Фосфор
план-конспект урока на тему

Корбукова Надежда Михайловна

Целью урока является создание условий для восприятия, осознания и осмысления новой учебной информации; изучить на основе положения в периодической системе физические и химические свойства, получение, применение и значение фосфора. На уроке учащиеся закрепляют знания о строении и свойствах атома, о зависимости свойств веществ от их строении, рассматривают свойства и получение фосфора с точки зрения окислительно-восстановительных реакций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokfosfor.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Отрадненская СОШ

Конспект урока

«Фосфор»

9 класс

                                                                                                                                                             Учитель химии и биологии

                                                                                                                                                                    Корбукова Н.М.

2018 год

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель урока: создать условия для восприятия, осознания и осмысления новой учебной информации; изучить на основе положения в периодической системе физические и химические свойства, получение, применение и значение фосфора.

Задачи                                                                                                                                              

 Образовательные:                                                                                                                                                                                                                                              ▪ закрепить знания о строении и свойствах атома, о зависимости свойств веществ от их строения;                                                                                                                                                              ▪ дать сравнительную характеристику о модификациях фосфора;                                                                                                                                                                  ▪ рассмотреть свойства и получение фосфора с точки зрения окислительно-восстановительных реакций.                                                                                                                  Развивающие:                                                                                                                                                                                                                                                                 ▪ развивать у учащихся умение сравнивать, обобщать, делать выводы;                                                                                                                                                     ▪ развивать логическое и творческое мышление, самостоятельность учащихся через преодоление проблемной ситуации;                                                                                                                     ▪ развивать умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности.                                                                                                                               Воспитательные:                                                                                                                                                                                                                                                     ▪ формировать основы научного мировоззрения, совершенствовать трудовые навыки, культуру межличностных отношений, умение слушать друг друга, оценивать свою работу;                                                                                                                                                                                                                          ▪ формировать навыки культурного поведения, работы в команде, чувство товарищества, взаимопомощи; способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Планируемые результаты                                                                                                                                                                                                                            Предметные:                                                                                                                                                                                                                                                                  ▪ знать строение, свойства, получение, применение фосфора.                                                                                                                                                    Личностные:                                                                                                                                                                                                                                                               ▪ уметь управлять своей учебной деятельностью, слушать и слышать другие мнения.                                                                                                      Метапредметные:                                                                                                                                                                                                                                        ▪уметь работать с учебником, химическим реактивами;                                                                                                                                                                ▪определять цель учебной деятельности с помощью учителя;                                                                                                                                                                       ▪ самостоятельно организовывать работу в группе, умение общаться;                                                                                                                                                                  ▪ уметь выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы;                                                                                                                      ▪ владеть основами самоконтроля и взаимоконтроля.

Методы обучения: проблемное обучение, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.

Средства обучения:                                                                                                                                                                                                                                                   ▪Компьютер, мультимедий ный проектор;                                                                                                                                                                                                               ▪ раздаточный материал: задание для группы, тесты, сигнальные карточки;                                                                                                                                             ▪ растворы веществ AgNO3,  Н3РО4, Na3PO4.                                                                                                                                                                                                                                            ▪ Коллекция «Минералы и горные породы».                                                                                                                                                                                            ▪Видеоурок «Фосфор».                                                                                                                                                                                                                                                ▪ Презентация

Литература:                                                                                                                                                                                                                                                                                ▪ Габриелян О.С.  Химия, 9 класс, Москва, Дрофа, 2009 год;                                                                                                                                                                              ▪ Егоров А.С. Химия. Современный курс для поступающих в ВУЗЫ. Ростов на Дону. Феникс. 2016год;                                                                               ▪ Журнал. Химия. Всё для учителя. №9, 2017 год                                                                                                                                                            

Ход урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Органи-

зацион-

ный

Эмоциональный настрой учащихся, организация учебного процесса.

Приветствует учитель:  «Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас и наших гостей, которые присутствуют на нашем уроке. Я рада, что у нас сегодня хорошее настроение, а это значит, что мы с вами сегодня хорошо поработаем и у нас всё получится»

Приветствуют учителя.

Готовятся к уроку.

2.Введе-

ние в тему

урока

Мы продолжаем изучение большой и важной темы «Неметаллы». Следующий элемент, с которым мы сегодня познакомимся, академик А.Е.Ферсман назвал «Элементом мысли и жизни». Если бы этот элемент исчез из костей, то наше бы тело превратилось в бесформенную массу. Если бы этот элемент исчез из мышц, мы не смогли бы двигаться, если бы этот элемент исчез из нервной ткани, то мы перестали бы мыслить. О каком элементе идёт речь?

? Почему же фосфор назван элементом мысли и жизни?

? А ещё о каком значении фосфора вы знаете?

? Где в организме человека находится фосфор?

Проверим это, открыв с.161-162 учебника §28

  О фосфоре

Потому что, он имеет большое значении для жизни человека

Читают и дополняют информацию о фосфора

3.Формули

ровка темы, целей

урока

?А кто может сформулировать тему нашего урока?

?А что ещё мы можем узнать о фосфоре на уроке химии?

Это будет целью нашего урока.

Тема урока: «Фосфор и его свойства» (Запись темы на доске и в тетрадях учеников)

Изучить физические и химические свойства фосфора на основе положения в ПС, применение, получение, значение фосфора

4.Актуа-

лизация

знаний

В XVII веке (1669г) немецкий алхимик Хёнинг Бранд в поисках философского камня выпарил солдатскую мочу, к сухому остатку добавил древесный уголь и смесь прокалил. С удивлением  и страхом он увидел, как в его сосуде возникло зеленовато-голубоватое свечение. До конца своей жизни Браунд не знал, что открыл новый элемент. В переводе «фосфор» означает «светящий-

Ся. Для того, чтобы разобраться, что это за таинственное вещество, мы с вами повторим характеристику химического элемента фосфора по ПС . (Вызывает трёх учеников к доске: двое выводят электронную формулу азота и фосфора. А третий даёт характеристику фосфора по положению в ПС по плану)

Сравните по строению а томов фосфора и азота чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

Запишите в тетрадях электронное  строение атома фосфора. Это будет началом нашего опорного конспекта.

Один ученик у доски записывает электронное строение атома азота, второй ученик – фосфора.

Пока первые два ученика выводят электронные формулы атомов, третий вслух даёт характеристику атома фосфора по положению в ПС.

(Приложение №1) 

Сходство: находятся в главной подгруппе V группы, поэтому атомы этих элементов имеют одинаковое число валентных электронов, равное пяти.

Отличия: атом фосфора имеет больший радиус, меньшая электроотрицательность, поэтому для фосфора более характерны восстановительные свойства. А том фосфора может переходить в возбуждённое состояние (есть d-подуровень), этим возбуждённым состояниям  соответствуют валентности фосфора: III – в основном и V – в возбуждённом.

Записывают в тетрадь электронное строение фосфора.

5. Изуче –

ние новых

знаний

Физические свойства

Итак, фосфор –неметалл. Для неметаллов характерна аллотропия. ?Что называется аллотропией?

При изучении какого химического элемента вы встречались с аллотропией?

Я предлагаю вам посмотреть кинофрагмент видеоурока  «Фосфор» и приготовить вопросы  к содержанию данного фрагмента.

Писатель Конан Дойль допустил существенную ошибку в рассказе «Собака Баскервилей»Назовите её?

Запишите  модификации фосфора в тетради

Получение

Содержание фосфора в земной коре около 0,1% по массе, встречается только в виде соединений, все они представляют собой фосфата (апатиты) Демонстрация коллекции «Горные породы»

Запишем уравнение реакции в тетради получения фосфора в лаборатории с помощью электронного баланса

Химические свойства

?Как вы думаете, с какими веществами может вступать в реакцию фосфор?

Запишите уравнения реакции.

Фосфор непосредственно с водородом практически не соединяется в отличии от азота. Но вступает в реакцию и с серой, и с хлором, и с азотной и серной кислотой, и со щелочами… Но с этими свойствами вы познакомитесь в старших классах.

? Какая кислота характерна для  оксида фосфора (V)?

? Пользуясь таблицей растворимости определите как можно распознать фосфат анион? Запишем ионное уравнение реакции.

Реактивом на растворимые фосфаты является раствор нитрата серебра.

Аллотропия-свойство химического элемента образовывать одно или несколько веществ.

Кислород: кислород и озон; сера: пластическая, моноклинная, ромбическая.

Вопросы. Какие модификации фосфора существуют? Какое строение имеет белый фосфор (красный фосфор, чёрный фосфор)? Какая химическая связь у белого фосфора? Какое особое свойство белого фосфора? Чем отличается белый фосфор от красного? Какое удивительное свойство характерно для чёрного фосфора? Почему белый фосфор называют «светящимся»? Какая модификация фосфора ядовита для живого организма?

(если затрудняются ответить, то читают в классе отрывок этого рассказа из учебника с.164)

Только белый фосфор светится, ядовит и если им натереть собаку, то она погибнет.

Аллотропные модификации фосфора: Запись в тетради)

  1. Р(белый); 2) Р(красный); 3) Р(чёрный)

Слушают, рассматривают апатит

Ca3(PO4)2  + 3SiO2 + 5C = 3CaSiO3 + 2P + 5CO

Фосфор может вступать в реакцию с активными металлами,  с кислородом.

(Записывают уравнения на доске и в тетради)

3Са + 2Р = Са3Р2                                                                                                                                    4Р + 5О2 = 2Р2О5

Р2О5 → Н3РО4

Качественная реакция на фосфат ион: ( взаимодействия растворимого фосфата с нитратом серебра и записывают уравнение химической реакции  в тетради и на доске)

3Ag+ + PO43- →Ag3PO4

6.Первич-

ная про –верка по-

нимания изу

Задание по группам

После выполнения проверяют с помощью слайдов презентации

Приложение №2

Учащиеся по группам(4 группы) сообща выполняют тестовые задания, а затем поочерёдно выступают с ответами, проверив правильность ответа с помощью слайдов

7.Домаш-

нее зада-

ние

Разъясняет задание на дом:

  1. §28, учить (с.159-160)
  2. Упр№1, с.163
  3. Упр 3, с.163
  4. Упр5, с.163

Примечание:  задания 2,3 и 4 по выбору учащихся

Записывают домашнее задание в дневник

8.Закреп-

ление  изу

ченного

материала

Тест (I –II варианты)

«5» - 5 правильных ответов

«4» - 4 правильных ответа

«3» - три правильных ответа

«2» - два правильных ответа

Приложение 3

После выполнения взаимопроверкой проверяют с помощью слайдов и презентации,

9.Подведе-

ние итогов

Даёт оценку классу и от выставляет отдельным ученикам оценку, учитывая работу каждого учащегося на различных этапах урока

Выставляют оценку в дневники. Дают оценку своей деятельности на уроке.

10.Рефлек-

сия

Предлагает дополнить предложения:

▪ Было трудно…

▪ Я смог…

▪ Теперь я знаю…

▪ Я научился…

▪ Теперь я могу…

▪ Мне захотелось…

▪ Я попробую..

Приложение

Приложение №1:  «План характеристики химического элемента»                                                                                                                                                                                        1. Порядковый номер.  2. Относительная атомная масса.  3. Ряд.  4. Группа. 5. Подгруппа. 6. Период. 7. Заряд ядра. 8. Общее число электронов. 9.Число электронных слоёв. 10 Число электронов на последнем уровне. 11. Металл или неметалл. 12. Число протонов. 13. Число нейтронов. 14.Формула высшего оксида. 15.Формула водородного соединения.

Приложение №2 «Работа по группам»

Первая группа «Фосфор» 9кл                                                                                                                                                                                                                              1.Атом азота и фосфора имеет одинаковое:                                                                                                                                                                                                            1) значение радиуса атома;                                                                         2)значение заряда ядра атома;                                                                                                                    3) число электронов во внешнем электронном слое;                            4) число заполненных электронных слоёв.

2.В ряду    P – AI – Na                                                                                                                                                                                                                                                           1) уменьшается электроотрицательность;                                                 2) увеличиваются заряды ядер атома;                                                                               3) уменьшается радиус атома;                                                                      4) увеличивается число заполненных электронных слоёв.

  1. Неметаллические свойства фосфора выражены сильнее, чем               неметаллические свойства:                                                                                                                                   1) кислорода;                  2) азота;                3) алюминия;                   4) серы.

4.Верны ли следующие суждения о технике безопасности в химической лаборатории:                                                                                                                                 А) Пламя спиртовки можно потушить, накрыв её колпачком;                                                                                                                                                                          Б) Запрещается работать в химической лаборатории одному.

1) Верно только А;                  2) Верно только Б;                                        3) Верны оба суждения;                   4) Неверны оба суждения

Вторая группа «Фосфор» 9кл                                                                                                                                                                                                                                 1. Атом фосфора проявляет валентность, отличную от V, в молекуле:

1) Р2О5 ;                     2) РН3;                    3) Н3РО4;             4) AIPO4    

2.  Такую же степень окисления, как в Р2О5 фосфор имеет:                                                                                                                                                                         1) РН3 ;                2) Na3PO4;              3) Са3Р2 ;             4) Na3P    

3. В ряду  Si – P – S:                                                                                                                                                                                                                                                   1) уменьшается число протонов в ядре;                          2) увеличивается число электронов на внешнем электронном слое;                                        3) увеличивается радиус атома;                                        4) усиливаются металлические свойства.

4. Найти соответствия между реагентами и продуктами реакции:

А) сера                                  1) H2S,    KNO3  

Б) фосфор                            2)  SO3 ,    C2H2

В) хлор                                  3) СН4, Zn

                                                4) Hg,  H2SО4

                                               5) O2,   CI2

                     

  Третья группа «Фосфор» 9кл

1.Химический элемент, в атоме которого распределение электронов по слоям 2е, 8е, 5е образует оксид:                                                                                                   1) СО2;                     2) N2O5 ;                    3) SO2;                 4) Р2О5

2.Наибольшее число молей катионов и анионов образуется при полной диссоциации в водном растворе 1 моль:                                                                           1)NaNO3 ;             2) Na2SO3            3) Na3PO4                     4) Na2S

3. Степень окисления фосфора в фосфорной кислоте:                                                                                                                                                                                 1) +3;                      2) -3;                     3) +5;                        4) 0

4. Верны ли следующие суждения об оборудовании:                                                                                                                                                                                А) Для закрепления пробирки на штативе используют пробиркодержатель;                                                                                                                                             Б) С помощью ареометра измеряют плотность раствора.                                                                                                                                                                             1) Верно только А;                              2) Верно только Б;                                                      3) Верны оба суждения;                   4) Неверны оба суждения.

  Четвёртая группа «Фосфор» 9кл

  1. Укажите заряд ядра атома и число не спаренных электронов          у фосфора:                                                                                                                               1) +5 и 15;                 2) +15 и 3;             3) +15 и 5;                 4) +15 и 1
  2. По пять электронов во внешнем электронном слое находится в атоме каждого химического элемента:                                                                                           1) Ве, В, Li;          2) As,  Se,  Br;          3) С, Si, AI;       4) N,  P,  As

3.В ряду химических элементов: As – P – N:                                                                                                                                                                                            1) увеличивается электроотрицательность элементов;                           2) возрастает радиус атома;                                                                                3) усиливаются металлические свойства;                                                   4) уменьшается валентность в высших оксидах.

4.Верны ли следующие суждения о химическом загрязнении окружающей среды:                                                                                                            А. Ионы тяжёлых металлов, содержащихся в овощах, выращенных у дороги, никак не влияют на здоровье человека;                                                           Б) Использование бензина, содержащего соединения свинца, отрицательно сказывается на состояние окружающей среды и здоровье людей.                                                                                                                                                                                                                                                                 1) Верно только А;                        2) Верно только Б;                                 3) Верны оба суждения;              3) Неверны оба суждения      

Приложение 3

            Первый вариант  «Фосфор» 9кл

1.Атом азота и фосфора имеет одинаковое:                                                                                                                                                                                                                1) значение радиуса атома;                                                                              2)значение заряда ядра атома;                                                                                                                                                                   3) число электронов во внешнем электронном слое;                              4) число заполненных электронных слоёв.

2.Укажите заряд ядра атома и число не спаренных электронов         у фосфора:                                                                                                                               1) +5 и 15;                                 2) +15 и 3;                                3) +15 и 5;                                              4) +15 и 1

3.По пять электронов во внешнем электронном слое находится в атоме каждого химического элемента:                                                                                           1) Ве, В, Li;          2) As,  Se,  Br;          3) С, Si, AI;       4) N,  P,  As

4.В ряду    P – AI – Na:                                                                                                                                                                                                                                             1) уменьшается электроотрицательность;                                                           2) увеличиваются заряды ядер атома;                                                                     3) уменьшается радиус атома;                                                                                4) увеличивается число заполненных электронных слоёв.

5.Верны ли следующие суждения о химическом загрязнении окружающей среды:                                                                                                                                               А. Ионы тяжёлых металлов, содержащихся в овощах, выращенных у дороги, никак не влияют на здоровье человека;                                                                                   Б) Использование бензина, содержащего соединения свинца, отрицательно сказывается на состояние окружающей среды и здоровье людей.                                     1) Верно только А;                                 2) Верно только Б;                                                                                                 3) Верны оба суждения;                      3) Неверны оба суждения                                                            

Второй вариант «Фосфор». 9кл

1.Химический элемент, в атоме которого распределение электронов по слоям 2е, 8е, 5е образует оксид:                                                                                                   1) СО2;                                            2) N2O5 ;                                            3) SO2;                                                         4) Р2О5 

2. Атом фосфора проявляет валентность, отличную от V, в молекуле:

1) Р2О5 ;                     2) РН3;                    3) Н3РО4;             4) AIPO4   

3.  Такую же степень окисления, как в Р2О5 фосфор имеет:                                                                                                                                                                              1) РН3 ;                                  2) Na3PO4;              3) Са3Р2 ;             4) Na3P    

4. В ряду  Si – P – S:                                                                                                                                                                                                                                              1) уменьшается число протонов в ядре;                                                     2) увеличивается число электронов на внешнем электронном слое;                                        3) увеличивается радиус атома;                                                                   4) усиливаются металлические свойства.

5. Верны ли следующие суждения об оборудовании:                                                                                                                                                                                А) Для закрепления пробирки на штативе используют пробиркодержатель;                                                                                                                                            Б) С помощью ареометра измеряют плотность раствора.                                                                                                                                                                              1) Верно только А;                              2) Верно только Б;                                                 3) Верны оба суждения;                   4) Неверны оба суждения.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сера, азот, фосфор".

Дополнительный учебный материал "Сера, азот, фосфор" предназначен для студентов медицинских колледжей. О происхождении,  биологических функциях, распространенности  серы, азота и фосфора опи...

Методическая разработка урока "Фосфор и его соединения"

Методическая разработка по химии на тему "Фосфор и его соединения", написана с использованием современных педагогических технологий...

Презентация к уроку "Фосфор и его соединения"

Презентация к уроку "Фосфор и его соединения"...