статья 18 конф холбос 5 стр
статья

 Формирование исследовательских компетенций как фактор подготовки современного специалиста

Васильева Елена Константиновна

Преподаватель математики ПОУ  «Якутский торгово-экономический колледж

 потребительской кооперации», Республика Саха (Якутия)

 

 Выпускники колледжа потребительской кооперации в последующем трудоустраиваются  в предприятия как работники управления, торгово-производственного и вспомогательного персонала. В управлении преобладает умственный труд, осуществляют переработку информации и выработку управленческих решений. Торгово-производственный персонал это работники в общественном питании которые обеспечивают выпуск продукции, закупку, продажу, сервисное обслуживание. Специалист среднего звена должен самостоятельно принимать решения, гибко реагировать на происходящие  изменения, обладать способностью к аналитическому мышлению вне рамок. В связи с этим важно, чтобы педагог в колледже своевременно выявил и помог гармонично развиться соответствующим качествам у студентов. Эффективным путем решения означенной задачи являются занятия математикой. Она учит человека думать, акцентируя внимание на главном, отбрасывая несущественные детали, развивает логическое мышление, формирует умение достигать намеченных целей, работать в команде, совершенствует мышление в целом. Процесс решения математических задач требует постоянного проведения анализа, сравнения и синтеза информации. Работа с математическими понятиями раскрывает процессы обобщения и классификации. Изучение геометрических объектов позволяет развивать пространственные представления и воображение. Доказательство теорем раскрывает процесс построения аргументации для проведения доказательных рассуждений. Математическое развитие является важнейшим фактором, обеспечивающим готовность человека к непрерывному образованию и самообразованию [6]. В связи с этим  в колледже математика занимает двойственное положение. С одной стороны, это - особая общеобразовательная дисциплина, так как знания являются фундаментом для изучения других общеобразовательных и специальных дисциплин. С другой стороны, для большинства направлений  математика не является профилирующей дисциплиной. Это указывает на необходимость определенной интеграции математики с циклом профессиональных дисциплин, которая позволит использовать математические методы в профессиональной деятельности. Возможность такой интеграции создает применение вариативного подхода. Это тем более важно в наши дни, когда студенты соизмеряют целесообразность изучения дисциплин в первую очередь с их профессиональной значимостью и повышением своей конкурентоспособности на рынке труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_18_konf_holbos_5_str.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование исследовательских компетенций как фактор подготовки современного специалиста

Васильева Елена Константиновна

Преподаватель математики ПОУ  «Якутский торгово-экономический колледж

 потребительской кооперации», Республика Саха (Якутия)

 Выпускники колледжа потребительской кооперации в последующем трудоустраиваются  в предприятия как работники управления, торгово-производственного и вспомогательного персонала. В управлении преобладает умственный труд, осуществляют переработку информации и выработку управленческих решений. Торгово-производственный персонал это работники в общественном питании которые обеспечивают выпуск продукции, закупку, продажу, сервисное обслуживание. Специалист среднего звена должен самостоятельно принимать решения, гибко реагировать на происходящие  изменения, обладать способностью к аналитическому мышлению вне рамок. В связи с этим важно, чтобы педагог в колледже своевременно выявил и помог гармонично развиться соответствующим качествам у студентов. Эффективным путем решения означенной задачи являются занятия математикой. Она учит человека думать, акцентируя внимание на главном, отбрасывая несущественные детали, развивает логическое мышление, формирует умение достигать намеченных целей, работать в команде, совершенствует мышление в целом. Процесс решения математических задач требует постоянного проведения анализа, сравнения и синтеза информации. Работа с математическими понятиями раскрывает процессы обобщения и классификации. Изучение геометрических объектов позволяет развивать пространственные представления и воображение. Доказательство теорем раскрывает процесс построения аргументации для проведения доказательных рассуждений. Математическое развитие является важнейшим фактором, обеспечивающим готовность человека к непрерывному образованию и самообразованию [6]. В связи с этим  в колледже математика занимает двойственное положение. С одной стороны, это - особая общеобразовательная дисциплина, так как знания являются фундаментом для изучения других общеобразовательных и специальных дисциплин. С другой стороны, для большинства направлений  математика не является профилирующей дисциплиной. Это указывает на необходимость определенной интеграции математики с циклом профессиональных дисциплин, которая позволит использовать математические методы в профессиональной деятельности. Возможность такой интеграции создает применение вариативного подхода. Это тем более важно в наши дни, когда студенты соизмеряют целесообразность изучения дисциплин в первую очередь с их профессиональной значимостью и повышением своей конкурентоспособности на рынке труда.

Основная задача работы преподавателя колледжа – дать будущему специалисту определенный комплекс знаний и умений, но и создать у студента установку на самообучение и самоорганизацию, на непрерывное расширение и углубление знаний и умений, что является ключевым для продолжения учебы в течение всей жизни. Исследование – это способ обучения, который состоит не только в приобретении новых знаний, но и в овладении новыми способами деятельности, развитии мыслительных, творческих и коммуникативных умений студента.

Выделяют два уровня исследовательской компетенции: учебно-исследовательская и научно-исследовательская (УИК и НИК). Учебно-исследовательская компетенция студентов  колледжа должна предполагать умение студента работать над поставленной задачей, предварительно проанализировать имеющуюся информацию, условия, методы, планирование эксперимента [2].  Научно-исследовательская компетенция предполагает активную деятельность студентов, обеспечивающую приобретение необходимых навыков творческой исследовательской деятельности, которая завершается самостоятельным решением студентами задач, уже разработанных в науке. Сформированность учебно-исследовательской компетенции является необходимым базисом для развития научно-исследовательской компетенции [1].  

 В формировании исследовательских компетенций студентов важная роль отводится специально организованным средствам подготовки  к научно-исследовательской деятельности [5].  Студенты колледжа активно участвуют в конкурсах, олимпиадах и конференциях республиканского и всероссийского уровней. Среди средств формирования исследовательских компетенций наиболее эффективным является система внеурочной работы, предполагающих последовательное прохождение этапов самостоятельно   исследовании. В моем случае таковым является работа математического кружка “Решение нестандартных задач”. Цель работы кружка: выявление одаренных студентов, их поддержка, совершенствование математической грамотности студентов, повышение мотивации к изучению математики.

Сегмент общих компетенций ФГОС обеспечивает компетенции, которые представляют в целом понятие кооперации:

– навыки межличностных отношений, готовность работать в команде, способность к кооперации с коллегами, инновационными проектами;

 – принятие различий и мультикультурности, толерантность;

– способность к анализу, синтезу, восприятию информации;

– навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики, представление собственных и известных научных результатов.

Если студент, опираясь на собственный опыт  самостоятельно “добывает” знания, а не получает их в готовом виде, то он будет стремиться аналогично действовать в своей будущей профессиональной деятельности. Специалист, обладающий исследовательской компетенцией, умеет активно и продуктивно анализировать фактическую информацию, создавать и выбирать новые более эффективные алгоритмы, ресурсы, технологии.

Исследовательская работа по математике может осуществляться в самых разнообразных формах и видах. Например, как работа со студентами с целью руководства подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, изготовлением моделей или подготовка некоторых студентов к участию в олимпиаде и конференции. Исследовательская работа входит в систему внеклассной  работы и следует рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализ деятельности. Успех исследовательской работы во многом зависит от ее  планирования и организации. Правильная организация, умелое планирование позволяют существенно повысить качество и эффективность деятельности студента, выполнить значительно больший объем работы. Сущность организации  работы коротко можно выразить следующими словами: максимум эффективности при минимальных затратах времени, сил и средств.

В начале работы от преподавателя требуется создание условий для выбора студентом индивидуальной, соответствующей его возможностям, склонностям и ценностям его (и  его родителей тоже). Очевидно, что позитивная динамика эффективности исследовательской  деятельности может быть лишь при детальном изучении и сбалансированном сочетании интереса и потребности студента. Для значительной части студентов одним из основных побуждающих мотивов в исследовании  является стремление оправдать надежды и доверие родителей.

Осваивая исследовательскую деятельность, студент должен иметь возможность проявить собственную исследовательскую позицию, осуществить собственный выбор в реализации своих  замыслов. Выполнение любого исследовательского задания должно быть связано с получением конкретного, значимого для студента результата, т. е. иметь личностно-значимый смысл. Привлечь внимание студента и вызвать у него удивление к исследуемой теме – это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко; труднее удержать интерес к исследовательской работе  и сделать его устойчивым, постоянным, хотя бы во время работы над исследованием. Перечислю некоторые общие положения, которых следует придерживаться для привлечения интереса  к исследованию по  математике:

– материал, предлагаемый для изучения должен быть понятен студенту, иначе он не вызовет интереса;

–на индивидуальных занятиях  полезно использовать различные виды наглядности: полную по теме, неполную, символическую, представления по памяти, – исходя из уровня развития мышления студента.

- особенно умело и вовремя надо использовать воображение.

- на самих занятиях постоянно должны возникать  доступные для понимания студента вопросы, загадки и создаваться атмосфера, возбуждающая активную мысль студента.

Без интереса к исследуемой теме студент самостоятельно работать не будет. Уровень самостоятельности и уровень интереса к исследуемой теме чаще всего совпадают. Источников развития интереса можно назвать  материал значительной новизны, вбирающий последние научные достижения, связанный с практикой, с будущей профессией,  построенный на проблемности, на противоречиях и противоположностях, что вызывает интерес у студента. Причиной снижения интереса к исследуемой теме может явиться даже преобладание в индивидуальных занятиях со студентом элемента только информативности, со стороны преподавателя. Замечу, повествовательная форма постановки вопросов в планах индивидуальных занятий не развивает активной мысли. Преподаватель  должен проявлять искреннюю заинтересованность в ответах студента, выслушивать, не перебивая, обеспечивать право студента на самостоятельное суждение, не спешить с выводами и назиданиями, с «правильными» ответами и расчетами. Для успеха первых занятий достаточно завоевать если не интерес, то поначалу хотя бы вызвать симпатию студента к исследуемой теме. А также необходимо заранее выявить слабые места и трудности той или иной составляющей исследовательской деятельности студента.  Самостоятельная индивидуальная работа, особенно творческая, сама по себе считается эффективным источником развития  интереса к исследуемой теме. Студент с высоким уровнем познавательного интереса способен самостоятельно осуществить все этапы исследования. Но для успешного исследования необходимо наличие у студента исследовательской позиции, основанная на интересе к исследуемой теме. Поэтому значительное время  на индивидуальных занятиях отводится на формирование исследовательской позиции студента. Здесь следует говорить об организации взаимодействия между преподавателем и студентом построенном на основе принципов сотрудничества. Важно чтобы студент получил необходимый опыт  исследовательской работы. На устойчивой исследовательской позиции студента преподавателю необходимо формировать исследовательские компетенции, но при условии сформированных умений. Такие как, собирать, отбирать и проверять данные, на которых строится гипотеза; сформулировать гипотезу;  уточнить гипотезу;    разработать технологию и методику эксперимента; провести поисковый эксперимент;  подвести итоги эксперимента. Для успешной защиты требуется и сформированность интеллектуальных компетенций: понимание и знание путей, способов развертывания логических моделей, вариантов; наличие словарного запаса (достаточное владение понятиями, терминами, законами), умение ставить тезис, находить аргументацию, делать логически правильные и адекватные выводы, владение грамматической структурой и стилем научной математической речи,  адекватно полно отвечать на вопросы экспертов.

Необходимо помнить, что главным движущим мотивом к исследовательской работе у студента является потребность в достижении значительного успеха. Стимулирование работы студента - это особый, сложный вопрос, связанный с развитием мотивов учения.  Если цели исследовательской работы соотнесены с мотивами студента, то она приобретает для них личностный смысл. Таким образом,  формирование исследовательских компетенций у студента заключается в переходе от внешнего управления преподавателем к самоуправлению и развитию рефлексии.

В конце научно- исследовательской работы студент выполняет самооценку своей деятельности и работы с преподавателем. Это позволяет студенту занимать активную исследовательскую позицию:  планировать, регулировать, направлять, контролировать. И тогда исследовательская деятельность становится желаемой, привлекательной, приносящей удовольствие от участия в ней.

Таким  образом,  формирование исследовательских компетенций студентов по математике в ходе внеурочной работы,  является одним из факторов формирования компетенций будущего специалиста. Студенты,  занимаясь  исследованием развивают информационную компетентность, коммуникативную  компетенцию, которые направлены на востребованность специалиста,  на его творческое развитие. Для дальнейшего профессионального и личностного роста специалисту необходимо умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, что обеспечивает кооперативное образовательное учреждение.

Литература:

1.        Лобова Г.Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. — М., 2000

2.        Лекомцева Е. Н. Научно-исследовательские компетенции бакалавра // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 3. – С. 92–96.

3.        Чопчиян Е. А. Подходы к организации проектной деятельности обучающихся // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 11.

4.        Богословский В.И. Информационные потребности студентов педагогического вуза и учителей в контексте профессиональной (информационной) культуры и компетентности // Наука и школа. – 2007. – № 6. – C.35–40.

5.        Комарова Ю.А. Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск 11 (68). – СПб, 2008, сентябрь. – С. 69–77.

6.        Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евразийская конф. Люди. События. Факты, 08.05.2020

Евразийская конф. Люди. События. Факты, 08.05.2020...

Эпоха путей сообщения: традиции, современность, перспективы: международ. науч.-методич. конф. 21 октября 2021 г. Самара-Оренбург / редкол.: А.Н. Попов [и др.]. – Самара–Оренбург: СамГУПС, ОрИПС, 2021

Завьялова С.В., Завьялова А.А. Формирование духовно-нравственых ценностей у обучающихся через изучение истории Нижегородского края  С. 147...

Интернет-конф. Связь времен

Интернет-конф. Связь времен...