Роль математики в медицине
творческая работа учащихся на тему

Мерзлякова Ольга Владимировна

Курируемый проект "Роль математики в медицине" участвовал в городском конкурсе по математике "М+М" для студентов 1-х курсов медицинских колледжей.

Студенты, подготовившие данный проект, были отмечены сертификатами участников конкурса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2014._gor._kon._mm._proekt_rol_matematiki_v_meditsine.docx53.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Центр профессиональной подготовки кадров и последипломного образования Департамента здравоохранения города Москвы»

Проектно-исследовательская работа студентов

ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 2»

Доклад-выступление

на городском конкурсе по математике «М+М» для студентов I курсов ГБОУ СПО МК/МУ ДЗМ

Тема: «Роль математики в медицине»

Москва 2014 год

Составители: студенты ГБОУ СПО «МК № 2 ДЗМ»:

Плотникова Д.М. (гр. № 101), Киселев А.П. (гр. № 111)

Куратор проекта:

Мерзлякова О.В., преподаватель I квалификационной категории  ГБОУ «ЦППК и ПО ДЗМ»

Содержание

Введение

4

I. Информационный блок. Применение математических методов в различных областях медицины.

4

II. Практические математические задачи, используемые в медицине.

8

2.1. Проценты в анатомии и физиологии

8

2.2. Пропорции в медицинской практике

9

2.3. Объём, меры объёма.

9

2.4. Задачи медицинской статистики

10

2.5. Использование средних величин в медицине и здравоохранении

11

III. Проектно-исследовательская часть работы

12

IV. Блок решения практических задач.

13

4.1. Задачи на пропорции

10

4.2. Разведение растворов

14

4.3. Задачи на вычисления

14

4.4. Задачи на среднее арифметическое

16

V. Вывод

16

VI. Заключение.

17

VII. Список используемой литературы. Список интернет-сайтов

18

«Человек, не знающий математики,

не способен ни к каким другим наукам»

Роджер Бэкон

Введение

Цель работы:

выявление возможности применения различных методов учебной дисциплины «Математика» при решении медицинских задач.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- сформировать умения и навыки самостоятельного поиска информации и работы с ней;

- проанализировать темы учебной дисциплины «Математика», которые применяются в медицине.

Предмет исследования: возможности применения различных тем учебной дисциплины «Математика» в медицине.

  1. Информационный блок

  1. Применение математических методов в различных областях медицины.

Математика применяется во многих областях жизни при анализе различных ситуаций. На первый взгляд, медицина и математика могут показаться несовместимыми областями человеческой деятельности. Математика, по общему признанию, являющаяся "царицей" всех наук, решает проблемы химии, физики, астрономии, экономики, социологии и многих других наук. Медицина же, долгое время развиваясь "параллельно" с математикой, оставалась практически неформализованной наукой.

Математика — наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Математические объекты создаются путём идеализации свойств реальных или других математических объектов и записи этих свойств на формальном языке. Математика не относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов. Математика — фундаментальная наука, предоставляющая языковые средства другим наукам.

Медицина - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью диагностики, лечения и профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов.

2. Какие же знания из учебной дисциплины Математика используются в медицине.

2.1.        В обязанности медицинского работника при различных обстоятельствах входит:

- измерение температуры тела больного,

- измерение артериального давления,

- расчет в зависимости от веса больного правильной дозировки лекарственных средств

- чтобы вводить лекарственные препараты, необходимо рассчитать концентрацию раствора и лекарственное вещество развести перед инъекцией.

2.2.        Различные области математики применяются:

- в биологии и медицине, таксономии, экологии, теории эпидемии, генетике, медицинской диагностики и организации медицинской службы. В том числе, методы классификации в применении к задачам биологической систематики и медицинской диагностики, распространения эпидемии и роста численности популяции, модели генетического сцепления, использованию методов исследования операций в организационных вопросах, связанных с медицинским обслуживанием. Существенно, важен вопрос о том, в каких областях медицины применима математика.

В медицинских образовательных учреждениях роль математики неприметна, поскольку во всех случаях на первый план, естественно, выдвигаются медицинские и клинические дисциплины, а теоретические, в том числе математика, отодвигаются на задний план, как предмет базового образования.

При этом не учитывается, что математизация здравоохранения в мировом пространстве происходит стремительно, вводятся новые технологии и методы, основанные на математических достижениях в области медицины.

Любой врач или медицинский работник подтвердит, что не раз вспоминал и использовал ту же таблицу умножения или правила подсчёта рациональных чисел.

  1. Математические методы широко применяются в медицине:

  1. для того, чтобы грамотно прочитать обычную кардиограмму;
  2. без знания азов математики нельзя быть докой в компьютерной технике, использовать возможности компьютерной томографии. Ведь современная медицина не может обходиться без сложнейшей техники;
  3. в настоящее время широко применяются математические методы в биофизике, биохимии, генетике, физиологии, медицинском приборостроении, создании биотехнических систем;
  4. развитие математических моделей и методов способствует:

- расширению области познания в медицине;

- появлению новых высокоэффективных методов диагностики и лечения, которые лежат в основе разработок систем жизнеобеспечения;

- созданию медицинской техники;

5) в последние годы активное внедрение в медицину методов математического моделирования и создание автоматизированных, в том числе и компьютерных систем, существенно расширило возможности диагностики и терапии заболеваний.

  1.         Большое место в современной медицине занимает математическая статистика.

Статистика (от латинского status — состояние дел) - изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.

Вначале статистика применялась в основном в области социально-экономических наук и демографии, а это неизбежно заставляло исследователей более глубоко заниматься вопросами медицины.

Основателем теории статистики считается бельгийский статистик Адольф Кетле (1796-1874). Он приводит примеры использования статистических наблюдений в медицине: два профессора сделали любопытное наблюдение относительно скорости пульса - они заметили, что между ростом и числом пульса существует зависимость. Возраст может влиять на пульс только при изменении роста, который играет в этом случае роль регулирующего элемента.

Число ударов пульса находится, таким образом, в обратном отношении с квадратным корнем роста. Приняв за рост среднего человека 1,684 м, они полагают число ударов пульса равным 70. Имея эти данные, можно вычислить число ударов пульса у человека какого бы то ни было роста.

Самым активным сторонником использования статистики был основоположник военно-полевой хирургии Н. И. Пирогов. Еще в 1849г., говоря об успехах отечественной хирургии, он указывал: «Приложение статистики для определения диагностической важности симптомов и достоинства операций можно рассматривать как важное приобретение новейшей хирургии».

Прошли те времена, когда применение статистических методов в медицине ставилось под сомнение. Статистические подходы лежат в основе современного научного поиска, без которого познание во многих областях науки и техники невозможно. Невозможно оно и в области медицины.

Медицинская статистика должна быть нацелена на решение наиболее выраженных современных проблем в здоровье населения. Основными проблемами здесь, как известно, являются необходимость снижения заболеваемости, смертности и увеличения продолжительности жизни населения. Соответственно, на данном этапе основная информация должна быть подчинена решению этой задачи.

  1. Математика широко применяется в кардиологии.

Современные приборы позволяют врачам «видеть» человека изнутри, правильно устанавливать диагноз и назначать эффективное лечение. Созданием таких приборов занимаются инженеры, использующие аппарат физико-математических исследований. Ритмы сердца и движение математического маятника, рост бактерий и геометрическая прогрессия, формула ДНК - все это примеры применения математических расчетов в медицине.

  1. Чтобы решить задачу о наследственности,

нужно использовать знания из области комбинаторики, благодаря которым можно просчитать различные варианты распределения хромосом, количество таких вариантов и другую нужную информацию.

Если, например, необходимо сделать программу, которая, исходя из симптомов болезни, полуавтоматически поможет выбрать подходящий способ лечения, то это - самое что ни на есть прямое применение математики в медицине. Поскольку для этого вначале строится математическая модель, т.е. "модель человека", описанная языком математики.

Как известно, математику очень часто называют «царицей всех наук». Это название не случайно. С математикой мы встречаемся ежедневно, даже не осознавая этого. Начиная с самого утра, когда нужно рассчитать, сколько воды потребуется для чашки чая или во сколько нужно выйти из дома, чтобы не опоздать в школу, в институт или на работу, и заканчивая тем, сколько денег потребуется для покупки тех или иных товаров в магазине, сколько остановок нужно проехать, чтобы попасть по месту назначения и т.д. Таким образом, математика необходима всем и каждому хотя бы для того, чтобы ориентироваться в современном мире.

Но сегодня мы говорим о математике, непосредственно связанной с медициной.

Работая над нашим исследованием, мы заметили, что значимое место в медицине занимают вычисления, проценты, пропорции и объём.

II.        Практические математические задачи, используемые в медицине.

В настоящее время в медицине решаются множество математических задач таких, как:

1) задачи на проценты;

2) задачи на пропорции;

3) статистические вычисления;

4) задачи на математические вычисления.

2.1.        Проценты в анатомии и физиологии.

Каждый человек имеет индивидуальные параметры, определяющие его физическое развитие: рост, вес, жизненная емкость легких и т. п., причем значения этих параметров могут сильно варьировать для некоторой группы людей, оставаясь при этом в пределах нормы. Указать среднее значение параметра физического развития (значение в норме) позволяет математическое понятие - «процент».

Например, в организме человека насчитывается 400-600 мышц. У новорожденного масса мышц составляет 20-22% от общего веса тела, масса мышц у мужчин составляет 40-45%, у женщин (в возрасте 22-25 лет) – 30% от массы тела; в пожилом возрасте отмечается постепенное уменьшение массы мускулатуры до 25-30%. Сердце человека весит 300 г., это примерно 0,4-0,5% веса всего тела. 85% энергии сердца расходуется на продвижение крови по артериолам и капиллярам и только 15% – на продвижение по крупным и средним артериям и венам.

2.2        Пропорции в медицинской практике

Одна из основных задач фармакологии – разработка лекарственных препаратов, помогающих в борьбе с тем или иным заболеванием.

Фармацевты, опытным путем, используя теоретическое знание, составляют растворы лекарственных веществ в таких пропорциях, чтобы оказать помощь организму человека, и в то же время, не нанести вред.

В медицинской практике врачи следят за тем, сколько и когда надо давать лекарства больному. В правильных дозах лекарство даёт лечебный эффект, в меньших – оно бесполезно, а в больших – приносит вред. При изготовлении лекарств тоже соблюдаются пропорции. Здесь необходима точность, так как при нарушении пропорций, составляющих лекарство ингредиентов, может получиться не лекарство, а яд.

Пропорция — это равенство двух отношений. С помощью букв пропорцию записывают так: а/b = с/d

Читают: «a относится к b, как c относится к d» или «отношение a к b равно отношению c к d».

Числа a и d называют крайними членами пропорции, числа b и c — средними членами пропорции. Основное свойство пропорции:

Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов.

Отсюда следует, что a*d = b*c

Таким образом, если в пропорции поменять местами крайние члены или средние члены, то получим новые верные пропорции.

2.3.        Объём, меры объёма.

— количественная характеристика пространства, занимаемого телом или веществом. Объём тела или вместимость сосуда определяется его формой и линейными размерами. С понятием объёма тесно связано понятие вместимость, то есть объём внутреннего пространства сосуда, упаковочного ящика и т. п.

Единица измерения объёма в СИ — кубический метр; от неё образуются производные единицы, такие как кубический сантиметр, кубический дециметр (литр) и т. д. В разных странах для жидких и сыпучих веществ используются также различные внесистемные единицы объёма — галлон, баррель.

Меры объема:

КОЛИЧЕСТВО МЛ В ЛОЖКЕ:

1 ст.л. – 15 мл

1 дес.л. – 10 мл

1 ч.л. – 5 мл

КАПЛИ:

1 мл водного раствора – 20 капель

1 мл спиртового раствора – 40 капель

1 мл спиртово-эфирного раствора – 60 капель

2.4.        Задачи медицинской статистики

Медицинская статистика является методом социальной диагностики, поскольку она позволяет дать оценку состояния здоровья населения страны, региона и на этой основе разработать меры, направленные на улучшение общественного здоровья. Важнейшим принципом статистики является применение ее для изучения не отдельных, единичных, а массовых явлений, с целью выявления их общих закономерностей.

Эти закономерности проявляются, как правило, в массе наблюдений, то есть при изучении статистической совокупности.

В медицине статистика - ведущий метод, так как:

1) позволяет количественно измерить показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинских учреждений

2) определяет силу влияния различных факторов на здоровье населения

3) определяет эффективность лечения и оздоровительных мероприятий

4) позволяет оценить динамику показателей здоровья и позволяет прогнозировать их

5) позволяет получить необходимые данные для разработки норм и нормативов здравоохранения.

В основе санитарной статистики лежат объективные законы действительности:

1) закон больших чисел - закономерности, присущие явлению, наиболее четко проявляются при большом числе наблюдений;

2) теория вероятности - в основе выборочных методов исследования; суть: создание одинаковых условий быть отобранным и изученным;

3) каждое крупное учреждение имеет кабинет статистики.

2.5.        Использование средних величин в медицине и здравоохранении:

1) для оценки состояния здоровья — например, параметров физического развития (средний рост, средний вес, средний объем жизненной емкости легких и др.), соматических показателей (средний уровень сахара в крови, средний пульс, средняя СОЭ и др.);

2) для оценки организации работы лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических учреждений, а также деятельности отдельных врачей и других медицинских работников (средняя длительность пребывания больного на койке, среднее число посещений за 1 ч. приема в поликлинике и др.);

3) для оценки состояния окружающей среды.

В медицинских исследованиях из средних величин наиболее часто используется среднее арифметическое. В то же время, у больных людей значения многих физиологических параметров имеют асимметричное распределение, ввиду того, что изменяются в сторону увеличения или уменьшения под влиянием заболевания. Поэтому для характеристики центральной тенденции их распределения помимо среднего арифметического используется медиана, мода и размах ряда величин.

Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество. Среднее арифметическое является важной характеристикой ряда чисел.

  1. Проектно-исследовательская часть работы.

С целью выявления наиболее частой причины обращения студентов колледжа к доктору, были изучены записи в амбулаторном журнале в течение недели. Эти данные оформлены в виде таблицы:

Причина обращения

Кол-во обращений

% от общего кол-ва обращений

1

Температура

54

35

2

Головная боль

27

17

3

Боли в животе

20

13

4

Ушиб

12

7

5

Расстройство ЖКТ

7

4

6

Зубная боль

7

4

7

Сахарный диабет

2

1,3

8

Носовое кровотечение

6

3,9

9

Другие причины

18

12

 

Всего:

153

 

На основании статистических данных делаем вывод:

- наиболее частая причина обращений учащихся к медицинскому  работнику в данный период является - температура;

- на втором месте - головная боль;

- на третьем месте – боли в животе.

Наше наблюдение подтверждает необходимость проведения профилактических мероприятий, направленных против распространения эпидемии гриппа и ОРВИ.

  1. Блок решения практических задач.

  1. Задачи на пропорции:

Акушерство и гинекология

Задача №1

Шоковый индекс равен отношению пульса к систолическому давлению. Определить шоковый индекс, если пульс – 100, а систолическое давление – 80

Решение:

Для определения шокового индекса необходимо значение пульса разделить на значение систолического давления:

100:80=12,5

Ответ: шоковый индекс равен 12,5

Задача № 2

Определите кровопотерю в родах, если она составила10% ОЦК, при этом ОЦК составляет 5000 мл.

Решение:

для определения кровопотери в родах, необходимо найти,сколько составляет 10% от 5000. Для этого воспользуемся формулой 10%: 100 * 5000 = 500

Ответ: кровопотеря в родах 500 мл.

Педиатрия

Задача № 1

Физиологическая убыль массы новорожденного ребенкав норме до 10%. Ребенок родился с весом 3.500, а на третьи сутки егомасса составила 3.300. Вычислить процент потери веса.

Решение:

Для решения данной задачей воспользуемся формулой.Потеря веса на третьи сутки составила 3500-3300=200 грамм. Найдем,сколько процентов 200г составляет от 3.500г., для этого воспользуемсяформулой

200/3500*100=5,7%

Ответ: физиологическая убыль массы в норме и составила 5,7%

  1. Разведение растворов

Задача№1.

Во флаконе ампициллина находится 0,5 сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 0,5 мл раствора было 0,1 г сухого вещества.

Решение:

при разведении антибиотика на 0,1 г сухого порошка берут 0,5 мл растворителя, следовательно, если,0,1 г сухого вещества – 0,5 мл растворителя0,5 г сухого вещества - х мл растворителяполучаем:

х =0,5× 0,5 /0,1= 2,5 мл

Ответ: чтобы в 0,5 мл раствора было 0,1 г сухого вещества, необходимо взять 2,5 мл растворителя.

  1. Задачи на вычисления

Педиатрия

Задача №1

Ребенок родился ростом 51 см. Какой ростбыть у него в 5 месяцев (5 лет)?

Решение:

Прирост за каждый месяц первого года жизни составляет : в I четверть (1-3 мес.) по 3 см за каждый месяц, во II четверть (3-6 мес.) - 2,5см, в III четверть (6-9мес.) – 1,5 см и в IV четверть (9-12 мес.) – 1,0 см.

Рост ребенка после года можно вычислить по формуле: X = 75 + 6n,

где 75 - средний рост ребенка в 1 год, 6 – среднегодовая прибавка, n – возраст ребенка.

Рост ребенка в 5 месяцев: 51+3*3+2*2,5= 65 см.

Рост ребенка в 5 лет: 75+6*5=105 см

Сестринское дело

Задача№1.Определите цену деления подигольного конуса до цифры «1» - 10 делений.

Решение:

Для определения цены деления шприца, необходимо цифру«1» разделить на количество делений 10.1/10=0,1 мл.

Ответ: цена деления шприца равна 0,1 мл.

Задача № 2.

Определите цену деления шприца, если от подигольного конуса до цифры «5» - 10 делений.

Решение:

Для определения цены деления шприца необходимо цифру«5» разделить на количество делений 10.

5/10=0,5мл.

Ответ: цена деления шприца равна 0,5 мл.

Задача№3.

Определите цену деления подигольного конуса до цифры «5» - 5 делений.

Решение: Для определения цены деления шприца, необходимо цифру «5» разделить на количество делений 5, т.е. 5/5=1мл.

Ответ: цена деления шприца равна 1 мл.

  1. Задачи на среднее арифметическое:

Задача№1

В травматологический пункт в течение месяца ежедневно обращалось следующее число больных:

Определите среднее число обращений больных в течение дня.

(9+11+7+12+15+18+21+16+23+20+16+25+22+21+17+26+19+16+18+21+20+12+17+16+18+15+15+17+19+24)/30=17,5, отсюда следует, что в сутки было приблизительно 18 обращений.

Задача№2

Рост родившихся в течение недели 15 детей, составил следующую совокупность (см):

50

52

51

49

53

51

55

49

50

54

53

48

52

55

54

Определите средний рост детей.

(50+52+51+49+53+51+55+49+50+54+53+48+52+55+54)/15= 51,73, значит, средний рост 15 родившихся за неделю детей приблизительно равен 52 см.

  1. ВЫВОД:
  1. Математика широко применяется в кардиологии. Современные приборы позволяют врачам «видеть» человека изнутри, правильно устанавливать диагноз, назначать эффективное лечение. Такие приборы создают инженеры, пользующиеся исследованиями физико-математических дисциплин. Ритмы сердца и движение математического маятника, рост бактерий и геометрическая прогрессия, формула ДНК - все это примеры применения математических расчетов в медицине.
  2. Год от года расширяется сфера использования вычислительных машин. С их помощью, а также при содействии телевидения стала возможной передача на расстояние электрокардиограмм тяжелобольных в центр и консультация специалистов. Разрабатываются специальные программы по диагностике заболеваний на расстоянии. Цифровые осциллографы Аппарат для снятия ЭКГ. В медицинской практике используются математические модели для компьютерного анализа кардиограмм и распознавания болезней сердца.
  3. Математика играет одну из главных ролей при создании и применении лекарств. Лечебный эффект лекарства зависит не только от вида составляющих, но и от пропорций, в которых они входят в него. Фармацевт должен уметь решать задачи на пропорцию и концентрацию растворов. На упаковке лекарства мы можем прочитать состав и количественные показатели ингредиентов, активных веществ, указания о норме и времени приема лекарства – и это тоже математика.
  4. Математика тесно связана с педиатрией. Ведь с математики начинается все. Ребенок только появился, а первые цифры в его жизни уже звучат: дата рождения, рост, вес. Многие не знали, что кормление ребёнка требует подсчёта формул. Или то, что есть формулы подсчёта давления у новорождённого ребёнка. Сколько должен ребенок весить при определенном росте, какое должно быть давление, какой рацион питания применять.

Мы рассмотрели далеко не все области применения математики:

- на многих знакомых нам медицинских приборах и аппаратах мы увидим шкалы – на градуснике, тонометре, ростомере, весах, шприцах, пробирках для взятия анализов крови;

- также, в медицине очень много математических формул:

  • для расчета пульсового давления;
  • подбора линзы при замене хрусталика;
  • во введении жидкости и электролитов больным с дегидратацией и др.

  1. Заключение.

В медицине без математики шагу не ступить:

- численные соотношения;

- учёт дозы и периодичности приёма лекарств;

- численный учёт сопутствующих факторов, таких как: возраст, физические параметры тела, иммунитет;

- элементарная математика медикам просто необходима для организации быстрой, четкой и качественной работы.

Роль математики в медицине заключается в построении и анализе количественных математических моделей, в исследовании структур, подчинённых формальным законам. Обработка и анализ экспериментальных результатов, построение гипотез и применение научных теорий в практической деятельности требует использования математики.

Когда-то математики пришли в медицину с наивным представлением, что они легко вникнут в наши симптомы и помогут улучшить диагностику. С появлением первых ЭВМ будущее представлялось просто замечательным: заложил в компьютер всю информацию о больном и получил такое, что врачу и не снилось. Казалось, что машина может всё. Но поле математики в медицине предстало огромным и невероятно сложным, а её участие в диагностике вовсе не простым перебором и компоновкой многих сотен лабораторных и инструментальных показателей.

На основе выше изложенного, можно сказать, что медицинская наука, конечно, не поддаётся формализации, но огромная эпизодическая роль математики в медицине несомненна. Все медицинские открытия должны опираться на численные соотношения.

Медики не должны закрывать глаза хотя бы на элементарную математику, которая просто необходима для организации быстрой, четкой и качественной работы. Каждый медицинский работник должен отметить для себя значение математики. И понять, что не только в работе, но и в повседневной жизни эти знания важны и намного упрощают жизнь.

  1. Список используемой литературы
  • Математика в биологии и медицине .Н.Бейли/ 2013г.
  • Математическая статистика в медицине В. А. Медик, М. С. Токмачев 2013
  • Математическое моделирование в медицине и биологии на основе моделей механики сплошных сред. Петров И.Б. // ТРУДЫ МФТИ, 2012, ТОМ 1, №1
  • Пособие по математике. Руденко В.Г., Янукян Э.Г.  Пятигорск 2012г
  •  «Детские болезни». Святкина К.А., Белогорская Е.В.,  - М.: Медицина, 2012г.

Список интернет-сайтов

  • http://kursak.net/referat-na-temu-matematika-i-medicina-2/
  • Википедия
  • https://videouroki.net/razrabotki/material-na-temu-mesto-i-rol-matematiki-v-meditsine.html
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/17891/Математические


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка защиты проекта "Роль физики в медицине"

Цель данной методической разработки и проекта:·       показать студентам, что физика является теоретической базой современной медицинской техники; ·...

Роль математики в медицине

Математика имеет важное значение в медицине, о котором возможно многие и не догадывались. Расчеты, формулы, выведение лекарственных доз, всё это происходит с помощью математики. Роль математики в меди...

РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В статье рассматривается роль математики в современном мире....

Методичка "Математика в медицине"

Разработана на основе опыта преподавания в медецинском колледже...

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И Роль информатики в медицине

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И Роль информатики в медицине...

"Роль информатики в медицине"

В данном материале рассмотрены некоторые моменты использования знаний из области информатики в практической медицине....

Место и роль математики в медицине. Лекция.

Лекция для студентов 1 курса специальности Лечебное дело.Вводный материал перед изучением курса математики для студентов средних учебных заведений....