РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗНОСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НА УРОКАХ ХИМИИ
статья по теме

Хайруллина Таисия Ивановна

Рассмотрены концепции модернизации образования и тенденции совершенствования системы профессиональной подготовки будущих  специалистов и разносторонне развитых личностей в СПО  на примере Казанского автотранспортного техникума им. А.П. Обыденнова. На сегодняшний день  востребованы качества профессионала. Нужен студент сознательно изменяющийся и развивающий себя.  Комплекс личностных профессиональных качеств, необходимых будущему специалисту для профессионального выполнения своих производственных обязанностей, может быть сформирован в условиях организованного обучения. Данное обучение облечено в простые короткие фразы, за которыми подразумевается глубокое содержание: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить, научиться жить вместе.  В новое содержание образования  должно входить отслеживание критериев предъявляемых работодателями: - в какой степени студент усвоил нормы и правила профессии? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗНОСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НА УРОКАХ ХИМИИ

Т.И. Хайруллина

Аннотация.

Рассмотрены концепции модернизации образования и тенденции совершенствования системы профессиональной подготовки будущих  специалистов и разносторонне развитых личностей в СПО  на примере Казанского автотранспортного техникума им. А.П. Обыденнова. На сегодняшний день  востребованы качества профессионала. Нужен студент сознательно изменяющийся и развивающий себя.  Комплекс личностных профессиональных качеств, необходимых будущему специалисту для профессионального выполнения своих производственных обязанностей, может быть сформирован в условиях организованного обучения. Данное обучение облечено в простые короткие фразы, за которыми подразумевается глубокое содержание: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить, научиться жить вместе.  В новое содержание образования  должно входить отслеживание критериев предъявляемых работодателями: - в какой степени студент усвоил нормы и правила профессии?

Ключевые слова: 

инновационное образование, программы обучения, стратегия образования, информационная система, творческая деятельность, профессионализм, установка личности.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

К. Д. Ушинский

Тенденции совершенствования системы профессиональной подготовки будущих специалистов в ССУЗе связаны, прежде всего, с использованием инновационных образовательных технологий. Такое образование ориентировано не столько на получение знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем – по мере необходимости – приобретать знания самостоятельно.    

Концепция модернизации образования ставит перед ним цель — «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности»[2, с.63-68]. Новый образовательный стандарт ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призван решать в числе прочих и учебный предмет – химия. Преподавателю, с одной стороны, необходимо сохранить фундаментальность химического образования, с другой – внедрять компетентностный подход в преподавании химии.

Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей. Такое развитие, которое определяется содержанием и уровнем психического развития личности на данный момент, может быть названо саморазвитием [2, с.63-68].

Однако на современном этапе имеется потребность в повышении качества профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС  среднего  профессионального образования, потому что отсутствуют отработанные механизмы независимой экспертной оценки результатов освоения образовательных программ СПО. Возросла необходимость повышения качества профессионального образования с учетом требований работодателей - заказчиков кадров, потому что отсутствуют эффективные методики актуализации образовательных программ с учетом принимаемых профессиональных стандартов.  

В связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решать задачи, поставленные в образовательном стандарте ФГОС среднего общего и среднего профессионального образования?  Достичь цели и решать задачи в обучении химии традиционными методами невозможно, поэтому учителя ведут поиск наиболее эффективных методов обучения.

Дисциплины общеобразовательного цикла для студентов 1 курса СПО представляются малозначимыми  и не связанными с дисциплинами профессионального цикла. В связи с этим нет должного интереса к изучаемым предметам на 1 курсе, поэтому может быть понижена усвояемость материала по дисциплинам общеобразовательного цикла.

Формирование всесторонней развитой личности  и специалиста в целом должно идти через усвоение всех изучаемых предметов, в том числе и общеобразовательных.

Результатом инновационного обучения является не только развитие инновационных компетенций, но и создание долговременных конкурентных преимуществ выпускников.

Основной задачей СПО является получение соответствующего решения проблемы, либо прогнозирование развития ситуации к настоящему и будущему моменту времени. При подготовке к обсуждению заданной ситуации студент учится прорабатывать большой объем информации и выбирать лишь нужную и актуальную. Сам процесс обработки и редактирования данных – занимательный и творческий процесс, т.к. позволяет домысливать какие-либо события и свести противоречия воедино. При этом и ситуация должна быть составлена таким образом, чтобы сориентировать студентов на самостоятельную работу. В этой связи необходимо отметить важность работы преподавателя.

Одной из сложных тем для восприятия учащихся, являются окислительно-восстановительные реакции. Поэтому сегодня на первое место выходит проблема совершенствования методики преподавания темы: «ОВР». Одним из важных звеньев этого процесса является проверка достижений учащихся, которая позволяет установить уровень сформированных у учащихся знаний и умений на том или ином этапе процесса обучения, а в итоге требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта.

Поиск содержания, форм и методов обучения, технологическая подготовка, необходимая для успешной сдачи учащимися дифференцированного зачета по химии.

При изучении понятий осуществляется систематический мониторинг, в основу которого положен уровневый подход:

1 уровень – ученик владеет знаниями об отдельных понятиях и их признаках;

2 уровень – ученик знает о связях и отношениях между понятиями, умеет воспроизвести их и применить в типичных заданиях;

3 уровень – знания уже представляют целостные системы, не связанные между собой;

4 уровень – знания представляют собой систему в высшей степени развития, характеризуются новым качеством – действенностью: ученик может предсказывать неизвестные факты, выводить «новые» на основе усвоенных, творчески применять изученное [3,с.318].

Овладеть понятием «химическая реакция» – не значит запомнить или заучить две, три, пять, более сотен или тысяч реакций: такой подход означал бы отказ от сознательного изучения явлений.

Овладеть понятием «химическая реакция» – это значит изучить свойство элементов периодической системы Д.И. Менделеева и различных классов химических соединений, их характерные особенности, усвоить основные законы превращения веществ и, основываясь на этом, осмысленно составлять уравнения химических реакций.

Усвоить понятие – значит выработать следующие умения:

- вскрыть содержание понятия;

- дать определение и привести примеры;

- подвести понятие под классификацию, установить связи с другими понятиями;

- применять понятия при решении задач в различных ситуациях [1,с.61-66].

Усвоить систему понятий об окислительно-восстановительных реакциях значит выработать у учащихся умения, каждое из которых соответствует определенному понятию темы.

Качество усвоения зависит от поставленных целей, значения понятия в процессе обучения и методики его формировании.

Приобретенные знания и умения закрепляются на уроках – тренингах и проверяются на специально проводимых по этой теме самостоятельных работах. Таким образом, учащиеся, заканчивая изучение неорганической химии, умеют рассматривать окислительно-восстановительные процессы и могут объяснить причины их протекания. Как парадокс, можно отметить, что в неорганической химии степень окисления – одно из основных понятий, а в органической – нет. Этот факт можно объяснить тем, что для органической химии важна не степень окисления, а смещение электронной плотности, в результате которого на атомах появляются частичные заряды, не согласующиеся со значениями степени окисления.

Трудность восприятия органической химии учащимися заключается в том, что меняется соотношение конкретного и абстрактного материала в сторону усиления абстрактного. Многие понятия органической химии связаны с понятием явлений микромира. Это касается электронной природы химической связи, стереохимических понятий, где отсутствует возможность использования химического эксперимента.

Структура курса органической химии, в основу которой положены принципы усложнения строения вещества и генетической связи между классами соединений, создает благоприятные условия для формирования и развития понятий. При этом необходимо учитывать следующее: курс органической химии позволяет широко применять логические операции, особенно систематизацию и обобщение.

Структура курса органической химии, в основу которой положены принципы усложнения строения вещества и генетической связи между классами соединений, создает благоприятные условия для формирования и развития понятий. Воспитание студентов должно быть направлено не на формальное получение диплома, а на приобретение знаний по специальности. Студенты должны ощущать связь учебного заведения и производства, видеть примеры выпускников, добившихся успехов в карьере.

Итак, в технологии саморазвития провозглашается новая для ССУЗов и приоритетная цель: формирование самосовершенствующейся личности.

Литература:

  1. Александрова М.А. Урок "Электролиз растворов и расплавов солей" // Химия в школе. - 2005. - № 3 - с.61-66.
  2. Гайсин И.Т., Камалеева А.Р. Педагогический процесс и технология // Образование и саморазвитие. – 2009. – 3(13). – с.63-68.
  3. Дзудцова Д.Д., Бестаева Л.Б. Окислительно-восстановительные    

  реакции. - М.:Дрофа, 2005. – с.318.

  1.  Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. -М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
  2. http://www.pedagogics-book.ru/articles/6-9.html
  3. http://www.profile-edu.ru/texnologiya-samo-razvivayushhego-obucheniya.html

Сведения об авторе:

Хайруллина Таисия Ивановна (г. Казань)

высшая квалификационная категория, преподаватель химии и биологии,          ГА ПОУ «Казанский автотранспортный техникум им. А.П.Обыденнова»        



Предварительный просмотр:

,Хайруллина Т.И.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СПО

ГАПОУ «Казанский автотранспортный техникум» имени  А.П. Обыденнова, г. Казань

Великий Гёте сказал:

«Единственная красота, которую я знаю - это здоровье»

В настоящее время многие традиционные способы информационно-просветительского подхода, показали свою неэффективность в решении профилактических задач. Поэтому в сфере профилактики наркомании сложился новый подход, а именно – обучение здоровым жизненным навыкам, как образовательная система развития молодых людей и профилактики наркомании. Таким образом, становится особо важной роль различных программ, основанных на имеющихся психологических знаниях, помогающих подрастающему поколению избежать вредных привычек и противопоставлять им навыки здорового образа жизни.

Мы живет в республике Татарстан с развитой промышленной структурой, с большим набором различных спортивных комплексов, с многообразной прекрасной природой, что располагает только на положительные эмоции и ведение здорового образа жизни. Мы гордимся своей малой родиной.

Государственный советник Республики Татарстан, М. Шаймиев высказал свою точку зрения:

«Счастлив тот, у кого много друзей среди татар, русских, чувашей, удмуртов – людей разных национальностей. Счастлив тот, кто стремится к знаниям, хорошо учится, уважает старших, не обижает младших, любит труд и свой родной край, свою прекрасную родину – Татарстан».

В «Казанском автотранспортном техникуме им. А.П. Обыденнова» (КАТТ) работает слаженный коллектив воспитателей под руководством целеустремленного организатора своего дела Орловой С.А., который постоянно организовывает и проводит разнообразные мероприятия. Среди таких мероприятий особое место занимают мероприятия по профилактике наркомании и табакокурению.

Мы живём в то время, когда извращения возводятся в культ почитания, и здоровым людям приходится стесняться своей «нормальности». Многим подросткам нравится, когда кто-то вслух говорит о том, что у них на сердце, они перестают стесняться своих хороших порывов, и благодаря этому импульсу они легко объединяются в клубы здорового образа жизни, раскрываются, и с увлечением начинают распространять идеи здорового образа жизни среди друзей и знакомых.

В техникуме проходят мероприятия по плану воспитательного отдела:

  • В группах нового набора проводятся профилактические беседы по данному мероприятию с предложением предоставить рисунки, плакаты, рефераты, презентации, кроссворды, стихи на данную тематику. Заключительный этап – проведение конкурсов «NO SMOKING – НЕ   КУРИ», «Наркостоп» под руководством преподавателя химии и биологии Хайруллиной Т.И. с участием всех студенческих групп нового набора на 1 курсе.
  • В техникуме имеется почтовый ящик «Для сбора информации граждан по вопросам профилактики противодействия коррупции и фактам сбыта и распространения наркотических средств». Психолог техникума проводит соцопросы, кураторы заполняют социальную карту (список студентов, подлежащих первичной, вторичной и третичной профилактике наркотических заболеваний).

В нашем техникуме систематически проводятся литературные вечера, тематические концерты, посвященные «Дню первокурсника» и «Дню защитника отечества», спортивные соревнования, посвященные военно-патриотическим праздникам, различные конкурсы: «Лучший токарь», «Лучший слесарь»; а также ежегодный фестиваль «Весенняя капель»,  выпускаются стенгазеты. Лучшие студенты получают грамоты и поощряются материально. Имеются тематические кружки.

  • Администрация «Казанского автотранспортного техникума им. А.П. Обыденнова» большое внимание уделяет спортивной жизни студентов, что способствует воспитанию будущих защитников нашего отечества. Так ежегодно в техникуме проводятся военно-спортивные игры на кубок Героя Советского Союза Ф.Е. Хребтова, победителям соревнований вручаются почетные грамоты. Ежегодно проводятся военно-спортивные соревнования, посвященные «Дню защитника отечества», что является воспитанием патриотизма молодежи, которое проводится по плану воспитательной работы. Кроме этого проходится декадник «Жуковские дни», посвященные Герою Советского Союза Г.К. Жукову, что является нравственным воспитанием личности молодых людей. Лучшие студенты также получают грамоты и поощряются материально.

Все вышеперечисленные мероприятия, проводимые в техникуме, являются альтернативой проблеме наркомании. Такие мероприятия развивают как физическую, так и интеллектуальную стороны личности молодого человека, что помогает молодому поколению ориентироваться в современном мире и противостоять негативным сторонам общества.

В нашем техникуме проводятся различные диспуты, так например, 26 ноября 2015г. в библиотеке проводился диспут на тему: «Бывает ли у истории про наркоманов счастливый конец?». Под моим руководством подготовил доклад и выступил студент группы ТД-152 В.Д. Демин на тему: «Наркомания и молодежь», применяя разработанную им презентацию. Студенты подводили итог и находили самые важные стороны, и наиболее актуальную проблему наркомании для своего микросоциума. Делали вывод, что здоровый человек – это счастливый человек.

А в чем заключается счастье? Представим на минуту, что у человека есть все: дом, работа, машина и т.д., но нет друзей. Будет ли он счастлив, проводя жизнь в одиночестве? Конечно, нет. А это значит, что для достижения настоящего счастья одного преуспевания мало.

Самое важное – создать хорошие взаимоотношения с другими людьми.

Есть три универсальных принципа, которые помогут достичь успеха и счастья:

  • жить по совести, чтобы уметь принять правильные решения;
  • воплощать заложенный в нас творческий потенциал, чтобы стать интересной и полноценной личностью;
  • любить других, чтобы испытывать счастье в межличностных отношениях.

Если человек не научился правильно строить отношения с людьми, то его жизнь будет наполнена одиночеством. А такие люди чаще всего и становятся жертвами наркотиков, так они теряют и счастье, и здоровье. Поэтому и говорят, что наркомания – это болезнь незащищенных слоев общества, а точнее, самых слабых его членов.

Материалы данного мероприятия имеются на собственном сайте техникума www.katt-kaz.narod.ru.

Мною, преподавателем химии и биологии, написаны методические разработки для проведения классных часов: «Наркотики и их последствия» (2010), «Вред курения и алкоголя» (2010), «Влияние на организм табака, алкоголя, наркотиков и токсических веществ» (2010), «Нужны ли кому-нибудь наркотики» (2014), также работает со студентами 1 курса по индивидуальным проектам.

D:\Тая\наркостоп\профилактика против наркотиков\Изображение 002.jpg

«Или люди сделают так, чтобы в воздухе стало меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей»  (Л. Дж.Баттан).

У нас в техникуме работает дружный студенческий актив, который предлагает разнообразить свою жизнь многими интересными мероприятиями по всем направлениям развития личности молодого человека, проводимыми в техникуме.

Альтернативой проблемы наркомании является общественная деятельность, спорт, труд, духовное состояние человека. А самое главное занятие – это учиться, получать знания на уроках. Студенты техникума участвуют в проведении лекций, тренингов, дискуссий, диспутов. Также принимают участие в создании презентаций и видеороликов о проблеме наркомании. В нашем техникуме есть студенты, которые пишут стихи.

Предлагаем прочитать стихотворение, написанное студенткой нашего техникума:                                                         «Откажись от наркотиков».

Не употребляй наркоту

Она не доведет до добра.

Не губи себе жизнь,

        Откажись от вреда!

        Вспомни детство свое,

        Вспомни, что говорили

        Не употребляй наркоту.

        Ведь тебя же учили!

       Не употребляй наркоту

       Это гадость такая,

Веди здоровый образ жизни

И свою жизнь украшая.

Посмотри на детей,

На их милые лица,

Откажись от наркотиков,

Им пример пригодиться!

Абдуллина Л.Р., гр. ОП-358

Все вместе мы должны работать над профилактикой наркомании, но главное – позитив самого человека: Я САМ. Мы все вместе должны помочь создать позитив жизни. Это еще раз говорит о том, что, что бы ни случилось в твоей жизни, имейте позитивное мышление. Ухватитесь за то хорошее, что у вас осталось, и идите вперед, осуществляя три принципа достижения успеха, благодаря которым ты найдешь себе хороших друзей. Это и будет твоим крепким основанием, и лучшей защитой от одиночества, от наркотиков и других негативных элементов, способных разрушить твою жизнь.

Наша общая задача заключается не только в том, чтобы самому быть настоящим человеком, но и стараться, чтобы наши друзья и знакомые не были затянуты в болото наркомании. А в дальнейшем и наши дети сумели твердо стоять на своем мнении и напористо, твердо сказать: «НЕТ!». Для этого мы должны научиться сначала любить себя, уметь изменяться, рассматривать себя как тонкий инструмент познания, наделенный способностью к эмоциональному отклику и интуиции. Затем уже пронести свою любовь к другим людям, детям, друзьям, творчески взаимодействуя с ними, принося в их душу радость и покой, чтобы они тоже твердо и уверенно могли сказать: «НЕТ!».

Главная задача нашего техникума – выпустить студентов не просто специалистов, а полноценных людей, готовых к жизненным трудностям и реалиям современного мира.

Если каждое образовательное учреждение озаботится проблемами современного блага молодежи, комплексно возьмется за решение этой проблемы, то уже на стадии профилактики можно добиться значительных достижений на этом поприще, спасти множество жизней и в конечном счете сделать наше общество здоровым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа как средство формирования творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

Бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой переоценки методов обучения. Всё большее значение приобретает ориентация на формирование творческой, всесторонне развитой личнос...

«Современный подход к преподаванию литературы как важнейшего средства духовного формирования личности специалиста»

Урок – главный плацдарм педагогического творчества. На уроке реализуется основная педагогическая потребность – передать, отдать, обучить....

Педагогическая деятельность воспитателя по формированию творческих способностей и созданию условий для самореализации личности в условиях проживания в СП "Детский дом"

О педагогической деятельности воспитателя по формированию творческих способностей и созданию условий для самореализации личности в условиях проживания в СП ""Детский дом...

Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью

Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова,  – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деят...

Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста

Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста...

Статья. Сидорова Н.М. Формирование мотивации к обучению на уроках химии студентов в ПУ

Проводя  уроки химии. обратила внимание, что студентам трудно даетсяя этот предмет.Им не интересно запоминать формулы и отсюда качество  знаний находится на низком уровне. Отсутствует мотива...

Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью

Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова,  – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деят...