Урок астрономии по теме «Планеты земной группы»
план-конспект урока на тему

Бардонова Инна Юрьевна

Цели урока:

Образовательные: проверить знания обучающихся о строении и физических характеристиках планет земной группы.

Развивающие: формирование мировоззрения обучающихся, развитие умений работать с информационными источниками, кратко, четко и быстро излагать свои мысли, развитие логического мышления.

Воспитательные: развитие навыков работы в группах, воспитание уважения к своим товарищам.

Задачи урока:

  1. Проверить знания о строении и физических характеристиках планет земной группы.
  2. Организовать групповую работу учащихся по составлению обобщающей таблицы.
  3. Организовать диагностику уровня усвоения знаний о планетах земной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_astronomii.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок астрономии по теме «Планеты земной группы»

Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна

Группа №11 (сварщики)

Дата проведения урока: 04.04.18 г.

Цели урока:

Образовательные: проверить знания обучающихся о строении и физических характеристиках планет земной группы.

Развивающие: формирование мировоззрения обучающихся, развитие умений работать с информационными источниками, кратко, четко и быстро излагать свои мысли, развитие логического мышления.

Воспитательные: развитие навыков работы в группах, воспитание уважения к своим товарищам.

Задачи урока:

  1. Проверить знания о строении и физических характеристиках планет земной группы.
  2. Организовать групповую работу учащихся по составлению обобщающей таблицы.
  3. Организовать диагностику уровня усвоения знаний о планетах земной группы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Планеты земной группы», раздаточный материал в группы. 

Планируемые образовательные результаты

Предметные: указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы; характеризовать рельеф поверхностей планеты; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы; описывать характеристики каждой из планет земной группы.

Метапредметные: использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет земной группы; сравнивать планеты земной группы; работать с текстом научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты земной группы

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность, высказывать убежденность в возможности познания окружающего мира, единстве методов изучения характеристик Земли и других планет.

Структура урока

  1. Организационный этап. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

Учитель: «Семь блуждающих звезд чрез порог переходят Олимпа.
Каждая круг совершая в свое неизменное время.
Ночи светильник – Луна, легкокрылый Меркурий, Венера.
Марс дерзновенный, угрюмый Сатурн, и веселое Солнце.
И прародитель Юпитер, природе всей давший начало.
Феон Александрийский (древний иудейский философ)

  1. О чем говорится в выражении Ф.Александрийского?
  2. Чем являются Земля, Меркурий, Венера и Марс?
  3. Назовите тему нашего урока.
  1. Актуализация знаний. Проверка знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, осуществляется устно.

Закончить высказывания.

1.На самом близком расстоянии от Солнца обращается планета Меркурий.

2.На самое близкое расстояние к Земле подходит планета Венера.

3.Самый короткий период обращения вокруг Солнца среди планет-гигантов имеет планета Юпитер.

4.Самая большая по размеру планета земной группы – Земля.

5.Самую большую массу имеет планета Юпитер.

6.Самое близкое значение массы к массе Земли имеет планета Венера.

7.Самую большую среднюю плотность имеет планета Земля.

8.Быстрее всех вокруг оси вращается планета Юпитер.

9.Не имеют спутников планеты Меркурий и Венера.

10.К планетам земной группы относятся Меркурий, Венера, Земля, Марс.

3. Мотивационно - целевой: - вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме:

- организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели и задач урока.

Обучающиеся выступают с сообщением «Характеристика Земли», остальные заполняют строку Земля в обобщающей таблице.

1.Узнали ли вы для себя что-то новое?

2. Что даст нам сравнение природы Земли с природой других планет? (выявить общность их свойств и индивидуальных особенностей).

3. А зачем это нужно? (чтобы понять особенности эволюции нашей планеты и те процессы, которые на ней происходят).

4.Изучение нового материала согласно плану характеристики планет

Используя план характеристики планет, заполните обобщающую таблицу:

- рельеф и цвет планеты,

- масса и радиус планеты
-внутреннее строение,

- плотность атмосферы, 
- температура на поверхности планеты,

- магнитное поле,
- оборот вокруг Солнца; 
- спутники;

  1. Закрепление изученного материала: выявление отличительных особенностей каждой из планет с Землей (в устной форме, беседа).

При обсуждении характеристик Меркурия.

1. Какова близость к Солнцу у Меркурия? Что представляет собой его орбита? (Выраженная эллиптическая орбита приводит к тому, что на долготах 0 0и 180 0 можно наблюдать три восхода и три захода Солнца).

2. В чем причина отсутствия атмосферы у Меркурия? (Атмосфера Меркурия существует, но, в отличие от земной, пополняется за счет захвата атомов солнечного ветра и непрерывно рассеивается).

3. С чем связано колебание температуры на Меркурии? (Меркурий не имеет собственной атмосферы и не может удержать тепло, как следствие, ночью температура опускается до минус 170 С, здесь самая большая разница температур в нашей Солнечной системе).

4. Почему поверхность Меркурия сильно повреждена? (из-за отсутствия атмосферы, которая могла бы защитить поверхность планеты, и метеориты не сгорают из-за трения).

5. Есть ли у Меркурия спутники? (нет).

Интересные факты. Значительная продолжительность солнечных суток — на экваторе планеты день и ночь сравнимы с меркурианским годом.

 По международному соглашению крупным кратерам присваиваются названия в честь выдающихся деятелей гуманитарных наук и искусства.

Среди них — М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский и др.

При обсуждении характеристик Венеры.

1. Чем похожи Земля и Венера? (размерами, массами и крупным железным ядром внутри).

2. Из чего состоит атмосфера Венеры? Какова её плотность? (углекислого газа, капелек серной кислоты, она очень плотная).

3. К чему приводит высокая плотность атмосферы? (к парниковому эффекту, что выражается в повышенной температуре и высокому давлению на поверхности этой планеты)

Интересный факт. Следствием своеобразия атмосферы выступает явление «сумеречной дуги» — вблизи нижнего соединения Венеры в фазе узкого серпа «рога» удлиняются, а иногда и смыкаются друг с другом — и объясняется преломлением солнечного света в атмосфере планеты.

4. Почему рельеф Венеры испещрен кратерами? (вулканической деятельностью и столкновениями с большими метеоритами).

5. Какова скорость вращения Венеры вокруг собственной оси и в чем заключается особенность её вращения? (медленная - 1 оборот за 225 земных суток. Венера вращается назад - Солнце на ней всходит на западе и заходит на востоке)

При обсуждении характеристик Марса.

1. Почему Марс называют красной планетой?

2. Почему на Марсе, в отличие от Меркурия, есть атмосфера? (на Марсе температура в 2,5 раза меньше, поэтому скорость молекул газа в 1,5 раза меньше. Но атмосфера очень разрежена).

3. Чем сформирована поверхность Марса? (вулканическими процессами, столкновениями с метеоритами и атмосферными явлениями).

4. В чем сходство между Марсом и Землей? (одинаковый сидерический оборот, порядка 24 часов и схожесть в осевом наклоне, то есть возможно существование сезонности на Марсе).

5. Есть ли спутники у Марса? (Движение спутников отличается друг от друга скоростью. Так, Фобос за один марсианский день более 3 раз успевает «обежать» вокруг планеты в прямом направлении, Деймос имеет меньшую, чем Марс, угловую скорость вращения, следовательно, восходит и заходит не каждый день).

Интересный факт. Вследствие выраженной эллиптической орбиты планеты каждые 15—17 лет происходит Великое противостояние, когда планета максимально приближена к Земле.

  1. Контроль и самоконтроль

Самостоятельная работа.

Закончите предложения.

Вариант 1

1.Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты Меркурий.

2.Высокая температура поверхности Венеры обусловлена парниковым эффектом.

3.Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 00 С, - это Марс.

4.Большая часть поверхности покрыта водой у планеты Земля.

5.В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты Венера.

Вариант 2

1.Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 1000 С, - это Марс.

2.Планеты, температура поверхности которых бывает выше +4000 С, - это Меркурий и Венера.

3.Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури, - это Марс.

4.Практически не имеют атмосферы планета Меркурий  

5.Планета, обладающая биосферой, - это Земля.

6. Рефлексия

Анализ своего эмоционального состояния: напишите ответы на вопросы:

  1. понравился ли вам урок?
  2. как вам работалось на уроке?
  3. чего вам не хватило?
  1. Домашнее задание. Подготовить сообщение о планетах - гигантах.


рельеф и цвет планеты

Масса, радиус

внутреннее строение

Плотность

атмосферы

температура на поверхности планеты

магнитное поле

оборот вокруг Солнца

спутники

Земля

Меркурий

Венера

Марс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект + презентация урока математики по теме "Минуты в часы - и обратно" в 3 классе УМК "Планета знаний"

Данный урок изучается в разделе "Числа и величины". Это урок изучения и первичного получения знаний....

План - конспект по астрономии на тему: "Законы Кеплера". "Законы движения планет Солнечной системы"

План - конспект урока по астрономии по теме: "Законы Кеплера"  предназначен для обучающихся 2 курса, используя учебник Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страут. Астрономия....

"Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, особенности строения поверхности, спутники)"

Планеты, относящиеся к земной группе: Меркурий, Венера, Земля, Марс – имеют небольшие размеры и массы по сравнению с планетами гигантами, средняя плотность этих планет в несколько раз превосходи...

Урок астрономии для обучающихся 11 классов "Планеты земного ряда"

придены основные сведения о данных планетах, даны их основные характеристики. Приведны основные отличия от планет -\гигантов...

Урок астрономии для обучающихся 11 классов "Планеты земного ряда"

придены основные сведения о данных планетах, даны их основные характеристики. Приведны основные отличия от планет -\гигантов...

Презентация по астрономии на тему "Планета земной группы - Марс"

Презентация предназначена для использования на занятиях по астрономии для обучающихся СПО...

Региональный конкурс профессионального мастерства «Наставник36» Творческое резюме на тему: «Я- наставник» Автор: Ковалева Елена Павловна, преподаватель физики и астрономии ВКК, куратор КС-41 группы, ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико- технологический кол

Создать такую благодатную среду для саморазвития, индивидуального становления личности студента, формирования его общих и личностных компетенций - вот первоочередная задача современного   пе...