Устный журнал «Математика и архитектура»
методическая разработка на тему

Власова Валентина Егоровна

Внеклассное мероприятие по теме "Математика и архитектура" уместно провести со студентами, обучающимися по строительным специальностям.  Цель мероприятия - повысить качество образовательного процесса, обеспечить более  высокий научный уровень и практическую направленность преподавания математики, прочное овладение основами наук Разъяснение роли математики в развитии науки, применения математических методов в решении прикладных задач и производственной деятельности человека. Развитие познавательного интереса, воспитание навыков самообразования, расширение общего и политехнического кругозора. Показать достижения науки, сферу ее применения в строительстве и архитектуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ АВТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Устный  журнал

 «Математика и архитектура»

       

Преподаватель:    Власова В.Е.

Курск

 

Устный журнал «Математика и архитектура»

Цель проведения мероприятия.

        Повысить качество образовательного процесса, обеспечить более  высокий научный уровень и практическую направленность преподавания математики, прочное овладение основами наук Разъяснение роли математики в развитии науки, применения математических методов в решении прикладных задач и производственной деятельности человека. Развитие познавательного интереса, воспитание навыков самообразования, расширение общего и политехнического кругозора. Показать достижения науки, сферу ее применения в строительстве и архитектуре.

Содержание.

  1. Вступительное слово преподавателя.
  2. Доклады учащихся:
  • Гармония и алгебра великой пирамиды.
  • Архитектура древней Греции.
  • Памятники архитектуры древнего Рима.
  • Русское военно-оборонительное зодчество.
  • Архитектура Петербурга 18 века.
  • Паркеты.
  • Башни 20 века.
  • Современная архитектура.
  • Архитектура г. Курска.
  • Архитектура церквей г. Курска.

( Выступления студентов сопровождаются показом слайдов)

Гармония великой пирамиды.

        «Семь чудес света» - так в античном мире были названы семь знаменитейших в те времена памятников зодчества и ваяния. Одним из чудес считались пирамиды – огромные сооружения, построенные рабами древнего Египта. Точные пропорции египетских пирамид свидетельствуют о выдающихся геометрических познаниях их творцов.

        В глубоких тайниках пирамид были найдены папирусы, покрытые причудливыми иероглифами. Когда удалось расшифровать египетскую письменность, ученые узнали о математических познаниях древних египтян.

        Египетские математики умели выполнять действия со степенями, Решать уравнения с двумя неизвестными, вычислять площадь круга, принимая за отношение длины окружности к ее диаметру число 3, 16, площадь треугольника, площади поверхностей и объемы пирамид, цилиндров, полушария и т. д.

        Элементы математики как науки начали складываться в Египте за 20 веков до н. э. на основе решения практических задач.

        В древнейших памятниках вавилонской архитектуры мы встречаем геометрические формы в виде куба, параллелепипеда, шестигранной призмы, цилиндра и конуса. Излюбленной фигурой была ступенчатая пирамида. Такую форму имели громадные обсерватории. Обычно они состояли из семи террас, поставленных одна на другую и представлявших собой ступени огромной лестницы, Ведущей к небу. Каждая терраса была окрашена в особый цвет, присвоенный одному из семи небесных светил.

        Поражают монументальность, простота, стройность и красота дворцов, построенных в таком стиле.

        Кто посмел бы утверждать, что эти грандиозные здания строилось без знания геометрии? Вавилоняне не только знали о существовании различных геометрических фигур, они умели определять их площади и объемы. Богатый геометрический орнамент на каменных плитах подтверждает, что они знали и свойства симметрии.

        Неотступно следуя законам геометрии, архитекторы древности достигали гармонии и совершенства возводимых ими сооружений.

        Симметричность композиции сооружений – своего рода закон для архитектурного творчества египтян. Она подчеркивалась и преувеличенным масштабом, и организацией подхода к сооружению по его оси. Вся продольная композиция симметрична, относительна главной оси.

        Пирамиды вначале  имели в основании прямоугольник, позднее – квадрат.

        В Европе пирамидами заинтересовались после посещения Египта Бонапартом Ф. Э. Жомар, сопровождавший Наполеона, подробно описал их в многотомном труде.

        В 1864 году  шотландский астроном П. Смит исследовал Великую пирамиду Хеопса в Гизе. По его словам, пирамида «кишит священными цифрами». В размерах сооружения присутствует число π: отношение периметра к удвоенной высоте пирамиды равно 3,1672578. Высота пирамиды (148,2 м) с точностью до 1% составляет миллиардную часть расстояния от Земли до Солнца. Длина стороны основания пирамиды в египетских локтях равна количеству дней в году. Угол наклона коридора, ведущего от входа в глубь пирамиды, составляет 26о 13/  и равен углу нижней кульминации полярной звезды Тубан (α  Дракона). Наклонный коридор служил телескопом.

      Египтяне придавали мистический смысл астрономической ориентации сооружений. В скальном храме Рамзеса в Абу – Симбеле  70-метровый  тоннель устроен так, что солнце заглядывает в него дважды в году (21 февраля и 19 октября), освещая поочередно статуи фараонов.

      Большой сфинкс и Колоссы Мемнона устремляют свой взгляд на горизонт… Астрономически они ориентированы на склонение, равное 0о, что  соответствует положению Солнца на заре в день равноденствия. В этот день Солнце всходит и заходит по оси Сфинкса и в полдень достигает высоты 60о – это угол, знаменующий удачу.

       Немецкий исследователь Г.Ребер и польский исследователь К. Клеппиш обнаружили в отношении размеров некоторых площадей         поверхностей Великой пирамиды формулу «золотого сечения» (например, отношение радиуса вписанной окружности к половине стороны основания).

      А.А. Богданов писал, что пирамида Хеопса была «своего рода каменным учебником астрономии и геометрии жрецов», зашифрованной древнеегипетской энциклопедией.

       Воздвигая грандиозные сооружения, египтяне выработали  определенные правила. Известны их «Предписания для степной живописи и канона пропорций».

       Удивительны соотношения между размерами  пирамид и космическими расстояниями, продолжительностью года, математическими закономерностями.

      Пирамиды, простоявшие почти 50 веков, поражают строгостью и величием своих геометрических форм, свидетельствуют о высокой культуре Древнего Египта.

Искусство Древней Греции в период её  расцвета

        Ещё в 7 веке до н.э. греческие ученые, среди них были Фалес и Пифагор, совершали путешествия в Египет и Вавилон, чтобы приобщиться к тем знаниям, которые тысячелетиями накапливались в этих странах. Научные знания из Египта и Вавилона проникали в Грецию, которая считается родиной геометрии как науки.

Более двух тысячелетий существует Александрия, неоднократно переживавшая периоды расцвета и упадка, разрушенная ордами завоевателей и возродившаяся из пепла, как сказочная птица Феникс.

        Там, где сейчас оживленный район города, две тысячи лет назад находился узкий пролив, отделявший от материка небольшой остров Фарос. Фаросский маяк, считавшийся одним из семи чудес света, был первым античным маяком. Он представлял собой восьмиэтажное здание с гигантской – высотой около 200 метров – конусообразной башней из белого мрамора, опоясанной многоярусными галереями. На вершине башни горел яркий костер из смолистого дерева. Большие зеркала отбрасывали вдаль свет маяка, его было видно на расстоянии до 30 миль. Постройка Фаросского маяка была закончена в 280 году до н. э. греческим архитектором Состратом по приказу египетского царя.

        На противоположной стороне пролива находилась богатейшая Александрийская библиотека, которая в 1 веке до н. э. насчитывала более 700 тысяч свитков, собранных из всех стран древнего мира. Здесь и в музее для научных занятий были созданы прекрасные условия для работы ученых Александрийской школы. В этих стенах создавал свои бессмертные «Начала» один из величайших греческих математиков Евклид.

        Сохранившиеся прекрасные памятники убедительно свидетельствуют о том, что наука, техника и культура в античной Греции (7-4вв. до н. э.) достигали высокого уровня.

        Необходимость решения практических задач требовала геометрических построений, их теоретического обоснования, что способствовало развитию математической теории. Например, установления геометрического факта несоизмеримости двух отрезков привело к открытию понятия иррационального числа.

        Чрезвычайно популярной была задача об удвоении куба, то есть о построении куба с неизвестным ребром x, но имеющего объем вдвое больше заданного.

        Задача сводится к решению кубического уравнения x3=2a3 или построению отрезка  с помощью циркуля и линейки. Многочисленные попытки решить эту задачу в поле рациональных чисел или средствами геометрических построений оказалось неудачными.

        Вся древнегреческая культура развивалась под знаком золотой пропорции. «Божественная пропорция» - так назвали древние математики золотое сечение (деление), которое в настоящее время сошло со своих олимпийских высот в обыкновенные школьные учебники. Золотое сечение отрезка а на две части выражается словами следующим образом: длина отрезка так относится к его большей части, как большая часть к меньшей.

                а: x = x : (a-x)

        Это фундаментальное отношение имеет почти такой же универсальный характер, как и число , его величина выражается иррациональным числом 1,61803398…

        Золотое сечение является пропорцией, чаще всего встречающейся в природе. Греки первые установили: пропорции хорошо сложенного человеческого тела подчиняются её законам, что особенно ясно видно на примере античных статуй (Аполлон Бельведерский, Венера Милосская). Фригийские гробницы и античный Парфенон, театр Диониса в Афинах – все они исполнены гармонии золотой пропорции.

        Золотое сечение являлось своего рода жемчужиной пифагорейского учения о числовой гармонии мира. Позже принципы золотого сечения легли в основу композиционного построения многих произведений мирового искусства, начиная с архитектуры античности.    

        Вершиной мирового зодчества считается Афинский Акрополь. Сегодня это – живописные развалины, остатки великолепных храмов Парфенона, Ники Аптерос, Эрехтейона, которые производят неизгладимое впечатление.

        Парфенон – классическое произведение древнегреческого архитектуры, созданный Калликратом и Иктином под руководством Фидия, представляет собой яркий пример конструкции, сложенной из тщательно подогнанных глыб мрамора, не скрепленных раствором. Прямоугольное основание храма имеет размеры 69,51*30,86м. По его периметру – коллонада ( восемь колонн по фасадам).

        Парфенон был прекрасно декорирован. Храм украшен двумя треугольными резными фронтонами  с изображением мифологических сцен и барельефами на карнизе, созданными Фидием и его учениками.

        Замысел создателей Парфонона, на первый взгляд, прост: Каменный прямоугольный параллелепипед, увенчанный двускатной крышей, установлен на мраморном ступенчатом постаменте. Однако простота эта обманчива. Колонны Парфенона, кажущиеся нам вертикальными, на самом деле немного наклонены внутрь, при небольшом выпуклом искривлении горизонталей цоколя и перекрытия. Благодаря этому храм выглядит стройным и легким.

        Парфенон покоряет красотой, изяществом и строгостью пропорций. Отношение длины архитрава (главной балки) к высоте всего здания равно отношению чисел 1:0,618.

На основе золотого сечения создавались и другие элементы этого шедевра классической архитектуры.

        Греки ценили ясность, порядок и точность. И в геометрии, и в изобразительном искусстве они стремились к идеалу красоты и гармонии.

Памятники искусства древнего Рима

        В древнем Риме ещё более усложняются формы сооружений. В отличие от греков, применявших в основном простейший способ перекрытий – поперечную балку. Практичность суровых римлян сказалась на характере их архитектуры. Изобретение бетона способствовало возникновению в Риме новых архитектурных конструкций: свод, арка, купол.

        Своим физическим существованием эти новые конструкции были обязаны геометрии. Они могли существовать только в виде геометрических форм – полукруга, полуцилиндра, полусферы. Усовершенствование конструкции сопровождается усложнением её геометрического построения. Усложнение геометрии, отказ от прямоугольных форм упрочняет конструкцию, делает ее красивой и выразительной. Арки придают всему сооружению легкость и стройность, вместе с тем они отличаются необычной прочностью.

        Появились новые типы сооружений: амфитеатры, триумфальные арки, монументы, базилики.

Специфические римские сооружения – овальные амфитеатры.

В первом веке в Риме был построен Колизей – Величайший амфитеатр древности. В огромной чаше Колизея, окаймленной снаружи двумя ярусами арок, могло поместиться 50 тысяч человек. Сверху он кажется огромным эллипсом, в центре которого расположена арена. Многоярусная аркада гиганта достигла высоты15-этажного дома.

Римские строители умели создавать огромные купольные своды над центричным и многоугольным в плане пространством.

Пантеон – самый значительный по размерам римский купольный храм – был воздвигнут величайшим зодчим Римской империи Аполлодором. Здание имеет форму цилиндра, диаметр которого- 43,5м-равен его высоте. Его венчает купол,  выполненный из бетона. Купол подобен небесному своду, из девятиметрового отверстия – знаменитого «окна Пантеона» - льется свет. Впечатление удивительного простора производит внутреннее пространство храма.

Великолепное мастерство, огромную творческую фантазию и безупречный вкус проявил Аполлодор при сооружении одного из главных своих творений – форума Траяна в Риме.

На эту площадь размером 125 на 120 метров, выложенную каменными плитами и окруженную со всех сторон колоннами, вел путь через большую украшенную богатыми барельефами триумфальную арку. К ней примыкали здания рынка, библиотеки, а посередине возвышалась статуя Траяна на коне. За памятником располагалась поперек площади базилика с крышей из позолоченной бронзы. Здесь проходили собрания.

За базиликой располагалась площадь поменьше, посреди которой находилась колонна Траяна. Высота колонны – 33 метра, диаметр – 3,5 метра. Вокруг колонны от её основания до верхушки спиралью вьётся барельефный фриз длиной около 200 метров. На нем представлены сцены из военных походов Траяна.

Рим недаром называют вечным городом. На протяжении веков его облик вобрал в себя классические творения древнеримских зодчих, памятники архитектуры эпох Возрождения и классицизма, современные сооружения.

Памятники русского средневекового оборонительного зодчества

(Новгород, Псков, Москва)

« Не говорите, что у нас нет памятников, что знаменитейшие события нашей истории записаны только на сухих страницах летописей, но не переданы памяти потомства в произведениях искусства… они рассеяны всюду, особенно в старинных городах наших, но не всякий захочет замечать их. По одним этим памятником можно бы прочесть в главных очерках истории Руси…»

В. Г. Белинский

        В Древней Руси не было города без оборонительных сооружений. Даже в XVII веке  населённый пункт только тогда начинал называться городом, когда он получал военно-оборонительные сооружения.

        Русь – страна лесов, из дерева строились избы и храмы, ворота и мосты и даже крепостные стены.

        Большое каменное строительство началось в Х веке. В XI столетии широко и богато начали обстраиваться города. Чувство красоты, свойственное древнерусским зодчим, руководило ими при постройке «городских стен и башен, с которыми имеем право начать историю нашего зодчества», - писал крупный русский историк и археолог И.Е. Забелин.

        Уже в XI веке Новгород был, защищен земляным валом Большого окольного города, по которому тянулась линия оборонительных стен и башен.

        В XIII-XIV веках строятся крепости на берегу Финского залива: Орешек, Копорье.

        В XV-XVI веках Псков представлял собой крупнейшую крепость с общей протяжностью стен 9 км и 39 башнями. До наших дней сохранилось II башен. Его архитектура строга и сурова, формы просты и лаконичны. Это своеобразный «обелиск» славы русского народа, монумент его стойкости и непоколебимости.

        В глубокую древность уходит история Московского Кремля. Первое упоминание о Москве относиться к 1147 г.

        Возник Московский Кремль как маленькая деревянная крепость и постепенно превращалась в большой город. В XIV веке строятся первые белокаменные стены, а в конце веке сооружаются мощные кирпичные стены с 19 башнями, стоящие и поныне.

        До XVI  веке башни Кремля не имели шатров. Первой была увенчана шатром Спасская башня в 1625 году.

        Московский Кремль представляет собой не систему чистых пропорций, простых геометрических фигур, а живописное сочетание архитектурных объемов. В ансамбле Кремля воплотились чисто русские архитектурные принципы, он тесно связан с холмом, на котором возвышается, что придает ему особую выразительность и живописность.

        Стены Кремля образуют неправильный треугольник, в вершинах которого расположены мощные угловые башни: Водовзводная, Беклемишовская и Арсенальная.

        Башня Арсенальная выполнена в виде шестнадцатиугольной призмы, а Водовзводная и Беклимешевская – в виде цилиндров.

        Башни, расположенные вдоль стен, имеют форму параллелепипедов, надстроенных пирамидами. Шатры башен украшены каменными кружевами со сложным геометрическим узором.

Архитектура Петербурга 18 века

        Издавна человек наблюдал определенные закономерности в природе. По строгим законам симметрии создала природа птиц, животных и человека. Мы любуемся удивительными узорами на створках морских раковин, крыльях бабочек, снежинках, лепестках цветов, которые построены без циркуля и линейки

Симметрия присуща не только живому. Симметрично распространяются в пространстве электромагнитные волны. В природе не отыскать более яркого примера упорядоченности, чем кристалл. Кристаллу каждого вещества присущи своя форма, своя симметрия. Кристаллическая решетка – одно из самых совершенных построений. Она удивительно прочна. Упорядоченные симметричные системы наиболее устойчивы в природе.

Познавая законы симметрии, человек глубже проникает в тайны мироздания.

Законы симметрии изучает математика.

Трудно провести грань между искусством и наукой. Математическое описание симметричных структур применяется в теории арнамента.

Словарь Брокгауза и Ефрона трактует орнамент как «исполненное в одной плоскости изображение, служащее в архитектуре украшения различных частей зданий». В толковом словаре В.Даля читаем, что орнамент – это «украшение, прикраса, особенно в зодчестве».

Сохранившиеся узоры каменной резьбы свидетельствуют о применении симметрии в глубокой древности.

Огромную роль играет симметрия в архитектуре.

        Одно из основных выразительных средств в искусстве – ритм - в архитектуре выступает как ритм линий, объемных соотношений.

Недаром архитектуру сравнивают с застывшей музыкой.

Блестящим подтверждением этого являются шедевры архитектуры XVIII- XIX веков, которые придают неповторимость облику Ленинграда.

В середине XVIII века в Петербурге преобладало дворцовое строительство. Знаменитыми архитекторами, приглашенными из Италии, и русскими зодчими при сооружении дворцов и парковых ансамблей использовались все лучшие традиции архитектуры древней Греции и Рима. В архитектуре Петербурга нашли яркое отражение и законы симметрии.

С монументальным дворцовым строительством этого периода тесно связано имя итальянца Бартоломео Растрелли, который до конца жизни жил в России.

В середине XVIII века Растрелли провел коренную перестройку Петергофского дворца, старой резиденции Петра I.

Здание длиной 250 м состоит из главного корпуса с живописными фасадами и двух боковых павильонов, соединенных с главным корпусом галереей. По изяществу пропорций и красоте отделки этот дворец стал шедевром мировой архитектуры.

Напротив фасада дворца был проложен морской канал длиной в полкилометра, служивший парадным въездом в парк. По нему мелкие суда проходили с моря к самому Большому дворцу.

Здесь расположен Большой каскад - комплекс фонтанов со 142 водяными струями. Большой каскад составляет единое целое с Большим дворцом, парадными лестницами, ведущими к дворцу, цветниками, зеркальными бассейнами, фонтанами "Чаши".

Благодаря великолепным техническим устройствам, созданным в XVIII веке, без водонапорных сооружений ежесекундно бьют вверх 30 тысяч водяных струй всех фонтанов Нижнего и Верхнего парков (с учетом ландшафта местности используется принцип сообщающихся сосудов).

Законы симметрии легли в основу планировки парков, расположения аллей, парковых павильонов и фонтанов. Осью симметрии служит морской канал.

        В западной части парка, замыкая перспективу аллей, идущих от Большого дворца, высится павильон - дворец Эрмитаж, предназначавшийся для малых приемов. Симметрично Эрмитажу в восточной части парка стоит любимый дворец Петра I Монплезир (в переводе с французского - "мое удовольствие"). Он отличается удивительной легкостью и ясностью пропорций. Характерна связь дворца с парком и морем.

Справа и слева от Большого дворца в склон террасы врезаны еще два каскада фонтанов: "Шахматная гора" (в восточной части парка) и  "Золотая гора" (в западной части).

Парадные парки, мощные фонтаны, каскады, золоченые статуи богов и мифологических героев, богатые интерьеры дворцов олицетворяют идею торжества и могущества России.

В годы второй мировой войны Петергофский дворец и парк были варварски разрушены фашистами, ценности вывезены. Много средств, сил и времени потребовалось для восстановления ансамбля. Вновь мы можем любоваться прелестью тенистых аллей, хрустальными струями Большого каскада. Каждое утро под звуки «Гимна Великому городу» Р.Ы.Глиэра «летят алмазные фонтаны с веселым шумом к облакам».

Среди самых значительных творений Растрелли - Екатерининский дворец и дворцово-парковый ансамбль в Царском Селе.

Перестраивая царскую резиденцию, великий архитектор объединил отдельные постройки в единый массив. Вся длина дворца (300 м) была использована для создания единственной в своем роде великолепной анфилады парадных залов.

Большой дворец в Царском Селе поражает прекрасной архитектурой и богатейшим декором фасадов. Простейший прямоугольник фасада своеобразно сочетается с изящной отделкой. Обильная лепка, картуши, атланты, скульптуры на балюстраде, блиставшие позолотой, превосходно дополняли основную цветовую гамму здания: белый цвет колонн и лазурно-голубой  степ.

Не менее красив парк, окружающий дворец. В нем множество цветников, клумб правильной геометрической формы. Большую выразительность парковой композиции придают водоемы.

Прогулочная Камеронова галерея решена на архитектурном противопоставлении тяжелых, монументальных и чрезвычайно изящных частей. Это противопоставление делает здание живым и легким.

Растрелли построил еще одну царскую резиденцию - Зимний дворец в Петербурге.

Здание в плане представляет прямоугольник. Фасады Зимнего дворца решены в связи с окружающей панорамой. Наиболее спокойно решен фасад со стороны Невы. В центре - выступающая колоннада подъезда. Богаче всего по пластической мощи фронтальный фасад.

Обилие лепки и скульптурных украшений делает дворец необычайно нарядным. На зеленом фоне стен красиво выделяются два яруса белых колонн.

Стройные белые колонны, пышная отделка на стенах дворца в солнечный день оживают благодаря игре света и тени. Все это великолепие создано по рисункам архитектора Растрелли безымянными русскими мастерами.

Зимний дворец соперничает с лучшими дворцами Европы не только богатством архитектуры, но и роскошью внутреннего убранства. При входе два ряда белых колонн образуют галерею, в глубине которой - широкий марш Главной лестницы. Лепные украшения напоминают то причудливые растения, раковины, то языки пламени. Применение эффекта зеркальной симметрии создает впечатление еще большего пространства.

Самый большой зал в Зимнем дворце имеет площадь 1103 кв.м. Здесь нет вычурных украшений, гладкие стены отделаны колоннами и узкими полосками лепки. Спокойные линии, точно выдержанные пропорции, симметричность придают залу особую торжественность.

В новом Эрмитаже ярко прослеживается подражание древнегреческой архитектуре, некоторые его залы должны били напоминать греческие дома и храмы  (Двадцатиколонный  зал, Античный дворик).

Сейчас в залах Зимнего дворца разместились бесценные сокровища Государственного Эрмитажа.

Паркеты

Для покрытия пола помещений нетрудно подобрать прямоугольную плитку. Сложнее решается задача с правильными многоугольниками.

Пифагор первым определил, что плоскость вокруг какой - нибудь точки может быть заполнена без пропусков только тремя видами правильных многоугольников: треугольниками, квадратами и шестиугольникам.

В практике используют несколько комбинаций многоугольников, при этом сумма внутренних углов, имеющих вершину в данной точке, должна быть равна тремстам шестидесяти градусам:

из плиток двух форм:

  • треугольников и шестиугольников,
  • квадратов и восьмиугольников,
  • квадратов и треугольников;

из плиток трех форм: треугольников, квадратов и шестиугольников.

Единственно возможной комбинацией трех (если один из них треугольник) правильных многоугольников, вершины которых выходят из одной точки, будет такая: треугольник и два двенадцатиугольника.

Если один из многоугольников - четырехугольник, то возможны такие варианты: четырехугольник, шестиугольник, двенадцатиугольник;

четырехугольник, восьмиугольник, восьмиугольник.

Если в точке соединения должны сойтись четыре правильных многоугольника, возможны следующие комбинации:

треугольник, треугольник, шестиугольник, шестиугольник; треугольник, квадрат, квадрат, шестиугольник;

треугольник, треугольник, квадрат, двенадцатиугольник.

Если в одной точке сходятся пять правильных многоугольников, то возможны только две комбинации:

треугольник, треугольник, треугольник, квадрат, квадрат;

вторая комбинация дает только один узор - четыре треугольника и шестиугольник.

Если в одной вершине сходятся шесть правильных многоугольников - все они могут быть только треугольниками.

Существуют паркеты не только из правильных многоугольников.

Из различных геометрических фигур сплетаются удивительные по красоте узоры и орнаменты.

Все слышали об Эрмитаже, некоторые неоднократно бывали в нем. Нельзя не обратить внимания на полы в залах этого дворца. Паркеты в зданиях Эрмитажа являются творениями не только архитекторов, создавших рисунки, но и мастеров, выполнивших их.

Великолепны паркеты Большого дворца в Пушкине, Павловского дворца и Большого дворца в Петергофе.

При изготовлении таких паркетов применяли древесину различных пород деревьев.

В технике набора паркетов использовались такие приемы, как маркетри, когда рисунок составляется из отдельных, тесно пригоняемых друг к другу частей дерева, и интарсия, когда кусочки цветного дерева врезали в основную породу для создания более тонкого узора.

В XVIII веке великий Антонио Ринальди создавал изумительные по красоте и сложности паркеты.

В паркетах применялись не только геометрические орнаменты.

Ринальди умело использовал направление волокон древесины для выявления структуры и цвета различных пород дерева в зависимости от направления световых лучей.

Великолепен рисунок паркета Зала муз в Китайском дворце (г. Ломоносов). Он перекликается с характером отделки стон. В узоре пола - музыкальные инструменты, в том числе труба и флейта, такие же, как в руках изображенных на стенах муз. Это подчеркивает гармонию и единство художественного оформления зала.

Основой композиции паркетов является геометрический орнамент, для которого характерны мягко изогнутые линии.

В орнаменте полов Китайского дворца, также как и в лепке, видная роль отведена растительному орнаменту. Этим как бы подчеркивается связь дворца с окружающей природой.

В рисунках паркетов часто встречаются венки из листьев и цветов самых разнообразных форм и композиций.

Изготовлялись ринальдиевские паркеты отдельными щитами из сосновых досок, на которых рыбьим клеем закреплялась вырезанная по узору фанера цветной древесины твердых пород, сухая и здоровая, толщиною 5-8 мм. Древесина для паркетов выбиралась из местных пород деревьев: клена, березы, груши, ореха, яблони, сосны, ольхи, дуба и дорогостоящих «заморских» деревьев - черного эбенового дерева, амаранта розового и красного, сандалового дерева, лимонного, табачного, самшита, палисандра, тиса, туи и других пород.

Ряд орнаментов включает до пятидесяти пород в тонких красочных сочетаниях.

Решены паркеты Китайского дворца в теплых тонах с преобладанием красновато-коричневых оттенков.

Сложный в изысканный рисунок паркета Китайского дворца, общая площадь которого семьсот двадцать два квадратных метра, занимает важное место не только в русском, но в мировом декоративном искусстве.

Замечателен паркет Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца. Он составлен более чем из 20 пород драгоценного дерева.

Башни 20 века

Свойства фигур вращения используются при сооружении высотных зданий, башен. О том, как применяют архитектору XX века свойства цилиндра, конуса, усеченного конуса, шара, гиперболоида вращения при проектировании и сооружении радио- и телевизионных вышек, интересно рассказывают журналы "Горизонты техники для детей" и "Квант".image1

Самые высокие башни в Европе

         Лондон                Штутгарт          Париж                  Берлин                Москва

По материалам журналов "Горизонты техники для детей" (№ 8, 1975) и "Квант" (№ I, 1979).

Высокие строения люди возводят издавна. Когда-то они были символами мощи, божественной или человеческой славы, например, башни храмов и дворцов служила для защиты и сигнализации.

В конце XIX века была воздвигнута башня, которая стала символом величайших достижений своей эпохи. Это известная всем Эйфелева башня, построенная в связи со Всемирной выставкой в 1889 году. Ее высота 300 метров.

В конце XIX века в Соединенных Штатах Америки начали возводить башни нового типа - высотные здания, сначала административные, а затем и жилые дома, которые назвали "небоскребами".

В шестидесятых годах нашего века появился совершенно новый тип башен. Это современные радио- и телевизионные башни.

В феврале 1956 года в Штутгарте была построена башня из железобетона высотой 211 метров, которая, будучи техническим объектом, одновременно украсила пейзаж благодаря своей архитектурной форме.

Огромный вес башни, составляющий 4500 тонн, целиком передается на грунт посредством железобетонного фундамента, имеющего форму усеченного конуса (нижний диаметр - 27 м, верхний - 10,5 м, высота – 8 м). На конусе, внутри пустом, возвышается высокая железобетонная "труба" стержня башни высотой 159 м.

Внутри стержня находятся две подъемные шахты. Стержень сужается кверху, причем одновременно уменьшается толщина его стенок. Диаметр башни внизу - 10,8 м, а наверху - 5,04 м; толщина стен в этих двух точках соответственно 80 см и 19 см.

Вверху стержень башни подчеркивает большой многоэтажный круглый павильон и стоящую на нем стальную мачту телевизионных антенн высотой 52 м.

Были тогда и более высокие антенные сооружения, но не массивной конструкции. Издавна строятся мачты ажурной решетчатой стальной конструкции, среди которых самая высокая в мире мачта польской радиостанции в Константинове (640 м).

Первая московская телевышка, сконструированная архитектором Шуховым, изготовлена в стальных секций, имеющих форму однополостного гиперболоида.  

Эта кривая является гиперболой. Поэтому поверхность вращения называется гиперболоидом.

По образцу башни штутгартского телевидения, имеющей на вершине оригинальное "аистово гнездо" в виде павильона, построено несколько десятков башен, в том числе самая высокая башня этого типа и одновременно самое высокое в мире сооружение  - Останкинская башня в Москве. Ее высота 525 метров.

Башня имеет форму удлиненного конуса, диаметр нижнего основания которого 60 м, диаметр верхнего основания - 8,1 м. Стены корпуса у основания имеют толщину 50 см, на самом верху - 30 см. Огромный вес башни передается на кольцевидный  железобетонный фундамент, уходящий в глубь  земли на 4,65 м; ширина фундаментального кольца составляет 9,5 м.

Благодаря своей конструкции башня может выдержать ураганные ветры со скоростью более 80 метров в секунду. Амплитуда вертикальных колебаний башни во время нормальных ветров 20-30 см в течение 12-13 секунд, а во время ураганов - даже 10-11 м.

Железобетонная часть башни - это многоэтажное высотное здание. На тринадцати этажах находятся передатчики и различное техническое телевизионное оборудование. На высоте 340 метров расположена большая наблюдательная галерея. Кроме того, там имеются еще три галереи, откуда можно любоваться панорамой Москвы и её окрестностями. Здесь же находится ресторан "Седьмое небо", который вращается вокруг антенной части башни.

Современная архитектура

За столетие прошедшее между серединой XIX и серединой XX веков, в архитектуре произошло больше перемен, чем за тысячелетие её истории до этого рубежа. Иным стал характер материалов, из которых возводятся здания, изменились конструкции и методы строительства. Многократно возросли величины сооружений – за последнюю сотню лет построено больше капитальных зданий, чем за всю предшествовавшую историю человечества.

В эпоху научно-технического прогресса развитие архитектуры тесно связано с использованием математических закономерностей, правил, математика применяется при расчете параметров сооружений, их отдельных элементов, при выборе оптимального конструкторско-планировочного решения, при создании архитектурно-художественной композиции и образа сооружения.

При выборе оптимального конструкторско-планировочного решения сооружения учитывается множество факторов: природно-климатические условия, демографический состав населения, социально-исторические и культурные традиции местности, в которой ведется строительство, экономическая целесообразность и утилитарность, возможность строительной индустрии и др. Чтобы эта масса информации приняла конкретную форму, необходимо было затрачивать много времени и средств, привлекая большие коллективы исследователей, проектировщиков. Теперь на помощь человеку приходит электронно-вычислительная техника. Открываются широкие перспективы для применения математических законов и правил при расчете элементов зданий, их размеров, несущей способности, прочности, материалоемкости, долговечности, экономичности, эффективности,

Математика проникает и в такую сферу, как выбор типа и формы конструкции. Широкое применение получают пространственные конструкции для перекрытия больших пролетов. Они могут иметь самую различную форму: от простейших арочных и купольных до сложных покрытий двоякой кривизны и куполов системы американского инженера Фуллера. Это могут быть гиперболоиды и параболоиды вращения. В нашей стране, например, параболоид вращения применен при строительстве здания Музея космонавтики им. К.Э. Циолковского в Калуге.

Покрытия двоякой кривизны применяются при строительстве гаражей, автомобильных парков, общественных сооружений, например, цирков, театров, музеев. В настоящее время в Волгограде построен мемориальный комплекс «Сталинградская битва». В него входят Музей-панорама великой битвы на Волге, сохранившиеся руины мельницы. Восстановлены огневые точки и ходы сообщения, которыми пользовались защитники города.

Панорама «Сталинградская битва» размещается в здании оригинальной формы – гиперболоида вращения.

Много новшеств при сооружении большепролетных конструкций было применено в ходе строительства спортивных комплексов Олемпиады-80. Велодром в Крылатском -  первое в СССР сооружение подобного рода. Его покрытие- мембрана из листовой стали толщиной 4-5 мм представляет собой две висячие пространственные оболочки двоякой кривизны общей площадью 17,5 тыс.кв.м.

Неподалёку от аэропорта Шереметьево, в живописной березовой роще вырос комплекс Олимпийского молодежного лагеря на 2 тыс. человек. Корпуса построены в форме трехгранных пирамид с двумя перпендикулярными к основанию плоскими гранями.

Многогранники в форме пирамид строились не только в древнем Египте. Появились новые современные материалы, и египетская пирамида повернулась и уперлась своей вершиной в землю. Это здание Музея современных искусств в Каракасе  (Венесуэла) – пирамида, поставленная на вершину.

  Некоторые многогранники, имеющие сложные и красивые формы, легли в основу архитектурных проектов университетского комплекса в Калабри (Италия), оперного театра в Софии (Болгария), здания Национальной библиотеке в Дамаске ( в основу этого проекта положен многогранник «звезда»).

Интересно здание советского павильона на выставке «Экспо-70» в Японии. Оно имеет форму развевающегося знамени.

Математика глубоко проникла в архитектуру, но её применение не ограничивается расчетом конструкций и выбором вариантов формы.

Ведь архитектура, по выражению римского теоретика эпохи Возрождения Витрувия, - это польза, прочность, красота.

Современные архитекторы добились значительных успехов при создании гармоничной среды обитания человека. Настоящим достижением в области поиска гармонии явилось открытие в сороковых годах XX века крупнейшим теоретиком и практиком современной архитектуры французским архитектором Шарлем – Эдуардом Жаннере (принявшим псевдоним Ле Корбюзье) новой системы пропорций, получившей название «Модулор». Эмблемой этой системы стала преувеличенно мускулистая мужская фигура с поднятой рукой. Рядом с ней расположены две убывающие спирали красного и синего цвета, делящие эту фигуру на пропорции, подчиняющиеся законам золотого сечению. Они носят название красного и синего рядов, которые соответствуют логарифмическим спиралям и представляют собой так называемые числа Фибоначчи. (Каждый последующий член ряда, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих членов.)

Благодаря новой системе удалось создать такие шедевры современной архитектуры, как капелла в Ронмане, жилой дом в Марселе, фабрика в Сен-Дье, проект реконструкции центра Парижа и другие объекты. Говоря об архитектуре, Ле Корбюзье подчеркивал геометрические первоосновы красоты, перечислял сферу, куб, цилиндр, вертикальную, горизонтальную и наклонную плоскости. «Геометрия и боги восседают на одном троне», - писал он.

Таким образом, можно сказать, что применение математики в архитектуре позволит достигнуть новых успехов в деле создания гармоничной, достойной современного человека среди обитания.

        Архитектура

Об архитектуре тысячелетнего Курска можно говорить только начиная с XII в., когда были возведены первые каменные построения  Знаменского монастыря. От того времени сохранилась лишь одна башня (Тускарная) – да и то  перестроенная во второй половине XII в.

Ко второй половине XII столетия относится и возникновение уникального для Курска памятника гражданского зодчества – Палат бояр Ромодановских. Кроме Палат, рядом были построены  дворовый флигель и Нижнее -Троицкая церковь. Вместе они составили довольно типичный княжеский  комплекс того времени с явно  крепостным характером архитектуры. Сооруженная почти одновременно с Палатами Нижнее -Троицкая церковь  дошла до нас уже в перестроенном виде (1782 г.). Следующим  по хронологии архитектурным  памятником  является Верхнее – Троицкая церковь, сооруженная в 1696 г. перестроенная  в середине ХIХ в. ОТ первоначального вида до нашего времени дошел традиционный восьмерик с главкой и колокольня с шатровым завершением, решенная в стиле раннего русского барокко XVII в.

Особого разговора заслуживает ансамбль Знаменского монастыря. Ведь он возник в самой колыбели Курска и играл решающую роль в его становлении.

В середине XVII в. Был возведен каменный собор, в начале ХIХ в., разобранный из-за ветхости. На его месте был построен Знаменский собор (1815-1826гг.) К сожалению,  первоначальный архитектурный облик собора,  построенного в стиле русского классицизма, в последние десятилетия значительно  изменен. В результате реконструкции под кинотеатр в 30-х гг. с собора исчезли 4 башенки, ранее обрамляющие барабан купола, и 2 колокольни, расположенные над западным портиком. Постановка Знаменского собора имела  ключевое  градостроительное значение. Соседствуя со зданиями Дворянского собрания (ныне Дом офицеров). Мужской гимназии, архиерейского дома (Краеведческий музей), собор величаво возвышался над окружающей городской застройкой, создавая неповторимый силуэт центра г. Курска.

Сергиево – Казанский кафедральный собор

Жемчужной курской архитектуры можно назвать и Сергиево-Казанский кафедральный собор,  расположенный на ул. М.Горького. Годы его строительства – 1752 -177гг. Судя по стилевым характеристикам, собор построен по проекту школы архитектора В.В.Растрелли. Собор хорошо сохранился и является прекрасным образцом русского классического барокко  XVIII в.Начало строительства – 1752г., окончание – 1778г. Нижний (будничный) храм был освящен в 1762г. во имя Преподобного Сергия Радожского, верхний (праздничный) -  в 1778 г. в честь Казанской иконы Божией Матери.

Долгое время считалось, что автором собора был один из крупнейших архитекторов середины  XVIII в. В Растрелли. Многочисленные исследования не могли подтвердить его авторства. Однако нет сомнения, что автор собора  принадлежит школе В.Растрелли.

Собор, разделяющий на алтарную часть, собственно храм, трапезную и притвор, имеет около 33 м с  пятигранной апсидой. С архитектурно-композиционной точки зрения, основные объемы – церковь и колокольня.  Главная часть собора, «настоящая  церковь», - двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим  восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола четырехсветный фонарь, с которого устремляется к небу синяя глава собора, усыпанная золотыми звездами и увенчанная золотым крестом.

С запада к церкви примыкает двухэтажная  трапезная – связывающее звено между храмом и колокольней.  Постаментом трехярусной колокольни служит притвор нижнего храма, соответствующий по высоте первому этажу собора. Первый ярус колокольни – одновременно и притвор  верхнего храма. Украшающие  второй и третий ярусы колонны  ионического ордера  придают особую стройность и торжественность этому 46-метровому архитектурному  сооружению. Завершается колокольня куполом-восьмиреком, несущим четырехсветный фонарь, увенчанный главой.

Фасад собора имеет богатую лепную  отделку: пилястры на стенах каждого этажа завершаются капителями сложного  ордера или изящными картушами. Наличников окон различного рисунка для каждого этажа, украшенные лепными головками херувимов, придают храму особенную праздничность. Первоначальный вид собора с западной стороны значительно изменен из-за пристроенной  к колокольне в 1830 г. лестничной клетки, выполненной в стиле классицизма. Фасад этой пристройки украшен  шестью высокими колоннами ионического ордера.

Храм был начат строительством по решению прихожан Курска. За благословением они обратились к епископу Белгородскому и Обоянскому Иоасафу, который не только преподал свое благословение, но и сам освятил место и совершил в 1752 г. закладку храма. Святителю Иоасафу было  особенно радостно, что один из престолов храма посвящен Преподобному Сергию Радонежскому. В Троице-Сергиевской лавре святитель Иоасаф с 1744 г. по 1748 г. подвизался в сане архимандрита.

Средства на постройку были собраны среди прихожан, большой вклад внес купец Карп Первышев. Подряд  на строительство взял курский купец Исидор Мошнин, в семье которого родился Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор). Однако Исидор  вскоре умер,  продолжила и завершила строительство его супруга – Агафия.

«Сия церковь великолепием своим превосходит прочих всех», - говорится в одном старинном документе. До сих пор поражают удивительная легкость, изящество и  одновременно монументальная величественность этого храма.

Благовещенская церковь

История возникновения Благовещенской (Воскресенской) церкви на Московской ул. Неразрывно связана  с Благовещенским и Воскресенским  соборами, существовавшими в Курске на Красной пл. почти до конца XVIII  века. После их упразднения (в связи с ветхостью), вновь выстроенная двухэтажная благовещенская церковь (1801 – 1809 гг.) стала  преемницей этих двух  древнейших  и лучших храмов города и  хранительницей их ценностей, среди  которых:  серебряный крест с  частицами святых  мощей – дар царя Алексея Михайловича Курскому Воскресенскому собору; древняя икона Божией Матери «Живописный Источник»; старинный образ Воскресения Христова; икона Благовещенского собора (использованы в иконостасе нижнего этажа)  и иконы Воскресенского собора (в иконостасе верхнего этажа); колокола  обоих соборов и др.

Храм двухэтажный, кирпичный, одноглавый, в классических формах. В основе композиции – тип центрального храма «триконх» - три полукруглые апсиды примыкают к  четверику  подкупольного объема с севера, востока и юга (достаточно редко встречается в России, расположен в храмовом зодчестве Армении и Грузии с VI века). Центральная часть выполнена по типу восьмерик на четверике, с западной стороны которой примыкает  средний неф под черырехскатной кровлей. Увенчанной двухяросной колокольней.

В нижнем храме церкви было два  престола – Благовещенский и великомученицы Параскевы Пятницы (освещен в 1801 г.), в верхнем – Успения Богородицы (освещен в 1802 г.).

В 1898 году при церкви была открыта церковноприходская школа для мальчиков, просуществовавшая до 1906 года. На ее месте в том  же году на средства инженера Конопатова была построена двухэтажная, кирпичная церковноприходская школа для девочек. 20 ноября 1934 года церковь была закрыта, храм подвергся разрушению в годы Великой Отечественной  войны  и крупным  реконструкциям  в 1930-х – 1940-х годах. В настоящее время в обоих зданиях объединенных современным переходом располагается музыкальное училище. От Благовещенской церкви  сохранились восточная апсида и центральный подкупольный объем в двух уровнях , окруженными пристройками училища.

Богословская церковь

Построена  за Херсонскими воротами рядом с торговой  лесной (дровяной, конной) площадью на месте деревянного храма и освящена в 1809 г. Деревянный, а затем и каменный храмы по назначению были  кладбищенскими еще до постройки Всехсвятской церкви на  Херсонском кладбище в 1816 г.

Одноэтажный, двухсветный храм, с  элементами классического стиля. Ядром композиции является  центральный, достаточно массивный прямоугольный в плане четырехстолпный объем здания, завершенный  четырехярусной колокольней и покупольным  четвериком с  сомкнутым сводом. С востока к храму примыкает  полукруглая апсида, с запада – небольшая трапезная. В период с 1911 по 1914 гг. по проекту техника-строителя Руденко П.Н. пристроен западный притвор церкви, а рядом  построена одноэтажная кирпичная школа.

В 1930-е гг. после закрытия храма, была разрушена  колокольня. Во время немецкой оккупации в конце 1941 г.  церковь была  открыта и вновь закрыта в 1950 г. В  здании размещался склад воинской части, затем склад ЦУМа.  Последнее освящение  состоялось в 1989 г. В церкви три  престола: главный – Иоанна Богослова; святой великомученицы Варвары; святого Пантелеймона Целителя. В 1992 г. восстановлена колокольня.

 Является памятником архитектуры местного значения.

Вознесенская церковь

При возведении храма в 18887 – 1888 гг.  в него был  перенесен престол из Вознесенского-Михайловской церкви, которая упоминается в  «Описании Курского наместничества» С. Ларионова как  церковь Вознесения Господня (см.: Михайловская церковь). Ныне имеет приделы Покрова Божией Матери и Апостолов Петра и  Павла.

Архитектурную  композицию  кирпичного (побеленного) храма создает  крупный трехнефный объем с тремя  трехгранными апсидами, пятью свободно расставленными главами и четырехъярусной  колокольней. С трех сторон  здание акцинтрировано четырехколонными портиками полного тосканского ордера.  Отличительная особенность храма – восьмигранная форма всех подкупольных  световых барабанов, завершенных восьмигранными же куполами (сомкнутыми сводами). В классические фасадные схемы включены, не нарушая систему  их горизонталей и  вертикалей, некоторые элементы барокко.

Церковь расположена не возвышенном участке местности, господствуя  над окружающей одно- и двухэтажной  жилой застройкой. Здание с оградой является памятником архитектуры местного значения (решение облисполкома от 16.02.1989).

Всехславятская церковь

Церковь заложена в 1813 г. на новом  тогда кладбище за Херсонскими воротами, по прошествию купца 2-й гильдии С.И.Александрова и построена к 1819 г. на его средства. Однако освещена только в 1836 г.. Заложена в честь Св. Екатерины, а освещена в честь святых, поэтому церковь праздновала два  престольных праздника.

В течение почти двух веков  храм неоднократно перестраивался.  По сохранившемуся плану и фасаду, составленному курским  архитектором Грозновым в 1844 – 45 гг., видно, что в то время церковь представляла собой кирпичный одноглавый храм в классическом стиле. К круглому в плане центральному объему, завершенному круглым барабаном с купольным сводом, примыкают прямоугольная апсида с востока, трехярусная колокольня со шпилем и притвор – с запада.

В 1899 г. епархиальным архитектором Слесаревым был выполнен проект расширения церкви – пристройка северного и  южного приделов. До первой мировой войны этот  проект удалось осуществить лишь наполовину пристройкой северного придела, в котором освятили престол во имя Екатерины великомученицы.

У восточной стены храма стоит памятник на могиле первого всесословного  городского головы П.А. Устимовича.

В январе 1939 г. храм закрыли, после чего снесли колокольню. В конце 1941 г. было возобновлено богослужение. В  1992 г.  по проекту курских архитекторов И.Л. Брагина и Д.А. Кубрина пристроен южный придел (чем достигнута  задуманная Слесаревым, но прежде не  осуществленная симметрия здания), освещенный во время Алексея человека  Божиего. Восстановлена на прежнем месте колокольня.

Церковь  значительно видоизменилась со времени: приобрела прямоугольную в плане форму, иные очертания купола, окон, декор, - и окончательно утратила первоначальный  образ маленькой кладбищенской церкви.

Памятник архитектуры местного значения (решение облисполкома от 16.02.89.

Кирха Петра и Павла

В августе 1825 г.  членами лютеранской общины, существовавшей в Курске еще с XVIII века, было принято решение о сооружении на участке, купленном незадолго до этого на Московской ул., молитвенного дома. Тогда же на собрании уполномоченных от общины впервые были избраны церковные  советник и староста. В 1826 г. новопостроенный молитвенный дом  был  освещен домашним пастором кн. Барятинской Рейнгардом. При молитвенном доме (в  некоторых источниках именуется «церковью Пеира и Павла») с 1849 г. по 1855 г. и  с 1863 г. по 1871 г. существовала  немецкая церковная школа. С 1879 г. среди курских лютеран был начат сбор  средств на постройку новой кирхи, которая была заложена в 1893 г. и спустя два года – освещена (как и  молитвенный дом, во имя апостолов Петра и Павла).  Молитвенный дом был разобран (последнее богослужение состоялось в апреле 1893 г.). В архитектурном отношении новая кирха была стилизована под средневековые готические храмы. К ее достопримечательностям относились расположенные в нишах главного фасада скульптуры, изваянные в Риге академиком Фольцем, большой орган, изготовленный в Егенсдорфе стоимостью 3000 р., алтарное изображение Христа, выполненное с картины Торвальдсена в Дюссельдорфе.  На колокольне находились два стальных колокола  и техническая  новинка того времени – часы с подвеской. При кирхе имелась библиотека, состоящая из книг на немецком и французском языках. В кирхе периодически проводились  духовные благотворительные концерты. Церковный совет кирхи заведовал лютеранским кладбищем,  устроенным в 1855 г. за Московскими воротами (там же хоронили и католиков). После 1917 г.  здание кирхи было значительно перестроено. О первоначальной  архитектуре здания  некоторое представление теперь можно составить  лишь по боковым фасадам, которых переделки  коснулись в меньшей степени. Ныне в здании кирхи расположена Прокуратура Курской области. Здание состоит на государственной охране как памятник местного значения.

Михайловская церковь

 До открытия Вознесенской церкви в Казацкой  слободе в 1888 г. называлась Вознесенской и Вознесенско-Михайловской.

Ранее упоминание  относится к 1635 г.: «Вознесение Господа Бога и Спаса  нашего Иисуса Христа  да в  приделе Собор арх. Михаила за Куром на гумнах…». Описываемая ниже ныне стоящая церковь «построена в 1767 г. иждивением приходских людей Казацкой слободы однодворцев», - сообщает  И.Ф. Башилов. «Справочная книга о церквах…» называет 1762 г., возможно, указывая,  год закладки здания. В документах  Курской духовной конституции указана иная дата «…о заложении в г. Курске Вознесенской церкви с приделом Архангельского престола…» - 15  сентября  1773 г.

Храм кирпичный, одноглавый, восьмерик на четверике, с  трехярусной колокольней, в классическом стиле. Все фасады основного прямоугольного в плане горизонтальным рустом, акцентированы четырехколонными портиками неполного тосканского ордера. Портик западного фасада позднее был перестроен под притвор. Восьмерик храма перекрыт сомкнутым сводом с главкой на высоком постаменте. В общей объемной композиции здания внимание сосредоточена на шпиле круглой, на квадратном нижнем ярусе, колокольни, легкий объем которой выигрышно завершает довольно приземистые пропорции храма.

Закрывалась церковь дважды: в 1940 и 1961 гг., открывалась в конце 1941 г. и 1 мая 1990 г. Ныне имеет приделы святителя Митрофана Воронежского и иконы Божьей Матери Державной.

Михайловская церковь вместе с рядом стоящей бывшей церковноприходской школы и оградой является памятником архитектуры республиканского значения.

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Устный журнал» «Великий шотландский поэт Роберт Бёрнс»

Методическая разработка «Устный журнал» «Великий шотландский поэт Роберт Бёрнс» ...

устный журнал небрежный человек все делает вдвойне

о  необходимости беречь свое и чужое время...

устный журнал небрежный человек все делает вдвойне

о  необходимости беречь свое и чужое время...

Устный журнал

Устнй журнал для студентов 1-2 курсов, по теме: "ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКОЙ РУСИ"...

Разработка классного часа в форме устного журнала на тему «Дети войны» (для студентов 1-2 курсов)

Методическая цель - формирование  патриотического сознания и  нравственных  ценностей   через  личностную  оценку  исторических  событий  и...

внеаудиторное мероприятие по истории устный журнал на тему: "Коррупция как социальное явление"

Данное мероприятие посвящено рассмотрению материала о коррупции как социальном явлении . Студенты на данном занятии проявили интерес к изученному материалу, так как узнали историю возникновения слова ...