методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по высшей математике
методическая разработка на тему

методические рекомендации к  самостоятельной работе студентов по высшей математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met_rek_srs_en.01_elementy_vysshey_matematiki.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Методические указания

по организации и  проведению самостоятельной  работы студентов

по учебной дисциплине

ЕН.01 Элементы высшей математики

ОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        4

Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам УД Элементы высшей математики        7

Виды и формы самостоятельной работы студентов по        8

УД Элементы высшей математики        8

Методические рекомендации для студентов        8

по конкретным видам самостоятельной работы:        8

Перечень рекомендуемой литературы        12


ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов предназначены для обучающихся ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж» специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины информационные и коммуникационные системы документационного оборота

Согласно ФГОС: «При формировании ОПОП образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей»

Увеличение доли внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при реализация новых ФГОС, требует соответствующей организации учебного процесса и составления  учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.

В процессе творческой деятельности преподаватель формирует собственную систему руководства самостоятельной работой студентов, подбирает виды самостоятельной работы в соответствии со спецификой дисциплины или междисциплинарного курса, вырабатывает свои критерии оценки и т.д.

Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед профессиональной образовательной организацией (ОО) среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. Если ранее основной целью образования были конкретные знания и умения, то сегодня знания и умения рассматриваются как средство, а целью становится формирование у обучающегося способности действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта, то есть формирование профессиональных и общих компетенций.

Достижение поставленной цели осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения студентами методами познавательной деятельности при организации и проведении самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студента - это способ активного, целенаправленного приобретения студентом профессиональных и общих компетенций, практического опыта, знаний, умений в процессе групповой и индивидуальной учебной деятельности, осуществляемой под руководством преподавателя, но без непосредственного участия педагога. (Самостоятельная работа студентов – особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без непосредственного участия преподавателя.)

Цель самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Самостоятельная работа студентов может быть направлена на:

  • систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубление и расширение теоретических знаний и практических умений;
  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развития исследовательских умений;
  • выработку навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности.

В учебном процессе выделяются два вида самостоятельной работы по учебной дисциплине  или профессиональному модулю:

Аудиторная - выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

Внеаудиторная - выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Данные методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы по дисциплине «Математика» для специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).

Дисциплина математика изучается на 2 курсе в течение 1 семестра. Общий объем времени, отведенный на  выполнение самостоятельной работы по математике – 72 часа.

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием дисциплины.

Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения :

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений;
  • применять методы дифференциального и интегрального исчисления; решать дифференциальные уравнения;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основы математического анализа, линейной алгебры и аналитической геометрии;
  • основы дифференциального и интегрального исчисления.

Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам УД Элементы высшей математики

Название разделов и тем

Кл-во ч.

Раздел 1.Элементы теории множеств.

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 1

3

Раздел 2. Элементы линейной алгебры        

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 2

4

Раздел 3. Элементы аналитической геометрии.

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3

10

Раздел 4.Числовые последовательности и их пределы

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 4

3

Раздел 5. Предел функции одной вещественной переменной

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 5

6

Раздел 6. Дифференциальное исчисление функции одной вещественной переменной

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 6

9

Раздел 7. Интегральное исчисление функции одной вещественной переменной

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 7

8

Раздел 8. Дифференциальное исчисление функции нескольких переменных

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 8

5

Раздел 9. Интегральное исчисление функции нескольких переменных

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 9

4

Раздел 10. Основы теории рядов

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 10

8

Раздел 11. Обыкновенные дифференциальные уравнения

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 11

12

Всего

72


Виды и формы самостоятельной работы студентов по

УД Элементы высшей математики

  • Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
  • Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной технической литературе.
  • Написание и защита доклада; подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме (с учетом использования Интернет-ресурсов).
  • Выполнение расчетных заданий.
  • Работа со справочной литературой.
  • Подготовка к контрольным работам, дифференцированному зачету.

Методические рекомендации для студентов

по конкретным видам самостоятельной работы:

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

2. Подготовка к контрольным работам, экзамену

1.        Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.

2.        Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.

3.        Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами. Часто незнание терминологии мешает студентам воспринимать материал на теоретических и лабораторно-практических занятиях на должном уровне.

4.        Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.

5.        Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

6.        Заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.

7.        Освоив теоретический материал, приступайте к выполнению заданий, упражнений; решению задач, расчетов самостоятельной работы, составлению графиков, таблиц и т.д.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- качество уровня освоения учебного материала;

- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы;

- обоснованность и четкость изложения ответа.

3. Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной технической литературе

1.        При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.

2.        Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.

3.        Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами и понятиями.

4.        Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

5.        Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.

6.        В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.

Показатели  оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;

- логичность изложения ответа;

- уровень понимания изученного материала.

4. Написание и защита доклада, подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме

1.        Выберете тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала.

2.        При подготовке доклада, сообщения используйте техническую литературу по выбранной теме, электронные библиотеки или другие Интернет-ресурсы.

3.        Сделайте цитаты из книг и статей по выбранной теме. (обратите внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).

4.        Проанализируйте собранный материал и составьте план сообщения или доклада, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.

5.        Напишите основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.

6.        Перескажите текст сообщения или доклада, корректируя последовательность изложения материала.

7.        Подготовленный доклад должен сопровождаться  презентацией, иллюстрирующей его основные положения.

Показатели  оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- полнота и качественность информации по заданной теме;

- свободное владение материалом сообщения или доклада;

- логичность и четкость изложения материала;

- наличие и качество презентационного материала.

5. Работа со справочной литературой

1.        Внимательно прочитайте теоретический материал - конспект, составленный на учебном занятии. Выпишите формулы из конспекта по изучаемой теме.

2.        Обратите внимание, как использовались данные формулы при решении задач на занятии.

3.        Выпишите ваш вариант задания, предложенного в данных методических указаниях, в соответствии с порядковым номером в учебном журнале.

4.        Решите предложенную задачу, используя выписанные формулы.

5.        В случае необходимости воспользуйтесь справочными данными.

6.        Проанализируйте полученный результат (проверьте размерности величин, правильность подстановки в формулы численных значений, правильность расчетов, правильность вывода неизвестной величины из формулы).

7.        Решение задач должно сопровождаться необходимыми пояснениями. Расчётные формулы приводите на отдельной строке, выделяя из текста, с указанием размерности величин. Формулы записывайте сначала в общем виде (буквенное выражение), затем подставляйте числовые значения без указания размерностей, после чего приведите конечный результат расчётной величины. Окончательный ответ следует приводить и в системе СИ.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- грамотная запись условия задачи и ее решения;

- грамотное использование формул;

- грамотное использование справочной литературы;

- точность и правильность расчетов;

- обоснование решения задачи.


Перечень рекомендуемой литературы

(в том числе Интернет-ресурсы)

Основные источники:

1. Григорьев В.П., Дубинский Ю.А., Сабурова Т.Н. Элементы высшей математики / В.П. Григорьев. –  М.: Академия. – 2017. – 400 с.

2. Григорьев В.П., Сабурова Т.Н. Сборник задач по высшей математике / В.П. Григорьев. –  М.: Академия. – 2017. – 157 с.

Дополнительные источники:  

  1. Богомолов Н.В. - Практические занятия по математике. – М.: ЮРАЙТ, 2017.

Интернет-ресурсы:

  1. Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/collection/matematika  

  1. Московский центр непрерывного математического образования http://www.mccme.ru  
  2. Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа http://www.bymath.net  
  3. Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября» http://mat.1september.ru  
  4. Задачи по геометрии: информационно-поисковая система http://zadachi.mccme.ru  

6. Интернет-проект «Задачи» http://www.problems.ru  

7. Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online) http://www.mathtest.ru  

8. Математическое образование: прошлое и настоящее. Интернет-библиотека по методике преподавания математики http://www.mathedu.ru  

9. Портал Allmath.ru — Вся математика в одном месте http://www.allmath.ru  

10. Прикладная математика: справочник математических формул, примеры и задачи с решениями http://www.pm298.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка по учебной дисциплине Элементы высшей математики

Учебно-методическая разработка по учебной дисциплине «Элементы высшей математики» предназначена для студентов КГБОУ СПО «Хабаровский машиностроительный техникум» специальности 230111 «Компьютерные сет...

Методическая разработка занятия по предмету Элементы высшей математики по теме: "Определение обыкновенных дифференциальных уравнений. Общее и частное решение. Уравнения с разделенными переменными".

Определение обыкновенных дифференциальных уравнений. Общее и частное решение. Уравнения с разделенными переменными.Тип занятия: комбинированный, с элементами игры.Формы занятия: индивидуальная, группо...

Контрольная работа по основам высшей математики

Контрольная работа по основам высшей математики...

Контрольная работа №1 Элементы высшей математики

Контрольная работа №1 Элементы высшей математики...

Контрольная работа №2 Элементы высшей математики

Контрольная работа №2 Элементы высшей математики...

Контрольная Работа №3 Элементы высшей математики

Контрольная работа №3 по Элементы высшей математики...

Методические рекомендации по организации практической работы студентов по высшей математике

Методические рекомендации по организации практической работы студентов по высшей математике...