Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения
рабочая программа на тему
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (СПО) 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование». Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с профессиональными стандартами в части освоения основного вида деятельности (ВД) Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения: и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
ПК 1.2. Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
ПК 1.3. Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования, систем тепло- и топливоснабжения.и стандартами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 167 КБ |
![]() | 558.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология, стандартизация и сертификация»
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование».
Организация-разработчик: Энгельсский филиал ФГОУ СПО «Поволжский государственный межрегиональный строительный колледж».
Разработчик:
Столбикова Т.А., преподаватель спецдисциплин Энгельсского филиала «Поволжский государственный межрегиональный строительный колледж».
Рекомендована цикловой методической комиссией общепрофессиональных и теплотехнических дисциплин.
Протокол №6 от «12» января 2011 г.
Рекомендована Экспертной комиссией Министерства образования Саратовской области
Приказ №123 от «24» января 2011 г.
Заключение Экспертной комиссии №.____ «___» ___________ 20___ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ» | 4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ» | 6 |
3. условия реализации учебной дисциплины «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ» | 11 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ» | 12 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология, стандартизация и сертификация»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование».
Программа предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» и призвана формировать общие (ОК 1-5,7-9), и профессиональные (ПК 1.1-1.3; 2.1,2.2; 3.1,3.2) компетенции.
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» может быть использована в профессиональной подготовке специалиста.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
«Метрология, стандартизация и сертификация» является дисциплиной общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- пользоваться системой стандартизации основных норм взаимозаменяемости в традиционной и машинной постановках разных сфер изделия;
- пользоваться системой стандартов в целях сертификации новой продукции.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- объекты, задачи и виды профессиональной деятельности, связанные с реализацией профессиональных функций по метрологии, стандартизации и сертификации, правовые основы, основные понятия и определения;
- метрологические службы, обеспечивающие единство измерений, государственный метрологический контроль и надзор:
- принципы построения международных и отечественных стандартов, правила пользования стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией;
- сертификацию, основные термины и определения, системы сертификации, порядок и правила сертификации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
дисциплина изучается в течение одного семестра;
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
Комиссия «Общепрофессиональных и теплотехнических дисциплин» считает необходимым увеличить за счет вариативной части число часов обязательной аудиторной нагрузки на 4 часа, которые идут на аудиторные учебные занятия.
Решение рассмотрено на заседании комиссии «общепрофессиональных и теплотехнических дисциплин».
Протокол №4 от «25» ноября 2010 г.
За счет дополнительных часов выделены темы:
- тема 4.1 «Общие сведения о метрологии» раздела 4 «Основы метрологии» - 4 часа. Тема является важной для изучения и соблюдения правил метрологии, что позволяет свести к минимуму материальные потери от недостоверных результатов измерений.
За счет дополнительных часов стало возможным углубление и расширение профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 1.2. Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 1.3. Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 2.1. Выполнять дефектацию теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 2.2. Производить ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 3.1. Участвовать в наладке и испытаниях теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 3.2. Составлять отчётную документацию по результатам наладки и испытаний теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 6 |
практические занятия | 4 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
Изучение нормативных документов Подготовка рефератов Решение ситуационных задач | 6 8 6 |
Итоговый контроль в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Предмет, задачи и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификации». Значение и основная цель, связь с другими дисциплинами, роль и место в формировании научно-теоретических основ специальности. | 2 | ||
Раздел 1. Основы стандартизации | ||||
Тема 1.1 Международная стандартизация | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Сущность стандартизации. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов. Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЭК). Международные организации, участвующие в работе ИСО. | 2 | ||
Тема 1.2 Организация работ по стандартизации в РФ | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Правовые основы стандартизации и ее задачи. Органы и службы по стандартизации. Порядок разработки стандартов. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам. Нормоконтроль технической документации. | 2 | ||
Практическая работа №1 «Порядок разработки стандартов» | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся.
| 2 2 | |||
Раздел 2. Объекты стандартизации в отрасли. | ||||
Тема 2.1 Стандартизация промышленной продукции. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Классификация промышленной продукции. Изделия отрасли. Нормативная документация на техническое состояние изделия. Стандартизация технических условий. | 2 | ||
Тема 2.2 Стандартизация и качество продукции. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Оценка качества продукции на жизненном цикле. Свойства качества функционирования изделий. Взаимозаменяемость. Точность и надежность. | 2 | ||
2 | Эффективность использования промышленной продукции. Обеспечение взаимозаменяемости при конструировании. | 2 | ||
3 | Изучение жизненного цикла продукции. | 2 | ||
Практическая работа №2 «Нормативная документация на техническое состояние изделия» | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся.
| 2 4 | |||
Раздел 3. Система стандартизации в отрасли | ||||
Тема 3.1 Государственная система стандартизации и научно-технический прогресс. | Содержание учебного материала | |||
1 | Методы стандартизации как процесс управления Задача стандартизации в управлении качеством. Фактор стандартизации в функции управляющих процессов. Интеграция управления качеством на базе стандартизации. Системный анализ в решении проблем стандартизации. Ряды предпочтительных чисел и параметрические. Унификация и агрегатирование. Комплексная и опережающая. Комплексные системы общетехнических стандартов. | 2 | 2 | |
Раздел 4. Основы метрологии | ||||
Тема 4.1 Общие сведения о метрологии. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Стандартизация в системе технического контроля и измерения. Триада приоритетных составляющих метрологии. Задачи метрологии. Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения точности. | 2 | ||
2 | Международная система единиц. Единство измерений и единообразие средств измерений. Метрологическая служба. Основные термины и определения. Международные организации по метрологии. | 2 | ||
3 | Документы объектов стандартизации в сфере метрологии на: компоненты систем контроля и измерения, методологию, организацию и управление, системные принципы экономики и элементов информационных технологии. | 2 | ||
Лабораторная работа №1 «Оценка погрешности показаний микрометров». | 2 | 3 | ||
Тема 4.2 Средства, методы и погрешность измерения. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Средства измерения. Методы и погрешность измерения Принципы проектирования средств технических измерений и контроля. Выбор средств измерения и контроля. Универсальные средства технических измерений. Автоматизация процессов измерения и контроля. Сертификация средств измерения. | |||
Лабораторная работа №2 «Измерение линейных размеров» | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся.
| 2 2 2 | |||
Раздел 5. Управление качеством продукции и стандартизация. | ||||
Тема 5.1 Методологические основы управления качеством. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Сущность управления качеством продукции. Объекты и проблема управления. Методический подход. Требования управления. Принципы теории управления. Интеграция управления качеством. Сквозной механизм управления качеством. Факторы качества продукции. Планирование потребностей. Проектирование и разработка продукции и процессов. Эксплуатация и утилизация. Ответственность руководства. Менеджмент ресурсов. Измерение, анализ и улучшение. Сопровождение и поддержка электронным обеспечением. | 2 | ||
Раздел 6. Основы сертификации. | ||||
Тема 6.1 Сертификация в различных сферах. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Сущность сертификации. Проведение сертификации. Правовые основы сертификации. Организационно-методические принципы сертификации. | 2 | ||
2 | Деятельность ИСО в области сертификации. Деятельность МЭК в области сертификации. Деятельность МГС участниц СНГ в области сертификации. Сертификация систем обеспечения качества. Экологическая сертификация. | 2 | ||
Лабораторная работа № «Изучение сертификата качества». | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся.
| 2 2 | |||
Всего по модулю: | 60 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Метрология, стандартизация и сертификация».
Оборудование учебного кабинета:
- обучающие стенды,
- таблицы;
- плакаты;
- наглядные пособия.
Технические средства обучения:
- методические указания для проведения лабораторных и практических работ;
- аудиовизуальные;
- компьютерные;
- измерительные приборы.
3.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. - М.: Высшая школа, 2005.
2. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация: Издательство: Юрайт- Издат, 2007
Интернет-ресурсы:
Дополнительные источники:
- Федотова Е. Л. Информационные технологии и системы - М., 2009.
- Малюх В. Н. Введение в современные САПР: Курс лекций. – М.: ДМК Пресс, 2010.
- Соколова Т. Ю. AutoCAD 2010. Учебный курс. СПб.: Питер, 2010.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: - пользоваться системой стандартизации основных норм взаимозаменяемости в традиционной и машинной постановках разных сфер изделия; | Текущий контроль: - устный индивидуальный опрос; - письменный опрос; - тестирование; - письменная контрольная работа. |
- пользоваться системой стандартов в целях сертификации новой продукции. | - устный индивидуальный опрос; - письменный опрос; - тестирование; - письменная контрольная работа. |
знать: - объекты, задачи и виды профессиональной деятельности, связанные с реализацией профессиональных функций по метрологии, стандартизации и сертификации, правовые основы, основные понятия и определения; | - устный индивидуальный опрос; - письменный опрос; - тестирование; - письменная контрольная работа. |
- метрологические службы, обеспечивающие единство измерений, государственный метрологический контроль и надзор: | - устный индивидуальный опрос; - письменный опрос; - тестирование; - письменная контрольная работа. |
- принципы построения международных и отечественных стандартов, правила пользования стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией; | - устный индивидуальный опрос; - письменный опрос; - тестирование; - письменная контрольная работа. |
- сертификацию, основные термины и определения, системы сертификации, порядок и правила сертификации. | - устный индивидуальный опрос; - письменный опрос; - тестирование; - письменная контрольная работа. |
Итоговый контроль в форме экзамена. |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
И СИСТЕМ ТЕПЛО- И ТОПЛИВОСНАБЖЕНИЯ
2017
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (СПО) 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 823 и профессиональных стандартов: «Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. №237н., «Специалист по эксплуатации котлов, работающих на твердом топливе», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. №192н, «Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 апреля 2014 г.№246.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский промышленно-экономический техникум» ГАПОУ СО «ЭПЭТ»
Разработчик:
Столбикова Т.А., преподаватель ГАПОУ СО «ЭПЭТ»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Эксплуатация теплотехнического оборудования
и систем тепло- и топливоснабжения»
- Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее – рабочая программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с профессиональными стандартами: «Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. №237н., «Специалист по эксплуатации котлов, работающих на твердом топливе», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. №192н, «Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 апреля 2014 г.№24, ФГОС по специальности СПО 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, в части освоения основного вида деятельности (ВД) Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения: и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
ПК 1.2. Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
ПК 1.3. Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования, систем тепло- и топливоснабжения.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области технического обслуживания и эксплуатации теплотехнического оборудования систем тепло- топливоснабжения и средств учета и контроля тепловой энергии при наличии среднего (полного) общего образования.
Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
безопасной эксплуатации:
теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
систем автоматики, управления, сигнализации и защиты теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; приборов для измерения и учета тепловой энергии и энергоресурсов;
контроля и управления:
режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; системами автоматического регулирования процесса производства, транспорта и распределения тепловой энергии;
организации процессов:
бесперебойного теплоснабжения и контроля над гидравлическим и тепловым режимом тепловых сетей; выполнения работ по повышению энергоэффективности теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; внедрения энергосберегающих технологий в процессы производства, передачи и распределения тепловой энергии; чтения, составления и расчёта принципиальных тепловых схем тепловой электростанции (ТЭС), котельных и систем тепло- и топливоснабжения; оформления технической документации в процессе эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
уметь:
выполнять:
безопасный пуск, останов и обслуживание во время работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; техническое освидетельствование теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; автоматическое и ручное регулирование процесса производства, транспорта и распределения тепловой энергии; тепловой и аэродинамический расчёт котельных агрегатов; гидравлический и механический расчёт газопроводов и тепловых сетей; тепловой расчет тепловых сетей; расчет принципиальных тепловых схем тепловых электростанций (ТЭС), котельных, тепловых пунктов и систем тепло- и топливоснабжения; выбор по данным расчёта тепловых схем основного и вспомогательного оборудования;
составлять:
принципиальные тепловые схемы тепловых пунктов, котельных и тепловых электростанций (ТЭС), схемы тепловых сетей и систем топливоснабжения;
техническую документацию процесса эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
знать:
устройство, принцип действия и характеристики:
основного и вспомогательного теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; гидравлических машин; тепловых двигателей; систем автоматического регулирования, сигнализации и защиты теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; приборов и устройств для измерения параметров теплоносителей, расхода и учета энергоресурсов и тепловой энергии;
правила:
устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, трубопроводов пара и горячей воды, сосудов, работающих под давлением; технической эксплуатации тепловых энергоустановок; безопасности систем газораспределения и газопотребления; охраны труда; ведения технической документации в процессе эксплуатации теплотехнического оборудования и тепловых сетей;
методики:
теплового и аэродинамического расчёта котельных агрегатов; гидравлического и механического расчета тепловых сетей и газопроводов; теплового расчёта тепловых сетей; разработки и расчёта принципиальных тепловых схем тепловых электростанций (ТЭС), котельных, тепловых пунктов и систем тепло- и топливоснабжения; выбора по данным расчёта тепловых схем основного и вспомогательного оборудования тепловых электростанций (ТЭС), котельных, тепловых пунктов и систем тепло- и топливоснабжения; проведения гидравлических испытаний теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения;
основные положения: федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; требований нормативных документов (СНиП, ГОСТ, СП) к теплотехническому оборудованию, системам тепло- и топливоснабжения;
основные направления: развития энергосберегающих технологий; повышения энергоэффективности при производстве, транспорте и распределении тепловой энергии.
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего – 858 часов,
в том числе:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 714 часов, включая:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 476 часов,
- самостоятельной работы обучающегося – 238 часов;
- учебной практики – 72 часа;
- производственной практики– 72часа
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимся видом деятельности по эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1 | Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 1.2 | Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 1.3 | Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 1.1, 1.2, 1.3, | Раздел 1 Организация безопасной работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения | 636 | 424 | 126 | 40 | 212 | 20 | - | - |
ПК 1.1, 1.2, 1.3 | Раздел 2 Организация контроля за использованием тепловой энергии | 78 | 52 | 16 | 26 | - | - | ||
ПК 1.1, 1.2, 1.3 | УП.01 Учебная практика (Геодезическая) | 72 | 72 | - | |||||
ПК 1.1, 1.2, 1.3 | ПП.01 Производственная практика (Эксплуатационная), часов | 72 | - | 72 | |||||
Всего: | 858 | 476 | 142 | 40 | 238 | 20 | 72 | 72 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел ПМ 1. Организация безопасной работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения | 636 | |||
МДК 01.01 Эксплуатация, расчёт и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения | 636 | |||
Тема 1.1 Устройство и принцип действия теплотехнического оборудования | Содержание | 38 | ||
1 | Устройство паровых и водогрейных котлов. | 2 | ||
2 | Принцип действия, характеристики оборудования котельных. | 2 | ||
3 | Классификация топочных устройств для работы котлов на твердом топливе | 2 | ||
4 | Классификация топочных устройств для работы котлов на жидком и газообразном топливе. | 2 | ||
5 | Обслуживание поверхностей нагрева теплоэнергетических установок. Топочные экраны и испарительные поверхности котлов. | 2 | ||
6 | Пароперегреватели, их назначение и конструктивные особенности. Типы экономайзеров их компоновка и конструктивное исполнение | 2 | ||
7 | Воздухоподогреватели их принцип действия и конструктивное исполнение. | 2 | ||
8 | Потребление тепловой энергии. Виды тепловых нагрузок, их зависимость от температуры наружного воздуха, графики потребления теплоты. | 2 | ||
9 | Выбор параметров для расчета и определение величины тепловых нагрузок | 2 | ||
10 | Способы определения расхода теплоты на различные нужды. | 2 | ||
11 | Системы теплоснабжения и тепловые пункты. Классификация систем теплоснабжения. | 2 | ||
12 | Схемы тепловых пунктов. Виды схем водяных и паровых систем, открытых и закрытых. | 2 | ||
13 | Выбор и анализ работы систем теплоснабжения. | 2 | ||
14 | Теплообменные аппараты, их назначение. | 2 | ||
15 | Виды и область применения теплообменных аппаратов различного действия.. | 2 | ||
16 | Основы теплового расчета теплообменных аппаратов непрерывного и периодического действия | 2 | ||
17 | Конденсатное хозяйство. | 2 | ||
18 | Системы сбора и отвода конденсата. | 2 | ||
19 | Назначение, виды конденсатоотводчиков, принцип действия и область применения. | 2 | ||
Лабораторные работы | 16 | 3 | ||
1 | Изучение принципа действия котельногоагрегата | |||
2 | Изучение конструкции водоводяного подогревателя. | |||
3 | Изучение конструкции рекуперативного пароводяного теплообменного аппарата. | |||
4 | Изучение принципа действия и конструкции газомазутной горелки. | |||
5 | Изучение принципа действия и конструкции газомазутной горелки. | |||
6 | Проверка работы конденсатоотводчиков. | |||
7 | Изучение принципа действия водяного экономайзера | |||
8 | Изучение принципа действия воздухоподогревателя | |||
Практические занятия | 4 | |||
1 | Составление схемы теплоснабжения промышленного предприятия | |||
2 | Составление схемы теплоснабжения промышленного предприятия | |||
Тема 1.2.Основы безопасной эксплуатации теплотехнического оборудования | Содержание | 38 | ||
1 | Правила устройства и безопасной эксплуатации котельных.. | 2 | ||
2 | Требования к конструкции, установке, содержанию и обслуживанию котлов | 2 | ||
3 | Требования к помещениям котельных, арматуре и контрольно-измерительным приборам | 2 | ||
4 | Порядок допуска лиц к обслуживанию котлов. | 2 | ||
5 | Программы обучения персонала, обслуживающего котлы. | 2 | ||
6 | Аттестация машинистов котлов. | 2 | ||
7 | Проведение технического освидетельствования теплотехнического оборудования | 2 | ||
8 | Проведение технического освидетельствования систем теплоснабжения | 2 | ||
9 | Проведение технического освидетельствования систем топливоснабжения | 2 | ||
10 | Порядок проведения пуска котлов работающих на твердом, жидком и газообразном топливе. Общие мероприятия по подготовке котлов и вспомогательного оборудования к пуску. | 2 | ||
11 | Порядок розжига котла. | 2 | ||
12 | Порядок розжига котла. | 2 | ||
13 | Аварийная остановка котлов работающих на твердом, жидком и газообразном топливе. | 2 | ||
14 | Причины возникновения аварийных ситуаций. | 2 | ||
15 | Порядок аварийной остановки котлов. | 2 | ||
16 | Ведение технической документации в процессе эксплуатации теплотехнического оборудования | 2 | ||
17 | Ведение технической документации в процессе эксплуатации тепловых сетей | 2 | ||
18 | Очистка поверхности нагрева котлов. | 2 | ||
19 | Методы очистки поверхности нагрева котлов. | 2 | ||
Лабораторные работы | 18 | 3 | ||
1 | Изучение конструкции каркасов котлов | 2 | ||
2 | Изучение конструкции взрывных клапанов различной конструкции | 2 | ||
3 | Изучение конструкции внутрибарабанных сепарационных и промывочных устройств | 2 | ||
4 | Изучение порядка проведения пуска и останова котлов, работающих на газообразном топливе | 2 | ||
5 | Изучение порядка проведения пуска и останова котлов, работающих на твердом топливе | 2 | ||
6 | Изучение порядка проведения пуска и останова котлов, работающих на жидком топливе | 2 | ||
7 | Изучение порядка проведения пуска и останова котлов, работающих на жидком топливе | 2 | ||
8 | Изучение мер по предупреждению аварий паровых котлов | 2 | ||
9 | Изучение мер по предупреждению аварий водогрейных котлов | 2 | ||
Тема 1.3. Тепловой расчет котельного агрегата | Содержание | 36 | ||
1 | Классификация органического топлива. Виды и элементарный состав топлива. Понятие о расчетных массах топлива. | 2 | ||
2 | Химический состав топлива, удельная теплота сгорания топлива. | |||
3 | Основы теории горения органического топлива. | 2 | ||
4 | Общие сведения о горении, материальный баланс горения органического топлива. | 2 | ||
5 | Энтальпия воздуха | 2 | ||
6 | Энтальпия уходящих дымовых газов. | 2 | ||
7 | Состав продуктов сгорания топлива. | 2 | ||
8 | Полный объем продуктов сгорания. | 2 | ||
9 | Количество воздуха, необходимое для сгорания топлива. | 2 | ||
10 | Понятие коэффициента избытка воздуха | 2 | ||
11 | Тепловой баланс котельной установки. | 2 | ||
12 | Потери теплоты уходящими газами. Потери теплоты от химической и механической неполноты сгорания, потери теплоты от наружного охлаждения, с физическим теплом шлаков. | 2 | ||
13 | Коэффициент полезного действия котельных установок. | 2 | ||
14 | Определение расхода топлива паровых и водогрейных котлов. | 2 | ||
15 | Рабочие процессы в паровых и водогрейных котлах. | 2 | ||
16 | Образование пара. Естественная циркуляция, принудительная циркуляция в испарительных поверхностях нагрева | 2 | ||
17 | Теплопередача в испарительных поверхностях нагрева. | 2 | ||
18 | Назначение продувки парового котла. | 2 | ||
Практические занятия | 22 | 3 | ||
1 | Определение теоретического объема воздуха и продуктов сгорания при сжигании 1 кг твердого или 1 нм3 газообразного топлива | |||
2 | Определение теоретического объема воздуха и продуктов сгорания при сжигании 1 кг твердого или 1 нм3 газообразного топлива | |||
3 | Расчет энтальпий уходящих дымовых газов | |||
4 | Составление таблицы энтальпий уходящих дымовых газов | |||
5 | Определение тепловых потерь и коэффициента полезного действия котла | |||
6 | Определение часового расхода топлива парового котла | |||
7 | Определение часового расхода топлива водогрейного котла | |||
8 | Расчет аэродинамического сопротивления газовоздушного тракта | |||
9 | Выбор высоты дымовой трубы | |||
10 | Расчет и выбор теплоэнергетического оборудования | |||
11 | Подбор вспомогательного оборудования котельной | |||
Тема 1.4. Системы производства, транспорта и распределения тепловой энергии | Содержание | 48 | ||
1 | Производители тепловой энергии. | 2 | ||
2 | Структурные схемы котельных, ТЭЦ. | 2 | ||
3 | Основные потребители тепловой энергии. Распределение тепловой энергии по потребителям. | 2 | ||
4 | Центральные и индивидуальные тепловые пункты. | 2 | ||
5 | Схемы присоединения потребителей к тепловым сетям | 2 | ||
6 | Потребление тепла на производственные нужды. Основные виды и режимы потребления тепловой энергии на технологические нужды. | 2 | ||
7 | Расчет тепловых нагрузок на различные виды потребления. Использование пара в качестве теплоносителя. | 2 | ||
8 | Регулирование отпуска теплоты. Виды систем регулирования отпуска теплоты. Задачи систем регулирования. | 2 | ||
9 | Методы регулирования отпуска теплоты при однородной и разнородной нагрузках. Температурные графики, их виды. | 2 | ||
10 | Вентиляция и кондиционирование воздуха Виды загрязнений воздуха, обработка воздуха в вентиляционных системах. | 2 | ||
11 | Классификация систем вентиляции и определение размера воздухообмена в помещении. Основы расчета систем вентиляции и кондиционирования воздуха. | 2 | ||
12 | Сроки проведения технического обслуживания. | 2 | ||
13 | Горячее водоснабжение. Классификация систем горячего водоснабжения. Местные и централизованные установки для приготовления горячей воды. | 2 | ||
14 | Способы подготовки воды и виды подогревателей для систем горячего водоснабжения. Схемы систем горячего водоснабжения. | 2 | ||
15 | Определение расчетных расходов воды для нужд горячего водоснабжения. Циркуляция в системе горячего водоснабжения. Мероприятия по снижению расхода горячей воды. | 2 | ||
16 | Устройство систем топливоснабжения. | 2 | ||
17 | Топливное хозяйство котельной. Различные виды топлива. | 2 | ||
18 | Газорегуляторные пункты и газорегуляторные установки. Назначение, классификация и схемы газорегуляторных пунктов (ГРП) и газорегуляторных установок (ГРУ) | 2 | ||
19 | Устройство и работа основного и вспомогательного оборудования ГРП и ГРУ | 2 | ||
20 | Защита газопроводов от коррозии.. | 2 | ||
21 | Виды коррозии газопроводов | 2 | ||
22 | Методы защиты от коррозии, осуществление контроля качества изоляционного покрытия газопроводов | 2 | ||
23 | Работа котельных на твердом топливе. | 2 | ||
24 | Механизмы подачи, приема, хранения и предварительной обработки топлива. | 2 | ||
Практические занятия | 22 | 3 | ||
1 | Определение тепловых нагрузок на отопление по укрупненным показателям. | |||
2 | Определение тепловых нагрузок на вентиляцию по укрупненным показателям | |||
3 | Определение тепловых нагрузок на горячее водоснабжение | |||
4 | Определение тепловых нагрузок на горячее водоснабжение | |||
5 | Определение годовых расходов теплоты и теплоносителя. | |||
6 | Определение годовых расходов теплоты и теплоносителя. | |||
7 | Расчет и построение температурных графиков центрального регулирования для однородной нагрузки. | |||
8 | Расчет и построение температурных графиков центрального регулирования для разнородной нагрузки. | |||
9 | Изучение системы теплоснабжения промышленного предприятия | |||
10 | Изучение системы теплоснабжения жилого микрорайона | |||
11 | Расчет количества котлов по тепловой нагрузке | |||
Лабораторные работы | 10 | |||
1 | Анализ проб газа и воздуха газоанализаторами. | |||
2 | Изучение конструкции калориферно - вентиляционной установки | |||
3 | Изучение конструкций отопительных приборов и регулирующих устройств. | |||
4 | Определение поверхности нагрева отопительных приборов. | |||
5 | Определение поверхности нагрева отопительных приборов. | |||
Тема 1.5. Организация контроля, управления и защиты теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения | Содержание | 46 | ||
1 | Приборы, применяемые в котельных установках. Классификация приборов, измеряющих температуру, давление, расход, уровень вещества | 2 | ||
2 | Единицы измерения параметров: температуры, давления, расхода, количества, уровня. Основные температурные шкалы. Виды давления | 2 | ||
3 | Общие понятия об автоматических системах регулирования. Структурная схема систем автоматического регулирования. Объекты автоматического регулирования. | 2 | ||
4 | Технологический процесс как объект регулирования. Виды возмущающих воздействий. Переходные процессы в автоматических системах регулирования. | 2 | ||
5 | Автоматические регуляторы. Классификация автоматических регуляторов. | 2 | ||
6 | Законы регулирования. Устойчивость работы автоматической системы регулирования. Качество процессов регулирования. | 2 | ||
7 | Исполнительные устройства систем управления. Назначение, виды и конструкция исполнительных механизмов. Основные типы пусковых устройств | 2 | ||
8 | Регулирующие органы. Назначение, классификация и характеристики регулирующих органов. | 2 | ||
9 | Основные параметры регулирования котельных агрегатов. Барабанный паровой котел как объект регулирования. Характеристики узлов регулирования паровых котлов. | 2 | ||
10 | Регуляторы тепловой нагрузки, воздуха, разряжения, питания котла водой | 2 | ||
11 | Функции, выполняемые схемами автоматического регулирования котельных установок. | 2 | ||
12 | Контроль и измерение, автоматическое регулирование и управление, сигнализация, автоматика безопасности. | 2 | ||
13 | Схемы автоматического регулирования паровых котлов. | 2 | ||
14 | Основные блоки и аппаратура схем регулирования паровых котлов. | 2 | ||
15 | Схемы автоматического регулирования водогрейных котлов. | 2 | ||
16 | Основные блоки и аппаратура схем регулирования водогрейных котлов. | 2 | ||
17 | Правила составления и чтения функциональных схем автоматического регулирования. | 2 | ||
18 | Условные обозначения параметров и функций котельных установок. | 2 | ||
19 | Особенность работы систем отопления. Основные узлы систем регулирования отопления и их устройство. | 2 | ||
20 | Системы регулирования приточной и вытяжной вентиляции. Основные узлы систем регулирования вентиляции | 2 | ||
21 | Защита приточных вентиляционных систем от замораживания. | 2 | ||
22 | Системы регулирования горячего водоснабжения. Устройство их основных узлов. | 2 | ||
23 | Условия регулирования системы горячего водоснабжения | 2 | ||
Лабораторные работы | 8 | 3 | ||
1 | Изучение и поверка термопары | |||
2 | Изучение и поверка термометров сопротивления | |||
3 | Изучение и поверка манометрических термометров | |||
4 | Изучение и поверка пружинных манометров | |||
Практические занятия | 8 | |||
1 | Изучение и составление типовой схемы автоматического регулирования паровых котлов типа ДКВР, ДЕ, КЕ. | |||
2 | Изучение и составление типовой схемы автоматического регулирования паровых котлов типа ДКВР, ДЕ, КЕ. | |||
3 | Изучение и составление типовой схемы автоматизации газомазутных водогрейных котлов типа КВ-ГМ и ПТВМ | |||
4 | Изучение и составление типовой схемы автоматизации газомазутных водогрейных котлов типа КВ-ГМ и ПТВМ | |||
Тема 1.6. Повышение энергоэффективности теплотехнического оборудования | Содержание | 24 | ||
1 | Тепловая защита зданий. Повышение уровня теплозащиты зданий и сооружений. | 2 | ||
2 | Повышение энергоэффективности. | 2 | ||
3 | Составление энергетического паспорта здания. | 2 | ||
4 | Теплоизоляция трубопроводов и оборудования. | 2 | ||
5 | Мероприятия для снижения расхода тепла в системах теплоснабжения. | 2 | ||
6 | Применение новых видов тепловой изоляции | 2 | ||
7 | Система оперативного дистанционного контроля за состоянием тепловых сетей. | 2 | ||
8 | Снижение потерь тепла системами теплоснабжения для сокращения потребления топливно-энергетических ресурсов. | 2 | ||
9 | Методы контроля за состоянием тепловых сетей. | 2 | ||
10 | Проблемы систем теплоснабжения и способы их решения. Рациональное и эффективное использование энергии, | 2 | ||
11 | Сокращение капитальных и эксплуатационных затрат, применение передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения. | 2 | ||
12 | Экологические проблемы теплоэнергетики. | 2 | ||
Лабораторные работы | 6 | 3 | ||
1 | Составление энергетического паспорта здания. | |||
2 | Определение толщины тепловой изоляции и потерь теплоты трубопроводом тепловой сети. | |||
3 | Определение толщины тепловой изоляции стен и покрытий жилых и общественных зданий. | |||
Тема 1.7. Выбор тепловых и принципиальных схем котельных установок, тепловых электростанций и систем теплоснабжения. | Содержание | 28 | ||
1 | Основное и вспомогательное оборудование тепловой электростанции (ТЭС), | 2 | ||
2 | Основное и вспомогательное оборудование котельной установки, теплового пункта. | 2 | ||
3 | Организация работы теплоэнергетического цеха. | 2 | ||
4 | Принципиальная схема тепловой электростанции (ТЭС). | 2 | ||
5 | Принципиальная схема систем теплоснабжения. | 2 | ||
6 | Принципиальная схема систем топливоснабжения. | 2 | ||
7 | Принципиальная схема котельной установки с водогрейными котлами | 2 | ||
8 | Принципиальная схема котельной установки с паровыми котлами | 2 | ||
9 | Компоновка котельных установок. | 2 | ||
10 | Помещения и архитектура котельных. | 2 | ||
11 | Размещение оборудования в котельной. | 2 | ||
12 | Типовые решения компоновки котельных установок. | 2 | ||
13 | Местное и децентрализованное теплоснабжение. | 2 | ||
14 | Преимущества и недостатки местного и децентрализованного теплоснабжения. | 2 | ||
Лабораторные работы | 8 | 3 | ||
1 | Изучение принципиальной схемы тепловой электростанции (ТЭС) | 2 | ||
2 | Изучение принципиальной схемы теплового пункта. | 2 | ||
3 | Изучение принципиальной схемы котельной установки. | 4 | ||
Практические занятия | 4 | |||
1 | Тепловой расчет системы теплоснабжения. | 2 | ||
2 | Изучение способов прокладки тепловых сетей. | 2 | ||
Самостоятельная работа при изучении МДК.01.01. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Проработка материалов по защите курсового проекта, подготовка к его защите. | 212 | |||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подбор информации по темам «Новые направления в котлостроении», «Применение современных теплообменных аппаратов в системах теплоснабжения», «Новые разработки в области производства тепловой энергии», «Проблемы и достижения в области теплоэнергетики», «Новые направления в развитии отопительной техники», «Современные системы вентиляции и кондиционирования», «Применение современных теплоизоляционных материалов в системах теплоснабжения», Изучение транспортабельных котельных и крышных котельных. Изучение обязанностей обслуживающего персонала котельной. Изучение схем теплоснабжения от индивидуальных источников теплоты. Изучение использования электрической энергии для преобразования её в тепловую. Создание чертежей по профилю специальности в системе КОМПАС. | ||||
Учебная практика - | - | |||
Производственная практика (по профилю специальности) - | - | |||
Раздел ПМ2 Организация контроля за использованием тепловой энергии | 78 | |||
МДК 01.02. Учет и реализация тепловой энергии | 78 | |||
Тема 2.1 Организация учета тепловой энергии и теплоносителя на источниках теплоты и у потребителя | Содержание | 8 | ||
1 | Цели и принципы учета тепловой энергии. Понятие расчетного и технического учета. Выбор мест установки средств учета тепловой энергии. | 2 | ||
2 | Организации, выдающие технические условия на присоединение потребителей | 2 | ||
3 | Порядок присоединения новых потребителей тепловой энергии. | 2 | ||
4 | Документы, необходимые для оформления заявки на подключение новой мощности. | 2 | ||
Практические занятия | 2 | 3 | ||
1 | Расчет потребляемой тепловой энергии предприятием | |||
Тема 2.2 Технические средства по учету тепловой энергии | Содержание | 8 | ||
1 | Приборы для измерения количества и расхода тепловой энергии в зависимости от вида теплоносителя. | 2 | ||
2 | Приборы для регистрации параметров теплоносителя. | 2 | ||
3 | Приемка пунктов учета тепловой энергии. | 2 | ||
4 | Основные правила эксплуатации пунктов учета тепловой энергии. Проверка схем включения и работы приборов учета тепловой энергии. Поверка и регулировка приборов учета тепловой энергии. | 2 | ||
Практические занятия | 4 | 3 | ||
Составление теплотехнического паспорта теплового пункта. | ||||
Составление схемы узла учета тепловой энергии. | ||||
Лабораторные работы | 6 | |||
Конструкция, принцип действия и основные характеристики термометров, расходомеров и приборов давления. | ||||
Конструкция, принцип действия и основные характеристики тепловых счетчиков | ||||
Изучение автоматизированных систем учета и контроля тепловой энергии | ||||
Тема 2.3 Органы Росэнергонадзора России, осуществляющие контроль за реализацией тепловой энергии. | Содержание | 10 | ||
1 | Структура органов Росэнергонадзора.. | 2 | 2 | |
2 | Основные задачи, функции органов Росэнергонадзора | 2 | 2 | |
3 | Права и ответственность органов Росэнергонадзора | 2 | 2 | |
4 | Порядок допуска к эксплуатации новых потребителей тепловой энергии. | 2 | 2 | |
5 | Условия допуска тепловых установок в эксплуатацию. | 2 | 2 | |
Тема 2.4 Расчеты за потребляемую тепловую энергию. | Содержание | 10 | ||
1 | Механизм взаиморасчетов за тепловую энергию, поставляемую федеральными ТЭС. Скидки и надбавки к тарифам за тепло. Взаимоотношения потребителя и банка. | 2 | ||
2 | Особенности расчетов за тепло с непромышленными потребителями. | 2 | ||
3 | Расчеты с бытовыми потребителями. Принятие мер к неплательщикам. | 2 | ||
4 | Документация и отчетность при реализации тепловой энергии. Баланс по потреблению тепла. | 2 | ||
5 | Тарифы на тепловую энергию. Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию. | 2 | ||
Лабораторные работы | 4 | 3 | ||
1 | Составление договора на отпуск тепловой энергии | |||
2 | Составление документации, необходимой для приемки в эксплуатацию пунктов учета тепловой энергии | |||
Самостоятельная работа при изучении МДК.01.02. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. | 26 | |||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подбор информации по темам «, «Современные разработки тепловых счетчиков», «Современные газовые счетчики». Изучение энергосберегающих технологий. Нестандартные способы измерения параметров. Общие требования к автоматике газифицированных котельных. Изучение технической документации по организации учета тепловой энергии. | ||||
Учебная практика-(геодезическая) Виды работ Безопасная эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения Читать чертежи рабочих проектов, составление и расчёт принципиальных тепловых схем котельных и систем тепло- и топливоснабжения Выполнить тепловой расчет тепловых сетей; расчет принципиальных тепловых схем котельных, тепловых пунктов и систем тепло- и топливоснабжения Выбрать материалы и оборудование в соответствии требованиями нормативно-справочной литературы, и технико-экономической целесообразности. Выполнить работы по повышению энергоэффективности теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования, систем тепло- и топливоснабжения. | 72 | |||
Производственная практика (Эксплуатационная) Виды работ Безопасная эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. Безопасная эксплуатация систем автоматики, управления, сигнализации и защиты теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. Безопасная эксплуатация приборов для измерения и учета тепловой энергии и энергоресурсов. Участие в управлении режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. Организации процессов бесперебойного теплоснабжения. Организация контроля над гидравлическим и тепловым режимом тепловых сетей. | 72 | |||
Тематика курсовых проектов: Расчет крышной отопительной котельной Расчет транспортабельной отопительной котельной | ||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовому проекту | 40 | |||
Всего | 858 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля проходит в лаборатории эксплуатации, наладки и испытания теплотехнического оборудования. Оборудование учебной лаборатории :
- Комплекты справочной, нормативной и технической документации,
- наглядные пособия – контрольно-измерительные приборы,
- макет крышной котельной,
- макет теплового узла,
-водонагревательный котел с автоматикой,
- газораспределительный пункт,
- регулируемая и запорная арматура,
- регуляторы давления,
- стенды лабораторные.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику (ПП.01. Эксплуатационная).
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Брюханов О.Н., Кузнецов В.А. Газифицированные котельные агрегаты. – М.: ИНФРА-М, 2015, 2010
- Соколов, Б. А. Основы теплотехники. Теплотехнический контроль и автоматика котлов / Б.А. Соколов. - М.: Академия, 2013. - 128 c.
- Соколов, Б. А. Контрольно-измерительные приборы и автоматика котлов / Б.А. Соколов. - М.: Академия, 2012.
Дополнительные источники:
- Соколов, Б. А. Котельные установки, работающие на твердом топливе / Б.А. Соколов. - М.: Academia, 2012.
- Эстеркин Р.И. Эксплуатация, ремонт, наладка и испытания теплотехнического оборудования. – СПб.: Энергоатомиздат, 2011
Отечественные журналы:
- «Строительство: новые технологии – новое оборудование».
- «Энергосбережение».
Интернет - ресурсы:
- www. edu.ru/modyles.php.- Каталог образовательных Интернет – ресурсов: учебно-методические пособия.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Для изучения профессионального модуля ПМ 01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения необходимо освоение общепрофессиональных дисциплин, МДК 01.01 Эксплуатация, расчет и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения, МДК01.02 Учет и реализация тепловой энергии, учебной практики УП.01 (геодезической) и производственной практики ПП.01 (эксплуатационной). При работе над курсовыми проектами, обучающимся оказываются консультации.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам) МДК 01.01 Эксплуатация, расчёт и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения, МДК 01.02.Учет и реализация тепловой энергии: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» по специальности «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин.
Мастера: наличие 5–6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Организацию и проведение контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля обеспечивает образовательное учреждение.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения.
Обучение профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии входят представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения.
Для текущего и итогового контроля созданы фонды оценочных средств (ФОС), которые включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1 Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. | - умение осуществлять пуск, останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения, - проведение технического освидетельствования котлов, теплообменных аппаратов, элементов тепловой сети и трубопроводов топливоснабжения, - проведение гидравлических испытаний теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения. | - Текущий контроль в форме: - защиты лабораторных и практических занятий; - устный опрос, - письменный опрос, - защита практических и лабораторных работ. - тестирование по основным темам разделов МДК. - дифференцированный зачет по разделам МДК, - дифференцированный зачет по учебной практике, -дифференцированный зачет по производственной практике, - квалификационный экзамен по ПМ в виде защиты курсового проекта с выполнением практических заданий. |
ПК 1.2 Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. | - умение производить измерение теплотехнических параметров, - производство ручного и автоматического регулирования процессов производства тепловой энергии, - выполнение теплового и материального расчета теплообменных аппаратов, - выполнение теплового и аэродинамического расчета котельных агрегатов, - выполнение работ по внедрению энергосберега-ющих технологий в процессы производства, передачи и распределения тепловой энергии и повышению энергоэффективности теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения, - организация учета тепло-, топливо- и энергоресурсов, - составление и чтение принципиальных тепловых схем котельных, тепловых электростанций, тепловых пунктов, систем тепло- и топливоснабжения, - выполнение гидравлических и механических расчетов. | - Текущий контроль в форме: - защиты лабораторных и практических занятий; - устный опрос, - письменный опрос, - защита практических и лабораторных работ, - экспертная оценка по выполнению курсового проекта, -защита курсового проекта. - тестирование по основным темам разделов МДК. - дифференцированный зачет по разделам МДК, - дифференцированный зачет по учебной практике, -дифференцированный зачет по производственной практике, - квалификационный экзамен по ПМ в виде защиты курсового проекта с выполнением практических заданий. |
ПК 1.3 Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. | - организация и производство безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, трубопроводов пара и горячей воды, сосудов, работающих под давлением; технической эксплуатации тепловых энергоустановок; - организация процессов бесперебойного тепло- и топливоснабжения, - организация безопасной эксплуатации систем газоснабжения, - умение осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации аварий теплотех-нического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения, - ведение технической документации в процессе эксплуатации теплотехнического оборудования и тепловых сетей. | - Текущий контроль в форме: - защиты лабораторных и практических занятий; - устный опрос, - письменный опрос, - защита практических и лабораторных работ. - тестирование по основным темам разделов МДК.- дифференцированный зачет по разделам МДК, - дифференцированный зачет по учебной практике -дифференцированный зачет по производственной практике, - квалификационный экзамен по ПМ в виде защиты курсового проекта с выполнением практических заданий. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация интереса к будущей профессии | наблюдение за процессами оценки и самооценки, |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - обоснование выбора и применения методов и способов выполнения профессиональных задач в области эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения, - оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач. | наблюдение и оценка эффективности и правильности выбора метода решения задач наблюдение за организацией рабочего места в процессе деятельности наблюдение за организацией деятельности в стандартной ситуации |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - решения в стандартных и нестандартных ситуациях в области эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения, - сознание ответственности за принятые решения. | наблюдение и оценка эффективности и правильности самоанализа принимаемых решений на практических занятиях |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - эффективный поиск необходимой информации, использование различных источников, включая электронные носители и интернет-ресурсы, - профессиональное и личностное развитие. | самостоятельно осуществляет поиск необходимой информации, используя различные виды источников, в т.ч. электронные; - находит и использует информацию для эффективного выполнения профессиональных задач; |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. | оценка использования информационно-коммуникативных технологий для подготовки презентаций, докладов подобранных из разных источников в соответствии с заданной ситуацией |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами, руководством и потребителями в ходе обучения и прохождения практики. | наблюдение за взаимодействием обучающимися с преподавателем для решения поставленных задач; анализ выполнения поставленных задач, предусматривающих групповую работу |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | - проявление ответственности за работу членов команды (подчиненных), - самоанализ и коррекция результатов собственной работы, выполнения заданий. | анализ участия в подготовке профессионально значимого мероприятии требующего коллективного генерирования идей |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля, - планирование повышения квалификационного уровня. | наблюдение стремления к повышению квалификации; наблюдение за участием в профессионально значимых мероприятиях (конференциях, проектах), выполнением самоанализа и коррекции собственной деятельности на основании достигнутых результатов; |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - проявление интереса к инновациям в профессиональной деятельности, - анализ приоритетных направлений разработки новых технологий в области эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. | наблюдение за проявлением интереса к инновациям в области профессиональной деятельности, знании инновационных тенденций |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/23/picture-317934-1398274192.jpg)
Рабочая программа профессионального модуля "Применение автоматизированных информационных систем в экономике" для специальности 230701 Прикладная информатика
В программе представлена расчасовка, содержание тем, виды работ по производственной практике....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-677454-1601969107.jpg)
Рабочая программа ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
Рабочая программа мпрофессионального модуля «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» разработана на основе Федерального государственного образовательного ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/27/picture-838148-1477558100.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ»
программы подготовки специалистов среднего звена для специальности 13.02.09 «Монтаж и эксплуатация линий электропередачи»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/05/picture-1123764-1551764147.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Эксплуатация крана при производстве работ ( по видам)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Эксплуатация крана при производстве работ ( по видам) ...
Рабочая программа профессионального модуля "Эксплуатация сельскохозяйственной техники"
Программа профессионального модуля является частью образовательной программы среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена специальности 35.02.07 «Механизация сел...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/08/picture-1351920-1633673326.jpg)
Рабочая программа профессионального модуляПМ.01 Организация службы пожаротушения и проведения работ по рушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. по специальности 20.02.03 Пожарная безопасность
Рабочая программа профессионального модуляПМ.01 Организация службы пожаротушения и проведения работ по рушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. по специальности 20.02.03 Пожарна...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 Наладка и испытания теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения Специальность 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование Базовая подготовка на 2023-2024 учебный год
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.02 Теп...