КМО паразиты
методическая разработка по теме

Серикова Татьяна Николаевна

Данное КМО составлено по разделу "Паразитология",в его составе методические разработки занятий,лекционный материал.материал для промежуточной аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kmo_parazity.doc641.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕХНИКУМ – «ШЕНТАЛИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

        

Комплексное методическое обеспечение раздела

«МЕДИЦИНСКАЯ ПАРАЗИТОЛОГИЯ»

Дисциплина  «БИОЛОГИЯ»

Специальность  «Сестринское дело»

Шентала,2011 год.

Рассмотрено и утверждено на заседании  ЦМК  «Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин» Протокол № ________от

«____»______________20___г.

Председатель ЦМК

------------------М.Б.Мутыгуллина.

Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и  уровню подготовки выпускников по специальности  060109 Сестринское дело

Зам. директора по УР

«____»____________20___ г.

________________Е.В. Курганская

Рассмотрено и утверждено  на

заседании Методического совета

Протокол № ______

от «_____» ____________20__г.

Подготовила

Преподаватель техникума – « Шенталинского медицинского училища»

Т.Н. Серикова

Использовано методическое пособие «Баология» Под общей редакцией, проф. В.И. Ярыгина. – М., 2001. – 463 с.;

Пояснительная записка.

             Комплексное методическое обеспечение по разделу «Медицинская паразитология» рассчитано, согласно тематического плана дисциплины «Биология» на 8  часов (теоретические занятия). Эти занятие проводятся в учебных аудиториях. Данная тема взята из раздела «Медицинская паразитология» и соответствует требованию государственного образовательного стандарта по  дисциплине «Биология» для средних специальных учебных заведений. 

В состав КМО входят

  • методические разработки теоретических занятий;
  • лекционный материал;
  • тестовые задания для итогового контроля;
  • тестовые задания для закрепления материала;
  • глоссарий;
  • графические диктанты;
  • дидактический материал по темам «Предмет и задачи медицинской паразитологии», «Классификация паразитов», « Организм – как среда обитания паразитов», «Взаимоотношения в системе паразит – хозяин» ( карточки – задания, графический диктант и т.д.).

При изучении данной темы студент должен усвоить следующие понятия: 

  • определение  медицинской паразитологии;
  • разделы медицинской паразитологии;
  • группы представителей медицинской паразитологии;
  • задачи медицинской паразитологии;

Студент должен знать:

  • Классификацию паразитов  в зависимости от степени необходимости вести паразитический образ жизни.
  • Классификацию паразитов  по времени взаимодействия паразита  с хозяином.
  • Классификацию паразитов  в зависимости от пространственного взаимодействия паразита и хозяина
  • Взаимоотношения живых организмов в природе.
  • Виды взаимоотношений между организмами.
  • Приспособления организмов к паразитическому образу жизни.
  • Влияние паразита на хозяина.
  • Осложнения вызываемые паразитами.
  • Взаимные приспособления паразита и хозяина.

Оснащение занятия:

Средства обучения 

  • Учебник «Биология», под редакцией В.Н.Ярыгина, Москва, ВЛАДОС, 2001 год;
  • таблица «Строение чесоточного клеща»;
  •  видеофильм «Паразиты внутри нас»;
  •  презентация «Паразиты человека»;
  •  мультимедийный проектор;
  •  экран и т.д.

Средства контроля:

  • задания в тестовой форме;
  • карточки-задания.

Методическая разработка  №1

теоретического занятия для преподавателя.

Тема:  «Предмет и задачи медицинской паразитологии».

Организационная  форма:

Теоретическое занятие – 1 (90 мин)

Цели и задачи:

-образовательная: усвоить материал по теме «Предмет и задачи медицинской паразитологии»; углубить, актуализировать новые знания; закрепить сведения, используя информационные технологии; формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выявление готовности студентов успешно применять полученные знания.

-развивающая: формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное, развивать умение использовать  полученные знания при изучении следующих тем, развивать творческое воображение, мышление,  наблюдательность; развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, способствовать формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картины мира; повысить общую грамотность; обогатить словарный запас

-воспитательная: создание атмосферы доброжелательности на занятии, воспитание чувства ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию.

Форма работы:   фронтальная

Тип занятия: комбинированное.

 Вид традиционного занятия:  урок,

Место проведения: аудитория,

Оснащение занятия:

Средства обучения 

  • Материал лекции,
  • Учебное пособие,
  • Учебная таблица «Паразиты человека»,
  • Проектор,
  • Мультимедийная презентация,
  • Ноутбук.

                      Средства контроля:

  •  задания в тестовой форме
  •  проблемно-ситуационные задачи
  •  диктанты
  •  карточки-задания
  •  «немые рисунки»

Интеграция темы

Межпредметные связи

Истоки

1.Зоология, раздел «Круглые черви», тема: «Строение круглых червей».

3.Микробиология, раздел «Медицинская паразитология», тема «Введение в медицинскую паразитологию».

Внутри предметные связи 

Истоки: 

1. «Основы экологии»

2. «Паразитизм как экологическое явление»

3. «Предмет и задачи медицинской паразитологии»

Выход: практическая деятельность медицинской сестры

Методы проведения:  информационно-развивающий

 

        

План проведения теоретического занятия.

Название.

Описание

Цель

Время

1.

Организационные вопросы.

Контроль формы одежды. Отметка присутствующих. Объявить тему и определить цели занятия.

Подготовить студентов к работе, мобилизировать внимание

3 мин.

2.

Вводное слово.

Раскрыть важность

и актуальность темы. «Предмет и задачи мед. паразитологии».

Активизировать  познавательную деятельность студентов

2 мин.

3.

Изучение нового материала по теме: «Предмет и задачи медицинской паразитологии».

 

Вопросы темы,

1.Определение  медицинской паразитологии.

2. Разделы  

медицинской паразитологии.

3. Группы

представителей  медицинской паразитологии

4. Задачи

 медицинской паразитологии.

(Приложение№ 1).

Приобретение новых знаний, представлений.

70 мин.

4.

Закрепление  изученного материала.

Фронтальный опрос.

1. Дать определение паразитологии.

2.Дать определение медицинской паразитологии.

3.Что изучает медицинская паразитология.

4.Назвать разделы медицинской паразитологии.

5.Перечислить задачи  медицинской паразитологии.

(приложение №2)

Закрепить знания студентов посредством фронтального опроса.

10 мин.

5.

Заключение.

Объявление темы следующей лекции: «Классификация паразитарных болезней». Задание на дом: «Биология», под редакцией  В.Н. Ярыгина  стр.333-345. паразитология».

Выяснение степени достижения цели.

5 мин.

Подготовиться к  графическому диктанту по теме: «Предмет и задачи медицинской паразитологии

». ответить на вопросы  (приложение №3).

Приложение №1

Лекционный материал по теме

«Предмет и задачи медицинская паразитология».

Паразитология – наука изучающая явление паразитизма биологию паразитов, вызываемые ими болезни и меры борьбы с ними..

Медицинская паразитология изучает паразитов человека животного происхождения, вызываемые ими болезни и методы борьбы с ними.
Основными задачами медицинской паразитологии являются: изучение систематического положения паразитов в животном мире, их строения, особенностей жизнедеятельности и циклов развития; изучение взаимоотношений в системе паразит-хозяин; разработка методов диагностики; лечения и профилактики паразитарных болезней.

 Болезни животных и человека можно классифицировать по этиологическому принципу как эндогенные и экзогенные. В основе эндогенных заболеваний лежат аномалии структуры или функционирования наследственного аппарата.

Экзогенные заболевания имеют разную природу: это травмы, нарушения питания, авитаминозы и т.д. Кроме того, это болезни, вызываемые живыми организмами: вирусами, прокариотами и животными. Болезни, вызываемые

вирусами и прокариотическими организмами, называют инфекционными.

Болезни, вызываемые животными, называют инвазионными или паразитарными.

Медицинская паразитология изучает особенности строения и жизненных циклов паразитов, взаимоотношения в системе паразит — хозяин, а также методы диагностики, лечения и профилактики инвазионных болезней. В связи с тем что большинство паразитов человека относится к типу Простейшие Protozoa, а также к группе Черви (гельминты) — плоские Plathelminthes и круглые Nemathelminthes, — в рамках паразитологии выделяют разделы: медицинскую протозоологию и медицинскую гельминтологию.

Немало животных, имеющих медицинское значение и в типе Членистоногие

Arthropoda. Некоторые из них сами являются возбудителями заболеваний, другие — переносчиками возбудителей паразитарных и инфекционных болезней. Биологию  членистоногих — возбудителей и переносчиков (клещей и

насекомых) — изучает медицинская арахноэнтомология.

Паразиты могут обитать в любых органах человека, поэтому врач любой специальности может встречаться с паразитарными заболеваниями и обязан

уметь распознавать их, лечить больных и проводить профилактику заражения

паразитами.

Локализация паразитов в организме человека:

1 — головной мозг  (эхинококк, цистицерки свиного цепня, трипаносома,

токсоплазма и др.),

2 — кровь (малярийный плазмодий, трипаносома и др.),

3 — легкие (эхинококк, легочный сосальщик и др.),

4 —.печень (многие сосальщики, эхинококк, токсоплазма и др.),

5 — скелетные мышцы    (трихинелла, цистицерки свиного цепня и др.),

6 — подкожная клетчатка (ришта и др.),

7 — мочеполовая система (шистосомы, трихомонада и др.),

8 —  кожа открытых участков тела (лейщмания и др.),

9 — толстая кишка (дизентерийная амеба, балантидий, власоглав и др.),

10 — тонкая кишка (лямблия, все цепни, лентецы, аскарида, острица и др.)

ФОРМЫ МЕЖВИДОВЫХ БИОТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ В БИОЦЕНОЗАХ.

Организмы разных видов в биоценозах находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Существуют две основные формы межвидовых

взаимодействий: антибиоз и симбиоз.

Антибиоз — невозможность сосуществования двух видов организмов, основанная на конкуренции прежде всего за источники питания. Примером служат взаимоотношения сапрофитных бактерий и ряда плесневых грибов.

Первые способны быстро заселять среды, богатые органическими веществами,

за счет интенсивного размножения, а вторые, значительно уступая им в этом, приобрели способность делать субстрат неблагоприятным для жизнедеятельности бактерий, выделяя в него продукты своего метаболизма —

 Паразитизм как экологический феномен.

Паразитизм – это универсальное, широко распространенное в живой природе явление, состоящее в использовании одного организма другим в качестве источника питания. При этом паразит причиняет хозяину вред вплоть до гибели.

Пути возникновения паразитизма.

1. Переход свободноживущих форм (хищников) к эктопаразитизму при увеличении времени возможного существования без пищи и времени контакта с жертвой.

2. Переход от комменсализма (сотрапезничества, нахлебничества, ситуации, когда хозяин служит лишь средой обитания) к эндо-паразитизму в случае использования комменсалами не только отходов, но части пищевого рациона хозяина и даже его тканей.

3. Первичный эндо паразитизм в результате случайного, часто неоднократного заноса в пищеварительную систему хозяина яиц и цист паразитов.

Особенности среды обитания паразитов.

1. Постоянный и благоприятный уровень температуры и влажности.

2. Обилие пищи.

3. Защита от неблагоприятных факторов.

4. Агрессивный химический состав среды обитания (пищеварительные соки).

Особенности паразитов.

1. Наличие двух сред обитания: среда первого порядка – организм хозяина, среда второго порядка – внешняя среда.

2. Паразит имеет меньшие размеры тела и меньшую продолжительность жизни по сравнению с хозяином.

3. Паразиты отличаются высокой способностью к размножению, обусловленной обилием пищи.

4. Количество паразитов в организме хозяина может быть очень велико.

5. Паразитический образ жизни является их видовой особенностью.

Приложение №2. 

Фронтальный опрос

1.Дать определение паразитологии?

Эталон ответа:

Паразитология – наука изучающая явление паразитизма биологию паразитов, вызываемые ими болезни и меры борьбы с ними.

2.Дать определение медицинской паразитологии?

Эталон ответа: Медицинская паразитология изучает паразитов человека животного происхождения, вызываемые ими болезни и методы борьбы с ними.

3.Что изучает медицинская паразитология?

Эталон ответа: 

Медицинская паразитология изучает особенности строения и жизненных циклов паразитов, взаимоотношения в системе паразит — хозяин, а также методы диагностики, лечения и профилактики инвазионных болезней.

4.Назвать разделы медицинской паразитологии?

Эталон ответа: 

В  паразитологии выделяют разделы: медицинскую протозоологию и медицинскую гельминтологию. Немало животных, имеющих медицинское значение и в типе Членистоногие Arthropoda. Некоторые из них сами являются возбудителями заболеваний, другие — переносчиками возбудителей паразитарных и инфекционных болезней. Биологию членистоногих — возбудителей и переносчиков (клещей и насекомых) — изучает медицинская арахноэнтомология.

5.Перечислить задачи  медицинской паразитологии?

Эталон ответа:

Основными задачами медицинской паразитологии являются: изучение систематического положения паразитов в животном мире, их строения, особенностей жизнедеятельности и циклов развития; изучение взаимоотношений в системе паразит-хозяин; разработка методов диагностики; лечения и профилактики паразитарных болезней.

Приложение №3.

Повторение темы «Предмет и задачи медицинской паразитологии», для подготовки к графическому диктанту.

Медицинская паразитология изучает паразитов человека животного происхождения, вызываемые ими болезни и методы борьбы с ними.
Основными задачами медицинской паразитологии являются: изучение систематического положения паразитов в животном мире, их строения, особенностей жизнедеятельности и циклов развития; изучение взаимоотношений в системе паразит-хозяин; разработка методов диагностики; лечения и профилактики паразитарных болезней.

 Болезни животных и человека можно классифицировать по этиологическому принципу как эндогенные и экзогенные. В основе эндогенных заболеваний лежат аномалии структуры или функционирования наследственного аппарата.

Экзогенные заболевания имеют разную природу: это травмы, нарушения питания, авитаминозы и т.д. Кроме того, это болезни, вызываемые живыми организмами: вирусами, прокариотами и животными. Болезни, вызываемые

вирусами и прокариотическими организмами, называют инфекционными.

Болезни, вызываемые животными, называют инвазионными или паразитарными.

Медицинская паразитология изучает особенности строения и жизненных циклов паразитов, взаимоотношения в системе паразит — хозяин, а также методы диагностики, лечения и профилактики инвазионных болезней. Биологию  членистоногих — возбудителей и переносчиков (клещей и

насекомых) — изучает медицинская арахноэнтомология.

Паразиты могут обитать в любых органах человека, поэтому врач любой специальности может встречаться с паразитарными заболеваниями и обязан

уметь распознавать их, лечить больных и проводить профилактику заражения

паразитами.

Локализация паразитов в организме человека:

1 — головной мозг  (эхинококк, цистицерки свиного цепня, трипаносома,

токсоплазма и др.),

2 — кровь (малярийный плазмодий, трипаносома и др.),

3 — легкие (эхинококк, легочный сосальщик и др.),

4 —.печень (многие сосальщики, эхинококк, токсоплазма и др.),

5 — скелетные мышцы    (трихинелла, цистицерки свиного цепня и др.),

6 — подкожная клетчатка (ришта и др.),

7 — мочеполовая система (шистосомы, трихомонада и др.),

8 —  кожа открытых участков тела (лейщмания и др.),

9 — толстая кишка (дизентерийная амеба, балантидий, власоглав и др.),

10 — тонкая кишка (лямблия, все цепни, лентецы, аскарида, острица и др.)

 Паразитизм как экологический феномен.

Паразитизм – это универсальное, широко распространенное в живой природе явление, состоящее в использовании одного организма другим в качестве источника питания. При этом паразит причиняет хозяину вред вплоть до гибели.

Пути возникновения паразитизма.

1. Переход свободноживущих форм (хищников) к эктопаразитизму при увеличении времени возможного существования без пищи и времени контакта с жертвой.

2. Переход от комменсализма (сотрапезничества, нахлебничества, ситуации, когда хозяин служит лишь средой обитания) к эндо-паразитизму в случае использования комменсалами не только отходов, но части пищевого рациона хозяина и даже его тканей.

3. Первичный эндо паразитизм в результате случайного, часто неоднократного заноса в пищеварительную систему хозяина яиц и цист паразитов.

Особенности среды обитания паразитов.

1. Постоянный и благоприятный уровень температуры и влажности.

2. Обилие пищи.

3. Защита от неблагоприятных факторов.

4. Агрессивный химический состав среды обитания (пищеварительные соки).

Особенности паразитов.

1. Наличие двух сред обитания: среда первого порядка – организм хозяина, среда второго порядка – внешняя среда.

2. Паразит имеет меньшие размеры тела и меньшую продолжительность жизни по сравнению с хозяином.

3. Паразиты отличаются высокой способностью к размножению, обусловленной обилием пищи.

4. Количество паразитов в организме хозяина может быть очень велико.

5. Паразитический образ жизни является их видовой особенностью.

Глоссарий.


Медицинская паразитология изучает паразитов человека животного происхождения, вызываемые ими болезни и методы борьбы с ними.
Протозоология - наука о простейших.
Гельминтология - наука о гельминтах (паразитических червях).
Арахноэнтомология - наука о членистоногих.

Паразитизм – форма сожительства двух организмов, выгодная для одного и вредная для другого вида.
Временные паразиты– связаны с хозяином и питаются за его счет на определенной стадии развития.
Постоянные паразиты– тесно связаны с хозяином и не могут развиваться без него.
Хозяин – это организм, который обеспечивает паразита жильем и пищей.
Дефинитивные (основные, окончательные) – в их организме обитает половозрелая форма паразита и проходит его половое размножение.
Промежуточные – в их организме обитает личиночная стадия паразита или проходит его бесполое размножение.
Дополнительные, или вторые промежуточные хозяева.

Болезни, вызываемые паразитами животного происхождения, называются паразитарнымиили и инвазионными .
Болезни, вызываемые простейшими, называются
протозойные болезни, или протозоозы; гельминтами – гельминтозы, насекомыми – энтомозы, клещами – акарозы.
Антропонозы (антропонозные инвазии) - болезни, источником возбудителей которых является человек .
Зоонозы - болезни, источником возбудителей которых являются дикие или домашние животные.
Трансмиссивные болезни - болезни, возбудители которых передаются через укусы кровососущих насекомых и клещей..
Природно-очаговые болезни - болезни, возбудители которых могут длительно поддерживаться в естественных условиях за счет передачи непосредственной или через кровососущих членистоногих-переносчиков от животного-донора животному-реципиенту - без всякого участия человека, т.е. в природных очагах инфекции (инвазии).
У человека благоприятные условия обитания разные паразиты находят практически в любом органе.

Методическая разработка №2

теоретического занятия для преподавателя.

Тема: «Классификация паразитов».

Организационная  форма:

Теоретическое занятие – 1 (90 мин)

Цели и задачи:

-образовательная: усвоить материал по теме «Классификация паразитов»; углубить, актуализировать новые знания; закрепить сведения, используя информационные технологии; формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выявление готовности студентов успешно применять полученные знания.

-развивающая: формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное, развивать умение использовать  полученные знания при изучении следующих тем, развивать творческое воображение, мышление,  наблюдательность; развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, способствовать формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картины мира; повысить общую грамотность; обогатить словарный запас

-воспитательная: создание атмосферы доброжелательности на занятии, воспитание чувства ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию.

Форма работы:   фронтальная

Тип занятия: комбинированное.

 Вид традиционного занятия:  урок,

Место проведения: аудитория,

Оснащение занятия:

Средства обучения

  •         Материал лекции,
  •         Учебное пособие,
  •         Проектор,
  •         Мультимедийная презентация,
  •         Ноутбук.

                      Средства контроля:

  •          задания в тестовой форме
  •          карточки-задания

Интеграция темы

Меж предметные связи

Истоки

1.Зоология, раздел «Классификация паразитов», тема: «паразиты человека».

3.Микробиология, раздел «Классификация паразитов человека», тема «Классификация паразитов».

Внутри предметные связи

Истоки:

1. «Основы экологии»

2. «Паразитизм как экологическое явление»

3. «Предмет и задачи медицинской паразитологии»

4. «Классификация паразитов».

Выход: практическая деятельность медицинской сестры

Методы проведения:  информационно-развивающий

 

План проведения теоретического занятия - комбинированного урока, тема: «Классификация паразитов».

Название

Описание

Цель

Время

1.

Организационные вопросы.

Контроль формы одежды. Отметка присутствующих. Объявить тему и определить цели занятия.

Подготовить студентов к работе, мобилизировать внимание

3 мин.

2.

Вводное слово.

Раскрыть важность

и актуальность темы. «Классификация паразитов».

Активизировать  познавательную деятельность студентов

2 мин.

3.

Контроль исходного уровня знаний.

Проведение графического диктанта по теме: «Предмет и задачи медицинской паразитологии»

(приложение №1).

Закрепление пройденного материала, корректировка знаний, подготовка к практической деятельности.

10 мин.

4.

Изучение нового материала по теме: «Классификация паразитов».

Вопросы темы,

1.Классификация паразитов  в зависимости от степени необходимости вести паразитический образ жизни.

2. Классификация паразитов  по времени взаимодействия паразита  с хозяином.

3. Классификация паразитов  в зависимости от пространственного взаимодействия паразита и хозяина

 (приложение№ 2).

Приобретение новых знаний, представлений.

70 мин.

5.

Закрепление  изученного материала.

Проводится посредством выбора правильных суждений.

 (приложение №3)

Закрепить знания студентов посредством фронтального опроса.

10 мин.

6.

Заключение.

Объявление темы следующей лекции: «Организм как среда обитания паразитов». Задание на дом: «Биология», под редакцией  В.Н. Ярыгина, стр.345-355. Подготовиться к  графическому диктанту по теме: «Классификация паразитарных болезней». ответить на вопросы. (приложение №4).

Выяснение степени достижения цели.

5 мин.

Приложение №1

Графический диктант к теме «Предмет и задачи медицинской паразитологии».

Диктант составлен для контроля знаний студентов по теме  «Предмет и задачи медицинской паразитологии». Студентам необходимо ответить на вопросы, заполнив график.

При ответе без ошибок – оценка «5»;

1-2 ошибки – оценка «4»;

3 -4 ошибки – оценка «3»;

Более 5 ошибок – оценка «2».

Вопросы графического диктанта.

  1. В основе эндогенных заболеваний лежат аномалии структуры или функционирования наследственного аппарата. Да, НЕТ.
  2. Экзогенные заболевания имеют разную природу: это травмы, нарушения питания, авитаминозы и т.д. Да, НЕТ.
  3. В подкожной клетчатке  обитают паразиты (шистосомы, трихомонада и др.) Да, НЕТ.
  4. В  крови обитают паразиты  (малярийный плазмодий, трипаносома и др.), Да, НЕТ.
  5. В  легких  обитают паразиты  (трихинелла, цистицерки свиного цепня и др.), Да, НЕТ.
  6. В печени обитают паразиты  (многие сосальщики, эхинококк, токсоплазма и др.), Да, НЕТ.
  7. В скелетных мышцах  обитают паразиты    (трихинелла, цистицерки свиного цепня и др.), Да, НЕТ.
  8. В  толстой кишке обитают паразиты   (лямблия, все цепни, лентецы, аскарида, острица и др.) , Да, НЕТ.
  9. В тонкой кишке обитают паразиты (дизентерийная амеба, балантидий, власоглав и др.), Да, НЕТ.
  10. Возбудителей и переносчиков (клещей и насекомых) — изучает медицинская арахноэнтомология. Да, НЕТ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Y

Y

Y

Y

Приложение №2

Лекционный материал по теме

«Классификация паразитов».

В зависимости от времени, проводимом на хозяине, паразиты могут быть постоянные, если никогда не встречаются в свободно-живущем состоянии (вши, чесоточные зудни, малярийный плазмодий), и временные, если связаны с хозяином только во время приема пищи (комары, клопы, блохи).

По обязательности паразитического образа жизни паразиты бывают облигатные, если паразитический образ жизни – их непременная видовая особенность (например, гельминты), и факультативные, способные вести непаразитический образ жизни (многие паразиты растений).

По месту обитания на хозяине паразиты делятся на эктопаразитов, живущих на поверхности организма хозяина (человеческая вошь, комары, москиты, слепни), внутрикожных паразитов, обитающих в толще кожных покровов хозяина (чесоточный зудень), полостных паразитов, обитающих в полостях различных органов хозяина, сообщающихся с внешней средой (бычий и свиной цепни) и собственно эндопаразитов, обитающих во внутренних органах организма хозяина, клетках и плазме крови (эхинококк, трихинелла, малярийный плазмодий).

В дикой природе паразиты регулируют численность особей в популяциях хозяина.

Паразиты классифицируются от одноклеточных простейших микроорганизмов до многометровых червей:

- одноклеточные простейшие микроорганизмы: лямблии, амебы, криптоспоридии, токсоплазмы, трипаносомы, плазмодии и лейшмании;

- гельминты: плоские черви, которые подразделяются еще на ленточных червей под названием цестоды и сосальщиков, поражающих печень, которые называют трематодоми и круглые черви - нематоды;

 - ленточные черви: бычий, свиной и карликовый цепень, эхинококки, широкие лентецы и т.д.;

- сосальщики: шистосомы. двуустки и т.д.;
круглые черви: острицы, власоглавы, аскариды, трихинеллы, анкилостомы и т.д.

      Симптомы паразитов в организме человека могут быть связаны с причиной несоблюдения обычных правил личной гигиены и домашние животные, которые являются переносчиками. Поэтому, не стоит удивляться факту о том, что абсолютно все помещение, где присутствуют различные кошки, собаки, птички, хомячки и т.д., заселено яйцами глистов, которые спадают с поверхностного слоя кожи животных.

      В кошачьих фекалиях содержится более 15 миллионов цист токсоплазм, к которым дети, особенно в раннем возрасте, очень восприимчивы. Поэтому, ребенка может подстерегать опасность даже при играх в песочнице, где "побывала" какая-нибудь кошечка. У собак переносчиками яиц глистов являются блохи. Собака их раскусывает, заглатывая при этом яйца глистов внутрь, а затем рассеивает паразитов своим влажным дыханием на расстояние до пяти метров (кошки - до трех метров).

      Упавшие с шерсти животного яйца остриц могут сохранять свою жизнеспособность около 5-6 месяцев, попадая в ротовую полость через руки, пыль, постельное и нательное белье и т.д., а если не предпринять мер и не произвести своевременное очищение организма от паразитов, то заболевание может продолжаться годами вплоть до самой старости.
     
Яйца аскариды могут попасть в организм, если съесть непромытую клубнику, зелень, а так же они разносятся мухами и через грязные руки.
      В 95% случаев домашнее сало или шашлык могут быть
заражены трихинеллезом. Икра или соленая рыба "Строганина" вполне может быть заражена одной из разновидностей ленточных червей (лентец широкий), который достигает нескольких метров в длину (до 10 метров), а продолжительность его жизни около 25 лет.
     
Паразиты могут поглощать те питательные вещества, витамины и добавки, которые мы употребляем для укрепления иммунитета. В результате, для нашего организма оказывается недостаточное поступление этих необходимых веществ. Наоборот, "хозяину" достаются лишь малые остатки питательных веществ и токсичные выделения жизнедеятельности паразитов в организме человека.

Приложение №3

Тест (письменно).

Выберите верные утверждения:

  1. Классификация паразитов  зависит от критериев, которые используют при  определении формы паразитизма.
  2. Факультативные паразиты способны вести свободный образ жизни.
  3. Облигатные паразиты ,это паразиты ,для который паразитический образ жизни является не обязательным.
  4.  Представителями облигатных паразитов являются аскарида, печеночный сосальщик. чесоточный клеш.
  5. Личинка комнатной мухи   относится к факультативным паразитам.
  6. Временные паразиты всю свою жизнь проводят в контакте с хозяином.
  7. Трихинелла, ,острица   используют нескольких хозяев.
  8. На покровах хозяина обитают экзопаразиты.
  9. Комар - экзопаразит.
  10. Вошь – эндопаразит.
  11. Малярийный плазмодий8 – паразит внутренней среды.

Правильные суждения: 1,2,4,5, 8, 9, 11.

Приложение №4

Подготовится к графическому диктанту по теме «Классификация паразитарных болезней», ответить на вопросы темы.

Каковы критерии классификации паразитов?
Классификация паразитов основывается на множестве критериев.
С точки зрения места обитания в организме хозяина различают паразитов:
• внутренних, паразитирующих внутри организма хозяина (около 90 % всех паразитов);
• внешних, паразитирующих на поверхности тела хозяина (около 10 %).
С точки зрения зависимости паразита от хозяина и необходимости взаимосвязи между ними бывают паразиты:
• безусловные, завершение процесса развития которых невозможно без посредничества другого организма (например, трихинелла, гельминтозы из группы цестодозов, паразитические амебы);
• относительные, паразитирующие только на определенной стадии своей жизни и развития (например, некоторые группы плоских червей).
С точки зрения времени необходимого паразитизма в период собственного развития различаются паразиты:
• постоянные, паразитирующие на протяжение всей жизни (например, трихомонада);
• периодические, которые паразитируют в определенные периоды развития (например, некоторые виды плоских червей);
• кратковременные, которые только однократно или несколько раз в течение непродолжительного времени сталкиваются с организмом хозяина (например, блохи, клопы, пиявки, комары).
С, точки зрения биологической систематизации среди паразитов можно выделить следующие типы:
• простейшие, т. е. одноклеточные организмы. Среди них в качестве паразитов человека наиболее часто выступают: кишечная лямблия, влагалищная трихомонада, а также различные паразитирующие амебы;
• плоские черви, к которым относятся мелкие уплощенные организмы, наблюдаемые, как правило, в водной или влажной среде; обладают большой способностью к регенерации и разной степенью приспособляемости к паразитическому образу жизни. Среди них в качестве паразитов человека наиболее часто выступают ленточные черви, трематоды, сосальщики;
• круглые черви — организмы, имеющие цилиндрическую форму тела (аскариды, анкилостомиды, сингамы, кишечная угрица, ришта и др.);
• членистоногие — организмы, имеющие сегментированное тело и внешний хитиновый покров, беспозвоночные животные, самый многочисленный тип живых организмов, широко распространены в природе. Известно около 700 000 членистоногих, многие из которых полезны для человека. Только некоторые виды насекомых и паукообразных относятся к постоянным или временным паразитам человека (клоп, комары, мухи, тараканы, вши и др.).
Характер и болезнетворное воздействие наиболее часто встречающихся паразитов человека, а также возможности противостоять им рассмотрены ниже.

группа болезней, вызываемых паразитами животными — простейшими, червями (гельминтами), членистоногими (насекомыми и клещами), характеризующихся цикличным и часто длительным течением.

Простейшие вызывают болезни, обозначаемые как протозоонозы, или протозойные болезни. Важнейшие из них — амебиаз (Амёбиаз), Лейшманиозы, Лямблиоз, Малярия, Токсоплазмоз, Трипаносомозы. Гельминты служат причиной гельминтозов (Гельминтозы), из которых наиболее распространены Анкилостомидозы, Аскаридоз, Гименолепидоз, Дифиллоботриозы, Тениидозы, трихинеллез (Трихинеллёз), трихоцефалез (Трихоцефалёз), Энтеробиоз, Эхинококкоз. Паразитические насекомые и клещи вызывают соответственно — энтомозы и акариазы. К энтомозам относят Миазы, Дерматозоонозы, педикулез (Педикулёз), к акариазам — чесотку (Чесотка), Демодикоз и др. По локализации в организме человека возбудителей П. б. разделяют на экто- и эндопаразитов (см. Паразитизм).

Возбудители ряда П. б. (например, дифиллоботриозов, малярии, тениидозов) для завершения своего развития используют двух, а иногда и трех хозяев — животных различных видов.

Источником возбудителя инвазии (внедрения в организм паразитов с последующим формированием различных видов взаимодействия с ним) является больной либо паразитоноситель (человек или животные) — хозяин паразита (см. Носительство возбудителей заразных болезней). При некоторых П. б. хозяин паразита может служить источником инвазии для самого себя (например, повторное заражение острицами при привычке грызть ногти, под которыми у людей, больных энтеробиозом, могут быть яйца остриц).

Проникновение возбудителей П. б. в организм человека происходит через естественные отверстия, чаще через рот, иногда через мочеиспускательный канал, половые органы, а также через кожу. Возбудители передаются с пищей и водой (большая часть гельминтозов, амебиаз, лямблиоз и др.), через членистоногих переносчиков (малярия, лейшманиоз), при контакте с больным человеком (чесотка), соприкосновении с почвой (анкилостомидозы), а также воздушно-пылевым путем (например, аскаридоз). Они могут оказывать на организм человека различное действие: вызывать механическое раздражение, повреждение тканей или органов, отравление продуктами своего обмена, сенсибилизацию организма с последующим развитием аллергических реакций, поглощать кровь и пищевые вещества, утяжелять течение других болезней. Паразиты могут также способствовать проникновению на месте внедрения их в ткани возбудителей инфекционных болезней.

 

Глоссарий.


Медицинская паразитология изучает паразитов человека животного происхождения, вызываемые ими болезни и методы борьбы с ними.
Протозоология - наука о простейших.
Гельминтология - наука о гельминтах (паразитических червях).
Арахноэнтомология - наука о членистоногих.

Паразитизм – форма сожительства двух организмов, выгодная для одного и вредная для другого вида.
Временные паразиты– связаны с хозяином и питаются за его счет на определенной стадии развития.
Постоянные паразиты– тесно связаны с хозяином и не могут развиваться без него.
Хозяин – это организм, который обеспечивает паразита жильем и пищей.
Дефинитивные (основные, окончательные) – в их организме обитает половозрелая форма паразита и проходит его половое размножение.
Промежуточные – в их организме обитает личиночная стадия паразита или проходит его бесполое размножение.
Дополнительные, или вторые промежуточные хозяева.

Болезни, вызываемые паразитами животного происхождения, называются паразитарнымиили и инвазионными .
Болезни, вызываемые простейшими, называются
протозойные болезни, или протозоозы; гельминтами – гельминтозы, насекомыми – энтомозы, клещами – акарозы.
Антропонозы (антропонозные инвазии) - болезни, источником возбудителей которых является человек .
Зоонозы - болезни, источником возбудителей которых являются дикие или домашние животные.
Трансмиссивные болезни - болезни, возбудители которых передаются через укусы кровососущих насекомых и клещей..
Природно-очаговые болезни - болезни, возбудители которых могут длительно поддерживаться в естественных условиях за счет передачи непосредственной или через кровососущих членистоногих-переносчиков от животного-донора животному-реципиенту - без всякого участия человека, т.е. в природных очагах инфекции (инвазии).
У человека благоприятные условия обитания разные паразиты находят практически в любом органе.

Методическая разработка №3

теоретического занятия для преподавателя.

Тема: «Организм как среда обитания паразитов».

Организационная  форма:

Теоретическое занятие – 1 (90 мин)

Цели и задачи:

образовательная: усвоить материал по теме «Организм как среда обитания паразитов », познакомить студентов с взаимоотношениями живых организмов в природе, видами взаимоотношений, влиянием организмов друг на друга.

-развивающая: формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное, развивать умение использовать  полученные знания при изучении следующих тем, развивать творческое воображение, мышление,  наблюдательность; развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию,

-воспитательная: создание атмосферы доброжелательности на занятии, воспитание чувства ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию.

Форма работы:   фронтальная

Тип занятия: комбинированное.

 Вид традиционного занятия:  урок,

Место проведения: аудитория,

Оснащение занятия:

Средства обучения

  •         Материал лекции,
  •         Учебное пособие,
  •         Проектор,
  •         Мультимедийная презентация,
  •         Ноутбук.

                      Средства контроля:

  •          задания в тестовой форме
  •          карточки-задания

Интеграция темы

Меж предметные связи

Истоки

1.Зоология, раздел «Среда обитания паразитов », тема: «Организм как среда обитания паразитов ».

3.Микробиология, раздел «Среда обитания паразитов », тема: «Организм как среда обитания паразитов ».

Внутри предметные связи

Истоки:

1. «Основы экологии»

2. «Паразитизм как экологическое явление»

3. «Предмет и задачи медицинской паразитологии»

4. «Классификация паразитов».

5. «Организм как среда обитания паразитов ».

Выход: практическая деятельность медицинской сестры

Методы проведения:  информационно-развивающий

 

План проведения теоретического занятия - комбинированного урока, тема: «Организм как среда обитания паразитов ».

Название

Описание

Цель

Время

1.

Организационные вопросы.

Контроль формы одежды. Отметка присутствующих. Объявить тему и определить цели занятия.

Подготовить студентов к работе, мобилизировать внимание

3 мин.

2.

Вводное слово.

Раскрыть важность

и актуальность темы. «Организм как среда обитания паразитов ».

Активизировать  познавательную деятельность студентов

2 мин.

3.

Контроль исходного уровня знаний.

Тестовый контроль  по теме: «Классификация паразитов»

(приложение №1).

Закрепление пройденного материала, корректировка знаний, подготовка к практической деятельности.

10 мин.

4.

Изучение нового материала по теме: «Организм как среда обитания паразитов ».

Вопросы темы,

1.Взаимоотношениями живых организмов в природе.

2. Виды взаимоотношений между организмами.

3.Приспособления организмов к паразитическому образу жизни.

(приложение№ 2).

Приобретение новых знаний, представлений.

70 мин.

5.

Закрепление  изученного материала.

Фронтальный опрос.

Вопросы:

Дать определение следующим терминам:

  1. Биотические факторы.
  2. Нейтрализм.
  3. Симбиоз
  4. Антибиоз.
  5. Комменсализм.
  6. Нейтрализм.
  7. Хищничество.
  8. Протокооперация.
  9. Конкуренция.
  10. Мутуализм.
  11. Паразитизм.

(приложение №3).

Закрепить знания студентов посредством фронтального опроса.

10 мин.

6.

Заключение.

Объявление темы следующей лекции: «Жизненные циклы паразитов». Задание на дом: «Биология», под редакцией  В.Н. Ярыгина, стр.350-352. Ответить на вопросы. (приложение №3).

Выяснение степени достижения цели.

5 мин.

Приложение №1

Тестовый контроль

по теме: «Классификация паразитов».

1 вариант

1. Из перечисленных паразитов выберите, какие из них характерны для:

А)Факультативных паразитов _______ _______

Б) Экзопаразитов ______________

  1. Личинка комнатной мухи
  2. Вошь
  3. Широкий лентец
  4. Карликовый цепень
  5. Комар
  6. Ришта
  7. Ааскарида

2.Организмы способные вести свободный образ жизни, и лишь случайно попадая в организм особи другого вида, называются?

1.облигатные

2.факультативные

3.временные

4.постоянные

3.Организмы для которых паразитический образ жизни является обязательным, называются?

1.облигатные

2.факультативные

3.временные

4.постоянные

4.Паразиты проводившие в контакте с хозяином только часть своей жизни, называются?

1.облигатные

2.факультативные

3.временные

4.постоянные

5.Вставить нужный термин?

На  покровах хозяина обитают ------------------?

6.Вставить нужный термин?

Паразиты обитающие всю жизнь в теле или на покровах тела, называются  ------------------?

7.Вставить название паразита.

Паразиты  -------------- посещающие хозяина только для питания?

Тестовый контроль

по теме: «Классификация паразитов».

2 вариант

1. Из перечисленных паразитов выберите, какие из них характерны для:

А) Облигатные паразиты _______ _______

Б) Эндопаразиты ______________

  1. Личинка комнатной мухи
  2. Вошь
  3. Широкий лентец
  4. Карликовый цепень
  5. Комар
  6. Ришта
  7. Печеночный сосальщик

2.Организмы способные вести свободный образ жизни, и лишь случайно попадая в организм особи другого вида ,называются?

1.облигатные

2.факультативные

3.временные

4.постоянные

3.Паразиты обитающие на покровах тела человека, называются?

1.облигатные

2.экзопаразиты

3.временные

4.постоянные

4.Паразиты проводившие в контакте с хозяином только часть своей жизни, называются?

1.облигатные

2.факультативные

3.временные

4.постоянные

5.Вставить нужный термин?

Паразиты живущие в полостях и тканях тела хозяина ------------------?

6.Вставить нужный термин?

Паразиты обитающие всю жизнь в теле или на покровах тела, называются  ------------------?

7.Малярийный плазмодий относится к   паразитам  ----------------------среды?

Эталон ответа:

1 вариант  

                                           

1.А).1.

    Б).2,5

2.2.

3.1.

4.3.

5.Экзопаразиты

6.Постоянные

7.Кровососущие клещи

2 вариант

1.А).7

   Б).3.

2.2.

3.2.

4.3.

5.Полостные паразиты

6.Постоянные паразиты

7.Внутренние паразиты

Приложение №2

Лекционный материал по теме: «Организм как среда обитания паразитов».

Для животных и растений, которые поселяются на или внутри другого организма, последний является средой обитания или жизни. Взаимоотношения между ними называются симбиозом (symbiosis –совместная жизнь).

Использование одних организмов другими в качестве среды обитания - явление древнее и широко распространенное в природе. Существование внутриклеточных паразитов отмечено у большого числа одноклеточных форм - водорослей, амеб, инфузорий и др. Практически нет ни одного вида многоклеточных организмов, не имеющих внутренних обитателей. Усложнение организации организма-хозяина ведет к разнообразию предоставляемых им условий для существования паразитов. В природе в качестве паразитов чаще всего встречаются микроорганизмы и примитивные многоклеточные, поскольку способность одних организмов использовать другие как среду обитания уменьшается с усложнением организации первых.

Различают несколько форм симбиотических отношений:

Протокооперация — форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей. (например, взаимоотношения краба и актинии: актиния защищает краба и использует его в качестве средства передвижения).

Сожительство — один организм использует другого (или его жилище) в качестве места проживания, не причиняя последнему вреда.

Нейтрализм — обе популяции никак не влияют друг на друга.

Нахлебничество — один организм питается остатками пищи другого.

Хищничество — явление, при котором один организм питается органами и тканями другого, при этом не наблюдается симбиотических отношений.

Конкуренция — обе популяции отрицательно влияют друг на друга.

Комменсализм – тесная связь между организмами, при которой хозяин не получает ни пользы, ни вреда. Пример – лишайники на деревьях.

Мутуализм – взаимоотношения, когда получают выгоду оба живых организма, или вида, т.е., когда в популяции одного из двух вида особи растут и (или) выживают и (или) размножаются в присутствии другого вида лучше, чем без него.

Паразитизм – самая распространенная форма симбиоза. Организм хозяина является стацией обитания, биотопом для организма-паразита. Паразитизм отличается от хищничества тем, что пищей хищнику служат много жертв, а паразит живет за счет одного или нескольких хозяев и редко убивает их сразу.

Различают паразитов облигатных (обязательных) и факультативных (необязательных). Облигатные паразиты абсолютно неспособны жить и размножаться без питания тканями или соками данного хозяина вне его организма. Примером могут служить многочисленные кишечные паразиты - аскариды, острицы, солитеры и др. Факультативные паразиты способны жить и размножаться самостоятельно, не обязательно питаясь тканями и соками хозяина. Например, миноги ведут как хищнический, так и паразитарный образ жизни.

Паразитизм известен на всех уровнях организации живого, начиная вирусами и кончая высшими растениями и многоклеточными животными. Можно сказать, что паразитизм - явление всеобщее и довольно распространенное. Почти все живые существа могут подвергаться нападению паразитов. Организмы, которые не поражены какими-либо паразитами, - большая редкость. Даже человек является средой обитания для многих паразитов. Паразиты представлены во всех группах растений и животных, однако чем ниже на эволюционной лестнице находится данная группа, тем больше она включает видов-паразитов. К примеру, плоские черви, нематоды и некоторые членистоногие почти целиком состоят из паразитических форм.

Паразиты пользуются особыми экологическими преимуществами в жизненных условиях по сравнению с другими животными. Прежде всего, главное их преимущество - обильное снабжение нищей за счет содержимого клеток, соков и тканей хозяина. Быстрый рост паразитов обеспечивается обильным и легкодоступным питанием.

Еще одно преимущество - защищенность паразитов от воздействия факторов среды и других организмов. Колебания условий внешней среды не сказываются на их жизнедеятельности. Паразиты защищены от врагов. Все это приводит к потере паразитами целых систем органов. У многих из них отсутствует пищеварительная система, редуцирована нервная.

Наконец, паразитам присуща громадная плодовитость по сравнению со свободно живущими формами. Такая особенность этих организмов получила название "закон большого числа яиц". Например, человеческая аскарида продуцирует в среднем 250 тыс. яиц за сутки, а за всю жизнь - свыше 50 млн. Масса яиц, отложенных одной самкой аскариды за год, в 1700 раз превышает ее собственную массу.

Пути проникновения паразитов в организм хозяина многообразны. Они могут попадать в пищеварительный тракт с пищей, могут активно внедряться через кожный покров, передаваться при посредстве переносчиков и т.п.

Взаимоотношения между человеком и различного рода паразитами установились с незапамятных времен. Ко многим паразитам человеческий организм приобрел невосприимчивость, но против некоторых, таких, как переносчики туберкулеза, сифилиса, гриппа еще не найдено эффективного противоядия. Следуя поговорке, что болезнь легче предупредить, чем лечить, человек наконец-то понял, что истинная причина большинства болезней - это нарушение экологической среды.

Болезни проникали и проникают в самые отдаленные уголки земного шара вместе с развитием цивилизации. Особенно опасны новые болезни для сравнительно небольших замкнутых экосистем островов. Туземцы многих плотно заселенных островов Тихого океана до появления европейцев были необыкновенно здоровыми, так как у них выработался стойкий иммунитет к местным заболеваниям. Однако они оказались совершенно беззащитными против болезней, принесенных на их острова белыми. То же касается и различных групп туземцев, обитающих в тропических лесах Африки и Южной Америки. Полукочевые племена охотников и собирателей обычно мало подвержены таким местным болезням, как малярия. А вот обыкновенные грипп, корь, свинка, краснуха являются причиной повышенной смертности, поскольку у аборигенов нет против них врожденной сопротивляемости. Туземцы уединенного острова Пасхи страдают от вспышек гриппа, возникающего регулярно через 1-2 месяца после посещения острова чилийским инспекционным судном.

 Локализация паразитов в организме человека:

1 — головной мозг (эхинококк, цистицерки свиного цепня, трипаносома,

токсоплазма и др.),

2 — кровь (малярийный плазмодий, трипаносома и др;),

3 — легкие (эхинококк, легочный сосальщик и др.),

4 —.печень (многие сосальщики, эхинококк, токсоплазма и др.),

5 — скелетные мышцы (трихинелла, цистицерки свиного цепня и др.),

6 — подкожная клетчатка (ришта и др.),

7 — мочеполовая система (шистосомы, трихомонада и др.),

8 —  кожа открытых участков тела (лейщмания и др.),

9 — толстая кишка (дизентерийная амеба, балантидий, власоглав и др.),

10 — тонкая кишка (лямблия, все цепни, лентецы, аскарида, острица и др.)

Приложение №3.

Фронтальный опрос

1.Биотические факторы - это взаимодействие между живыми организмами.

2.Нейтрализм- при котором совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. При нейтрализме особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно. Примером нейтрализма могут быть взаимоотношение белки и лося в одном лесу, где они не контактируют друг с другом.

3. Симбиоз - сожительство ( от греческого "син" - вместе, "биос" - жизнь) - форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.

4. Антибиоз- при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние.

5. Комменсализм - тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.

6. Протокооперация - совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них.

7. Мутуализм - оба вида извлекают выгоду из совместного существования и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами.

8. Антибиоз -  при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние.

9.Хищничество - отношения, при которых представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида.

10. Паразитизм - отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого вида не только как место обитания, но и как источник питания.

11.Конкуренция -  это тип взаимодействий, который возникает, если у двух близких видов наблюдаются сходные потребности.

Литература:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Беляев Д.К. Общая биология: Учебник для 10–11-х кл. сред. шк. / Д.К. Беляев, А.О. Рувинcкий, Н.Н. Воронцов и др. – М.: Просвещение, 1993. – 271 с.
2.
Беркенблит М.Б. Общая биология: Учебник для 10-го класса сред. шк. – В 2 ч. – Ч. 1. / М.Б. Беркенблит, С.М. Глаголев, В.А. Фуралев. – М.: МИРОС, 1999. – 224 с.
3.
Беркенблит М.Б. Общая биология: Учебник для 10-го класса средн. шк. – В 2 ч. – Ч. 2. / М.Б. Беркенблит, С.М. Глаголев, В.А. Фуралев. – М.: МИРОС, 1999. – 336 с.
4.
 Высоцкая Л.В. Общая биология: Учеб. для 10–11-х кл. с углубленным изучением биологии в шк. / Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г.М. Дымшиц, Н.А. Колчанов и др. – М.: Просвещение, 1993. – 544 с.
5.
Захаров В.Б. Биология: общие закономерности: Учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учебных заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сивоглазов. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 624 с.
6.
Полянский Ю.И. Общая биология: Учебник для 10–11-х кл. сред. шк. / Ю.И. Полянский, А.Д. Браун, Н.М. Верзилин, А.С. Данилевский и др. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гилярова. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 864 с.
2.
 Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ–ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816 с.
3.
 Глумова В.А., Чучкова Н.Н., Марков В.Н., Семенов В.В. и др. Биология: Учебное пособие для учащихся средних школ, лицеев, колледжей и слушателей подготовительных отделений, абитуриентов. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2002. – 472 с.
4.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. – М.: Мир, 1990. – Т. 3.
5.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 671 с.

 

Методическая разработка №4

теоретического занятия для преподавателя.

Тема: «Взаимоотношения в системе паразит - хозяин».

Организационная  форма:

Теоретическое занятие – 1 (90 мин)

Цели и задачи: 

образовательная: усвоить материал по теме «Взаимоотношения в системе паразит - хозяин  », познакомить студентов с взаимоотношениями живых организмов в природе, видами взаимоотношений, влиянием организмов друг на друга, познакомиться с видами паразитов; выяснить роль паразитов в природе;

-развивающая: развивать умение использовать  полученные знания при изучении следующих тем, развить понятия, связанные со способами питания паразитов.

-воспитательная: создание атмосферы доброжелательности на занятии, воспитание чувства ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию,. определить гигиенические меры предупреждения  паразитических заболеваний;

Форма работы:   фронтальная

Тип занятия: комбинированное.

 Вид традиционного занятия:  урок,

Место проведения: аудитория,

Оснащение занятия:

Средства обучения

  •         Материал лекции,
  •         Учебное пособие,
  •         Проектор,
  •         Мультимедийная презентация,
  •         Ноутбук.

                      Средства контроля:

  •          задания в тестовой форме
  •          карточки-задания

Интеграция темы

Меж предметные связи

Истоки

1.Зоология, раздел «Среда обитания паразитов », тема: «Взаимоотношения в системе паразит - хозяин  ».

3.Микробиология, раздел «Среда обитания паразитов », тема: «Взаимоотношения в системе паразит - хозяин  ».

Внутри предметные связи

Истоки:

1. «Основы экологии»

2. «Паразитизм как экологическое явление»

3. «Предмет и задачи медицинской паразитологии»

4. «Классификация паразитов».

5. «Организм как среда обитания паразитов ».

Выход: практическая деятельность медицинской сестры

Методы проведения:  информационно-развивающий

 

План проведения теоретического занятия - комбинированного урока, тема: «Взаимоотношения в системе паразит - хозяин  ».

Название

Описание

Цель

Время

1.

Организационные вопросы.

Контроль формы одежды. Отметка присутствующих. Объявить тему и определить цели занятия.

Подготовить студентов к работе, мобилизировать внимание

3 мин.

2.

Вводное слово.

Раскрыть важность

и актуальность темы. «Взаимоотношения в системе паразит - хозяин  ».

Активизировать  познавательную деятельность студентов

2 мин.

3.

Контроль исходного уровня знаний.

Тестовый контроль  по теме: «Организм как среда обитания паразитов »

(приложение №1).

Закрепление пройденного материала, корректировка знаний, подготовка к практической деятельности.

10 мин.

4.

Изучение нового материала по теме: «Взаимоотношения в системе паразит - хозяин  ».

Вопросы темы,

1.Влияние паразита на хозяина.

2.Осложнения вызываемые паразитами.

3.Взаимные приспособления паразита и хозяина.

 (приложение№ 2).

Приобретение новых знаний, представлений.

70 мин.

5

Закрепление  изученного материала.

Фронтальный опрос.

Вопросы:

  1. Какое вредоносное действие оказывает паразит на хозяина.
  2. Взаимные приспособления Нейтрализм.
  3. Симбиоз
  4. Антибиоз.
  5. Комменсализм.
  6. Нейтрализм.
  7. Хищничество.
  8. Протокооперация.
  9. Конкуренция.
  10. Мутуализм.
  11. Паразитизм.

Приложение №3.

Закрепить знания студентов посредством фронтального опроса.

10 мин

6.

Заключение.

Объявление темы следующей лекции: «Экологические факторы и их значение в жизни организма». Задание на дом: «Биология», под редакцией  В.Н. Ярыгина, стр.352-354. Ответить на вопросы. (приложение №3).

Выяснение степени достижения цели.

5 мин.

Приложение №1

Тестовый контроль

по теме: «Организм как среда обитания паразитов »

1 вариант

1. Как называются взаимоотношения между паразитами?:

1.Анабиоз

2.Симбиоз

3.Паразитизм

4.Сожительство

2. Как называется форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей

1. Протокооперация

2.Симбиоз

3.Паразитизм

4.Сожительство

3. Как называется форма существования, когда один организм использует другого (или его жилище) в качестве места проживания, не причиняя последнему вреда.

1. Протокооперация

2.Симбиоз

3.Паразитизм

4.Сожительство

4. Дайте название форме сожительства ,когда обе популяции никак не влияют друг на друга.

1. Протокооперация

2. Нейтрализм

3.Паразитизм

4.Сожительство

5.Вставить нужный термин?

 -----------------, форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.

Тестовый контроль

по теме: «Организм как среда обитания паразитов».

2 вариант

1. Тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.

1. Протокооперация

2. Комменсализм

3.Паразитизм

4.Сожительство

2. Тип взаимоотношений, при котором, оба вида извлекают выгоду из совместного существования и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами.

1. Протокооперация

2. Комменсализм

3.Мутулизм

4.Сожительство

3. Тип взаимоотношений, при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние.

1. Протокооперация

2. Комменсализм

3.Мутулизм

4.Анабиоз

4.Тип взаимоотношений, при которых представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида.

1. Хищничество

2. Комменсализм

3.Мутулизм

4.Анабиоз

5.Вставить нужный термин?

Паразиты живущие в полостях и тканях тела хозяина ------------------?

Эталон ответа:

1 вариант  

                                           

1.2.

2.1.

3.4.

4.2.

5.Симбиоз

2 вариант

1.2.

2.3.

3.4.

4.1.

5.Полостные.

Приложение №2

Лекционный материал по теме: «Организм как среда обитания паразитов».

Для животных и растений, которые поселяются на или внутри другого организма, последний является средой обитания или жизни. Взаимоотношения между ними называются симбиозом (symbiosis –совместная жизнь).

Использование одних организмов другими в качестве среды обитания - явление древнее и широко распространенное в природе. Существование внутриклеточных паразитов отмечено у большого числа одноклеточных форм - водорослей, амеб, инфузорий и др. Практически нет ни одного вида многоклеточных организмов, не имеющих внутренних обитателей. Усложнение организации организма-хозяина ведет к разнообразию предоставляемых им условий для существования паразитов. В природе в качестве паразитов чаще всего встречаются микроорганизмы и примитивные многоклеточные, поскольку способность одних организмов использовать другие как среду обитания уменьшается с усложнением организации первых.

Различают несколько форм симбиотических отношений:

Протокооперация — форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей. (например, взаимоотношения краба и актинии: актиния защищает краба и использует его в качестве средства передвижения).

Сожительство — один организм использует другого (или его жилище) в качестве места проживания, не причиняя последнему вреда.

Нейтрализм — обе популяции никак не влияют друг на друга.

Нахлебничество — один организм питается остатками пищи другого.

Хищничество — явление, при котором один организм питается органами и тканями другого, при этом не наблюдается симбиотических отношений.

Конкуренция — обе популяции отрицательно влияют друг на друга.

Комменсализм – тесная связь между организмами, при которой хозяин не получает ни пользы, ни вреда. Пример – лишайники на деревьях.

Мутуализм – взаимоотношения, когда получают выгоду оба живых организма, или вида, т.е., когда в популяции одного из двух вида особи растут и (или) выживают и (или) размножаются в присутствии другого вида лучше, чем без него.

Паразитизм – самая распространенная форма симбиоза. Организм хозяина является стацией обитания, биотопом для организма-паразита. Паразитизм отличается от хищничества тем, что пищей хищнику служат много жертв, а паразит живет за счет одного или нескольких хозяев и редко убивает их сразу.

Различают паразитов облигатных (обязательных) и факультативных (необязательных). Облигатные паразиты абсолютно неспособны жить и размножаться без питания тканями или соками данного хозяина вне его организма. Примером могут служить многочисленные кишечные паразиты - аскариды, острицы, солитеры и др. Факультативные паразиты способны жить и размножаться самостоятельно, не обязательно питаясь тканями и соками хозяина. Например, миноги ведут как хищнический, так и паразитарный образ жизни.

Паразитизм известен на всех уровнях организации живого, начиная вирусами и кончая высшими растениями и многоклеточными животными. Можно сказать, что паразитизм - явление всеобщее и довольно распространенное. Почти все живые существа могут подвергаться нападению паразитов. Организмы, которые не поражены какими-либо паразитами, - большая редкость. Даже человек является средой обитания для многих паразитов. Паразиты представлены во всех группах растений и животных, однако чем ниже на эволюционной лестнице находится данная группа, тем больше она включает видов-паразитов. К примеру, плоские черви, нематоды и некоторые членистоногие почти целиком состоят из паразитических форм.

Паразиты пользуются особыми экологическими преимуществами в жизненных условиях по сравнению с другими животными. Прежде всего, главное их преимущество - обильное снабжение нищей за счет содержимого клеток, соков и тканей хозяина. Быстрый рост паразитов обеспечивается обильным и легкодоступным питанием.

Еще одно преимущество - защищенность паразитов от воздействия факторов среды и других организмов. Колебания условий внешней среды не сказываются на их жизнедеятельности. Паразиты защищены от врагов. Все это приводит к потере паразитами целых систем органов. У многих из них отсутствует пищеварительная система, редуцирована нервная.

Наконец, паразитам присуща громадная плодовитость по сравнению со свободно живущими формами. Такая особенность этих организмов получила название "закон большого числа яиц". Например, человеческая аскарида продуцирует в среднем 250 тыс. яиц за сутки, а за всю жизнь - свыше 50 млн. Масса яиц, отложенных одной самкой аскариды за год, в 1700 раз превышает ее собственную массу.

Пути проникновения паразитов в организм хозяина многообразны. Они могут попадать в пищеварительный тракт с пищей, могут активно внедряться через кожный покров, передаваться при посредстве переносчиков и т.п.

Взаимоотношения между человеком и различного рода паразитами установились с незапамятных времен. Ко многим паразитам человеческий организм приобрел невосприимчивость, но против некоторых, таких, как переносчики туберкулеза, сифилиса, гриппа еще не найдено эффективного противоядия. Следуя поговорке, что болезнь легче предупредить, чем лечить, человек наконец-то понял, что истинная причина большинства болезней - это нарушение экологической среды.

Болезни проникали и проникают в самые отдаленные уголки земного шара вместе с развитием цивилизации. Особенно опасны новые болезни для сравнительно небольших замкнутых экосистем островов. Туземцы многих плотно заселенных островов Тихого океана до появления европейцев были необыкновенно здоровыми, так как у них выработался стойкий иммунитет к местным заболеваниям. Однако они оказались совершенно беззащитными против болезней, принесенных на их острова белыми. То же касается и различных групп туземцев, обитающих в тропических лесах Африки и Южной Америки. Полукочевые племена охотников и собирателей обычно мало подвержены таким местным болезням, как малярия. А вот обыкновенные грипп, корь, свинка, краснуха являются причиной повышенной смертности, поскольку у аборигенов нет против них врожденной сопротивляемости. Туземцы уединенного острова Пасхи страдают от вспышек гриппа, возникающего регулярно через 1-2 месяца после посещения острова чилийским инспекционным судном.

 Локализация паразитов в организме человека:

1 — головной мозг (эхинококк, цистицерки свиного цепня, трипаносома,

токсоплазма и др.),

2 — кровь (малярийный плазмодий, трипаносома и др;),

3 — легкие (эхинококк, легочный сосальщик и др.),

4 —.печень (многие сосальщики, эхинококк, токсоплазма и др.),

5 — скелетные мышцы (трихинелла, цистицерки свиного цепня и др.),

6 — подкожная клетчатка (ришта и др.),

7 — мочеполовая система (шистосомы, трихомонада и др.),

8 —  кожа открытых участков тела (лейщмания и др.),

9 — толстая кишка (дизентерийная амеба, балантидий, власоглав и др.),

10 — тонкая кишка (лямблия, все цепни, лентецы, аскарида, острица и др.)

Приложение №3.

Фронтальный опрос

1.Биотические факторы - это взаимодействие между живыми организмами.

2.Нейтрализм- при котором совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. При нейтрализме особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно. Примером нейтрализма могут быть взаимоотношение белки и лося в одном лесу, где они не контактируют друг с другом.

3. Симбиоз - сожительство ( от греческого "син" - вместе, "биос" - жизнь) - форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.

4. Антибиоз- при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние.

5. Комменсализм - тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.

6. Протокооперация - совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них.

7. Мутуализм - оба вида извлекают выгоду из совместного существования и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами.

8. Антибиоз -  при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние.

9.Хищничество - отношения, при которых представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида.

10. Паразитизм - отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого вида не только как место обитания, но и как источник питания.

11.Конкуренция -  это тип взаимодействий, который возникает, если у двух близких видов наблюдаются сходные потребности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по дисциплине: "Биология". Тема: "Простейшие паразиты внутренней среды"

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.Тема имеет большое значение для понимания вопросов па...