Нестандартные формы обучения
статья на тему

Гусева Лариса Гарривна

Лучшие педагоги ищут разные способы «ожив­ления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразия форм объяснения и обрат­ной связи. Добиться перечисленного можно с по­мощью нестандартных форм обучения.

На протяжении нескольких лет я работаю над темой «Как сделать урок интересным?».

Предлагаю вашему вниманию некоторые уро­ки и игровые моменты при повторении, обобще­нии некоторых вопросов отдельных тем по алгеб­ре и геометрии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нестандартные формы обучения

Л.Г. ГУСЕВА, преподаватель Новомосковского  политехнического  колледжа

Лучшие педагоги ищут разные способы «ожив ления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразия форм объяснения и обрат ной связи. Добиться перечисленного можно с по мощью нестандартных форм обучения.

На протяжении нескольких лет я работаю над темой «Как сделать урок интересным?».

Предлагаю вашему вниманию некоторые уро ки и игровые моменты при повторении, обобще нии некоторых вопросов отдельных тем по алгеб ре и геометрии.

Например, урок-зачет или урок-защита рефе ратов. Эти уроки я провожу на первом и на вто ром курсах. Суть состоит а следующем: группа раз бивается на несколько подгрупп по 4-5-6 чело век, в зависимости от количества студентов в груп пе, всего подгрупп  - 4. Каждая получает задание заранее. Если это урок-зачет, то общее для всех, если же это урок-защита рефератов, то для каж дой подгруппы свое задание. Подгруппа состоит из сильных, средних, слабых студентов. Сначала сту денты работают совместно, оценивают друг друга и предоставляют преподавателю свои оценки. За тем лидер группы вытаскивает одну из табличек с надписью «Выбор подгруппы», «Выбор препо давателя», «Отвечают все» и «Доверие». Эта фор ма контроля, по-моему, очень эффективна, так как позволяет за урок опросить каждого студента и приучает ребят к правильной оценке ответов своих товарищей и правильной самооценке. Обычно студенты оценивают друг друга правильно.

Рассмотренная форма урока им нравится.

На первом и втором курсах провожу урок в виде игры «Поле Чудес» по темам «Производная» и «Определенный интеграл» (студенты сами го товили материал к этому уроку в виде творческо го задания). Если студентами все сделано верно, то можно прочитать высказывание, которое мы нечасто слышим: например, «Чистая совесть - самая мягкая подушка» и тому подобное.

Урок-игра «Вершина знаний» связана с сю жетом восхождения на вершину знаний. На уроке можно обобщить, повторить, проконтролировать знания студентов по определенной теме. Препо даватель разбивает группу на подгруппы по 4-5 человек, каждая из которых работает над опреде ленным заданием. В этой игре действует принцип соревнования между подгруппами. Дух соревно вания усиливает эмоциональный характер игры. При этом студенты, находящиеся в одной под группе, не только сами стремятся хорошо выпол нить задание, но и побуждают, своих товарищей к этому.

Студентам нравятся нестандартные занятия, повышается интерес к предмету изучения.

Типы нестандартных уроков разнообразны. Это и урок-викторина, и урок-конкурс, и урок-ре цензия, и урок - ролевая игра. Нет предела фанта зии преподавателей. Вместе с тем, в выборе не стандартных уроков нужна мера. Если все уроки делать нестандартными, если отказаться от тра диционного урока, то общая картина будет не благоприятная. Студенты привыкают, теряют ин терес. Место нестандартных уроков в общей сис теме определяется преподавателем в зависимости от конкретных условий, содержания материала и индивидуальных особенностей самого преподава теля.



Предварительный просмотр:

  1. Министерство образования Тульской области

  2. Государственное образовательное учреждение

  3. Среднего профессионального образования

  4. Тульской области

  5. «Новомосковский политехнический колледж»

  6. (ГОУ СПО ТО «НПК»)

        Доклад

 

по теме: «Активизация познавательной деятельности студентов

на уроке математики 1-2 курса»

Преподаватель математики  ГОУ СПО ТО «НПК»:

Гусева Л.Г.

2013 г.


Активизация познавательной деятельности

студентов на уроках математики 1-2 курса.

Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения.

Чтобы формировать у студентов самостоятельного умения пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Для развития познавательного интереса к предмету и к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала.

Поэтому, пред тем как приступить к изучению какой-либо темы, я стараюсь найти активные формы и методы обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского «Первая искра, зажигающая факел любознательности».

Готовясь к урокам, на которых студенты получают или закрепляют знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные конспекты, схемы, таблицы и другое.

Одно из эффективных средств развития интереса к предмету – дидактическая игра. Она вызывает у студентов живой интерес к предмету, к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а лишь средство обучения. В работе использую такие виды, как «Проверь себя», «Найди ошибку», «Сопоставь формулы и рисунки» и др. Внимание студентов к групповому занятию по математике привлекаю по разному: Необычными вступительными словами, занимательной формулировкой вопроса, постановкой цели урока.

Деятельность студентов на уроке является коллективной. Чтобы помочь студентам воспринимать учебный материал, необходимо разумно сочетать фронтальную, групповую и индивидуальную работу.

Одной из таких форм работы я выбрала уроки-зачёты, в рамках которых студенты делятся на 4 группы по 5-6 человек, среди которых есть студенты разного уровня подготовки, хорошо успевающие по предмету и слабоуспевающие. Студенты сначала работают в группе, отвечая друг другу на устные вопросы к зачёту, ответственный консультант, советуясь с другими студентами своей группы, ставит оценки каждому студенту, в том числе и себе, затем листы с вопросами, на которые отвечал каждый студент и с оценками сдают преподавателю.

Второй этап зачёта: консультанты вытаскивают «Билеты – таблички» с надписями: «Доверие» (преподаватель доверяет консультанту и ставит за устные ответы те оценки, какие поставили им в группе), «Выбор группы» (студенты выбирают одного преподавателя группы, который отвечает преподавателю и должен подтвердить свою оценку), «Выбор преподавателя» (преподаватель сам выбирает из группы студента, который отвечает ему на устные вопросы и тоже должен подтвердить свою оценку, «Отвечают все».

Третий этап зачёта: самостоятельная работа по карточкам, которую выполняет каждый студент индивидуально и сдаёт на проверку преподавателю. Итак, студенты за урок получают по две оценки: за устный ответ по теории и за практику решения задач.

Такого типа зачёт проведён мною в группах 2 курса по теме: «Множества и отношения»  (группы Э121, М 121, Т 121).

В группах БД 121, БД 131 этот зачёт был проведен немного по-другому. Сначала каждой подгруппе студентов было дано на неделю вперёд творческое задание по теме: «Приложение определённого интеграла». Студенты самостоятельно готовили доклады-рефераты по темам «Работа, производимая переменной силой», «Объёмы тел вращения», «Сила давления жидкости на пластинку», «Площадь криволинейной трапеции». Затем в своей подгруппе защищали свои работы и получали оценку, а затем представитель каждой подгруппы объяснял на доске новый для других студентов материал, выступал в роди преподавателя, за каждый ответ выставлялась оценка уже преподавателем. После чего студенты получали задачу не по своей теме доклада – реферата и самостоятельно её решали, сдав на проверку эти работы непосредственно  преподавателю.

Проведя такие уроки преподаватель имеет возможность опросить по теории каждого студента и заинтересовать их своим предметом. Студентам эти уроки понравились, все были удовлетворены своими результатами.

 В качестве примера индивидуальной творческой работы на 1 курсе мною была проведена графическая лабораторная работа по теме «Графики тригонометрических функций», выполненная на миллиметровой бумаге частично на уроке и затем в качестве самостоятельной работы дома. Студенты с интересом и ответственностью выполняли эту работу и все получили положительные оценки.

Из фронтальных форм работы могу привести пример математических диктантов по различным темам и упражнений «Найти ошибку».

Примером парной работы может служить проверка конспектов и домашних работ (Учитель-ученик) друг у друга, сидящих вместе (1-2 курсы). Это стимулирует студентов писать конспекты и выполнять домашние задания.

В работе преподавателя очень важно постоянно совершенствоваться. С этой целью посещаю уроки Казаковой Е. И., опытного преподавателя и методиста. На этих уроках видела очень хорошие методические приёмы именно по активизации познавательной деятельности (подведение к формулировке темы урока, которые стараюсь применять и на своих уроках.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование методики преподавания уроков музыки с нестандартной формой организации учебного процесса

"Совершенствование методики преподавания уроков музыки с нестандартной формой организации учебного процесса"По плану участия преподавателей ГАПОУ «ЛМХПК» в деятельности региональной инновационной площ...

Развитие творчества учащихся на уроках истории путем применения нестандартных форм обучения.

Задача школы — научить ученика мыслить, научить его добывать знания. Мыслить по принуждению школьник не будет, необходимо вызвать у него это желание. Я глубоко убеждена, что только творчество в ...

Доклад на тему "Использование кейс-метода как нестандартного метода обучения на занятиях "

В современном образовании в практике профессионального обучения стал более широко использоваться кейс-метод – метод анализа конкретной ситуации. Этот метод я практикую на своих занятиях учебной ...

Рабочая программа ПМ 01 (очная форма обучения) (очно-заочная форма обучения)

Рабочая программаПМ 01. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ...

Нестандартные формы организации учебно-воспитательной работы в обучении английскому языку

Статья посвящена теме нестандартных форм организации учебно-воспитательной работы в обучении английскому языку....

Презентация нестандартные формы контроля на тему: "Закрепление букв русского алфавита" 1 класс

Данная подборка поможет учителю закрепить с обучающимися буквы русского алфавита. Одновременно же разгадывание ребусов способствует развитию логического мышления, внимания, творческих начал ребёнка....

Презентация на тему "Нестандартные формы контроля" Викторина для 3 класса по сказке А.С.Пушкина : "Сказка о царе Салтане"

Презентация содержит викторину по сказке А.С. Пушкина "Сказка о Царе Салтане и сыне его славном князе Гвидоне и прекрасной Царевне-лебедь"...