ПМ.01 по профессии "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
рабочая программа по теме

Ременщикова Галина Юрьевна

Профессиональный модуль разработан в полном соответствие с требованиями ФГОС, включает в себя все необходимые документы. Учебные дисциплины для профессии "Элкеектромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования промышленных предприятий(по отраслям): "Материаловедение", "Основы технической механики и слесарных работ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных предприятий.

2012. г.

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального  профессионального образования (далее – НПО)

140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «КТТ»  г. Клинцы

Разработчик:

Преподаватель спецдисциплин Фрейдлин Яков Хацкелевич  1кавлификационная категория

        Рассмотрена, одобрена и рекомендована экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования (БИПКРО)

Заключение Экспертного совета   № __________________  от «____»_______ 20___ г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

4 УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

16

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

20


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных предприятий. 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  профессии  НПО

140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования    (по отраслям)

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):    

Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных предприятий.

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.  

2.  Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.

3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта.

4. Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования.  

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

выполнения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ;

проведения подготовительных работ для сборки электрооборудования;

сборки по схемам приборов , узлов и механизмов электрооборудования.

уметь:

 выполнять ремонт осветительных электроустановок, силовых трансформаторов, электродвигателей;

выполнять монтаж электроосветительных установок, трансформаторов, комплексных трансформаторных подстанций;

выполнять прокладку кабеля, монтаж воздушных линий, проводов и тросов;

выполнять слесарную и механическую обработку в пределах различных классов точности и чистоты;

выполнять такие виды работ как пайка, лужение и другие;

читать электрические схемы различной сложности;

выполнять расчеты и эскизы, необходимые при сборке изделия;

выполнять сборку, монтаж и регулировку электрооборудования промышленных предприятий;

ремонтировать электрооборудование промышленных предприятий в соответствии с технологическим процессом;

применять безопасные приемы работы.

знать:

 технологические процессы сборки, монтажа, регулировки и ремонта;

слесарные, слесарно-сборочные операции,  и их назначение;

приемы и правила выполнения операций;

рабочий (слесарно-сборочный инструмент и приспособления), их устройство, назначение, приемы пользования;

наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;

требования безопасности выполнения слесарно-сборочных и электромонтажных работ.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего –372 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося –   180 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 120 часов;

самостоятельной работы обучающегося –60 часов;

учебной и производственной практики – 72+120 часов.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

        Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных предприятий. 

 в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.

ПК 1.2

Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.

ПК 1.3

Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта

ПК 1.4

Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

Выполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.


3. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

                                                            3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1.1

Раздел 1.Выполнение слесарной обработки, пригонки, слесарно- сборочных работ различной сложности.

24

12

10

6

6

ПК 1.2

Раздел 2. Изготовление приспособлений для сборки и ремонта.

72

40

34

20

12

ПК 1.3

Раздел 3. Выявление и устранение дефектов во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта.

96

40

34

20

36

ПК 1.4

Раздел 4. Составление дефектных ведомостей на ремонт электрооборудования

60

28

24

14

18

Производственная практика,120часов 

120

120

Всего:

372

120

102

60

72

120

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ.01

МДК 01.01 Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ

96

Тема 1 Слесарные работы.

Содержание

2

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Организация рабочего места.

 Разметка.

Измерения ШЦ и МК.

Правка и гибка металла.

Рубка, резка.

 Опиливание различных поверхностей.

 Сверление, развертывание , зенкование и зенкерование отверстий.

Нарезание наружной и внутренней резьбы.

Распиливание и припасовка.

 Обработка резьбовых поверхностей.

  Шабрение.

 Притирка и доводка.

2

Практические занятия

10

1.

Плоскостная разметка изделия на металле.

2

Правка и гибка металла.

3.

Рубка металла, опиливание поверхностей заготовки.

4.

Сверление отверстий в заготовке, обработка отверстий.

5.

Нарезание резьбы в заготовке, обработка резьбовых поверхностей.

6.

Окончательная обработка изделия, контроль качества.

Тема 2 Слесарно-сборочные работы.

Содержание

3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Пайка и лужение.

 Клепка.

 Склеивание.

Сварка.

Сборка резьбовых соединений.

Клиновые соединения.

 Штифтовые и шпоночные соединения.

2

Практические занятия

17

3

17

1.

2.

3.

4.

Выполнение лужения образцов

Выполнение склеивания образцов.

Выполнение сварочных швов различной сложности.

Подготовка поверхностей под сварку.

Тема 3 Электромонтажные работы монтажу и ремонту электрооборудования промышленных предприятий.

Содержание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Сведения об электропроводках.

 Марки проводов и кабелей.

Электроустановочные изделия.

Устройство воздушных линий.

 Монтаж электрических контактов.

 Соединение и ответвление проводов и кабелей.

 Контроль качества выполнения соединений.

Практические занятия

Разметка трасс электропроводки, мест установки светильников, крепежных изделий.

 Подготовка трасс электропроводок.

 Выполнение гнезд и отверстий.

 Монтаж открытых, скрытых, тросовых электропроводок.

 Монтаж электропроводок в трубах, лотках и коробах.

 Натяжка, регулирование, испытание электропроводок.

Устройство кабельных линий, маркировка и разделка кабелей

Монтаж электрических контактов.

 Оконцевание проводов и кабелей.

Пайка и сварка проводов и кабелей.

Электроизмерительные приборы.

 Установка и заземление осветительной аппаратуры.

 Комплектация узлов и блоков из стандартных элементов.

Монтаж и подключение светильников с люминесцентными лампами.

Контроль качества установки электрических аппаратов.

Внутри каждого раздела указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по профессиональному модулю, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

МДК 01.02 Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций

   

156

Тема №1.1 Монтаж и ремонт осветительных электроустановок

Содержание:

   1.Системы и виды освещения.

   2. Электрические источники света: устройство, принцип действия, характеристики.

   3. Светильники: назначение, виды, устройство,  основные характеристики.

   4.  Электрические счетчики: назначение, виды, устройство, ремонт и наладка.

   5.   Осветительные щитки: назначение, устройство, характеристики, ремонт..

   6.  Безопасные условия труда при наладке и ремонте осветительных электроустановок.

2

2

Практическая работа

  1. Расчет сечения проводов.
  2. Расчет сечения кабелей.
  3.  Схемы включения ламп накаливания.

 3.       Схемы включения люминесцентных ламп.

   4.     Монтаж и ремонт светильников.

  5.    Монтаж электропроводок.

6.   Подготовка трасс электропроводок.

7.   Схемы включения современных источников освещения.

15

Тема №1.2  Монтажи ремонт пускорегулирующей аппаратуры

Содержание:

1.Классификация аппаратуры управления и защиты и их технические характеристики.

2. Тормозные электромагниты и электромагнитные муфты: назначение, устройство, характеристики, монтаж и ремонт.

2

2

Практическая работа

1. Выбор типа автоматического воздушного выключателя .

2. Выбор типа магнитного пускателя.

3. Рубильники: назначение, устройство, характеристики, монтаж и ремонт. 4.Контроллеры:  назначение, устройство, характеристики, монтаж и ремонт.

5. Схемы включения ПРА.

6. Ремонт контакторов

7. Ремонт МП.

8.Устройство и ремонт реостатов.

9. Автоматические воздушные выключатели, устройство и ремонт.

15

Тема №1.3 Монтаж и ремонт кабельных линий

Содержание:

1.Общие сведения о кабельных линиях. Марки и сечения наиболее распространённых кабелей.

2.Способы прокладки кабелей: в траншеях; в блоках; в туннелях; на эстакадах; в галереях. Ввод кабелей в здание.  

3. Технология монтажа и ремонта концевых муфт наружной установки на кабелях напряжением до 10 кВ.

4. Способы и нормы испытания силовых кабелей.  Техника безопасности при монтаже и ремонте кабельных линий.

2

2

Практическая работа.

Разделка кабелей.

  1. Определение места нахождения неисправности в кабельной линии импульсным методом.
  2. Определение места нахождения неисправности в кабельной линии индукционным  методом.
  3. Монтаж и ремонт соединительных муфт.
  4. Монтаж и ремонт концевых муфт.
  5. Замена кабеля в помещении.

10

Тема №1.4 Монтаж и ремонт воздушных линий электропередач

Содержание:

1.Воздушные линии: общие сведения. Классификация опор ВЛ.

2.Ремонт воздушных линий электропередачи напряжение до 1000 В.

3.Испытание воздушных линий. Техническая документация при приёме воздушных линий. Требования СНиП и ПУЭ.

2

2

Тема №1.5 Монтаж и ремонт

защитного заземления и зануления

Содержание:

Общие сведения: естественные заземлители; искусственные заземлители. Монтаж наружного контура заземления. Монтаж внутреннего контура заземления. Испытание заземляющих устройств. Схемы заземления электрооборудования.

Зануление электрооборудования. Схемы зануления.

Требования СНиП и ПУЭ.

1

2

Практическая работа

  1. Измерение сопротивления цепи фаза-нуль.
  2. Расчет искусственного очага заземления.

        10

Тема №1.6  Монтаж и ремонт электрических машин

Содержание:

1. Общие сведения: виды; конструкции; схемы соединения обмоток.

2. Технология монтажа электрических машин. Приемосдаточные испытания электрических машин. Приборы для проверки машин.

 3.  Правила техники безопасности при монтаже и ремонте электрических машин.

1

2

Практическая работа

1. Схемы соединения обмоток электрических машин.

2. Выявление неисправностей электрических машин.

3. Устройство и ремонт обмоток.

 4. Устройство и ремонт токособирательной системы.  

 5. Устройство и ремонт механической части.  

 6. Балансировка роторов и якорей.    

 7. Пробный пуск после ремонта.

8

                             Самостоятельная работа

34

Учебная практика

             72

Виды работ

Знакомство со слесарной мастерской,

Плоскостная разметка:

Правка и гибка металла:

Рубка металла:

Резка металла:

Опиливание металла:

Сверление, зенкование и нарезание резьбы:

Комплексные работы(изготовление различных деталей, при обработке которых применяется разметка, рубка, правка, гибка, резка и опиливание)

Знакомство с электромонтажными мастерскими,

Паяние:

Склеивание:

Соединение и оконцевание жил проводов и кабелей:        

Монтаж и техническое обслуживание электропроводок:

Монтаж и ремонт устройств учета электроэнергии:

Монтаж и ремонт  пускорегулирующей аппаратуры:

Монтаж и ремонт схем управления:

Монтаж и ремонт силовых сетей:Монтаж и ремонт усложненных схем пускорегулирующей аппаратуры:

Производственная практика

Виды работ

120

Всего часов

372


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов электротехники, мастерских слесарной, электромонтажной; лаборатории электротехнической.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета

-комплект деталей, инструментов, приспособлений;

-комплект учебно-методической документации

-наглядные пособия.

Оборудование мастерской:

-рабочие места по количеству обучающихся;

-набор слесарных инструментов;

-набор измерительных инструментов;

-приспособления;

-заготовки.

Станки токарные, сверлильные, и др., наборы заготовок, инструментов, приспособлений.  Плакаты, учебно-методическая документация.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

 1.1. Акимова Н.А., Котеленец Н.Ф., Сентюрихин Н.И. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования. 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 304 с.

1.2. Грибанов  Д.Д., Зайцев С.А., Меркулов Р.В., Толстов А.Н. Контрольно-измерительные приборы и инструменты: учебник для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 464 с.

1.3. Нестеренко В.М. Технология электромонтажных работ: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.М. Нестеренко, А.М. Мысьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 592 с.

1.4. Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. В 2 кн. Кн. 1: учебник для нач. проф. образования / Ю.Д. Сибикин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.

1.5. Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. В 2 кн. Кн. 2: учебник для нач. проф. образования / Ю.Д. Сибикин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.

1.6. Сибикин Ю.Д. Электробезопасность при эксплуатации электрических установок промышленных предприятий: учебник для нач. проф. образования / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин – М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 240 с.

1.7. Сибикин Ю.Д. Электроснабжение промышленных и гражданских зданий: учебник для студ. сред. проф. образования / Ю.Д. Сибикин. – 2-е изд., испр.  – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

1.8. Шеховцов В.П. Электрическое и электромеханическое оборудование: учебник / В.П. Шеховцов, - 2-е издание. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М. 2009. – 416 с.

  1. Справочники:

2.1. Москаленко В.В. Справочник электромонтера: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.В. Москаленко. – 5-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

2.2. Сибикин Ю.Д. Справочник электромонтера по ремонту электрооборудования промышленных предприятий: учеб. пособие для нач. проф. Образования. - М.: Издательский центр «РадиоСофт», 2010. - 256 с.

 

Журналы:

«Инновации. Технологии. Решения»

«Инструмент. Технология. Оборудование

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной (36 часов в неделю) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению профессиональных модулей (18 часов в неделю). Длительность урока теоретического обучения составляет 45 минут, продолжительность учебной практики (производственного обучения) - не более 6 часов в день.

        Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций» является изучение теоретического материала междисциплинарных курсов «Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ» и «Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных предприятий» и прохождения учебной (производственного обучения) практики для получения первичных профессиональных навыков по каждому из основных видов профессиональной деятельности.

        Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную (производственное обучение) практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено. Производственную практику в рамках профессионального модуля рекомендуется проводить концентрированно

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): _ждисциплинарному курсу (курсам): наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций» и профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)». Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Преподаватели междисциплинарных курсов должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой 

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты - преподаватели междисциплинарных курсов «Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования».

Мастера производственного обучения: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.

Точность и скорость чтения чертежей; выбор технологического оборудования и оснастки: приспособлений, режущего, мерительного и вспомогательного инструмента. Расчет режимов резания по нормативам.

Экспертная оценка на практическом экзамене.

Устный экзамен.

Изготовлять приспособления для сборки и ремонта

- демонстрация практических навыков изготовления приспособления для сборки и ремонта

- обоснование выбранного приспособления.

Экспертная оценка на практическом экзамене.

Устный экзамен.

Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке  его в процессе ремонта.

- выявление поломок и дефектов электрооборудования.

- обоснование выбора и способа устранения выявленных дефектов электрооборудования.

Экспертная оценка на практическом экзамене.

Устный экзамен.

Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования.

- выявление дефектов электрооборудования.

- обоснование проведения ремонта электрооборудования.

Экспертная оценка на практическом экзамене.

Устный экзамен.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

  • демонстрация интереса к будущей профессии;
  • портфолио учащегося;
  • участие в конкурсах профессионального мастерства;
  • кружковая работа;
  • внешняя активность учащегося

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях

Организовывать собственную деятельность, исходя из способов ее достижения, определенных руководителем.

  • обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области технического обслуживания машинно-тракторных агрегатов;
  • демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практики

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практики

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практики

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практики

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- демонстрация навыков информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

- работа со средствами Интернет, в различных поисковых системах

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практики

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

  • взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практики

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний

- демонстрация  к исполнению воинской обязанности

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практики


[1]* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы технической механики и слесарных работ

 

2011 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Основы технической механики и слесарных работ» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Организация-разработчик: 

ГБОУНПО  «Профессиональный лицей № 24» г. Клинцы Брянской области

Разработчик:

Ременщикова Г.Ю., мастер производственного обучения, 1 квалификационная категория

        

                                                 

Рассмотрена, одобрена и рекомендована экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования (БИПКРО)

Заключение Экспертного совета   № __________________  от «____»_______ 20___ г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы технической механики и слесарных работ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ( по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям технического профиля.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;

- пользоваться инструментом и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;

- собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;

- читать кинематические схемы.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- виды износа и деформации деталей и узлов;

- виды слесарных работ и технологию их выполнения при техобслуживании и ремонте оборудования;

- виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила  хранения смазочных материалов;

- кинематику механизмов, соединений деталей машин, механизмы передачи, виды и устройства передач;

- назначение и классификацию подшипников;

- основные типы смазочных устройств;

- принципы организации слесарных работ;

- правила техники безопасности при слесарных работах;

- трение, его виды, роль трения в технике ;

- устройство и назначение контрольно-измерительных приборов и инструментов, использование при выполнении слесарных работ, техобслуживании и ремонте оборудования;

- виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;

самостоятельной работы обучающегося 17 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

        лабораторные работы

4

        практические занятия

21

        контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:

       индивидуальное проектное задание

6

       тематика  самостоятельной работы

2

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы технической механики и слесарных работ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Роль технической механики

1

1

Тема 1 Основы технической механики

Содержание.

6

2

  1. Основные понятия о механизмах и машинах.
  2. Кинематические схемы.
  3. Механические передачи.
  4. Основные типы деформаций. Пластическая деформация.
  5. Изменение структуры и свойств металла при пластическом деформировании.
  6. Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла.
  7. Много- и малоцикловая, термическая и коррозионная усталость.
  8. Окисление. Коррозия.
  9. Виды износа. Способы предохранения.
  10. Классификация подшипников.
  11.  Трение, его роль в технике.

2

Лабораторные работы

3

Влияние различных условий на смазочные материалы

Определение износа деталей

Практические работы

Изображение в масштабе векторов сил, действующих на сжатую пружину.

Выполнение в масштабе кинематической схемы механизма перемещения губок слесарных тисков.

Изобразить кинематические схемы, вписав в корпус изображенного на рисунке.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Тематика  самостоятельной работы

.В каких механизмах применяется наклонная плоскость?

Изобразить кинематическую схему механизма перемещения губок слесарных тисков.

Тема 2 Слесарное дело.

Содержание.

22

  1. Виды слесарных работ и технология их выполнения при техническом  обслуживании и ремонте электрооборудования.
  2. Организация рабочего места слесаря: устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента, защитного экрана. Правила освещения рабочего места.
  3. Плоскостная разметка.
  4. Правка и гибка металла.
  5. Резка металла.
  6. Опиливание.
  7. Шабрение.
  8. Сверление.
  9. Зенкование, зенкерование, развертывание отверстий.
  10. Обработка резьбовых поверхностей.
  11. Выполнение неразъемных соединений.
  12.  Клепка.
  13.  Пайка и лужение.
  14.  Сварка.
  15.  Склеивание.

      16. Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия.

      17. Приемы выполнения общеслесарных работ (по видам)

      18. Требования к качеству обработки деталей

3

Практические занятия

1

1

Разметка плоских поверхностей, рубка металла.

Резка металла. Опиливание.

Правка  и гибка металла.

Сверление. Распиливание и припасовка.

Шабрение. Притирка.

Измерения штангенциркулем и микрометром.

Зенкование, зенкерование и развертывание отверстий

Нарезание наружной и внутренней резьбы

Клепка. Пайка. Лужение. Выполнение сварных швов.

Лабораторная работа.

Влияние окружающей среды на свойства смазочных материалов.

Контрольная работа

Самостоятельная работа выполнение индивидуального проектного задания по теме «Изготовление изделий из металла»

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Технической механики» и слесарной мастерской.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Технической механики»;

- объемные модели механизмов.

Оборудование мастерской:

по количеству обучающихся:

- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;

- параллельные поворотные тиски;

- комплект рабочих инструментов;

- измерительный и разметочный инструмент;

на мастерскую:

- сверлильные станки;

- заточные станки;

- рычажные  ножницы;

- вытяжная вентиляция.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2007 – 80 с.
  2. Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2008.
  3. Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2007. – 272 с.
  4. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.

Дополнительные источники:

  1. Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия», 2005. – 30 шт.
  2. Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

определять износ деталей и механизмов

лабораторные работы

выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

соблюдать технологическую последовательность при выполнении общеслесарных работ: разметки, рубки, правки, гибки, резки и опиливании металла, сверлении, зенковании, зенкеровании и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки, лужении и склеивании.

практические занятия

подбирать режимы и материалы для смазки деталей и узлов

лабораторная работа

Знания:

основные виды механизмов

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

Чтение и выполнение кинематических схем механизмов

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

о технологической и производственной культуре при выполнении общеслесарных работ

практические занятия

особенности применения общеслесарных работ в различных отраслях производства и в быту

практические занятия

виды обработки металлов

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

виды износа деталей и узлов

контрольная работа

свойства смазочных материалов

контрольная работа

основные виды слесарных работ

практические занятия

правила техники безопасности при слесарных работах

практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий

правила выбора и применения инструментов

практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий

последовательность слесарных операций

практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий

приемы выполнения общеслесарных работ

практические занятия

требования к качеству обработки деталей

практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования.

2012 г.

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессииb начального  профессионального образования (далее – НПО)

140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ( по отраслям)

Организация-разработчик:__ГБОУ СПО  «КТТ» города Клинцы

Разработчик:  преподаватель спецдисциплины Фрейдлин Яков Хацкелевич 1 квалификационная категория

        Рассмотрена, одобрена и рекомендована экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования (БИПКРО)

Заключение Экспертного совета   № __________________  от «____»_______ 20___ г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

11

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 02 Проверка и наладка электрооборудования

 Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии  НПО

140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

1.Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных предприятий.

2.Проверка и наладка электрооборудования.

3.Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования.

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  1. Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.
  2. Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала.
  3. Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

   заполнения технологической документации;

   работы с измерительными электрическими приборами, средствами измерений, стендами.

уметь:

   выполнять испытания и наладку осветительных электроустановок;

   проводить электрические измерения

   снимать показания приборов;

   проверять электрооборудование на соответствие чертежам, электрическим       схемам, техническим условиям.

знать:

   общую классификацию измерительных приборов;

   схемы включения приборов в электрическую цепь;

   документацию на техническое обслуживание приборов;

   систему эксплуатации и поверки приборов;

   общие правила технического обслуживания измерительных приборов.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего 494  часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 298   часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –150 часов;

самостоятельной работы обучающегося 80   часов;

учебной и производственной практики 72+192  часа.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности электромонтера по ремонту и обслуживанию промышленного оборудования (по отраслям), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1

Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.

ПК 2.2

Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала.

ПК 2.3

Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.


3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для НПО)

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1. МДК 02.01. Организация и технология проверки электрооборудования.

151

75

54

40

36

*

Раздел 2. МДК 02.02. Контрольно-измерительные приборы.

151

75

54

40

36

*

Производственная практика, часов 

192

192

Всего:

494

150

108

80

72

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования.

МДК  02.01 Организация и технология проверки электрооборудования.

151

Тема 2 .1 Организация проверки электрооборудования на предприятии.

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

10

1.

Организация и технические мероприятия, проводимые в межремонтный период.

2

2.

Ремонт электроустановок.

Виды ремонта электроустановок.

2

3.

Эксплуатация электроустановок.

4.

Использование электрооборудования.

2

5.

Хранение электрооборудования.

2

6.

Контроль состояния электрооборудования.

2

7.

Профилактические испытания.

2

8.

Послеремонтные испытания.

2

9.

Подготовка к использованию нового электрооборудования.

2

10.

Плановое обслуживание электрооборудования.

2

11.

Требования безопасности при организации ЭРЦ.

2

12.

Требования к персоналу, обучение персонала ПТЭБ.

Практические занятия (при наличии, указываются темы)

20

1.

Изучение способов электрозащиты.

2.

Выполнение заземления.

3.

Выполнение зануления.

4.

Расчет заземляющих устройств.

5.

Выполнение защитного отключения.

Тема2.2 Технология проверки электрооборудования.

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

11

1.

Виды нагрузки при испытаниях электрических машин и трансформаторов.

2

2.

Метод непосредственной нагрузки электрических машин.

2

3.

Метод взаимной нагрузки.

2

4.

Особенности испытания трансформаторов.

2

5.

Определение индуктивных сопротивлений.

2

6.

Монтаж электрических машин

2

7.

Пусконаладочные работы.

2

8.

Диагностика электрических машин и трансформаторов.

2

9.

Виды и причины износа электрического оборудования.

2

10.

Разборка и дефектация электрических машин.

2

11.

Удаление обмотки из круглого провода.

2

12.

Разборка обмоток из прямоугольного провода.

2

13.

Ремонт обмоток.

2

Практические занятия

34

1.

Дефектация электрических машин.

2.

Удаление обмоток из круглого и прямоугольного провода.

3.

Мойка деталей и узлов.

4.

Дефектация деталей и узлов.

5.

Ремонт сердечников.

6.

Ремонт корпусов.

7.

Ремонт короткозамкнутых обмоток роторов.

8.

Укладка обмоток  из круглых проводов.

МДК 0.202. Контрольно-измерительные приборы.

151

Тема 2.1 Введение

1

Тема 2.2 Общие сведения об измерениях и электроизмерительных приборах.

Содержание

10

1.

Основные понятия и определения.

2.

Классификация и маркировка электроизмерительных приборов.

3.

Принципиальные схемы устройств.

4.

Детали и узлы электроизмерительных приборов.

Практические занятия

26

1.

Описание узлов и деталей показывающих электроизмерительных приборов.

2.

Описание узлов и деталей приборов сравнения.

3.

Выполнение схем устройств.

Тема 2.3 Работа с измерительными электрическими приборами.

Содержание

10

1.

Приборы непосредственной оценки.

2.

Магнитоэлектрические приборы.

3.

Электромагнитные механизмы и приборы.

4.

Индукционные приборы.

5.

Приборы сравнения. Мосты постоянного тока.

6.

Потенциометры.

7.

Принцип работы и устройство регистрирующих приборов.

8.

Технология сборки электроизмерительных приборов.

9.

Точность сборки.

10.

Основные операции при общей сборке.

11.

Оборудование для регулировки и градуировки приборов.

12.

Поверочные установки.

13.

Испытания электроизмерительных приборов.

14.

Испытания изоляции на пробой.

15.

Проверка уравновешенности  подвижной части.

16.

Определение основной погрешности.

17.

Определение устойчивости к перегрузкам.

18.

Определение устойчивости к механическим воздействиям.

19.

Проверка защищенности от влияния внешней среды.

Практические занятия

28

1.

Измерение электрических величин. Методы измерений.

2.

Измерение силы тока и напряжения.

3.

Измерение мощности и сопротивления.

4.

Измерение индуктивности и емкости.

5.

Учет электрической энергии.

6.

Выполнение схем сборки электроизмерительных приборов.

7.

Проверка уравновешенности подвижной части.

Самостоятельная работа

Учебная практика

Виды работ

72

Производственная практика

192

Всего

372


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов электротехники, мастерских слесарной, электромонтажной; лаборатории электротехнической.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета

-комплект деталей, инструментов, приспособлений;

-комплект учебно-методической документации

-наглядные пособия.

Оборудование мастерской:

-рабочие места по количеству обучающихся;

-набор слесарных инструментов;

-набор измерительных инструментов;

-приспособления;

-заготовки.

Станки токарные, сверлильные, и др., наборы заготовок, инструментов, приспособлений.  Плакаты, учебно-методическая документация.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

 1.1. Акимова Н.А., Котеленец Н.Ф., Сентюрихин Н.И. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования. 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 304 с.

1.2. Грибанов  Д.Д., Зайцев С.А., Меркулов Р.В., Толстов А.Н. Контрольно-измерительные приборы и инструменты: учебник для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 464 с.

1.3. Нестеренко В.М. Технология электромонтажных работ: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.М. Нестеренко, А.М. Мысьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 592 с.

1.4. Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. В 2 кн. Кн. 1: учебник для нач. проф. образования / Ю.Д. Сибикин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.

1.5. Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. В 2 кн. Кн. 2: учебник для нач. проф. образования / Ю.Д. Сибикин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.

1.6. Сибикин Ю.Д. Электробезопасность при эксплуатации электрических установок промышленных предприятий: учебник для нач. проф. образования / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин – М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 240 с.

1.7. Сибикин Ю.Д. Электроснабжение промышленных и гражданских зданий: учебник для студ. сред. проф. образования / Ю.Д. Сибикин. – 2-е изд., испр.  – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

1.8. Шеховцов В.П. Электрическое и электромеханическое оборудование: учебник / В.П. Шеховцов, - 2-е издание. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М. 2009. – 416 с.

  1. Справочники:

2.1. Москаленко В.В. Справочник электромонтера: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.В. Москаленко. – 5-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

2.2. Сибикин Ю.Д. Справочник электромонтера по ремонту электрооборудования промышленных предприятий: учеб. пособие для нач. проф. Образования. - М.: Издательский центр «РадиоСофт», 2010. - 256 с.

 

Журналы:

«Инновации. Технологии. Решения»

«Инструмент. Технология. Оборудование

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной (36 часов в неделю) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению профессиональных модулей (18 часов в неделю). Длительность урока теоретического обучения составляет 45 минут, продолжительность учебной практики (производственного обучения) - не более 6 часов в день.

        Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Проверка и наладка электрооборудования» является изучение теоретического материала междисциплинарных курсов «Организация и технология проверки электрооборудования» и «Контрольно-измерительные приборы» и прохождения учебной (производственного обучения) практики для получения первичных профессиональных навыков по каждому из основных видов профессиональной деятельности.

        Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную (производственное обучение) практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено. Производственную практику в рамках профессионального модуля рекомендуется проводить концентрированно

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение  междисциплинарному курсу (курсам):  наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Проверка и наладка электрооборудования» и профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)». Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Преподаватели междисциплинарных курсов должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1 Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.

Экспертная оценка на практическом экзамене.

Устный экзамен.

ПК 2.2 Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала.

-

Экспертная оценка на практическом экзамене.

Устный экзамен.

ПК 2.3 Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты.

- выявление поломок и дефектов приборов

- обоснование выбора и способа устранения выявленных дефектов электрооборудования.

Экспертная оценка на практическом экзамене.

Устный экзамен.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

  • демонстрация интереса к будущей профессии;
  • портфолио учащегося;
  • участие в конкурсах профессионального мастерства;
  • кружковая работа;
  • внешняя активность учащегося

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях

Организовывать собственную деятельность, исходя из способов ее достижения, определенных руководителем.

  • обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области технического обслуживания машинно-тракторных агрегатов;
  • демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практики

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практики

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практики

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практики

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- демонстрация навыков информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

- работа со средствами Интернет, в различных поисковых системах

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практики

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

  • взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практики

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний

- демонстрация  к исполнению воинской обязанности

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практики



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 Материаловедение

2011 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ( по отраслям)

Организация-разработчик: 

ГБОУНПО  «Профессиональный лицей № 24» г. Клинцы Брянской области

Разработчик:

Ременщикова Г.Ю., мастер производственного обучения, 1 квалификационная категория

        

                                               

Рассмотрена, одобрена и рекомендована экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования (БИПКРО)

Заключение Экспертного совета   № __________________  от «____»_______ 20___ г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 Материаловедение

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям технического профиля.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве по составу, назначению и способу приготовления;

- подбирать основные конструкционные материалы со сходным коэффициентом теплового расширения;

- различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-  виды, свойства и область применения основных конструкционных материалов;

- виды химической и термической обработки сталей;

- классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;

- методы измерения параметров и определения свойств материалов;

- основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;

- основные свойства полимеров и их использование;

- способы термообработки и защиты металлов от коррозии.

1.4.Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;

самостоятельной работы обучающегося 17 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

        лабораторные работы

2

        практические занятия

20

        контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:

       индивидуальное проектное задание

6

       тематика внеаудиторной самостоятельной работы

2

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение »

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Материаловедение

34

Введение

Роль материалов в современной технике

1

1

Тема 1. Металловедение

Содержание.

10

2

1

1

2

1.Технологические характеристики применяемых металлов и сплавов.

2.Прочность, упругость, ковкость, пластичность, электропроводность.

3. Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов.

4. Технологии производства металлов и сплавов.

5. Производство чугуна и стали.

6. Углеродистые и легированные стали.

7. Производство сплавов цветных металлов: алюминия, меди, магния, никеля, титана, цинка, свинца, олова и др.

8. Припои.

9.Твердые сплавы.

10. Маркировка сплавов.

11. Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов: литье, обработка давлением и резанием, термообработка, термомеханическая и химико-термическая обработка, сварка, пайка и др.

12. Отжиг.

13. Нормализация.

14. Закалка стали.

15. Гальванические, диффузионные и распылительные процессы нанесения металлических защитных и защитно-декоративных покрытий.

16.  Свойства покрытий. Области применения.

17. Основные типы деформаций. Пластическая деформация.

18. Изменение структуры и свойств металла при пластическом деформировании. 19. Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла.

20.  Окисление. Коррозия.

21.  Виды износа. Способы предохранения.

Лабораторные работы

1

Влияние деформаций на механические свойства металлов и сплавов.

Практические работы

Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов

Ознакомление со структурой цветных металлов.

Работа со справочной литературой: расшифровка марок чугунов и сталей, области их применения.

Выбор по справочнику марки стали для изготовления шабера и спирального сверла. Оценка выбора.

Лужение как защита металла от коррозии.

Контрольная работа по теме «Металловедение»

1

Тема 1.2. Неметаллические материалы

Содержание.

20

1

1. Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов.

 2. Особенности их структуры и технологических свойств.

3. Строение и назначение стекла и керамических материалов.

4. Технологические характеристики изделий из них.

5. Электроизоляционные свойства.

6. Строение и назначение композиционных материалов.

7. Смазочные и антикоррозионные материалы.

8. Специальные жидкости. Их назначение. Особенности применения.

9. Абразивные материалы. Общие сведения. Абразивный инструмент.

Лабораторная работа

1

Влияние различных условий на свойства смазочных материалов

Практические работы

Ознакомление со свойствами пластмасс.

Практическое применение пластмасс.

Практическое применение изоляционных картонов.

Ознакомление с уплотнительными, лакокрасочными материалами.

Ознакомление со свойствами слоистых пластиков.

Виды и свойства диэлектриков. Расчет диэлектриков.

Ознакомление с угольными материалами и изделиями.

Выбор абразивных инструментов для обработки стали.

Применение жидких диэлектриков.

Контрольная работа по теме «Неметаллические материалы»

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Ттематика  самостоятельной работы

Применение основных свойств металлов и сплавов в электрооборудовании.

Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.

Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.

Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета

 « Материаловедение»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
  2. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.

 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

определять материалы и их свойства

лабораторные работы

выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

основные виды металлических и неметаллических материалов

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства

контрольная работа

виды обработки металлов и сплавов

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа