Рабочая программа по биологии для профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ
рабочая программа на тему

Марина Ивановна Карасёва

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» пред-назначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной про-граммы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06259).

Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:

• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;

• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

В программе определены результаты освоения содержания учебной дисциплины: личностные, метапредметные, предметные.

Программа логично построена, имеет все необходимые структурные элементы.

В рабочей программе прослеживаются междисциплинарные связи с дисциплинами общепрофессионального и специального циклов.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины содержит перечень основной литературы, дополнительной литературы, программного обеспечения и Интернет-ресурсы.

Количество часов на освоение учебной дисциплины:

Учебным планом для данной дисциплины определено:

Всего занятий 36 часов, всего во взаимодействии с преподавателем 36 часов, из них:

·         теоретическое обучение 26 часов,

·         лабораторно- практические занятия 8 часов,

·         промежуточная аттестация в форме зачёта 2 часа.

 

Преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

Карасёва М.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oud.15biologiya.docx56.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ №____

к ППКРС 08.01.25

Мастер отделочных строительных

и декоративных работ  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.15 БИОЛОГИЯ

2018 год


ОДОБРЕНО на заседании  предметно-цикловой комиссии естественно-математического цикла

Протокол №__, дата «___»________2018 г.

Председатель комиссии ________/Антропова В.В./

Протокол №__, дата «___»________2019 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2020 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2021 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2022 г.

Председатель комиссии ________/________/

Составители (авторы):

Карасева М.И. - преподаватель биологии ______________

Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»


СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.15 БИОЛОГИЯ………………………………………………………………4

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»....................................5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..…………..8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………..13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ...............................1

4

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.15 БИОЛОГИЯ

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» пред-назначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной про-граммы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06259).

Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:

• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;

• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

В программе определены результаты освоения содержания учебной дисциплины: личностные, метапредметные, предметные.

Программа логично построена, имеет все необходимые структурные элементы.

В рабочей программе прослеживаются междисциплинарные связи с дисциплинами общепрофессионального и специального циклов.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины содержит перечень основной литературы, дополнительной литературы, программного обеспечения и Интернет-ресурсы.

Количество часов на освоение учебной дисциплины:

Учебным планом для данной дисциплины определено:

Всего занятий 36 часов, всего во взаимодействии с преподавателем 36 часов, из них:

  • теоретическое обучение 26 часов,
  • лабораторно- практические занятия 8 часов,
  • промежуточная аттестация в форме зачёта 2 часа.

Преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

Карасёва М.И. __________________________


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ».

            1.1. Область применения программы

        Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Биология» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования технического профиля программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 08.01.25 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ», реализуемой на базе основного общего образования.

        Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом  и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007  03-1180);  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (17.03.15 г. ФГУ «ФИРО»).

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

«Биология» является базовой дисциплиной общеобразовательного цикла и направлена на формирование у студентов убеждённости в возможности познания живой природы и способности оценки профессиональной деятельности с позиций рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам  и окружающей  среде, здоровью людей.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

        • получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

        • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

        • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

        • воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

        • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

        В ходе освоения общеобразовательного цикла дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена формируются

личностные результаты

        1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

        2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

        3)  готовность к служению Отечеству, его защите;

        4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

        5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

        6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

        7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

        8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

        9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

        10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

        11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

        12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

        13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

        14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

        15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметные результаты 

        1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

        2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

        3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

        4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

        5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

        6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

        7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

        8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

        9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения базового курса биологии должны отражать:

        1)  сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

        2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

        3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

        4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

        5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

 

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

        Учебным планом для данной дисциплины определено:

Всего занятий 36 часов, всего во взаимодействии с преподавателем 36 часов, из них:

  • теоретическое обучение 26 часов,
  • лабораторно- практические занятия 8 часов,
  • промежуточная аттестация в форме зачёта 2 часа.

        

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Всего занятий

36

Всего во взаимодействии с преподавателем

36

в том числе:

  • теоретическое обучение

26

  • лабораторные и практические занятия

8

  • промежуточная аттестация в форме зачёта

2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

Введение

Предмет и задачи курса биологии, роль биологии в формировании научных представлений о мире, в практической деятельности людей.

1

1

Раздел 1. Учение о клетке (5 часов)

Тема 1.1

Химический состав клетки

Содержание учебного материала

1

1

1.

Неорганические и органические вещества клетки и живых организмов (белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты), их роль в клетке.

Тема 1. 2.

Структура и функции клетки

Содержание учебного материала

1

2

1.

Клеточная теория строения живых организмов. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями.

2 .

Основные органоиды клетки. Цитоплазма, клеточная мембрана, ядро. Жизненный цикл клетки, Митоз.

Практическая работа

№1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом, их описание».

1

Тема 1.3.

Обмен веществ и превращения

энергии в клетке

Содержание учебного материала

1

1

1.

Пластический и энергетический обмен. Фотосинтез, его биологическая роль. Основные этапы энергообмена.

Тема 1.4.

Наследственная информация и реализация её в  клетке

Содержание учебного материала

1

1

1.

Строение и функции хромосом. ДНК- носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген, Генетический код. Биосинтез белка.

Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов (4 часа)

Тема 2.1

Размножение организмов

Содержание учебного материала

1

1.

Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

1

Тема 2.2.

Индивидуальное развитие

Содержание учебного материала

2

1

1.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии  эмбрионального развития.

2 .

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения окружающей среды на развитие человека.

Практическая работа:

№2 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства».

1

Раздел 3. Основы генетики и селекции (8 часов)

Тема3.1.

Основные закономерности наследственности

Содержание учебного материала

3

2

1.

Генетика как наука.  Г..Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология

2.

Законы генетики, установленные Г.Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание.

3

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Значение генетики для  медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Практическая работа:

№3 «Решение генетических задач и составление родословных».

1

Тема 3.2.

Закономерности изменчивости

Содержание учебного материала

1

1

1.

Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная  изменчивость.

Практическая работа:

№4 «Анализ фенотипической изменчивости».

1

Тема 3.3.

Генетика- основа селекции

Содержание учебного материала

2

1

1.

Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции.

2

Биотехнология, её достижения и перспективы развития.

Раздел 4. Эволюционное учение (7 часов)

Тема 4.1.

Развитие эволюционных идей. Движущие силы эволюции

Содержание учебного материала

2

1

1.

Возникновение и развитие эволюционных представлений.  Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка. Эволюционное учение Ч.Дарвина.

2

Движущие силы эволюции. Естественный отбор –

 направляющий фактор эволюции.

3

Концепция вида, его критерии. Популяция -структурная единица вида и эволюции.

Практическая работа:

№5 «Изучение изменчивости, критериев вида».

№6 «Изучение приспособлений живых организмов к различным средам обитания»

2

Тема 4.2.

Механизмы эволюционного процесса

Содержание учебного материала

2

1

1.

Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).

2

Макроэволюция. Доказательства эволюции.

3.

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

4.

Экскурсия в природу: «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе».

1

Раздел 5. История развития жизни (1 + 2 часа)

Тема 5.1.

Возникновение жизни на Земле

Содержание учебного материала

0.5

1

1.

Развитие представлений о возникновении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни.

Тема 5.2.

Развитие жизни на Земле

Содержание учебного материала

0.5

1

1.

Краткая история развития органического мира.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема 5.3.

Происхождение человека

Содержание учебного материала

2

1.

Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

1

Раздел 6. Основы экологии (5 часов)

Тема 6.1.

Экосистемы

Содержание учебного материала

2

1

1.

Предмет экологии. Экологические факторы среды, их значение в жизни живых организмов.

2 .

Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Практическая работа:

№7 « Решение экологических задач ».

1

Тема 6.2.

Биосфера

Содержание учебного материала

1

2

1.

2.

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот химических элементов, биогеохимические процессы в биосфере.

Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области будущей профессии на окружающую среду. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей среде.

Практическая работа:

№8 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности».

1

Раздел 7. Бионика.

Тема 7.1.

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

Содержание учебного материала

1

1

1.

Особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами

Промежуточная аттестация в форме зачета

2

2

Всего занятий

36


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        3.1. Материально – техническое обеспечение дисциплины

        Для реализации программы дисциплины «Биология» имеется учебный кабинет химии и биологии.

         Оборудование учебного кабинета:

        - рабочее место преподавателя;

        - посадочные места по количеству обучающихся;

        - учебно-методический комплект.;

        - раздаточный материал в виде схем и рисунков для выполнения лабораторных работ.

        Технические средства обучения:

        -мультимедийный проектор,

        -ноутбук,

        -экран.

        3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины        

        1. Захаров В.Б., Мамонтов СТ., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. - М., 2014.

        2. В.И Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова «Общая биология» 10-11 класс Дрофа,2014г

        3. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. - М., 2013.

        4. Беляева Д.К. Дымшиц Г. М. Общая биология 10-11 класс, М: Просвещение, 2014г.

        5. Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной.- М., 2014.

        Дополнительные источники:

        1. Общая биология. 10-11 класс. Рабочая тетрадь с тестовыми заданиями ЕГЭ. Профильный уровень Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. М: просвещение,2014год.        2. Общая биология. 10-11класс. Каменский А.А., Крикунов Е.А., Пасечник В.В.М: просвещение 2013.

        3. Биология. Общая биология. Рабочая тетрадь. 10-11 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Дымшиц Г.М., Саблина О.В. Москва: просвещение 2014год

        4. ЕГЭ 2015. Биология. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся, 2017г. Лернер.А. 2016Год

        Интернет- ресурсы:

  1. www.bio.1september.ru
  2. www.bio.nature.ru
  3. www.edios.ru
  4. www.km.ru/educftion

3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

        В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, метод исследования), технологии эвристического обучения (игровые методики, «мозговая атака»). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития  общих компетенций обучающихся применяются активные, интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, ролевые игры, групповая дискуссия). Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный), письменный опросы (тестирование, доклады, оформление лабораторных работ). Промежуточная аттестация предусмотрена в форме зачёта по завершению курса.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опросов по контрольным вопросам соответствующих разделов, в ходе выполнения лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий (доклады, рефераты).

        

Результаты обучения

(предметные результаты)

Формы и методы контроля и оценки

результатов  обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "Биология":

- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

Входной контроль в форме:

- собеседование,

- тестирование

Оперативный контроль в форме:

-фронтальный устный опрос,

-тестовый контроль

- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

-  сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

Оперативный контроль в форме:

- индивидуальный устный опрос,

-фронтальный устный опрос,

-тестовый контроль,

-проверка и оценка отчётов по лабораторным работам,

-проверка и оценка рефератов и сообщений

-  сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Рубежный контроль в форме:

-письменная контрольная работа,

- проверка и оценка презентаций

Промежуточная аттестация –зачёт



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Личностные результаты

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- проявление гражданственности, патриотизма;

- знание истории своей страны;

- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- проявление активной жизненной позиции;

- проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ;

- уважение общечеловеческих и демократических ценностей

- демонстрация готовности к исполнению воинского долга

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Своевременность постановки на воинский учет

Проведение воинских сборов

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

- проявление общественного сознания;

- воспитанность и тактичность;

- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности

Успешное прохождение учебной практики.

Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- демонстрация желания учиться;

- сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

- умение ценить прекрасное;

Творческие и исследовательские проекты

Дизайн-проекты по благоустройству

- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

- готовность вести здоровый образ жизни;

- занятия в спортивных секциях;

- отказ от курения, употребления алкоголя;

- забота о своём здоровье и здоровье окружающих;

- оказание первой помощи

Спортивно-массовые мероприятия

Дни здоровья

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

-  демонстрация интереса к будущей профессии;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач 

Занятия по специальным дисциплинам

Учебная практика

Творческие проекты

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

- экологическое мировоззрение;

- знание основ рационального природопользования и охраны природы

Мероприятия по озеленению территории.

Экологические проекты

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- уважение к семейным ценностям;

- ответственное отношение к созданию семьи

Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи.

Мероприятия, проводимые «Молодёжь+»

метапредметные результаты 

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

 

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;

- умение планировать собственную деятельность;

- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- демонстрация коммуникативных способностей;

- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

- умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач

Семинары

Учебно-практические конференции

Конкурсы

Олимпиады

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников информации, включая электронные;

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

- соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.

- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

- сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.)

Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций.

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной

программы

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа УД Основы материаловедения профессии:08.01.25. Мастер отделочно – строительных и декоративных работ

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии  СПО 08.01.25. Мастер отделочных строительны...

Рабочие программы по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ

Рабочие программы учебной и производственной практик ПМ.02 Выполнение монтажа каркасно-обшивочных конструкций и ПМ.03.Выполнение малярных и декоративно-художественных работ...

Основная образовательная программа по профессии: 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ Квалификация: штукатур -маляр строительный

В результате обучения студент должен освоить основные виды деятельности и соответствующие им профессиональные и общие компетенции. В результате освоения профессиональных модулей студент должен иметь п...

Основная образовательная программа по профессии: 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ Квалификация: штукатур - облицовщик плиточник укатур -маляр строительный

Настоящая  основная образовательная программа по профессии среднего профессионального образования 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ (далее – ПООП СПО) разра...

Рабочие программы УП и ПП ПМ.03 Выполнение малярных и декоративных работ по профессии 08.01.25 Мастер отделочно-строительных и декоративных работ ТОП-50

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Выполнение малярных и декоративно-художественных работ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта профессии среднег...