Доклад на тему "Формирование профессиональных компетенций, как условие приращения конкурентных преимуществ выпускников колледжа специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования »
материал
описаны способы формирования электротехнического мышления - три базовые формы учебной деятельности:
- учебная деятельность с ведущей ролью лекций, семинаров и практических занятий;
- квазипрофессиональная деятельность (конкурсы «Лучший электрик», деловые игры, конкурсы знаний);
- производственное обучение (практические работы, анализ конкретных производственных ситуаций).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для преподавателей спецдисциплин | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование профессиональных компетенций, как условие приращения конкурентных преимуществ выпускников колледжа специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования »
Автор : преподаватель профессионального модуля
ФГБОУ МГТУ им. Н.И Носова
Яхина Людмила Петровна
В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности , а требования должности – задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли. Другими словами профессиональная компетенция- это способность человека действовать в соответствии со стандартами, а также требования к характеристике личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе. К таким характеристикам можно отнести -адекватная или достаточная квалификация, способности; -адекватные или достаточные физические или интеллектуальные качества; -способность быть квалифицированным; -способность делать что-либо хорошо или в соответствии со стандартом, приобретенная опытным путем или в результате обучения; -умение быть квалифицированным и способным выполнять определенную роль, охватывающее знания, способности, поведение.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что для формирования профессиональных компетенций необходимо сформировать у выпускника колледжа соответствующие «Знания, умения, навыки» («ЗУНы») для обозначения интеллектуальных и поведенческих стандартов, которым должен соответствовать профессиональный работник.
Современная ситуация в России связана с настоятельной потребностью общества в обновлении социальной, политической и экономической сфер деятельности, в изменении качества жизни каждого человека.. Вхождение предприятий в рыночные условия функционирования повлекло за собой коренные преобразования производственных отношений, прежних социальных и нравственных ориентиров и выработку новых. Это потребовало от людей проявления высокой социальной мобильности, изменения трудового поведения.
Подвижность конъюнктуры рынка, динамика соотношения спроса и предложения обусловили необходимость перестройки сферы профессиональной деятельности человека с таким расчетом, чтобы он был востребован обществом для производства материальных или духовных ценностей.
Сегодня востребованы специалисты, способные к разностороннему видению и анализу сложных проблем жизни общества и природы, к поиску новых решений насущных проблем, творчески и критически мыслящие.
Обеспечить свою конкурентноспособность на рынке труда- важнейшая задача каждого специалиста. Специалист должен знать социальную сущность своей специальности, владеть навыками профессиональной деятельности, обладать профессиональными качествами и свойствами. А для этого необходимо еще в колледже сформировать у выпускников специальности 13.02.11”Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования” электротехническое мышление .Так как будущая профессия обусловлена непрерывным изменением характера труда электромонтера , при котором становится особенно важным не только овладение суммой электротехнических знаний, умений, навыков, сколько развитие профессионального электротехнического мышления студентов достаточно высокого уровня. Электротехническое мышление будущих электромонтеров составляет ядро их технического мышления. Оно является частью их технологической культуры и влияет на их профессиональную компетентность.
Электротехническое мышление студентов в своем развитии проходит следующие уровни:
- уровень общих представлений и элементарных понятий (элементарный эмпирический (нулевой), ученический),
- понятийный уровень (методический),
- уровень овладения понятиями в контексте профессиональной деятельности (поисковый, методологический (организационно – исследовательский).
Переход электротехнического мышления студентов от одного уровня к другому мы связываем с переходами в интеллектуальном развитии от электротехнической грамотности – к образованности – к профессиональной компетентности, а затем – к соответствующей электротехнической и технологической культуре, а также с изменением соответствующих стилей мышления и мировоззрения.
Требования знаний электротехнических понятий общепрофессиональных дисциплин способствуют формированию следующих составляющих технологической культуры личности:
- знание исторических аспектов развития техники и технологии;
- знание технических и технологических аспектов использования физических, химических процессов;
- умение графически представить изучаемые материальные объекты и технологические процессы;
- знание о современных технологиях в различных сферах преобразующей деятельности;
- представление о ценностных основах энергосбережения;
- трудолюбие, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца;
- культура человеческих взаимоотношений;
- знание профессиональных и психофизиологических требований, предъявляемых к человеку условиями труда в различных сферах профессиональной деятельности, и умение осуществлять сознательных выбор сферы деятельности;
- способность к самоопределению, самопознанию, самообразованию и социальной реализации.
Формирование у студентов электротехнического мышления протекает в учебном процессе. Компоненты учебного процесса: цели, содержание, принципы и методы, формы, средства и результат – это целостная обучающая система. Она есть сложный и динамический процесс, зависящий от органического единства взаимосвязанной деятельности преподавателя специальных дисциплин и студента, от специфики самой профессиональной деятельности будущего специалиста.
Для эффективного формирования электротехнического мышления необходимо использовать три базовые формы учебной деятельности:
- учебная деятельность с ведущей ролью лекций, семинаров и практических занятий;
- квазипрофессиональная деятельность (конкурсы «Лучший электрик», деловые игры, конкурсы знаний);
- производственное обучение (практические работы, анализ конкретных производственных ситуаций).
Опыт участия студентов в семинарах, практических и лабораторных занятиях позволяет им отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, варьировать формы общения, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, воспитывать в себе качества полемиста, формировать навыки аргументированной доказательности и опровержения, учёта позиции человека, задавшего вопрос.
На уроках производственного обучения в мастерских, осуществляется формирование знаний, умений, навыков. Студенты должны выполнить практические работы в электромонтажной мастерской: сборка электрических схем нереверсивного и реверсивного пуска двигателя, правильность подключения электроизмерительных приборов, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт силовых трансформаторов, работа с электроосветительными приборами и установками, сборка схем автоматического управления и защит с помощью датчиков.
Использование наглядности и практических работ на уроках теоретического и производственного обучения – электрооборудование до 1000 В и свыше 1000 В, электрические машины постоянного и переменного тока, трансформаторы – позволяет осуществлять операции анализа, синтеза, обобщения, абстракции, конкретизации, свертывании или развертывании информации, то есть проводить лекции с включением активной мыслительной деятельности учащихся.
При проведении деловых игр на уроках теоретического и производственного обучения развиваются следующие умения: видеть профессиональную ситуацию как целое, умение анализировать, выделять в этой ситуации цель, предмет, средства и ожидаемые результаты, выделять систему действий, обеспечивающих достижение цели в данных условиях, проводить оценку и обобщение полученных результатов, доказательство правильности решения. С помощью деловых игр воссоздается предметное, социальное и психологическое содержание профессионального труда электромонтёра по технической эксплуатации и обслуживанию электрооборудования.
Профессиональные умения электромонтера – это умения, проявляющиеся в готовности и способности студентов правильно, точно, быстро выполнять трудовые действия, применяя целесообразные способы и средства выполнения деятельности. Умения связаны со знаниями и опираются на них. Знания являются не только условием осуществления деятельности, но и формируются в ней, совершенствуются, углубляются, конкретизируются.
В практической деятельности и в жизни электромонтера по эксплуатации и обслуживанию электрооборудования электротехническое мышление развивается, достигая некоторых относительно устойчивых уровней, которые изменяются в соответствии с условиями жизнедеятельности.