Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02. Проверка и наладка электрооборудования по профессии 140446.03
учебно-методический материал на тему

Для спецдисциплин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

 «Подмосковный колледж «Энергия»

Рабочая программа профессионального модуля

ПМ 02.Проверка и наладка электрооборудования

по профессии 140446.03
«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»

2014 год

Рабочая программа профессионального модуля  разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии:

 140 446. 03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
(по отраслям)

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования  Московской области

 «Подмосковный колледж «Энергия»

Разработчики:

 

 

Костенко А.И. мастер производственного обучения  : Государственного бюджетного образовательного  учреждения  среднего профессионального образования  Московской области

 «Подмосковный колледж «Энергия»

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета № ____________  от «____»__________20__ г.                                                 номер


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО         МОДУЛЯ

6

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО        МОДУЛЯ

7

  1. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ              ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

21

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ               ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.

25


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 02. Проверка и наладка электрооборудования

1. 1 Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО: входящим в состав укрепленной группы профессий 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника:

-140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).

Основные виды профессиональной деятельности (ВПД):

Проверка и наладка электрооборудования

 Основные профессиональные компетенции (ПК):

ПК 2.1 Принимать   в    эксплуатацию    отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.

                   

ПК 2.2 Производить  испытания  и  пробный  пуск  машин  под наблюдением инженерно-технического персонала.

ПК 2.3 Настраивать  и регулировать  контрольно- измерительные приборы и инструменты.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 19831 Электромонтер оперативно-выездной бригады; 19836 Электромонтер по надзору за трассами кабельных сетей; 19842 Электромонтер по обслуживанию подстанций; 19861 Электромонтер по ремонту и  обслуживанию электрооборудования, 3 группа допуска по электробезопасности и др. при наличии основного общего образования, а также среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

  1.  Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля:

   С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля  должен:

 иметь практический опыт:

  • заполнения технологической документации;
  • работы с измерительными электрическими  приборами,  средствами измерений, стендами.      

 

Уметь:

  • выполнять испытания и наладку осветительных  электроустановок;
  • проводить электрические измерения;
  • снимать показания приборов;
  • проверять электрооборудование на соответствие  чертежам, электрическим схемам, техническим   условиям.

Знать:

  • общую классификацию измерительных приборов;
  • схемы включения приборов в электрическую цепь;
  • документацию на техническое обслуживание приборов;
  • систему эксплуатации и поверки приборов;  
  • общие правила технического обслуживания  измерительных приборов.                            

1.3 Количество часов на освоение программы      профессионального модуля ПМ 02:

  • Всего:          463 часов, в том числе:

     - максимальной учебной нагрузки обучающегося  -  229  часов, включая:

      - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  - 177  часов,

      - самостоятельной работы обучающегося  -  52    час,

      - учебной (производственное обучение) практики -      234        часов.


2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатами освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: проверка и наладка электрооборудования,  в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:  

Код

Наименование результатов обучения

  ПК 2.1

Принимать   в    эксплуатацию    отремонтированное электрооборудование и включать его в работу

  ПК 2.2

Производить  испытания  и  пробный  пуск  машин  под наблюдением инженерно-технического персонала

  ПК 2.3

Настраивать  и регулировать  контрольно- измерительные приборы и инструменты

  ОК 1

 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

  ОК 2  

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

  ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий  и итоговый контроль,  оценку и  коррекцию собственной деятельности,

нести ответственность за результаты своей работы

  ОК 4

Осуществлять   поиск  информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач

  ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные  технологии в профессиональной деятельности

  ОК 6

Работать  в команде, эффективно  общаться с  коллегами, руководством, клиентами

  ОК 7

Исполнять   воинскую  обязанность,  в   том  числе   с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

  1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименование разделов профессионального модуля

Всего часов

(максимальная учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

Самостоятельная работа , часов

Учебная, часов

Производственная, часов

Всего часов

В т.ч. ЛПЗ часов

        1

             2

        3

    4

    5

     6

   7

      8

ПК 2.1 - ПК 2.3

ОК 1 – ОК 7

ПМ 02 Проверка и наладка электрооборудования

229

177

-

52

234

-

МДК 02.01 Организация и технология проверки электрооборудования

157

121

-

36

МДК 02.02 Контрольно-измерительные приборы

72

56

-

16

Учебная (производственное обучение) практика

234

234

Производственная практика

-

-

Всего:

463

177

-

52

234

-


3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 02

Наименование разделов, дисциплинарных курсов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия

Объем часов

Уровни усвоения

ПМ 02 Проверка и наладка электрооборудования

229

МДК 02.01 Организация и технология проверки электрооборудования

121

Тема 1.1 Организация пусконаладочных работ

Содержание:

Общие вопросы испытания и наладки электрооборудования:

- Общие сведения;

-  Порядок выполнения работ;

-  Программа выполнения работ;

-  Виды испытаний электрооборудования.

Материально- техническое оснащение наладочного участка

3

1

Тема 1.2  Наладка аппаратов напряжением до 1000 В

Подготовка к включению электрооборудования в работу.

Проверка состояния механической части и магнитной системы электрооборудования.

Измерение и испытания, определяющие состояние токоведущих частей и контактных соединений электрооборудования:

-  Общие сведения;

-  Основные показатели качества состояния токоведущих частей и контактных соединений;

-  Приборы и приспособления для проверки качества контактов;

-  Методика проверки качества состояния токоведущих частей и контактных соединений.

Проверка автоматических выключателей:

-  Работоспособность и надежность включения и отключения выключателей;

-  Методика проверки и испытаний выключателей;

-  Максимальные расцепители.

Наладка контакторов и пускателей:

-  Общие сведения;

-  Методика проведения наладочных работ.

Наладка конденсаторных установок:

-  Общие сведения;

-  Централизованная компенсация реактивной мощности;

-  Групповая компенсация реактивной мощности;

-  Индивидуальная компенсация реактивной мощности;

-  Методика проведения наладки и испытания конденсаторной установки.

Проверка рубильников, переключателей, командоаппаратов, предохранителей, блоков рубильник – предохранитель:

-  Общие сведения;

-  Методика проведения наладки и испытания.

Наладка контролеров:

-  Общие сведения;

-  Методика проведения наладочных работ.

Сдача в эксплуатацию аппаратов напряжением до 1000 В после наладки.

30

2

Практическая работа 1. Расчет катушек электрических аппаратов.

2

2

Практическая работа  2. Расчет конденсатора для работы трехфазного асинхронного двигателя в однофазном режиме.

1

2

Тема 1.3 Испытание и наладка электрооборудования подстанций  

Проверка и испытание силовых трансформаторов напряжением до 10 кВ:

- Общие сведения;

- Измерение сопротивления обмоток постоянному току и сопротивления изоляции;

- Определение коэффициента трансформации;

- Проверка группы соединения обмоток;

- Испытание пробы масла;

- Испытание изоляции повышенным напряжением промышленной частоты (52 Гц);

- Измерение тока холостого хода;

- Пусковое опробование.

Наладка вентильных разрядников:

- Общие сведения;

- Методика проведения наладочных и испытательных работ.

Наладка трубчатых разрядников:

- Общие сведения;

- Методика проведения наладочных и испытательных работ.

Наладка сухих реакторов:

- Общие сведения;

- Методика проведения наладочных и испытательных работ.

Наладка опорных изоляторов:

- Общие сведения;

- Методика проведения наладочных и испытательных работ.

Наладка разъединителей:

- Общие сведения;

- Методика проведения наладочных и испытательных работ.

Наладка выключателей нагрузки:

- Общие сведения;

- Методика проведения наладочных и испытательных работ.

Наладка высоковольтных предохранителей:

- Общие сведения;

- Методика проведения наладочных и испытательных работ.

Наладка измерительных трансформаторов тока и напряжения:

- Общие сведения;

- Методика проведения наладочных и испытательных работ.

Наладка комплектных распределительных устройств внутренней установки:

- Общие сведения;

- Методика проведения наладочных и испытательных работ.

32

2

Лабораторно- практическая работа 1. Включение однофазных трансформаторов в сеть трехфазного тока.

2

2

Практическая работа  3.  Упрощенный расчет маломощных трансформаторов.

2

2

ЗАЧЕТ

1

Тема 1.4 Испытание и наладка  электрических сетей и кабельных линий

Общие сведения.

Испытание и наладка  осветительных электроустановок.

Испытание и наладка  кабельных линий

Определение мест повреждения в кабельных линиях:

- Общие сведения;

- Импульсный метод;

- Индукционный метод.

14

3

Тема 1.5 Наладка устройств релейной защиты и электроприводов

Испытание и наладка вторичных цепей:

- Объем проверок и испытаний;

- Инструменты и приспособления, необходимые для наладки и испытаний вторичных цепей;

- Испытание и наладка электромагнитных реле тока и напряжения;

- Испытание и наладка электротепловых токовых реле;

- Испытание и наладка промежуточных реле, реле времени.

Испытание электрических машин:

- Общие сведения;

- Объем и нормы  испытаний машин постоянного тока;

- Объем и нормы испытаний электродвигателей переменного тока.

30

2

Практическая работа  4. Расчет обмоток однофазного электродвигателя при перемотке его из трехфазного.

2

2

Практическая работа  5. Расчет обмотки статора асинхронного электродвигателя, не имеющего паспортных данных.

2

2

Практическая работа  6. Расчет при перемотке обмоток статора асинхронного двигателя на новую частоту вращения.

2

2

Практическая работа  7. Расчет обмоток статора и якоря машины постоянного тока на другое напряжение.

1

2

Лабораторно- практическая работа  2. Включение в сеть двигателя постоянного тока параллельного возбуждения и регулирование его скорости (частоты) вращения.

2

2

Лабораторно- практическая работа  3. Сборка схем и включение в сеть трехфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутыми и фазными роторами и резисторным пуском.

2

2

Тема 1.6 Испытание заземляющих устройств

Порядок и методы испытаний заземляющих устройств:

- Общие сведения о заземлении;

- Объем и методы испытаний;

- Устройства, приборы, приспособления, схемы для испытаний.

Измерение сопротивления цепи фаза – нуль:

- Общие сведения;

- Методы измерения;

- Устройства, приборы, приспособления, схемы для измерения.

Проверка пробивных предохранителей:

- Общие сведения;

- Методы проверки предохранителя;

- Устройства, приборы, приспособления, схемы для проверки предохранителя.

Самостоятельно рассчитать очаг заземления.

10

2

Практическая работа № 8. Расчет защитного заземления.

1

2

Практическая работа № 9. Расчет зануления.

1

2

Дифференцированный зачет

1

МДК 02. Контрольно-измерительные приборы

56

Тема 1.1 Основы метрологии

Государственная система обеспечения единства измерений.

Виды и методы измерений. Метрологические показатели измерений.

1

1

Тема 1.2 Погрешности измерений

Погрешности средств измерений. Классы точности средств измерений. Основные и дополнительные погрешности.

2

2

Тема 1.3 Классификация электроизмерительных приборов и систем

Приборы магнитоэлектрической системы:

- общие сведения, схемы подключения. Классификация электроизмерительных приборов.

Условные обозначения систем и надписей на шкалах приборов.

Схемы включения для различных измерений.

Приборы электромагнитной  системы:

- общие сведения, схемы подключения.

Приборы электродинамической системы:

- общие сведения, схемы подключения.

Приборы ферродинамической системы:

- общие сведения, схемы подключения.

Приборы термоэлектрической системы:

- общие сведения, схемы подключения.

Приборы индукционной системы:

- общие сведения, схемы подключения.

14

2

Тема 1.4  Техническое обслуживание и  эксплуатация  электроизмерительных приборов

Техническое обслуживание и эксплуатация электроизмерительных приборов.

Неисправности электроизмерительных приборов.

Методы устранения неисправностей.

Методы измерений.

Поверка приборов. Методы поверки.

14

2

Тема 1.5 Средства и системы для производства наладочных работ

Измерение сопротивлений резисторов:

- Основные сведения;

- Метод амперметра – вольтметра;

- Метод электрического моста;

- С использованием микроомметра.

Измерение сопротивления изоляции электрических цепей, машин и аппаратов:

- С использованием мегомметров;

- Методом абсорбции.

Проверка временных характеристик:

- Основные сведения;

- Измерение времени действия электрических аппаратов;

- Определение временных характеристик медленно протекающих процессов;

- Определение временных характеристик быстро протекающих процессов.

Измерение тока, напряжения и мощности в электрических цепях:

- Выбор измерительных приборов и включение их в проверяемую цепь;

- Характеристика электроизмерительных приборов для измерения тока, напряжения и мощности;

- Измерения в высокоомных цепях;

- Измерения в низкоомных цепях;

- Измерение тока без разрыва проверяемой цепи;

- Измерение тока, кратковременно проходящего по электрической цепи;

- Измерение мощности переменного тока.

Учет вырабатываемой и потребляемой электроэнергии счетчиками:

- Однофазными;

- Трехфазными;

- Для учета активной энергии;

- Для учета реактивной энергии;

- Для трех и четырех проводной сети.

Измерение частоты, индуктивности и емкости в электрических цепях:

-  Приборами;

- Методами измерения и электротехническими вычислениями.

Испытание изоляции:

- Общие сведения;

- Определение диэлектрических потерь;

- Повышенным напряжением:

- Цепей вторичной коммутации;

- Силовых кабелей выпрямленным напряжением.

23

2

Лабораторно – практическая работа 1. Измерение мегомметром сопротивления изоляции проводов (обмоток электрических машин).

1

2

Лабораторно – практическая работа  2. Поверка технических электроизмерительных приборов.

1

2

Дифференцированный зачет

2

                             Самостоятельная работа при изучении ПМ 02

1. Схемы внутренних соединений трехфазных счетчиков

2. Испытание и наладка измерительных трансформаторов тока и напряжения.

52

4

48

                              Примерная тематика домашних заданий

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)

Выполнение типовых контрольно-оценочных заданий к процедурам текущего, тематического и рубежного контроля (в форме тестов, контрольных работ, карточек-заданий, технических диктантов и др.)

Работа с базами данных, библиотечным фондом (учебной литературой, официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями), информационными ресурсами сети «Интернет».

Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТП.

Подготовка выступлений, творческих заданий, учебных проектов и др. (в рамках участия в кружках технического творчества)

Работа по написанию выпускной письменной экзаменационной работы.

                           Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- В каком порядке проводят комплексное опробование электрооборудования?

- Когда производят наладочные работы с подачей напряжения по временной схеме?

- Перечислите основные дефекты электрического оборудования, чаще всего встречающиеся при наладочных работах.

- Начертить электрическую схему пробника.

- Начертить и описать работу электрической схемы по определению полярности обмоток трехфазного электродвигателя.

- Начертить  и рассчитать схему подключения конденсаторов  к двигателю.

- Опишите основные неисправности электрических машин постоянного тока и способы их устранения.

- Опишите основные неисправности электрических машин переменного тока и способы их устранения.

-  Рассчитать коэффициент трансформации трехфазного трансформатора при подаче на обмотку высшего напряжения питания от трехфазной сети.

- Какие приемо-сдаточные испытания проводят при наладке силовых трансформаторов напряжением до 10 кВ?

- Какими параметрами характеризуется сопротивление изоляции обмоток трансформаторов при определении степени их увлажнения?

- Как проверяют группу соединения обмоток силовых трансформаторов?

- Сформулируйте основные показатели качества контактных соединений и на что следует обращать внимание при внешнем осмотре контактов.

- Опишите механические и электрические методы испытания контактных соединений.

- Найти в технической литературе или в сети Internet схемы  реле всех типов.

- Каковы основные виды проверок блоков и шкафов бесконтактных систем управления?

-  Составить перечень образующих элементов электрических сетей и кабельных линий напряжением до 1000 В.

- Рассчитать расстояние до места повреждения кабельной линии импульсным методом.

- Как испытывают после прокладки силовые кабели на напряжение от1 до 10 кВ?

-  Найти в технической литературе или в сети Internet схемы включения амперметров и вольтметров при использовании измерительных трансформаторов.

- Какие методы и устройства применяют для измерения тока в контролируемой цепи, находящейся в работе, без ее разрыва?

- На что следует обратить внимание при включении ваттметра для измерения мощности в цепи однофазного тока?

- Как включают мегомметр при измерении сопротивления изоляции с использованием зажима «экран»?

- Начертите схему измерения электросекундомером времени замыкания, размыкания и переключения контактов любого электрического аппарата.

- Какими приборами проверяют схемы соединений?

- . Начертить  и описать работу схемы непосредственного включения  счетчика активной энергии типа СА4У

- Как проверяют состояние элементов заземляющих устройств перед их испытанием?

- Как измеряют сопротивление цепи фаза-нуль?

- Какие объемы и нормы испытаний установлены для комплектных распределительных устройств напряжением до 1 кВ?

- Основные меры, обеспечивающие безопасность труда при выполнении пусконаладочных работ.

37


Учебная практика

234

Виды работ.

Наладка  устройств учета электроэнергии:

 Монтаж  и наладка электросчетчиков.

Подключение однофазных электросчетчиков. Прозвонка и маркировка.

Сборка  и наладка простейших схем учета электроэнергии.

Сборка схемы этажных щитков на 2-3 квартиры. Ревизия с последующим включением.

Наладка трехфазных электросчетчиков активной мощности без трансформатора тока.

Наладка  трехфазных электросчетчиков активной мощности.

Прозвонка и маркировка проводов.

Наладка счетчиков реактивной мощности без трансформаторов тока и с трансформаторами тока.

Прозвонка и маркировка проводов при монтаже щитка учета.

 Наладка  пускорегулирующей аппаратуры:

Наладка пусковых кнопок и реверсивных магнитных пускателей.

 Наладка современных типов пускорегулирующей аппаратуры.

Монтаж и наладка схемы запуска АД при помощи реверсивного магнитного пускателя.

Маркировка, крепление и прозвонка проводов, входящих в схему пускателя.

Прозвонка контактов реле: замыкающих, размыкающих, переключающих. Прозвонка катушки реле.

Сборка схемы с последующей наладкой и маркировкой.

Наладка и испытания переключателей типа ГОТ 3, УП 5300.

Сборка  и наладка схемы при помощи переключателей ГШ 3, УП 5300, реле МКУ 48, ПР, магнитных пускателей ПМЕ, ПМП; автоматических выключателей АЛ 50, А 3100, трансформаторов тока, пусковых кнопок, измерительных приборов, счетчиков.

 

Наладка схем управления:

Монтаж  и наладка светильников с двумя люминесцентными лампами.

Монтаж и наладка осветительных щитков: ЩК, ОП, ОЩВ и т.д. 

Монтаж и наладка щита ЩО-70 уличного освещения.

Монтаж и наладка схемы управления освещения с 2-х мест.

Монтаж и наладка кодового устройства включения питания электрооборудования.

Монтаж  и наладка схемы управления асинхронного двигателя с короткозамкнутым  ротором при помощи реверсивного магнитного пускателя.

 Монтаж и наладка силовых сетей:

Сборка и наладка силовых ящиков и вводно-распределительных устройств.

Порядок ошиновки сборок алюминиевыми шинами.

Установка и наладка  рубильников с боковыми и центральными приводами.

Регулировка включения подвижных ножей переключателей типа ПУ.

Разборка, сборка, наладка  контактных стоек на изоляторах А 632, А 645м, А 6456.

Зачистка и смазка контактных соединений под болтовые зажимы.

Установка, снятие и наладка предохранителей до 600 А.

Монтаж и наладка магнитных пускателей и кнопочных станций к ним, автоматических выключателей, контроллеров, трансформаторов тока.

Наладка АД трехфазного переменного тока.

Монтаж и наладка усложненных схем пускорегулирующей аппаратуры:

Наладка схем управления промышленного электрооборудования.

Монтаж и наладка кодового устройства включения питания электрооборудования.

Монтаж и наладка схемы управления двумя откачивающими насосами.

Наладка  схемы АВР.

Наладка схемы учета электрической энергии с помощью трехфазного счетчика электрической энергии с трансформаторами тока.

Наладка схемы управления АД с двух рабочих мест.

Наладка схемы включения освещения с двух мест переключателем.

Монтаж и техническое обслуживание   электроизмерительных приборов:

Отработка навыков крепления радиодеталей на монтажных платах:

- инструменты, приборы Ц-20;

- подготовка радиодеталей к монтажу;

- крепление радиоэлементов;

-  сборка простых устройств, используя монтажные и принципиальные схемы.

Работа с электроизмерительными приборами:

- измерение переменного и постоянного напряжения на всех пределах шкалы прибора;

- измерение сопротивления резисторов;

- прозвонка монтажных жгутов и соединительных кабелей.

36

36

36

36

48

36

Дифференцированный зачет

6

Всего часов

463


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие лабораторий «Контрольно-измерительные приборы» и «Техническое обслуживание электрооборудование», «Информационные технологии»; электромонтажной мастерской с необходимым электрооборудованием; библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.

Оборудование лабораторий:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект деталей, инструментов, приспособлений;
  • комплект учебно-методической документации;
  • наглядные пособия (планшеты, действующие стенды, плакаты и др.).

Технические средства обучения:

  • компьютеры (для обучающихся и преподавателя);
  • принтер, сканер, модем (спутниковая система);
  • проектор, демонстрационный экран;
  • программное обеспечение общего и профессионального назначения;
  • комплект учебно-методической документации.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • станки: сверлильный, заточной и верстак слесарный;
  • наборы монтерских инструментов;
  • провода и кабеля различных марок и сечений;
  • техническая и технологическая документация;
  • кабины для монтажа электропроводки;
  • стенды для подключения электрических двигателей и пускорегулирующей аппаратуры;
  • электроизмерительные приборы.

4. 2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Учебники и учебные пособия

1.1. Акимова Н.А., Котеленец Н.Ф., Сентюрихин Н.И. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования. 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 304 с.

1.2. Грибанов Д.Д., Зайцев С.А., Меркулов Р.В., Толстов А.Н. Контрольно-измерительные приборы и инструменты: учебник для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 464 с.

1.3. Нестеренко В.М. Технология электромонтажных работ: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.М. Нестеренко, А.М. Мысьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 592 с.

1.4. Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. В 2 кн. Кн. 1: учебник для нач. проф. образования / Ю.Д. Сибикин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.

1.5. Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. В 2 кн. Кн. 2: учебник для нач. проф. образования / Ю.Д. Сибикин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.

1.6. Сибикин Ю.Д. Электробезопасность при эксплуатации электрических установок промышленных предприятий: учебник для нач. проф. образования / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин – М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 240 с.

1.7. Сибикин Ю.Д. Электроснабжение промышленных и гражданских зданий: учебник для студ. сред. проф. образования / Ю.Д. Сибикин. – 2-е изд., испр.  – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

1.8. Шеховцов В.П. Электрическое и электромеханическое оборудование: учебник / В.П. Шеховцов, - 2-е издание. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М. 2009. – 416 с.

  1. Справочники:

2.1. Москаленко В.В. Справочник электромонтера: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.В. Москаленко. – 5-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

2.2. Сибикин Ю.Д. Справочник электромонтера по ремонту электрооборудования промышленных предприятий: учеб. пособие для нач. проф. Образования. - М.: Издательский центр «РадиоСофт», 2010. - 256 с.

Журналы:

«Инновации. Технологии. Решения»

«Инструмент. Технология. Оборудование»

«Информационные технологии»

Научно-практический журнал. «Электрооборудование: эксплуатация и ремонт»

Электронное научно-техническое издание «Наука и образование»

Сайты: http://elektroinf.narod.ru/ - библиотека электромонтера

http://www.electromonter.info/ - справочник электромонтера

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

        Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной (36 часов в неделю) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению профессиональных модулей (18 часов в неделю). Длительность урока теоретического обучения составляет 45 минут, продолжительность учебной практики (производственного обучения) - не более 6 часов в день.

        Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций» является изучение теоретического материала междисциплинарных курсов «Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ» и «Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных предприятий» и прохождения учебной (производственного обучения) практики для получения первичных профессиональных навыков по каждому из основных видов профессиональной деятельности.

        Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную (производственное обучение) практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено. Производственную практику в рамках профессионального модуля рекомендуется проводить концентрированно.

        


4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций» и профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)». Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Преподаватели междисциплинарных курсов должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты - преподаватели междисциплинарных курсов «Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования».

Мастера производственного обучения: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Оценка качества освоения профессионального модуля ПМ 02  проверка и наладка электрооборудования должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

Оценка качества подготовки  обучающихся в рамках профессионального модуля осуществляется в двух  основных направлениях:

- оценка уровня освоения дисциплин;

- оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

Результаты (освоенные профессиональные  компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1 Принимать в эксплуатацию    отремонтированное электрооборудование и включать его в работу

- демонстрация точности и скорости   чтения технических чертежей;

-демонстрация скорости и качества анализа технологической документации;

- демонстрация способности проверять электрооборудование на соответствие  чертежам, электрическим схемам, техническим   условиям;                                    

-демонстрация качественного выполнения   приемосдаточных работ;

- владение технологией запуска электрооборудования в работу после ремонта;

 -  - обоснованный выбор технологического оборудования, инструментов, приспособлений, мерительного и вспомогательного инструмента в условиях приемосдаточных работ;

- соответствие выполненных работ требованиям ПУЭ, техническим условиям, технике безопасности.

- наблюдение за деятельностью учащегося в процессе работы;

- экспертное заключение на выполненную практическую работу;

- презентация выполненной работы

ПК 2.2 Производить  испытания  и  пробный  пуск  машин  под наблюдением инженерно-технического персонала

- демонстрация точности и скорости   чтения технических чертежей;

-демонстрация скорости и качества анализа технологической документации;

-демонстрация качественного выполнения  испытаний  и пробного пуска электрических машин;

- владение технологией выполнения испытаний и пробного пуска электрических машин;

 -обоснованный выбор технологического оборудования, инструментов, приспособлений, мерительного и вспомогательного инструмента при выполнении испытаний и пробного пуска электрических машин;

- соответствие выполненных работ требованиям ПУЭ, техническим условиям, технике безопасности.

- наблюдение за деятельностью учащегося в процессе работы;

- экспертное заключение на выполненную практическую работу;

- презентация выполненной работы

ПК 2.3 Настраивать  и регулировать  контрольно- измерительные приборы и инструменты

-демонстрация скорости и качества  определения необходимости в настройке и регулировке контрольно- измерительных приборов и инструментов;

- демонстрация точности и скорости  настройки и регулировки контрольно- измерительных приборов и инструментов;

- владение технологией настройки,  регулировки и технического обслуживания контрольно- измерительных приборов и инструментов;

 --  - обоснованный выбор технологического оборудования, инструментов, приспособлений, мерительного и вспомогательного инструмента при выполнении настройки и регулировки контрольно- измерительных приборов и инструментов;  

- соответствие выполненных работ требованиям ПУЭ, техническим условиям, технике безопасности.

- наблюдение за деятельностью учащегося в процессе работы;

- экспертное заключение на выполненную практическую работу;

- презентация выполненной работы.


Контроль и оценка результатов развития общих компетенций

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1 

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- демонстрация интереса к избранной профессии;

- участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах

- экспертное наблюдение и оценка на практических  занятиях,  при выполнении работ по  производственному обучению и производственной практике, при подведении итогов  профессиональных конкурсов, олимпиад, викторин и т.п.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов;

- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

- экспертное наблюдение и оценка на практических  занятиях,  при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий  и итоговый контроль,  оценку и  коррекцию собственной деятельности,

нести ответственность за результаты своей работы

- демонстрация способности анализировать рабочую ситуацию и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

-демонстрация способности осуществлять текущий и итоговый контроль собственной деятельности

- экспертное наблюдение и оценка на практических  занятиях,  при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике

ОК 4 

Осуществлять   поиск  информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- экспертное наблюдение и оценка на практических  занятиях,  при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике;

- экспертное наблюдение и оценка внеаудиторной самостоятельной работы учащихся

ОК 5 

Использовать информационно-коммуникационные  технологии в профессиональной деятельности

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий

в профессиональной деятельности.

- экспертное наблюдение и оценка на практических  занятиях, при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике;

- экспертное наблюдение и оценка внеаудиторной самостоятельной работы учащихся.

ОК 6 

Работать  в команде, эффективно  общаться с  коллегами, руководством, клиентами

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями, мастерами в ходе обучения и на производственной практике

- экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике

ОК 7 

Исполнять   воинскую  обязанность,  в   том  числе   с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

- демонстрация готовности  к исполнению воинской обязанности

- экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях,  при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике