Главные вкладки

    Методические рекомендации по формированию у учащихся умений и навыков в процессе выполнения лабораторных и практических работ на уроках химии
    методическая разработка на тему

    цамалаидзе ирина викторовна

    Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии  среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, является инструкционным материалом для выполнения лабораторных и практических работ на уроках  химии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_u_uchashchikhsya_umeniy_i_navykov.docx39.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБПОУ Профессиональный лицей № 4

    Методические рекомендации

    по формированию у учащихся умений и навыков в процессе выполнения лабораторных и практических работ на уроках химии

                                                                                           Автор:

                                                                                          Цамалаидзе  Ирина Викторовна

                                                                                           преподаватель химии ГБПОУ ПЛ № 4

            Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии  среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, является инструкционным материалом для выполнения лабораторных и практических работ на уроках  химии.

    Владикавказ

    2014г.

    Приобщение учащихся к труду, приближение учебного труда к жизни, качественное обладание знаниями невозможно без формирования у учащихся разнообразных умений и навыков.

    Мы знаем различные группы учебных умений, каждое их которых должно быть сформировано у учащихся до такого уровня, когда учащиеся смогут применять его самостоятельно, не допуская существенных ошибок. Наиболее важными являются учебные умения трудовые, предметные, интеллектуальные и организационно-познавательные.

    Химия - наука экспериментальная, и на уроках широко используется химический эксперимент в виде демонстраций, лабораторных и практических работ. Эти виды химического эксперимента указаны в программе, тогда как каждый из них выполняет свои дидактические функции и среди них приобретение практических умений и навыков.

    Главная цель лабораторных работ - изучение нового материала, практических занятий - формирование практических навыков.

    К основным практическим умениям, необходимым для выполнения химического эксперимента, относятся:

    1. Умение соблюдать технику безопасности.
    2. Умение общаться с веществами.
    3. Умение работать с химической посудой.
    4. Умение выполнять опыты в простейших приборах.
    5. Умение проводить наблюдения, делать обобщения и фиксировать результаты химического эксперимента.

    При выполнении практических работ учащиеся должны овладеть всеми перечисленными умениями.

    Формирование практических умений и навыков - процесс сложный. Необходимо, чтобы этот процесс протекал не стихийно, а планомерно. Учащиеся от урока к уроку должны переходить от низшего к более высокому уровню сформированности практических умений. Для успешного формирования практических умений у учащихся необходимо, чтобы они совершали действия совершенно осмысленно, а не механически, понимая, для чего выполняется химический эксперимент, какие необходимо соблюдать при этом условия и даже предвидеть результаты опыта, так как умение - это всегда деятельность, в основе которой лежит знание правильного выполнения и порядка осуществления составляющих умение действий.

    При проведении практических и лабораторных работ иногда обнаруживаются типичные ошибки, которые совершает большинство учащихся. В этом случае целесообразно на какой-то момент прервать работу группы и показать, как надо верно ее проводить, объяснить, в чем заключаются причины ошибок. Поэтому для ликвидации таких ошибок и формирования практических умений и навыков необходимо проводить на практических занятиях инструктаж. Следует не только рассказывать и показывать прибор, но и вывешивать на больших листах заранее подготовленные рисунки, где указано, как надо правильно проделывать остальные операции, и отмечены ошибки, которые допускают учащиеся. Например, первое время многие учащиеся не умеют правильно закреплять пробирку в лапке штатива. На рисунке указываем правильное и неправильное расположение пробирок. В последнем случае перечеркиваем черными линиями. При таком сопоставлении учащиеся быстрее учатся приемам экспериментирования. Все это облегчает труд учителя по формированию экспериментальных умений, экономит время. О предупреждении недостатков в практических умениях учащихся необходимо заботиться в течение года. В тематическом планировании следует предусмотреть не только первоначальное формирование умений выполнять химический эксперимент, но и обозначать уроки, где предусматривается развитие этих умений и осуществление контроля за их сформированностью.

    Не следует думать, что показанный образец действий усваивается всеми учащимися с одного раза. Умение формируется при многократном повторении. Психологи определили, что для формирования умений необходимо от 16 до 30 повторений.

    Большую помощь в формировании практических умений и навыков оказывают подробные инструкции к лабораторным и практическим занятиям. За период обучения в лицее учащиеся выполняют ряд практических работ. К каждой работе разработано руководство /приложение №1/ по выполнению, где подробно рассматриваются

    • цели работы;
    • краткие теоретические сведения по теме;
    • реактивы, используемые для выполнения практической работы;
    • оборудование;
    • меры безопасности при выполнении работы;
    • первая помощь при ожогах;
    • порядок выполнения работы;
    • отчет по практической работе.

    В школе на практических занятиях учащиеся учатся обращаться с простейшим лабораторным оборудованием (штатив, спиртовка), овладевают некоторыми элементами лабораторной техники - умением растворять, проводить нагревание, фильтрование, готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, обращаться с кислотами и щелочами.

    В лицее умения, приобретенные ранее, закрепляются и дополняются новыми.

    Для развития умений необходимо предусматривать использование умений в разных сферах: проведение опытов полезно сочетать с расчетами, расчеты - с практическим подтверждением качественного состава изучаемых веществ, экспериментальное решение задач с составлением своих вариантов качественных или расчетных задач.

    Контроль за сформированностью умений следует проводить неоднократно, добиваясь того, чтобы каждый учащийся был оценен за умение выполнять химический эксперимент.

    Несформированность умения у отдельных учащихся учитель должен учитывать и предлагать учащимся индивидуальные задания, совершенствовать их действия и достигать запланированных в программах  результатов обучения.

    Если учитель в течение года по каким-либо причинам не сформировал у учащихся перечисленные умения, то перед практической работой следует предусмотреть время для подготовки учащихся к этому заданию и показать образцы действий.

    Своеобразие ученического эксперимента заключается - в том, что учащиеся помимо интеллектуальных результатов (усвоение различных представлений, понятий, решение задач) получают и материальные продукты - твердые вещества, газы, растворы. Таким образом, химический эксперимент  особое динамическое средство наглядности, которое в руках учащихся (лабораторные и практические занятия) дает им навыки производительного труда.

    На практических работах у учащихся формируются навыки сравнения и аналогии анализа и синтеза, систематизации и обобщения. Еще Д.И. Менделеев говорил о большом значении химического эксперимента, который прививает человеку «дух пытливости» и приучает к упорному труду.

    Широкое полноценное использование химического эксперимента приводит к формированию стойких практических умений и навыков у учащихся. Поэтому большое значение приобретает проблемная постановка химических экспериментов. Важно обращать особое внимание на культуру проведения химического эксперимента, обеспечивая его наглядность, безопасность, полную реализацию его обучающих функций. Следует учитывать каждую «мелочь»: использование подъемного столика, металлического штатива, фонового экрана, герметичных приборов, больших емкостей с четкими надписями на этикетках, защитного экрана, посуды для отработанных веществ и т. д.

    Качественное проведение эксперимента возможно лишь в хорошо оборудованном кабинете химии. И поэтому каждый преподаватель химии должен вести целенаправленную работу по оборудованию кабинета.

    ПРИЛОЖЕНИЕ№1

    РУКОВОДСТВО ПО ВЫПОНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТА № 3
    Тема: «Получение и свойства карбоновых кислот»

    1. Цель работы
    1. Изучить лабораторные способы получения карбоновых кислот.
    2. Провести опыты, характеризующие химические свойства карбоновых кислот.
    3. Используя химический эксперимент, установить связь между органическими и неорганическими (минеральными) кислотами, с одной стороны, и между органическими кислотами и углеводородами - с другой.
    4. Убедиться, обладает ли уксусная кислота свойствами неорганических кислот.

    I

    1. Краткие теоретические сведения
    1. Строение карбоновых кислот.

    Карбоновые кислоты - это органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько карбоксильных групп  (-СООН), соединенных с углеводородным радикалом или водородным атомом. Карбоновые кислоты классифицируют:

    а)        в зависимости от числа карбоксильных групп в молекуле на одноосновные, двухосновные и многоосновные;

    б)        в зависимости от природы радикала на предельные, непредельные и ароматические.

    1. Получение

    В лаборатории карбоновые кислоты можно получить из их солей, действуя на них серной кислотой при нагревании:

    2СН3СООNа + Н2S04  t→ Nа2S04 + 2СН3СООН

    ацетат натрия                                          уксусная кислота

    1. Физические свойства

    Низшие карбоновые кислоты - жидкости с острым запахом, хорошо растворимые в воде. С повышением относительной молекулярной массы растворимость кислот в воде уменьшается, а температура кипения повышается. Высшие кислоты - твердые вещества, без запаха, нерастворимые в воде.

    1. Химические свойства

    1. Молекулы кислот в водном растворе диссоциируют

    НСООН   ↔   H+ + НСОО-

    1. Реагируют с металлами

    2СН3СООН +Мg  → (СН3СОО)2 Мg+Н2

                                                                                         ацетат магния

    1. Кислоты реагируют с основными и амфотерными оксидами  и
      гидроксидами

    2НСООН + Мg0    →    (НСОО)2 Мg + H2O

                                                                                               формиат магния

    СН3СООН + NаОН   →     СН3СООNа + Н20

    1. Кислоты  реагируют с солями более слабых и летучих солей

                                                                                                         H2O

    2СН3СООН + СаС03   →   (СН3СОО)2Са + Н2С03 

                                                                              ацетат кальция                              CO2        

    1. Кислоты реагируют со спиртами

    СН3СООН + С2H5ОH      H2SO4   t         СН3СООС2Н5 + Н20

    1. Муравьиная кислота подобно альдегидам легко окисляется
      (реакция «серебряного зеркала»)

    НСООН + Аg2О    NH4OH         НОСООН + 2Аg↓
    НОСООН ↔H
    2O+CO2

    1. При нагревании с концентрированной серной кислотой
      муравьиная кислота отщепляет воду и образуется оксид углерода  (׀׀)

                         НСООН    H2SO4к    H2O+CO↑

    2.5. Применение.

    1. получение лекарств, солей, ацетатного шелка;
    2. уксусная кислота используется в пищевой промышленности;
    3. получение растворителей для лаков;
    4. средство для борьбы с насекомыми и болезнями растений,
      стимуляторы роста растений;
    5. красителей для тканей;
    6. кинопленки.

    3. Реактивы, используемые для выполнения практической работы.

    1. ацетат натрия СН3СООNа
    2. раствор серной кислоты Н2S04
    3. раствор NаОН
    4. металл Мg (порошок), Zп (гран.)
    5. мел СаСО3
    6. раствор уксусной кислоты СН3СООН
    7. универсальная индикаторная бумага
    1. Оборудование, используемое для выполнения практической работы
    1. штатив,
    2. спиртовка,
    3. пробирки.
    4. пробка с газоотводной трубкой.
    1. Меры безопасности при выполнении практической работы

    При выполнении работы имеют место следующие опасные факторы:

    1. возможность ожога пламенем спиртовки,
    2. пожароопасность,
    3. возможность ожога реактивами, особенно щелочами или  кислотами.
    1. Первая помощь при ожогах
    1. При термических ожогах немедленно делают обильные примочки этиловым спиртом или раствором перманганата калия.
    2. При ожогах кислотами необходимо сразу же промыть пораженное место большим количеством воды, а затем 3% раствором гидрокарбоната натрия и опять водой.
    3. При ожогах едкими щелочами хорошо и обильно промыть пораженное место проточной водой, затем разбавленным раствором уксусной кислоты, после этого опять большим количеством воды.
    1. Порядок выполнения работы
    1. Подробно ознакомиться с соответствующими главами учебника и хорошо понять химизм процессов, которые предстоит изучить на практике.
    2. Внимательно прочитать инструкцию к выполнению данного опыта и продумать последовательность операций.
    3. Тщательно проверить, имеется ли все необходимое для проведения данной работы.
    4. Выполнить опыт, соблюдая все меры предосторожности, последовательность операций, количественные соотношения веществ, проводя нужные наблюдения.
    5. В процессе проведения опыта и особенно после его выполнения ответить на поставленные вопросы, сделать выводы.
    6. Записать протокол опыта в тетрадь.

    8. ОПЫТ №1.

    «Получение уксусной кислоты»

    Поместите в пробирку 2-3 г ацетата натрия и к нему добавьте 1,5-2 мл концентрированной серной кислоты. Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которого опустите в другую пробирку. Смесь нагревайте на пламени до тех пор, пока в пробирке-приемнике соберется 1,0-1,5 мл жидкости.

    Задание для самостоятельных выводов.

    1. Какое вещество образовалось в пробирке-приемнике?
    2. Какие признаки это подтверждают?
    3. Составьте уравнение соответствующей реакции.

    ОПЫТ №2.

    «Взаимодействие уксусной   кислоты с некоторыми металлами»

     В две пробирки налейте по 1 мл раствора уксусной кислоты. В одну пробирку всыпьте немного стружек магния, а во вторую несколько гранул цинка. В первой пробирке происходит бурная реакция, а во второй реакция протекает спокойно (иногда она начинается только при нагревании).

    Задание для самостоятельного вывода.

    1. Как уксусная кислота реагирует с магнием и цинком?
    2. Сравните скорость этих реакций и напишите уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

    ОПЫТ № 3.

    «Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями»

    Влейте в пробирку 1-1,5 мл раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. При добавлении уксусной кислоты происходит обесцвечивание.

    ОПЫТ №4.

    «Взаимодействие уксусной кислоты со спиртами»

     В две пробирки влейте по 2 мл раствора уксусной кислоты. В одну из них прилейте 2 мл этанола, а в другую - 2 мл изопентилового спирта. Затем в обе пробирки осторожно добавьте по 1 мл концентрированной серной кислоты. Пробирки закройте пробками с длинными стеклянными трубками- холодильниками.

    Смесь осторожно подогрейте. Жидкости из каждой пробирки налейте в два сосуда с насыщенным раствором хлорида натрия. Задание для самостоятельного вывода.

    1. Какие свойства уксусной кислоты сходны со свойствами минеральных кислот?

    1. Какие вещества образуются при взаимодействии уксусной кислоты с основаниями? При помощи каких опытов это можно доказать?
    2. Какие вещества образуются при взаимодействии уксусной кислоты со спиртами? Напишите уравнения соответствующих реакций.

    ОТЧЕТ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 3
    Тема: «Получение и свойства карбоновых кислот».

    Отчет ведется кратко, но в нем должны быть отмечены:

    1. Цель работы.
    2. Реактивы.
    3. Оборудование.
    4. Ход работы.
    5. Наблюдаемые изменения - появление новой окраски, образование или
      исчезновение осадка, появление запаха, изменение температуры и другие
      признаки реакции.
    6. Выводы.

    Форма  отчета:

    Тема        

    Цель работы...

    Реактивы        

    Оборудование…..

    Ход работы        

    Выводы        

    Название опыта и цель

    Исходные вещества

    Оборудование, посуда,

    чертеж прибора. Условия протекания реакции

    Наблюдаемые явления и объяснение. Уравнения реакции

    Выводы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по дисциплине "Химия" 1 курс СПО

    Рабочая тетрадь предназначена для работы студентов I курса по выполнению лабораторных и практических работ. Содержит контрольные задания и методику выполнения лабораторных и практических  работы,...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению лабораторных и практических работ по теме «Методы настройки и регулировки источников питания»

    Методические указания предназначены для студентов 3 курса специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям). Пособие рассчитано на  38 часов лаб...

    методические указания по выполнению лабораторных и практических работ по профессии "Повар, кондитер"

    Учебно-методическое пособие по выполнению лабораторных и практических работ профессия "Повар, кондитер"...

    Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ по "Материаловедению"

    В данной работе представлены указания к  выполнению лабораторных и практических работ....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ По дисциплине «Материаловедение»

    Методические рекомендации по выполнению лабораторных ( практических) работ по "материаловедению"...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению лабораторных и практических работ по МДК.06.01. Технология приготовления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий для подготовки студентов по программе подготовки специалистов среднего звена 19.02.03 Техно

    Методические указания предназначены для выполнения лабораторных и практических работ по МДК.06.01. Технология приготовления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий, предназначенной для подготовки...