Лабиринты механики
методическая разработка на тему

Суюнова Венера Абдувелиевна

Обобщающее занятие по разделу "Механика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_labirinty_mehaniki_got.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет

им. В.И. Вернадского» в пгт Советский

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОБОБЩАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ

«ЛАБИРИНТЫ МЕХАНИКИ»

Советский, 2015

Методическая разработка рассмотрена на заседании цикловой комиссии естественно-математических дисциплин

Протокол №___ от «___» ___________ 2015г.

Разработчик:

Суюнова В.А. – преподаватель высшей категории техникума гидромелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»  пгт Советский

                                             ©Суюнова В.А.., 2015г.

                                                       © Техникум гидромелиорации и механизации сельского          

хозяйства  (филиал)

                                                         ФГАОУ ВО «КФУ  им. В.И. Вернадского»., 2015 год

Цель занятия:

Дидактическая  : Глубже рассмотреть все вопросы, которые изучены, объяснить явления с научной точки зрения, применить те законы, которые Вы знаете. Обобщить и закрепить знания, полученные при изучении раздела механика. Научиться видеть проявления закономерностей в окружающей жизни.

 Воспитательная:  Расширить кругозор лучше узнать друг друга, научиться работать в команде, уважать соперников.

Способствовать привитию интереса к науке на примере научной деятельности И.Ньютона,  формированию волевых качеств и целеустремленности  на примере жизнедеятельности летчиков- космонавтов  Гагарина Ю. А. , Циблиева В.В. Развивать коммуникативные способности.

Эпиграф: Был этот мир глубокий тьмой окутан.  Да будет свет и вот явился Ньютон.

ПЛАН

-Разминка (спортивная) – 5 вопросов;

-Блиц – опрос. Шпаргалка (вопросы с вариантами ответов);

- Формулы;

-Эксперимент;

-Веселая переменка;

-Что? Где? Когда? (сложные вопросы)

Был этот мир глубокий тьмой окутан.  

Да будет свет и вот явился Ньютон.

ВСТУПЛЕНИЕ

Механика Ньютона была первой в истории физики (да и вообще науки) законченной теорией, правильно описывающей обширный класс явлений движение тел.

Законы Ньютона позволяют решить любую задачу механики.

Законы Ньютона позволяют людям не только изучать движения, но и управлять ими. Яркий пример тому – космонавтика.

Именно они – законы Ньютона помогут Вам пройти все лабиринты механики.

Цель нашей игры сегодня глубже рассмотреть все вопросы, которые мы изучали, объяснить некоторые явления с научной точки зрения, применить те законы, которые Вы знаете. Обобщить и закрепить знания, полученные при изучении раздела Механика. Научиться видеть проявления закономерностнй в окружающей жизни. Расширить кругозор лучше узнать друг друга, научиться работать в команде, уважать соперников.

РАЗМИНКА. ( Спортивная)

1. В каких видах спорта измеряют только

         а) длину (прыжки метание)

         б) длину и время (бег, плавание)

 2. Какие виды спорта, основанные на сложении сил (гребля, борьба)

3. Когда при борьбе в дзюдо противник бросает Вас на ковер,  Вы можете смягчить падение, если вовремя ударите рукой по ковру.

(Удар по ковру увеличивается площадь соприкосновения тела с полом в момент падения, в результате чего сила удара на 1 поверхности тела уменьшается, что особенно важно для грудной клетки. При ударе рукой туловище может также повернуться, что еще больше смягчает падение).

4. Почему в хоккее защитников выбирают  по массивнее, а  нападающих полегче, половчее (тело большей  массы инертнее).

5. Вы скользите по ледяной дорожке на коньках. Для чего точат коньки?

ОСНОВНОЙ УЧАСТОК ЛАБИРИНТА.

ВОПРОС – ОТВЕТ

1. Тело, размерами  которого можно  пренебречь (материальная точка)

2.Как называется линия, которую описывает  при своём движении тело? (траектория).

3.Физическая величина, равная отношению перемещения ко времени? (скорость).

4. Поезд отходит от станции, как направлено его ускорение?  (в направлении движения).

5. Почему теннисные и стальные шарики одинакового размера падают с разным ускорением, хотя по законам свободного падения они должны падать с одинаковым ускорением? (сопротивление воздуха).

6. Как называется промежуток времени, в течение которого материальная точка совершает один оборот при равном движении по окружности? (период).

7. Единица периода обращения. (С).

8.Изменение положения  тела относительно  других тел.

9. Как называется вектор, соединяющий начальное положение

с конечным? (перемещение).

10.Что показывает спидометр  автомобиля: модуль скорости, проекцию скорости или вектор? (модуль скорости).

11. Векторная  физическая величина, равная отношению изменения скорости ко времени.

12. Единица частоты.

13. Единица измерения  пути. (метр).

14.Единица измерения времени (секунда)

15.Нужно ли предавать обтекаемую форму космическим  кораблям?

ВОПРОС – ОТВЕТ

1. Верно ли выражение:  «Солнце всходит и заходит». А что к нему необходимо добавить с точки зрения науки?

     Ответ: оно всходит на востоке, и заходит на западе.

2. Приходилось ли Вам плыть  на лодке в тумане? Любопытное ощущение; не представляешь, движешься  или нет, об этом рассказывали  и астронавты, поднимавшиеся  в облачном слое. Они никак не могли понять, поднимается  шар, опускается или висит. Почему?    

     Ответ: нет ориентиров. Точек отсчета

3. Триста лет назад часов не было, не говоря о секундомерах. Что использовал  Галилео Галилей для измерения времени?

   Ответ: пульс

4.Докажите, что стрелки часов движутся  равномерно.

    Ответ: они проходят равные промежутки, за равное время.

5. Какие приборы нужно иметь, чтобы изучать давление?  

   Ответ: линейку, часы

6.Есть явление, когда что-то движется, а о траектории нельзя сказать нечего определенного. Приведите примеры таких явлений

   Ответ: полет насекомых.

 7.Почему трудно ходить по рыхлому снегу, по песку

  Ответ: большое трение малая сила упругости

8.Как объяснить опускание столбика ртути при встряхивании медицинского термометра

   Ответ: по инерции

9.Закон сохранения энергии. Закон сохранения импульса

10. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона

ВОПРОСЫ

1)Можно ли, зная начальное положение тела и длину пройденного пути, найти конечное положение тела (нет, нужно знать направление)

2)Можно ли мгновенно изменить скорость тела. Ответ поясните. (нет, из-за инертности)

3.Вы на абсолютно гладком катке. Перебираете ногами и ни с места, трения-то нет! Как вам выбраться? Как изменить скорость? (нужно второе тело)

4.Люди, животные, а также другие тела способные двигаться, отталкиваются от земного шара. А у земного шара скорость при этом меняется. (Да, но это незаметно).

5.Доктор, бежит по льду хоккеисту, получившему травму, мелкими шажками? (чтобы увеличить трение).

6.Почему предметы тяжело удержать в намыленных руках (нет трения, смазка).

7. Почему при гололеде тормозной путь автомобиля велик (мало трения)

   Как избежать аварийных наездов? (песок, шины, цепи)

8.У кого больше средняя плотность, у первоклассника или десятиклассника

  (одинакова)

ЭКСПЕРИМЕНТ

1. Что общего между этими явлениями (картина и надутый шар).

2. На столе лежит шарик. Как с помощью банки не касаясь его рукой и не подкатывая его рукой и не подкатывая его к краю стола.

3. Картофелина не влезает в мензурку. Как определить его объем, не пользуясь другой мензуркой. (Есть банка и (мензурка) тарелка на которую можно ее поставить).

4. Обруч. Человек крутит обруч. Объясните, как это происходит?

5. Книжная башня. Почему она не падает.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ

(Плакат с кроссвордом)

Расположение название рек:

Амур, Мезень, Кубань, Енисей, Риони, Нева, Урал, Зея, так чтобы из начальных букв их можно было бы составить название физического прибора.

Загадка

Составь название физического прибора из слов мир, тема, дно

Лесенка:

1.Вещество, которого особенно много в полярных областях Земли (Плотность 0,92см3) (ЛЕД)

2. Продукт питания, получаемый от насекомых (плотность 1,4г/см3) (МЕД)

3. Металл, широко применяется в быту и технике (МЕДЬ)

4. Металл, которым часто накрывают железные предметы для предохранения от коррозии (плотность 7,1г/см3)

5.Металл, применяемый для паяния (плотность 7,8 г/см3) (ОЛОВО)

6.Металлы, из сплава которых изготавливают эталоны метра и кг

   (плотность 22,4 г/см3)- (ПЛАТИНА), (плотность 21,5 г/см3)-(ИРИДИЙ).

7.Драгоценный металл, имеющий большое значение для фотографии

8.Газ необходимый для дыхания (плотность 0,0014 г/см3)(КИСЛОРОД).

9. Металл, широко использовавшийся, а авиации (плотность 2,7г/см3)(АЛЮМИНИЙ).

10.Важнейшие строительные материалы (БЕТОН)

11.Важнейший для промышленности металл (СТАЛЬ)

12.Прибор для измерения объема тела

13.Вещество, которое делается пластичным при небольшом нагревании (ПЛАСТМАССА)

14. Прибор для измерения длины (РУЛЕТКА)

15. Причина изменения скорости тела (СИЛА)

16. Степень нагретости тела (ТЕМПЕРАТУРА)

ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

ПОВЕРНУТЬ ИЛИ ОСТАНОВИТЬСЯ

Порой от знания физики зависеть ваша жизнь. Представьте себе, что автомобиль, за рулем, которого Вы сидите, едет прямо на кирпичную стену, которая находится в конце Т-образного перекрестка. Что делать? Тормозить изо всех сил, не допуская заноса, стараясь рулить прямо? Поворачивать на полной скорости  или выруливать на полной скорости тормоза по мере возможности.

Ответ: если пренебречь тем, насколько может быть опасен для пассажиров удар автомобиля, тем или другим бортом, если стену объехать нельзя, то нужно двигаться прямо на нее пытаясь затормозить как можно скорее. Расчет показывает, что при идеальном состоянии тормозов и дорожного покрытия избежать столкновения со стеной, двигаясь по дуге окружности, можно только в том случае, если сила трения между колесами и дорогой будет вдвое больше, чем при торможении, когда автомобиль движется прямо.

ТРЕНИЕ И АВТОМОБИЛЬНЫЕ ГОНКИ

Во время автомобильных гонок результаты оцениваются в первую очередь по двум главным показателем: максимальной скорости автомобиля и времени прохождения им дистанции в четверть мили. Чтобы увеличить силы трения колес с дорогой перед стартом под задние колеса подливают липкую жидкость, однако увеличение трения, как, оказывается, влияет на время, затрачиваемое  на прохождение дистанции, но мало влияет на максимальную скорость. Почему?

Ответ: вначале скорость зависит от сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием. Чем лучше сцепление, тем меньше температура затрачивается на прохождение начальной части дистанции. Однако в дальнейшем сцепление влияет на скорость незначительно.

Максимальная скорость, который автомобиль достигает на финише, определяется мощность двигателя.

ВРАЩЕНИЕ И СНОС ПУЛИ

Известно, что при движении в стволе винтовки, пуля приобретает вращательное движение. Винтовка, кстати потому так и называется, что в стволе у нее имеются винтовые нарезки, пройдя через которые пуля начинает вращаться. С какой целью это делается?

Когда пуля вращается против часовой стрелки, и сносит от мишени. При вращении по часовой стрелки ее сносит вправо. Почему? Можете ли вы примерно рассчитать величину сноса пули большого и малого калибров?

Ответ: вращающаяся пуля ведет себя, стремясь в течение всего полета сохранить неизменным направление оси вращение в пространстве. Поэтому на протяжении большей части параболической траектории пули набегающий поток воздуха направлен не по оси ее, а под некоторым углом к ней.  

УДАРЫ «КАРАТЭ»

В секции каратэ. Меня учили «короткому» удару кулаком, ногой или ребром ладони. Такой удар направлен на несколько см в вглубь тела противника, обычные же удары, наносимые в какой-нибудь уличной драке, нацелены на поверхность тела. Какой удар наносит больше повреждения?

Обычный удар причиняет сравнительно небольшой ущерб, т.к. в основном сводиться просто к толчку противника. Резкий удар каратэ нацелен на несколько сантиметров вглубь тела, поэтому рука соприкасается с телом в тот момент, когда она имеет максимально возможную скорость.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. На какие мысли наводят данные слова?

«Не знаю, за кого меня принимает мир, но себе самому я казался лишь мальчиком, который играл на морском берегу, забавляясь тем, что время от времени ему попадались редкий камешек или ракушка красивей других, между тем как великий океан Истины лежал весь закрытый передо мной».

  1. Какие еще великие открытия были сделаны ученым?  
  2. .Могу ли я стать космонавтом ?

 Рассказ  Мокровой О.Н. о своем ученике Циблиеве В.В.

РЕФЛЕКСИЯ  (закончите предложение)

На сегодняшнем  занятии я понял

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"Я мечтаю о …";

"Сегодня мне удалось…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я научился…";

"Меня удивило…"

Общение на занятии было. - занимательным - познавательным - интересным

 - игровым - необычным - скучным - радостным - дружелюбным

1. На занятии  я работал

 2. Своей работой на занятии я

3. Занятие  для меня показалось

4. За занятие

5. Мое настроение

6. Материал занятия мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ. ВРУЧЕНИЕ ГРАМОТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Веб-игра" "В лабиринте малярных красок" по профессии 131450 "Маляр" в жанре "квест" для "Территории возможностей"

"Веб-игра" "В лабиринте малярных красок" по профессии 131450 "Маляр" в жанре "квест" для "Территории возможностей"...

"Веб-игра" "В лабиринте малярных красок" по профессии 131450 "Маляр" в жанре "квест" для "Территории возможностей"

"Веб-игра" "В лабиринте малярных красок" по профессии 131450 "Маляр" в жанре "квест" для "Территории возможностей"...

Методическая разработка .Тема: Развивающие игры В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» по сюжету сказки «Теремок»

Тема: Развивающие игры В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» по сюжету сказки «Теремок» Задачи: Развивать процесс внимания, памяти, мышления, воображения; творческих с...

Лабиринты истории: Размышления о сложностях в преподавании истории Великой Отечественной войны

История – один из самых интересных предметов в любом учебном заведении, и в этом сомнений ни у кого нет. Сегодня именно прошлое вызывает наиболее острые разногласия в обществе. Люди расходятся в...

ПРОГРАММА: СЛУЖБА МЕДИАЦИИ «ПУТЬ К СОГЛАСИЮ ИЛИ ВЫХОД ИЗ ЛАБИРИНТА»

Программа медиации ГБРОУ Юридический колледж....

Литературный лабиринт «Бунин: страницы судьбы и творчества»

СценарийЛитературный лабиринт «Бунин: страницы судьбы и творчества»...

Служба медиации: Путь к согласию или Выход из лабиринта.

Учительская газета: https://ug.ru/put-k-soglasiyu-ili-vyhod-iz-labirinta/...