Учебно – практическое пособие для самостоятельной работы студентов по физике по разделу «Электродинамика»
методическая разработка

Беспалова Людмила Петровна

 Пособие состоит из тестовых заданий для самостоятельной работы студентов по физике по разделу «Электродинамика» для всех специальностей.

Задания содержат перечень вопросов программы, указания и разъяснения к параграфам учебника, примеры решения задач и варианты домашних контрольных работ. Задачи и вопросы даны по степени усложнения.

 Весь этот материал поможет студентам подготовиться к зачетам и к экзаменам по физике.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Учебно – практическое пособие

 для самостоятельной работы студентов

по физике по разделу «Электродинамика»

 Для всех специальностей I курса

                                                         Челябинск

2016

Учебно – практическое пособие для самостоятельной работы студентов по

физике по разделу «Электродинамика» для всех

специальностей I курса/ Сост. Л. П. Беспалова.- Челябинск: Изд-во

 ГБОУ СПО ЧБМК,36с.

 Пособие состоит из тестовых заданий для самостоятельной работы студентов по физике по разделу «Электродинамика» для всех специальностей.

Задания содержат перечень вопросов программы, указания и разъяснения к параграфам учебника, примеры решения задач и варианты домашних контрольных работ. Задачи и вопросы даны по степени усложнения.

 Весь этот материал поможет студентам подготовиться к зачетам и к экзаменам по физике.

Составитель:

Л.П. Беспалова, преподаватель физики и математики высшей категории ГБОУ СПО «Челябинский базовый медицинский колледж»

Рецензент: Наглер Е.В., зам.директора по УВР Челябинского филиала ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЗТЭТ»

                                                                     

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 4

Советы студентам……………………………………………………………….. 5

 ЧАСТЬ 1Тренировочные тесты…………………………………………………6

 Задания 1. Электростатика………………………………………………………6

 Задания 2. Постоянный электрический ток………………………………….  11

 Задания 3. Будьте судьей  в споре……………….…………………………….16

 КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ………………………………………………………22

1.Тесты по теме « Электростатика»…………………………………………….22

2.Тесты по теме «Постоянный ток»…………………………………………….25

3. Тесты по теме « Магнитное поле»…………………………………………...28

4. Тесты по теме «Электромагнитные колебания»……………………………31

Список литературы………………………………………………………………33

         

                       

Введение

Данное учебно-практическое пособие состоит из заданий разного содержания для самостоятельной работы студентов по физике по разделу «Электродинамика» для всех специальностей.

Задания содержат материал многих  вопросов программы по разделу «Электродинамика», варианты домашних проверочных работ. Задачи и вопросы даны по степени усложнения и завершаются заданиями повышенной трудности.

 Весь этот материал поможет студентам подготовиться к зачетам  физике.

Студенты должны сдать в соответствии с программой 2 домашние проверочные работы:

Критерии оценок:

  • оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочётов или  имеющую не более одного недочёта;
  • оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта или не более двух недочётов;
  • оценка «3» ставится в том случае, если студент правильно выполнил не менее половины работы;
  • оценка «2» ставится в том случае, если правильно выполнено менее половины всей работы;
  • оценка «1» ставится в том случае, если студент не приступал к выполнению работы.

Советы студентам

Задания помогут вам самостоятельно изучить программный материал по физике и приобрести навыки самообразования.

При работе с заданиями рекомендуется придерживаться следующего порядка:

             1. Внимательно прочитайте целиком весь параграф учебника по данной теме, чтобы понять его содержание. При повторном чтении руководствуйтесь указаниями к учебнику, в которых даны советы, что, следует повторить, на что обратить внимание при чтении текста, на какие вопросы надо ответить.

             2. Для лучшего усвоения и запоминания материала по ходу его изучения в тетради записывайте основные выводы, формулировки законов, схемы опытов, примеры решения задач. Ответьте на вопросы в конце параграфов учебника.

             3. Выполните домашнюю тестовую работу, номер задания которого вам укажет преподаватель.

При решении домашней тестовой работы используйте образцы решения задач, приводимые в учебнике или конспекте. Если возникнут затруднения, необходимо на индивидуальной консультации обратиться за разъяснением к преподавателю. Нужные справочные сведения о значениях физических величин можно найти в задачнике по физике.

4. Данную  работу выполняют письменно. Если вы справились с этой работой, то можно перейти к решению заданий повышенной трудности. Выполнение работы можно начать и с этих заданий, это позволит проверить вашу подготовку по физике.

При сдаче  вы должны уметь «защитить» домашнюю тестовую работу:

  • ответить на теоретические вопросы;
  •  объяснить решение задачи;
  • продемонстрировать знания формул.

ЧАСТЬ 1

Тренировочные тесты

                                          Задания 1. Электростатика

Задание 1 – 1

          Найдите продолжение каждого из высказываний (I – V) среди отрывков (1 – 5).

I. Некоторые элементарные частицы помимо массы…

II. Характер взаимодействия различных пар заряженных частиц в отличие от гравитационного взаимодействия неодинаков: заряженные частицы…

III. Все частицы, одинаково взаимодействующие с данной частицей…

IV. Электрические заряды не существуют сами по себе. Частица может не иметь заряда, однако, только частицы …

V. Заряд элементарной частицы нельзя ни уменьшить, ни разделить. Элементарные частицы…

      1. имеют наименьший электрический заряд (либо являются нейтральными).

      2. либо притягиваются друг к другу, либо отталкиваются.  

      3. обладают электрическим зарядом.

      4. являются носителями заряда – заряд без частицы не существует.

      5. отталкиваются друг от друга.

Задание 1 - 2

          Составьте тексты из фраз А, Б, В, Г.

    А. Если в частице (атоме, молекуле) …

         1. число электронов равно числу протонов,…

         2. число электронов меньше, чем число протонов,…

         3. число электронов больше, чем число протонов,…

    Б. то частица является…

         1. отрицательным ионом.

         2. положительным ионом.

         3. электрически нейтральной.

    В. Если в каком-либо теле…

         1. число электронов равно числу протонов,…

         2. число электронов меньше, чем число протонов,…

         3. число электронов больше, чем число протонов,…

    Г. то тело в целом…

         1. электрически нейтрально.

         2. заряжено отрицательно.

         3. заряжено положительно.

Задание 1 – 3

          I. Напряженность электрического поля в данной точке численно равна силе, действующей на…

1. заряд, помещенный  в данную точку поля.

2. положительный заряд, помещенный в поле.

3. единичный положительный заряд, помещенный в данную точку поля.

4. единичный заряд, помещенный в данную точку поля.

5. единичный положительный заряд, помещенный в поле.

 II. Векторной или скалярной величиной является напряженность электрического поля?

1. Скалярной, так как сила действует на заряды независимо от их знака. Работа – скалярная величина, а она тоже выражается через силу.

2. Векторной, так как  она направлена так же, как сила, действующая на положительный заряд в данной точке поля.

III. Заряда +q1 в точке А?

IV. Заряда  -q2 в точке В?

1. Вправо.   2. Влево.   3. Вверх.   4. Вниз.

Задание 1 – 4

         Найдите продолжение каждого из суждений (I – V) среди отрывков (1 – 5).

I. Каждая точка электрического поля характеризуется вектором напряженности , который…

II. Линия, касательные к которой в каждой точке совпадают направлением напряженности в этой точке…

III. С помощью силовых линий можно наглядно изображать поля, а по их густоте судить о величине напряженности, которая…

IV. Электрические силовые линии имеют определенное направление, они…

1.Являются однородными.

2.Больше там, где силовые линии гуще.

3.Имеет определенное направление и величину.

4.Называется электрической силовой линией.

5.Начинаются на положительных зарядах и оканчиваются на отрицательных, либо уходят в бесконечность.

                                                         

Задание 1 – 5

         Как направлена напряженность электрического поля двух равных по абсолютной величине зарядов (рис. 13) в указанных точках?

                                        1. Вправо.      2.Вверх.     3.Влево.     4. Вниз.

Задание 1 – 6

         Как направлена напряженность электрического поля зарядов (рис. 14) в указанных точках при условии  и ?

                                        1. Вправо.     2. Вверх.     3. Влево.     4. Вниз.

Задание 1 – 7

   I. Одинаковы ли силы, действующие на различные по величине разряды, помещенные в одну и ту же точку поля?

1. На большой заряд действует большая сила.

2. На больший заряд действует меньшая сила.

3. В одной и той же точке поля на различные по величине заряды действует одинаковая сила.

     В данную точку поля вначале поместили заряд , затем, убрав его, поместили заряд .                  

 II.Что можно сказать об отношениях  и ?

1. Эти отношения равны.

2. Чем больше величина заряда, тем меньше это отношение.

3. Чем больше сила, действующая на заряд, тем больше отношение.

    III. Почему вы так считаете?

1. , поэтому  в 4 раза больше, чем  .

2. , поэтому  в 4 раза меньше, чем .

3.  больше  в 4 раза, но и  больше  в 4 раза, поэтому оба эти отношения равны.

Задание 1 – 8

     I. Поднесем к шарику незаряженного электроскопа положительно заряженное тело. По мере приближения этого тела электрическое поле в пространстве около электроскопа…

                1. усиливается.      2.ослабляется.

    II.Электрическое поле поднесенного положительно заряженного тела действует на…

         1. положительные заряды стержня электроскопа.

         2. отрицательные заряды стержня электроскопа.

         3. положительные и отрицательные заряды стержня электроскопа.

    III. Под действием этого поля в стержне электроскопа происходит перемещение зарядов.

         1. Положительные заряды уходят к нижнему концу, отрицательные – к верхнему концу стержня.

         2. Отрицательные заряды уходят к нижнему концу, положительные – к верхнему концу стержня.

         3. Отрицательные заряды переходят к верхнему концу стержня.

   IV.В результате перемещения электрических зарядов возникает…

       1. избыток отрицательных зарядов на верхнем конце и их недостаток на нижнем конце стержня.

       2. избыток положительных зарядов на верхнем конце и их недостаток на нижнем конце стержня.

V.Таким образом, в результате перемещения зарядов в стержне электроскопа на конце, обращенном к заряженному телу, накапливается заряд…

    1. одноименный с зарядом поднесенного тела.

    2. разноименный с зарядом поднесенного тела.

Задание 1 – 9

     I. К незаряженному проводнику AB поднесли отрицательно заряженное тело. При этом конец B проводника заряжается…

          1. положительно.      2. отрицательно.

    II.На конце A проводника накапливается избыток…

          1. Положительных зарядов.     2. Отрицательных зарядов.

    III. Прикоснитесь на мгновение рукой к концу A. Что происходит?

        1. На проводник с земли переходят электроны.

        2. На проводник с земли переходят положительные заряды.

        3. С проводника на землю стекают положительные заряды.

    IV.В проводнике в целом оказывается избыток…

         1. положительных зарядов.

         2. отрицательных зарядов.

    V. Уберите руку, а затем удалите поднесенное заряженное тело. Проводник оказывается…

        1. заряженным положительно.

        2. заряженным отрицательно.

        3. не заряженным.

Задание 1 – 10

    Составьте тексты из фраз А, Б, В, Г, Д.

А. 1. В металлических проводниках…

     2. В неполярных диэлектриках…

     3. В полярных диэлектриках…

Б. 1. отрицательные и положительные заряды расположены в каждой молекуле так, что их центры не совпадают. Таким образом, молекула представляет собой систему двух связанных между собой, равных по модулю и противоположных по знаку зарядов (электрический диполь).

    2. имеются свободные, отрицательно заряженные частицы – электроны, блуждающие в положительно заряженной ионной решетке.

    3. отрицательные и положительные заряды расположены в каждой молекуле так, что их центры совпадают.

В. Под действием электрического поля…

   1. электроны свободно перемещаются по всему объему тела.

   2. диполи поворачиваются и ориентируются по полю.

   3. заряды в такой молекуле смещаются: положительные заряды – по полю, отрицательные – против поля.

Г. Конечным результатом такого перемещения является…

   1. появление на концах тела свободных зарядов. Прикосновением пальца можно эти заряды отвести на землю.

   2. образование на концах тела связанных зарядов. Прикосновением пальца эти заряды нельзя отвести на землю.

Д. Это явление называется…

   1. электростатической индукцией.     2. поляризацией.

Задание 1 – 11

    Электростатические явления, известные под названием «статическое электричество», часто наблюдаются в технике и быту. В технике обычно приходится принимать специальные защитные меры против их последствий. Некоторые электростатические явления в природе вызывали раньше страх и суеверия. Ниже приводятся примеры электростатических явлений (I – V):

I. Перед грозой многие предметы: концы корабельных мачт, выступы башен, острия копий, ледорубов светятся синеватым светом.

II. При разматывании рулона бумаги между бумагой и пальцами рабочего проскакивают искры.

III. На текстильных фабриках нити прилипают к гребням чесальных машин и при этом путаются и часто рвутся. Для борьбы с этим явлением в цехах создают повышенную влажность воздуха.

IV. У приборов и машин, работающих под высоким электрическим напряжением, избегают применять металлические детали с заострениями, предпочитая делать детали закругленными.

V. При заполнении горючим или его сливе бензовоз обязательно нужно заземлять.

Какой закономерностью (1 – 4) можно объяснить каждое из перечисленных электростатических явлений (I – V)?

1. При электризации трением между телами возникают значительные разности потенциалов, иногда порядка десятков тысяч вольт.

2. Поверхностная плотность зарядов на различных участках проводника сложной формы неодинакова: она больше на участках с малым радиусом кривизны. Соответственно и напряженность электрического поля вблизи их больше, вследствие чего здесь может произойти стекание зарядов и ионизация молекул воздуха.

3. Слой влаги на диэлектриках приводит к потере изоляционных свойств и стеканию зарядов.

4. Электризация наблюдается и при трении между жидкостями и твердыми телами.      

                                          Задания 2. Постоянный электрический ток

Задание 2 – 1

    I. Для возникновения тока в проводнике необходимо, чтобы…

       1. на его свободные заряды действовали силы.

       2. на его свободные заряды действовала постоянная сила.

       3. на его свободные заряды в определенном направлении действовала сила.

    II. На заряды в каждой точке проводника действует сила, если в нем…

       1. потенциал отличен от нуля.

       2. имеется электрическое поле.

       3. имеются электрические диполи.

    III. Может ли стационарное электрическое поле поддерживать постоянный ток в проводнике?

       1.Да.     2. Нет.

    IV. Укажите неправильный ответ.

          По проводнику течет ток, если…

       1. проводник заряжен до определенного потенциала.

       2. потенциал различных точек проводника неодинаков.

       3. на концах проводника существует разность потенциалов.

       4. зажимы источника заряжены разноименно.

       5. поле в проводнике непрерывно поддерживается извне.

Задание 2 – 2

    I. Что бы электрический ток существовал длительное время…

       1. необходимо поддерживать постоянную разность потенциалов между двумя точками цепи.

       2. достаточно наличия разности потенциалов в начальный момент, когда возникает ток.

    II. Поддерживание постоянной разности потенциалов между двумя точками замкнутой цепи возможно…

       1. за счет самостоятельного перехода зарядов из точки с большим потенциалом в точку с меньшим потенциалом.

       2. за счет принудительного переноса зарядов (в какой – либо части цепи) из точки с меньшим потенциалом в точку с более высоким потенциалом.

    III. Такой перенос зарядов возможен…

       1. под действием сил, действующих на заряды со стороны электрического поля.

       2. под действием неэлектрических сил.

    IV. Такой процесс осуществляется…

       1. на внешнем участке цепи.

       2. внутри источника тока.

    V. Под действием каких сил движутся заряды во внешней электрической цепи?

       1. Под действием сил электрического поля.

       2. Под действием неэлектрических сил (химических, механических и др.).

Задание 2 – 3

    По проводнику с поперечным сечением S справа налево со средней скоростью v движутся заряженные частицы. Заряд одной частицы q, их концентрация n. Установите соответствие между приведенными ниже словесными (I – III) и аналитическими (1 – 3) выражениями.

                                                                 I. Число заряженных частиц в объеме, ограниченном сече-

                                                                    ниями S1 и  S2 (рис. 16), равно…                            

             II. За время    все частицы этого объема пройдут через

        сечение S2. При этом через сечение переносится заряд  

        , равный…

III. Следовательно, сила тока, протекающего по проводнику, I=

       1. .     2. .     3. .

Задание 2 – 4

   Сопротивление металлических проводников зависит…

       1. от длины проводника.

       2. от поперечного сечения проводника.

       3. от материала проводника.

       4. от температуры проводника.

   Какие из перечисленных ниже опытов и явлений связаны с этими зависимостями?

    I. Если с помощью осциллографа следить за изменением сила тока при включении лампочки накаливания в цепь постоянного тока, то в первый момент после включения наблюдается большой «скачок» силы тока; затем сила тока быстро убывает до величины, соответствующей параметрам, указанным на лампочке.

    II. В современном народном хозяйстве медь служит основным электротехническим металлом.

    III. Студент вставил в две электрические плитки нихромовые спирали, отрезанные от одного и того же провода. Потом выяснилось, что при включении в городскую сеть одна плитка давала больше тепла, чем другая. От чего бы это могло зависеть?

    IV. Для подключения сварочного аппарата молодой рабочий хотел воспользоваться обычным осветительным шнуром. Мастер этого не разрешил. Чего не учел рабочий?

    V. Если от понижающего трансформатора питается большой район, то накал ламп в ближайших домах больше, чем в удаленных. Как это объяснить?

Задание 2 – 5

   Два проводника изготовлены из одного металла. Найдите отношение сопротивления первого проводника к сопротивлению второго для следующих соотношений размеров проводников:

    I.;.

    II.;.

    III.;.

    IV.;.

    V.;.

         (l – длина, S – сечение, d – диаметр проводника).

       1. 1.     2. .     3. .     4. .     5. .

Задание 2 – 6

    Цепь (рис. 17) состоит из реостата , резистора , амперметра  и двух вольтметров  и .

Сопротивлением всех соединительных проводов можно пренебречь. Разность потенциалов между точками  и  поддерживается постоянной. В этой цепи движок реостата перемещают к точке .

    I. Как изменится сопротивление участка?

    II. Как изменится сопротивление участка?

    III. Как изменится ток в цепи?

    IV. Как изменится показание вольтметра ?

    V. Как изменится показание вольтметра  ?

  1. Увеличится.     2. Уменьшится.     3. Не изменится.      

Задание 2 – 7

    Ответьте на все вопросы предыдущего задания при условии, что движок реостата перемещается к точке  (см. рис. 17).

Задание 2 – 8

    В цепи, собранной по схеме, приведенной на рис. 17, сопротивление реостата Ом, сопротивление резистора Ом. Напряжение на участке  равно 240 В.

    Движок находится в точке . Определите:

    I. общее сопротивление цепи.

    II. показание первого вольтметра.

    III. показание второго вольтметра.

    IV. показание амперметра.

          Ответы помещены в табл. 2.

№ п.п.

Общее сопротивление цепи,

Ом

Показания первого вольтметра, В

Показания второго вольтметра, В

Показания амперметра, А

1

160

120

80

1,5

2

0

160

0

2

3

240

0

120

2,5

4

80

80

240

1

5

120

240

160

3

Задание 2 – 9

    Определите значение всех величин, перечисленных в предыдущем задании, при условии, что движок реостата (см. рис. 17) находится в точке .

    Ответы помещены в табл. 2.

Задание 2 – 10

    Цепь собрана по схеме рис. 18. сопротивлением соединительных проводов можно пренебречь. Движок реостата  перемещают к точке .

    I. Как изменится сопротивление участка?

    II. Как изменится общее сопротивление участков  и ?

    III. Как изменится общее сопротивление цепи?

    IV. Как изменится ток на участке ?

    V. Как изменится общий ток в цепи?

       1. Уменьшится до определенной величины, не равной нулю.

       2. Увеличится до определенного предела.

       3. Не изменится.

       4. Увеличится неограниченно.

       5. Уменьшается до нуля.

     

Задание 2 – 11

    Цепь собрана по схеме, изображенной на рис. 19. ЭДС источника 10 В, его внутреннее сопротивление 0,5 Ом. Какими будут показания амперметра  и вольтметра , если…

                                                                         

    I. переключатель поставить в положение 1?    

    II. переключатель находится в положении 2?

    III. переключатель по ошибке перевести в положение 3? (Короткое замыкание!)

       1. 0,5 А и 10 В.     2. 0,5 А и 0,1 В.     3. 0 А и 10 В.     4. 20 А и 10 В.     5. 20 А и 0 В.

    IV. Цепь состоит из источника тока, амперметра и лампочки (рис. 20). Изменятся ли показания амперметра, если лампочка перегорит?

       1. Не изменятся.

       2. Амперметр сгорит.

       3. Амперметр будет показывать большой ток.

       4. Произойдет короткое замыкание.

       5. Стрелка амперметра будет на нуле.

    V. В цепи, собранной по схеме рис. 20, перегорела лампочка. Изменятся ли показания вольтметра?

       1. Вольтметр ничего не будет показывать.

       2. Вольтметр покажет большее напряжение.

       3. Весь ток пойдет по вольтметру, и он перегорит.

       4. Вольтметр покажет меньшее напряжение.

Задание 2 – 12

I. Цепь собрана по схеме рис. 21. Как изменятся показания амперметра, если точки  и  соединить медной проволокой? (Соединительные провода тоже медные.)

       1. Показания уменьшатся.

       2. Показания увеличатся.

       3. Показания амперметра практически не изменятся.

   

II. Как изменится накал ламп?                                                                        

       1. Лампы будут гореть ярче.

       2. Лампы будут гореть слабее.

       3. Накал практически не изменится.

    III. Как изменятся показания амперметра, если соединить медной проволокой точки  и ?

       1. Показания уменьшатся.

       2. Показания амперметра практически не изменятся.

       3. Амперметр практически ничего не покажет.

       4. Показания увеличатся.

       5. Правильного ответа нет.

    IV. Как изменится накал ламп, если точки  и  соединить медной проволокой?

       1. Лампа  будет гореть ярче, лампа  - слабее.

       2. Обе лампы будут гореть слабее.

       3. Обе лампы будут гореть ярче.

       4. Лампа  будет гореть ярче, лампа  гореть не будет.

       5. Обе лампы не будут гореть.

    V. Что произойдет, если по ошибке точки  и  соединить медной проволокой?

       1. Обе лампы будут гореть ярче.

       2. Обе лампы не будут гореть.

       3. Лампа  будет гореть ярче, лампа  - слабее.

       4. Лампа  будет гореть ярче, лампа  - слабее.

Задание 3. Будьте судьей  в споре.

Ответь на вопрос: «Кто прав?»

     3-1. Два студента поспорили о применении закона Ома  к явлению кроткого замыкания в цепи свинцового (кислотного) и щелочного аккумуляторов. Учащимся было известно, что кислотный аккумулятор при коротком замыкании выходит из строя, в то время как щелочной аккумулятор при не очень длительном коротком замыкании не выходит из строя, хотя и разряжается. Прочитайте суждения обоих учащихся и укажите, кто из них прав.

    Первый студент рассуждал так: при коротком замыкании внешнее сопротивление можно считать практически равным нулю. Величина тока короткого замыкания при данной ЭДС зависит только от внутреннего сопротивления. У кислотного аккумулятора внутреннее сопротивление очень мало (сотые доли ома), ток короткого замыкания достигает огромных значений, и аккумулятор выходит из строя. У щелочного аккумулятора внутреннее сопротивление на порядок больше (десятые доли ома); ток короткого замыкания остается относительно небольшим, аккумулятор не выходит из строя.

    Второй студент рассуждал иначе: он писал закон Ома в таком виде: , а при  получил  и предположил, что при коротком замыкании ЭДС пропорциональна внутреннему сопротивлению . Поскольку у щелочного аккумулятора внутреннее сопротивление относительно велико, то у него величина ЭДС сохраняется большой и в дальнейшем. У кислотного аккумулятора  мало, его ЭДС «садится» и потом уже не может восстановиться.

    3-2. Рассудите спор о том, когда следует говорить о большой нагрузке источника тока – при большом и при малом сопротивлении внешней цепи?

       Один студент заявляет, что в электротехнике следует пользоваться теми же рассуждениями, что и в механике: двигатель (например, у автомобиля) сильно нагружен, когда автомобилю приходится преодолевать большое сопротивление (скажем, при езде по размокшей проселочной дороге). Аналогично в электрической цепи источник тока сильно нагружен при большом внешнем сопротивлении.

       Другой студентему возражает: в электротехнике нельзя применять эту механическую аналогию. Источник тока надо считать сильно нагруженным, когда от него берут большой ток, т.е. при небольшом внешнем сопротивлении. Самая большая нагрузка – ток короткого замыкания (); нагрузка равна нулю при замкнутой внешней цепи (). Поэтому в электротехнике под нагрузкой источника понимают не величину внешнего сопротивления, а силу тока в цепи.

    3-3. Студенты с помощью реостата увеличили сопротивление цепи аккумулятора; при этом подключенный к аккумулятору вольтметр большее напряжение. Почему? Снова загорелся спор и вы должны стать судьей.

        Первый студентнаписал закон Ома в виде , где - напряжение источника,            

- потеря напряжения внутри источника, заявил, что с ростом  (при постоянных  и ) ток убывает, а следовательно, уменьшается потеря напряжения внутри источника, вследствие чего растет другое слагаемое , измеряемое вольтметром.

       Другой студент записал закон Ома в виде  и заявил, что с ростом  убывает ток и поэтому улучшается вся работа источника, ЭДС растет.

       Третий студент  предположил, что сам опыт поставлен неправильно: надо измерить напряжение на зажимах реостата и тогда все объясняется просто – с ростом внешнего сопротивления растет напряжение по формуле .

    3-4. Все наблюдали, что в часы пик (особенно в зимнее время) накал ламп несколько ослабевает. И снова возник спор.

       Рассуждения одного студента спора таковы: при включении каждого нового потребителя (а в часы пик их особенно много) общее сопротивление сети, подключенной к понижающему трансформатору, растет, соответственно убывает сила тока и накал ламп убывает.

       Другой студента возразил: при включении большего числа потребителей, соединенных, как правило, параллельно, общее напряжение сети не растет, а уменьшается. При этом растет ток, поступающий от трансформатора, увеличивается также потеря напряжения внутри обмотки трансформатора и убывает напряжение на его зажимах по формуле .

       Третий студента спора занял другую позицию: вы забыли о том, что пользуемся переменным током. Записанный вами закон Ома применим только для цепей постоянного тока. Вы же применяете его для сети переменного тока и считаете понижающий трансформатор источником тока. Все это не законно и поэтому ваши рассуждения ошибочны.

       Кто же прав?

    3-5. В квартире перегорел предохранитель, и между жильцами произошел такой разговор:

       Первый: у понижающего трансформатора, по-видимому, иногда резко возрастает напряжение, и тогда наш предохранитель не выдерживает и перегорает.

       Второй: устарела проводка, поэтому происходят частые короткие замыкания и при этом перегорают лампочки.

       Третий: подводящие провода имеют слишком большое сечение, поэтому их сопротивление очень мало, течет большой ток, а это ведет к короткому замыканию.

       Четвертый: при коротком замыкании в подводящих проводах лампочки не перегорают. Когда в проводах происходит замыкание, сопротивление резко падает и ток растет до такой величины, что предохранитель плавится.

       А вы как думаете?

За направление электрического тока в цепи условились принять направление движения положительных зарядов, или, как кратко говорят, направление от плюса к минусу во внешней цепи. Разберитесь в следующем споре.

3-6. Существует ли необходимость вводить определенное направление тока? Играет ли оно какую – либо роль в практике?  

       Первый студент: Мы все знаем, что в городской сети течет переменный ток, направление которого каждую секунду меняется 100 раз. Для ученых направление тока, может быть, имеет значение, но в практике оно роли не играет. Ведь мы произвольно переставляем вилку в розетке при включении плитки, утюга, пылесоса, приемника и других приборов.

       Второй студент: Не согласен! Некоторые действия тока зависят от его направления. Примером может служить химическое действие тока. Если мы заранее не уничтожим направление тока при электролизе, то нельзя будет указать, на каком электроде выделится металл или другое вещество. А попробуйте-ка не учесть полярность при заряде аккумулятора.

3-7. В металлических проводах носителями тока являются электроны, перемещающиеся во внешней цепи от отрицательного полюса источника к положительному. Между тем за направление тока принято противоположное направление. Почему ученые так поступили?

       Первый студент: Вот видите, я же сказал, что направление тока никакой практической роли не играет!                  

       Второй студент: Это неверно! В начале прошлого века, когда начали изучать электрический ток, ученые еще не знали, какие заряды движутся при наличии тока в цепи, и они приняли условно за направление тока движение положительных зарядов. Соответственно была установлена полярность включения всех приборов и потребителей в тех случаях, когда это имеет значение.

     3-8. Разве можно, хотя бы мысленно, заменить реальное движение отрицательных зарядов (электронов) от минуса к плюсу воображаемым движением положительных зарядов от плюса к минусу?

       Первый студент: Попробовал бы кто-либо на уроке географии заявить один раз, что Волга течет от Валдайской возвышенности в Каспийское море, другой раз – что она течет от Каспийского моря к Валдайской возвышенности, да еще настаивать на том, что это одно и то же!

       Второй студент: Конечно, Волга течет в Каспийское море. В случае движения жидкости или других веществ изменять направление движения на противоположное нельзя, так как здесь нас интересует, куда перемещается масса вещества. А все частицы вещества имеют положительную массу!

    Только благодаря тому, что в природе существуют заряды двух противоположных знаков, мы приходим к одинаковому результату, когда при стекании зарядов с положительно заряженного тела на землю один раз говорим, что положительные заряды ушли в землю, а другой раз – что отрицательные заряды с земли перешли на тело и нейтрализовали его положительный заряд.

    3-9. Почему же ученые после того, как было установлено, что носителями тока в металлах являются электроны, не изменили принятой ими ранее договоренности о направлении тока?

       Первый студент: Если произошла ошибка, то ее нужно исправить.

       Второй студент: В металлах действительно движутся только отрицательные заряды и при том «против тока». Но в других проводниках, например электролитах, носителями тока являются как положительные, так и отрицательные заряды, которые при токе перемещаются в противоположных направлениях. Отрицательные заряды перемещаются «против тока», а положительные – «по току». Нет смысла изменять договоренность о направлении тока: это свелось бы просто к тому, что на всех источниках, измерительных приборах и потребителях пришлось бы менять местами знаки «+» и «-».

    3-10. Можно ли придумать аналогию, поясняющую допустимость замены движения отрицательного заряда в одном направлении движения положительного заряда в противоположную сторону?

       Первый студент: Нельзя, поскольку вещество не имеет той полярности, которая наблюдается у зарядов.

       Второй студент: Сами знаки зарядов подсказывают нам такую аналогию с числами разных знаков в алгебре. Возьмем равенство  и прибавим к обеим частям положительное число 3, получим , или . Но точно такой же результат получится, если от обеих частей равенства вычесть отрицательное число -3: . Раскрыв скобки вновь получим . Таким образом, перенос отрицательного числа с правой стороны равенство в левую равнозначен переносу такого же (по модулю) положительного числа в обратном направлении.

    3-11.Студент подставил формулу  (1) значение силы тока, выразив его по закону Ома через напряжение и сопротивление , и получил другую формулу для количества теплоты, выделяемой током:  (2).

    Как же на самом деле зависит количество теплоты, выделенное током, от сопротивления проводника?

       Первый студент: Сравнивая формулы (1) и (2), мы видим, что в одном случае количество теплоты прямо пропорционально сопротивлению, в другом случае обратно пропорционально сопротивлению.

    Но ведь это не возможно!

       Второй студент: По формуле (1) количество теплоты прямо пропорционально сопротивлению проводника при условии, что в сравниваемых проводниках одинаковы сила тока и время пропускания тока. По формуле (2) количество теплоты обратно пропорционально сопротивлению проводника при условии, что к проводникам приложено одинаковое напряжение и время пропускания тока одно и то же.

    3-12. А можно ли создать такие условия, чтобы сила тока в различных проводниках была строго одинаковой?

       Первый студент: Это можно выполнить следующим образом: взять две цепи с реостатами и амперметрами и отрегулировать токи при помощи движков реостатов так, чтобы они стали одинаковыми.

       Второй студент: Я знаю более простой способ получения одинаковых токов в проводниках. Для этого надо только включить проводники последовательно в цепь, тогда .

    3-13. Можно ли создать условия, чтобы напряжение на концах различных проводников было строго одинаковым?

       Первый студент: Это можно выполнить следующим образом: взять два источника со строго одинаковым напряжением (что можно установить вольтметром) и присоединить к ним эти проводники.

       Второй студент: И в этом случае есть более простой способ приложения одинакового напряжения к двум проводникам. Для этого надо только включить проводники параллельно  в цепь, тогда .

    3-14. Можно ли на опыте убедиться в правильности зависимости:  при,?

       Третий студент: Я предлагаю сравнить нагрев спирали электрической плитки и соединительных проводов, через которые ток проводится к плитке. Сила тока в них одинакова и время пропускания так одинаково, поскольку они соединены последовательно. Выделяемое количество теплоты различается очень сильно: провода – еле теплые (их сопротивление мало), спираль же накалена (ее сопротивление велико).

       Четвертый студент: Вероятно, здесь важную роль играет изоляция проводников. Соединительные провода – изолированные, спираль – голая (без изоляции).

   3-15. Можно ли на опыте убедиться в правильности зависимости  при , ?

       Третий студент: Я предлагаю сравнить две лампочки, соединенные параллельно, из которых одна горит ярче другой. На лампочке указаны напряжение и потребляемая ею мощность тока. У нас на кухне горит лампочка 220 В, 40 Вт, в комнате – 220 В, 100 Вт. Я вычислил их сопротивление. У лампы на кухне оно равно 1210 Ом, у комнатной лампочки – 484 Ом. При вычислении я применил формулу  (полученную из формул  и ). Как видно, лампа на кухне имеет в 2,5 раза большее сопротивление и в ней выделяется за 1 с. в 2,5 раза меньшее количество теплоты, чем в комнатной лампе.

                 

                                                                 

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

1.Тесты по теме « Электростатика»

  1. Нейтральная капля при освещении потеряла 2 электрона. Заряд капли оказался равным:
  1. 1,6 * 10-19 Кл.
  2. 3,2 * 10-19 Кл.
  3. 2 Кл.
  4. 1,6 * 10-17 Кл.
  1. Если значение каждого из одинаковых зарядов уменьшить в 2 раза, а расстояние между ними оставить прежним, то сила кулоновского взаимодействия:
  1. Уменьшится в 4 раза.
  2. Увеличится в 8 раз.
  3. Увеличится 2 раза.
  4. Увеличится в  4 раза.
  1. Одинаковые металлические шарики с зарядами 1 нКл и 9 нКл находятся на расстоянии r друг от друга. Шарики привели в соприкосновение и снова развели на прежнее расстояние. Сила их кулоновского взаимодействия:
  1. Не изменилась.
  2. Уменьшилась.
  3. Увеличилась.
  4. Ответ неоднозначен.
  1. В электрическом поле на заряд   q = 5 * 10-8 Кл действует сила F = 10 Н. Модуль вектора напряженности электрического поля равен:
  1. 5 * 10-8 В/м.
  2. 5 * 10-9 В/м.
  3. 5 * 10-7 В/м.
  4. 5 * 108 В/м.
  1. Если расстояние между двумя точечными зарядами увеличить в 3 раза, то сила кулоновского взаимодействия:
  1. Увеличится в 3 раза.
  2. Уменьшится в 3 раза.
  3. Увеличится в 9 раза.
  4. Уменьшится в 9 раз.
  1. Напряженность поля точечного заряда определяется выражением:
  1. q / 4π
  2.  / r.
  3. 4 / r.
  4. q / 4π r.
  1. Капля физраствора имеет заряд 2 * 10-4 Кл. Максимальное значение  модуля напряженности электрического поля:
  1. В центре капли.
  2. На поверхности капли.
  3. На большом расстоянии от капли.
  4. Модуль напряженности одинаковый.
  1. В указанном электрическом поле положительный заряд будет двигаться:
  1. Вверх.
  2. Вниз.
  3. Вправо.
  4. Влево.                                      Е

                                                                                                    +                    

  1. Металлический шар заряжен положительно. Точка А расположена внутри шара, точка В – снаружи. Сравнивая потенциалы в точках А и В, можно сделать вывод:
  1.                                                                                    В                             
  2. Ответ неоднозначен.

  1. При увеличении расстояния от точечного заряда в 4 раза, значение потенциала электрического поля:
  1. Увеличится в 4 раза.
  2. Уменьшится в 4 раза.
  3. Увеличится в 16 раз.
  4. Уменьшится в 16 раз.
  1. Потенциал электрического поля в вакууме на расстоянии 1 м. от точечного заряда   В среде на таком же расстоянии от заряда потенциал поля   Диэлектрическая проницаемость среды равна:
  1. 500
  2. 10
  3. 5
  4. 0,5.
  1. На расстоянии 1 см. от центра заряженного металлического шара радиусом 3 см. потенциал электрического поля равен 6 В. На расстоянии 2 см. от центра шара потенциал шара электрического поля равен:
  1. 6 В.
  2. 3 В.
  3. 2 В.
  4. 0 В.
  1. Потенциал поля точечного заряда определяется выражением:
  1. q /4π
  2.  r.
  3.  r.
  4. q /4π
  1. Размерность электроемкости в системе СИ может быть выражена:
  1. Н/Кл.
  2. Кл/В.
  3. Кл/м.
  4. Дж/Н.
  1. Расстояние между обкладками плоского воздушного конденсатора уменьшили в 2 раза и заполнили диэлектриком с диэлектрической проницаемостью  Емкость конденсатора при этом:
  1. Увеличилась в 3 раза.
  2. Уменьшилась в 3 раза.
  3. Уменьшилась в 12 раз.
  4. Увеличилась в 12 раз.
  1. Два одинаковых конденсатора электроемкостью  С  соединены последовательно. Общая электроемкость полученного соединения равна:
  1.  С/2.
  2. 2С.
  3. С.
  4. С2.
  1. Два одинаковых конденсатора электроемкостью  С  соединены  параллельно. Общая электроемкость полученного соединения равна:
  1. С/2.
  2. 2С.
  3. С.
  4. С2.
  1. Если  напряжение на обкладках конденсатора увеличить в 3 раза, то энергия электрического поля:
  1. Увеличится в 9 раза.
  2. Уменьшится в 9 раз.
  3. Увеличится в 3 раза.
  4. Уменьшится в 3 раза.
  1. Диэлектрическая проницаемость воды равна 81. Это означает, что напряженность электрического поля в воде:
  1. В 81 раз больше, чем в вакууме.
  2. В 81 раз меньше, чем в вакууме.
  3. В 9 раз больше, чем в вакууме.
  4. В 9 раз меньше, чем в вакууме.
  1. Напряженность электрического поля  в вакууме в 5 раз больше, чем в диэлектрике. Диэлектрическая проницаемость такого диэлектрика равна:
  1. 5.
  2. 25.
  3. 0,5.
  4. 0,2.

                                                                   

2.Тесты по теме «Постоянный ток»

  1. Если напряжение на концах проводника уменьшить  в 2 раза, а длину проводника увеличить в 3 раза, то сила тока, протекающего через проводник:
  1. Увеличиться в 1,5 раза.
  2. Уменьшиться в 1,5 раза.
  3. Увеличится в 6 раз.
  4. Уменьшится в 6 раз.
  1. Силу тока на участке цепи можно определить выражением:
  1. R
  2. UR.
  1. Единицы измерения электродвижущей силы:
  1. Н.
  2. Вб.
  3. В.
  4. Вт.
  1. Два резистора сопротивлением 500 Ом и 2 Ом соединены последовательно. Общее сопротивление полученного соединения:
  1. 500 Ом.
  2. 1000 Ом.
  3. 250 Ом.
  4. 502 Ом.
  1. Два одинаковых проводника сопротивлением R  соединены параллельно. Общее сопротивление полученного соединения:
  1. R/2.
  2. 2R.
  3. R.
  4. 0.
  1. Электрический ток в металлах обусловлен движением:
  1. Молекул.
  2. Атомов.
  3. Электронов.
  4. Ионов.
  1. Носителями электрического заряда в газах являются:
  1. Электроны, положительные и отрицательные ионы.
  2. Только электроны.
  3. Только положительные ионы.
  4. Положительные и отрицательные ионы.
  1. При протекании электрического тока в плазме, металле, растворе электролита перенос вещества происходит:
  1. В плазме и металле.
  2. Только в металле.
  3. В плазме и растворе электролита.
  4. В металле и растворе электролита.
  1. Единица измерения силы тока в системе СИ может быть выражена как:
  1. Кл/В.
  2. В/Кл.
  3. Кл/Н.
  4. Кл/с.
  1. Если сопротивление участка цепи и напряжение на этом участке увеличить в 5 раз, то сила протекающего тока:
  1. Уменьшится в 25 раз.
  2. Увеличится в 25 раз.
  3. Не изменится.
  4. Станет равной нулю.
  1. Закон Джоуля – Ленца можно выразить формулой:
  1. Q = U2 * t
  2. Q = Ut
  3. Q = U2 I
  4. Q = U2 R
  1. Напряжение  на участке цепи 10 В, сила тока 0,5 А. Мощность тока равна:
  1. 5 Вт.
  2. 20 Вт.
  3. 2,5 Вт.
  4. 50 Вт.
  1. Мощность электрического тока определяется выражением:
  1. U2/I.
  2. I2/U.
  3. I *U.
  4. I * R.
  1. Единицы измерения мощности электрического тока:
  1. В.
  2. Дж.
  3. Вт.
  4. Кл.
  1. Двигатель потребляет ток силой 2 А. Заряд, протекающий через двигатель за 10 секунд равен:
  1. 20 Кл.
  2. 0,2 Кл.
  3. 5 Кл.
  4. 40 Кл.
  1. В паспорте электрического чайника указаны напряжение и сила тока: 220 В; 5 А.

Мощность электрочайника равна:

  1. 220 Вт.
  2. 1100 Вт.
  3. 44 Вт.
  4. 2200 Вт.
  1. На лампе накаливания написано: U = 10 B, P = 100 ВТ. В номинальном режиме сопротивление лампы равно:
  1. 10 Ом.
  2. 1 Ом.
  3. 1000 Ом.
  4. 100 Ом.
  1. Две лампы, рассчитанные на 220 В и имеющие номинальные мощности P1 = 100 Вт и P2 = 25 Вт, включены в сеть последовательно. Ярче будет гореть:
  1. Первая.
  2. Вторая.
  3. Одинаково.
  4. Ответ неоднозначен.
  1. Две лампы, рассчитанные на 220 В и имеющие номинальные  мощности Р1 = 100 Вт и Р2 = 25 Вт, включены в сеть параллельно. Ярче будет гореть:
  1. Первая.
  2. Вторая.
  3. Одинаково.
  4. Ответ неоднозначен.
  1. Лампа накаливания сопротивлением 5 Ом рассчитана на напряжение 10 В. Мощность такой лампы равна:
  1. 5 Вт.
  2. 10 Вт.
  3. 15 Вт.
  4. 20 Вт.

3. Тесты по теме « Магнитное поле»

  1. Если по двум параллельным проводникам протекают токи в одном направлении, то проводники:
  1. Притягиваются.
  2. Отталкиваются.
  3. Не взаимодействуют.
  4. Ответ неоднозначен.
  1. На проводник с током в магнитном поле действует сила:
  1. Лоренца.
  2. Кулона.
  3. Ампера.
  4. Все три силы.
  1. На подвижный заряд в магнитном поле действует сила:
  1. IBS sin α.
  2. Fr cos α.
  1. Положительно заряженная частица движется в магнитном поле так, как показано на рисунке. Линии магнитной индукции направлены от наблюдателя. Сила, действующая на частицу направлена:
  1. Вправо.
  2. Вниз.
  3. Влево.                                                      +            +             +           +      
  4. Вверх.                                                      +                                        

                                                                  +             +             +           +

  1. Отрицательно заряженная частица движется в магнитном поле так, как показано на рисунке. Линии магнитной индукции направлены от наблюдателя. Сила, действующая на частицу направлена:
  1. Вправо.
  2. Вниз.
  3. Влево.                                                     +            +             +          +
  4. Вверх.                                                                                                

                                                                  +            +             +          +                                                    

  1. Скорость заряженной частицы, движущийся в магнитном поле, увеличилась в 3 раза. Модуль силы Лоренца, действующий на частицу:
  1. Увеличилась в 3 раза.
  2. Уменьшилась в 3 раза.
  3. Увеличилась в 9 раз.
  4. Не изменился.
  1. Траектория протона , влетевшего в магнитное поле под углом 30 к вектору В индукции магнитного поля, представляет собой:
  1. Прямую.
  2. Параболу.
  3. Окружность.
  4. Винтовую линию.
  1. Магнитный поток определяется выражением:
  1. Ф = BI sin α.
  2. Ф = BI cos α.
  3. Ф = BS sin α.
  4. Ф = BS cos α.
  1. Единица измерения магнитного потока:
  1. Тл.
  2. Вб.
  3. Гн.
  4. Кл.
  1. По рамке протекает ток I = 3 А. Площадь рамки S = 2м2. Если максимальный момент сил, действующий на рамку в магнитном поле М = 12 Н*м, то модуль индукции этого магнитного  поля равен:
  1. 6 Тл.
  2. 4 Тл.
  3. 2 Тл.
  4. 24 Тл.
  1. Единица измерения магнитной индукции:
  1. Вб.
  2. Гн.
  3. Кл.
  4. Тл.
  1. Формула, выражающая силу Ампера, имеет вид:
  1. F = qB
  2. F = qB
  3. F = IBl sin α.
  4. F = qBE sin α.
  1. Закон Фарадея выражается формулой:
  1. E =
  2. Ф = ВS cos α.
  1. График зависимости силы тока, протекающего в катушке, от времени представлен на рисунке. Модуль ЭДС самоиндукции имеет максимальное значение в промежутке времени:                      
  1. 1 – 2.                               Ι               
  2. 2 – 3.
  3. 1 – 3.
  4. 0 – 1.                                 0                                            t

                                                                  1                 2                3                                                                      

  1. Размеры катушки изменили так, что ее индуктивность увеличилась в 3 раза. Ток в катушке не изменился. Энергия магнитного поля при этом:
  1. Не изменилась.
  2. Увеличилась в 9 раз.
  3. Уменьшилась в 3 раза.
  4. Увеличилась в 3 раза.
  1. К проволочному витку приближают постоянный магнит так, как показано на рисунке. Направление индукционного тока -
  1. По часовой стрелке.
  2. Против часовой стрелки.
  3. Индукционный ток не возникает.
  4. Нельзя определить по данным на рисунке.

                                                                                         

                                                                                                                                                    

        

  1. На расстоянии 1 м от замкнутого неподвижного витка закреплен магнит, как указано на рисунке. Направление индукционного тока в витке -
  1. Нельзя определить по данным на рисунке.
  2. Индукционный ток не возникает.
  3. По часовой стрелке.
  4. Против часовой стрелки.

  1. Если при силе тока 2А в рамке возникает магнитный поток 16 Вб, индуктивность рамки равна:
  1. 32 Гн.
  2. 16 Гн.
  3. 8 Гн.
  4. 4 Гн.
  1. При увеличении силы тока, протекающего в рамке в 4 раза, энергия магнитного поля, созданного рамкой с током:
  1. Увеличится в 4 раза.
  2. Увеличится в 8 раз.
  3. Увеличится в 16 раз.
  4. Не изменится.
  1. Уравнение I = 5cos 1600t (A) выражает зависимость силы тока от времени в колебательном контуре. В момент времени, когда I = 5 A, соотношение между энергией электрического поля конденсатора WЭ и магнитного поля в катушке WМ:
  1. WЭ максимальна, WЭ = 0.
  2. WМ максимальна, WЭ = 0.
  3. WЭ = WМ.
  4. Правильный ответ не приведен.

4.Тесты по теме «Электромагнитные колебания»

  1. При гармонических колебаниях полная энергия электромагнитного поля контура составляет 50 Дж. Максимальное значение энергии магнитного поля катушки индуктивности равно:
  1. 5 Дж.
  2. 25 Дж.
  3. 50 Дж.
  4. 100 Дж.
  1. Чтобы настроить колебательный контур, содержащий емкость 2 нФ, на частоту 2 МГц, надо использовать катушку индуктивности:
  1. 3 Гн.
  2. 0,3 Гн.
  3. 3 мГн.
  4. 3 мкГн.
  1. Действующее значение силы тока в цепи переменного тока равно 3 А. При этом амплитуда колебаний силы тока:
  1. 1,4 А.
  2. 2,8 А.
  3. 4 А.
  4. 4,2 А.
  1. Цепь переменного тока состоит из конденсатора. Если при неизменной амплитуде колебаний напряжения частоту колебаний уменьшить в 3 раза, то амплитуда колебаний силы тока:
  1. Уменьшится в 3 раза.
  2. Увеличится в 3 раза.
  3. Уменьшится в 1,7 раза.
  4. Увеличится в 1,7 раза.
  1. Цепь переменного тока состоит из резистора. Если при неизменной амплитуде колебаний напряжения частоту колебаний уменьшить в 3 раза, то амплитуда колебаний силы тока:
  1. Уменьшится в 3 раза.
  2. Увеличится в 3 раза.
  3. Не изменится.
  4. Увеличится в 9 раз.
  1. Магнитный поток сквозь рамку, вращающуюся в постоянном магнитном поле, изменяется с течением времени по закону    ф = 0,4cos 50t ( Вб ). При этом амплитуда колебаний ЭДС равна:
  1. 20 В.
  2. – 20 В.
  3. 40 В.
  4. – 40 В.
  1. Если известно, что трансформатор повышает напряжение, то в такой обмотке провод имеет большую площадь сечения?
  1. В первичной обмотке.
  2. Во вторичной обмотке.
  3. Сечение обмоток одинаково.
  4. Возможны разные варианты.
  1. Если в колебательном контуре приемника индуктивность увеличить в 9 раз, то длина волны, которую принимает радиоприемник:
  1. Уменьшится в 3 раза.
  2. Уменьшится в 9 раз.
  3. Увеличится в 3 раза.
  4. Увеличится  в 9 раз.
  1. Радиоприемник принимает волну с длиной 600 м. Как надо изменить емкость контура, чтобы настроить приемник на волну с длиной 300 м?
  1. Уменьшить в 2 раза.
  2. Уменьшить в 4 раза.
  3. Увеличить в 2 раза.
  4. Увеличить в 4 раза.
  1. Если цепь переменного тока содержит только конденсатор, то:
  1. Колебания силы тока опережают по фазе колебания напряжения на  π/2.
  2. Колебания силы тока отстают по фазе от колебаний напряжения на  π/2.
  3. Колебания силы тока совпадают по фазе с колебаниями напряжения.
  4. Возможны различные варианты.

 

Список литературы

  • Мякишев Г.Я. Физика: Учебник для 11кл. общеобразовательных  учреждений.- М.: Просвещение,2015.
  • Марон А.Е. Задания по физике  для учащихся средней школы.- М.: Просвещение, 1999.
  • Чижова Т.А. Физика для колледжей: Учебное пособие. - Ростов на Дону: Феникс,2009.
  • Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа,2015.
  • Енохович А.С. Справочник по физике. М.: Просвещение, 1999.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к внеаудиторным самостоятельным работам по физике для студентов по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Даны методические указания к внеаудиторным самостоятельным работам по физике для студентов по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта...

Сборник методических указаний к самостоятельным работам предмета "Техническая механика", раздел "Детали машин"

В сборнике представлены методические указания к самостоятельным работам для закрепления полученных теоретических знаний. Представлены алгоритмы выполнения заданий, предложены варианты заданий по изуча...

Обзор классификаций видов самостоятельных работ по физике

Общеизвестно, что обучающиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности обучающихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исклю...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ

Учебное пособие по дисциплине 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» содержит 61час внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, время выполне...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»

Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля; требования по видам внеаудиторной самостоятельной работе...

Учебно - методическое пособие для практической и самостоятельной работы «Выполнение чертежей гидротехнических сооружений в AutoCAD» для студентов специальности 20.02.03 «Природоохранное обустройство территорий»

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, выполняющих аудиторную и самостоятельную работу в программе AutoCAD по дисциплине «Инженерная графика», обучающихся по специальност...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине ОГСЭ. 06 «Основы учебно-исследовательской деятельности»

СОДЕРЖАНИЕ   Страница1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА42. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ53. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И СТЕПЕНЬ ОВЛАДЕНИЯ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ УМ...