Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения
рабочая программа на тему

Столбикова Татьяна Анатольевна

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (СПО) 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование». Рабочая программа профессионального модуля  является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с профессиональными стандартами в части освоения основного вида деятельности (ВД) Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения: и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;

ПК 1.2. Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;

ПК 1.3. Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования, систем тепло- и топливоснабжения.и стандартами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_metrologiya.doc167 КБ
Microsoft Office document icon pm01.doc558.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        «Метрология, стандартизация и сертификация»        

2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование».

Организация-разработчик: Энгельсский филиал ФГОУ СПО «Поволжский государственный межрегиональный строительный колледж».

Разработчик:

Столбикова Т.А., преподаватель спецдисциплин Энгельсского филиала «Поволжский государственный межрегиональный строительный колледж».

Рекомендована цикловой методической комиссией общепрофессиональных и теплотехнических дисциплин.

Протокол №6 от «12» января 2011 г.

Рекомендована Экспертной комиссией Министерства образования Саратовской области

Приказ №123 от «24» января 2011 г.

Заключение Экспертной комиссии №.____ «___» ___________ 20___ г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»



4

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»



6

3. условия реализации учебной дисциплины «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»


11

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»



12


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Метрология, стандартизация и сертификация»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование».

Программа предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» и призвана формировать общие (ОК 1-5,7-9), и профессиональные (ПК 1.1-1.3; 2.1,2.2; 3.1,3.2) компетенции.

Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» может быть использована в профессиональной подготовке специалиста.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

«Метрология, стандартизация и сертификация» является дисциплиной общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- пользоваться системой стандартизации основных норм взаимозаменяемости в традиционной и машинной постановках разных сфер изделия;

- пользоваться системой стандартов в целях сертификации новой продукции.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- объекты, задачи и виды профессиональной деятельности, связанные с реализацией профессиональных функций по метрологии, стандартизации и сертификации, правовые основы, основные понятия и определения;

- метрологические службы, обеспечивающие единство измерений, государственный метрологический контроль и надзор:

- принципы построения международных и отечественных стандартов, правила пользования стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией;

- сертификацию, основные термины и определения, системы сертификации, порядок и правила сертификации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

дисциплина изучается в течение одного семестра;

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.

Комиссия «Общепрофессиональных и теплотехнических дисциплин» считает необходимым увеличить за счет вариативной части число часов обязательной аудиторной нагрузки на 4 часа, которые идут на аудиторные учебные занятия.

Решение рассмотрено на заседании комиссии «общепрофессиональных и теплотехнических дисциплин».

Протокол №4 от «25» ноября 2010 г.

За счет дополнительных часов выделены темы:

- тема 4.1 «Общие сведения о метрологии» раздела 4 «Основы метрологии» - 4 часа. Тема является важной для изучения и соблюдения правил метрологии, что позволяет свести к минимуму материальные потери от недостоверных результатов измерений.

За счет дополнительных часов стало возможным углубление и расширение профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 1.2. Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 1.3. Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 2.1. Выполнять дефектацию теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 2.2. Производить ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 3.1. Участвовать в наладке и испытаниях теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 3.2. Составлять отчётную документацию по результатам наладки и испытаний теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

лабораторные работы

6

практические занятия

4

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

Изучение нормативных документов

Подготовка рефератов

Решение ситуационных задач

6

8

6

Итоговый контроль в форме экзамена

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

1

Предмет, задачи и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификации». Значение и основная цель, связь с другими дисциплинами, роль и место в формировании научно-теоретических основ специальности.

2

Раздел 1.

Основы стандартизации

Тема 1.1 Международная стандартизация

Содержание учебного материала

2

1

Сущность стандартизации. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов.

Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЭК). Международные организации, участвующие в работе ИСО.

2

Тема 1.2 Организация работ по стандартизации в РФ

Содержание учебного материала

2

1

Правовые основы стандартизации и ее задачи. Органы и службы по стандартизации. Порядок разработки стандартов. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам. Нормоконтроль технической документации.

2

Практическая работа №1 «Порядок разработки стандартов»

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

  1. Подготовка реферата на тему «Международные организации по стандартизации».
  2. Решение ситуационных задач



2

2

Раздел 2.

Объекты стандартизации в отрасли.

Тема 2.1 Стандартизация промышленной продукции.

Содержание учебного материала

2

1

Классификация промышленной продукции. Изделия отрасли. Нормативная документация на техническое состояние изделия. Стандартизация технических условий.

2

Тема 2.2 Стандартизация и качество продукции.

Содержание учебного материала

2

1

Оценка качества продукции на жизненном цикле. Свойства качества функционирования изделий. Взаимозаменяемость. Точность и надежность.

2

2

Эффективность использования промышленной продукции. Обеспечение взаимозаменяемости при конструировании.

2

3

Изучение жизненного цикла продукции.

2

Практическая работа №2 «Нормативная документация на техническое состояние изделия»

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

  1. Подготовка реферата на тему «Обеспечение взаимозаменяемости при конструировании изделий».
  2. Изучение нормативных документов



2

4

Раздел 3.

Система стандартизации в отрасли

Тема 3.1 Государственная система стандартизации и научно-технический прогресс.

Содержание учебного материала

1

Методы стандартизации как процесс управления Задача стандартизации в управлении качеством. Фактор стандартизации в функции управляющих процессов. Интеграция управления качеством на базе стандартизации.

Системный анализ в решении проблем стандартизации. Ряды предпочтительных чисел и параметрические. Унификация и агрегатирование. Комплексная и опережающая. Комплексные системы общетехнических стандартов.

2

2

Раздел 4.

Основы метрологии

Тема 4.1 Общие сведения о метрологии.

Содержание учебного материала

2

1

Стандартизация в системе технического контроля и измерения. Триада приоритетных составляющих метрологии. Задачи метрологии. Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения точности.

2

2

Международная система единиц. Единство измерений и единообразие средств измерений. Метрологическая служба. Основные термины и определения. Международные организации по метрологии.

2

3

Документы объектов стандартизации в сфере метрологии на: компоненты систем контроля и измерения, методологию, организацию и управление, системные принципы экономики и элементов информационных технологии.

2

Лабораторная работа №1 «Оценка погрешности показаний микрометров».

2

3

Тема 4.2 Средства, методы и погрешность измерения.

Содержание учебного материала

2

2

1

Средства измерения. Методы и погрешность измерения Принципы  проектирования средств технических измерений и контроля. Выбор средств измерения и контроля. Универсальные средства технических измерений. Автоматизация процессов измерения и контроля. Сертификация средств измерения.

Лабораторная работа №2 «Измерение линейных размеров»

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

  1. Подготовка реферата на тему «Задачи метрологической службы».
  2.  Решение ситуационных задач
  3. Изучение нормативных документов


2

2

2

Раздел 5.

Управление качеством продукции и стандартизация.

Тема 5.1 Методологические основы управления качеством.

Содержание учебного материала

2

1

Сущность управления качеством продукции. Объекты и проблема управления. Методический подход. Требования управления. Принципы теории управления. Интеграция управления качеством. Сквозной механизм управления качеством. Факторы качества продукции.

Планирование потребностей. Проектирование и разработка продукции и процессов. Эксплуатация и утилизация. Ответственность руководства. Менеджмент  ресурсов. Измерение, анализ и улучшение. Сопровождение и поддержка электронным обеспечением.

2

Раздел 6.

Основы сертификации.

Тема 6.1 Сертификация в различных сферах.

Содержание учебного материала

2

1

Сущность сертификации. Проведение сертификации. Правовые основы сертификации. Организационно-методические принципы сертификации.

2

2

Деятельность ИСО в области сертификации. Деятельность МЭК в области сертификации. Деятельность МГС участниц СНГ в области сертификации.

Сертификация систем обеспечения качества. Экологическая сертификация.

2

Лабораторная работа № «Изучение сертификата качества».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

  1. Подготовка реферата на тему «Задачи экологической сертификации».
  2. Решение ситуационных задач


2

2

Всего по модулю:

60

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Метрология, стандартизация и сертификация».

Оборудование учебного кабинета:

- обучающие стенды,

- таблицы;

- плакаты;

- наглядные пособия.

Технические средства обучения:

- методические указания для проведения лабораторных и практических работ;

- аудиовизуальные;

- компьютерные;

- измерительные приборы.

3.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. - М.: Высшая школа, 2005.

2. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация: Издательство: Юрайт- Издат, 2007

Интернет-ресурсы:

Дополнительные источники:

  1. Федотова Е. Л. Информационные технологии и системы - М., 2009.
  2. Малюх В. Н. Введение в современные САПР: Курс лекций. – М.: ДМК Пресс, 2010.
  3. Соколова Т. Ю. AutoCAD 2010. Учебный курс. СПб.: Питер, 2010.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

- пользоваться системой стандартизации основных норм взаимозаменяемости в традиционной и машинной постановках разных сфер изделия;

Текущий контроль:

- устный индивидуальный опрос;

- письменный опрос;

- тестирование;

- письменная контрольная работа.

- пользоваться системой стандартов в целях сертификации новой продукции.

- устный индивидуальный опрос;

- письменный опрос;

- тестирование;

- письменная контрольная работа.

знать:

- объекты, задачи и виды профессиональной деятельности, связанные с реализацией профессиональных функций по метрологии, стандартизации и сертификации, правовые основы, основные понятия и определения;

- устный индивидуальный опрос;

- письменный опрос;

- тестирование;

- письменная контрольная работа.

- метрологические службы, обеспечивающие единство измерений, государственный метрологический контроль и надзор:

- устный индивидуальный опрос;

- письменный опрос;

- тестирование;

- письменная контрольная работа.

- принципы построения международных и отечественных стандартов, правила пользования стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией;

- устный индивидуальный опрос;

- письменный опрос;

- тестирование;

- письменная контрольная работа.

- сертификацию, основные термины и определения, системы сертификации, порядок и правила сертификации.

- устный индивидуальный опрос;

- письменный опрос;

- тестирование;

- письменная контрольная работа.

Итоговый контроль в форме экзамена.



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
И СИСТЕМ ТЕПЛО- И ТОПЛИВОСНАБЖЕНИЯ

2017


Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (СПО) 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 823 и профессиональных стандартов: «Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. №237н., «Специалист по эксплуатации котлов, работающих на твердом топливе», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. №192н, «Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 апреля 2014 г.№246.

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский промышленно-экономический техникум» ГАПОУ СО «ЭПЭТ»

Разработчик:

Столбикова Т.А., преподаватель ГАПОУ СО «ЭПЭТ»


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«Эксплуатация теплотехнического оборудования
и систем тепло- и топливоснабжения»

  1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее – рабочая программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с профессиональными стандартами: «Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. №237н., «Специалист по эксплуатации котлов, работающих на твердом топливе», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. №192н, «Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 апреля 2014 г.№24, ФГОС по специальности СПО 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, в части освоения основного вида деятельности (ВД) Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения: и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;

ПК 1.2. Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;

ПК 1.3. Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования, систем тепло- и топливоснабжения.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области технического обслуживания и эксплуатации теплотехнического оборудования систем тепло- топливоснабжения и средств учета и контроля тепловой энергии при наличии среднего (полного) общего образования.

Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

безопасной эксплуатации:

теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;

систем автоматики, управления, сигнализации и защиты теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; приборов для измерения и учета тепловой энергии и энергоресурсов;

контроля и управления:

режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; системами автоматического регулирования процесса производства, транспорта и распределения тепловой энергии;

организации процессов:

бесперебойного теплоснабжения и контроля над гидравлическим и тепловым режимом тепловых сетей; выполнения работ по повышению энергоэффективности теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; внедрения энергосберегающих технологий в процессы производства, передачи и распределения тепловой энергии; чтения, составления и расчёта принципиальных тепловых схем тепловой электростанции (ТЭС), котельных и систем тепло- и топливоснабжения; оформления технической документации в процессе эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;

уметь:

выполнять:

безопасный пуск, останов и обслуживание во время работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; техническое освидетельствование теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; автоматическое и ручное регулирование процесса производства, транспорта и распределения тепловой энергии; тепловой и аэродинамический расчёт котельных агрегатов; гидравлический и механический расчёт газопроводов и тепловых сетей; тепловой расчет тепловых сетей; расчет принципиальных тепловых схем тепловых электростанций (ТЭС), котельных, тепловых пунктов и систем тепло- и топливоснабжения; выбор по данным расчёта тепловых схем основного и вспомогательного оборудования;

составлять:

принципиальные тепловые схемы тепловых пунктов, котельных и тепловых электростанций (ТЭС), схемы тепловых сетей и систем топливоснабжения;

техническую документацию процесса эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;

знать:

устройство, принцип действия и характеристики:

основного и вспомогательного теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; гидравлических машин; тепловых двигателей; систем автоматического регулирования, сигнализации и защиты теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; приборов и устройств для измерения параметров теплоносителей, расхода и учета энергоресурсов и тепловой энергии;

правила:

устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, трубопроводов пара и горячей воды, сосудов, работающих под давлением; технической эксплуатации тепловых энергоустановок; безопасности систем газораспределения и газопотребления; охраны труда; ведения технической документации в процессе эксплуатации теплотехнического оборудования и тепловых сетей;

методики:

теплового и аэродинамического расчёта котельных агрегатов; гидравлического и механического расчета тепловых сетей и газопроводов; теплового расчёта тепловых сетей; разработки и расчёта принципиальных тепловых схем тепловых электростанций (ТЭС), котельных, тепловых пунктов и систем тепло- и топливоснабжения; выбора по данным расчёта тепловых схем основного и вспомогательного оборудования тепловых электростанций (ТЭС), котельных, тепловых пунктов и систем тепло- и топливоснабжения; проведения гидравлических испытаний теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения;

основные положения: федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; требований нормативных документов (СНиП, ГОСТ, СП) к теплотехническому оборудованию, системам тепло- и топливоснабжения;

основные направления: развития энергосберегающих технологий; повышения энергоэффективности при производстве, транспорте и распределении тепловой энергии.

1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

всего – 858 часов,

в том числе:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 714 часов, включая:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 476 часов,

- самостоятельной работы обучающегося – 238 часов;

- учебной практики – 72 часа;

- производственной практики– 72часа


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимся видом деятельности по эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 1.2

Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 1.3

Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1.1, 1.2, 1.3,

Раздел 1 Организация безопасной работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

636

424

126

40

212

20

-

-

ПК 1.1, 1.2, 1.3

Раздел 2 Организация контроля за использованием тепловой энергии

78

52

16

26

-

-

ПК 1.1, 1.2, 1.3

УП.01 Учебная практика (Геодезическая)

72

72

-

ПК 1.1, 1.2, 1.3

ПП.01 Производственная практика (Эксплуатационная), часов

72

-

72

Всего:

858

476

142

40

238

20

72

72


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1.

Организация безопасной работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

636

МДК 01.01

Эксплуатация, расчёт и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

636

Тема 1.1 Устройство и принцип действия теплотехнического оборудования

Содержание

38

1

Устройство паровых и водогрейных котлов.

2

2

Принцип действия, характеристики оборудования котельных.

2

3

Классификация топочных устройств для работы котлов на твердом топливе

2

4

Классификация топочных устройств для работы котлов на жидком и газообразном топливе.

2

5

Обслуживание поверхностей нагрева теплоэнергетических установок. Топочные экраны и испарительные поверхности котлов.

2

6

Пароперегреватели, их назначение и конструктивные особенности. Типы экономайзеров их компоновка и конструктивное исполнение

2

7

Воздухоподогреватели их принцип действия и конструктивное исполнение.

2

8

Потребление тепловой энергии. Виды тепловых нагрузок, их зависимость от температуры наружного воздуха, графики потребления теплоты.

2

9

Выбор параметров для расчета и определение величины тепловых нагрузок

2

10

Способы определения расхода теплоты на различные нужды.

2

11

Системы теплоснабжения и тепловые пункты. Классификация систем теплоснабжения.

2

12

Схемы тепловых пунктов. Виды схем водяных и паровых систем, открытых и закрытых.

2

13

Выбор и анализ работы систем теплоснабжения.

2

14

Теплообменные аппараты, их назначение.

2

15

Виды и область применения теплообменных аппаратов различного действия..

2

16

Основы теплового расчета теплообменных аппаратов непрерывного и периодического действия

2

17

Конденсатное хозяйство.

2

18

Системы сбора и отвода конденсата.

2

19

Назначение, виды конденсатоотводчиков, принцип действия и область применения.

2

Лабораторные работы

16

3

1

Изучение принципа действия котельногоагрегата

2

Изучение конструкции водоводяного подогревателя.

3

Изучение конструкции рекуперативного пароводяного теплообменного аппарата.

4

Изучение принципа действия и конструкции газомазутной горелки.

5

Изучение принципа действия и конструкции газомазутной горелки.

6

Проверка работы конденсатоотводчиков.

7

Изучение принципа действия водяного экономайзера

8

Изучение принципа действия воздухоподогревателя

Практические занятия

4

1

Составление схемы теплоснабжения промышленного предприятия

2

Составление схемы теплоснабжения промышленного предприятия

Тема 1.2.Основы безопасной эксплуатации теплотехнического оборудования

Содержание

38

1

Правила устройства и безопасной эксплуатации котельных..

2

2

Требования к конструкции, установке, содержанию и обслуживанию котлов

2

3

Требования к помещениям котельных, арматуре и контрольно-измерительным приборам

2

4

Порядок допуска лиц к обслуживанию котлов.

2

5

Программы обучения персонала, обслуживающего котлы.

2

6

Аттестация машинистов котлов.

2

7

Проведение технического освидетельствования теплотехнического оборудования

2

8

Проведение технического освидетельствования систем теплоснабжения

2

9

Проведение технического освидетельствования систем топливоснабжения

2

10

Порядок проведения пуска котлов работающих на твердом, жидком и газообразном топливе. Общие мероприятия по подготовке котлов и вспомогательного оборудования к пуску.

2

11

Порядок розжига котла.

2

12

Порядок розжига котла.

2

13

Аварийная остановка котлов работающих на твердом, жидком и газообразном топливе.

2

14

Причины возникновения аварийных ситуаций.

2

15

Порядок аварийной остановки котлов.

2

16

Ведение технической документации в процессе эксплуатации теплотехнического оборудования

2

17

Ведение технической документации в процессе эксплуатации тепловых сетей

2

18

Очистка поверхности нагрева котлов.

2

19

Методы очистки поверхности нагрева котлов.

2

Лабораторные работы 

18

3

1

Изучение конструкции каркасов котлов

2

2

Изучение конструкции взрывных клапанов различной конструкции

2

3

Изучение конструкции внутрибарабанных сепарационных и промывочных устройств

2

4

Изучение порядка проведения пуска и останова котлов, работающих на газообразном топливе

2

5

Изучение порядка проведения пуска и останова котлов, работающих на твердом топливе

2

6

Изучение порядка проведения пуска и останова котлов, работающих на жидком топливе

2

7

Изучение порядка проведения пуска и останова котлов, работающих на жидком топливе

2

8

Изучение мер по предупреждению аварий паровых котлов

2

9

Изучение мер по предупреждению аварий водогрейных котлов

2

Тема 1.3. Тепловой расчет котельного агрегата

Содержание

36

1

Классификация органического топлива. Виды и элементарный состав топлива. Понятие о расчетных массах топлива.

2

2

Химический состав топлива, удельная теплота сгорания топлива.

3

Основы теории горения органического топлива.

2

4

Общие сведения о горении, материальный баланс горения органического топлива.

2

5

Энтальпия воздуха

2

6

Энтальпия уходящих дымовых газов.

2

7

Состав продуктов сгорания топлива.

2

8

Полный объем продуктов сгорания.

2

9

Количество воздуха, необходимое для сгорания топлива.

2

10

Понятие коэффициента избытка воздуха

2

11

Тепловой баланс котельной установки.

2

12

Потери теплоты уходящими газами. Потери теплоты от химической и механической неполноты сгорания, потери теплоты от наружного охлаждения, с физическим теплом шлаков.

2

13

Коэффициент полезного действия котельных установок.

2

14

Определение расхода топлива паровых и водогрейных котлов.

2

15

Рабочие процессы в паровых и водогрейных котлах.

2

16

Образование пара. Естественная циркуляция, принудительная циркуляция в испарительных поверхностях нагрева

2

17

Теплопередача в испарительных поверхностях нагрева.

2

18

Назначение продувки парового котла.

2

Практические занятия

22

3

1

Определение теоретического объема воздуха и продуктов сгорания при сжигании

1 кг твердого или 1 нм3 газообразного топлива

2

Определение теоретического объема воздуха и продуктов сгорания при сжигании

1 кг твердого или 1 нм3 газообразного топлива

3

Расчет энтальпий уходящих дымовых газов

4

Составление таблицы энтальпий уходящих дымовых газов

5

Определение тепловых потерь и коэффициента полезного действия котла

6

Определение часового расхода топлива парового котла

7

Определение часового расхода топлива водогрейного котла

8

Расчет аэродинамического сопротивления газовоздушного тракта

9

Выбор высоты дымовой трубы

10

Расчет и выбор теплоэнергетического оборудования

11

Подбор вспомогательного оборудования котельной

Тема 1.4. Системы производства, транспорта и распределения тепловой энергии

Содержание

48

1

Производители тепловой энергии.  

2

2

Структурные схемы котельных, ТЭЦ.

2

3

Основные потребители тепловой энергии. Распределение тепловой энергии по потребителям.

2

4

Центральные и индивидуальные тепловые пункты.

2

5

Схемы присоединения потребителей к тепловым сетям

2

6

Потребление тепла на производственные нужды. Основные виды и режимы потребления тепловой энергии на технологические нужды.

2

7

Расчет тепловых нагрузок на различные виды потребления. Использование пара в качестве теплоносителя.

2

8

Регулирование отпуска теплоты. Виды систем регулирования отпуска теплоты. Задачи систем регулирования.

2

9

Методы регулирования отпуска теплоты при однородной и разнородной нагрузках. Температурные графики, их виды.

2

10

Вентиляция и кондиционирование воздуха Виды загрязнений воздуха, обработка воздуха в вентиляционных системах.

2

11

Классификация систем вентиляции и определение размера воздухообмена в помещении. Основы расчета систем вентиляции и кондиционирования воздуха.

2

12

Сроки проведения технического обслуживания.

2

13

Горячее водоснабжение. Классификация систем горячего водоснабжения. Местные и централизованные установки для приготовления горячей воды.

2

14

Способы подготовки воды и виды подогревателей для систем горячего водоснабжения. Схемы систем горячего водоснабжения.

2

15

Определение расчетных расходов воды для нужд горячего водоснабжения. Циркуляция в системе горячего водоснабжения. Мероприятия по снижению расхода горячей воды.

2

16

Устройство систем топливоснабжения.

2

17

Топливное хозяйство котельной. Различные виды топлива.

2

18

Газорегуляторные пункты и газорегуляторные установки. Назначение, классификация и схемы газорегуляторных пунктов (ГРП) и газорегуляторных установок (ГРУ)

2

19

Устройство и работа основного и вспомогательного оборудования ГРП и ГРУ

2

20

Защита газопроводов от коррозии..

2

21

Виды коррозии газопроводов

2

22

Методы защиты от коррозии, осуществление контроля качества изоляционного покрытия газопроводов

2

23

Работа котельных на твердом топливе.

2

24

Механизмы подачи, приема, хранения и предварительной обработки топлива.

2

Практические занятия

22

3

1

Определение тепловых нагрузок на отопление по укрупненным показателям.

2

Определение тепловых нагрузок на вентиляцию по укрупненным показателям

3

Определение тепловых нагрузок на горячее водоснабжение

4

Определение тепловых нагрузок на горячее водоснабжение

5

Определение годовых расходов теплоты и теплоносителя.

6

Определение годовых расходов теплоты и теплоносителя.

7

Расчет и построение температурных графиков центрального регулирования для однородной нагрузки.

8

Расчет и построение температурных графиков центрального регулирования для разнородной нагрузки.

9

Изучение системы теплоснабжения промышленного предприятия

10

Изучение системы теплоснабжения жилого микрорайона

11

Расчет количества котлов по тепловой нагрузке

Лабораторные работы

10

1

Анализ проб газа и воздуха газоанализаторами.

2

Изучение конструкции калориферно - вентиляционной установки

3

Изучение конструкций отопительных приборов и регулирующих устройств.

4

Определение поверхности нагрева отопительных приборов.

5

Определение поверхности нагрева отопительных приборов.

Тема 1.5. Организация контроля, управления и защиты теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

Содержание

46

1

Приборы, применяемые в котельных установках. Классификация приборов, измеряющих температуру, давление, расход, уровень вещества

2

2

Единицы измерения параметров: температуры, давления, расхода, количества, уровня. Основные температурные шкалы. Виды давления

2

3

Общие понятия об автоматических системах регулирования. Структурная схема систем автоматического регулирования. Объекты автоматического регулирования.

2

4

Технологический процесс как объект регулирования. Виды возмущающих воздействий. Переходные процессы в автоматических системах регулирования.

2

5

Автоматические регуляторы. Классификация автоматических регуляторов.

2

6

Законы регулирования. Устойчивость работы автоматической системы регулирования. Качество процессов регулирования.

2

7

Исполнительные устройства систем управления. Назначение, виды и конструкция исполнительных механизмов. Основные типы пусковых устройств

2

8

Регулирующие органы. Назначение, классификация и характеристики регулирующих органов.

2

9

Основные параметры регулирования котельных агрегатов. Барабанный паровой котел как объект регулирования. Характеристики узлов регулирования паровых котлов.

2

10

Регуляторы тепловой нагрузки, воздуха, разряжения, питания котла водой

2

11

Функции, выполняемые схемами автоматического регулирования котельных установок.

2

12

Контроль и измерение, автоматическое регулирование и управление, сигнализация, автоматика безопасности.

2

13

Схемы автоматического регулирования паровых котлов.

2

14

Основные блоки и аппаратура схем регулирования паровых котлов.

2

15

Схемы автоматического регулирования водогрейных котлов.

2

16

Основные блоки и аппаратура схем регулирования водогрейных котлов.

2

17

Правила составления и чтения функциональных схем автоматического регулирования.

2

18

Условные обозначения параметров и функций котельных установок.

2

19

Особенность работы систем отопления. Основные узлы систем регулирования отопления и их устройство.

2

20

Системы регулирования приточной и вытяжной вентиляции. Основные узлы систем регулирования вентиляции

2

21

Защита приточных вентиляционных систем от замораживания.

2

22

Системы регулирования горячего водоснабжения. Устройство их основных узлов.

2

23

Условия регулирования системы горячего водоснабжения

2

Лабораторные работы

8

3

1

Изучение и поверка термопары

2

Изучение и поверка термометров сопротивления

3

Изучение и поверка манометрических термометров

4

Изучение и поверка пружинных манометров

Практические занятия

8

1

Изучение и составление типовой схемы автоматического регулирования паровых котлов типа ДКВР, ДЕ, КЕ.

2

Изучение и составление типовой схемы автоматического регулирования паровых котлов типа ДКВР, ДЕ, КЕ.

3

Изучение и составление типовой схемы автоматизации газомазутных водогрейных котлов типа КВ-ГМ и ПТВМ

4

Изучение и составление типовой схемы автоматизации газомазутных водогрейных котлов типа КВ-ГМ и ПТВМ

Тема 1.6. Повышение энергоэффективности теплотехнического оборудования

Содержание

24

1

Тепловая защита зданий. Повышение уровня теплозащиты зданий и сооружений.

2

2

Повышение энергоэффективности.

2

3

Составление энергетического паспорта здания.

2

4

Теплоизоляция трубопроводов и оборудования.

2

5

Мероприятия для снижения расхода тепла в системах теплоснабжения.

2

6

Применение новых видов тепловой изоляции

2

7

Система оперативного дистанционного контроля за состоянием тепловых сетей.

2

8

Снижение потерь тепла системами теплоснабжения для сокращения потребления топливно-энергетических ресурсов.

2

9

Методы контроля за состоянием тепловых сетей.

2

10

Проблемы систем теплоснабжения и способы их решения. Рациональное и эффективное использование энергии,

2

11

Сокращение капитальных и эксплуатационных затрат, применение передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения.

2

12

Экологические проблемы теплоэнергетики.

2

Лабораторные работы

6

3

1

Составление энергетического паспорта здания.

2

Определение толщины тепловой изоляции и потерь теплоты трубопроводом тепловой сети.

3

Определение толщины тепловой изоляции стен и покрытий жилых и общественных зданий.

Тема 1.7. Выбор тепловых и принципиальных схем котельных установок, тепловых электростанций и систем теплоснабжения.

Содержание

28

1

Основное и вспомогательное оборудование тепловой электростанции (ТЭС),

2

2

Основное и вспомогательное оборудование котельной  установки, теплового пункта.

2

3

Организация работы теплоэнергетического цеха.

2

4

Принципиальная схема тепловой электростанции (ТЭС).

2

5

Принципиальная схема систем теплоснабжения.

2

6

Принципиальная схема систем топливоснабжения.

2

7

Принципиальная схема котельной  установки с водогрейными котлами

2

8

Принципиальная схема котельной  установки с паровыми котлами

2

9

Компоновка котельных установок.

2

10

Помещения и архитектура котельных.

2

11

Размещение оборудования  в котельной.

2

12

Типовые решения компоновки котельных установок.

2

13

Местное и децентрализованное теплоснабжение.

2

14

Преимущества и недостатки местного и децентрализованного теплоснабжения.

2

Лабораторные работы

8

3

1

Изучение принципиальной схемы тепловой электростанции (ТЭС)

2

2

Изучение принципиальной схемы теплового пункта.

2

3

Изучение принципиальной схемы котельной установки.

4

Практические занятия

4

1

Тепловой расчет системы теплоснабжения.

2

2

Изучение способов прокладки тепловых сетей.

2

Самостоятельная работа при изучении МДК.01.01. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Проработка материалов по защите курсового проекта, подготовка к его защите.

212

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подбор информации по темам «Новые направления в котлостроении», «Применение современных теплообменных аппаратов в системах теплоснабжения», «Новые разработки в области производства тепловой энергии», «Проблемы и достижения в области теплоэнергетики», «Новые направления в развитии отопительной техники», «Современные системы вентиляции и кондиционирования», «Применение современных теплоизоляционных материалов в системах теплоснабжения»,

Изучение транспортабельных котельных и крышных котельных.

Изучение обязанностей обслуживающего персонала котельной.

Изучение схем теплоснабжения от индивидуальных источников теплоты.

Изучение использования электрической энергии для преобразования её в тепловую.

Создание чертежей по профилю специальности в системе КОМПАС.

Учебная практика  -

-

Производственная практика (по профилю специальности) -

-

Раздел ПМ2 Организация контроля за использованием тепловой энергии

78

МДК 01.02.

Учет и реализация тепловой энергии

78

Тема 2.1 Организация учета тепловой энергии и теплоносителя на источниках теплоты и у потребителя

Содержание

8

1

Цели и принципы учета тепловой энергии. Понятие расчетного и технического учета. Выбор мест установки средств учета тепловой энергии.

2

2

Организации, выдающие технические условия на присоединение потребителей

2

3

Порядок присоединения новых потребителей тепловой энергии.

2

4

Документы, необходимые для оформления заявки на подключение новой мощности.

2

Практические занятия

2

3

1

Расчет потребляемой тепловой энергии предприятием

Тема 2.2 Технические средства по учету тепловой энергии

Содержание

8

1

Приборы для измерения количества и расхода тепловой энергии в зависимости от вида теплоносителя.

2

2

Приборы для регистрации параметров теплоносителя.

2

3

Приемка пунктов учета тепловой энергии.

2

4

Основные правила эксплуатации пунктов учета тепловой энергии. Проверка схем включения и работы приборов учета тепловой энергии. Поверка и регулировка приборов учета тепловой энергии.

2

Практические занятия

4

3

Составление теплотехнического паспорта теплового пункта.

Составление схемы узла учета тепловой энергии.

Лабораторные работы

6

Конструкция, принцип действия и основные характеристики термометров, расходомеров и приборов давления.

Конструкция, принцип действия и основные характеристики тепловых счетчиков

Изучение автоматизированных систем учета и контроля тепловой энергии

Тема 2.3

Органы Росэнергонадзора России, осуществляющие контроль за реализацией тепловой энергии.

Содержание

10

1

Структура органов Росэнергонадзора..

2

2

2

Основные задачи, функции органов Росэнергонадзора

2

2

3

Права и ответственность органов Росэнергонадзора

2

2

4

Порядок допуска к эксплуатации новых потребителей тепловой энергии.

2

2

5

Условия допуска тепловых установок в эксплуатацию.

2

2

Тема 2.4 Расчеты за потребляемую тепловую энергию.

Содержание

10

1

Механизм взаиморасчетов за тепловую энергию, поставляемую федеральными ТЭС. Скидки и надбавки к тарифам за тепло. Взаимоотношения потребителя и банка.

2

2

Особенности расчетов за тепло с непромышленными потребителями.

2

3

Расчеты с бытовыми потребителями. Принятие мер к неплательщикам.

2

4

Документация и отчетность при реализации тепловой энергии. Баланс по потреблению тепла.

2

5

Тарифы на тепловую энергию. Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию.

2

Лабораторные работы

4

3

1

Составление договора на отпуск тепловой энергии

2

Составление документации, необходимой для приемки в эксплуатацию пунктов учета тепловой энергии

Самостоятельная работа при изучении МДК.01.02. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

26

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подбор информации по темам «, «Современные разработки тепловых счетчиков», «Современные газовые счетчики».

Изучение энергосберегающих технологий.

Нестандартные способы измерения параметров.

Общие требования к автоматике газифицированных котельных.

Изучение технической документации по организации учета тепловой энергии.

Учебная практика-(геодезическая)

Виды работ

Безопасная эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

Читать чертежи рабочих проектов, составление и расчёт принципиальных тепловых схем котельных и систем тепло- и топливоснабжения

Выполнить  тепловой расчет тепловых сетей; расчет принципиальных тепловых схем котельных, тепловых пунктов и систем тепло- и топливоснабжения

Выбрать  материалы и оборудование в соответствии требованиями нормативно-справочной литературы, и технико-экономической целесообразности.

Выполнить работы по повышению энергоэффективности теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования, систем тепло- и топливоснабжения.

72

Производственная практика (Эксплуатационная)

Виды работ

Безопасная эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

Безопасная эксплуатация систем автоматики, управления, сигнализации и защиты теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

Безопасная эксплуатация приборов для измерения и учета тепловой энергии и энергоресурсов.

Участие в управлении режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

Организации процессов бесперебойного теплоснабжения.

Организация контроля над гидравлическим и тепловым режимом тепловых сетей.

72

Тематика курсовых проектов: 

Расчет крышной отопительной котельной

Расчет транспортабельной отопительной котельной

Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовому проекту

40

Всего

858


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля проходит в лаборатории эксплуатации, наладки и испытания теплотехнического оборудования. Оборудование учебной лаборатории :

- Комплекты справочной,  нормативной и технической документации,

- наглядные пособия – контрольно-измерительные приборы,

- макет крышной котельной,

- макет теплового узла,

-водонагревательный котел с автоматикой,

- газораспределительный пункт,

- регулируемая и запорная арматура,

- регуляторы давления,

- стенды лабораторные.

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику (ПП.01. Эксплуатационная).


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Брюханов О.Н., Кузнецов В.А. Газифицированные котельные агрегаты. – М.: ИНФРА-М, 2015, 2010
  2. Соколов, Б. А. Основы теплотехники. Теплотехнический контроль и автоматика котлов / Б.А. Соколов. - М.: Академия, 2013. - 128 c.
  3. Соколов, Б. А. Контрольно-измерительные приборы и автоматика котлов / Б.А. Соколов. - М.: Академия, 2012.

Дополнительные источники:

  1. Соколов, Б. А. Котельные установки, работающие на твердом топливе / Б.А. Соколов. - М.: Academia, 2012. 
  2. Эстеркин Р.И. Эксплуатация, ремонт, наладка и испытания теплотехнического оборудования. – СПб.:  Энергоатомиздат, 2011

Отечественные журналы:

  1. «Строительство: новые технологии – новое оборудование».
  2. «Энергосбережение».

Интернет - ресурсы:

  1. www. edu.ru/modyles.php.- Каталог образовательных Интернет – ресурсов: учебно-методические пособия.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Для изучения профессионального модуля ПМ 01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения необходимо освоение общепрофессиональных дисциплин, МДК 01.01 Эксплуатация, расчет и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения, МДК01.02 Учет и реализация тепловой энергии, учебной практики УП.01 (геодезической) и производственной практики ПП.01 (эксплуатационной). При работе над курсовыми проектами, обучающимся оказываются консультации.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам) МДК 01.01 Эксплуатация, расчёт и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения, МДК 01.02.Учет и реализация тепловой энергии: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» по специальности «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин.

Мастера: наличие 5–6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Организацию и проведение контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля обеспечивает образовательное учреждение.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения.

Обучение профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии входят представители общественных организаций обучающихся.

Формы и методы контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения.

Для текущего и итогового контроля созданы фонды оценочных средств (ФОС), которые включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1

Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

- умение осуществлять пуск, останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения,

 - проведение технического освидетельствования котлов, теплообменных аппаратов, элементов тепловой сети и трубопроводов топливоснабжения,

- проведение гидравлических испытаний теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения.

- Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- устный опрос,

- письменный опрос,

- защита практических и лабораторных работ.

- тестирование по основным темам разделов МДК.

- дифференцированный зачет по разделам МДК,

- дифференцированный зачет по учебной практике,

-дифференцированный  зачет по производственной практике,

- квалификационный экзамен по ПМ в виде защиты курсового проекта с выполнением практических заданий.

ПК 1.2 Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

- умение производить измерение теплотехнических параметров,

- производство ручного и автоматического регулирования процессов производства тепловой энергии,

- выполнение теплового и материального расчета теплообменных аппаратов,

- выполнение теплового и аэродинамического расчета котельных агрегатов,

- выполнение работ по внедрению энергосберега-ющих технологий в процессы производства, передачи и распределения тепловой энергии и повышению энергоэффективности теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения,

- организация учета тепло-, топливо- и энергоресурсов,

- составление и чтение принципиальных тепловых схем котельных, тепловых электростанций, тепловых пунктов, систем тепло- и топливоснабжения,

- выполнение гидравлических и механических расчетов.

- Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- устный опрос,

- письменный опрос,

- защита практических и лабораторных работ,

- экспертная оценка по выполнению курсового проекта,

-защита курсового проекта.

- тестирование по основным темам разделов МДК.

- дифференцированный зачет по разделам МДК,

- дифференцированный зачет по учебной практике,

-дифференцированный  зачет по производственной практике,

- квалификационный экзамен по ПМ в виде защиты курсового проекта с выполнением практических заданий.

ПК 1.3 Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

- организация и производство безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, трубопроводов пара и горячей воды, сосудов, работающих под давлением; технической эксплуатации тепловых энергоустановок;

- организация процессов бесперебойного тепло- и топливоснабжения,

- организация безопасной эксплуатации систем газоснабжения,

- умение осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации аварий теплотех-нического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения,

- ведение технической документации в процессе эксплуатации теплотехнического оборудования и тепловых сетей.

- Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- устный опрос,

- письменный опрос,

- защита практических и лабораторных работ.

- тестирование по основным темам разделов МДК.- дифференцированный зачет по разделам МДК,

- дифференцированный зачет по учебной практике

-дифференцированный  зачет по производственной практике,

- квалификационный экзамен по ПМ в виде защиты курсового проекта с выполнением практических заданий.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 

- демонстрация интереса к будущей профессии

наблюдение за процессами оценки и самооценки,

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- обоснование выбора и применения методов и способов выполнения профессиональных задач в области эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения,

- оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

наблюдение и оценка эффективности и правильности выбора метода решения задач

наблюдение за организацией рабочего места в процессе деятельности

наблюдение за организацией деятельности в стандартной ситуации

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- решения в стандартных и нестандартных ситуациях в области эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения,

- сознание ответственности за принятые решения.

наблюдение и оценка эффективности и правильности самоанализа принимаемых решений  на практических  занятиях

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- эффективный поиск необходимой информации, использование различных источников, включая электронные носители и интернет-ресурсы,

- профессиональное и личностное развитие.

самостоятельно осуществляет поиск необходимой информации, используя различные виды источников, в т.ч. электронные; - находит и использует информацию для эффективного выполнения профессиональных задач;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

оценка использования информационно-коммуникативных технологий

для подготовки презентаций, докладов подобранных из разных источников в соответствии с заданной ситуацией

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами, руководством и потребителями в ходе обучения и прохождения практики.

наблюдение за взаимодействием обучающимися с преподавателем для решения поставленных задач;

анализ выполнения поставленных задач, предусматривающих групповую работу

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

- проявление ответственности за работу членов команды (подчиненных),

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы, выполнения заданий.

анализ участия в подготовке профессионально значимого мероприятии требующего коллективного генерирования идей

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля,

- планирование повышения квалификационного уровня.

наблюдение стремления к повышению квалификации;

наблюдение за участием в профессионально значимых мероприятиях (конференциях, проектах), выполнением самоанализа и коррекции собственной деятельности на основании достигнутых результатов;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- проявление интереса к инновациям в профессиональной деятельности,

- анализ приоритетных направлений разработки новых технологий в области эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

наблюдение за проявлением интереса к инновациям в области профессиональной деятельности, знании инновационных тенденций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Рабочая программа мпрофессионального модуля «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» разработана на основе Федерального государственного образовательного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ»

программы подготовки специалистов среднего звена для специальности 13.02.09 «Монтаж и эксплуатация линий электропередачи»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Эксплуатация крана при производстве работ ( по видам)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Эксплуатация крана при производстве работ ( по видам) ...

Рабочая программа профессионального модуля "Эксплуатация сельскохозяйственной техники"

Программа профессионального модуля является частью образовательной программы среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена специальности 35.02.07 «Механизация сел...

Рабочая программа профессионального модуляПМ.01 Организация службы пожаротушения и проведения работ по рушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. по специальности 20.02.03 Пожарная безопасность

Рабочая программа профессионального модуляПМ.01 Организация службы пожаротушения и проведения работ по рушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. по специальности 20.02.03 Пожарна...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 Наладка и испытания теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения Специальность 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование Базовая подготовка на 2023-2024 учебный год

Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена  по специальности в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.02 Теп...