программа биологического кружка
материал на тему

Программа биологического кружка на 2018-2019 учебный год для студентов 1 курса по специальности 34.02.01 Сестринское дело. Программа включает включает темы, которые не вошли в рабочую программу по биологии, но требует рассмотрения, например метеозависимость современного человека. Тема "Основы паразитизма" необходима студентам, как будущим медицинским работникам. А так же программа нацелена на повышение интереса к биологии и изучение дисциплины профильного уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»

ПРОГРАММА БИОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 32.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

РУКОВОДИТЕЛЬ: Якунина Н.Н.

                                                   2017 г.

Согласовано на заседании ЦМК №1

Протокол №1

«31 августа 2017 г»

Председатель    

Руководитель: Якунина Н.Н. – преподаватель биологии ГБОУ ДМЗ «МК №2»

УСТАВ  БИОЛОГИЧЕСКОГО  КРУЖКА

  • Биологический кружок организован с целью интеграции основ биологических знаний с медицинским профилем обучения.
  • Органом управления является руководитель (преподаватель биологии) биологического кружка и совет актива.
  • Членами биологического кружка могут стать обучающие 1 курса, желающие больше знать о биологии и медицине.
  • Работа кружка организуется во внеучебное время удобное для обучающихся.
  • Работа в кружке проводится как групповая, так и индивидуальная.
  • На занятиях кружка организуется теоретическая, исследовательская, экскурсионная или лабораторная работа.
  • С учетом выполнения задания, на занятиях кружка, обучающие обязаны соблюдать  правила поведения и безопасности жизнедеятельности, правила пожарной безопасности ( не пользоваться воспламеняющими предметами и веществами).
  • При работе с лабораторными предметами необходимо содержать рабочее место в чистоте и исправности. По окончании работы все предметы убрать на места хранения.
  • Члены биологического кружка принимают участие в акциях по охране здорового образа жизни.
  • По желанию студенты могут защищать исследовательские темы          на конференциях.
  • Все коллективные мероприятия, с выходом за пределы колледжа, осуществляются только с руководителем биологического кружка.
  • Члены биологического кружка могут выйти из его состава по собственному желанию.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа биологического кружка составлена в соответствии с общим планом учебно–воспитательной работы колледжа, а также рекомендациями городской предметной цикловой комиссии преподавателей биологии и медицинской генетики.

Деятельность, запланированная на занятиях биологического кружка, выполняет функцию углубленного изучения биологии и профориентации обучающихся 1 курса. Курс рассчитан на 36 часов. Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями, опытами. Основное время работы кружка отведено темам, связанным с изучением медицинской паразитологии, что позволяет рассматривать курс в качестве вводной, пропедевтической дисциплины в общей системе подготовки медицинских сестер. В разделе особое место отведено изучению животных организмов, имеющих определенное медицинское значение. Расширяются представления обучающихся о паразитах человека, их циклах развития, значении и мерах профилактики. В рабочей программе наряду с практическими занятиями планируется самостоятельная работа обучающихся (10 часов).

ЦЕЛЬ РАБОТЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА:

СВЯЗАТЬ ИЗУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ С МЕДИЦИНСКИМ ПРОФИЛЕМ ОБУЧЕНИЯ.

ПРИОРЕТЕТНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • Осуществление практического изучения морфологии, анатомии, систематики и экологии паразитарных животных.
  • Выработка у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
  • Программа предусматривает знакомство  обучающихся с профессией медицинская сестра.

При составлении программы использованы ПРИНЦИПЫ:

  1. Доступность материала, углубление материала « от известного к неизвестному»
  2. Принцип связи теории с практикой (отработка навыков и умений работать с микроскопом и препаратами).
  3. Принцип систематичности и последовательности, (преемственности).
  4. Использовать индивидуальный, групповой подход в условиях коллективной работы, в виде докладов, рефератов, индивидуальных проектов, презентаций.
  5. Принцип научности: обучающиеся включаются в процесс самостоятельного исследования, наблюдения, работа с литературой.
  6. Принцип сознательности и активности приобретения знаний опирается на интерес обучающихся к дополнительному материалу.

ФОРМЫ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА:

- Сообщения обучающихся о результатах своих наблюдений.

- Презентации.

- Индивидуальные проекты.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Реализация программы способствует развитию и накоплению конкретных знаний по медицинской паразитологии. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, через групповые формы работы, участие в «днях Здоровья», агитационной работе по соблюдению личной гигиены, участие в научно-практических конференциях.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Курса осуществляется через

  • Библиотечка литературы (биологической, экологической, методической)
  • Коллекция видеофильмов по темам курса, презентации
  • Влажные фиксированные препараты, микроскопы

ЛИТЕРАТУРА:

Для преподавателя

  1. Чебышев Н.В. Биология: учебник для студ. Проф.учеб.заведений,- М: Издательский дом «Академия», 2012г;
  2. Газета «Биология» http://bio.1september.ru/
  3. Журнал «Биология в школе»
  4. Журнал «Медицина» http://medicine.belmapo.by

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Наименование тем

максимальная

нагрузка

количество аудиторных часов

самостоя

тельная

работа

1

Вводное занятие

1

1 (теоретическое занятие)

2

Сезонные изменения в

природе. Влияние сезонных изменений в

природе на здоровье

человека.

6

2 (теоретическое занятие)

2 (практическое занятие)

3

Вклад генетики, биоинженерии, биотехнологии и селекции в медицину.

1

1 (теоретическое занятие)

4

Медико-биологические аспекты эволюции человека.

6

2 (теоретическое занятие)

2 (практическое занятие)

2

5

Предмет и задачи медицинской паразитологии

2

2 (теоретическое занятие)

6

Простейшие – паразиты человека

8

2 (теоретическое занятие)

4 (лабораторная работа)

2

7

Гельминтология

Сосальщики

6

2 (теоретическое занятие)

2 (практическое занятие)

2

8

Ленточные черви

6

2 (теоретическое занятие)

2 (практическое занятие)

2

9

Круглые черви

6

2 (теоретическое занятие)

2 (практическое занятие)

2

10

Членистоногие, вредящие здоровью человека.

8

2 (теоретическое занятие)

4 (практическое занятие)

2

Всего:                                             50                          18  (теоретических)                           14

                                                                                        18 (практических)

Теоретическое занятие №1    тема: «Вводное занятие»

Цель: Ознакомление обучающихся с особенностями кружковой работы, овладение знаниями по основным биологическим понятиям.

Содержание: Объект изучения биологии живая природа. Признаки живых организмов.

Многообразие живых организмов. Общие закономерности биологии. Вклад биологии в медицину. Демонстрация основных царств органического мира, методах научного познания в ходе экологической игры. Выбор актива биологического кружка, распределение обязанностей. Замечание и пожелания по работе кружка.

Теоретическое занятие №2тема «Сезонные изменения в природе. Влияние сезонных изменений в природе на здоровье человека.

Цель: Ознакомление обучающихся с современными представлениями о сезонных изменениях в природе и их влияниях на здоровье человека, методах его научного познания. Научиться фиксировать в тетради результаты наблюдений. Объяснять принципы обратных связей в природе,  влияние сезонных изменений на здоровье человека.

Содержание: Сезонные изменения в природе. Влияние сезонных изменений на здоровье человека. Влияние внешней среды и производственных условий на частоту мутаций у человека.

Теоретическое занятие №3.Тема «Вклад генетики, биоинженерии, биотехнологии и селекции в медицину».

Цель: Знакомство обучающихся с достижениями в области генетики, биоинженерии, селекции, используемых медицинскими работниками в своей профессиональной деятельности.

Содержание: Понятие наследственной болезни человека. Генные и хромосомные болезни человека. Диагностика и лечение наследственных заболеваний человека. Подходы к устранению симптомов генных болезней через устранение метаболических причин и генотерапию. Основные наследственные болезни человека и их профилактика. Медико-генетическое консультирование как важнейшее звено профилактики наследственных болезней. Селекция микроорганизмов: бактерий, грибов, водорослей, ее роль в медицине. Современные биотехнологии: культивирование клеток и тканей, метод суррогатных матерей, регенерация. Физиологическая кибернетика и нейрокибернетика. Медицинская бионика.

Теоретическое занятие №4.Тема «Медико-биологические аспекты эволюции человека.

Цель: Освоение знаний о сущности происхождения жизни, гипотезы происхождения человека, антропогенезе.

Содержание: Доказательства родства человека и животных: основные признаки, характерные для плацентарных млекопитающих, особенности эмбрионального развития, рудименты и атавизмы. Анатомические изменения в процессе антропогенеза: увеличение размеров и массы тела приматов, возникновение изгибов позвоночника и свода стопы, усиление таза и крестца, увеличение черепной коробки, облегчение челюстного аппарата. Основные гипотезы происхождения человека. Трудовая гипотеза происхождения человека. Гипотеза Ч. Дарвина о происхождении человека. Причина образования рас – климатические условия различных областей, по которым расселились неоантропы. Критика расизма, его античеловеческая сущность.

Теоретическое занятие №5. «Предмет изадачи медицинской паразитологии».

Цель: Ознакомление обучающихся с принципами медицинской службы в области паразитологии, овладение основными понятиями темы.

Содержание: Паразитология – наука, изучающая явление паразитизма, биологию паразитов, вызываемые ими болезни и меры борьбы с ними. Задачи медицинской паразитологии. Классификация паразитов. Организм как среда обитания паразитов. Взаимоотношения в организме паразит – хозяин. Природно-очаговые болезни. Профилактика паразитарных заболеваний.

Теоретическое занятие №6. «Простейшие – паразиты человека».

Цель: Овладение обучающими знаний по морфологии, экологии и путях заражения простейшими – паразитами человека.

Содержание: Простейшие, обитающих в пищеварительной системе человека. Класс саркодовые: ротовая амеба, кишечная амеба, дизентерийная амеба, их строение, жизненный цикл, лабораторная диагностика, профилактика.  Класс  жгутиковые: кишечная трихомонада, лямблия, их строение, жизненный цикл, лабораторная диагностика, профилактика. Класс инфузории: балантидий, его строение, жизненный цикл, лабораторная диагностика, профилактика.

Теоретическое занятие №7« Гельминтология. Сосальщики».

Цель: Овладения обучающимися знаний по морфологии, экологии и путях заражения гельминтами – паразитами человека.

Содержание: Тип плоские черви. Сосальщики, обитающие в желчных протоках печени и пути заражения паразитарными болезнями. Печеночный сосальщик, кошачий сосальщик, ланцетовидный сосальщик, их строение, цикл развития, диагностика, профилактика. Легочной сосальщик, его строение, цикл развития, диагностика, профилактика.

Теоретическое занятие №8 «Ленточные черви».

Цель:  Овладение обучающимися знаний по морфологии, экологии и путях заражения ленточными червями.

Содержание:  Ленточные черви – паразиты человека, особенности строения, жизненный цикл, пути заражения. Ленточные черви,  использующие  человека в качестве окончательного хозяина: бычий цепень, свиной цепень, широкий лентец, особенности строения, жизненный цикл, пути заражения, диагностика, профилактика. Ленточные черви, обитающие в человеке как в промежуточном хозяине: эхинококк,  альвеококк, особенности строения, жизненный цикл, пути заражения, профилактика.

Теоретическое занятие № 9.«Круглые черви»

Цель: Овладение обучающимися знаний по морфологии, экологии и путях заражения круглыми червями.

Содержание: Круглые черви – геогельминты. Аскарида человеческая, кривоголовка двенадцатиперстной  кишки, некатор, острица, власоглав, особенности строения, жизненный цикл, пути заражения, диагностика, профилактика. Круглые  черви – биогельминты. Трихинелла, ришта, особенности строения, жизненный цикл, пути заражения, диагностика, профилактика.

Теоретическое занятие №10 « Членистоногие, вредящие здоровью человека»

Цель: Овладение обучающимися знаний по морфологии, экологии членистоногих, вредящих здоровью  человека. Владеть терминологией темы.

Содержание: Медицинское значение паукообразных. Ядовитые паукообразные: скорпионы, тарантул, каракурт, их строение и вред. Клещи – переносчики возбудителей болезней. Иксодовые клещи, таежный клещ, собачий клещ, пастбищные клещи, их строение, цикл развития, вред, диагностика, профилактика. Клещи – постоянные паразиты человека.  Чесоточный зудень, его строение, цикл развития, вред, диагностика, профилактика. Насекомые – механические переносчики возбудителей болезни. Тараканы, мухи, их строение, цикл развития, меры борьбы. Насекомые – временные кровососущие паразиты. Комары, москиты, блохи, их строение, цикл развития, меры борьбы. Насекомые – постоянные кровососущие паразиты. Вши, их строение, цикл развития, вред, меры борьбы.

Содержание практического занятия №1

Анализ  данных о заболеваемости населения в осенне-зимний и весенне-летний периоды.

Содержание практического занятия №2

Доказательства родства человека и животных; человека и плацентарных животных; человека и человекообразных животных.

Содержание практического занятия №3

Работа с микропрепаратами простейших-паразитов человека, определение простейших-паразитов на микропрепаратах.

Содержание практической работы №4

Работа с микропрепаратами простейших паразитов человека, определение простейших –паразитов на микропрепаратах.

Содержание практического занятия №5

Работа с микропрепаратами печеночного сосальщика.

Содержание практического занятия №6

Работа с микропрепаратами ленточных червей, определение яиц ленточных червей.

Содержание практического занятия №7

Работа с влажным препаратом аскариды – вскрытие аскариды, микропрепараты срезов аскариды, определение яиц круглых червей.

Содержание практического занятия №8

Работа с фиксированными препаратами скорпиона, клещей, микропрепараты ротового аппарата клещей.

Содержание практического занятия №9

Вскрытие таракана. Работа с фиксированными препаратами тараканов, мух, микропрепараты ротового аппарата обыкновенного комара.

Виды самостоятельных работ обучающихся:

  • Доклад «Метеозависимость человека. Современный взгляд на проблему»
  • Заполнение таблицы «Этапы антропогенеза»
  • Презентация «Значение эволюционных преобразований человека для его здоровья»
  • Реферат «Пути заражения простейшими-паразитами и меры профилактики»
  • Сообщение «Плоские черви-паразиты, пути заражения, меры профилактики»
  • Реферат «Ленточные черви-паразиты, пути заражения и меры профилактики»
  • Доклад «Круглые черви-паразиты, пути заражения и меры профилактики»
  • Презентация «Членистоногие, вредящие здоровью человека»

Список членов кружка, протоколы находятся на рабочем столе компьютера в кабинете биологии №307


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического кружка "Зелёная планета"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА № 64...

Программа кулинарного кружка "Хозяюшка"

Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план....

Рабочая программа к кружку "Живое слово"

Рабочая программа к кружку "Живое слово"...

программа литературного кружка "Живое слово"

Кружок работает на базе кабинета литературы с 2013-2014 учебного года, направлен в основном на творческую молодёжь. Начинающие поэты могут поделиться своим творчеством, узнать теорию стихосложения и о...

Программа творческого кружка "Рукоделие"

Программа творчекого кружка "Рукоделие"....

Образовательная программа для кружка: Компьютерные сети в современном мире

Целью курса является формирование у будущего специалиста совокупности знаний и представлений о возможностях и принципах функционирования компьютерных сетей, организации в единое целое разнородной инфо...

Программам работы кружка по Экономике организации

Рабочая программа работы кружка " Предприниматель" (ДОП)...