Главные вкладки

    Методическая разработка по теме "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды"
    методическая разработка на тему

    Вайтушенко Ольга Анатольевна

    Содержит план урока и необходимый печатный материал.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОТКРЫТЫЙ УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ

    по предмету «Физика»

    ТЕМА УРОКА: Тепловые двигатели и охрана природы.

    ЦЕЛИ УРОКА:

    Образовательная: Расширение, углубление, обобщение, систематизация знаний по теме «Тепловые машины»; понимание учащимися взаимосвязи знания КПД с видом топлива и конструкцией теплового двигателя. Расширение представлений о влиянии тепловых двигателей на экологическую обстановку.

    Развивающая: обучение учеников умению характеризовать объекты и явления по дополнительной литературе; умению конструировать вопросы по содержанию выступлений учащихся; умению  рецензировать творческую работу одногруппников.

    Воспитательная: воспитание внимательности, терпимости, доброжелательности на уроке; подведение учащихся к выводу о том, что внимательность на уроке – залог успешного усвоения учебного материала, воспитание чувства ответственности при получении профессиональных знаний и умений.

    Методическая: активизация мыслительной деятельности учащихся при построении логических умозаключений и составлений обобщенных вопросов по рассматриваемому материалу.

    ТИП  УРОКА: Тематическая конференция.

    ОСНАЩЕНИЕ УРОКА плакаты, таблицы, структурно-логические схемы, дидактический материал для самостоятельного оформления учащимися.

    П Л А Н   У Р О К А

    1. Организационный момент.

    2. Вступительное слово учителя (постановка целей урока, место урока в блоке, объяснение плана проведения урока, работы по конференц-листам). Структурно-логическая схема № 1

    3. Выступление докладчиков:

    • а) Историческая справка
    • б) Принцип действия тепловых двигателей.
    • в) Виды топлива, их экономия.
    • г) Загрязнение атмосферы. (Составление таблицы «Действие отравляющих веществ на здоровье).
    • д) Фотохимический смог.
    • е) Загрязнение почвы.
    • ж) Шумовое загрязнение.
    • з) Перспективы развития тепловых двигателей. /

    4. Обобщение материала по структурно-логической схеме № 2.

    5. Рассмотрение и характеристика вопросов, составленных группой 2 по данной теме. (конференц - лист № 2).

    6. Ответы на вопросы группой №1 (конференц - лист № 1).

    7. Саморецензия работы учащихся с целью выставления оценок.

    8. Подведение итогов урока.

    9. Д/з: Подготовка к проверочному тесту по теме «Основы термодинамики».

    КОНФЕРЕНЦ – ЛИСТ № 1

    ВОПРОСЫ

    ОТВЕТЫ

    КОНФЕРЕНЦ – ЛИСТ № 1

    ВОПРОСЫ

    ОТВЕТЫ

    КОНФЕРЕНЦ – ЛИСТ № 2

    ВОПРОСЫ

    ОТВЕТЫ

    1. В каком веке был изобретен двигатель внутреннего сгорания (ДВС).

    2. В каком году и кем сконструирован первый двигатель внутреннего сгорания.

    3. В какой стране выпускались первые автомобили с бензиновым двигателем?

    4. В каком году и кем изобретен дизельный двигатель?

    5. Назовите основные типы ДВС.

    6. Какое топливо можно использовать в ДВС?

    7. Каковы пути экономии топлива?

    8.Перечислите ядовитые вещества, попадающие в окружающую среду с выхлопными газами.

    9. Чем опасен шум создаваемый городским транспортом?

    10. Какие экологические мероприятия необходимо производить, чтобы снизить вредное влияние тепловых машин на окружающую среду?

    КОНФЕРЕНЦ – ЛИСТ № 2

    ВОПРОСЫ

    ОТВЕТЫ

    1. В каком веке был изобретен двигатель внутреннего сгорания (ДВС).

    2. В каком году и кем сконструирован первый двигатель внутреннего сгорания.

    3. В какой стране выпускались первые автомобили с бензиновым двигателем?

    4. В каком году и кем изобретен дизельный двигатель?

    5. Назовите основные типы ДВС.

    6. Какое топливо можно использовать в ДВС?

    7. Каковы пути экономии топлива?

    8.Перечислите ядовитые вещества, попадающие в окружающую среду с выхлопными газами.

    9. Чем опасен шум создаваемый городским транспортом?

    10. Какие экологические мероприятия необходимо производить, чтобы снизить вредное влияние тепловых машин на окружающую среду?

    Т а б л и ц а № 1

    Взрывчатое

    вещество

    Теплота сгорания

    Топливо

    Теплота сгорания

    (в М дж/кг)

    (в ккал/кг)

    (в М дж/кг)

    (в ккал/кг)

    Дымчатый порох (для огнепроводных шнуров, вышибных зарядов и др.)

    2,8

    660

    Топливо для ЖРД (керосин + азотная кислота)

    7,1

    1460

    Порох пироксилиновый (для стрелкового оружия и артиллерии)

    2,9-3,8

    700-900

    Топливо для ЖРД (керосин + жидкий кислород)

    9,2

    2200

    Тротил

    4,2

    1000

    Топливо Т-1, ТС-1, Т-2 для реактивных двигателей самолетов

    42,9

    10250

    Нитроглицериновый порох (для минометов и др.)

    4,1-5,0

    880-1200

    Твердое реактивное топливо

    4,2-10,5

    1000-2500

    Т а б л и ц а № 2

    Тип машины

    Мощность двигателя

    Наибольшая скорость

    км/ч)

    Грузо

    подъем

    ность

    н)

    ( в квт)

    л. с.)

    Автомобиль ЗИЛ-131

    110

    150

    80

    35000

    Автомобиль Урал-375 Д

    130

    180

    75

    50000

    Автомобиль КрАЗ-214 Б

    151

    205

    55

    70000

    Гусеничный транспортер ГТ-С

    63

    85

    35

    20000

    Гусеничный транспортер ГТ-Т

    150

    200

    45

    40000

    Артиллерийский тягач АТ-Л

    96

    130

    42

    60000

    Артиллерийский тягач АТ-Т

    305

    415

    35

    250000

    Бронетранспортер БТР-60 П

    130

    180

    80

    -

    Т а б л и ц а № 3

    Показатели

    Тип самолета

    МИГ-3

    ЯК-1 и

    ЯК-7

    ЯК-9У

    ЯК-3

    ЛА-7

    Максимальная мощность двигателя

    квт)

    1050

    773

    1210

    1210

    1050

    л. с.)

    1430

    1050

    1650

    1650

    1430

    Максимальная скорость

    км/ч)

    640

    580

    700

    720хх

    680

    Т а б л и ц а № 4

    Рациональная структура использования топлив

    на автомобильном транспорте

    Виды моторного топлива

    Структура

    потребления, %

    Экономия

    нефтяного

    топлива, %

    Дизельное топливо

    68-70

    20-21

    Сжатый природный газ

    4-10

    4-10

    Сжиженный пропан бутановый газ

    1-1,6

    1-1,6

    Бензин с ненефтяными добавками

    2-4

    0,2-0,3

    Высокооктановые добавки в двух топливных карбюраторных двигателях

    4-6

    0,4-0,6

    Нефтяные бензины

    8,4-21

    -

    Т а б л и ц а № 5

    Состав отработанных газов, %

    Компоненты

    Двигатели

    Токсичность

    Карбюраторные

    Дизельные

    Азот

    74-77

    76-78

    Нет

    Водяной пар

    3-5,5

    0,5-4

    Нет

    Диоксид углерода

    5-12

    1-10

    Нет

    Оксид углерода

    1-10

    0,01-0,5

    Да

    Оксиды азота

    0-0,8

    0,001-0,4

    Да

    Альдегиды

    0-0,2

    0-0,002

    Да

    Углеводороды

    0,2-3

    0,01-0,11

    Да

    Сернистый газ

    0-0,002

    0,01-1

    Да

    Сажа

    0-0,4

    До 10

    Да

    бензопирен

    10-20

    -

    Да

    ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

    +

    -

    На 2/3 меньше токсичных выбросов.

    Более дешевое топливо.

    Долговечность.

    Простота устройства.

    Зависит от температуры запуска (в зимнее время).

    Сложный ремонт системы питания.

    Шум.

    КАРБЮРАТОРНЫЙ  ДВИГАТЕЛЬ

    +

    -

    Малая масса.

    Компактность

    Высокий КПД (25-30 %).

    Высококачественное топливо.

    Сложная конструкция.

    Большая скорость вращения вала двигателя.

    Выхлопные газы.

    Шум.

    АЭС

    +

    -

    Незначительный расход топлива.

    Загрязнение ниже естественного фона.

    Можно строить в различных регионах.

    Захоронение радиоактивных отходов.

    Демонтаж.

    Опасность аварий.

    А В Т О И Н Ж Е Н Е Р Ы

    Андре Ситроен                Франция                XX в.

    А.А. Липгарт                        Россия                        XX в.

    В.А. Грачёв                        Россия                        XX в.

    Е.А. Чудаков                        Россия                        XX в.

    Р. Дизель                        Германия                XIX в.

    Н.А. Отто                        Германия                XIX в.

    Карл Бенц                        Германия                XIX в.

    Готлиб Деймлер        Германия        XIX в.

    Деви Папен                Англия                XVII в.

    U – внутренняя энергия (Дж).

        U – изменение вн. эн. (Дж).

    Q – количество теплоты (Дж).

    А – работа (Дж)

    Q =    U + А

    • КПД (%)

    Т = (t + 273) К

    T = (Т – 273) оС

    1 Вm – 1/736 л.с. (лошадиная сила)

    1 ослиная сила = 1/3 л.с.

    ГЕЛИКОПТЕР


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ для специальности 19727 штукатур среднего профессионального образования

    Учебная дисциплина Охрана окружающей среды - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой изложены основы рационального природопользования, охраны природы в РФ. Изучением учебной дисц...

    Охрана окружающей среды

    В программе предмета «Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов» достаточное внимание уделяется вопросу охраны окружающей среды, водной среды, воздушной среды, водной среды, окружающ...

    Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"

    Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"...

    Электронные образовательные ресурсы по дисциплине "Природопользование и охрана окружающей среды"

    Разработанные электронные образовательные ресурсы по дисциплине "Природопользование и охрана окружающей среды"...

    Задания в тестовой форме по теме:"Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии»)"

    Задания в тестовой форме по теме:  Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии») созданы для проведе...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов к практическим занятиям Дисциплина: ОП.14 Охрана окружающей среды

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов к практическим занятиямДисциплина: ОП.14 Охрана окружающей среды...

    Методическая разработка урока английского языка по теме: Охрана окружающей среды и экология производства

    В настоящее время в условиях информатизации образования меняется структура и содержание образования, появляется возможность по-новому организовать учебный процесс. Конечно, применение новых методов не...