по дисциплинам "ЭКОЛОГИЯ" и "БИОЛОГИЯ"
тест по теме

Григорьева Татьяна Зиновьевна

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики «Чебоксарский профессиональный колледж им. Н.В. Никольского»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

(ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии)

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора колледжа

от _____2017 № __________

                                                                                 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПОО.02 Экология

ППССЗ по специальностям 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 09.02.04  Информационные системы (по отраслям)

Форма обучения  Очная

Чебоксары 2017


ОДОБРЕНА

цикловой комиссией математических и естественно научных дисциплин

Протокол от _______2017 № __

Председатель ______О.В.Крикова

СОГЛАСОВАНО

Протокол Методического совета

от _______2017 № ___

Председатель _______Н.К.Горшкова

 

Разработчик: Григорьева Т.З., преподаватель первой категории ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии

Рецензенты:

Данилова Е.А. - преподаватель высшей квалификационной категории Чебоксарскиого машиностроительного техникума Минобразования Чувашии

Плеткина М.А.- преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

1

Перечень практических занятий по дисциплине «Экология»

5

2

Требования к оформлению отчета по практической работе 

5

3

Критерии оценки выполнения работ

5

4

Содержание практических занятий

6

5

Практическое занятие № 1

Описание жилища человека как искусственной экосистемы

6

6

Практическое занятие  №2 Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистем

10

7

Литература

13

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания для выполнения практических работ  по учебной дисциплине Экология являются частью ППССЗ по специальностям 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 09.02.04  Информационные системы (по отраслям) ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии.

Методические указания адресованы студентам очной формы обучения.

Цель данных методических указаний – оказать помощь студентам в подготовке и выполнении практических работ, а также закрепления и углубления знаний по дисциплине, приобщения студентов  к небольшим самостоятельным  исследованиям.

Для выполнения практических работ обучающийся должен знать:

-  значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

- требования к экологической безопасности городской квартиры; экологические вопросы строительства в городе, материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений, их экологическую безопасность, контроль за качеством строительства,

- природно-территориальные аспекты экологических проблем. Возможности управления экологическими системами.

В результате выполнения лабораторных работ обучающийся должен освоить следующие умения:

- самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

  • управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии.
  • определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
  • использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
  • применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
  • владение знаниями;

1 Перечень практических занятий по дисциплине «Экология»

Наименование разделов, тем

Наименование практических занятий

Кол. часов

Уровень освоения

Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасностью

2

Тема 2.2  Городская среда и ее экологическая безопасность.

Практическое занятие №1   Описание жилища человека как искусственной  экосистемы

2

2

Раздел 4 Охрана природы

2

Тема 4.2  Природные ресурсы и их охрана.

Практическое занятие  №2 Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистем

2

2

Всего

4

2 Требования к оформлению отчета по практической работе

  1. Записать номер и тему практического занятия.
  2. Записать учебную цель и задачи.
  3.  Записать задание.
  4.  Выполнить задание согласно методике, осуществив все необходимые расчеты, построения, заполнение таблиц и т.п.
  5. Сформулировать вывод.
  6. Подготовить (устно или письменно) ответы на контрольные вопросы.

3 Критерии оценки выполнения работ

Оценка «Отлично» выставляется если:

- студент полностью самостоятельно выполнил задание;

- представил  отчет по практическому занятию;

- расчеты выполнил без ошибок, заполнил все таблицы без

замечаний;

- сделал верные выводы по результатам работы;

- на все вопросы при защите практической работы  дал правильные ответы;

- корректно использовал профильный понятийный аппарат.

Оценка «Хорошо» выставляется если:

- студент полностью самостоятельно выполнил задание;

- представил  отчет по практической работе;

- допустил некоторые неточности в расчетах, заполнил все таблицы, построил графики и т.д.с небольшими замечаниями;

- при защите практической работы  дал правильные ответы на большинство вопросов;

- корректно использовал профильный понятийный аппарат.

Оценка «Удовлетворительно» выставляется если:

- студент полностью выполнил задание с помощью товарищей или консультации преподавателя;

- представил  отчет по практической работе;

- допустил существенные ошибки в расчетах;

- оформление работы требует доработки;

- при защите практической работы  затрудняется отвечать на вопросы;

- испытывает затруднения при  использовании профильного понятийного аппарата.

Оценка «Неудовлетворительно» выставляется если:

- студент не выполнил задание;

- не представил  отчет по практической работе;

- не готов  отвечать на вопросы и т.п.

 

4 Содержание практических работ

Практическое занятие №1   Описание жилища человека как искусственной  экосистемы 

Цель: описать жилище человека, изучить экологичность наиболее популярных строительных и отделочных материалов, вопросы грамотного и взвешенного их выбора, узнать, какие цветы можно держать у себя дома и почему, изучить наиболее опасные бытовые приборы и методы защиты от электромагнитного излучения.

На качество среды в жилище влияют: Наружный воздух; продукты неполного сгорания газа;вещества, возникающие в процессе приготовления пищи; вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т. д.; продукты табакокурения; бытовая химия; комнатные растения;соблюдение санитарных норм проживания.

В современном доме используются самые разнообразные материалы на основе природных, синтетических и композитных веществ, сочетание которых может пагубно влиять на здоровье человека. В воздухе среднестатистической квартиры одновременно присутствует более 100 летучих химических веществ, относящихся к различным классам химических соединений, причем некоторые из них могут обладать высокой токсичностью. Самую большую опасность для здоровья человека представляют бензол, формальдегид и диоксид азота, основные источники токсичных веществ, попадающих в атмосферу дома, - вовсе не загазованный уличный воздух, а некачественные строительные и отделочные материалы.

Опишите жилище человека как искусственную экосистему, заполнив таблицу:

Элемент дома

Вредные факторы

Методы устранения этих факторов

Отделка, интерьер

мебель

растения

кухня

спальня

кабинет

Бытовые приборы, ЭВМ

вода

Приложение №1

Материалы, использующиеся при строительстве и отделочных работах в доме.

Название материала

Степень вредного воздействия на организм человека

Дерево

Экологически чистый материал

Железная арматура

Экологически чистый материал

Стекло

Экологически чистый материал

Краска масленая

Токсическое воздействие тяжелых металлов

и органических растворителей

Древесностружечные плиты

Формальдегид, обладающий мутагенными свойствами

Пластик

Содержат тяжелые металлы, вызывающие необратимые

изменения в организме человека

Линолеум

Хлорвинил и пластификаторы могут вызвать отравления

Бетон

Источник радиации

Поливинилхлорид

Может вызвать отравления

Обои с моющим покрытием

Источник стирола, вызывающего головную боль, тошноту,

спазмы и потерю сознания

Приложение №2

Стены из бетона, шлакобетона, полимербетона – источник радиации, способной провоцировать новообразования. Радий и торий постоянно разлагаются с .выделением радиоактивного газа радона.

  • Снижает содержание радона в воздухе регулярное проветривание комнат. Выделение радона уменьшается благодаря штукатурке и плотным бумажными обоям.

Бетонные плиты поглощают влагу из стен. Сухость воздуха вызывает неприятные ощущения, заболевания верхних дыхательных путей, ведет к ломкости волос и шелушению кожи, увеличению статического электричества.

  • Потому необходимы увлажнители. Можно повесить сосуды с водой на батареи, установить аквариумы, которые еще успокаивают нервы и развивают эстетические чувства.

. Линолеум, служит источником ароматических углеводородов, которые в избыточном количестве вызывают аллергические реакции, повышенную утомляемость, ухудшение иммунитета.

  • Врачи рекомендуют использовать линолеумные покрытия только там, где человек бывает нечасто. Лучше использовать деревянный пол – теплый и экологически чистый.
  • Синтетические ковровые покрытия лучше заменить на изделия из натуральной шерсти и хлопка, бамбуковые циновки.

Мебель из ДСП многие годы источает формальдегиды и фенолы, которые вызывают раздражение слизистой и кожи, обладают канцерогенным (вызывающим рак) и мутагенным (способным вызвать непредсказуемую мутацию генов) эффектами. Такая мебель негативно воздействует на репродуктивную функцию человека, опасна для центральной нервной системы и печени.

  • Нужно заменять на мебель из натурального дерева или уменьшить выделение токсических веществ с помощью краски на алкидной основе.
  • лучше использовать дома водно-дисперсионные краски или отделывать дерево натуральным маслом или воском.

Потолки лучше всего покрывать побелкой. Она и «дышит» неплохо, и влагу впитывает.

Электроприборы

Наши квартиры "нашпигованы" электроприборами. Создаваемое ими электромагнитное поле негативно воздействует на кровеносную, иммунную, эндокринную и другие системы органов человека. Конечно же, постоянное длительное воздействие ЭМП выше перечисленных источников на человека в течение жизни приводит к появлению различного рода заболеваний, преимущественно сердечно-сосудистой и нервной систем организма человека. В последние годы в числе отдаленных последствий часто называются онкологические заболевания.

Не садиться близко к экрану телевизора или персонально компьютера.

Убрать электрический будильник или телефонный автоответчик от изголовья постели.

Дешевый и эстетический способ уменьшить влияние вредных факторов - завести комнатные цветы. Они поглощают углекислоту и некоторые вредные вещества, выделяют кислород, оказывают бактерицидное действие, увлажняют воздух.

Приложение № 3

Как улучшить электромагнитную обстановку в доме?

  • Выключайте из розеток все неработающие приборы - шнуры питания под напряжением создают электромагнитные поля.
  • Размещайте приборы, включающиеся часто и на продолжительное время (электропечь, СВЧ-печь, холодильник, телевизор, обогреватели), на расстоянии не менее полутора метров от мест продолжительного пребывания или ночного отдыха, особенно детей.
  • Если ваш дом оснащен большим количеством электробытовой техники, старайтесь включать одновременно как можно меньше приборов.
  • Помещение, где работает электробытовая техника, чаще проветривайте и делайте влажную уборку - это снижает статические электрические поля.

Кухня

Кухня перенасыщена электромагнитными полями, которые накладываются друг на друга, не оставляя хозяевам никаких шансов найти "тихий уголок". Только абсолютно здоровый человек может позволить себе несколько раз в день окунаться в такую электромагнитную "ванну".

Спальня.

Ни в коем случае в изголовье кровати не должна находиться розетка! А уж тем более с вечно воткнутым в нее шнуром от бра.

 Кабинет. 
Главная ошибка - круглосуточно вставленные в розетки шнуры питания. Работающий и неработающий, но включенный в розетку электроприборы дают практически одинаковое излучение. Если же сделать заземление, то, как уверяют специалисты, излучения упадут в 5-10 раз.

Вода

Серьезную опасность для здоровья населения представляет химический состав воды. В природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения. Методами химического анализа определили качество питьевой воды. Загрязненная вода, попадая в наш организм, вызывает 70-80 % всех известных болезней, на 30% ускоряет старение. Из-за употребления токсичной воды развиваются различные заболевания. Повышенная жесткость воды является одной из причин заболеваемости населения мочекаменной, почечнокаменной, желчнокаменной болезнью, холециститом Недостаток фтора в организме приводит к развитию кариеса зубов. Недостаток йода в воде и пище - основная причина заболевания населения тиреотоксикозом.

Флора жилища

На протяжении всего эволюционного развития человек неразрывно связан с растительным миром. Современный человек часто оторван от природы, поэтому необходимо окружить себя растениями, которые, активно вбирая все вредное, еще и вырабатывают кислород и благоприятно воздействуют на человека своим биополем. На помощь может прийти уникальное растение, способное превратить пустыню в оазис - циперус. Он сам очень любит влагу, поэтому горшок с ним ставят в поддон с водой. Водно-газовый обмен в помещении улучшают антуриум, маранта, и монстера. Хлорофитум, плющ алоэ являются высокоэффективными очистителями воздуха. Многие комнатные растения обладают фитонцидными свойствами. В помещении, где находятся, например, хлорофитум в воздухе содержится значительно меньше микробов. А частицы тяжелых металлов, которые тоже есть в наших квартирах, поглощают аспарагусы. Герань не только мух отгоняет, но и дезинфицирует и дезодорирует воздух. Кустик комнатной розы поможет вам избавиться от излишней усталости и раздражительности.

Практическое занятие  №2 Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистем.

 Цель: закрепить знания о структуре экосистем, научиться составлять описание природных и искусственных экосистем, объяснять различия между ними и их значение;

2. Порядок выполнения:

3.1. Отработка терминов и понятий.

3.2. Выполнение работы, решение заданий.

3.3. Выполнение тестового задания.

3. Схема отчета:

4.1. Тема и цель занятия.

4.2. Ответы к заданиям.

4.3. Ответы тестового задания.

Оборудование: учебник , таблицы

Ход работы. 

Задание 1. Изучить описание природной экосистемы и распределить обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной экосистемы.

Биоценоз лиственного леса характеризуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, обитающие в лесу, различаются но высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько «этажей», или ярусов. Первый ярус — древесный —составляют самыесветолюбивые виды — дуб, липа. Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яблоню. Третий ярус состоит из кустарников лещины, бересклета, калины и др. Четвертый ярус — травянистый. Такими же этажами распределены и корни растений. Ярусность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покрова. Одна группа трав, называемая эфемерами, — светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на деревьях и поверхность почвы ярко освещена. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом па этих местах под покровом распустившихся деревьев развиваются теневыносливые растения. Кроме растений в лесу обитают : в почве — бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые. В травяном и кустарниковом ярусах сплетают свои сети пауки. Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопрядов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей. В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные — амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих — грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные — лисица, волк. В верхних слоях почвы встречаются кроты.

Задание 2. Изучите агроценоз пшеничного поля и распределите обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной агроэкосистемы.

Его растительность составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки: марь белая, бодяк полевой, донник желтый, вьюнок полевой, пырей ползучий. Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются зерноядные и хищные птицы, лисы, трясогузка, дождевые черви, жужелицы, клоп вредная черепашка, тля, личинки насекомых, божья коровка, наездник. Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая. 

Задание 3. Дайте оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы. Внесите следующие утверждения в таблицу:

  • действует на экосистему минимально,
  • не действует на экосистему,
  • действие направлено на достижение максимальной продуктивности.

не действует на экосистему

Искусственный отбор

действует на экосистему минимально

действие направлено на достижение максимальной продуктивности

Задание 4. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем. (больше, меньше)

Контрольные вопросы (тестирование):

1. Основным источником энергии для агроэкосистем являются
А) минеральные удобрения
Б) солнечные лучи
В) органические удобрения?
Г) почвенные воды

2. Почему поле, засеянное культурными растениями, нельзя считать природной экосистемой
А) отсутствуют цепи питания
Б) не происходит круговорот веществ
В) кроме солнечной используется дополнительная энергия
Г) растения не располагаются в пространстве ярусами

3. В чем проявляется сходство плантации сахарной свеклы и экосистемы луга
А) имеют незамкнутый круговорот веществ
Б) для них характерна небольшая длина цепей питания
В) в них отсутствуют вторичные консументы (хищники)
Г) имеют пищевые цепи и сети

4. Агроценоз считают искусственной экосистемой, так как он
А) существует только за счёт энергии солнечного света
Б) не может существовать без дополнительной энергии
В) состоит из продуцентов, консументов и редуцентов
Г) не включает консументов и редуцентов

5. Большую роль в повышении продуктивности агроэкосистем играет
А) превышение нормы высева семян
Б) введение севооборота на полях
В) выращивание растений одного вида
Г) увеличение площади агроценоза

6. Агроценозы характеризуются
А) доминированием монокультуры
Б) уменьшением численности вредителей
В) разнообразием входящих в них видов организмов
Г) уменьшением конкурентоспособности культурных растений

7. При уничтожении ядохимикатами насекомых-вредителей иногда наблюдается их массовое размножение, так как
А) увеличивается численность хищных птиц
Б) ускоряется рост сельскохозяйственных растений
В) уничтожаются их естественные враги
Г) уменьшается численность культурных растений

8. Агроэкосистема, в сравнении с естественной экосистемой, менее устойчива, так как
А) она состоит из большого разнообразия видов
Б) в ней замкнутый круговорот веществ и энергии
В) продуценты в ней усваивают энергию Солнца
Г) она имеет короткие пищевые цепи

Вывод: Необходимо не только создавать искуственные экосистемы, но и сохранять природные. Требуется тщательная охрана данных экосистем, ведь всё то что сотворила природа гораздо лучше чем искуственные экосистемы. Движущие силы в природных и агроэкосистемах, являются главными факторами, которые поддерживают и помогают развиваться этим экосистемам.

Литература:

Для преподавателя:

  1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопльзования: учебник для учреждений сред. проф. образования / В. М. Константинов, Ю. Б. Челидзе.- 14-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
  2. Хандогин Е.К., Герасимова Н.А., Хандогина А.В. Экологические основы природопользования. - М.: ИНФРА-М, 2013.-160с.

   Для студентов:

  1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопльзования: учебник для учреждений сред. проф. образования / В. М. Константинов, Ю. Б. Челидзе.- 14-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
  2. Хандогин Е.К., Герасимова Н.А., Хандогина А.В. Экологические основы природопользования. - М.: ИНФРА-М, 2013.-160с.

Дополнительные источники информации

  1. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М.: Вентана-Граф, 2015.-400с.
  2. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г. Гигиена и экология человека: учебник для образоват. учреж- дений сред. проф. образования / Ю.П.Пивоваров, В.В.Королик, Л.Г.Подунова ; под ред. Ю.П.Пивоварова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 400 с.
  3. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М.: Дрофа, 2014.-304с.
  4. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.-384с.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЧЕБОКСАРСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМР

____________Т.В. Савинова

«____»__________20___ года

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

По дисциплине Экологические основы природопользования

Разработал ______   Т.З.Федорова

Рассмотрены на заседании П(Ц)К

математических и общих

естественно -научных дисциплин

Протокол №___  от «___»______ 2006 г.

Председатель _______ Л.М. Николаева

2006

Вариант I

  1. Что такое экологический кризис, приведите примеры экологических кризисов в истории человечества.
  2. В чем выражается сокращение биоразнообразия?
  3. Перечислите источники загрязнения атмосферы
  4. Состояние водных ресурсов республики и экологические проблемы.
  5. Каковы  последствия увеличения численности населения?

Вариант II

  1. Назовите источники загрязнения гидросферы
  2. Какие признаки характеризуют современный экологический кризис?
  3. В чем причины и каковы последствия разрушения озонового слоя?
  4. Состояние почв, атмосферного воздуха республики и экологические проблемы
  5. Каковы особенности рационального природопользования?

Вариант III

  1. Какие глобальные изменения происходят в атмосфере?
  2. Приведите примеры истощения энергетических ресурсов.
  3. Почему процесс урбанизации опасен для окружающей природной среды?
  4. Какие источники загрязнения литосферы вы знаете?
  5. Назовите основные глобальные проблемы современности. В чем причины и каковы последствия парникового эффекта?

Вариант IV

  1. Каковы основные причины и последствия уничтожения лесов?
  2. Назовите основные причины загрязнения биосферы.
  3. Что такое экологическая катастрофа, приведите примеры экологических катастроф.
  4. В чем причины и каковы последствия кислотных дождей?
  5. Экологические проблемы ЧР


Предварительный просмотр:

Вариант I

1.        Закончите определение. Экосистема-это.

 а) совокупность   организмов   и   неорганических   компонентов   на      •

определенной   территории,   в   которой   поддерживается   круговорот        *

веществ,

5) совокупность организмов разных видов, взаимосвязанных между

собой, обитающих на определенной территории;

я) совокупность организмов, обитающих на определенной территории,

и органических компонентов.

2.        Заполните пропуски названиями функциональных групп
экосистемы и царств живых существ.

Организмы,   потребляющее   органическое   вещество   и   полностью
расщепляющие его до минеральных соединении, называют _________________

Они представлены видами, о! носящимися к  _________ и _________________

  1. Кто из перечисленных организмов относится к продуцентам; корова, белый гриб, клевер луговой, человек?
  2. Выберите из списка названия живых организмов, которых можно отнести:

а) к консументам второго порядка

б) к продуцентам:

 серая крыса, слон, тигр, паук, волк, кролик, шиповник, саранча, ястреб, крокодил, гусъ, фитопланктон, лисица, окунь, сорняк, виноградная улитка, дельфин, осина, зеленые водоросли.

  1. Назовите растения, которые могут занимать место и продуцента, и консумента второго порядка.
  2. В природе пищевая цепь редко превышает 6-7 звеньев, обычно она состоит из 4-5. Объясните, почему количество звеньев пищевых цепей в природе ограничено.

7.        Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько
понадобиться фитопланктона, чтобы вырос один окунь весом 10 кг
пищевая цепь, фитопланктон – зоопланктон - мелкие рыбы - окунь.


Вариант II

  1. Выберите четыре необходимых компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, климат, редуценты, растем биогенные вещества., продуценты, вода.
  2. Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистем и царств живых существ.

Организмы,        потребляющие        органическое        вещество

перерабатывающие его в новые формы, называют _________

 представлены в основном видами, относящимися к _________

 Организмы, которые потребляют минеральные соединения и, испол

 внешнюю энергию, синтезируют органические вещества, назыв

 ________ .Они представлены в основном видами, относящимися

___________ миру

3.        Выберите из списка названия живых организмов, которых мож
отнести:

а)        к редуцентам;  

б)        к консументам первого порядка:
дуб, пшеница, гнилостные бактерии, жужелица, гриб пеницил, медв
белка, подосиновик, жаба, капуста, медоносная пчела, кровососущий
комар, тля, серая акула, титр, паук, крыса.

  1. Назовите животных, которые в цепях питания могут занимать место консументов как первого, так и второго или даже треть порядка.
  2. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава - за орел).
  3. Объясните, почему существование на Земле было бы невозможным без бактерий и грибов.



Предварительный просмотр:

Популяция

Вариант 1

1 .Выберите правильную оценку плотности населения популяции:

а) 20 особей    б) 20 особей на гектар      в) 20 особей в год

г) 20 %   д) 20 особей на 100 ловушек

2.0хотоведы установили, что весной на территории 20 км таёжного

леса обитало 8 соболей, из которых 4 самки (взрослые соболи не

образуют постоянных пар). Ежегодно одна самка приносит трёх

детёнышей. Определите:

  1. плотность соболей в конце года
  2. показатель рождаемости за год    
  3. Определите, какие группы организмов являются популяцией: а) семья волков    (окуни в озере       в) пшеница на поле

г) птичий базар    бурые медведи на острове Сахалин

4.Назовите организмы, которые имеют островной тип распределения

популяций среди водных организмов.

5.При росте плотности популяции любого вида наступит время,

когда дальнейший прирост замедлится, а затем практически

остановится. Укажите факторы, обуславливающие это явление.

6.Назовите организмы, имеющие простую возрастную структуру

популяции.

7.Какая среда будет более ёмкой для:

а)        пшеницы: орошаемое поле, лес, поле, луг

б)        бобра: река, протекающая по степи; река, протекающая по
еловому лесу; река, протекающая по осиновому лесу

в)        окуня: озеро, болото, подземный водоём

8.Назовите 2 причины, от которых зависит возрастная структура популяции любого вида. Выберите правильный ответ.

а) особенности жизненного цикла вида

б) численность популяции

в) смертность популяции

г) внешние условия

ВАРИАНТ 2

I.Выберите единицу измерения уценивающую показатель рождаемости населения популяции:

а)100 особей        в) 100 особей на гектар

6)100          г) 100 особей в год

2.Охотоведы установили, что весной на плошали 20км таежного леса обитало

8 соболей, из которых 4 самки (взрослые соболи не образуют постоянных пар). Ежегодно одна самка приносит 3 детенышей. Определите:

а) число соболей в конце года    

б) число соболей Весной

3.Определите, какие группы организмов являются популяцией:

а)семья оленей        в) все растения ельника

б)колония грачей                   г)улитки одного вида в одном горном ущелье

4.Назовите организмы, которые имеют островной тип распределения популяций среди сухопутных организмов.

5. Многие животные (вороны, волки, синицы (летом живут парам, а зимой образуют стаи. Объясните, с чем это связано

6.Назовите организмы, имеющие сложную возрастную структуру популяции 7.Какая среда будет более емкой для: а) лося: лиственный лес, поле, хвойный лес, болото. б) колорадского жука: хвойный лес, картофельное поле, луг. В)для больших синиц: лес, поле, лес с кормушками. 8 .Какие виды имеют более стабильную динамику численности: а)с простой возрастной структурой   б)с более сложной возрастной структурой в)с переменной возрастной структурой

9.Среди лесных птиц и млекопитающих наиболее резким колебаниям
подвержена численность семеноядных животных- клестов, белок, мышей
Объясните с чем это связана
        \

10.В одном из степных заповедников насчитывалось 370 особей сурков-бойбаков, распределившихся по возрастам следующим образом новорожденных-118,годовалых-49,двухлетних-30 .трехлетних и старще-153.Спустя 2 года на участке было 488 особей, среди них новорожденных- годовалых-83,двухгодовалых-78,остальаые-старше. Как изменилась возрастная структура популяции? Постройте возрастные структуры популяций.




Предварительный просмотр:

ТИПЫ БИОТИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

II вариант

I.        Назовите типы биотических отношений, которые могут проявляться в природе
при взаимодействии пары организмов:

  1. корова - жук-навозник
  2. лесная мышь - дуб (жёлудь)
  3. рыжий муравей - гусеница пряденицы
  4. белый гриб - ель
  5. кукуруза - бодояк полевой
  6. человек - аскарида
  7. стрекоза - муравей
  8. пчела - липа
  9. корова - человек

10)рыба-прилипала - акула     11)волк - ворон.

II.        Обозначьте предлагаемые типы биотических взаимодействий соответствующими парными комбинациями символов «+», «-», «О»:

А. нейтрализм        Д. хищничество

Б. конкуренция        Е. комменсализм

В. амменсализм        Ж. мутуализм, протокооперация.
Г. паразитизм

III. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут конкурировать между собой:

1.пчела, 2.берёза, 3.актиния, 4.осина, 5.клевер, 6.гриб подберёзовик, 7.липа, 8.гриб подосиновик, 9.рак-отшельник, 10.клубеньковые азотфиксирующие бактерии.

Названия организмов можно использовать только 1 раз.

IV.        Какому типу пищевых отношений:

Хищничество, пастьба

соответствуют следующие пары взаимодействующих организмов: 1. лиса - заяц, 2.заяц - клевер, З.человек - аскарида, 4. медведь - лось, 5.синий кит - планктон, 6. корова - тимофеевка, 7. гриб-трутовик - берёза, 8.стрекоза - муха, 9.малюск-беззубка - простейшие, Ю.тля — щавель, 11.вирус гриппа - человек, 12.холерный вибрион - человек, 13.божья коровка - тля.

V.        Объясните следующие факты:

При истреблении волков со временем снижается и численность оленей на тех же территориях.

VI.        Назовите пары организмов, которые конкурируют между собой за:
кислород (Где они обитают?).

VII.        Как можно использовать явление паразитизма и хищничества в сельском хозяйстве?


ТИПЫ БИОТИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

I вариант

I.        Назовите типы биотических отношений, которые могут проявляться в природе
при взаимодействии пары организмов:

  1. волк-заяц
  2. дятел - личинка короеда
  3. рыжая лесная полевка - лесная мышь
  4. взрослая ель - подрост березы
  5. гриб-трутовик - береза
  6. волк - дождевой червь
  7. стрекоза муха
  8. карась - карп
  9. шакал — лев
  10. кишечная палочка - человек
  11. человек - кровососущий комар.

II.        Обозначьте предлагаемые типы биотических взаимодействий соответствующими парными комбинациями символов «+», «-», «0»:

А. нейтрализм,        Д. хищничество,

Б. конкуренция,        Е. комменсализм,

В. амменсализм,        Ж. мутуализм, протокооперация.

Г. паразитизм,

III. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут конкурировать между собой:

1.ель обыкновенная, 2.лисица обыкновенная, З.грач, 4.береза, 5.пшеница, 6.ворона, 7. волк, 8.олень европейский, 9.василёк синий, 10.лось.

Названия организмов можно использовать только 1 раз.

IV.        Какому типу пищевых отношений:

Паразитизм, фильтрация

соответствуют следующие пары взаимодействующих организмов: 1. лиса — заяц, 2.заяц - клевер, З.человек - аскарида, 4. медведь - лось, 5.синий кит - планктон, 6. корова - тимофеевка, 7, гриб-трутовик - берёза, 8.стрекоза - муха, 9.малюск-беззубка - простейшие, 10.тля - щавель, 11.вирус гриппа - человек, 12.холерный вибрион - человек, 13.божья коровка - тля.

V.        Объясните следующие факты:

При массовом отстреле хищных птиц (ястребов, филинов), питающихся куропатками и тетеревами, численность последних сначала увеличивается, а затем падает.

VI.        Назовите пары организмов, которые конкурируют между собой за свет.

VII.        Почему в Китае вслед за уничтожением воробьев резко снизился урожай зерновых?


ТИПЫ БИОТИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

I вариант

I.        Назовите типы биотических отношений, которые могут проявляться в природе

при взаимодействии пары организмов: X    1) волк - заяц       X

2) дятел - личинка короеда КОИ  

3) рыжая лесная полевка - лесная мышь  

4) взрослая ель - подрост березы

5) гриб-трутовик - береза

6) волк - дождевой червь

7) стрекоза муха

8)карась - карп

9) шакал - лев

10) кишечная палочка - человек

11) человек - кровососущий комар.

II.        Обозначьте предлагаемые типы биотических взаимодействий соответствующими парными комбинациями символов «+», «-», «0»;

А. нейтрализм,        Д. хищничество,

Б. конкуренция,        Е. комменсализм,

В. амменсализм,        Ж. мутуализм, протокооперация.

Г. паразитизм,

III.        Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут конкурировать между собой:

1.ель обыкновенная, 2.лисица обыкновенная, З.грач, 4.береза, 5.пшеница, 6.ворона, 7. волк, 8.олень европейский, 9.василёк синий, 10.лось.

Названия организмов можно использовать только 1 раз.

IV.        Какому типу пищевых отношений:

Паразитизм, фильтрация    

соответствуют следующие пары взаимодействующих организмов: 1. лиса - заяц, 2.заяц - клевер, З.человек - аскарида, 4. медведь — лось, 5.синий кит - планктон, 6. корова - тимофеевка, 7. гриб-трутовик - берёза, 8.стрекоза - муха, 9.малюск-беззубка - простейшие, Ю.тля - щавель, 11.вирус гриппа - человек, 12.холерный вибрион - человек, 13.божья коровка - тля.

V.        Объясните следующие факты:

При массовом отстреле хищных птиц (ястребов, филинов), питающихся куропатками и тетеревами, численность последних сначала увеличивается, а затем падает.

VI.        Назовите пары организмов, которые конкурируют между собой за свет.

VII.        Почему в Китае вслед за уничтожением воробьев резко снизился урожай зерновых?




Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЧЕБОКСАРСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМР

____________Т.В. Савинова

«____»__________20___ года

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

По дисциплине Экологические основы природопользования

Разработал ______   Т.З.Федорова

Рассмотрены на заседании П(Ц)К

математических и общих

естественно -научных дисциплин

Протокол №___  от «___»______ 2006 г.

Председатель _______ Л.М. Николаева

2006

Вариант I

1.Какие виды загрязнителей относятся к физическим: сернистый газ, тепловая энергия, бактерии, азотная кислота, вибрация, плесень, сажа, фенол, электромагнитные поля.

 Укажите возможное влияние данного вида загрязнителя на состояние окружающей среды и здоровье человека

2.Выберите исчерпаемые возобновимые природные ресурсы:

рыбы,  энергия морских приливов, полиметаллические руды, энергия ветра, уголь,  атмосферный воздух, птицы , воды океанов,  природный газ, солнечный свет,  торф, энергия падающей воды.

Обоснуйте свой ответ.

3. Сель – это…  Назовите причины возникновения селевых потоков.

4. Раскройте сущность мусоропереработки.

5. Что такое среднесуточная ПДК?

6. Какое отрицательное воздействие на окружающую среду оказывает строительство ГЭС?

7. Назовите различия между экстенсивным и интенсивным путями развития сельского хозяйства.

8. Назовите службы мониторинга.

Вариант II

 1.Какие виды загрязнителей относятся к химическим:

пыль, сернистый газ, тепловая энергия, бактерии, азотная кислота, вибрация, плесень, фенол, электромагнитные поля.

Укажите возможное влияние данного вида загрязнителя на состояние окружающей среды и здоровье человека

2.Выберите исчерпаемые невозобновимые природные ресурсы:

растения, энергия морских приливов, энергия ветра, уголь, пресные воды, атмосферный воздух, птицы , нефть, воды океанов, леса,  солнечный свет, млекопитающие, песок.

Обоснуйте свой ответ.

3. Какие меры позволяют предупредить водную и ветровую эрозии?

4. Что такое отходы и на какие группы их можно разделить по агрегатному состоянию и происхождению.

5. Что является причиной возникновения смога?

6. Какие альтернативные источники энергии вы знаете?

7. Каковы пути решения продовольственной прблемы?

8. Дайте определение биоиндикации и приведите примеры биологических индикаторов.

Вариант III

1.Какие виды загрязнителей относятся к биологическим:

 сернистый газ, тепловая энергия, бактерии, азотная кислота, вибрация, плесень, сажа, фенол, электромагнитные поля, вирус гриппа.

Укажите возможное влияние данного вида загрязнителя на состояние окружающей среды и здоровье человека

2.Выберите неисчерпаемые  природные ресурсы:

Рыбы, растения, энергия морских приливов, энергия ветра, уголь, пресные воды, атмосферный воздух, птицы , нефть, воды океанов, леса, природный газ,  торф.  

Обоснуйте свой ответ.

3.Почему в местах, где в горах выпасают домашних животных, вероятность возникновения селей высока?

4. Что такое пиролиз и компостирование отходов?

5. Какие вредные вещества поступают в организм человека с пищей?

 6. Расположите традиционные источники получения энергии в порядке увеличения их экологической безопасности. Ответ обоснуйте.

7. Что является причиной продовольственной проблемы?

8. Задачи экологического мониторинга

Вариант IV

1.Какие виды загрязнителей относятся к физическим:

угарный газ, шум, диоксины,  растения-сорняки, радиоактивные вещества, колорадские жуки, электростатические поля, пестициды, дизентерийная амеба

Укажите возможное влияние данного вида загрязнителя на состояние окружающей среды и здоровье человека

2.Выберите исчерпаемые возобновимые природные ресурсы:

энергия морских приливов, лес, полиметаллические руды, энергия ветра, уголь, чистый воздух,  воды океанов,  природный газ, солнечный свет,  торф, энергия падающей воды, пресная вода.

Обоснуйте свой ответ.

3. Мероприятия, способствующие приостановке эрозионного процесса…

4. Каковы особенности полигонов и санкционированных свалок.

5. Укажите возможное влияние радиоактивных  загрязнителей на здоровье человека

6. Какой источник энергии самый экологичный? Почему?

7. Назовите пути осуществления «зеленой революции»

8. Экологический мониторинг- это…

Вариант V

1.Какие виды загрязнителей относятся к химическим:

 шум, диоксины, синтетические моющие средства, растения-сорняки, радиоактивные вещества, колорадские жуки, электростатические поля, пестициды, дизентерийная амеба

Укажите возможное влияние данного вида загрязнителя на состояние окружающей среды и здоровье человека

2.Выберите исчерпаемые невозобновимые природные ресурсы:

глина,  энергия морских приливов, полиметаллические руды, энергия ветра, ,  атмосферный воздух, птицы , воды океанов, природный газ , солнечный свет,  энергия падающей воды.

Обоснуйте свой ответ.

3. Что защищает почву от водной эрозии?

4. Раскройте сущность термического способа утилизации отходов.

5. Что такое максимально-разовая ПДК?

6. Какое топливо используют: АЭС, ТЭС, ГЭС?

7. Назовите особенности третьей «зеленой революции»

8. Какие существуют виды мониторинга?

Вариант VI

1.Какие виды загрязнителей относятся к биологическим:

СМС, шум, диоксины, растения-сорняки, радиоактивные вещества, колорадские жуки, электростатические поля, пестициды, дизентерийная амеба, сернистый газ.

Укажите возможное влияние данного вида загрязнителя на состояние окружающей среды и здоровье человека

2.Выберите неисчерпаемые природные ресурсы:

морская вода, рыбы,  морские приливы, полиметаллические руды,  ветер, уголь,  атмосферный воздух, птицы ,   природный газ,   торф, животный мир.

Обоснуйте свой ответ.

3. Назовите причины разрушения почвы.

4. Назовите основные способы утилизации промышленных отходов.

5. Каковы последствия загрязнения воды нефтью и нефтепродуктами?

6. Чем загрязняют биосферу АЭС?

7. Какова цель проведения «зеленой революции»?

8. Приведите примеры физико- химических методов мониторинга.

Вариант VII

1.Какие виды загрязнителей относятся к физическим:

 диоксины, громкая музыка, дрожжевые грибки, растения-сорняки, радиоактивные вещества, колорадские жуки, электростатические поля, вибрация, дизентерийная амеба

Укажите возможное влияние данного вида загрязнителя на состояние окружающей среды и здоровье человека

2.Выберите исчерпаемые возобновимые природные ресурсы:

 энергия морских приливов, полиметаллические руды, энергия ветра, уголь,  атмосферный воздух, растительный мир,  природный газ, солнечный свет,  торф, кролики, энергия падающей воды.

Обоснуйте свой ответ.

3. Какие факторы определяют плодородие почв.

4. Раскройте сущность пиролиза  и компостирования отходов.

5. Укажите возможное влияние радиоактивных веществ на здоровье человека.

6.Расположите традиционные источники получения энергии в порядке убывания их экологической безопасности. Ответ обоснуйте.

7.Назовите различия между первой «зеленой революцией» и второй.

8. С какой целью проводится экологический мониторинг?

Вариант VIII

1.Какие виды загрязнителей относятся к химическим:

шум,  диоксины, дрожжевые грибки, растения-сорняки, радиоактивные вещества, колорадские жуки, угарный газ, дизентерийная амеба, нитраты.

Укажите возможное влияние данного вида загрязнителя на состояние окружающей среды и здоровье человека

2.Выберите исчерпаемые невозобновимые природные ресурсы:

руды, энергия морских приливов, энергия ветра, уголь,  атмосферный воздух, птицы , воды океанов, солнечный свет,  торф, энергия падающей воды.

Обоснуйте свой ответ.

3. Эрозию почвы можно уменьшить при помощи….

4. Назовите основные способы утилизации бытовых отходов.

5. Что такое предельно допустимая концентрация? Ее виды.

6.Какие существуют энергосберегающие технологии?

7. Назовите отрицательные последствия «первой зеленой революции»

8. Какие методы используются для ведения глобального мониторинга?