Точка на карте России
проект

донская мария александровна

Проекная работа о селе Оймякон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tochka_na_karte_rossii.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29»

ПРОЕКТ

«Точка на карте России»

Выполнил:Шеин Д.О

7а класс

Руководитель: Донская М.А

Учитель:Географии

г.Миасс

2019г.

Содержание

Введение

  1. Теоретическая часть
  1. История села

     1.2.Коренное населения Оймякона

  1. Практическая часть

2.1. Оймякон сегодня

2.2. Чем живет село

  1. Заключение
  2. Список используемой литературы

Введение.

Я живу в самой большой стране мира - России. Столица моей родины - Москва. В моей стране говорят на русском языке - это наш государственный язык. Наша страна очень разнообразна во всех смыслах этого слова. У нас разнообразный национальный состав. Также разнообразен религиозный состав нашей страны. Из-за большой протяженности с севера на юг, и с запада на восток у нас есть как арктические пустыни, тундры, так и саванны, пустыни. Разнообразный рельеф: равнины, низменности, горы, плоскогорья. Издавна, люди селились там,где тепло. Но, изучая географию, я  узнал,что и в самых холодных точках нашей страны живут люди: имеют свою традицию, культуру, занятия.

Актуальность: выбирая тему своего проекта, я решил изучить жизнь народов «Полюса холода» - села Оймякон. Меня привлекло то, что лето здесь очень короткое и прохладное, зима длинная и суровая. Но здесь живут люди, развивают промышленность, учатся,работают.

В своем проекте я хочу рассказать про вам про село Оймякон.

Село Оймякон — самый холодный населенный пункт в мире. Жалуетесь, что вам холодно? Скажите спасибо, что вы не живете в селе Оймякон! В январе температура здесь может неделями прочно держаться на отметке в минус 50ºС, поэтому неудивительно, что этот населенный пункт по праву называют самым холодным в мире. Самая низкая температура в истории Оймякона составляла …-71,2ºС!!!

Цель проекта: познакомиться с селом Оймякон

Задачи:

1)сбор информации

2)анализ информации

3)обобщение информации.

Объект:северная территория Якутии

Предмет:село Оймякон

1. Теоретическая часть

1.1. История села

История Полюса холода Оймякона уходит корнями в глубокое прошлое. Период возникновения в этой долине стойбища указать невозможно. Когда-то тут останавливались якуты-оленеводы, которые раньше вели кочевой образ жизни. Советская власть крайне отрицательно смотрела на кочевников, поскольку их крайне трудно контролировать. По этой причине их силой заставили превратить стоянку в постоянный посёлок и отказаться от кочевого оленеводства. Позже в развитие внес свою лепту «архипелаг ГУЛАГ». В устье Индигирки и далее по району расположились десятки лагерей. Многие заключённые, сразу после освобождения, не могли покинуть место и оставались в поселениях. Сюда же отправляли ссыльных. В посёлке Оймякон, при средней школе, даже открыт краеведческий литературно-исторический музей, который посвящен отнюдь не якутской культуре, а писателям, поэтам, деятелям искусства, культуры и учёным, которые отбывали в этих краях срок заключения или направлялись в ссылку. Там же установлен и и памятник жертвам сталинских репрессий «Колокол памяти».Село Оймякон находится в восточной части Якутии и является центром сельского поселения «Борогонский 1-й наслег». Наслегами в Якутии называют сёла или посёлки, которые представляют собой низшие административные единицы и являются частями улусов. В настоящее время в Якутии насчитывается 364 наслега. Чем же известен поселок Оймякон в Якутии? Он известен тем, что является так называемым «Полюсом холода» — самым холодным местом в России, с наиболее суровыми условиями для проживания. Тем не менее, Оймяконский улус никак нельзя назвать пустынным. Только в самом посёлке в 2010 году насчитывалось 462 жителя. Национальный состав — русские и якуты.

1.2. Коренное населения Оймякона

Якуты – составной этнос: в его формировании участвовал древний тунгуский народ тунгусы и пришлые тюрко-монгольские племена. Несмотря на то, что тунгусы принимали участие в этногенезе якутов, отношения между ними были недружественными, даже запрещались взаимные браки. Религия тунгусов была намного суровее, чем у якутов.

Питание: Скот местных пород был вынослив и холодостоек, но доился только летом. Имеется в виду коровье молоко и конское – кумыс. Самым ценным продуктом была конина. На севере разводили оленей.

Из коровьего молока делали простоквашу – суорат, её замораживали на зиму, добавляя ягоды, коренья, мясо. Зимой откалывали и варили на этой основе суп – бутугас. В рационе присутствовали дичь и рыба. Одним из способов охоты было использование пасущегося быка, за которым прятался охотник. Такой же приём применяли североамериканские индейцы. Якуты умели охотиться верхом на лошади, а также натаскивали для охоты собак.

Занимались рыбной ловлей. На деревянных плоскодонках и берестяных лодках, которые назывались «тыы», ловили сачками или сетями. Иногда устраивали коллективный проход с неводом; добыча делилась поровну на всех участников. Зимой практиковали подлёдный лов через прорубь. Рыбу ели сырую и вареную, про запас замораживали или заквашивали в ямах.

Якуты питались и дарами леса: щавель, черемша, различные коренья, и даже внутренний слой коры деревьев. Ягоды собирали меньше, а малину совсем не ели: она считалась нечистой.

«Кузнецы в звериных шкурах»:До прихода русских якуты одевались главным образом в шкуры: прядение, ткачество и валяние войлока не развивались. Ткани были привозным товаром, их носили наиболее богатые члены рода.
Активно использовался конский волос: из него плели шнуры, верёвки, арканы, рыболовные сети, вышивали узоры. Одежда, особенно женская, украшалась вышивкой и аппликациями.

Занятия: Практиковалась резьба по дереву и мамонтовой кости. Характерный мотив в орнаментах – бычьи рога. Это очень древний символ, он встречается по всей Евразии: в Месопотамии, на Крите, в Индии, Испании, Скандинавии и т.д.

Народ якутов хорошо владел кузнечным ремеслом. Искали руду, выплавляли и чеканили изделия из различных металлов: железа, меди, серебра. Для женщин изготавливались серьги, кольца, цепи, браслеты и всевозможные подвески. Серебряной, золотой и медной чеканкой украшались конская сбруя, пояса, одежда и оружие (до прихода русских это были лук со стрелами и копья).

В отличие от большинства сибирских народов якуты умели мастерить не только металлическую и кожаную посуду, но и лепную керамику.

При заготовке на зиму сена для скота косили траву с помощью косы-горбушы. Коса-литовка (которой косят с выпрямленной спиной) появилась у якутов – в XVII веке, с приходом в Сибирь русских (на Руси она вошла в обиход в XIV в.).

Дом якутов - юрта - имел сложное внутреннее устройство. Это было не кочевое жилище, каркас которого делался из жердей. Летняя юрта накрывалось сшитой берестой, зимняя – бревенчатым настилом. Сверху постройки стелили дёрн, который срастался и давал дополнительную защиту от холода и влаги. Внешняя часть стен выстраивалась из дёрна и заливалась глиной. Под одной крышей объединялись жилое помещение, склад, мастерские и хлев. Вход и очаг жилища устраивали с ориентиром на стороны света. Вход всегда был на востоке. В дальнем правом углу делался очаг – осох. Зимой его топили постоянно. Вдоль стен располагались длинные лавки - орон. Лавка слева от входа предназначалась для молодых мужчин и работников. Женщины и дети размещались возле очага. Самой почётной считалась лавка, идущая вдоль левой (южной стены). Там, где эта стена заканчивалась, находился священный угол, где находились предметы, имеющие отношение к религии.

До XIX века было принято многожёнство. Каждая жена имела свою юрту и хозяйство. Невесту было принято выбирать в другом роде и желательно даже в другом улусе. За невесту вносили калым, состоящий главным образом из скота, часть которого забивалась для свадебного пиршества. Жених получал приданое, включающее утварь, меха и предметы хозяйственного обихода. Меховой женский плащ был особо дорогой вещью и переходил по наследству.

На свадьбе исполнялись сказания о предках, любовно-лирические песни, сказки (в том числе о животных), шуточные песни вроде русских частушек. На исполнении богатырских легенд специализировались отдельные сказители - олонхосут: они пели в технике горловой фальцетной полифонии – с эффектом двухголосия. Среди музыкальных инструментов были варган, струнные и ударные инструменты. Танцы были как хороводные, так и персональные.

2.Практическая часть.

2.1.Оймякон сегодня

Если путешественник всё же прилетит на самолёте, то увидит странное ветхое деревянное строение с двумя заколоченными окнами. Над дверью щит с надписью «Аэропорт Оймякон». Ниже надписи выломанные двери, а внутри помещения никакой мебели. Это зал ожидания. Не нужно пытаться установить длину ВПП. У неё нет длины, или она равна ширине большого заброшенного поля, которое и принимает самолёты. Самой распространённой моделью является Ан-2. Реже — Ан-24. Дело в том, что когда-то, ещё в годы Великой отечественной войны, здесь была военная авиабаза, которую построили заключенные, а обслуживали гражданские. Ровный и относительно надёжный участок сохранился и в наше время. Рейсы существуют только между городом Якутском и центром улуса, посёлком Усть-Нера.

Жизнь в Оймяконе достаточно трудна, а многое идёт в сторону упадка, но не развития. мороз на Полюсе холода накладывает свой отпечаток на всё. Население Оймякона никогда не удивлялось тому, что заведённый днём двигатель автомобиля не глушится всю ночь, потому что на утро запланирована поездка, но с утра  его можно и не завести. В посёлке есть школа, а дети освобождаются от занятий только при температуре ниже − 60 °С.

2.2. Чем живет село?

Основное занятие местных жителей — скотоводство, оленеводство, охота и рыбалка.

Не смотря на низкие температуры, в районе есть промышленность.

Верхне-Индигирский горно-промышленный район является одним из наиболее перспективных золотоносных районов Республики Саха (Якутия). Площадь района – 92,2 тыс. км2  В административном отношении район охватывает территорию Оймяконского улуса, южную часть Момского и восточные части Томпонского и Верхоянского улусов.

Минерально-сырьевую базу Верхне-Индигирского горнопромышленного района представляют более 300 россыпных и около 20 рудныхместорождениями золота, 5 месторождениями золото-сурьмяных руд, 10 месторождениями олова и вольфрама, 2 месторождениями серебра и несколькими месторождениями месторождением полиметаллов,

По достигнутому объему добычи золота и сурьмы, разведанным запасам и прогнозным ресурсами профилирующих полезных ископаемых (рудное и россыпное золото, сурьма, серебро, олово, вольфрам, ртуть и др.) горнопромышленный район относится к числу важнейших сырьевых регионов PC(Я).

Минерально сырьевая база МО «Оймяконский улус (район) в составе Верхне-Индигирского горно-промышленного района исторически занимает основное место и представлена:

- 287 месторождений золота (в том числе 13 рудных, 274 -россыпных),

- 4 месторождения золото-сурьмяных руд,

- 2 месторождения олова (одно из них - рудное с забалансовыми запасами),

- 1 месторождением вольфрама с забалансовыми запасами,

- 2 месторождениями серебра с оцененными запасами категории С2,

- 1 месторождением полиметаллов.

В связи с многолетней интенсивной отработкой материально-сырьевая база (МСБ) района по россыпному золоту значительно истощена по качеству, но остаётся самой крупной по количеству запасов в республике.

Внешне поселки Оймяконской долины мало отличаются от привычных нам где-нибудь в Поволжье. Оказывается, технология простой русской избы может легко выдержать экстремальные морозы.
Машины действительно ездят с двойными стеклами. Причем если на лобовое ставят сразу двойной пакет, то с боковыми это невозможно, поэтому второе стекло приклеивается на обычный скотч. Иначе у сидящего рядом будет риск обморозить себе половину лица.
ети младших классов прекращают ходить в школу при температурах ниже -52, старших — при минус 58. Связано это с тем же риском отказа техники, т.к. многие дети добираются до школы на автобусе. В некоторых домах, например, в поселке Куйдусун, есть центральное водоснабжение. Однако из крана течет только горячая вода (холодная бы в трубах попросту замерзла), и принимать душ тем, у кого дома отключали горячую воду, должно быть забавно: нужно носить ведрами холодную воду и разбавлять горячей из крана — все наоборот. Кстати, туалет у многих находится во дворе. В нем есть свет, но нет отопления, и это считается нормой. Впрочем, новые дома стараются строить в уже привычном, не экстремальном формате.

Якутская лошадь — уникальный зверь. Ей не нужен хлев, она пасется на открытом воздухе в любую погоду, пищу она также добывает себе сама, ковыряя копытом мерзлую землю. Подкармливать ее следует только затем, чтобы она не уходила далеко от хозяев.
Помимо краеведческого, здесь есть музей ГУЛАГа, как его называют местные. Он был собран простой сельской учительницей и расположен в здании школы. Званием «Полюса Холода» местные особо не гордятся и даже рады бы официально отдать его Верхоянску (это другое самое холодное место Якутии, которое находится уже за полярным кругом). Их немного обижает, что иностранцы приезжают поглазеть на них как на таких неудачников, которых судьба забросила в самый холодный уголок планеты.  Местные на полном серьезе считают свой климат одним из лучших, и действительно недоумевают, почему остальные его называют адом. В краеведческом музее есть целый стенд о том, как оймяконский воздух положительно влияет на здоровье. С примерами «историй успеха» известных долгожителей.

3.Заключение.

Оймякон, Якутия… Зимой среднесуточная температура здесь –50° С. Но это не заснеженная пустыня, а населенная людьми земля. Аборигены приспособились к экстремальным условиям жизни и почти не замечают лютых морозов. Глядя на них, понимаешь, насколько гибок и изобретателен человек в своем стремлении жить хорошо даже в условиях настоящего экстрима. Люди не спешат уезжать из этого сурового края. Напротив, очень часто испытывают к нему сентиментальную привязанность. Они убеждены, что скоро даже в самые лютые морозы сюда будут приезжать толпы туристов. 

4.Литература

https://ru.wikipedia.org/wiki/Оймякон

https://life-trip.ru/33-fakta-ob-ojmyakone/

https://travel.rambler.ru/guide/100964-Oymyakon/#1

http://old.sakha.gov.ru/node/15109

https://trinixy.ru/124030-kak-zhivetsya-v-zhitelyam-sela-oymyakon-21-foto.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по историина тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по историина на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

План - конспект учебного занятия по теме «Россия на политической карте мира. Экономика России на мировом фоне.»

План - конспект учебного занятия по теме «Россия на политической карте мира. Экономика России на мировом фоне.»...

Методическая разработка Проектная задача "Есть точка на карте - мой город"

Данная технологическая карта поможет провести проектную задачу об остории вашего города...

Технологическая карта урока окружающего мира "Равнины и горы России" (УМК "Школа России, 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...