Формирование профессиональных и общих компетенций на примере решения ситуационной профессиональной задачи
статья на тему

Носкова Елена Дмитриевна

Формирование профессиональных  и общих компетенций  выпускников в процессе решения ситуационных задач

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование профессиональных и общих компетенций на примере решения  ситуационной профессиональной задачи

Решение ситуационных профессиональных задач как метод обучения приобрели на сегодняшний день огромную популярность у педагогов, занимающихся как теоретическими исследованиями, так и их практической реализацией  в  различных  учебных  заведениях.  Но  наибольшее  развитие  ситуационные профессиональные задачи  получили в практике средних профессиональных учебных заведениях.

Применение ситуационных профессиональных задач в изучении различных учебных предметов и дисциплин, определение их сущностных характеристик, способов разработки и методики решения позволяют выделить профессиональную компетентность  в обучении, моделировать профессиональную деятельность. В соответствии с данным подходом формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся рассматриваются как процесс построения и  изучения моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов  для определения или улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т.п.

   В основе практического осуществления моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе лежит  разработка модели профессиональной деятельности.

К таковой относится решение ситуационных профессиональных задач, которые выполняют функции, как методов обучения, так и методов контроля знаний и умений. Поскольку  умения – это способность человека применять знания в практической деятельности  в изменяющихся  условиях, следовательно, такая задача представляет собой основное дидактическое средство подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Решение ситуационных задач предполагает выполнение действий по определенной методике, которую студенты изучают в ходе теоретической подготовки.  Условия задачи могут быть разнообразными не только по существу производственных обстоятельств, но и потому, что информации о них может быть с недостающими, избыточными, противоречивыми данными.

Студент, прежде чем решить задачу, должен установить, удовлетворяет ли его полнота данных, а также способ отыскания недостающих данных и сведений, что может быть важным для решения задачи.

Способ реализации  подобного способа решения профессиональной задачи рассмотрен  на примере расчета сметы затрат при монтаже электрической схемы.

       За основу  принимается   курсовой проект по электроснабжению, который студенты рассчитывают на 3 курсе. Итогом его расчета являются технические характеристики и спецификация, которая состоит из основных материалов и электрооборудования.  Наша задача, то есть задача экономического расчета – по определенной методике подсчитать экономические затраты на монтаж оборудования схемы и вычислить смету затрат, которая позволяет  судить о затратах, необходимых для монтажа.

Владея навыками нормирования, необходимо пронормировать монтаж каждой составляющей спецификации, то есть , определить трудоемкость  монтажа.  Далее, зная общую трудоемкость всех работ, по формулам рассчитываем необходимые показатели: количество производственного персонала, составляем штатное расписание, определяем оплату труда и стоимость работ.  

  Итак, расчет  сметы позволяет  интегрировать знания, умения из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Это  в полной мере  позволяет формировать профессиональные компетенции: 

ПК 1.3 Участвовать в расчетах основных технико – экономических показателей.

 и общие компетенции:

 ОК 1. – Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. – Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. – Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального роста.

ОК 10. – Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь, знания, полученные  в процессе обучения по различным дисциплинам общей и специальной   направленности  (электроснабжение, нормирование труда.

Задача студента в данном случае – понять смысл своей модели, «прочитать»  электрическую схему, ее основные особенности. Далее – направлять студента по пути применения практических и теоретических знаний и умений. Умения и знания проявляются в умении определить трудоемкость при помощи справочников ЕНиР, по формулам рассчитать оплату труда, и в последующем определить себестоимость и стоимость выполняемых работ. В ходе свое работы студент пользуется справочниками единых норм и расценок.

Отмечено, что в начале работы над нормированием студент испытывает определенные трудности  при пользовании таких справочников, теряются перед множеством цифр и примечаний. Однако, по мере понимания смысла своей деятельности, а именно понимания того, что от этих цифр в дальнейшем зависит оплата проделанной электромонтажниками работы, студент начинает достаточно легко находить нужные значения и самостоятельно определяет и вычисляет необходимую величину.

В этом просматривается умение студента самостоятельно работать со справочным материалом, нормативными документами. Это во многом определяет профессиональные навыки будущего специалиста, его профессиональную компетентность. В квалификационном перечне умений и навыков студентов – электромонтажников умение нормировать является обязательным для техника – электрика. Каждый из студентов по разному  (по времени и качеству) рассчитывает, что во многом характеризует уровень профессиональных и общих компетенций, и как следствие, будущую конкурентоспособность наших студентов.

Решая подобные профессиональные задачи, ставя перед студентами реальные цели, те, с которыми они столкнутся в своей производственной деятельности, преподаватель помогает решать эти задачи, уверенно и самостоятельно продвигаться к поставленной цели – быть конкурентоспособным, владеть профессиональными и общими компетенциями, стать настоящим специалистом своего дела.