Главные вкладки

    Разработка занятия "Техногенное воздействие на окружающую среду"
    методическая разработка по теме

    Ольга Николаевна Поступинская

    Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы.

    Соблюдение предельно допустимых уровней воздействия – один из основных путей обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в условиях техносферы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekhnogennoe_vozdeystvie.docx27.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема занятия: Техногенное воздействие на окружающую среду.

    Учебные цели занятия:
    1. Развивать умения и навыки самостоятельной и коллективной работы, находить пути решения поставленных проблемных задач; формулировать и высказывать свою точку зрения.

    2. Изучить влияния техногенных процессов на окружающую среду, особенности ЧС.
    3.Р
    ассмотреть, в чём проявляется негативное воздействие человека на природу, выявить основные пути решения современных экологических проблем.
    Время: 90 мин.
    Материально-техническое обеспечение:
    Компьютер, видеопроектор, дидактический материал.

    Ход занятия.

    Организационный момент.

    I.Изучение нового материала.
    Введение.
    Научно-техническая революция, начавшаяся во второй половине XX века и связанная с вовлечением в хозяйственный оборот все большего количества природных ресурсов, ростом производственной базы, использованием все более сложных технологических систем, их концентрацией, увеличением количества потребляемой человечеством энергии, обусловила одновременно и рост риска возникновения аварий и катастроф.
    Опасность созданной человечеством техногенной сферы связана, прежде всего, с наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий, которых только в России насчитывается около 45 тысяч. Угрозу представляют потенциальные возможности возникновения аварий и катастроф на атомных электростанциях, нефте-, газо- и химических предприятиях, крупных трубопроводных системах, гидротехнических сооружениях, объектах ракетно-космического комплекса и производствах, использующих в технологических процессах опасные вещества и рисковые технологии.
    Аварии и катастрофы на объектах химической, нефтехимической промышленности, атомной энергетики, на транспорте, взрыво-пожароопасных производствах и т.д. ежегодно уносят десятки тысяч жизней и требуют не только экстренных мер по их ликвидации, но, главное, знаний и умений каждого, решительных и осмысленных действий руководящего состава всех уровней в сложившихся чрезвычайных ситуациях.
    Негативные факторы техносферы.
    Загрязнение техносферы токсичными веществами. Регионы техносферы и природные зоны, примыкающие к очагам техносферы, постоянно подвергаются активному загрязнению различными веществами и их соединениями.
    Самостоятельная работа обучающихся – составить схемы «Негативные последствия в результате антропогенного воздействия на земные оболочки». Работа в группах (по вариантам), приложение.

    Энергетические загрязнения техносферы. Промышленные предприятия, объекты энергетики, связи и транспорт являются основными источниками энергетического загрязнения промышленных регионов, городской среды, жилищ и природных зон. К энергетическим загрязнениям относят вибрационное и акустическое воздействия, электромагнитные поля и излучения, воздействия радионуклидов и ионизирующих излучений.

    Вибрации в городской среде и жилых зданиях, источником которых является технологическое оборудование ударного действия, рельсовый транспорт, строительные машины и тяжелый автотранспорт, распространяются по грунту.
    Шум в городской среде и жилых зданиях создается транспортными средствами, промышленным оборудованием, санитарно-техническими установками и устройствами и др.
    Основными источниками электромагнитных полей являются высоковольтные линии электропередач, радиотехнические объекты, телевизионные и радиолокационные станции, термические цехи.
    Воздействие ионизирующего излучения на человека может происходить в результате внешнего и внутреннего облучения. Внешнее облучение вызывают источники рентгеновского и γ-излучения, потоки протонов и нейтронов. Внутреннее облучение вызывают α и β-частицы, которые попадают в организм человека через органы дыхания и пищеварительный тракт.
    Чрезвычайные ситуации.

    Формулировка определения понятия «чрезвычайные ситуации». Классификация ЧС по происхождению.

    Самостоятельная работа в группах. Составление схемы на доске «Классификация ЧС» и их характеристика. Определить виды ЧС и причины их возникновения. Дополнение схемы на доске (заполняет представитель от каждой группы).

    Негативные факторы производственной среды. Производственная среда – это часть техносферы, обладающая повышенной концентрацией негативных факторов. Основными носителями травмирующих и вредных факторов в производственной среде являются машины и другие технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, нерегламонтированные действия работающих, нарушения режимов и организации деятельности, а также отклонения от допустимых параметров микроклимата рабочей зоны. Источниками негативных воздействий на производстве являются не только технические устройства. На уровень травматизма оказывают влияние психофизическое состояние и действия работающих. Воздействие негативных факторов производственной среды приводит к травмированию и профессиональным заболеваниям работающих.
            В наибольшей степени аварийность свойственна угольной, горнорудной, химической, нефтегазовой и металлургической отраслям промышленности, геологоразведке, объектам котлонадзора, газового и подъемно-транспортного хозяйства, а также транспорту.
    Основными причинами крупных техногенных аварий являются:
    – отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений -режимов эксплуатации;
    – ошибочные действия операторов технических систем;
    – концентрация различных производств в промышленных зонах без должного изучения их взаимовлияния;
    – высокий энергетический уровень технических систем;
    – внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта.

    Анализ совокупности негативных факторов, действующих в настоящее время в техносфере, показывает, что приоритетное влияние имеют антропогенные негативные воздействия, среди которых преобладают техногенные. Они сформировались в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. Уровни и масштабы воздействия негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений. Под влиянием этих негативных воздействий изменяется окружающий нас мир и его восприятие человеком, происходят изменения в процессах деятельности и отдыха людей, в организме человека возникают патологические изменения и т.п.

    II.Практическая работа обучающихся, 15 мин.

    Решение проблемы и предложение путей сохранения окружающей среды.

    - Постановка проблемы перед обучающимися: Что спасет окружающую среду?

    Примерные ответы: 1.Принятие законов, ужесточающих контроль за состоянием окружающей среды. 2.Увеличение средств, выделяемых на охрану окружающей среды. 3.Отказ промышленности от применения грязных технологий. 4.Ужесточение наказания за нарушение экологического законодательства. 5.Экологическое воспитание и образование населения. 6. Участие в природоохранной деятельности.  Создавать общественные организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, или вступать в них. Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, сборе подписей под петициями по вопросам охраны окружающей среды. Оказывать содействие органам власти в решении вопросов охраны природы.Обращаться в органы власти и иные организации с заявлениями, касающимися охраны окружающей среды.

    Практика показывает, что решить задачу полного устранения негативных воздействий в техносфере нельзя. Для обеспечения защиты в условиях техносферы реально лишь ограничить воздействие негативных факторов их допустимыми уровнями. Соблюдение предельно допустимых уровней воздействия – один из основных путей обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в условиях техносферы.

    III.Заключение и подведение итогов. Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справится со всеми выявившимися затруднениями. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.

    Домашнее задание: Подготовиться к диспуту: «Научно-технический прогресс – это благо для человечества или трагические шаги к гибели?» Обучающимся предлагается научно-популярная литература, прошу их самих подобрать дополнительную литературу, в которой ученики должны отыскать факты, говорящие «за» и «против» НТП (список литературы раздать).

    Разделить (ся) на 2 группы:

    1. оптимистов (сторонников энергичного, безоглядного наступающего НТП, притом любой ценой);
    2. пессимистов (видящие только негативные явления и призывающие либо совсем не развивать многие направления НТП, либо развивать осторожно).Специалисты:
      атомщики, гидроэнергетики, ракетчики, лазерщики, машиностроители, технологи, инженеры, конструкторы.


    Должны подобрать примеры и факты, связанные со своей профессией и свидетельствующие о пользе для человека и человечества проведённых исследований и созданных технических объектов.


    Отбор фактов и аргументов, доказывающих негативные аспекты и последствия научно-технических открытий своего профиля.

    Каждая группа готовит 1-2 каверзных вопроса для своих оппонентов.

    IV. Рефлексия: самоанализ деятельности – ответы на вопросы раздаточного материала. Спасибо всем за работу на занятии. Выставление отметок активно работавшим на занятии.

    Приложение

    Литература для обчающихся:

    1. Алексеева М.Н. Физика – юным. - М.: Просвещение, 2005 г.
    2. Береговой Г. Космос – землянам. – М.: Молодая гвардия, 200 г.
    3. Борюля В. Ядерный штурм. – Московский рабочий, 2000 г.
    4. Гладков К.Н. Атом от А до Я. – М.: Атомиздат, 2003 г.
    5. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение, 2005 г.
    6. Липсон Г. Великие эксперименты в физике. – М.: Мир, 1972 г.
    7. Свиридов А. Ракеты. - М.: Просвещение, 2005 г.
    8. Сворень Р.А. В просторы космоса, в глубины атома. - М.: Просвещение, 2003 г.
    9. Спасский Б.И. Физика в её развитии. - М.: Просвещение, 1979 г.
    10. Эльшанский И.И. Законы природы служат людям. – М.: Просвещение, 2001 г

    Загрязнение атмосферы. Атмосферный воздух всегда содержит некоторое количество примесей, поступающих от естественных и антропогенных источников. Уровень загрязнения атмосферы естественными источниками является фоновым и мало изменяется с течением времени. Основное антропогенное загрязнение атмосферного воздуха создают автотранспорт, теплоэнергетика и ряд отраслей промышленности.
    В результате антропогенного воздействия на атмосферу возможны следующие
    негативные последствия:
    – превышение ПДК многих токсичных веществ в населенных пунктах;
    – образование смога;
    – выпадение кислотных дождей;
    – появление парникового эффекта, что способствует повышению средней температуры Земли;
    – разрушение озонового слоя что создает опасность УФ-облучения.

    ____________________________________________________________________________________

    Загрязнение гидросферы. При использовании воду, как правило, загрязняют, а затем сбрасывают в водоемы. Внутренние водоемы загрязняются сточными водами различных отраслей промышленности, сельского и жилищно-коммунального хозяйства, а также поверхностными стоками. Основными источниками загрязнений являются промышленность и сельское хозяйство. Загрязнители делятся на биологические (органические микроорганизмы), вызывающие брожение воды; химические, изменяющие химический состав воды; физические, изменяющие ее прозрачность (мутность), температуру и другие показатели.
    Антропогенное воздействие на гидросферу приводит к следующим
    негативным последствиям:
    – снижаются запасы питьевой воды;
    – изменяется состояние и развитие фауны и флоры водоемов;
    – нарушается круговорот многих веществ в биосфере;
    – снижается биомасса планеты и воспроизводство кислорода.

    ____________________________________________________________________________________

    Загрязнение земель. Нарушение верхних слоев земной коры происходит при: добыче полезных ископаемых и их обогащении; захоронении бытовых и промышленных отходов; проведении военных учений и испытаний и т.п. Почвенный покров существенно загрязняется осадками в зонах рассеивания различных выбросов в атмосфере, пахотные земли – при внесении удобрений и применении пестицидов.
    Антропогенное воздействие на земную кору сопровождается:
    – отторжением пахотных земель или уменьшением их плодородия;
    – чрезмерным насыщением токсичными веществами растений, что неизбежно приводит к загрязнению продуктов питания;
    – загрязнением грунтовых вод, особенно в зоне свалок и сброса сточных вод.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по теме "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды"

    Содержит план урока и необходимый печатный материал....

    Интегрированныйурок «физика + биология» На тему: «Ядерная энергетика. Воздействие радиации на живые организмы и окружающую среду»

    В связи с актуальностью данной темы нами был разработан интегрированный урок «Ядерная энергетика. Воздействие радиации на живые организмы и окружающую среду» для обучающихся первого курса (СПО) или вт...

    Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"

    Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"...

    Исследовательская работа " Воздействие автотранспортных средств на окружающую среду"

    Исследовательская работа " Воздействие автотранспортных средств на окружающую среду"...

    Урок "Воздействие на окружающую среду автомобильного транспорта" (охрана труда)

    Урок,посвященный влиянию автотранспорта  на загрязнение окружающей среды. Предмет: "Охрана труда", профессия "слесарь по ремонту автомобилей"....

    Задания в тестовой форме по теме:"Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии»)"

    Задания в тестовой форме по теме:  Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии») созданы для проведе...