Интегрированный урок "Физические основы работы сердечно- сосудистой системы"
план-конспект занятия по теме

Бурлак Елена Евгеньевна

Интегрированный урок физика+биология по теме "Физические основы работы сердечно-сосудистой системы", рассчитан на 2 часа.  

Предназначен для занятий спецкурса или как открытый урок  обобщение материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizicheskie_osnovy_raboty_sss.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие спецкурса «физика в биологии и медицине».

Тема занятия: Физические основы работы сердечно-сосудистой системы.

Каждому сердце дано,
Что же вмещает оно?
Дальних миров красоту,
Мудрость и чистоту.
Каждому сердце дано,
Что же умеет оно?
Радоваться, любить,
Жить, созидать и творить!

Цель: Изучить физические основы работы сердечно-сосудистой системы.

Дидактические цели

  1. Образовательные:
  • Повторение и закрепление понятий и законов: строение органов кровообращения; физиологические основы работы сердечнососудистой системы (ССС); физические свойства жидкости; давление жидкости; движение жидкости по трубам; условие неразрывности струи; законы Паскаля и Бернулли,  расчет характеристик модели ССС. 
  • Применение законов физики к живым организмам, привлечение биофизических примеров, способствующее лучшему усвоению курса физики.
  1. Развивающие:
  • Создание в представлении учащихся общей картины мира с его единством и многообразием свойств неживой и живой природы.
  • Развитие умений и навыков  анализа физической ситуации, создания и описания модели явления;
  • Развитие практических навыков измерений физических  и физиологических величин;
  • Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления: логики, анализа и синтеза, пространственного воображения.

3.      Воспитательные:

  • Воспитание  самостоятельности, ответственности, настойчивости в достижении цели, стремления к интеллектуальному самосовершенствованию.
  • Воспитание умений работать самостоятельно и в группе.

Тип занятия

  • По основной дидактической цели: занятие-практикум.
  • По форме проведения: комбинированное (сочетание различных форм работы: устное повторение материала, выработка модели, решение задачи у доски, проблемно-эвристическая беседа,  практическая работа).

Задачи

1. Организация учебной деятельности, формирующей навыки моделирования физической ситуации и обобщения ее для практической деятельности.

2. «Получение» ученика,  понимающего физический смысл модели  и умеющего  рассчитывать характеристики работы ССС.

Ход занятия

  1.  Организационный момент:
  • Сообщение темы, цели, плана.
  • Эпиграф к занятию.
  • Положительная эмоциональная установка. 
  1. Основная часть:

1) Актуализация знаний, полученных на лекции:

 –  беседа по вопросам:

Что называется сердечно-сосудистой системой?

Каково ее значение для жизнедеятельности организма?

-   задание на листах (работа в парах) - вспоминаем строение и функции органов кровообращения.

2)       Создание физической модели ССС:

 - Свойства жидкости (таблица).

Что такое идеальная жидкость?

Можно ли считать кровь идеальной жидкостью?

 - Физические особенности кровеносной системы:

Это трубки?

Одинаковое ли у них сечение?

Много ли ответвлений? Какую роль они играют?

Твердые стенки или эластичные?

Сообщаются ли они с атмосферой?

Можно ли считать систему кровообращения замкнутой?

Одинаково ли давление в трубках? От чего зависит давление жидкости в трубках?      

Итак: (на доске плакат)

 ССС

Замкнутая (не имеющая сообщения с атмосферой) многократно разветвленная система трубок с эластичными стенками, заполненная вязкой жидкостью, движение которой происходит под действием ритмично работающего нагнетательного насоса.

3)     Физические основы работы ССС:

  • Закон Бернулли.
  • Закон  Гагена- Пуазейля
  • Распределение давления в кровеносной системе.
  1. Разбор и решение задачи у доски  (условия на столах)- расчет работы и мощности сердца на основе полученной модели.

     5)     Разбор качественных задач (вопросов).

  • Как изменяется статическое давление жидкости при увеличении скорости потока?
  • Что понимают под динамическим давлением жидкости? От чего оно зависит?
  • В чем причина огромной работоспособности сердца?
  • Что произойдет в случае повреждения сосудистой стенки?

В норме сосудистая система замкнута и не имеет сообщения с атмосферой. В случае повреждения сосудистой стенки может образоваться сообщение сосуда с атмосферой, и тогда проявляется действие гидростатического давления крови. Общеизвестно, например, что для ослабления кровотечения из пораненного сосуда конечности ей следует придать возвышенное положение.

  • Каков характер движения крови в сосудистой системе?

Течение крови в сосудистой системе в нормальных условиях имеет ламинарный характер. Оно может переходить в турбулентное при нарушении этих условий, например при резком сужении просвета сосуда. (Например в сосуде образовался тромб, или при неполном открытии или, наоборот, при неполном закрытии сердечных или аортальных клапанов. При этом появляются звуки, называемые сердечными шумами, которые являются одним из характерных признаков этого явления).

     6)  Практическая работа: Определение частоты пульса в зависимости от нагрузки и

систолического объема крови.

Оборудование: секундомер.

Порядок работы:

  1. Определите число Nмин ударов пульса за t =1 мин.
  2.  Вычислите период сокращений сердца: Tс = t/N.
  3. Выполнив 20 приседаний, повторите опыт. Сделайте вывод.
  4. Определите число сокращений за 1 час, 1 сут. (с нагрузкой и без нагрузки).
  5. За одно сокращение сердце выбрасывает в среднем 70 мл крови (систолический объем крови – СОK). Вычислите объем выбрасываемой крови за 1 мин, 1 ч, 1 сут.

6. Заполните таблицу: 

Параметр

Без нагрузки

С нагрузкой

Nмин 

Tс

Nчас

Nсут

СОK мин

СОK час

СОK сут

 3 . Заключение:

  • Подведение итогов, выводы, рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОС ПМ.02 Тестовые задания «Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови»

КОС ПМ.02  Тестовые задания для рубежного контроля по теме «Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови»...

Методическая разработка теоретического занятия Тема 6. Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови

Предназначение: для преподавателей Профессионального модуля 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и студентов 2-3 курса специальности       34.02.01 Се...

Презентация «Патология сердечно-сосудистой системы органов кроветворения и иммунной системы» по дисциплине «Патологическая физиология и патологическая анатомия».

Данная презентация может использоваться на уроках «Патологическая физиология и патологическая анатомия» для студентов 3-х курсов при изучении темы «Патология сердечно-сосудистой системы органов кровет...

Контрольно-измерительные материалы по МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Тема 6. Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови.

Контролирующий материал для проведения текущего контроля по теме: Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови по специальности 34.02.01 Сестринское дело....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическому занятию Тема: Заболевания сердечно – сосудистой системы

Пояснительная записка Учебно - методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 31.02.01 «Лечебное дело» по ПМ 02, МДК 02.01, Р 02.01.01 «Терапия» по теме «...

Контрольная работа по разделу Сердечно-сосудистая система

В контрольной работе представлен контролирующий материал по следующим темам раздела Сердечно-сосудистая система: анатомическое строение сердца, сердечный цикл, регуляция работы сердца, основные свойст...

Научная статья: "Влияние физической аэробной активности на работу сердечно-сосудистой системы" Пугусова С.Р., Смыслова О.А.

Заочная Всероссийская студенческая научно-практическая конференции «Здоровье и образ жизни»...