Методические рекомендации к самостоятельным работам
методическая разработка по теме

Кузнецова Ирина Вячеславовна

Методические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ В Р.П. РАДИЩЕВО

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению лабораторных

и практических занятий

по учебной дисциплине «Химия»

Профессии : Хозяйка (ин) усадьбы

                       Автомеханик

р.п. Радищево

          2014

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы разработаны для обучающихся, чтобы дать чёткие инструкции по выполнению различных видов самостоятельной работы.

Разработчик:

Кузнецова Ирина Вячеславовна — преподаватель химии первой категории ОГБОУ СПО ТТ в р.п. Радищево

 

Введение

           Новые социально-экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке педагога и его профессиональной культуре. Состояние и перспективы развития образовательных  учреждений  в огромной мере зависят от педагогов- от их научной и методической квалификации, от их творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения.

          Подготовка такого педагога, эффективность его профессионального становления во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

         Это объясняется, во – первых, том, что учебные занятия, ограничены определенными временными рамками. Не позволяют раскрывать все богатство изучаемых наук, мировой педагогической мысли. Во- вторых, тем, что в современных условиях информации по всем отраслям знаний стало так много, что ее невозможно освоить без умения отбирать и анализировать. В- третьих, меняются методы работы образовательных учреждений, акцент делается на усиление самостоятельной работы обучающихся. В- четвертых, учебники и учебные пособия быстро устаревают, не успевают соответствовать изменениям в государственных образовательных стандартах, новых учебных программ.

         Все это определяет необходимость подготовки обучающегося  к самостоятельной творческой деятельности, формирование у них умений и навыков ведения учебно - исследовательской и научно - исследовательской работы.

         За период обучения в образовательном заведении каждый обучающийся самостоятельно пишет ряд различных работ, в том числе доклады, рефераты, составляет схемы, контрольные, курсовые и выпускные квалификационные работы. Каждая новая работа отличается от предыдущей возрастающей степенью трудности и объемом.  Одни работы содержат лишь обзор и критическую оценку имеющихся научных трудов, другие являются результатом исследовательской деятельности обучающегося во время прохождения производственной практики на предприятиях. Включение обучающихся в учебно - исследовательскую, а затем в научно- исследовательскую работу помогает обучающимся овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить  некоторые методы научно- исследовательской деятельности, определяться в своей профессиональной позиции и сформировать умения ее освоить и защищать, что в конечном счете помогает развитию у будущих специалистов способностей и творческому отношению к своей профессии.

       С внедрением Стандартов третьего поколения предусмотрено выполнение обучающимися  внеаудиторной самостоятельной работы.  

        Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (далее самостоятельная работа обучающихся) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

        Целью самостоятельной работы обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.           Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

     Объем самостоятельной работы обучающихся определяется федеральным государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа обучающихся является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом.

             Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

*готовность обучающихся к самостоятельному труду; мотив к получению знаний;

*наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

*система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы; консультационная помощь.

        Формы самостоятельной работы обучающихся определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности обучающихся. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный характер или учебно-исследовательский характер.    Организация самостоятельной работы обучающихся
       Методика организации самостоятельной работы обучающихся зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы обучающихся, индивидуальных качеств обучающихся и условий учебной деятельности.
Процесс организации самостоятельной работы обучающихся включает в себя следующие этапы:

*Подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, оборудования);

*Основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);

*Заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации    труда).

Организацию самостоятельной работы обучающихся обеспечивает  преподаватель.

 Преподаватель: 
- знакомит обучающихся: с системой форм и методов обучения, научной организацией труда, методикой самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы; с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы обучающихся;

- формирует: умения поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений; навыки научного исследования; развивает навыки работы с учебником, классическими первоисточниками и современной научной литературой;

- проводит групповые и индивидуальные консультации по методике самостоятельной работы;

- осуществляет систематический контроль выполнения обучающимися графика самостоятельной работы; проводит анализ и дает оценку работы.

 Библиотека:

- организует занятия по библиотековедению и библиографии с целью формирования навыков поиска информации, ее применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, информационных системах и базах данных;

- оказывает обучающимся помощь в организации самостоятельных занятий.

Виды внеаудиторной СР разнообразны:

1. Подготовка и написание сообщений, составление таблиц на заданные темы, причём обучающемуся предоставляется право выбора темы.

2. Самостоятельное решение ситуационных задач с использованием условий из задачников, имеющихся в кабинете, составление задач с представлением эталонов ответов.

3. Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.

4. Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, слайдового сопровождения сообщений.

        Чтобы развить положительное отношение обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей обучающимися, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

             Содержание самостоятельной работы по учебной дисциплине, организуемой преподавателем, входит в состав рабочей программы дисциплины  «Химия» и направлено на расширение и углубление знаний и умений по данному курсу.

                                                                         «Химия»

для профессий

 112201.01 Хозяйка(ин) усадьбы

190631.01  «Автомеханик»

Тема

Количество часов

Вид самостоятельной работы

всего

В том числе самостоятельная работа

Автомеханик

Хозяйка (ин) усадьбы

Автомеханик Хозяйка (ин)                      усадьбы

1.« Внутренняя энергия».

2.«Дмитрий Иванович Менделеев и его Система элементов»

3.«Изучение химического равновесия и принципа Ле Шателье с использованием компьютера»

4.«Влияние температуры на скорость химических реакций»

        2

       

       

         1 2

       

        1                       2

       

        1                        2

                             

                                  6          

                               

                                  2

Сообщения

1.«Особенности реакций в неорганической химии».

2.«Коррозия металлов, способы замедления».

          4

                                2

                             

                               2                    

Сообщения

1.Основы органической химии: современное состояние и развитие органической химии»

2.«Круговорот углерода в природе»

3.«А.М. Бутлеров, его основные учения»

      2

         

         8

        1                   2      

                                2

   

       1                        4        

Сообщения

1.« Особенности построения названия алканов»

2.«Применение метана на основе его свойства»

3.«Винилхлорид  и поливенил, их применение»

        2

             8

      1                       4

                               2

     

       1                      2          

Сообщения

1.« Пищевые, косметические, биологические, медицинские гели»

2.«Отношение различных карбоновых кислот к воде»

3.« Растворимость жиров в органических растворителях»

4.«Синтетические моющие средства»

        1

          12

      1                       4

                 

                              2

                             

                              2

                             

                              4                      

Сообщения

1.« Ацетатное вискозное волокно и ткани из них»

2.« Синтетические каучуки»

          1

           6

                             3

            1               3

Сообщения

1.« Правила безопасной работы со средствами бытовой химии»

2.« Химическая природа средств гигиены и косметики»

3.« Разработка экологических мероприятий окружающей среды»

         1

          11

            1               3          

                            4      

                         

                           4

Методические рекомендации по подготовке и оформлению

сообщений:
Сообщение - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над сообщением:

  • Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).
  • Составление библиографии.
  • Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
  • Разработка плана сообщения.
  • Написание.
  • Публичное выступление с результатами исследования.

В сообщении соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.

Структура сообщений может быть следующей:

  1. Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).
  2. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему обучающимся выбрана именно эта тема).
  3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).
  4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, “раскладывая” ее на составляющие).
  5. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы. Формулируются в том случае, если работа носит экспериментальный характер).
  6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
  7. Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.
  8. Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.

Требования к оформлению письменного сообщения такие же, как и при написании реферата.

  • Титульный лист
  • Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
  • Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы).
  • Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос).
  • Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада).
  • Список литературы.

Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией.

  • Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.
  • В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.
  • Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
  • Не бойтесь аудитории - ваши слушатели дружески настроены.
  • Выступайте в полной готовности - владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
  • Сохраняйте уверенный вид - это действует на аудиторию и преподавателей.
  • Делайте паузы так часто, как считаете нужным.
  • Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.
  • Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.
  • Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д. поможет вам выиграть драгоценное время для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.

При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который несомненно будет высоко оценен преподавателем.

     Методические рекомендации по подготовке и оформлению таблиц

        Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.

        Таблица может иметь название, которое должно отражать ее содержание, быть точным, кратким.

        Название следует записывать над таблицей .

        Размеры таблиц выбираются произвольно, в зависимости от изложения материала.

        Высота строк таблицы должны быть не менее 8 мм.

        Графу «№ п/п» в таблицу не включают. При необходимости  нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера указывают  в боковике таблицы перед их наименованием.

        Диагональное деление головки таблица не допускается.

        Заголовки  граф  и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки- со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком. Или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовка и подзаголовка таблиц знаки препинания не ставятся.

        Заголовки и подзаголовки указывают в единственном числе.

        Если цифровые параметры в графах таблицы выражены в различных  единицах физических величин, то их указывают в заголовке каждой графы.  Если все параметры таблицы выражены в одной физической величине, то совращенное обозначение единицы физической величины помещают над таблицей.

        Если параметры одной графы одинаковый в нескольких строках, то допускается этот параметр вносить в таблицу один раз для нескольких строк, не разделяя горизонтальными линиями.

        Слова «более», «менее», « не более», « не менее» , « в пределах» помещают рядом с наименованием параметра ( после единицы физической величины), отделяя их запятой.

        Повторяющийся в графе таблицы текст, состоящий из одного слова, допускается заменять кавычками («) , если строки в таблице не разделены линиями. Если повторяющийся текс состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же» , а деле- кавычками.

        Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, марок, химических символов не допускается.

        Если цифровые или иные данные в графах таблицы не приводятся, то необходимо ставить прочерк.

        Цифры в графах таблиц, как правило, располагаются так, чтобы класс чисел во всей графе был точно один под другим.

        Числовые величины в одной графе должны иметь, как правило, одинаковое количество десятичных знаков.

        Дробные числа приводят в виде десятичных дробей.

        Для сокращения текста заголовок и подзаголовок граф таблицы отдельные понятия заменяются буквенными обозначениями, если они имеют пояснение после таблицы; например Н- высота, Т- температура.

        Все таблицы, если их более одной , нумеруются  арабскими цифрами.

        Таблицы с большим количеством срок или граф делят на части, которые переносят на другие листы или помещают на одном листе рядом или одну под другой.

        При переносе части таблицы на другой лист заголовок помещают только над первой частью.

        Слово «Таблица» , заголовок ( при его наличии) и порядковый номер  таблицы указывают один раз над первой ее частью. Если  имеются еще таблицы, то их нумеруют арабскими цифрами без знака № , например «Таблица 2». Если таблица имеет продолжение, то над следующими частями ставят надпись «Продолжение табл.2».

Самостоятельная работа №1
Тема 1.1. «Внутренняя энергия».

Цель: познакомить обучающихся с понятием внутренняя энергия.

Форма работы: творческое задание (сообщение)
Рекомендации и задания:

1.Перед выполнением задания необходимо повторить тему «Внутренняя энергия»

2.  Оформить сообщение  (см. методические рекомендации по подготовке и оформлению сообщения).

Рекомендуемая литература:
Основные источники:

1. Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: М: Просвещение, 2011.

Интернет –источники:

1. Портал фундаментального химического образования ChemNet.

Химическая информационная сеть: Наука, образование, технологии

http://www.chemnet.ru

2. Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»

http://him.1september.ru             

                       





Самостоятельная работа №2
Тема 1.2.  «Дмитрий Иванович Менделеев и его Система элементов»

Цель: познакомиться  с биографией Д.И Менделеева и его открытиями.

Форма работы: творческое задание (реферат)
Рекомендации и задания:

1.Перед выполнением задания необходимо повторить:

-систему химических элементов Д.И. Менделеева
2. Оформить реферат  (см. методические рекомендации по подготовке и оформлению реферата).

Рекомендуемая литература:
Основные источники:

1. Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: М: Просвещение, 2011.

Интернет – источники:

1. Портал фундаментального химического образования ChemNet. Химическая информационная сеть: Наука, образование, технологии

http://www.chemnet.ru

2. Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»

http://him.1september.ru             



Самостоятельная работа №3
Тема 1.4. «Изучение химического равновесия и принципа Ле Шателье  с использованием компьютера».

Цель: познакомиться  с принципом Ле Шателье

Форма работы: творческое задание (реферат)
Рекомендации и задания:

1.Перед выполнением задания необходимо повторить:

- химическое равновесие

- принцип Ле Шателье
2. Оформить реферат  (см. методические рекомендации по подготовке и оформлению реферата).
Рекомендуемая литература:
Основные источники:

1. Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: М: Просвещение, 2011.

Интернет – источники:

1. Портал фундаментального химического образования ChemNet. Химическая информационная сеть: Наука, образование, технологии

http://www.chemnet.ru

2. Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»

http://him.1september.ru             

                       





Самостоятельная работа №4
Тема 1.4.  « Влияние температуры  на скорость химических реакций».
Цель: познакомиться  с факторами влияющими на скорость химических реакций.

Форма работы: творческое задание (сообщение)
Рекомендации и задания:

1.Перед выполнением задания необходимо повторить:

- факторы, влияющие на скорость химических реакций

2.  Оформить сообщение  (см. методические рекомендации по подготовке и оформлению сообщений.

Рекомендуемая литература:
Основные источники:

1. Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: М: Просвещение, 2011.

Интернет – источники:

1. Портал фундаментального химического образования ChemNet. Химическая информационная сеть: Наука, образование, технологии

http://www.chemnet.ru

2. Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»

http://him.1september.ru             

Самостоятельная работа №5
Тема 2.1. « Особенности реакций в неорганической химии».

Цель: познакомиться  с химическими реакциями.

Форма работы: творческое задание (сообщение)
Рекомендации и задания:

1.Перед выполнением задания необходимо повторить:

- виды химических реакций

2.  Оформить сообщение  (см. методические рекомендации по подготовке и оформлению сообщений.

Рекомендуемая литература:
Основные источники:

1. Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: М: Просвещение, 2011.

Интернет – источники:

1. Портал фундаментального химического образования ChemNet. Химическая информационная сеть: Наука, образование, технологии

http://www.chemnet.ru

2. Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»

http://him.1september.ru             

                       






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по МДК 05.01. «Технология малярных работ»

Самостоятельная работа студентов предназначена для углубления сформированных знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученн...

Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся по работе с программой MyTestX

С помощью программы MyTestX возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным ди...

Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов по профессии "Мастер отделочных строительных работ"

Основы материаловедения Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов по профессии "Мастер отделочных строительных работ"...

Методические рекомендации к самостоятельным работам по дисциплинам ОУД.12, ОП. 18, ОП. 5, методическая разработка к внеурочной деятельности студентов

Методические рекомендации играют важную роль в процессе обучения и воспитательной работы. Методические рекомендации - это разновидность учебно-методического издания, в котором отсутствует описательный...

Методические рекомендации к самостоятельным работам по дисциплинам ОУД.12, ОП. 18, ОП. 5, методическая разработка к внеурочной деятельности студентов

   С 1 сентября 2011 года образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования приступили к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов...

Методические рекомендации к самостоятельным работам по дисциплинам ОУД.12, ОП. 18, ОП. 5, методическая разработка к внеурочной деятельности студентов

   С 1 сентября 2011 года образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования приступили к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов...

Методические рекомендации к самостоятельным работам по дисциплинам ОУД.12, ОП. 18, ОП. 5, ОП. 09, методическая разработка к внеурочной деятельности студентов

   С 1 сентября 2011 года образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования приступили к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов...