Рабочая программа по учебной дисциплине Естествознание
рабочая программа по теме

Гусева Елена Юрьевна

Крымское республиканское профессионально-техническое учебное заведение

«Симферопольское высшее профессиональное училище

ресторанного сервиса и туризма»

 

 

 

                                                                           Утверждаю

__________________________

   « _____ » __________________

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Естествознание

 

 

 

По специальности: 100401 Туризм

Уровень основной образовательной программы: базовый

По направлениям укрупненной группы специальностей:

_______________________________________________

Профиль: социально - экономический

Форма обучения: очная

         Срок освоения ОПОП:    ______________

 

 

 

 

Симферополь  2014

Рассмотрено

_________________________

_________________________

Протокол № ___

от «_____» ________2014г.

_________________________

_________________________

 

               Согласованно

Заместитель директора по УР

________________________                       

«____»____________ 2014 г.

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» разработана на основе:

• «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базовым учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29. 05. 2007 г. № 03-1180).

• Примерной программы учебной дисциплины «Естествознание» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «ФИРО» 10. 04. 2008 г. Минобрнауки России. Авторы: Пентин А. Ю. кандидат физико-математических наук, Боровских Т. А. кандидат педагогических наук,

 Рохлов В.С., кандидат педагогических наук.

          • Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (10-11 кл.), утвержденного приказом Минобрнауки России от 17. 05. 2012 г. № 413.

          •  Приказ от 02. 04. 2010 г. № 256 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности: 100401 Туризм (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30. 04. 2010 № 17079)

 

            Организация-разработчик: КРПТУЗ «Симферопольское высшее профессиональное училище ресторанного сервиса и туризма»

 

Разработчики:

Гусева Елена Юрьевна-преподаватель первой категории

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                              стр.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА                                                    

3

 

2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»                                                                    

 

5

3. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛиНЫ

 

7

4. условия реализации Рабочей  программы учебной дисциплины

 

15

5. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

16

 

 

 

 

 

 

 
 

 


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 


Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в образовательной организации среднего профессионального образования – КРПТУЗ «Симферопольское высшее профессиональное училище ресторанного сервиса и туризма» - в пределах  освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке  специалистов среднего звена.

В профессиональных образовательных организациях СПО по программе подготовки специалистов среднего звена естествознание  изучается как базовая учебная общеобразовательная  дисциплина

При получении специальности СПО социально-экономического профиля естествознание изучается в объеме 117 часов.

Рабочая программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология».

 Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественнонаучную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.

При организации учебной деятельности обучающихся повышенное внимание уделено изучению разделов «Неорганические соединения», «Органические соединения», тем, относящихся к общей биологии: клетка, ДНК – носитель наследственной информации, уровни организации живой природы, эволюция, раскрывающих влияние экологических факторов на развитие растений и животных.

Рабочей программой предусмотрено проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль знаний проводится в форме письменного и устного опроса, тестирования, выполнения практических заданий, контрольных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

 

2.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения естествознания в КРПТУЗ «Симферопольское высшее профессиональное училище ресторанного сервиса и туризма» - в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

 

2.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

            учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке  специалистов среднего звена по специальности СПО – 100401 Туризм.

 

2.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цели:

- освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

     - овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

     - развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;

     - применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

 

Задачи:

    - сформировать представления о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;

 - овладеть знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

 - сформировать умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

-  сформировать представления о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приёмами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;

- овладеть понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

- сформировать умение понимать значимость  естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

·          смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;

·          вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;

 

уметь:

● приводить примеры экспериментов и наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов

·          роль ДНК, как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

·          объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;

·          выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

·          работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·          оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;

·          энергосбережения;

·          безопасного использования материалов и химических веществ в быту;

·          профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;

·          осознанных личных действий по охране окружающей среды.

 

 

 

 

 

2.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся – 175  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки – 117 часов;

самостоятельная работа – 58 часов.

 

 

 

 

 

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

физика

52

химия

24

биология

36

в том числе:

 

 

     лабораторные  и     практические занятия

16

физика

4

химия

9

биология

3

     контрольные работы

8

физика

4

химия

2

биология

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников, конспектом лекций, составление презентаций;

выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, подготовка материала для проектной деятельности ;

подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам

58

физика

26

химия

13

биология

19

 

 

 

 

 

 

3.2. Тематический план

 

Наименование разделов и тем

Количество

часов

117

ФИЗИКА

 

1. Механика

14

2. Тепловые явления

12

3. Электромагнитные явления

18

4. Строение атома и квантовая физика

8

Итого:

52

 

 

ХИМИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

 

Введение

1

5. Вода, растворы

8

6. Химические процессы в атмосфере

8

7. Химия и организм человека

8

Итого:

25

 

 

БИОЛОГИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

 

Введение

1

8. Наиболее общие представления о жизни

11

9. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности

20

10. Человек и окружающая среда

5

Экскурсии

3

Итого:

40

Всего:

117


 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

ФИЗИКА

 

1. Механика (14ч.)

Механическое движение, его относительность. Законы динамики

 Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.

Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.

 Работа и мощность.

Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в  технике и медицине.

 

Демонстрации

Относительность движения.

Инертность тела.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

Равенство и противоположность направления сил действия и

 противодействия.

Зависимость силы упругости от удлинения пружины.

Невесомость.

Реактивное движение, модель ракеты.

Изменение энергии при совершении работы.

Свободные и вынужденные колебания.

Образование и распространение волн.

Колеблющееся тело как источник звука.

Лабораторные работы

Исследование зависимости силы трения от веса тела.

Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного)

 маятника от длины нити (или массы груза).

 

Контрольная работа №1.

 

Самостоятельная работа (7ч.)

 Свободное падение - частный случай равноускоренного движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. 

Определение параметров при движении тела по окружности.

         

 

2. Тепловые явления(12ч.)

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц.

Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение. Экологические  проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.

 

Демонстрации

Движение броуновских частиц.

Диффузия.

Модель хаотического движения молекул.

Объемные (или компьютерные) модели газа, жидкости и твердого тела.

Испарение различных жидкостей.

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

Устройство паровой турбины.

 

Лабораторная работа

Измерение температуры вещества в зависимости от времени при

 изменениях агрегатных состояний.

Контрольная работа № 2.

 

Самостоятельная работа (6ч.)

 Объяснение  агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно–молекулярных представлений. Наблюдение роста кристаллов из раствора. Работа газа. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.

       

 

       3. Электромагнитные явления (18ч.)

Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле.

Проводники и изоляторы в электрическом поле.

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца.

Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии.

Электромагнитные волны. Радиосвязь и телевидение. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.

 

Демонстрации

Электризация тел.

Взаимодействие заряженных тел.

Нагревание проводников с током.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Взаимодействие проводников с токами.

Явление электромагнитной индукции.

Устройство и действие электродвигателя и электрогенератора.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Интерференция и дифракция света.

 

Лабораторные работы

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.

Изучение интерференции и дифракции света.

 

Контрольная работа № 3.

 

Самостоятельная работа (9ч.)

 Электростатическая защита электроприборов. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур.

         

 

         4. Строение атома и квантовая физика (8ч.)

Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование

фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.

Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием (3).

 

Демонстрации

Фотоэффект.

Фотоэлемент.

Излучение лазера.

Счетчик ионизирующих излучений.

 

Контрольная работа № 4.

 

Самостоятельная работа 4ч.)

 Биография А. Эйнштейна .Использование фотоэффекта в технике.  Различные типы лазеров и их применение.  Радиационная безопасность.

 

         

 

 

 

 

 

 

                   

ХИМИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

 

          Введение(1ч.)

 

5. Вода, растворы(8ч.)

Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора (4).

Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды (4).

 

Демонстрации

Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание.

Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры.

Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.

 

Лабораторные работы

Анализ содержания примесей в воде.

Очистка загрязненной воды.

Устранение жесткости воды.

Самостоятельная работа(4ч.)

Подготовить презентации: «Экологические проблемы и пути их решения».

          Контрольная работа №1.

          6. Химические процессы в атмосфере(8ч.)

Химический состав воздуха. Атмосфера и климат. Озоновые дыры.

 Загрязнение атмосферы и его источники. Озоновые дыры.

Кислотные дожди. Кислоты и щелочи.

 Показатель кислотности растворов рН.

Демонстрации

Обнаружение СО2 в выдыхаемом воздухе.

Изучение рН различных растворов с помощью универсального

 индикатора.

 

Лабораторные работы

Определение химического состава атмосферы.

Измерение уровня СО2.

Механизм образования кислотных дождей.

Самостоятельная работа(4ч.)

 Изобразить в тетрадях схемы круговорота веществ.(СО2, О2, N).

 

          

 

 

         7. Химия и организм человека(8ч.)

Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Строение белковых молекул. Углеводы – главный источник энергии организма. Роль жиров в организме, холестерин.

Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.

 

Лабораторные работы

Анализ состава молока.

Определение содержания витамина С в напитках.

Определение содержания железа в продуктах питания.

Самостоятельная работа(5ч.)

Подготовить реферат «Питание в разных странах мира», презентации «Диета-новая жизнь».

          Контрольная работа №2.

 

 

                БИОЛОГИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

 

           Введение(1ч.)

 

8. Наиболее общие представления о жизни(11ч.)

Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.

Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации.

Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор.

 

Демонстрации

Объемная (или компьютерная) модель молекулы ДНК.

Растения и животные, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.

 

Лабораторная работа

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.

 

Самостоятельная работа(6ч.)

Подготовить реферат: «История возникновения клетки», «Клетка-единица жизни».

 

         Контрольная работа №1.

 

 

 

9. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности(20ч.)

Ткани, органы и системы органов человека.

Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Система пищеварительных органов. Предупреждение пищевых отравлений – брюшного тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм.

 

Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыхания. Жизненная емкость легких. Тренировка органов дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика. Курение как фактор риска.

Движение. Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц при статической и динамической работе. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система. Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний.

Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Менструация и поллюция. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.

 

Демонстрации

Действие желудочного сока на белки.

Измерение жизненной емкости легких спирометром.

 

Лабораторные работы

Действие слюны на крахмал.

Утомление при статической и динамической работе.

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Самостоятельная работа(10ч.)

 Подготовить реферат: «Автобиография Менделя и Моргана», «Генетические заболевания, причины и последствия», «Продукты биотехнологии, вред или польза».

          Контрольная работа №1.

 

         10. Человек и окружающая среда(5ч.)

Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем.

Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения). Рациональное природопользование.

 

Экскурсия

Антропогенное воздействие на окружающую среду.

Самостоятельная работа. Подготовить реферат: «Гипотезы происхождения жизни на земле», «Селекция растений и животных».

 

 

Самостоятельная работа(3ч.)

Подготовить реферат: «Гипотезы происхождения жизни на земле», «Селекция растений и животных».

 

 

 

 

 

 

4. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной  дисциплины требует наличия учебного кабинетов физики, биологии, химии.

 

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- вытяжной шкаф;

- сейф;

- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ;

- наборы реактивов органических и неорганических веществ;

- комплект учебно-наглядных пособий «Физика, Биология, Химия»;

- доска аудиторная;

- периодическая система Д.И. Менделеева;

- портреты выдающихся ученых химиков, физиков;

- плакаты « этапы развития органического мира»;

-физическое оборудование для лабораторных работ;

-демонстрационное оборудование по физике.

 

 

 
 
 

4.2 Информационное обеспечение обучения

 

 

1.Рымкевич А.П. Физика. Задачник 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005 г. 

 

 

Интернет-ресурсы

1.     http://vschool.km.ru - Виртуальный репетитор по физике.

2.     http://archive.1september.ru Газета “1 сентября http://experiment.edu.ru - коллекция опытов

3.      http://www.spin.nw.ruТесты и задачи

4.     http://www.gomulina.orc.ru - Виртуальный методический кабинет.

 

 

 

 

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать

·        смысл понятий: естественнонаучный метод познания, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;

·        вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;

уметь

·        приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

·        объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;

·        выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

·        работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;

·        профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;

·        осознанных личных действий по охране окружающей среды.

 

·  Оценка устного ответа, результатов проверочных работ, тестовых заданий

 

 

 

 

 

 

 

·  Оценка творческих работ

 

 

 

 

 

 

 

 

·  Оценка результатов практических работ, самостоятельных работ, устных ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

·  Оценка творческих работ, результатов самостоятельных работ, устных ответов

 

 

 

 

 

·  Оценка результатов практических работ

 

 

 

 

·  Оценка устных ответов, творческих работ, результатов самостоятельных работ

 

 

 

 

 

 

 

·  Оценка творческих работ, результатов практических работ

 

·  Оценка устных ответов, результатов практических работ

 

 

 

    Выпускник, получивший среднее профессиональное образование по профессиям 100401 «Туризм», должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

 

1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon estestvoznanie_-_117_turizm.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Крымское республиканское профессионально-техническое учебное заведение

«Симферопольское высшее профессиональное училище

ресторанного сервиса и туризма»

                                                                Утверждаю

__________________________

   « _____ » __________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

По специальности: 100401 Туризм

Уровень основной образовательной программы: базовый

По направлениям укрупненной группы специальностей:

_______________________________________________

Профиль: социально - экономический

Форма обучения: очная

        Срок освоения ОПОП:    ______________

Симферополь  2014

Рассмотрено

_________________________

_________________________

Протокол № ___

от «_____» ________2014г.

_________________________

_________________________

               Согласованно

Заместитель директора по УР

________________________                        

«____»____________ 2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» разработана на основе:

• «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базовым учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29. 05. 2007 г. № 03-1180).

• Примерной программы учебной дисциплины «Естествознание» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «ФИРО» 10. 04. 2008 г. Минобрнауки России. Авторы: Пентин А. Ю. кандидат физико-математических наук, Боровских Т. А. кандидат педагогических наук,

 Рохлов В.С., кандидат педагогических наук.

          • Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (10-11 кл.), утвержденного приказом Минобрнауки России от 17. 05. 2012 г. № 413.

          •  Приказ от 02. 04. 2010 г. № 256 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности: 100401 Туризм (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30. 04. 2010 № 17079)

        Организация-разработчик: КРПТУЗ «Симферопольское высшее профессиональное училище ресторанного сервиса и туризма»

Разработчики:

Гусева Елена Юрьевна-преподаватель первой категории

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                        стр.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА                                                    

3

2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»                                                                    

5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в образовательной организации среднего профессионального образования – КРПТУЗ «Симферопольское высшее профессиональное училище ресторанного сервиса и туризма» - в пределах  освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке  специалистов среднего звена.

В профессиональных образовательных организациях СПО по программе подготовки специалистов среднего звена естествознание  изучается как базовая учебная общеобразовательная  дисциплина

При получении специальности СПО социально-экономического профиля естествознание изучается в объеме 117 часов.

Рабочая программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология».

 Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественнонаучную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.

При организации учебной деятельности обучающихся повышенное внимание уделено изучению разделов «Неорганические соединения», «Органические соединения», тем, относящихся к общей биологии: клетка, ДНК – носитель наследственной информации, уровни организации живой природы, эволюция, раскрывающих влияние экологических факторов на развитие растений и животных.

Рабочей программой предусмотрено проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль знаний проводится в форме письменного и устного опроса, тестирования, выполнения практических заданий, контрольных работ.

2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

2.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения естествознания в КРПТУЗ «Симферопольское высшее профессиональное училище ресторанного сервиса и туризма» - в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

2.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

        учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке  специалистов среднего звена по специальности СПО – 100401 Туризм.

2.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цели:

- освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

        - овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

        - развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;

        - применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Задачи:

         - сформировать представления о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;

 - овладеть знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

 - сформировать умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

-  сформировать представления о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приёмами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;

- овладеть понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

- сформировать умение понимать значимость  естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

  • смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;
  • вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;

уметь:

● приводить примеры экспериментов и наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов

  • роль ДНК, как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
  • объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
  • выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
  • работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
  • энергосбережения;
  • безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
  • профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
  • осознанных личных действий по охране окружающей среды.

2.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся – 175  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки – 117 часов;

самостоятельная работа – 58 часов.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

физика

52

химия

24

биология

36

в том числе:

     лабораторные  и     практические занятия

16

физика

4

химия

9

биология

3

     контрольные работы

8

физика

4

химия

2

биология

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников, конспектом лекций, составление презентаций;

выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, подготовка материала для проектной деятельности ;

подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам

58

физика

26

химия

13

биология

19

3.2. Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество

часов

117

ФИЗИКА

1. Механика

14

2. Тепловые явления

12

3. Электромагнитные явления

18

4. Строение атома и квантовая физика

8

Итого:

52

ХИМИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

Введение

1

5. Вода, растворы

8

6. Химические процессы в атмосфере

8

7. Химия и организм человека

8

Итого:

25

БИОЛОГИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

Введение

1

8. Наиболее общие представления о жизни

11

9. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности

20

10. Человек и окружающая среда

5

Экскурсии

3

Итого:

40

Всего:

117


 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЗИКА

1. Механика (14ч.)

Механическое движение, его относительность. Законы динамики

 Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.

Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.

 Работа и мощность.

Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в  технике и медицине.

Демонстрации

Относительность движения.

Инертность тела.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

Равенство и противоположность направления сил действия и

 противодействия.

Зависимость силы упругости от удлинения пружины.

Невесомость.

Реактивное движение, модель ракеты.

Изменение энергии при совершении работы.

Свободные и вынужденные колебания.

Образование и распространение волн.

Колеблющееся тело как источник звука.

Лабораторные работы

Исследование зависимости силы трения от веса тела.

Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного)

 маятника от длины нити (или массы груза).

Контрольная работа №1.

Самостоятельная работа (7ч.)

 Свободное падение - частный случай равноускоренного движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. 

Определение параметров при движении тела по окружности.

         

2. Тепловые явления(12ч.)

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц.

Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение. Экологические  проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.

Демонстрации

Движение броуновских частиц.

Диффузия.

Модель хаотического движения молекул.

Объемные (или компьютерные) модели газа, жидкости и твердого тела.

Испарение различных жидкостей.

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

Устройство паровой турбины.

Лабораторная работа

Измерение температуры вещества в зависимости от времени при

 изменениях агрегатных состояний.

Контрольная работа № 2.

Самостоятельная работа (6ч.)

 Объяснение  агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно–молекулярных представлений. Наблюдение роста кристаллов из раствора. Работа газа. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.

       

       3. Электромагнитные явления (18ч.)

Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле.

Проводники и изоляторы в электрическом поле.

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца.

Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии.

Электромагнитные волны. Радиосвязь и телевидение. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.

Демонстрации

Электризация тел.

Взаимодействие заряженных тел.

Нагревание проводников с током.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Взаимодействие проводников с токами.

Явление электромагнитной индукции.

Устройство и действие электродвигателя и электрогенератора.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Интерференция и дифракция света.

Лабораторные работы

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.

Изучение интерференции и дифракции света.

Контрольная работа № 3.

Самостоятельная работа (9ч.)

 Электростатическая защита электроприборов. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур.

         

         4. Строение атома и квантовая физика (8ч.)

Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование

фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.

Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием (3).

Демонстрации

Фотоэффект.

Фотоэлемент.

Излучение лазера.

Счетчик ионизирующих излучений.

Контрольная работа № 4.

Самостоятельная работа 4ч.)

 Биография А. Эйнштейна .Использование фотоэффекта в технике.  Различные типы лазеров и их применение.  Радиационная безопасность.

         

                   

ХИМИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

          Введение(1ч.)

5. Вода, растворы(8ч.)

Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора (4).

Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды (4).

Демонстрации

Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание.

Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры.

Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.

Лабораторные работы

Анализ содержания примесей в воде.

Очистка загрязненной воды.

Устранение жесткости воды.

Самостоятельная работа(4ч.)

Подготовить презентации: «Экологические проблемы и пути их решения».

          Контрольная работа №1.

          6. Химические процессы в атмосфере(8ч.)

Химический состав воздуха. Атмосфера и климат. Озоновые дыры.

 Загрязнение атмосферы и его источники. Озоновые дыры.

Кислотные дожди. Кислоты и щелочи.

 Показатель кислотности растворов рН.

Демонстрации

Обнаружение СО2 в выдыхаемом воздухе.

Изучение рН различных растворов с помощью универсального

 индикатора.

Лабораторные работы

Определение химического состава атмосферы.

Измерение уровня СО2.

Механизм образования кислотных дождей.

Самостоятельная работа(4ч.)

 Изобразить в тетрадях схемы круговорота веществ.(СО2, О2, N).

           

         7. Химия и организм человека(8ч.)

Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Строение белковых молекул. Углеводы – главный источник энергии организма. Роль жиров в организме, холестерин.

Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.

Лабораторные работы

Анализ состава молока.

Определение содержания витамина С в напитках.

Определение содержания железа в продуктах питания.

Самостоятельная работа(5ч.)

Подготовить реферат «Питание в разных странах мира», презентации «Диета-новая жизнь».

          Контрольная работа №2.

                БИОЛОГИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

           Введение(1ч.)

8. Наиболее общие представления о жизни(11ч.)

Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.

Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации.

Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор.

Демонстрации

Объемная (или компьютерная) модель молекулы ДНК.

Растения и животные, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.

Лабораторная работа

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.

Самостоятельная работа(6ч.)

Подготовить реферат: «История возникновения клетки», «Клетка-единица жизни».

         Контрольная работа №1.

9. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности(20ч.)

Ткани, органы и системы органов человека.

Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Система пищеварительных органов. Предупреждение пищевых отравлений – брюшного тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм.

Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыхания. Жизненная емкость легких. Тренировка органов дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика. Курение как фактор риска.

Движение. Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц при статической и динамической работе. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система. Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний.

Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Менструация и поллюция. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.

Демонстрации

Действие желудочного сока на белки.

Измерение жизненной емкости легких спирометром.

Лабораторные работы

Действие слюны на крахмал.

Утомление при статической и динамической работе.

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Самостоятельная работа(10ч.)

 Подготовить реферат: «Автобиография Менделя и Моргана», «Генетические заболевания, причины и последствия», «Продукты биотехнологии, вред или польза».

          Контрольная работа №1.

         10. Человек и окружающая среда(5ч.)

Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем.

Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения). Рациональное природопользование.

Экскурсия

Антропогенное воздействие на окружающую среду.

Самостоятельная работа. Подготовить реферат: «Гипотезы происхождения жизни на земле», «Селекция растений и животных».

Самостоятельная работа(3ч.)

Подготовить реферат: «Гипотезы происхождения жизни на земле», «Селекция растений и животных».

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной  дисциплины требует наличия учебного кабинетов физики, биологии, химии.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- вытяжной шкаф;

- сейф;

- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ;

- наборы реактивов органических и неорганических веществ;

- комплект учебно-наглядных пособий «Физика, Биология, Химия»;

- доска аудиторная;

- периодическая система Д.И. Менделеева;

- портреты выдающихся ученых химиков, физиков;

- плакаты « этапы развития органического мира»;

-физическое оборудование для лабораторных работ;

-демонстрационное оборудование по физике.

4.2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1.Рымкевич А.П. Физика. Задачник 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005 г. 

Интернет-ресурсы

  1. http://vschool.km.ru - Виртуальный репетитор по физике.
  2. http://archive.1september.ru -  Газета “1 сентября http://experiment.edu.ru - коллекция опытов
  3.  http://www.spin.nw.ru -  Тесты и задачи
  4. http://www.gomulina.orc.ru - Виртуальный методический кабинет. 

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать

  • смысл понятий: естественнонаучный метод познания, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;
  • вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;

уметь

  • приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
  • объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
  • выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
  • работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
  • профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
  • осознанных личных действий по охране окружающей среды.

  • Оценка устного ответа, результатов проверочных работ, тестовых заданий

  • Оценка творческих работ

  • Оценка результатов практических работ, самостоятельных работ, устных ответов

  • Оценка творческих работ, результатов самостоятельных работ, устных ответов

  • Оценка результатов практических работ

  • Оценка устных ответов, творческих работ, результатов самостоятельных работ

  • Оценка творческих работ, результатов практических работ

  • Оценка устных ответов, результатов практических работ

    Выпускник, получивший среднее профессиональное образование по профессиям 100401 «Туризм», должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ основной профессиональной образовательной программы по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электри...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»("Естествознание") по специальности СПО 19.01.17 «Повар, кондитер

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 41.1 Общая характеристика учебной дисциплины «Естествознание». 51.2 Область применения и место учебной дисциплины в учебном плане. 71.3 Результат...

Рабочая программа по учебной дисциплине ОГСЭ. 03 «Иностранный язык» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 43.02.11 «Гостиничный сервис»

Рабочая программапо учебной дисциплинеОГСЭ. 03 «Иностранный язык» программы подготовки специалистов среднего звенапо специальности CПО43.02.11 «Гостиничный сервис»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в учебных заведениях, реализующих образовательную программу среднего общ...

Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.07 Основы учебно-исследовательской деятельности

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование базовой подготовки.Программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской дея...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 13.02.03" Электрические станции, сети и системы"

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности»  1.1. Место дисциплины в структуре основной профессио...