тех пор, пока врач не решит вопрос о целесообразности дальнейших действий по оказанию помощи.

Слайд № 16

«Кирпич» «Техника безопасности» занимает свое место в фундаменте

Слайд № 17

На фундаменте вырастает силуэт дома

Слайд № 18

Конструкторское задание

(сначала высвечивается задание, затем схема)

«Электроосвещение»

Составьте проект электрического освещения помещения. Схема должна обеспечивать выполнение следующих условий:

-освещение помещения тремя лампами с отдельным включением;

-при перегорании или выключении одной лампы остальные не должны гаснуть;

-автоматическое отключение цепи от источника тока при коротком замыкании;

-использовать источник питания 4 В.

«Электроотопление»

Составить проект электрической схемы, по которой можно собрать установку для обогрева помещения. Схема должна обеспечивать выполнение следующих условий:

-обогревателями служат лабораторные резисторы;

-использовать источник постоянного тока 4 В;

-при сгорании одного из обогревателей, остальные тоже должны прекратить работу;

-предусмотреть возможность плавного регулирования выделяемого обогревателями количества теплоты;

-предусмотреть возможность включения и выключения обогревателей;

-предусмотреть автоматическое отключение цепи от источника питания при коротком замыкании.

Слайд № 19

Инженерное задание

Для схемы, составленной группой конструкторов, рассчитайте:

«Электроосвещение»

-Силу тока и напряжение на отдельных участках цепи, если напряжение источника тока 3 В, а сопротивление каждой лампы 12 Ом.

«Электроотопление»

-Количество теплоты, выделяемое тремя нагревателями в течении 1 часа, если напряжение источника тока 3 В, а сопротивление каждого нагревателя 2 Ом.

-На какую силу тока должен быть взят предохранитель?

Слайд № 20

Построенный дом «оживает», загорается свет, в окнах видны люди, домашние животные

Слайд № 21

Домашнее задание:

Выполнить творческую работу по пройденной теме

«Электрические цепи постоянного тока»

(Составить кроссворд, ребус, шараду, используя термины, пройденные при изучении темы)

Критерии оценки

Количество баллов

12 - 13

10 - 11

8 - 9

Меньше 8

Оценка

5

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Для вашего внимания здесь представлены мои разработки по предмету информатика....

Методическая копилка

Представлены РП, КТП, СРС, КОС по биологии и химии...

Методическая копилка

Здесь представлены активные методы обучения, которые можно использовать на разных фазах внеурочного мероприятия....

Методическая копилка

Методическая копилка "Приемы сплочения детского коллектива с помощью игр"...

Моя методическая копилка

Полезный материал для педагогов и родителей...

Моя методическая копилка

Материал для педагогов и родителей...