ПРОГРАММА Дисциплина: «ЕН.02 ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ» Специальность: 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
рабочая программа

Серганова Марина Сергеевна

Программа учебной дисциплины является частью подготовки математического и общего естественнонаучного цикла в соответствии с ФГОС по специальностям 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский промышленно-экономический техникум»

ПРОГРАММА

Дисциплина: «ЕН.02 ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА
С ЭЛЕМЕНТАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
»

Специальность: 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

Форма обучения очная

Квалификации выпускника

Специалист по информационным ресурсам

Хабаровск 2018

Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии естественнонаучных дисциплин

Протокол №____ от « __ » _______________ 2018 г.

Председатель комиссии

____________________/ С.В. Даниленко/

Рассмотрена на заседании Методического совета

Протокол №____ от « __ » _______________ 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

___________________В.Л. Литвинова

«____» _______________ 20___г

Составитель:

преподаватель КГБ  ПОУ  ХПЭТ  _________________________  М. С. Серганова

Содержательная экспертиза: ___________________________   С. В. Даниленко

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1

Паспорт программы учебной дисциплины

7

2

Структура и примерное содержание учебной дисциплины

8

3

Условия реализации примерной программы учебной дисциплины

12

4

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

14

5

Тематика практических работ

15


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая образовательная программа учебной дисциплины ЕН.02 «Дискретная математика с элементами математической логики» предназначена для ее изучения в учреждении профессионального образования КГБ ПОУ ХПЭТ, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (далее – ПООП СПО, программа). Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование», утвержденного приказом Министерства образования и науки от 9 декабря 2016 года № 1547 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016г., регистрационный №44936) (далее – ФГОС СПО).

ПООП СПО определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование», планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

ПООП СПО разработана для реализации образовательной программы на базе среднего общего образования.

Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» и настоящей ПООП.

1.2. Нормативные основания для разработки ПООП:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
  • Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2017 года № 1547 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 г., регистрационный № 44936);
  • Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200) (далее – Порядок организации образовательной деятельности);
  • Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30306);
  • Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 июня 2013 г., регистрационный № 28785).
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 679н, "Об утверждении профессионального стандарта 06.001 Программист" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2013 года, рег.№ 30635);
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 сентября 2014 года № 225н "Об утверждении профессионального стандарта 06.004 Специалист по тестированию в области информационных технологий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2014 года, рег.№ 32623);
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № 647н "Об утверждении профессионального стандарта 06.011 Администратор баз данных" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2014 года, рег.№ 34846);
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2014 года № 629н "Об утверждении профессионального стандарта 06.013 Специалист по информационным ресурсам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 сентября 2014 года, рег.№ 34136);
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2014 года № 896н "Об утверждении профессионального стандарта 06.015 Специалист по информационным системам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2014 года, рег.№ 35361);
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2014 года № 612н "Об утверждении профессионального стандарта 06.019 Технический писатель" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2014 года, рег.№ 34234);
  • приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 января 2017 г. № 44н "Об утверждении профессионального стандарта 06.035 Разработчик web и мультимедийных приложений"(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 января 2017 года, рег.№ 45481).

Программа содержит: паспорт примерной программы учебной дисциплины, структуру и примерное содержание учебной дисциплины, содержание учебной дисциплины, тематический план на 36 часов, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.    При освоении специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» дисциплина «Дискретная математика с элементами математической логики» изучается как профильный (базовый) учебный предмет в объеме 36 часов.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад элементов математической логики в формирование современной научной картины мира;
  • Овладение умениями применять, анализировать, формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения, в том числе при изучении других дисциплин;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов математической логики при изучении различных учебных предметов;
  • Воспитание ответственного отношения к выполнению поставленных задач.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание программы представлено темами:

Раздел 1 Основы математической логики

Раздел 2 Элементы теории множеств

Раздел 3 Логика предикатов

Раздел 4 Элементы теории графов

Раздел 5 Элементы теории алгоритмов

 Каждая тема включает в себя теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практических работ.

 При усвоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения, навыки по решению задач по дискретной математике с элементами математической логики, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.

 Выполнение практических работ обеспечивает формирование у обучающихся умений собирать данные для анализа использования и функционирования компьютерных систем и комплексов, взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности для профессионального роста.

 В программе учтены особенности содержания обучения по профессиям и специальностям в учреждении.

 Программа содержит примерную тематику учебных проектов для организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения дискретной математики с элементами математической логики.

 В программе учреждение уточняет последовательность изучения учебного материала, виды самостоятельной работы обучающихся, профессионально значимый материал, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.


  1. Паспорт программы учебной дисциплины «ЕН.02. Дискретная математика с элементами математической логики»

  1. Область применения учебной программы

Программа учебной дисциплины является частью подготовки математического и общего естественнонаучного цикла в соответствии с ФГОС по специальностям 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина «Дискретная математика с элементами математической логики» принадлежит к математическому и общему естественнонаучному циклу (ЕН.00), изучается как базовая учебная дисциплина при освоении специальности технического профиля  09.02.07 «Информационнрые системы и программирование» в учреждениях в 4 семестре на 2 курсе, обеспечивает приобретение знаний и умений в соответствии с государственным образовательным стандартом, содействует фундаментализации образования, формированию мировоззрения и развитию логического мышления.

  1. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код

Умения

Знания

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Применять логические операции, формулы логики, законы алгебры логики.

Формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения.

Основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов.

Формулы алгебры высказываний.

Методы минимизации алгебраических преобразований.

Основы языка и алгебры предикатов.

Основные принципы теории множеств.

2 Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Таблица 2 – Объем учебной дисциплины и виды учебной нагрузки

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

35

в том числе:

        практические занятия

14

        контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

1

в том числе:

       индивидуальное проектное задание

-

       тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1

Итоговая аттестация в форме экзамена                                                                                 4                  


  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«ЕН.02. Дискретная математика с элементами математической логики»

Таблица 3 – Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

Объем часов

Осваиваемые элементы компетенций

Ттеоретическое обучение

Практические работы

1

2

3

4

5

Раздел 1 Основы математической логики

6

4

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

Тема 1.1 Алгебра высказываний

Содержание учебного материала

4

2

Понятие высказывания. Основные логические операции.

2

Формулы логики. Таблица истинности и методика её построения.

2

Законы логики. Равносильные преобразования. Практическая работа №1 «Формулы логики. Упрощение формул логики с помощью равносильных преобразований»

2

Тема 1.2 Булевы функции

Содержание учебного материала

2

2

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

Понятие булевой функции. Способы задания ДНФ, КНФ Операция двоичного сложения и её свойства. Многочлен Жегалкина.

2

Основные классы функций. Полнота множества. Теорема Поста. Практическая работа №2 «Булевы функции»

2

Раздел 2. Элементы теории множеств

6

2

ОК 1 ОК 2

ОК 4 ОК 5

ОК 9 ОК 10

ОК 5

ОК 9

ОК 10

Тема 2.1. Основы теории множеств

Содержание учебного материала

6

2

Общие понятия теории множеств. Способы задания. Основные операции над множествами и их свойства.

2

Мощность множеств. Графическое изображение множеств на диаграммах Эйлера-Венна. Декартово произведение множеств.

2

Отношения. Бинарные отношения и их свойства.

2

Теория отображений. Алгебра подстановок. Практическая работа №3 «Множества и основные операции над ними.»

2

Раздел 3 Логика предикатов

4

2

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

Тема 3.1 Предикаты

Содержание учебного материала

4

2

Понятие предиката. Логические операции над предикатами.

2

Кванторы существования и общности. Построение отрицаний к предикатам, содержащим кванторные операции.

2

Практическая работа №4 «Нахождение области определения и истинности предиката. Построение отрицаний к предикатам, содержащим кванторные операции»

2

Раздел 5 Элементы теории графов

4

4

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

Тема 5.1

Основы теории графов

Содержание учебного материала

4

4

Основные понятия теории графов. Виды графов: ориентированные и неориентированные графы.

2

Способы задания графов. Матрицы смежности и инциденций для графа.

2

Практическая работа №5 «Матрицы смежности и инциденций для графа.»

2

Эйлеровы и гамильтоновы графы. Деревья. Практическая работа №6 «Графы»

2

Раздел 6 Элементы теории алгоритмов

3

2

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

Тема 5.1.Элементы теории алгоритмов.

Содержание учебного материала

3

2

Основные определения.

2

Машина Тьюринга.

1

Практическая работа №7 «Работа машины Тьюринга»

2

Самостоятельная работа «Подготовка к итоговой аттестации»

1

Итоговая аттестация

4

Самостоятельная работа студентов

1

Итого

21

14

1

Обязательная учебная нагрузка

35

Максимальная учебная нагрузка

36


3 Условия реализации программы учебной дисциплины «ЕН.02. Дискретная математика с элементами математической логики»

3.1 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Математических дисциплин», оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения:

-рабочее место преподавателя;

-рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся);

-учебные наглядные пособия (таблицы, плакаты);

-комплект учебно-методической документации;

-комплект учебников (учебных пособий) по количеству обучающихся.

-компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-мультимедиапроектор;

-калькуляторы.

3.2 Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе

3.3 Печатные издания

  1. Спирина М.С., Спирин П.А. Дискретная математика. – М.:  ОИЦ «Академия». 2015.
  2. Спирина М.С., Спирин П.А. Дискретная математика. Сборник задач с алгоритмами решений. –М.: ОИЦ «Академия», 2016.

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «ЕН.02. Дискретная математика с элементами математической логики»

Таблица 4 - Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

  • Основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов.
  • Формулы алгебры высказываний.
  • Методы минимизации алгебраических преобразований.
  • Основы языка и алгебры предикатов.
  • Основные принципы теории множеств.

«Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко.

«Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

«Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.

«Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.

  • - Компьютерное тестирование на знание терминологии по теме;

- Тестирование….

- Контрольная работа ….

- Самостоятельная работа.

- Защита реферата….

- Семинар

- Выполнение проекта;

- Наблюдение за выполнением практического задания. (деятельностью студента)

- Оценка выполнения практического задания (работы)

- Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией…

- Решение ситуационной задачи….

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

  • Применять логические операции, формулы логики, законы алгебры логики.
  • Формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения.

5 Тематика практических работ

1 Формулы логики. Упрощение формул логики с помощью равносильных преобразований.

2 Булевы функции

3 Множества и основные операции над ними.

4 Нахождение области определения и истинности предиката. Построение отрицаний к предикатам, содержащим кванторные операции.

5 Матрицы смежности и инциденций для графа

6 Графы.

7 Работа машины Тьюринга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 11.02. 02

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИСПЕЦИАЛЬНОСТЬ 11.02. 02 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ» (по отраслям) (базовая п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 10.02. 01

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИСПЕЦИАЛЬНОСТЬ ...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСВ ЕН.03 ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 10.02.01Организация и технология защиты информации

Пояснительная запискаКритерии оценки на зачете.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.Раздел 1. Элементы теории множеств.Понятие множества. Пустое множество. Подмножество.Какими способами можно задать множество?Конечное...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по решению контрольных заданий для обучающихся по заочной форме обучения по предмету «Элементы математической логики» Специальность: 09.02.04 «Информационные системы»

Методические указания по решению контрольных заданий для обучающихся по заочной форме обучения по предмету «Элементы математической логики», специальность  09.02.04  «Информационные системы»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 11.02. 02 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ» (по отраслям) (базовая подготовка) (2 СЕМЕСТР)

Рабочая   программа   учебной   дисциплины ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ    разработана   на основе Федерального государственного образовательно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 09.02.02 «Компьютерные сети» (базовая подготовка) (на базе 9 класса)

Рабочая   программа   учебной   дисциплины ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ    разработана   на основе Федерального государственного образовательно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.02.02 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ (базовая подготовка) (на базе 11 классов)

Рабочая   программа   учебной   дисциплины ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ    разработана   на основе Федерального государственного образовательно...