Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации (дифференцированный зачет) по учебной дисциплине «ХИМИЯ»
методическая разработка на тему

Миронова Елена Сергеевна

Контрольно-оценочные средства  для промежуточной аттестациипо учебной дисциплине «ХИМИЯ» предназначены для проведения дифференцированного зачета для обучающихся 1 курса.  Задания выполнены в двух вариантах, указаны условия выполнения, критерии оценки, справочная литература, проверяемые знания и умения..

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kos_prepod.himiya_1_kurs.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

СПБ ГБП ОУ «Ижорский политехнический лицей»

Согласовано на заседании МО

Протокол № __

«__»__________________20______г.

Утверждаю

Заместитель директора по ТО

__________________И.А.Чивилихина

«__»__________________20______г.

Контрольно-оценочные средства

для промежуточной аттестации

(дифференцированный зачет)

По учебной дисциплине

«ХИМИЯ»

Преподаватель:         

Миронова Е.С.

Пакет для преподавателя

Задание для дифференцированного  зачета

по учебной дисциплине «Химия» для обучающихся 1 курса

        Паспорт контрольно-оценочных средств

  1. Назначение КОС

Контрольно-оценочные средства предназначены для оценки результатов усвоения знаний и освоения умений в рамках изучения учебной дисциплины.

Структура и содержание КОС

включает:

  1. задания для оценки уровня усвоения знаний (тесты, вопросы);
  2. практические задания для оценки уровня освоения умений;

оценка результатов

Проверяемые знания

Проверяемые умения

Показатели оценки

 З1. Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология

1.Называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

2. Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;

 - Характеризовать свойства органических веществ,

- Распознавать свойства органических веществ

- Различать по химическим формулам, видам связи, функциональной группам, классы органических веществ 

- соотносить формулу  вещества и класс углеводородов

- выбирать название углеводорода.

Составлять уравнения химических реакций согласно изменениями, происходящими с продуктами  в ходе технологического процесса

- соотносить  формулу и вид химической связи

З2. Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева

3. Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений

 -Заканчивать уравнения химических реакций, согласно степени окисления элементов

- Расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакциях согласно закону сохранения массы

- Перечислять отличия органических веществ друг от друга по химическим свойствам

- Определять степень окисления элементов

- выбирать свойства, изменяющееся в периоде или группе

- выбирать сумму коэффициентов в полном ионном уравнении реакции

-  выбирать изомер к данному веществу

- По строению вещества определять его общую формулу, название, типы реакций, продукты реакций.

4.Характеризовать s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов).

  выбирать максимальное количество электронов на орбиталях

- выбирать число протонов нейтронов и электронов у атомов элементов

- выбирать степень окисления элемента

5. Решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

Вычислять искомую величину по массе, объему, количеству вещества

- Составлять пропорции для нахождения искомых величин по уравнению реакции

- Анализировать содержание и условия задач

- Определять искомые величины по заданным согласно законам химии

- Сопоставлять искомые величины и выбирать формулы для их нахождения

- Производить вычисления, используя формулы искомых величин и данные по условию

- Подбирать формулы для вычисления искомых величин

- Записывать условия задачи химическими символами для выполнения расчетов массы и количества вещества

- выбирать максимальную валентность атома

- решать задачи на количество вещества, растворы молекулярную формулу вещества

- Выбирать нужный способ получения веществ с заданными свойствами

З3. Знать безопасное обращение с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;

приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

6. Выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;

Подбирать реактивы и оборудование для проведения химических реакций согласно условиям протекания и групповым реагентам.

Манипулировать химическим оборудованием, соблюдая правила техники безопасности

- Называть основные правила техники безопасности при работе в химической лаборатории;

- Выполнять действия в соответствии с правилами

- Называть виды лабораторного оборудования

- Называть вещества с которыми реагируют кислоты, щелочи, основания, оксиды, соли, органические вещества

- Называть виды лабораторного оборудования (воронок, колб, пипеток, стаканов)

- Перечислять правила использования лабораторного оборудования

- выбирать вещества, с которыми взаимодействует данное вещество

- называть вещества, с которыми взаимодействует

З4.Критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников

роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

7.Проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах

 выбирать суждения, согласно тексту

- находить в тексте доказательства к проблеме, ответы на вопросы

- перечислять свойства материалов и веществ

- на основе текста называть главную мысль

- На основе текста выбирать истинные и ложные суждения.

- Устанавливать логическую последовательность данных, составлять схемы

-  Анализируя явления выбирать истинные и ложные, исправлять ошибки

З5. Знать важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; влияние химических веществ на организмы

8. Связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;

9.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;

приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников

Записывать уравнения химических реакций по схеме

- Различать тип химической реакции по её записи химической

- Указывать признаки классификации  и типы химических реакций

 - осуществлять схему превращений одних веществ в  другие.

Перечислять лабораторное оборудование, согласно методам химического анализа

- соотносить продукты и виды дисперсных систем

- называть типы дисперсных систем

- давать определение понятиям дисперсная среда, дисперсная фаза

- по процентному отношению определять безопасность данного вещества для экологии

- по условиям реакции определять возможность протекания химических реакций

- рассчитывать количество воды и вещества для приготовления раствора заданной концентрации

- перечислять свойства материалов и веществ

-называть виды инфекционных заболеваний

- называть вредное воздействие

никотина, алкоголя, наркотиков

-перечислять меры профилактики при инфекционных заболеваниях

-описывать свойства данного вещества

Вариант 1.

Условия выполнения задания

1. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.

2. Задача(и) для решения определяются случайным образом. Необходимо решить 17 задач.

3. Вы можете воспользоваться справочной литературой:

- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия 2013.

- www.alhimik.ru – Алхимик.

Задания для оценки уровня усвоения знаний:

Задания с выбором ответа

Вопрос 1.Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение:

1) полимеры;
2) изомеры;
3) катализаторы;
4) алканы.

Вопрос 2.Общая формула алканов:

1) CnH2n;
2) C
nH2n+2;
3) C
nH2n-6 ;
4) C
nH2n-2.

Вопрос 3.  Какое из веществ не является алканом :

1) пропан ;
2) этан ;
3) этин;
4) гексан .

Вопрос 4.К циклоалканам относятся углеводороды с общей формулой:

1) CnH2n;
2) C
nH2n+2;
3) C
nH2n-6 ;
4) C
nH2n-2.

Вопрос 5. Токсичным для организма веществом является

1) сорбит                         2) глюкоза                        3) фруктоза                        4) этанол

Вопрос 6. Спирты имеют функциональную группу:

  1. –ОН
  2. –С=О
  3. –О–
  4. –NН2

Вопрос 7. Амины имеют функциональную группу:

  1. –ОН
  2. –С=О
  3. –О–
  4. –NН2

Вопрос 8. Водородную связь образуют:

  1. Амины
  2. Спирты
  3. Альдегиды
  4. Простые эфиры
  5. Фенолы

Вопрос 9. Щелочными свойствами обладают:

  1. Амины
  2. Спирты
  3. Альдегиды
  4. Простые эфиры
  5. Фенол

Вопрос 10. Реакция «серебренного  зеркала» качественная реакция на:

  1. Амины
  2. Спирты
  3. Альдегиды
  4. Простые эфиры

Вопрос 11. Уксусный альдегид образуется при взаимодействии ацетилена с

1) водородом                                    2) гидроксидом натрия

3) водой                                            4) перекисью водорода

Вопрос 12. Верны ли следующие утверждения о свойствах углеводов?

А. Глюкоза – продукт полного гидролиза крахмала.

Б. При гидролизе сахарозы образуется только одно вещество.

1) верно только А                                   2) верно только Б

3) верны оба утверждения                    4) оба утверждения неверны

Вопрос 13. Глицерин при комнатной температуре или при небольшом нагревании реагирует с

1) водородом                                                2) гидроксидом меди (II)

3) натрием                                                      4) бромной водой

5) азотной кислотой                                     6) аммиачным раствором оксида серебра

Практические задания для оценки уровня освоения умений

  1. Допишите уравнения реакций:

               А)   HCOOH + Mg →

               Б)   C6H12O6  дрожжи

     В)   CH3COOH + C2H5OH →

Задания на установление соответствия

  1. Установите соответствие между формулой вещества и классом (группой) органических соединений, к которому(-ой) оно принадлежит.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА                              КЛАСС (ГРУППА) СОЕДИНЕНИЙ

      А) C3H6O                                                                1) предельный одноатомный спирт

Б) C3H8O                                                                 2) алкен

В) С6H10                                                                                                   3) альдегид

Г) C6H6O                                                                 4) амин

                                                                                 5) фенол

  1. Установите соответствие между названием вещества и числом π-связей в его молекуле.

           Название вещества                               Число π-связей в   молекуле                                  1) этан                                                                            а) ноль

2) бутадиен-1,3                                                             б) одна

3)  пропен-1                                                                   в) две

4) ацетилен                                                                    г) три         

                                                                                              д) четыре

  1. Установить соответствие:

Вещество                                                           Нахождение в природе

1) Глюкоза                                                       а) в соке сахарной свеклы

2) Крахмал                                                       б) в зерне

3) Сахароза                                                       в) в виноградном сахаре

4) Целлюлоза                                                    г) в древесине

Оценка результатов

Результат

Критерии оценки

1. Задания с выбором ответа

(13 баллов).

Ключ: 1 задание  1 балл

1-2, 2-2, 3-3, 4-3, 5-4, 6-1, 7-4, 8-2, 9-1, 10-3, 11-3, 12-1, 13-2.

2. Практические задания для оценки уровня освоения умений (3 балла).

Ключ: 1 правильный ответ 1 балл

1- А) 2HCOOH + Mg → (HCOO)2Mg + Н2

   Б) C6H12O6  дрожжи   2C2H5OH + 2CO2

  В) CH3COOH + C2H5OH → CH3COOC2H5 + H2O

3.  Задания на установление соответствия (12 баллов).

Ключ: 1 правильный ответ-1 балл

  1. А-3, Б-1, В-2, Г-5.
  2. 1-а, 2-в, 3- б, 4-в.
  3. 1-в, 2-б, 3-а, 4-г.

Практические задания – 15 б.

Тестовые задания – 13 б.

Итого – 28 б.

Оценка по пятибалльной системе

24 - 28 б – «5»

21 - 23  б – «4»

17  -20 б – «3»

ниже 16 баллов – «2»

Вариант  2

Условия выполнения задания

1. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.

2. Задания для решения определяются случайным образом. Необходимо решить 17 заданий.

3. Вы можете воспользоваться справочной литературой:

- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей  технического профиля. – М.: Академия 2013.

                - www.alhimik.ru – Алхимик. Электронный журнал.

Задания для оценки уровня усвоения знаний:

Задания с выбором ответа

Вопрос 1. Сколько изомеров имеет бутан:

1)2;
2)3;
3)4;
4)4.

Вопрос 2. Какие реакции характерны для предельных углеводородов:

1) обмена;
2) присоединения;
3) замещения;
4) полимеризации

Вопрос 3. Бензол превращается в этилбензол при взаимодействии с

  1. C2H4                     2) C2H2                     3) CH3Cl                  4) C2H5COOH

Вопрос 4. В схеме превращений C2Н2 → X → Y → C2H5 – O – C2H5 Веществами Х и Y могут быть соответственно

1) C2H3СНО и C2H5OH                          2) C2H4 и C2H4Cl2

3) C2H6 и C2H5ОН                                   4) C2H4Cl2 и C2H6

Вопрос 5. И бутан и бутилен реагируют с:

1) бромной водой;
2) раствором KMnO
4;
3) водородом;
4) хлором.

Вопрос 6. Продуктом реакции бутена-1 с хлором является:

1) 2-хлорбутен-1 ;
2) 1,2-дихлорбутан;
3) 1.2-дихлорбутен-1;
4) 1,1-дихлорбутан.

Вопрос 7.  Изомерами являются :

1) пентан и пентадиен;
2) этан и ацетилен;
3) бутан и циклобутан;
4) бутен и циклобутан

          Вопрос 8. Все реакции какого кристаллического вещества нужно проводить в вытяжном шкафу в защитных перчатках:

1) крахмала                       2) фенола                          3) сахарозы                          4) фруктозы

                  Вопрос 9. Изомером пропаналя является

1) СН2=СН–СН2ОН                     2) СН3–СН2– СН=О

3) СН3–СН=О                                4) СН3–СН2–СН2ОН

Вопрос 10. Пропановая кислота способна взаимодействовать с:

1) HCl               2) CO2              3) Na2CO3                 4) Н2О

Вопрос 11. Взаимодействие с оксидом меди (II) является качественной реакцией на:

  1. Амины
  2. Спирты
  3. Альдегиды
  4. Простые эфиры
  5. Фенолы

Вопрос 12. Вещества производные аммиака:

  1. Амины
  2. Спирты
  3. Альдегиды
  4. Простые эфиры
  5. Фенолы

Вопрос 13. Класс веществ, имеющий наибольшее количество газообразных веществ:

  1. Амины
  2. Спирты
  3. Альдегиды
  4. Простые эфиры
  5. Фенол

Практические задания для оценки уровня освоения умений

  1. Допишите уравнения реакций:

               А) CH3COOH + Са →

               Б) C2H5OH+ Na

     В) HCOOH  + CH3OH →

Задания на установление соответствия

1. Установите соответствие между формулой вещества и классом (группой) органических соединений, к которому(-ой) оно принадлежит.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

А) C5H8 

Б) C7H8 

В) СH4О 

Г) C2H4O2 

КЛАСС (ГРУППА) СОЕДИНЕНИЙ

1) арен

2) сложный эфир

3) одноатомный спирт

4) амин

5) алкадиен

2.Установите соответствие между названием вещества и его формулой.

         Название вещества                             

1) этан                                                              2) метанол                                                      

3)  пропановая кислота                                 

4) ацетилен                                                                

Формула

а) СН3-СН3

б) СН3-ОН

в) СН=СН

г) СН3-СН2-СОН        

      д) СН3-СН2-СООН3.

         3. Установить соответствие между функциональной группой и классом вещества:

Функциональная группа                                Класс вещества

      1) – COOH                                                        а) спирты

2) – OH                                                              б) фенолы

3) – NH2                                                                                      в) кетоны

4) – COH                                                            г) карбоновые кислоты

5)  - C=O                                                            д) альдегиды

                                                                            е) амины

Оценка результатов

Результат

Критерии оценки

1. Задания с выбором ответа

(13 баллов).

Ключ: 1 задание - 1 балл

1-1, 2-3, 3-1, 4-3, 5-4, 6-1, 7-4, 8-2, 9-1, 10-3 , 11-3, 12-1, 13-4

2. Практические задания для оценки уровня освоения умений 

(3 балла).

Ключ: 1 правильный ответ 1 балл

1.  А) 2CH3COOH + Са → (HCOO)2Са + Н2

     Б) 2C2H5OH+ 2Na          2C2H5ONa +         Н2

     В) HCOOH + CH3OH → HCOOCH3 + H2O

3.  Задания на установление соответствия (12 баллов).

Ключ: 1 правильный ответ-1 балл

  1. А-5, Б-1 , В-3, Г-2
  2. 1-а, 2-б, 3-д, 4-в
  3. 1-г, 2-а, 3-е,4-д, 5-в

Практические задания – 15 б

Тестовые задания – 13 б

Итого – 28 б.

Оценка по пятибалльной системе

24 -28 б – «5»

21 - 23  б – «4»

17 - 20 б – «3»

ниже 16 баллов – «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной дисциплине ОП.09. Страховое дело

Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной дисциплине ОП.09. Страховое делов рамках основной профессионал...

Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации (комплексный дифференцированный зачет)

Контрольно-оценочные средства предназначены для оценки результатов освоения элементов (знаний и умений) профессиональных компетенций, формируемых в рамках междисциплинарного курса МДК.01.01 профессион...

Дифференцированный зачет по учебной дисциплине «Химия» в группах СПО первого курса технического профиля

Итоговый контроль освоения дисциплины «Химия» проводится в форме контрольной работы в 1 семестре и дифференцированного зачёта   во 2 семестре, который проводится в рамках учебных часов, выде...

Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" по специальности 31.02.02 Акушерское дело

Контрольно-оценочные средства предназначены для итогового контроля  по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», который проводится в рамках промежуточной аттестации в V се...

Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для итогового контроля  по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», который проводится в рамках промежуточной аттестации ...

Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной дисциплине "Медицина катастроф" по специальности 31.02.02 Акушерское дело

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для итогового контроля  по учебной дисциплине «Медицина катастроф», который проводится в рамках промежуточной аттестации в V семестре...

Методические рекомендации по проведению промежуточной аттестации (дифференцированного зачета) по учебной дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация

Данные рекомендации разработаны с целью оценки уровня освоения и качества подготовки обучающихся по учебной дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация для специальности 23.02.06 Техническая ...