Главные вкладки

    РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
    опыты и эксперименты на тему

    Нижегородцева Ольга Александровна

    В современных условиях обучения повысилось внимание преподавателей к контролю за качеством знаний обучающихся по дисциплине «Анатомия и физиология человека». 

     

    В соответствии с лекционно-практическим методом преподавания,  контроль и оценка уровня освоения учебной дисциплины, осуществляется на практических и лекционных занятиях, а также в ходе промежуточной аттестации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_zadaniy_dlya_sayta.docx27.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗРАБОТКА  ЗАДАНИЙ  ДЛЯ  ФОНДА  ОЦЕНОЧНЫХ  СРЕДСТВ  К  ПРОМЕЖУТОЧНОЙ  И  ИТОГОВОЙ  АТТЕСТАЦИИ  ПО  ДИСЦИПЛИНЕ  

    «АНАТОМИЯ  И  ФИЗИОЛОГИЯ  ЧЕЛОВЕКА»

    Нижегородцева Ольга Александровна,

    преподаватель  КГБПОУ ММТ

    Систематический контроль за качеством знаний является одним из важных средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

    Контроль знаний основан на выявлении результатов обучения, определении его достоинства и недостатков, систематическом учете, обнаружении причинно - следственных зависимостей от условия обучения.

    Развитие современной педагогической стратегии, связанной с тенденциями интеграции, демократизации, интенсификации, дифференциации обучения требует научного обоснования и разработки на основе новых методических идей системы контроля знаний, включающей: системную характеристику, дидактические и методические функции процесса, принципы, этапы, взаимосвязь контроля и самоконтроля, особенности деятельности преподавателя и обучающихся, методику его проведения и другие компоненты.

    В современных условиях обучения повысилось внимание преподавателей к контролю за качеством знаний обучающихся по дисциплине «Анатомия и физиология человека». 

    Дисциплина «Анатомия и физиология человека», которую студенты изучают в течение первого года обучения в медицинском колледже, является одной из сложнейших и трудоемких. Знания, полученные при освоении данной дисциплины, являются фундаментом для всех клинических дисциплин (хирургия, терапия, педиатрия, акушерство, травматология, фармакология и др.), которые изучаются на старших курсах.

    Федеральный Государственный образовательный стандарт подготовки специалистов по специальности 34.02.01. «Сестринское дело» и 31.02.01. «Лечебное дело» предусматривает в процессе преподавания учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека» формирование у обучающихся определённых умений и знаний.  

    В соответствии с лекционно-практическим методом преподавания,  контроль и оценка уровня освоения учебной дисциплины, осуществляется на практических и лекционных занятиях, а также в ходе промежуточной аттестации.

    На каждом лекционном и практическом занятиях предусмотрен текущий контроль знаний и умений. Он включает:

    - устный контроль;

    - письменный контроль;

    - выполнение тестовых заданий на бумажном носителе;

    - выполнение тестовых заданий на компьютере;

    - решение ситуационных задач;

    - выполнение интерактивных заданий  на интерактивной доске;

    - контроль с использованием ресурсов сети Интернет.

    Для проведения текущего контроля сформирован фонд заданий по каждой теме и разделу дисциплины. Разработаны показатели освоения умений и знаний. Для проведения процедуры оценивания показателей усвоения разработаны критерии.

    В конце изучения дисциплины проводится итоговый контроль, в виде комплексного экзамена.

    Графический диктант как средство текущей проверки знаний на лекционных занятиях

    Качество обучения во многом зависит от систематической проверки знаний учащихся. Однако именно на текущую проверку времени на занятиях  часто не хватает. Исправить такое положение поможет систематическое применение преподавателем  графических диктантов. Провожу графический диктант после каждой лекции. Это способствует формированию у студентов устойчивых знаний к приобретению навыка тщательной подготовки домашнего задания.

    Устный контроль

    Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса. Он позволяет выявить знания, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения и т. д.

    Устный опрос – его результаты зависят от выполнения домашнего задания. На практических занятиях провожу 2 вида опроса:

    1. индивидуальный опрос – вызов студента к доске для развернутого ответа на оценку.

    2. фронтальный опрос – вызов нескольких студентов  для ответа на вопросы, требующих небольшого по объему ответа. Позволяет опросить большое количество учащихся. Используется для закрепления пройденного материала, на практике часто сочетается с индивидуальным. Часто фронтальный опрос провожу с использованием интерактивной доски.

    Письменный контроль

    Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ  и т.д.). Такой метод контроля позволяет проверить знания всех обучаемых одновременно, но требует больших затрат времени на проверку письменных заданий. Письменный контроль провожу на практических занятиях,  после изучения каждого раздела дисциплины.

    Тестовые  задания на бумажном носителе и на компьютере

    Я  использую тестовые  задания на практических занятиях и сделала вывод, что это является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку студентов к каждому занятию и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

     Основное желание студентов  при проведении контроля знаний — это получение мгновенного объективного результата и сравнение своего результата с результатами других.

    Все проводимые письменные работы:

    • предполагают временные затраты на проверку,
    • к моменту оглашения результатов задания могут быть забыты, и отметка не ассоциируется с конкретной темой,
    • при выполнении тестовых заданий на бумажной основе всегда есть желание сверить свои ответы с ответами товарищей,
    • при анализе результатов тестов на бумажной основе учащиеся пытаются запомнить не правильный ответ, а буквенно-цифровой код,
    • при пересдаче теста невозможно проверить, выучил ли учащийся материал или запомнил код ответа.

    Некоторые негативные стороны тестовых заданий на основе бумажных носителей можно избежать при использовании компьютерных технологий.

     Опыт использования компьютерного контроля знаний учащихся позволил мне выделить следующие достоинства:

    • устраняется возможность подсказок и списывания;
    • повышается объективность оценки знаний;
    • резко повышается познавательная активность учащихся;
    • преподаватель освобождается от «карательных» функций, связанных с выставлением оценок;
    • быстрое получение результатов испытания и освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов тестирования;
    • тестирование на компьютере более интересно по сравнению с традиционными формами опроса, что создает положительную мотивацию у студентов.

    Задания есть нескольких типов: с выбором правильного ответа или утверждения из нескольких предложенных; с необходимостью ввода ответа с клавиатуры; с необходимостью отобразить правильную последовательность процессов;  вставить пропущенные слова в текст или закончить предложение; соединить определенные элементы стрелками или установить соответствие или, наконец, разделить предложенные элементы на группы.

    Работа с дневником для практических занятий

    Известно, что студент учится, когда самостоятельно работает: читает книги, выполняет манипуляции, решает задачи, общается с пациентами…

             Самостоятельная работа студентов  способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей, формированию общих и профессиональных компетенций.

                  Мною разработан дневник для практических занятий по дисциплине,   для самостоятельной работы студентов по всем темам практических занятий дисциплины, где указываются цели, что студенты должны знать, уметь, расписаны этапы работы, способы их выполнения, вопросы для само- и взаимоконтроля. Задания представлены в форме: определить, сделать обозначения, выделить цветом, перечислить конкретные структуры, дополнить предложение, ответить на вопрос, заполнить таблицу, выбрать правильный ответ.  Дневник иллюстрирован фотографиями, рисунками, схемами.

    На практических занятиях широко использую метод  - «работа в малых группах» (каждой группе раздаются муляжи в зависимости от темы занятия и задание). Работа в малых группах имеет положительные моменты, так как она дает всем студентам (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). После завершения работы в группах предоставляю слово каждому студенту  для сообщения результатов выполнения задания. Поощряю использование плакатов, таблиц, рисунков и других наглядных пособий.

      Контроль качества самостоятельного изучения материала  провожу во время индивидуального собеседования со студентами, при проверке дневника.

    Использование интерактивной доски

    Работа с интерактивной доской на занятиях по дисциплине позволяет воспринимать информацию быстрее, развивает мотивацию, делает занятия более интересным, больше возможностей для коллективной работы, студенты работают более творчески и становятся уверенными в себе.

    Интерактивная доска используется мною:

    • при проверке исходного уровня знаний, при проверке текущего контроля:

    - задания «Сделай обозначения» (подписать маркером пронумерованные структуры)

    - задания с использованием функции «шторка» (рисунок с обозначениями закрыт «шторкой», точно такой же рисунок без обозначений)

    - работа с текстовым файлом (с помощью маркера (подчеркнуть) выбрать нужный вариант ответа))

    - работа с таблицей (заполнить таблицу с помощью маркера)  и другие задания.

    Грамотная работа с интерактивной доской на занятии позволяет добиться оптимизации учебного процесса.

    Интерактивная доска позволяет разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках  практических занятий.

    Использование ресурсов сети Интернет

    Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные пособия) и становится составной частью современного образования.

    На практических занятиях по дисциплине, при помощи интерактивной доски, я использую интерактивные задания из базы Интернет-ресурса. В частности страница интерактивных упражнений «Ленинг апс». В этих заданиях  заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа. Интерактивные задания могут содержать фото-, видео- и анимационные объекты.

    Использование интерактивных заданий из базы Интернет-ресурса:

    - решение кроссвордов с использованием виртуальной клавиатуры;

    - задание на соотношение данных;

    - задание по сортировке картинок;
    - задание на приведение в соответствие;

    - задание на установление последовательности;

    - задание на определение пропущенных букв и много других видов заданий.

    Экзамен

    Курс завершается итоговым контролем полученных знаний в виде комплексного экзамена. Студент допускается к экзамену, если он получил положительную оценку «3», «4», «5» за I и II семестры.

    Промежуточная аттестация проводится в виде комплексного экзамена (дисциплины «Анатомия и физиология человека», «Фармакология», «Основы патологии»).

    Вопрос в билете состоит из теоретической и практической части. Для теоретической части сформированы 40 вопросов по всему курсу  анатомии и физиологии человека. Разработаны критерии оценивания. Для практической части экзамена подготовлен перечень экзаменационных вопросов по практическим навыкам  для студентов (показать  анатомические  элементы  на  наглядных  пособиях).

    Разработан пакет экзаменатора  с  критериями оценивания.

    По результатам выполнения теоретической и практической частей экзамена обучающемуся выставляется оценка по дисциплине.

    Выставление окончательной оценки производится после сдачи комплексного экзамена. Если полученная оценка неудовлетворительная «2», студент считается не освоившим программу данного курса и вопрос о его дальнейшем обучении решается администрацией техникума.

    По дисциплине «Анатомия и физиология человека» составлен Учебно-методический комплекс и комплекс контрольно-оценочных средств (КОС).

    Комплект КОС по дисциплине «Анатомия и физиология человека» включает контрольные материалы, используемые для проведения всех форм аттестации обучающихся.

    Всё это составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, а так же в соответствии с программой  учебной дисциплины: «Анатомия и физиология человека».

    В процессе обучения студент должен получить базовое образование, обеспечивающее преемственность и возможность непрерывного образования, повышения профессионального уровня и практического мастерства.