Мой лучший урок. Конкурс технологических карт
план-конспект урока

Курко Наталья Николаевна

Технологическая карта урока биологии 11 класс. Разработка была представлена на конкурс проходивший в педагогическом колледже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_luchshiy_urok.odt19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия.

Автор-разработчик

Курко Наталья Николаевна

первая  квалификационная категория

Учебная дисциплина

Биология

Специальность

         23.01.03  Автомеханик

         23.01.17 Машинист крана (крановщик)

Формируемые компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Тема раздела рабочей программы

Экосистемы

Тема учебного занятия

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

Вид учебного занятия

Комбинированный урок

Тип учебного занятия

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности.

Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Сформировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть, виды пищевых цепей, экологическая пирамида  и её виды; дать представление о круговороте веществ  и потоке энергии в биогеоценозе как основе его существования.

Развивать такие аналитические способности, как умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах. ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Содействовать развитию интереса к изучению биологии.

Результаты обучения

Освоенные умения

Усвоенные умения

Уметь различать цепи питания, трофические уровни экосистем, характеризовать их структуру и свойства.

Знать понятия поток энергии, цепь питания, правила экологической пирамиды. Уметь составлять цепи питания, показывать направление передачи энергии.

Организация образовательного пространства учебного занятия

Ресурсы учебного занятия

Технические средства обучения

Дидактический материал

литература

Наглядные пособия

Персональный компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска

Тестовые задания, тематические презентации

набор карточек с фотографиями организмов для составления цепей питания.

Сивоглазов В. И. , Агафонова И. Б. Захарова Е. Т. Общая биология , учебник 11 класс, базовый уровень.

Плакаты «Биоценоз пресного водоема», «Биоценоз дубравы».

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Основные этапы организации учебной деятельности

время

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Организационный момент

1-2 минуты

Приветствует студентов, проверяет готовность к уроку, организует внимание группы к работе на уроке, создает положительный , эмоциональный настрой у обучающихся.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность

Актуализация знаний.

5-6 минут

Актуализирует знания обучающихся с помощью заданий фронтального и индивидуального характера (приложение 1)

проводит подводящий диалог.

- Как связаны между собой организмы, которые вы распределили по трем группам?

Отвечают на вопросы.

Вспоминают ранее изученный материал.

Высказывают суждения.

Выполняют задание (классифицируют объекты по заданному признаку),дополняют своими примерами.

Объяснение нового материала (технология выполнения работы)

15 минут

Обеспечивает мотивацию обучающихся к изучению нового материала: создает для обучающихся проблемную ситуацию, предлагается прослушать стихотворение древнеримского поэта Овидия (приложение 2) и ответить на вопрос: - О каких биологических закономерностях идет речь в стихотворении?

Организует подводящий диалог:

- Что произойдет на Земле, если не будет энергии Солнца?

- Согласны ли вы с тем, что главным источником энергии для всех процессов жизнедеятельности на Земле, является энергия Солнца?

- Каким образом от энергии Солнца зависят гетеротрофные организмы?

Уточняет понимание обучающимися целей урока, организует беседу:

- Какова основная цель урока?

-   Что вы уже знаете о пищевых взаимосвязях организмов?

 - От чего это зависит?

- Почему пищевые связи являются главными в экосистемах?.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Конкретизирует план работы.

Подводит под понятие. Еще раз прочитать стихотворение Овидия, составить цепи питания, указанные в нем и дать определение понятия «цепи питания», а затем сравнить его с образцом в учебнике.

Слушают стихотворение, выявляют закономерности, делают выводы.

Строят логические рассуждения, высказывают свои предположения.

Формируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняют причину возникшего затруднения (т. е.формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться).

Предлагают и согласовывают с преподавателем главный вопрос занятия.

 Осознают цель предстоящей деятельности.

Высказывают свои предположения

. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?).

Работают в парах.

Обсуждают и составляют план работы.

Озвучивают план и обсуждают его с преподавателем.

Составляют цепи питания, дают определение понятию «цепи питания», сравнивают с образцом, при необходимости корректируют свои записи.

Самостоятельное выполнение задания

10 минут

Формирует основы теоретического мышления. Развивает умение находить общее, закономерности, развивает способность к обобщению.

Организует работу с текстом учебника по изучению информации о видах цепей питания (работа в парах). Предлагает выделить виды цепей питания и составить характеристику цепей питания по предложенному плану, заполнив таблицу(приложение 3).

Подводит к понятию «Трофический уровень».

Акцентирует внимание на от, что цепи питания не могут быть длинными. Побуждает к высказыванию мнений о том, почему они не могут быть длинными.

Помогает выявить причинно-следственные связи, привлекая материал из других наук: закон  термодинамики — на существует ни одного процесса без потери энергии.

Обращает внимание на то. Что из-за потери энергии при переходе от одного трофического уровня к другому цепи питания не могут быть длинными.

Предлагает просмотреть видеосюжет, в котором дается объяснение правила перехода энергии (на каждый последующий трофический уровень переходит 10% от предыдущего), дает задание:

- Какая закономерность отражает переход энергии с одного трофического уровня на другой?

Работают в паре.

Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение.

Фиксируют в тетрадях своё «Открытие».

Сообщают о результатах выполненной работы.

Отвечают на вопросы.

Осуществляют самоконтроль.

Корректируют свои записи.

Высказывают своё мнение, вспоминают законы термодинамики, приводят примеры, приходят к выводу о том, что законы физики действуют и в биологии.

Анализируют видеосюжет, дают обоснование, формулируют правилоперехода энергии.

Применение нового знания

6 минут

Организует работу по усвоению обучающимися нового способа действия.

Распределяет обучающихся на группы и дает задания:

1 группа — составить пищевую цепь дубравы;

2 группа — пищевую цепь водоема;

3 группа — детритную пищевую цепь;

с использованием раздаточного материала в виде карточек с фотографиями организмов (приложение 4). Стимулирует участие всей группы. Корректирует ответы.

Осмысливают задание.

Работают в группах, составляют цепи питания.

Презентуют результаты работы.

Соотносят полученный результат со своими предположениями, корректируют свои записи.

Рефлексия

2-3 минуты

Организует самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.

Формируют и записывают то, что узнали на уроке.

Домашнее задание

2-3 минуты

Предлагает и комментирует домашнее задание:

1. Прочитать §25 стр.152-155. Ответить на вопросы.

2. Составить 3-4 цепи питания, характерные для нашей местности.

3. Придумать и нарисовать иллюстрации цепей питания.

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания.

Приложение 1

1. Фронтальная беседа по вопросам:

- Какие функциональные группы выделяют в экосистемах?

- Объясните, почему растения в сообществе называют производителями?

- К какой группе в сообществе относят животных и почему?

- Какова роль грибов и бактерий в сообществе?

2. Распределите организмы по функциональному значению в экосистемах: пшеница, гнилостные бактерии, мышь, клевер, сова, жук-навозник. Кузнечик, орел, суслик. Дополните своими примерами.

Приложение 2.

...Свирепый волк с кормящею волчат

Волчицей — гроза невинных стад;

Орел, стремясь из-под небес стрелою

грозит голубке смертью злою;

Голубка ж, как овца должна,

Кормясь губить ростки и семена.

Охотнице сове средь ночи темной

не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживленный,

Вползая вверх, цветок съедает сонный...

Приложение 3.

Цепь питания

Начальное звено

Последовательность звеньев

Роль в экосистеме.

Цепи  выедания

(пастбищная)

растения

Продуцент — консумент 1 порядка — консумент 2 порядка — консумент 3 порядка.

Преобразование органических веществ, образованных в растениях

Цепи разложения

(детритные)

Органические остатки

(детрит)

Детрит — редуцент — консумент 2 порядка — консумент 3 порядка.

Разложение органических остатков до более простых соединений.

Приложение 4.

Составьте цепи питания из предложенных организмов, определите и подпишите функциональные группы.

1 группа: дуб, короед, пестрый дятел, ястреб-перепелятник

2 группа: водоросли, карась, щука, человек.

3 группа: опад, дождевой червь, малиновка, канюк обыкновенный.

Литература:

1. Сивоглазов В. И. , Агафонова И. Б. Захарова Е. Т. Общая биология , учебник 11 класс, базовый уровень. М. Дрофа. 2014 год.

2. О. А. Пустохина Биология 11 класс, поурочные планы к учебнику Д. К. Беляева. Волгоград, изд. Учитель. 2008год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока на конкурс "Лучший молодой преподаватель - 2019"

Тема:  Имя существительноеЦель: обобщение знаний по теме «Имя существительное», совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи.Задачи:формир...

Мой лучший урок. Конкурс технологических карт

Технологическая карта урока биологии 11 класс. Разработка была представлена на конкурс проходивший в педагогическом колледже....

План урока и технологическая карта урока по теме "Основы внутрифирменного планирования "

План урока и технологическая карта урока по теме "Основы внутрифирменного планирования " по ПМ 06.01. "Организация работы структурного подразделения" для обучающихся по специальнос...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАСТНИКА ЗОНАЛЬНОГО ЭТАПА ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «ЛУЧШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СИСТЕМЫ СПО – 2020»

Данная методическая разработка предназначена для областного конкурса «Лучший преподаватель системы СПО – 2020 Саратовской области» по дисциплине ОП.03 Информационные технологии в про...

конспект урока с технологической картой по обществознанию. Семья и брак как социальные институты

Семья – это первичная социальная группа, основанная на браке или кровном родстве между людьми, связанная ведением общего хозяйства, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью. Осно...

Методическая разработка урока и технологическая карта

Методическая разработка урока и технологическая карта...