Химия любви
план-конспект урока на тему

Корбукова Надежда Михайловна

Урок  "Химия любви" проводится  для 9-11 классов. Целью урока является формирование представленя о гармонии любви между мужчиной и женщиной на основе интеграции знаний по химии, биологии, географии в свете православной культуры. На этом уроке рассматриваются с точки зрения химии и биологии различные стадии развития любви; ребята знакомятся с географией праздников, посвящённых дню влюблённых; выясняют влияние гормонов на высшую нервную систему, осознают отношения между людьми с точки зрения химико-биологических процессов.  На таком занятии учащиеся должны воспитывать в себе высоконравственную личность, способную на глубокое искреннее  чувство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_o_lyuvi.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок химии, географии, ОПК  "Химия любви или Еще о самом утреннем из чувств"

Цель урока: формирование представления о гармонии любви между мужчиной и женщиной на основе интеграции знаний по химии, биологии, географии в свете православной культуры.

Задачи урока:

Обучающая:

  1. Рассмотреть с точки зрения химии и биологии различные стадии развития любви.
  2. Познакомить обучающихся с географией праздников, посвященных дню влюбленных.

Развивающая:

  1. Развитие умения и навыков учащихся выяснять влияние химических соединений на головной мозг, высшую нервную систему, в осознании отношений между людьми с точки зрения химико-биологических процессов.
  2. Развитие интереса к получению новых знаний.
  3. Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли.

Воспитательная:

  1. Показать на примере жизни святых благоверных князей Петра и Февронии гармоничный союз между мужчиной и женщиной.
  2. Воспитывать высоконравственную личность, способную на глубокое искреннее чувство.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
  3. Актуализация знаний
  4. Усвоение знаний
  1. Пирамида потребностей личности
  2. Химия любви
  3. География любви
  4. Гармония любви
  1. Рефлексия. Подведение итогов

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, экран

Что же такое любовь? Обычные люди думают одно, ученые - другое, писатели - третье. Специалисты различных отраслей дают разные ответы. Химики, биологи и физиологи объясняют с точки зрения химических процессов, которые происходят в организме человека. Психологи объясняют с точки зрения эмоций. Философы рассматривают как философский феномен. Социологи считают любовь инструментом, благодаря которому можно управлять человеком (даже группой людей). Но и каждый человек получает свой собственный ответ на этот вопрос, исходя из личного опыта и представлений. А кое-кто не задумывается, просто любит - и все. Они считают, что здесь нужны не знания, а чувства. Тем не менее, чувства тоже откуда-то возникают?

  • Меняется ли любовь из года в год, от столетия к столетию?
  • Любовь – это чувство или химическая реакция?
  • В чем заключается химия любви?
  • Какая «география любви» в современном мире?
  • Есть ли у любви определение-эталон?

Попробуем найти ответы на эти «вечные» вопросы.

Химия любви

Принято считать, что химия узкая область знаний, необходимая только специалистам, а сами химики – изолированное сообщество со своим языком, законами и тайнами. Но человечество накопило и использовало химические знания уже с первых своих шагов (добыча огня, приготовление вина, уксуса и т.д.). Вообще, можно сказать о том, что каждый человек химик. А организм человека это уникальная химическая лаборатория. Внутри нас происходят сложные химические процессы. 

Сегодня мы еще раз убедимся в том, что химия – это не абстрагированные от жизни формулы и знаки, а процессы, окружающие нас и происходящие внутри нас. Мы так часто говорим «люблю» друзьям и близким. А что кроется за этим словом? Попробуем разобраться вместе.

Используя прилагательные-антонимы, (запись на доске) выразите мнение о том, какой бывает любовь?

Долгая - (короткая), 
счастливая - (несчастная), 
страстная - (спокойная), 
взаимная - (безответная),
земная – (неземная).

Какие прилагательные наиболее полно выражают ваше представление о любви? (муз. Из к/ф «Шербургские зонтики»)

Мы предлагаем вам посмотреть на пирамиду потребностей личности - иерархия потребностей.

Её разработал основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу в 1960 году.  
Работа по пирамиде потребностей личности.

Фронтальная беседа по вопросам:

  • Какая потребность лежит в основании пирамиды? Почему?
  • Какая потребность занимает вершину пирамиды? А почему?
  • А какая же потребность занимает среднюю часть пирамиды? Как вы понимаете сущность этой потребности? Что значит «принадлежать к общности, принятие людьми»?

(Человек не может жить один, т. к. человек – это социальное существо, и счастливо он может жить только в обществе).

А мы хотим заострить ваше внимание на потребности в «принадлежности и любви» - как основной эмоциональной потребности человека. Да, любовь – это основная эмоциональная потребность человека. Понятие «любовь» — это очень ёмкое и эмоциональное понятие. А какая бывает любовь? Какие аспекты этого многогранного понятия вы можете назвать?

(Обучающиеся  называют - любовь родителей к детям, любовь детей к родителям, любовь к Родине, любовь к природе, любовь к близким: брату, сестре, бабушке, дедушке, маме, папе, любовь между мужчиной и женщиной).

Любовь между женщиной и мужчиной. Какова она?        
Выделением каких веществ в организме она сопровождается и какими процессами обеспечивается?
(зачитывает эпиграф)

Попробуй химию любви понять –
Влюбленность, страсть и умиротворенность. 
На чем основана сердечная  сплоченность?

И как своей любовью управлять?

Самостоятельная работа с находящимся на столах учащихся текстом “Любовь и химия” (чтение текста, находящегося на столах учащихся и работа в тетрадях).

Задание: прочитав текст, выписать названия класса и веществ, оказывающих влияние на проявление чувства влюбленности. (слайд 4)

“Любовь и химия”

Любовь творит чудеса: окрыляет человека, дарит ему восторг, блаженство, наслаждение. Любовь – неотъемлемая часть нашей жизни, естественный закон природы. Начинаясь с влюбленности, она способна перерасти в высокий союз двух сердец. Каковы же отличия между зрелой любовью и влюбленностью? Психиатр Скотт Пек и психолог Дороти Теннов считают, что “ влюбленность – это генетически определенный, инстинктивный компонент брачного поведения”. Психолог Гэри Чепмен характеризует это чувство как временный эмоциональный всплеск, эйфорию. В отличие от влюбленности зрелая любовь, соединяющая разум и чувства, представляет собой “ акт воли, она требует дисциплины и признает необходимость личностного роста”.

Учеными доказано, что любовь между мужчиной и женщиной является эмоциональным отражением сложнейших биохимических процессов, протекающих в их организмах. Оказалось, что влюбленность и зрелая любовь связаны с образованием принципиально разных веществ. Эмоциональный подъем, прилив сил, способность к неадекватным поступкам – характерные проявления влюбленности. Их вызывает образующийся фенилэтиламин ( ФЭН, содержащийся, кстати, и в шоколаде), оказывающий возбуждающее действие. Обращает на себя внимание то, что проявления влюбленности очень напоминают реакцию человека на стресс. Не случайно влюбленные ведут себя подобно человеку в стрессовом состоянии: адреналин и фенилэтиламин – представители одного класса веществ, известного под названием амфетамины. Г.А.Гухман (автор учебного пособия “Естествознание”) пишет: “ Симптомы любви и стресса подозрительно похожи друг на друга, потому что пути перемещения химических веществ в обеих ситуациях одни и те же”. (Беседа по результатам записи в тетради).

Aмфетамины: фенилэтиламин и адреналин - эти вещества влияют на появление чувства влюбленности.

Отчего же состояние влюбленности столь не продолжительно?

Объясняется это тем, что повышение концентрации фенилэтиламина в крови не беспредельно. Его активная выработка длится до 4 – лет. Затем в организме возрастает привыкание к фенилэтиламину, что невольно ослабляет степень его воздействия. И, наконец, мозг включает защитные механизмы от чрезмерного возбуждения и вырабатываются эндорфины– вещества, которые действуют успокаивающе на нервную систему. Этим обеспечивается благостное, светлое, спокойное состояние человека. Образование эндорфина резко снижается при переживаниях, именно поэтому при потере возлюбленного многие испытывают не только душевную, но даже и физическую боль. Благодаря эндорфину – естественному болеутоляющему веществу – происходит постепенный переход от влюбленности к состоянию уравновешенности, счастья, надежности и спокойствия, являющимся проявлением зрелой любви.

В то же время как в период бурного образования фенилэтиламина, так и в период, сопровождающийся активным выделением эндорфина, организм вырабатывает

Окситоцин – вещество, повышающее чувствительные системы и стимулирующее сокращение мышц. Окситоцин несет на себе ответственность за физическую близость возлюбленных.

Такой «замкнутый круг» гормонов разрывается, когда уровень окситоцина снижается. Это происходит примерно за 24 месяца и имеет чисто физиологические причины. Именно в это время человек чувствует «охлаждение» любви. На помощь приходят другие чувства (уважение, дружба, интерес, симпатия и другие), стимулируют выработку окситоцина и эндорфина также. Влюбленность переходит к более спокойной и взвешенной фазе - любви. Или заканчивается, если человек не прилагает душевных усилий для поддержки чувств.

Каким же образом продлить «жизнь» любви?

 Ответ в тех действиях, которые способствуют росту гормонов счастья в организме: окситоцина, эндорфина, серотонина: взаимное уважение, приятные слова, приятные эмоции, общение, общие увлечения и впечатления, приятные сюрпризы. Все эти на первый взгляд обычные действия с химической точки зрения способствуют «выбросу» окситоцина, и запускают новый «цикл влюбленности» по отношению к тому же человеку. Это возможность перевести влюбленность в неугасающую любовь, как с химической, так и с эмоционально-психологической точки зрения.

Как вы думаете, может ли фраза о несчастной любви «время лечит» иметь «химическое» объяснение? Ответ аргументируйте.

Скажите,  возможна ли вечная любовь? (ответы учащихся, видео «Вечная любовь»)

География любви

Почти во всех культурах есть праздники, посвященные этому вечному чувству. В некоторых странах таким праздником является День святого Валентина. Существует легенда о происхождении Дня святого Валентина. Согласно этой легенде, Клавдий II — римский император, правящий в третьем веке нашей эры, был ярым противником брачных союзов, потому что они мешали его легионерам завоевывать страны. Поэтому император издал указ, который запрещал жениться. Священник Валентин, вопреки указу, все- же продолжал тайно венчать влюбленных. За это он был брошен в тюрьму, после чего его приговорили к смертной казни. Юная дочь тюремщика, увидев священника и узнав его историю, полюбила его. Валентин ответил ей взаимностью. Но так как видеться не было возможности, влюбленные общались с помощью переписки. 14 февраля 270 года, в день казни, священник послал своей возлюбленной последнюю любовную записку с подписью «От Валентина». 

Но День святого Валентина начал приобретать широкую популярность только в XIX веке в Великобритании. За раскрутку праздника взялись коммерсанты,  которые усмотрели в празднике лишнюю возможность увеличить доход от своих продаж
14 февраля влюблённые устраивают друг другу романтические свидания, скупают открытки в форме сердца, «валентинки», и другие милые подарки: плюшевые игрушки, духи, букеты цветов, конфеты и т. д. А все это стоит денег!
 

 (учитель называет страны, учащиеся отмечают их на карте сердечками)

Великобритания, Франция, Германия, Италия, США, Канада, Австралия, Япония, Дания.

Валентинов день также имеет специфическую «географическую» окраску, в зависимости от страны.

В Дании влюбленные посылают друг другу засушенные белые цветы или подснежники.

В Испании принято отправлять любовные послания (иногда даже с почтовыми голубями).

В Японии дарят подарки не только любимым, но и коллегам. Преимущественно это шоколадные конфеты, которые получили специальное название  «гири-чоко». В Австралии в этот день проводят яркие фестивали. Традиционным подарком считаются парфюмированные подушечки, украшенные живыми цветами, ракушками и перьями. Каждая такая подушечка представляет собой произведение искусства. Сами подушечки хранят в специальных шкатулках, которые также хорошо украшают.

А в Саудовской Аравии День святого Валентина - запрещенный праздник, а нарушители должны оплатить огромные штрафы.(прикрепить сердечко перечеркнутое)

В Китае седьмого дня седьмого месяца, но по лунному календарю, празднуют день влюбленных. Цисицзе  праздник с очень глубокими корнями. Исследователи утверждают, что его отмечали еще во II веке до н. е. Это один из самых любимых праздников в Китае. В этот день готовят лакомства, украшают двор, устраивают шумные ярмарки, во время которых можно приобрести специальные подарки и вещи к празднику. Влюбленные пары пускают по реке зажженные свечи в небольших деревянных лодочках.

В Индии в определенной степени праздником любви можно считать праздник Дивали - праздник огней. Празднование Дивали длится пять дней подряд. Обычно, этот праздник приходится на октябрь-ноябрь, и является самым ожидаемым временем в Индии. Дивали по важности для индийцев превышает даже новогодние праздники.

В России Валентинов День стали отмечать только в начале 21 века.

В 2008 году появился новый праздник – День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Символом этого праздника стала скромная ромашка (прикрепляют ромашку на карту). Почему именно Петр и Феврония выбраны святыми покровителями этого праздника?  

Такой выбор, разумеется, не случаен, ведь история жизни князей Петра и Февронии – это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека. Очень важно, что праздник этот является частью забытой традиции нашего народа.

Несмотря на то, что это день памяти православных святых, его охотно приняли как представители других традиционных религий России, так и люди нерелигиозные. Например, широкие торжества проходят в Казани. Ничего удивительного здесь нет: история Петра и Февронии, их пример важны в равной степени для всех нас, близки и понятны каждому.

(видео о Петре и Февронии)

"Повесть о Петре и Февронии" говорит о любви-предназначении.  Любовь-предназначение (в отличие от любви-страсти) как раз и проявляет себя в таком взаимном служении (и взаимном дополнении). Она позволяет сосуществовать без тяжких потрясений и без эффектных сцен. В отличие от любви-страсти, преодолевающей разлуку, часто сметая всё на своём пути, любовь-предназначение в принципе не предполагает разлуки. Две частицы мироздания, предназначенные друг другу, так прочно входят в совпадающие друг с другом пазы, образуя единое целое, что разлучить их не может никакая сила: ни муромские бояре, ни сама смерть.

Одновременная смерть
 столь же яркий признак этого единства в любви. Вроде бы, это вариант традиционного сказочного финала "они жили долго и счастливо и умерли в один день". Но в то же время это важная составляющая любви-предназначения. Тела Петра и Февронии пытаются положить в разные гробы, но это оказывается невозможным, и без всяких вопросов и сомнений в вечность они уходят вместе...

 Любовь – это.. (анализ анкет, анкетирование проводится предварительно). В анкетировании приняли участие ….человек. (результаты на доске в форме венка из ромашек)

  1. Продолжите: любовь – это……

Как мы видим, сколько людей, столько и мнений. Но есть ли идеальное определение этого чувства? Давайте обратимся к Источнику Вечных  Истин – Священному Писанию. 

                              Первое Послание к Коринфянам апостола Павла
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся,
и языки умолкнут, и знание упразднится.

Будут ли у нас настоящие крепкие семьи, научимся ли мы быть верными и преданными друг другу — все это зависит от каждого из нас, от нашего терпения, готовности к пониманию. От нашей любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Любви все возрасты покорны"

Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие "Любви все возрасты покорны", можно использовать как для учащихся 9-11 классов, так и для учащихся училищ, техникумов, колледжей....

5 языков любви

Уже давно известно, что в раннем детстве у каждого ребёнка формируются индивидуальные эмоциональные штампы. Например, у некоторых детей развивается штамп низкой самооценки, в то время как у других с э...

Вечная тема любви в творчестве И. Бунина (по рассказу «Легкое дыхание»).

Урок построен в рамках кейс-метода с использованием авторской технологии Т. А. Прищепа "Перспектива". Такой подход к изучению произведения И. Бунина позволяет показать обучающимся, как раскрывае...

О любви

Стихотворение о любовных переживаниях...

Урок литературы «Великая сила любви» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Сейчас страницы массовых изданий, телеэкраны заполонили статьи и ролики, откровенно работающие на возбуждение низших физиологических потребностей. Все чаще мы слышим про самые дикие насилия и преступл...

«Химия любви» Информационно-исследовательский проект, 2018

формирование представления о гармонии любви между мужчиной и женщиной на основе интеграции знаний по химии, биологии, литературы, искусства в ракурсе психологии межличностных отношений...

Консультация для родителей.«Пять языков любви» или «Говорите на «языке любви» своего ребенка"

Психологи Гэри Чемпен и Росс Кэмпбелл, исходя из своей многолетней практики поняли, что существуют пять основных «Языков любви». В консультации представлены пять "Языков любви" п...