Критерии оценивания экзаменационных работ
материал

Васильева Зоя Николаевна

Критерии оценивания экзаменационных работ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примеры оценивания расчётных задач

Пример 1 (билет 15) Задача на применение второго закона Ньютона.

Два бруска, связанные нитью, движутся под действием горизонтальной силы F, модуль которой равен 10 Н. Рисунок Масса каждого бруска равна m. Трением пренебрегаем. Чему равен модуль силы, действующей на брусок А со стороны нити?

Ответ. 5 Н.

(Рисунок не обязателен.) Модуль ускорения, сообщаемого силой F двум брускам, определяется вторым законом Ньютона и равен: http://fiz.1september.ru/2007/06/08-04.gif

Применив второй закон Ньютона к бруску А, получим искомое значение силы, действующей на брусок А со стороны нити: http://fiz.1september.ru/2007/06/08-05.gif

Подставив числовые данные, получим: FА = 5 Н.

Критерии оценки выполнения задания

Балл

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — второй закон Ньютона);

2) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).

2

Представлено правильное решение, но допущена одна из перечисленных ниже ошибок, которая привела к неверному числовому ответу:

—  в записи краткого условия задачи, схеме или рисунке;

ИЛИ

— в арифметических вычислениях;

ИЛИ

— в математическом преобразовании исходной формулы.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла.

ИЛИ

ученик не приступил к решению задачи.

0

Пример 2 (билет 8) Задача на расчёт силы тока с использованием закона Ома для участка цепи.

Как изменится сила тока, протекающая через проводник, если увеличить в 2 раза напряжение на его концах, а длину проводника уменьшить в 2 раза?

Образец возможного решения (рисунок необязателен). Согласно закону Ома для участка электрической цепи, http://fiz.1september.ru/2007/06/08-06.gif Сопротивление участка цепи можно рассчитать по формуле http://fiz.1september.ru/2007/06/08-07.gif Исходя из этого сила тока может быть найдена из выражения http://fiz.1september.ru/2007/06/08-08.gifУвеличение в 2 раза напряжения приведёт к увеличению в 2 раза силы тока; уменьшение в 2 раза длины проводника приводит также к увеличению силы тока в 2 раза. Следовательно, сила тока увеличится в 4 раза.

Максимальная оценка 2 балла ставится, если приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записаны закон Ома и зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления;

2) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).

Пример 3 (билет 19) Задача на построение изображения в собирающей линзе.

Предмет находится на расстоянии 0,5 м от собирающей линзы с фокусным расстоянием равным 0,3 м. Каким будет изображение этого предмета, полученное с помощью линзы?

Образец возможного решения (построение хода лучей обязательно). Предмет находится между фокусным и двойным фокусным расстоянием. Проведено построение хода лучей, из которого следует, что изображение предмета является действительным, увеличенным и перевёрнутым.

        

Критерии оценки устного ответа учащегося на экзамене

 Оценка «5» - «отлично» ставится за развернутый, полный, безошибочный устный ответ, в котором выдерживается план, содержащий введение, сообщение основного материала, заключение, характеризующий личную, обоснованную позицию ученика по спорным вопросам, изложенный литературным языком без существенных стилистических нарушений.

Оценка «4» -  «хорошо» ставится за развернутый, полный, с незначительными ошибками или одной существенной ошибкой устный ответ, в котором выдерживается план сообщения основного материала, изложенный литературным языком с незначительными стилистическими нарушениями.

Оценка «3» - «удовлетворительно» ставится за устный развернутый ответ, содержащий сообщение основного материала при двух-трех существенных фактических ошибках, язык ответа должен быть грамотным.

Оценка «2» - « неудовлетворительно» ставится, если учащийся во время устного ответа не вышел на уровень требований, предъявляемых к «троечному» ответу.

Оценка «1» - «очень плохо» ставится, если учащийся не смог ответить по заданию учителя даже с помощью наводящих вопросов или иных средств помощи, предложенных учителем.

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

г) правильно выполнил анализ погрешностей;

д) соблюдал требования безопасности труда.

Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:

а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:

а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,

б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей  и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,

в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,

г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка «2» ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,

б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,

в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Оценка решения задач.


– Краткая запись условия.

– Использование физической символики.

– Запись единиц измерения и перевод их в СИ.

– Хорошее оформление работы, четкие рисунки и чертежи.

– Нахождение и запись необходимых табличных и дополнительных данных.

– Запись формул.

2. Осуществление решения. В том числе:

– Вывод расчетных(ой) формул(ы).

– Умение решить задачу в общем виде.

3. Проверка правильности решения задачи. В том числе:

– Вычисления.

– Математические операции с единицами измерения физических величин.

– Краткое объяснение решения.

– Оригинальный способ решения.

– Анализ полученных результатов.


Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

б) или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно решил не менее половины задачи или допустил:

а) не более одной грубой ошибки и одного недочета,

б) или не более двух-трех негрубых ошибок,

г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,

д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.

Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы.


Грубыми считаются следующие ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения,
  • неумение выделить в ответе главное,
  • неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,
  • неумение делать выводы и обобщения,
  • неумение читать и строить графики и принципиальные схемы,
  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов,
  • неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике,
  • нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента,
  • небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

 

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными,
  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.),
  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора (неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета),
  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.,
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными),
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой,
  • неумение решать задачи в общем виде.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценивания презентаций

Многократно учавствуя в различных публичных мероприятиях, где требуется воспроизведение презентации, как сопровождение выступления, я пришла к выводу, что, несмотря на все многообразие красок, шаблоно...

Основные критерии оценки письменной работы ученика

Основные критерии оценки письменной работы ученика...

Методическая разработка на тему" Критерии оценивания лабораторно - практических работ по предмету : Кулинария"

Работа содержит образцы оценочных листов по лабораторно-практическим работам по предмету " Кулинария" по разделам  МДК 01.01.- МДК 07.01.В работе отражены критерии оценивания лабораторных ра...

Критерии оценивания домашнего чтения по дисциплине "Английский язык" для 1 курса

Данный материал будет полезен преподавателям английского языка в учреждениях среднего профессионального образования для работы со студентами 1 курса  по разделу "Домашнее чтение". В нем  опр...

Сертификат участника вебинара "Экзаменационное сочинение: литературные аргументы, творческие направления. критерии оценивания"

Сертификат участника вебинара "Экзаменационное сочинение: литературные аргументы, творческие направления.  критерии оценивания"...

Критерии оценивания методов обучения и воспитания на уроках истории и обществознания.

Соответственно порядку аттестации кадров в приложении к экспертному заключению при аттестации на высшую категорию учитель на уроке должен продемонстрировать свои знания и умения в области методов обуч...

Учебная презентация "Планирование практической работы, критерии оценивания работ обучающихся на уроках изобразительного искусства"

Учебная презентация "Планирование практической работы, критерии оценивания работ обучающихся на уроках изобразительного искусства" к занятию по теме "Этапы урока изобразительного искусс...