Главные вкладки

    Методические указания и контрольные работы по предмету: «Экологические основы природопользования»
    методическая разработка по теме

    Ольга Николаевна Поступинская

    Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodich_ukazaniya_po_e.o.prir-iya.docx33.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

    и КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

    по предмету: «Экологические основы

    природопользования»

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее – государственные требования) по специальностям среднего профессионального образования.

    В результате освоения программы дисциплины студент очной(заочной) формы обучения должен:

    иметь представление:

     - о современном состоянии окружающей среды в России;

     - о глобальных проблемах экологии;

     - о принципах рационального природопользования;

     - об источниках загрязнения природы;

     - о государственных и общественных мероприятиях по экологии и природопользованию;

    знать:

     - правовые вопросы экологической безопасности

     

    Изучение учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» базируется на знаниях общеобразовательных дисциплин «Химия», «Биология», и является в свою очередь, теоретической базой для изучения специальных дисциплин курсового и дипломного проектирования.

             Приступая к выполнению контрольных заданий, следует проработать теоретический материал. Для улучшения его усвоения необходимо вести конспектирование и после изучения темы ответить на вопросы самоконтроля.

    В соответствии с примерной программой при изучении дисциплины необходимо выполнить одну домашнюю контрольную работу.

    Домашние контрольные работы и их рецензирование по согласованию с образовательным учреждением могут выполняться и представляться на проверку с использованием современных информационных технологий (электронная почта, сети ЭВМ и т.д.).

    Вносимые изменения при условии обязательного выполнения государственных требований по конкретной специальности рассматриваются на заседании цикловой комиссии и утверждаются заместителем директора по учебной работе.

    Форму и сроки проведения промежуточной аттестации по дисциплине определяет образовательное учреждение согласно рабочему учебному плану.

    Аттестация по дисциплине может быть проведена в форме зачета по реферату или по факту участия в научно-практической конференции по экологии и природопользованию.

    Примерные темы рефератов, конференций предлагаются в конце методических указаний.

    В процессе изучения дисциплины необходимо использовать не только рекомендованную литературу, но и появляющиеся новые важнейшие нормативные документы, постановления, касающиеся экологической безопасности.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


    ВВЕДЕНИЕ

    Раздел 1. Особенности  взаимодействия  природы и общества                   

      Тема 1.1 Природоохранный потенциал

    Тема 1.2 Природные ресурсы и рациональное природопользование

     Тема 1.3 Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

    Раздел 2.ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

     
    Тема 2.1.
    Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу.Природоохранный надзор.

    Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.

    ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    ВВЕДЕНИЕ

    Значение экологических знаний. Задачи, цель, специфика дисциплины.

     

    Методические указания 

    Основными приоритетами в о6щественной деятельности человека являются экономика, политика, экология. В ХХ – XI веке на первое место выйдет экология, т.е. вопрос, связанный с сохранением среды обитания всего живого на земле. Технократический стиль мышления может привести человечество к экологической катастрофе, потому что природа рассматривается как источник ресурсов для решения технических проектов. Отношение человека к природе должно быть не только практическое(ресурсное), но также адаптивное (среда обитания), эстетическое (лучшие образцы красоты природного происхождения). [1,7].

      

    Раздел 1. СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИИ

    Тема 1.1 Взаимодействие человека и природы

    Студент должен:

     

    иметь представление:
    — о современном состоянии окружающей среды России и планеты

    — о воздействии экологических ситуаций на человека, их прогнозировании и предотвращении
    — о планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф

    Природа и общество. Общие и специфические черты.

    Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.

    Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу.

    Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

    Научно-технический прогресс и природа.

    Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

    Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект и др.Пути их решения.


    Методические указания

    При изучении данной темы у студента должен быть выработан личностно-деятельный подход к содержанию, т.к. ответственность за существование будущих поколений лежит на каждом из нас и особенно на тех, кто располагает информацией о рациональном и нерациональном природопользовании. Чтобы легче усваивать учебный материал, необходимо знать смысл русских слов и терминов иностранного происхождения, которых очень много в литературе по экологии.

    Например: экология, демография. биосфера, литосфера, гидросфера, атмосфера и т.д.

    Эти понятия встречались при изучении естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе.

    Развитие производительных сил общества наложило негативный отпечаток на природу, естественную среду обитания всего живого, т.е. оказало антропогенное воздействие. Утилизация мусора и отходов производства – основная задача человечества в области спасения всего живого на планете. Важный вклад в дело сохранения природы России сделали ученые ХIХ в и начала ХХ в. Об этом говорят географические открытия и успехи в области биологии, почвоведения и органической химии, сделанные Н. Пржевальским, Н.Дюжевым, В.Докучаевым, Н.Бутлеровым и многими другими учеными. В 1991 г в России насчитывалось 75 заповедников, из них 16 биосферных[14], а также российско-финский заповедник «Дружба-2», но этого крайне недостаточно. [1,2,12], [1,2,6,11,12].

    Вопросы для самоконтроля

    1.Какие последствия вызвала хозяйственная деятельность в?:
     - литосфере;
     - атмосфере;
     -  гидросфере;
     - биосфере.
    2. Какую опасность представляют загрязнения?:
     -  химическое;
     - физическое;
     -  механическое.
    3. Какое значение имеет природа в Вашей жизни?
    4. В чем особенности ресурсного, биологического, эстетического значения природы для человека?
    5. Какова роль природы в формировании эстетической и нравственной культуры человека?

     

     

    Тема 1.2 Природные ресурсы и рациональное природопользование

    Студент должен:

    иметь представление:

     - о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды.

    Природные ресурсы и их классификация.

    Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

    Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

    Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

    Методические указания

    Ресурсы - любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях ресурсы принято делить на три основные группы: материальные, трудовые, в т.ч. интеллектуальные, и природные. Природные ресурсы (ПР) являются ключевым понятием природопользования.

    ПР — природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, для повышения качества жизни человека.

    ПР — категория историческая. Использование новых видов сырья, источников энергии и технологий.

    Существует следующая классификация ПР:
    — средства труда: земля, каналы, реки, морские пути, вода для орошения;
    — источники энергии;

    — сырье и исходные материалы;
    — предметы потребления;
    — банк генофонда;
    — источники информации.
    [1,2,б,7, 11].

    Вопросы для самоконтроля

     
    1. Что такое «природные ресурсы»?
    2.Приведите примеры природных ресурсов, источники энергии, сырье, предметы потребления, банк генофонда или источников информации об окружающем мире.
    3. Как и почему изменилось потребление ПР во второй половине 20 столетия?
    4. Назовите экологические последствия интенсивного использования природных ресурсов.

    5. Какие меры предпринимаются для решения экологических проблем в этой сфере.

     

    Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

     

    Студент должен:

    иметь представление:

    - об основных источниках загрязнения окружающей среды;

    - о классификации загрязнителей и путях их воздействия на человека;

    - об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.

     

    Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.

    Основные загрязнители, их классификация.

    Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.

    «Зеленая» революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.

    Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.

    Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

     

     Методические указания

     

    Биосфера - нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы Земли, населенные живыми организмами, «область существования живого вещества» (В.И. Вернадский), другими словами – «живая оболочка Земли».

    Биосфера самая крупная (глобальная) экосистема Земли, область системного взаимодействия живого и костного вещества на планете. На живое в биосфере действуют следующие факторы:
     - абиотические - (неживой природы) свет, температура, влажность, физические поля, воздух, почва;
     - биологические - со стороны других организмов;
     - антропогенные воздействия на природу.

    Антропогенные воздействия вызваны несовершенными, грязными производственными технологиями в промышленности, в сельском хозяйстве, транспорте и в быту. Особенно следует отметить загрязнения военно-промышленного комплекса и энергетики. Сжигание ископаемого топлива сопровождается выбросами углекислого газа (СО2), избыток которого провоцирует парниковый эффект, кислотные дожди, и диоксид серы (SO2). Атомные электростанции, самые экологически чистые, после Чернобыля выявили острую озабоченность всего человечества. Возник вопрос, что делать с радиоактивным загрязнением? В аграрном секторе минеральные удобрения и пестициды гарантируют высокую продуктивность, но нарушение технологии их применения наносит непоправимый урон биосфере. [1,4,11,14]

     

    Вопросы для самоконтроля

     
    1. Какие электростанции и почему оказывают влияние на глобальное изменение климата планеты?
    2. Расшифруйте и дайте определения: ПДК, ПДВ, ПДС, ПДН, ПДУ?
    3. Дайте определение следующим понятиям: мониторинг, прогнозирование, моделирование, экспертиза.
    4. Оцените санитарное состояние воздуха, учитывая эффект суммации:
    - В воздухе одновременно присутствуют пары фенола и ацетона в концентрациях:

    Сфен=0,008 мг/м3. Сацет=0,334 мг/м3 соответствующие ПДК=0,01 мг/м3, ПДК=0,35 мг/м3.

    Выберите правильный ответ:

    4.1 Состояние окружающей среды опасно для здоровья человека.

    4.2 Состояние окружающей среды не влияет на здоровье человека.

     

     

    Раздел 2. ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

     

    Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор

     

    Студент должен:

    иметь представление:

    - об истории становления Российского природоохранного законодательства;

    - о международных связях, взаимоотношениях по вопросам охраны окружающей среды;

     

    знать:

    - задачи и цели природоохранных органов управления и надзора

     

    История Российского природоохранного законодательства.

    Природоохранные постановления 1970 – 1990 годов, принятые законодательными органами СССР. Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.

    Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды.

    Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

    Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи.

    Природоохранное просвещение.

     

    Методические указания

    Содержание темы подчеркивает уверенность в правовом обеспечении экологической безопасности, и знакомит с природоохранными законами.

    Отдельный человек, отдельная страна самостоятельно не в состоянии решить проблемы, связанные с охраной окружающей среды, поэтому необходимо сотрудничество государств. В 1913 г. ученые Австралии, Австрии, Аргентины, Бельгии, России, США, Франции, Великобритании, Венгрии и др. собрались в Берне на конференцию по Международной охране природы. В 1948 г. был создан ЮНЕСКО (Международный Союз защиты природы и природных ресурсов). Был создан ряд Международных программ в том числе:

    - международная правительственная программа по окружающей среде

    В 1991 г. в России был принят закон об «Охране окружающей природной среды». На базе этого закона разрабатываются нормативные документы правительства и региональных администраций. В этом законе 12 разделов, из которых следует обратить внимание на раздел 2 «Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду», раздел 13 «Ответственность за экологические правонарушения».

    [1,3,7,11,13,14].

     

    Вопросы для самоконтроля

    1. Какие разделы в законе об «Охране окружающей природной среды» необходимо знать в Вашей профессиональной деятельности?

    2. Почему создаются Международные объединения по охране окружающей природной среды? Ответ обоснуйте.

    3. Перечислите основные региональные организации, которые причастны к вопросам природопользования.

    4. По поводу участия общественности в обсуждении и решении проблем охраны окружающей среды (ООС) есть разные мнения. С каким из них и почему Вы согласны?

    Чем шире слои населения будут участвовать в обсуждении и решении проблем (ООС), тем быстрее будет внесена гармония во взаимоотношения между обществом и природой.

    Вопросы ООС требуют научного подхода. Поэтому обсуждать эти вопросы должны ученые, специалисты, руководители.

    5. Что вы можете сказать о проблемах, которые поднимают «зеленые»?

     

     

    Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

     

    Студент должен:

    знать:

    - правовые вопросы экологической безопасности

     

    Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий.

     

    Методические указания

     

    В правовом пространстве существует:

     - эколого-правовая (природоохранительная) ответственность, по которой может быть назначена для должностных лиц дисциплинарная, административная, уголовная, гражданская, материальная ответственности. Для предприятий, учреждений, организаций – административная и гражданско-правовая ответственности;

    - эколого-экономическая ответственность не по факту правонарушения, а по факту причинения правомерного вреда. Выражается во взыскании в бесспорном порядке денежных сумм в качестве компенсации за причиненный вред платежи предприятий за загрязнение окружающей среды (за выбросы, сборы и захоронения вредных веществ). В каждом регионе существуют нормы штрафов за загрязнение окружающей среды.

    [7,13,14,15].

     

    Вопросы для самоконтроля

    1.    Какие административные, правовые и общественные организации отвечают за выполнение «Закона об охране окружающей среды» в Вашем регионе?
    2.Перечислите основные разделы «Закона об охране окружающей среды».
    3. Какие меры административные или воспитательного характера принесут большие пользы природе России?
    4. Предложите эффективные формы работы с населением по сохранению природы.

         

    Методические указания
    по выполнению контрольной работы по курсу

    Контрольное тестирование по дисциплине «Экологические основы природопользования»

    Вариант I

    1. Экология – это наука о:

    А. закономерностях охраны окружающей среды;

    Б. взаимоотношениях организма и среды его обитания;

    В. защите природы от загрязнений;

    Г. закономерностях наследственности и изменчивости.

    2. К биотическим факторам относится:

    А. газовый состав атмосферы              В. соленость почвы

    Б. температура                                       Г. ни один из перечисленных.

    3. Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости, называется:

    А. стимулирующим                              В. абиотическим

    Б. лимитирующим                                Г. антропогенным.

    4. Природным сообществом называется

    А. группа популяций различных видов,         В. особи одной популяции

                   обитающих совместно                            обитающих совместно

    Б. популяции одного вида,                               Г. особи одной группы,
    населяющие разные территории                      населяющие одну территорию.

    5. Почва представляет собою:

    А. живое вещество                     В. косное вещество

    Б. биогенное вещество              Г. биокосное вещество

    6. Элементы неживой природы, влияющие на организм,- это факторы:

    А. биотический;                             В. антропогенный прямого действия;

    Б. абиотический;                              Г. антропогенный косвенного действия.

    7. Совокупность животных организмов экосистемы образует:

    А. биоценоз;                                          В. зооценоз;

    Б. фитоценоз;                                          Г. зоотоп.

    8. Из перечисленного  агроценозом является:

    А. луг;        В. поле;

    Б. лес        Г. болото.

    9. Распределите экологические факторы по группам:

    А. абиотические;

    Б. биотические;

    В. антропогенные

    1. борьба оленей из-за самки

    2. плотина на реке

    3. первый снег в октябре

    4.гриб чага на стволе березы

    5. строительство завода

    6.плодородие почвы

    7.весенний ливень

    8.проселочная дорога

    10. Под экологическим мышлением понимают:

    А. знания правил поведения в живой природе;

    Б. анализ принимаемых решений с точки зрения экономической выгоды;

    В. анализ принимаемых решений с точки зрения воздействия на среду обитания;

    Г. чувство ответственности за состояние природных экосистем.

    11. Температура, влажность воздуха, солнечный свет относятся к:

    А. абиотическим климатическим факторам;

    Б. абиотическим факторам рельефа;

    В. биотическому фактору конкуренции;

    Г. антропогенному прямому фактору.

    12. Совокупность условий среды обитания организмов в экосистеме называется:

    А. биоценозом;                                     В. биотопом;

    Б. биогеоценозом;                                     Г. экотопом

    13. Наиболее крупная экологическая единица из перечисленных:

    А. вид;                                               В. биоценоз;

    Б. популяция;                                   Г. биогеоценоз.

    14.Термин «биосфера» впервые использовал:

    А. Э. Зюсс;        В. К. Линней;

    Б. Н.И. Вавилов;        Г. В.И. Вернадский

    15. Главным парниковым газом является:

    А. двуокись азота;                                    В. окись азота;

    Б. двуокись углерода;        Г. окись углерода

    16. «Лос-Анджеллеским» иначе называют смог:

    А. влажный;        В. фотохимический туман;

    Б. ледяной;        Г. парниковый.

    17. Исчезновение почвенного слоя называют:

    А. дренажем;        В. заовраживанием;

    Б. эрозией;        Г. перевыпасом.

    18. Основной разрушитель озонового экрана планеты:

    А. оксид азота IV;        В. оксид азота II;

    Б. оксид углерода IV;        Г. оксид углерода II

    19. Наименьший вред природе наносят электростанции:

    А. тепловые;        В. гидроэлектростанции;

    Б. атомные;        Г. приливно – отливные

    20. Памятником природы называют территорию, где:

    А. полностью запрещена деятельность человека;

    Б. запрещена деятельность человека, но раз0решены экскурсии;

    В. охраняются определенные природные ресурсы;

    Г. охраняются определенные природные объекты.

    21. Заказником называют территорию, на которой:

    А. полностью запрещена деятельность человека;

    Б. запрещена деятельность человека, но разрешены экскурсии;

    В. охраняются определенные природные ресурсы;

    Г. охраняются определенные природные объекты.

    22. Распределите исчерпаемые природные ресурсы по группам:

    А. Возобновимые        1. Рудные полезные ископаемые

    Б. Невозобновимые        2. Земельные ресурсы

            3. Биологические ресурсы

            4. Водные ресурсы

                                                                     5. Ископаемое топливо

    Контрольное тестирование по дисциплине

    «Экологические основы природопользования»

    Вариант II

    1. Природопользование – это:

    А. разрешение на ведение определенного вида деятельности, связанного с использованием какого-либо природного ресурса;

    Б. возможность использования человеком полезных свойств окружающей среды;

    В. система экологических ограничений по территориям;

    Г. совокупность естественных условий существования живых организмов.

    2. Экологический фактор – это:

    А. фактор, вызывающий естественный отбор в популяции;

    Б. элемент среды обитания, который обуславливает изменение в генотипе живого организма;

    В. элемент среды обитания, на который организм реагирует приспособительной реакцией;

    Г. фактор, позволяющий организму выжить в борьбе за существование.

    3. К биотическим факторам среды обитания относятся:

    А. освещение светом листа растения;                                 В. муравьи на стволе дерева;

    Б. впитывание корнями дерева воды из почвы;                     Г. Проселочная дорога в лесу.

    4. Строительство городов – это фактор:

    А. биотический;                            В. антропогенный прямого действия;

    Б. абиотический;                            Г. антропогенный косвенного действия.

    5. Сосновый лес (бор) - это:

    А. биоценоз;                                          В. биотоп;

    Б. биогеоценоз;                              Г. экотоп.

    6. Сообщество живых организмов в экосистеме называется:

    А. биоценоз;                                          В. биотоп;

    Б. биогеоценоз;                              Г. экотоп

    7. Совокупность растительных организмов экосистемы обычно называется:

    А. биоценозом;                                     В. фитоценозом;

    Б. фитотопом;                                     Г. биотопом.

    8. Наиболее мелкая экологическая единица из перечисленных - это:

    А. биоценоз;                                                В. вид;

    Б. биогеоценоз;                                    Г. популяция.

    9. Из перечисленного агроценозом не является:

    А. поле;                                                     В. луг;

    Б. пастбище;                                                     Г. огород.

    10.Биосфера – это оболочка Земли:

    А. почвенная;                                           В. водная;

    Б. воздушная;                Г. заселенная живыми организмами

    11. К биотическим факторам среды обитания относят:

    А. весеннюю грозу на лугу;

    Б. впитывание корнями трав воды из почвы;

    В. кузнечика на травинке;

    Г. сбор урожая комбайном.

    12. Какие из перечисленных пестицидов применяются как средства борьбы с сорными растениями:

    А. гербициды;        В. инсектициды;

    Б. бактерициды;        Г. фунгициды.

    13. Сущность фотохимического тумана заключается:

    А. в проникновении к поверхности Земли ультрофиолетого излучения;

    Б. в повышении средней температуры поверхности Земли;

    В. в накопление  в атмосфере вредных для дыхания газов;

    Г. в выпадении кислотных осадков

    14.Сущность парникового эффекта заключается:

    А. в проникновении к поверхности Земли ультрофиолетого излучения;

    Б. в повышении средней температуры поверхности Земли;

    В. в накопление  в атмосфере вредных для дыхания газов;

    Г. в выпадении кислотных осадков

    15. Возрастание концентрации соединений серы в атмосфере связанно с:

    А. увеличением добычи каменного угля;

    Б. производством серной кислоты;

    В. выхлопами автотранспорта;

    Г. сжиганием топлива на ТЭЦ.

    16. «Лондонским» иначе называют смог:

    А. влажный;        В. фотохимический туман;

    Б. ледяной;        Г. парниковый.

    17. Следствием истребления лесов может быть:

    А. уменьшение плодородия почвы;

    Б. снижение запасов пресной воды;

    В. потеря биоразнообразия;

    Г. все перечисленное

    18. Накопление в атмосфере оксидов  углерода способствует образованию:

    А. фотохимического тумана;            В. Парникового эффекта;

    Б. озоновых дыр;        Г. кислотных дождей

    19. Главный источник выбросов углекислого газа в атмосферу:

    А. ТЭС и ТЭЦ;

    Б. автомобильный транспорт;

    В. промышленные предприятия;

    Г. дыхание живых организмов;

    20. Заповедником называют территорию, на которой:

    А. полностью запрещена деятельность человека;

    Б. запрещена деятельность человека, но разрешены экскурсии;

    В. охраняются определенные природные ресурсы;

    Г. охраняются определенные природные объекты.

    21. Национальный парк – это территория, на которой:

    А. полностью запрещена деятельность человека;

    Б. запрещена деятельность человека, но разрешены экскурсии;

    В. охраняются определенные природные ресурсы;

    Г. охраняются определенные природные объекты.

    22. Распределите природные ресурсы по группам:

    А. Исчерпаемые;        1. Солнечная энергия

    Б. Неисчерпаемые        2. Пресная вода

            3. Нефть и газ

            4. Ветер

                                                                     5. Железные руды

            6. Растительные и животные ресурсы

            7. Морские приливы

    Критерии оценки контрольного тестирования по дисциплине

    «Экологические основы природопользования»

    Работа по вариантам. Обучающимся необходимо выбрать правильный ответ, из 4 возможных ответов.

    В вопросах, связанных с распределением ответов по группам, при оценке учитывается каждый правильный ответ.

    Время выполнения: 90 минут.

    Критерии оценки

    Учитывается правильность и объём выполненной работы, за основу
    принимается процентная шкала:
    90 – 100% правильно выполненной работы – оценка «5»;
    70 – 89% правильно выполненной работы – оценка «4»;
    45 – 69% правильно выполненной работы – оценка «3»;
    20 – 44% правильно выполненной работы – оценка «2».

    Примерные темы рефератов семинаров
    (экологических конференций)

    1.Окружающая среда и здоровье человека.
    2. Использование современных научных методов в природопользовании.
    3. Качество окружающей среды - степень соответствия природных условий потребности человека.
    4. Современное состояние природных систем Земли.
    5. Влияние загрязнителей окружающей среды на здоровье человека.
    6. История природопользования в России.
    7. Влияние индустриально развитых районов на природопользование.
    8. Сельскохозяйственное природопользование в России. Пути его улучшения.
    9. Рекреационное природопользование в Омской области. Возможности его развития. 10.Экологическое состояние Прииртышья.

    11.Участие России в Международных мероприятиях по проблемам природопользования.

     

    ЛИТЕРАТУРА
    Основная

    1. Андреева А.Е., Тюрюканов А.Н., Гурова Т.Ф. Беседы по экологии. - М.. 1997.
    2. Воронцов А.Н. Охрана природы. — М: ВО Агропромиздат. 1989.

    3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г.  Экология России. — М.: АО «МДС», 1995.
    4. Поменский Ю.Н. Общая биология. — М.: Просвещение, 1993.
    5. Путилов А.В. Охрана окружающей среды. - М.: Химия. 1991.
    6, Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С. др. Природопользование.
    — М: Просвещение. 1995.
    7. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91
    № 2060-1.
    Дополнительная

    8. Никитин Д.М., Новиков Ю.В.. Окружающая среда и человек. — М.: Высшая школа, 1986.
    9. Проблемы экологии России / под ред. В.И. Данилова-Данильяна. — М: ВИНИТИ. 1993.
    10. Рувимский А.О. Общая экология. — М: Просвещение, 993. 1.

    11. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России. — М.: Республика, 993.
    12. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды /словарь-справочник/. — М : Просвещение. 1992.
    13. Законы РФ:
    - «О недрах» от 21.02.92. N 2395-1

    - «О плате за землю» от 11.10.91. б/н.
    14. ГОСТы и 0СТы:
    ГОСТ 12 1 007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»;
    ГОСТ 17.00.04-90 «Экологический паспорт промышленного предприятия» Основные положения. Госстандарт СССР;
    ГОСТ 17.41.02-83 «Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения». Госстандарт СССР;
    ГОСТ 12.0.003 «Опасные и вредные факторы»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспекты по предмету экологические основы природопользования

    Конспекты по предмету экологические основы природопользования...

    Сборник практических работ по дисциплине "Экологические основы природопользования"

    В сборнике представлены методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования».  Задания в сборнике соответствуют требованиям стандарта...

    Рабочая тетрадь для самостоятельной работы по дисциплине «Экологические основы природопользования» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

    Рабочая тетрадь по учебной дисциплине ОП.04 Экологические основы природопользования разработана для внеаудиторной самостоятельной работы в соответствии с требованиями Федерального государственного обр...

    Рабочая тетрадь для самостоятельной работы по дисциплине «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и механизация сельского хозяйства

    Рабочая тетрадь по учебной дисциплине ЕН. 02. Экологические основы природопользования разработана для внеаудиторной самостоятельной работы в соответствии с требованиями Федерального государственного о...

    Дифференцированный зачет по предмету "Экологические основы природопользования"

    Дифференцированный зачет по экологическим основам природопользования...

    Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Экологические основы природопользования"

    Методическое пособие предназначено для студентов технических специальностей для выполнения практических работ по дисциплине "Экологические основы природопользования". В пособии имеется инфор...

    Календарно-тематическое планирование по предмету Экологические основы природопользования.

    КТП рассчитано на 36 часов, из них 5 часов практические работы, 2 часа контрольные работы....