ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебно-методический материал на тему

 «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

  без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

  без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_konferentsii.doc767 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ  ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО  ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ

В СИСТЕМЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

(на примере работы творческого объединения «Я познаю мир»,

с проведением мастер-класса по изготовлению ангелочка из салфеток)

Местюкова Марина Николаевна

методист, педагог дополнительного образования

МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского МР

 «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

  без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

  без духовности нет личности, без личности нет народа!»

        В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение личности ее граждан. Материальные ценности стали доминировать над духовными, у детей искажается представление о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

        Рост научно-технического прогресса, засилье иностранных слов, музыки, фильмов, игрушек и игр привело к тому, что у детей стал пропадать интерес к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре.  

        Как известно, все начинается с детства. Именно детство – это время приобретения знаний об окружающем мире, формирования духовно - нравственных качеств, усвоение  социальных норм поведения.

       Чтобы человек мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям.

      На занятиях моего творческого объединения «Я познаю мир» обучающиеся учатся осознавать взаимоотношение в
системе «человек – природа – общество», учатся правильно относиться к
среде обитания и правильно вести себя в ней.
     В процессе обучения формируется готовность следовать
этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение
оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими
нормами.
     На своих занятиях стараюсь воспитать любовь к своему городу, к своей Родине,
формирую опыт экологически и этически обоснованного поведения в
природной и социальной среде, развиваю интерес у обучающихся к познанию
самого себя и окружающего мира. 
    Каждый человек неразрывно связывает свою судьбу с будущим родного
края и страны. Так, например, знакомство детей с обрядами и обычаями
народов нашего отечества способствует не только нравственно –
патриотическому воспитанию, но и формированию у ребенка позитивного
отношения к миру и к самому себе.

     Важно с раннего детства воспитывать
уважительное отношение ко всему, что связано с понятием родины. 
Духовно – нравственные качества человека проявляются также по
отношению к обществу и государству. Это такие качества как: патриотизм,
гордость за Отечество, уважение к истории своего народа, страны и малой
родины.

    Естественно, если ребёнок не сохраняет в себе память прошлого,
равнодушно относится к истории, традициям своего народа, то он губит часть своей личности, и в конечном итоге – деградирует как человек.

     Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как некий проект, который реализуется через изучение тем, разделов, выполнение заданий и проектов, которые развивают нравственный выбор и ответственность в отношении к природе, а именно:
иллюстрации и фотографии обращают внимание детей на красоту природы, её необычность, несхожесть с миром рукотворным;
задания и вопросы заставляют задуматься об отношении человека к природе, учатся соблюдать правила поведения в природе, замечать и ценить красоту природы.
    Освоение курса «Я познаю мир» происходит и через проектную деятельность, в которой у учащихся систематизируются нравственные знания, происходит становление нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения. Это такие проекты как: «Моя семья», «Зимующие птицы», «Бездомные животные» и другие.
    Воспитанию уважительного отношения к человеку через ознакомление с его многообразием народов, культур и религий помогают такие проекты как «Культурно-историческое наследие земли мордовской», «Твои родные и твоя Родина», «По дороге домой».
   Систематическая и целенаправленная работа по формированию у школьников духовно-нравственных качеств имеет огромное значение для положительных изменений в самом ребёнке, благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам, а освоение курса «Я познаю мир» вносит существенный вклад в данное направление работы. 

      В творческом объединении ребята занимаются разными видами деятельности:
самостоятельная работа, проекты, творческие задания, работа в группах и ,
благодаря этому, у обучающихся формируются такие качества как :
трудолюбие, ответственность, готовность помочь, умение прощать,
терпимость к недостаткам другого человека. Результаты бывают разными, но всегда радостными и греющими душу воспитанников, родителей и нас - педагогов.

     

      На своих занятиях  знакомлю  воспитанников и с миром материальной культуры нашего края. При этом акцент делаю на исследовательский подход, развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.

      Очень важно, что знакомство с предметным миром народной культуры происходит путем включения детей в практическую деятельность, например, по изготовлению различных сувениров и т.п. Практические занятия такого плана мы начинаем с проникновения вглубь веков и знакомства с тем, чем занимались наши бабушки и прабабушки долгими зимними или осенними вечерами.

      В качестве примера одного из таких практических занятий можно привести занятие по изготовлению «Ангелочка из салфеток»

(Приложение №1).

Литература:

1.  Белинский, В. Г. О нравственности [Текст] / // Малый академический словарь: Словарь русского языка в 4-х тт. / под ред. Евгеньевой. – М.: Русский язык, 1981. – Т. 3. – 405 с.

2.  Бердяев, Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии [Текст] / . – М.: Мир книги, 2006. – 415 с.

3.  Ильин, И. А. О воспитании национальной элиты [Текст] / – М.: Жизни и мысль, 2001. – 512 с.

4.  О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. *****/db/mo/Data/d_02/393.html.

5.  Осипов, М. М. Новая технология творческого развития и формирования человека для устойчивого развития цивилизации // Здоровье – МЭИ 2000г. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://health. mpei. *****/osipov. htm.

6.  Парошина, Р. А. Духовность и её развитие в свете синтеза философии, науки, религии [Текст] / // Пути развития цивилизации. Взгляд из XXI века: Сб. науч. статей. – Красноярск, 2004. – С. 235-251

7.  Уваров, В. В. Духовность // Грани эпохи. Вып. 37., 2009. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ethics. *****/articles2/uvarov. htm.

Приложение №1.

Ангелочек из салфеток

Мастер-класс - два варианта изготовления


Цель: изготовление поделки из салфеток.
Задачи:
- Учить формировать голову и туловище из салфеток.
- Учить складывать базовую форму «гармошка» в технике оригами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Развивать визуальную и тактильную память, логическое и пространственное воображение
- Развивать мелкую моторику рук, способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, глазомер.
- Воспитывать аккуратность, прививать настойчивость в достижении цели. Поощрять творческую инициативу.
В этом мастер-классе предлагаю изготовить ангела из салфеток своими руками.
Материалы и инструменты:
Белые салфетки, нитки, ножницы.
Узкая лента или дождинка, клей. 


Техника безопасности при работе с ножницами:
• Когда режешь, широко раскрывай ножницы и держи их концами от себя.
• Следи, чтобы не поранить пальцы левой руки.
• При работе не держи ножницы концами вверх.
• Не оставляй их в раскрытом виде.
• Не работай ножницами с ослабленным креплением.
• Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами вперед.
• Работай ножницами только на своем рабочем месте.

Снег идет на Рождество 

Снег идет на Рождество, 
падает, как милость Божья. 
Снег идет - и волшебство 
в этот день случиться может. 
Тишина и чистота, 
ничего их не нарушит. 
Верь: не даром красота, 
раз она спасает душу. 
Свыше послана тебе, 
чудодейственная сила, 
это - смысл в твоей судьбе 
и разгадка тайны мира. 
Снег идет – и, чуть дыша, 
смотрим мы на мир крылатый. 
Пробуждается душа, 
омертвевшая когда-то. 
Снег идет, снимая боль, 
у земли обледенелой. 
Ты подставь ему ладонь: 
приземлится ангел белый.

(Ива Афонская)



Последовательность изготовления:
Приглашаю и Вас вместе с детьми сделать ангелочка на память. Две обычные столовые салфетки расправить в один слой, третью скомкать и придать форму шара, скатать, как из пластилина. 


Салфетки положить ровно друг на друга. В центр положить комок. 


Углы попарно соединить и ниткой плотно обмотать вокруг комочка. Завязать нитку, один конец сделать длиннее. 


Салфетку не раскрывать, оставить в четыре слоя. Сложить по диагонали. 


Примерно один сантиметр сделать сгиб, далее складывать гармошкой, поворачивая край то вверх, то вниз. 


Раскрыть и от центра сложить гармошку, где надо, меняя направление сгибов. 


Согнуть гармошку пополам, отметить середину. 


Приложить к спинке заготовки. 


Привязать крест-накрест крылья, завязать узел. Короткую нитку отрезать, а длинная будет служить подвесом. 


Перевернуть. Расправить крылья. 


Дождинку обмотать вокруг шеи и, не отрывая, вокруг головы, имитируя нимб, завязать на узел, лишнее отрезать. 


Ангелочек из салфеток готов. 



Ангел присел на еловую ветку
Легкий, воздушный, почти невесомый.
Средь мишуры и шаров разноцветных
Кажется он неприметным и скромным.
Под Рождество он спустился на землю,
Чудо неся нам на кончиках крыльев.
В Светлую ночь вся Вселенная внемлет
Неумолкающим ангельским гимнам.
Он прилетел подарить утешенье
Душам смятенным в печалях погрязшим,
Радость, надежду, любовь и спасенье,
Стать верным другом, Хранителем нашим.

(Ольга Калугина)

В процессе подготовки к этому мероприятию была разработана технология изготовления другого ангела. Его можно сделать с детьми школьного возраста.
Начало работы такое же, развернуть две салфетки, положить в центр третью салфетку, скомканную в виде шарика. 

Поднять аккуратно углы попарно, завязать под комочком ниткой, формируя голову и платье. 


Определить лицевую сторону, поднять боковые уголки в виде крыльев. 


Верхний слой салфетки оставить в виде крыльев, а нижний опустить. 


Уголки крыльев подровнять и приклеить только у основания, у туловища. 


У верхнего слоя сделать разрезы до плеч. 


Начиная с маленького уголка скрутить в трубочку, поднимая вверх. 


Эту трубочку сложить в виде скрещенных рук и закрепить ниткой. 


Отвести крылья назад, уровнять и закруглить верхние части. 


Из узкой ленты, или полоски бумаги сделать нимб, склеив в кольцо. 





Вам представляю два варианта! 


Литература:
1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности
гражданина России / Под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.
Тишкова. – М.: Просвещение, 2010. 
2. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовнонравственного
образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская //Стандарты и
мониторинг в образовании, 2013.
3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности
школьника в коллективе. –М., 2000.
4. Плешаков А.А. Пояснительная записка к учебникам «Окружающий
мир», – М.: Просвещение 2011.
5. Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой Нравственное развитие
младшего школьника в процессе воспитания – М.: Педагогика, 2012. 
6. С.В.Никитина Духовнонравственное воспитание младших школьников
на уроках в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
7. Федеральный государственный стандарт общего образования.