Традиционные способы хранения продуктов у тувинцев
статья на тему

        Тувинцы вели кочевой образ жизни и все у них было приспособлено к такому образу жизни.  Домашняя утварь делалась из дерева, кожи, войлока и по размерам и материалу была приспособлена к кочевому образу жизни. Наиболее характерны для утвари юрты рядового арата были деревянные кадки или кожаные большие сосуды для хранения кислого молока, деревянные ведра и подойники, выдолбленные из ствола тополя с волосяной дужкой и берестяным дном, прибитым деревянными гвоздями.

      Хозяйство тувинцев имело натуральный характер и почти не было связано с рынком. Араты сами изготовляли кожаную  и деревянную утварь, необходимую в производственной деятельности и в быту.  С появлением торговых связей с Китаем и Россией появились  посуда из стекла, металла,  керамики и тканей.

      Моя работа посвящена традиционным способам хранения продуктов питания  тувинцами и традиционной посуде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_hraneniya_produktov.docx815.19 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционные способы  хранения продуктов  у тувинцев.

    Цель работы: Изучить элементы знаний, характерные  для культуры кочевников, а именно знания о способах хранения продуктов.

    Актуальность: Цивилизация так воздействует на тувинцев , что есть вероятность исчезновения данной культуры, что многое уже забылось, что мы плохо  знаем образ жизни наших предков, что, если не начинать возрождать свою культуру, она может бесследно исчезнуть.
                                                Аннотация.

       Тувинцы вели кочевой образ жизни и все у них было приспособлено к такому образу жизни.  Домашняя утварь делалась из дерева, кожи, войлока и по размерам и материалу была приспособлена к кочевому образу жизни. Наиболее характерны для утвари юрты рядового арата были деревянные кадки или кожаные большие сосуды для хранения кислого молока, деревянные ведра и подойники, выдолбленные из ствола тополя с волосяной дужкой и берестяным дном, прибитым деревянными гвоздями. 

      Хозяйство тувинцев имело натуральный характер и почти не было связано с рынком. Араты сами изготовляли кожаную  и деревянную утварь, необходимую в производственной деятельности и в быту.  С появлением торговых связей с Китаем и Россией появились  посуда из стекла, металла,  керамики и тканей.

      Моя работа посвящена традиционным способам хранения продуктов питания  тувинцами и традиционной посуде.

                                                      Содержание .        

Начнем с того, как тувинцы хранили зерно. Зерно тувинцы хранили (если имеется большой запас) в больших ямах «уургай», вмешавщих 6-7 кожаных мешков «барба». Один барба вмещал 3-4 пуда. 1 пуд равняется 16 кг. Значит в одном мешке «барба» может содержаться 50- 60-кг зерна. Один уургай может вмещать 300-400кг. Чаще всего ямы были глубиной до пупа человека, иногда и больше. Формой «уургай» были разных видов, но чаще всего были грушевидные или прямоугольные.  На дно уургай закладывали сухую солому, примерно, до 20 см (1карыш) F:\КАРЫШ.png засыпали зерном и сверху прикрывали соломой и дерном, травой к зерну. Сверху яма засыпалась землей и утрамбовывалась, так, что невозможно было обнаружить «уургай». (В. Даржа «Традиционные мужские занятия тувинцев» 2009.Тувинское книжное издательство).  Барба – кожаные мешки, в которых хранили зерно или вещи в юрте. Если для зерна их не украшали орнаментом , а если для вещей в юрте,  на них делали узоры, как на когээржиках и другой кожаной или деревянной посуде.

     Молочные продукты хранили в кожаных сосудах или деревянных бочках. Кожаные сосуды, в которых держали молочнокислые продукты «хойтпак» и кумыс «хымыс», назывался «когээр».  В настоящее время такие кожаные мешки «когээр» в тувинских хозяйствах не сохранились, но они еще встречаются у тувинцев Монголии (Цецегдарь Уламсуренгийн. «Образцы фольклора и речи кобдосских тувинцев». Тувинское книжное издательство 2003г)   Одним  из самых уникальных и оригинальных предметов из данного вида посуды  является  когээржик (кожаные сосуды с высоким узким горлышком для хранения напитков), которая представляет культурную ценность и свидетельствует о высоком мастерстве   тувинских мастеров по изготовлению предметов из кожи.

     Когээржики имеют сравнительно высокое горло и округлое тулово с овальным низом и несколько спрямленными либо приподнятыми по краям плечиками, затыкались деревянными пробками, которые прикреплялись к тулову сосуда кожаным ремешком. Их шили из копченой кожи, хранили в нем кумыс и араку.
 
Тувинцы по размеру подразделяли когээржики на три группы: когээр, когээржик  и хойлаарак:
     Когээр – это сосуд большого размера, высотой около 1,5 м, емкостью до 200 литров.
     Когээржик – сосуд среднего размера, высотой от 20 до 50 см, емкостью до 2-3 литров.
     Хойлаарак – самый маленький сосуд, который носили за пазухой. Название этого сосуда произошло от слова «хойлаар», что в переводе с тувинского языка означает «положить за пазуху». Высота хойлаарака достигает от 5 до 20 см., емкость – примерно до 0,3-0,5 литров.

    Когээржики  шили из кожи крупного рогатого скота. На их изготовление шла кожа только быка или яка. Технологию  выделки  кожи для изготовления сосудов , предназначенных для перевозки и хранения жидкости описывает в своей статье «К вопросу об основных видов орнаментов  на когээржиках и их значении  (по материалам коллекции когээржиков из фондов Национального музея им. Алдан- Маадыр Республики Тыва» из журнала  Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий. Изучение, сохранение и использование» Часть II Кызыл 2009г. «Изготовление сосудов из кожи есть одно из древнейших изобретений скотоводов – кочевников Сосуды из кожи знали уже ранние кочевники в I тысячелетии до н.э.  Они получили распространение у всех кочевников Евразии.

       Тувинцы делали фляги когээржик ( для кумыса или молочной водки ). Кожу в течение нескольких дней вымачивали   в сарыг-суг (молочная сыворотка); затем  с нее счищали шерсть  и мездру и выкраивали две половины фляги. Обе половины сшивали с внутренней стороны, вывернутой наизнанку, специальным швом ыскыттап даараар с кожаной прокладкой или кырлап даараар. Незашитой оставалась горловина. Затем флягу выворачивали на лицевую сторону, сшивали горловину и туго набивали сеном, землей, а иногда и навозом. На  еще сырых стенках фляги выдавливали узор стержнем или нагретым железным утюжком(хаарыыл). Затем сосуд подвешивали   над очагом для копчения».

        Узоры на когээржиках : «аяк хээзи»( узор пиалы), «кас демдек» (свастика), «ийи балык» (две рыбы),  (кошкар мыйызы»  (рога барана)  и др. Орнаменты на тувинских  изделиях имели особый смысл: кошкар мыйызы – символ благополучия, богатства и сытости, связанный со скотоводчеством. Две рыбы – гармония. Символ добра и зла, мужского и женского начала инь- янь.  Кас демдек – символ благоденствия и процветания или кргоаорот солнца и возрождения жизни. В настоящее время тувинцы утрачивают навыки  изготовления кожаных когээржиков, вместо них стали появляться фабричные керамические.

J:\DCIM\104_PANA\P1040069.JPG

       Керамические когээржики из столовой Центра Национальной тувинской культуры. С когээржиками официант -  Ондар Тайгана.

       Из выделанной  кожи тувинцы шили мешочки разных размеров. В них они хранили далган, тараа. В таких мешочках эти продукты не отсыревают. Информант Монгуш Зоя  Бичииевна рассказывает, что такие мешки для далгана можно было делать из выделанной кожи мертворожденного недоношенного теленка, снятого трубкой.  

       Таалын. Кожаная сума из двух отсеков, которую использовали при поездках на длительные расстояния на лошади.  Объем каждого из них доходил до 30 литров, каждый отсек  вмещал примерно 50 кг груза.. Тувинцы часто ездили в гости к родственникам с гостинцами. Особенно, если девушка недавно вышла замуж и стала жить в аале мужа, родители мужа обязаны были отправлять сына и невестку в гости к родителям и другим родственникам невестки с наполненным таалын. Там   обычно должны быть тувинская арага в когээржике, ужа-тош ( курдюк и грудина. Ужа –это курдюк вместе со спинными позвонками) и другое мясо в общем целая туша сваренного барана, сладости, какие имелись. Когда молодые возвращались, таалын тоже обязательно наполняли  гостинцами  («обряд хап дуптээр»).  И родственники,у которых они гостили дарили им скот, кто сколько может. Шов на таалыне «ыскыттап даарар», кожа скреплялась при помощи тонкой кожаной прокладки. Барба , таалын закрывались особым образом при помощи петель, вдевающихся друг в друга                                         

                                     Мешочки для чая.

       Были мешочки для чая из кожи  шеи дикого козла-кушкуу, снятой трубкой. Она толста и прочна. Клали кирпичный чай и били деревянной колотушкой  для измельчения содержимого ( Бартан О.О. «Посуда тувинцев». «Башкы» 1998г №1). Позднее мешочки для чая и соли стали шить из тканей, например, из далембы, и украшать их узорами. Каждая хозяйка могла украсить  свой мешочек  по своему. Зеленый кирпичный  чай стали измельчать в специальных ступках (шай согаажы).

                                   Посуда из волос. 

        Кымзар – пряденая из конских волос сумка с 4-мя соскообразными ответвлениями на дне . Применялась  для сбора луковиц дикой лилии сарана кудреватая или мартагон  ( ай) и кандыка сибирского (бес). Привязывалась вокруг пояса широким ремнем. (Бартан О.О.).

        Таар – пряденая сумка из шерсти. Применялась как фильтр для отделения ааржы от сарыг-суг (молочная сыворотка) В настоящее время таар шьют из вафельного полотенца, которая хорошо пропускает жидкость.

     Тувинцы использовали внутренние полости животных  (желудок, мочевой пузырь) как сосуды для хранения топленого масла, толченых растительных и мясных продуктов. От сложного желудка используют лишь «улуг-хырын» (большой желудок), который хорошо промывают и употребляют как мешок. Эти органы тщательно мыли, надували и высушивали. Повторно мешок для хранения топленого масла не использовалась, замороженное топленое масло резалось вместе с с мешком.   Мешок из желудка может вмещать до 15кг масла, а мочевой пузырь К Р С до 3кг.                 

                                                    Деревянная посуда

          Деревянные бочки появились позднее. Их делали из цельного полого  куска ствола тополя. Сердцевину счищали, расширяли, торцы выравнивали, с одной стороны закрывали берестой при помощи деревянных гвоздей из караганы («хараган».  В такой бочке можно было держать «хойтпак» сколько угодно долго. Хойтпак не портился, процесс брожения молока даже усиливался. Использовали и деревянные ведра с берестяным дном с дужкой из пряденой шерсти. Чашки делали из корней деревьев. От долгого использования они отполировывались и становились как лакированные.

          Кисет (такпы хавы) шили из ткани, они были разной формы и разных цветов. Было время, когда курили почти все тувинцы, для курения они использовали длинные трубки из таволги (сооскен). Трубку надо всегда чистить, золу вытряхивать, поэтому к каждому кисету делали приспособления для чистки трубки и вытряхивания золы.  Табак для нюхания хранили в табакерках (хоорге) из камней (некоторые из них были сделаны из драгоценных и полудрагоценных камней и были очень дорогими). Пробка этих табакерок была сделана обязательно из дорогого камня. Бабушка рассказывала, что одна такая табакерка могла стоить целого быка по рассказам ее дедушки.

                                           Хранение мяса.

          Мясо хранили по разному. Западные тувинцы делали ууже и хырбача на зиму. В ноябре, когда скот еще упитан, кололи крупное животное (корову или быка и заготавливали впрок в виде ууже и хырбача. Ууже – это замороженное мясо с костями. После разделки туши  на брюшину (мышца живота) складывали все мясо, которое надо заморозить, сверху прикрывали верхней конечностью с ребрами и «застегивали ребрами». Вскрывали ууже только во время Шагаа или после него. Иногда ууже не вскрывали и ждали, когда оно само оттает. Хырбача делали из внутренностей с добавлением мяса, внутреннего жира. Все это нарезалось полосками  и собиралось на вымытый желудок  и тоже застегивалось. В отличие от ууже  хырбача начинали употреблять сразу после замораживания. Из хырбача в основном варили суп. При таком расположении внутренностей   в суп попадали все  ингредиенты при каждом варении. К Шагаа хырбача должна быть полностью съедена.   При таком хранении мясо не теряет витаминов, не сушится, не портится.

       Если надо было мясо продержать до лета, делали специальные ледники (ямы с глубиной 3метра и периметром 3-4 м. складывали туда лед опускали мясо, закрывали бревнами и засыпали землей. В таком холодильнике мясо хранилось до июня. Такое хранилище называлось шыгжамыр. В. Даржа. Были другие способы хранения мяса и продуктов.

                                             Заключение.

      Посуда тувинцев – результат многовекового творения кочевников всей Центральной Азии , в том числе и тувинцев. Она во всех отношениях подходила к образу жизни кочевников, климату, была легкой, небьющейся и  экологически чистой в отличие от современной, которая может быть  опасной. Хотя цивилизация стремительно наступает, тувинцы стараются не забывать свою традиционную культуру. Особенно сейчас они возрождают ее, стали отмечать свои праздники, соблюдать тувинские обычаи, одевать национальную одежду, вспоминать забытые традиции, гордиться своим прошлым.

J:\DCIM\104_PANA\P1040072.JPG

                                  Использованная литература.

Вячеслав Даржа. Традиционные мужские занятия тувинцев. Тувинское книжное издательство 2009г.

Бартан О.О. Посуда тувинцев журнал «Башкы» №1 1998г.

Бартан О.О. Тываларнын хап- савалары. «Шын 2000г июнь 29.

Монгуш Ш.Х. Статья. К вопросу об основных видах орнаментов на когээржиках, их значении. В журнале « Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий. Изучение, сохранение, использование. Часть II. Кызыл 2009г.    

Вайнштейн С.И.  Тувинцы –тоджинцы. Москва. 1961г.Издательство Восточной литературы.

Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. Издательство «Наука» Главная редакция Восточной литературы. Москва.1972г.

Информанты: Монгуш Чайзат Хурештигбеевна –учитель географии МБОУ СОШ №2 г Кызыла.

Монгуш Зоя Бичииевна –пенсионер с Балгазын.

   

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение.

 Средняя школа №2г Кызыла.

Научно-исследовательская работа: Способы традиционного хранения продуктов тувинцами

                         Выполнил: Хомушку Белек-Байыр.

                                           Ученик 7а кл.МБОУ СОШ №2 г Кызыла.

                    Руководитель: Кужугет Ч.Ч.- учитель

                        МБОУ СОШ  №2

 

        

        2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Традиционные народные куклы"

Методическая разработка предназначена для практической работы студентов на занятиях по изготовлению тряпичных народных кукол. Содержит технологии изготовления со схемами и образцы кукол....

Доклад «Применение на уроках традиционного и развивающего способов обучения»

Применение на уроках традиционного и развивающего способов обучения, чтобы оказывать воспитательное воздействие через содержание учебной дисциплины....

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Продуктовые истории"

Предмет:  Товароведение пищевых продуктовТема: «Повторение пройденных тем»Место данной темы в учебной программе: Урок проводится по завершении изучения всего курса товароведения пищевых продуктов...

Тезисы исследовательской работы на тему" Современные и традиционные английские имена"

Основное содержание исследовательской работы. Лингвотсрановедение...

Национальная одежда тувинцев

Программа внеклассного занятия "Национальная одежда тувинцев", расчитана на 68 часов...

"Национальная одежда тувинцев"

Учебная программа внеклассного занятия "Национальная одежда тувинцев", план внеклассного занятия...

Современное оборудование и технологии сахарного производства УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Часть 3. Продуктовое отделение, сушка сахара

В учебно-практическом пособии изложены новые технологии хранения и переработки сахарной свеклы , новое технологическое оборудование ,используемое на предприятиях .          ...