Разработка урока по Основам медицинских знаний
план-конспект урока

Колмакова Наталья Юрьевна

Разработка содержит описание урока по предмету "Основы медицинских знаний" предпрофильной подготовки обучающихся в 9 классе и комплект приложений. В ходе занятия реализуется системно-деятельностный подход в обучении - проводится небольшая групповая практическая работа с представлением результата своей деятельности и самооценкой работы.

Несомненную ценность данной разработки представляет распределение обязанностей между участниками каждой группы, что увеличивает индивидуальную ответственность за результат работы группы, повышает личностную ценность добытых знаний.

Данное занятие является четвертым из пяти в теме "Исследование и оценка физического развития человека".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_organizma_antropometriya_omz_kolmakovan.yu_.docx58.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Исследование организма с изучением некоторых антропометрических показателей

Автор: Колмакова Н.Ю. , преподаватель

Организация: БПОУ «Чебоксарское УОР имени В.М.Краснова» Минспорта Чувашии

Предмет: Основы медицинских знаний

Класс: 9

Цель:  научится оценивать физическое развитие  с помощью антропометрических показателей

Задачи:

- закрепление представления о способах изучения антропометрических показателей человека

- развитие способности обобщать и делать выводы

- развитие навыка работы в группе

- формирование ответственного отношения к своему телу и здоровью

Оборудование: ростомер, сантиметровая лента, весы, динамометр, калипер, 5 листов ватмана А3, маркеры или фломастеры.

Ход урока:

Перед началом урока обучающиеся делятся  на группы по 4 человека. Желательно - на 5 групп по числу измерительных приборов.

1. Мотивация. На столе перед каждой группой инструктивная карта и измерительный прибор. В ходе диалога друг с другом и с учителем, обучающиеся формулируют правильные ответы на вопросы.

Учитель: 

-Как вы думаете, что можно узнать с помощью этого прибора? (Измерить длину, ширину, толщину, массу, и т.д.).

-Какие особенности тела человека можно изучить с помощью этого прибора? (Рост, обхват грудной клетки, вес, толщину кожной складки и т.д.).

-Как вы думаете, для чего вам эти приборы? (Изучить особенности строения нашего тела).

Учитель: Итак, каждая группа имеет свой измерительный прибор, мы выяснили, для чего можно применить каждый из них. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

2. В каждой группе разделяются обязанности:

  1. лаборант (проводит измерения показателя у всех членов группы) и оформляет отчетный лист,

2 – ученый рассказывает о ходе работы группы по отчетному листу – что измеряли или рассчитывали и как

3 - математик находит среднюю величину измерений и записывает их на отчетный лист,  рассказывает о полученных результатах,

4 – мыслитель отвечает на вопрос к заданию

3. Выполнение лабораторной работы по инструктивным картам. (Приложение 1.) Оформление отчетного листа. На отчетном листе написать название работы и в виде таблички отразить результаты. Указать, как оцениваются показатели всех членов группы.

4. Самопрезентация отчета о работе участниками группы по отчетному листу. Самооценка точности выполненной работы.

5. Подведение итогов урока. Беседа с обучающимися по вопросам:

- Какая информация уже была вам известна?

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Как можно использовать полученные на уроке знания в жизни?

6. Объявление оценок за урок. Домашнее задание.


Приложение 1.

Команда 1

Инструктивная карта

Тема работы: Определение коэффициента пропорциональности телосложения (КП)

Цель работы: научиться рассчитывать коэффициент пропорциональности телосложения и анализировать полученный результат

Оборудование: ростомер электронный, ростомер механический, микрокалькулятор, маркеры, лист ватмана.

Предварительная информация:

Коэффициент пропорциональности телосложения (КП)  -  показывает отношение длины тела к длине ног. Чем КП больше, тем длиннее ноги относительно туловища. У лиц с низким КП центр тяжести тела расположен ниже и они имеют преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и т.д.). Лица с высоким КП имеют преимущество в беге, прыжках. У женщин КП ниже, чем у мужчин. Рост выразить в сантиметрах. КП вычисляют по формуле:

КП = (рост стоя – рост сидя) × 100% 

 рост сидя

Ход работы:

  1. Распределите обязанности:

Лаборант  - проводит измерения показателя у всех членов группы и заносит их в отчетный лист,

Ученый рассказывает о ходе работы группы по отчетному листу – как измеряли и как рассчитывали и по какой формуле.

Математик находит и записывает коэффициент пропорциональности телосложения (КП), рассказывает о результатах КП и оценивает их.

Мыслитель отвечает на контрольный вопрос от имени всей группы.

  1. Измерьте рост стоя и рост сидя у всех членов группы. Занесите данные в таблицу:

Имя

Рост стоя

Рост сидя

Коэффициент пропорциональности телосложения

Оценка

  1. Определите коэффициент пропорциональности телосложения всех членов группы по формуле и запишите его в вашу таблицу.

КП = (рост стоя – рост сидя) × 100%  : рост сидя

  1. Оцените результат и запишите в таблицу.

Оценка результата: КП = 87-92% говорит о нормальной длине ног. Если КП меньше 87% - это указывает на относительно малую длину ног; КП больше 92% - на большую длину ног.

  1. Сделайте вывод – какую длину ног имеют большинство представителей вашей группы? А кто самый устойчивый?  Почему?

  1. Контрольный вопрос: Верно ли, что спортсмен с небольшим КП (малая длина ног) всегда проигрывает, а спортсмен с высоким КП (большая блина ног) всегда выигрывает? Почему?

Команда 2

Инструктивная карта

Тема работы: Определение весо - ростового показателя (ВРП)

Цель работы: научиться рассчитывать весо – ростовой показатель и анализировать полученный результат

Оборудование: ростомер электронный,  микрокалькулятор, маркеры, лист ватмана.

Предварительная информация:

Весо - ростовой показатель определяется делением веса тела в граммах  на рост (стоя) в сантиметрах. Это показатель упитанности тела, т.е. он позволяет определить чрезмерный вес или недостаток веса тела у человека. У подростков с незаконченным периодом роста и для спортсменов с очень развитой мускулатурой этот показатель может быть неверным.

Ход работы:

1. Распределите обязанности:

Лаборант  - проводит измерения показателя у всех членов группы и заносит их в отчетный лист,

Ученый рассказывает о ходе работы группы по отчетному листу – как измеряли и как рассчитывали и по какой формуле.

Математик находит и записывает ВРП, рассказывает о результатах и оценивает их.

Мыслитель отвечает на контрольный вопрос от имени всей группы.

2. Измерьте вес тела и рост стоя у всех членов группы. Занесите данные в таблицу:

Имя

Вес,

г.

Рост стоя,

см.

Весо – ростовой показатель (ВРП)

Оценка

3. Определите весо – ростовой показатель всех членов группы по формуле и запишите его в вашу таблицу.

ВРП =         вес (в г.) 

                 рост (в см.)

4. Оцените полученные показатели и запишите в вашу таблицу.

Оценка результата:

Весо – ростовой показатель

(количество граммов на 1 сантиметр роста)

Оценка упитанности

Больше 540

Ожирение

451-540

Чрезмерный вес

416-450

Излишний вес

401-415

Нормальная

400

Наилучшая для мужчин

390

Наилучшая для женщин

360-389

Средняя

320-359

Плохая

300-319

Очень плохая

200-299

Истощение

5. Сделайте вывод – какую упитанность имеют большинство представителей вашей группы?

6. Контрольный вопрос: Почему для  подростков с незаконченным периодом роста и для спортсменов с очень развитой мускулатурой этот показатель может быть необъективным?


Команда 3

Инструктивная карта

Тема работы: Определение мышечной силы рук

Цель работы: научиться измерять мышечную силу рук и анализировать полученный результат

Оборудование: динамометр, микрокалькулятор, маркеры, лист ватмана.

Предварительная информация:

Мышечная сила рук (МС) характеризует степень развития мускулатуры. Измеряется она ручным динамометром (в деканьютонах - ДаН). Мышечная сила зависит от возраста, пола и вида спорта, которым занимается обследуемый.

Ход работы:

1. Распределите обязанности:

Лаборант  - проводит измерения роста у всех членов группы и заносит их в отчетный лист,

Ученый - рассказывает о ходе работы группы по отчетному листу – как измеряли и как рассчитывали среднее значение МС для мальчиков и для девочек

Математик находит и записывает среднее значение мышечной силы мальчиков и отдельно - девочек и оценивает их.

Мыслитель отвечает на контрольный вопрос от имени всей группы.

2. Измерьте мышечную силу правой и левой руки у всех членов группы. Руку отводите от тела на 90⁰ и сжимайте динамометр.  Производите 3 измерения для каждой руки. Наибольший показатель для левой и для правой руки запишите в таблицу:

Имя

Мышечная сила,

Дан.

правой руки

Оценка

левой   руки

Оценка

 

3. Оцените показатели мышечной силы и запишите в таблицу.

Оценка результатов: в таблице указаны результаты измерений, соответствующие  нормально развитой мышечной силе. Если ваш результат меньше этой величины – сила рук недостаточная, если больше – сила рук большая.

Сила рук

Средние результаты измерений, для мужчин, ДаН

Средние результаты измерений для женщин, ДаН

Правой

35-50

25-33

Левой

32-46

23-30

4. Рассчитайте среднюю мышечную силу мальчиков вашей группы и девочек вашей группы. Сделайте вывод – кто имеет самые сильные руки в вашей группе? Самые слабые?

Среднее значение МС мальчиков =

Среднее значение МС девочек =

5. Контрольный вопрос: Если стало известно, что у человека недостаточно развита мышечная сила рук, то какими упражнениями её можно увеличить?


Команда 4

Инструктивная карта

Тема работы: Измерение толщины подкожно-жирового слоя

Цель работы: научиться измерять толщину подкожно-жирового слоя и анализировать полученный результат

Оборудование: калипер, микрокалькулятор, маркеры, лист ватмана.

Предварительная информация:

Толщина подкожно - жирового слоя позволяет определить есть ли у данного человека избыточное количество запасного жира и ожирение или нет; есть ли признаки недостаточности питания и недоедания. Благодаря этой информации человек может скорректировать свое питание, физическую активность и поддерживать нормальную массу тела.

Ход работы:

1. Распределите обязанности:

Лаборант  - проводит измерения толщины кожно-жировой складки у всех членов группы и заносит их в отчетный лист,

Ученый - рассказывает о ходе работы группы по отчетному листу – что и как измеряли

Математик рассказывает о результатах измерения кожно-жирового слоя  и оценивает их. Какое состояние кожи у большинства членов группы?

Мыслитель отвечает на контрольный вопрос от имени всей группы.

2. Измерьте толщину кожной складки  у всех членов группы с помощью калипера и запишите результат в таблицу.  Для определения  двумя пальцами захватывают складку кожи вместе с подкожно-жировой клетчаткой над трицепсом в средней части плеча. Зажимают складку между ножками калипера и по шкале калипера определяют толщину складки.

Имя

Толщина кожно-жировой складки, см

Оценка

3. Оцените толщину подкожно-жирового слоя и запишите оценку в таблицу

Оценка результата: 

Толщина складки, см.

Оценка

0,9 и меньше

Уменьшение толщины подкожно- жирового слоя, недостаточность питания

1 - 2

Нормальная толщина подкожно-жирового слоя

2,1 и больше

Увеличение толщины подкожно-жирового слоя, признак ожирения

4. Сделайте вывод о толщине подкожно – жирового слоя у большинства членов вашей группы.

5. Контрольный вопрос: Известно, что если спортсмен перестает тренироваться, но питается как во время тренировок, то в его подкожно-жировом слое накапливается больше жира. Объясните, почему?


Команда 5

Инструктивная карта

Тема работы: Определение коэффициента крепости телосложения

Цель работы: научиться рассчитывать коэффициент крепости телосложения и анализировать полученный результат

Оборудование: ростомер электронный,  медицинские весы, сантиметровая лента, микрокалькулятор, маркеры, лист ватмана.

Предварительная информация:

Коэффициент крепости телосложения (КК). Выражает разницу между длинной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки. Но может быть неверным у людей с ожирением. Лица со слабым телосложением обладают малой мышечной силой.

Ход работы:

1. Распределите обязанности:

Лаборант  - проводит измерения роста у всех членов группы и заносит их в отчетный лист,

Ученый - рассказывает о ходе работы группы по отчетному листу – как измеряли и как рассчитывали КК и по какой формуле.

Математик находит и записывает КК, рассказывает о результатах КК и оценивает их.

Мыслитель отвечает на контрольный вопрос от имени всей группы.

2. Измерьте рост стоя, вес тела и окружность грудной клетки у всех членов группы. Занесите данные в таблицу:

Имя

Рост стоя,

см.

Вес,

кг.

Окружность грудной клетки на выдохе, см

КК

Оценка

3. Определите коэффициент крепости телосложения (КК) у всех членов группы по формуле и запишите его в вашу таблицу.

КК = Рост стоя, см – (Вес, кг + Окружность грудной клетки на выдохе, см)

4. Оцените полученные показатели и запишите в вашу таблицу.

Оценка результатов для детей 8-15 лет:

10-20 –               крепкое телосложение;

21 – 25 –            хорошее телосложение;

26 – 35 –            среднее телосложение;

36 и более –      слабое телосложение.

5. Сделайте вывод – какое телосложение имеют большинство представителей вашей группы?

6. Контрольный вопрос: Если стало известно, что у человека слабое телосложение, как он может изменить его? Стоит ли стараться изменить его?



ПРИЛОЖЕНИЕ  

Методика проведения антропометрических измерений и их оценки

Антропометрические измерения (антропометрия) – это система измерений человеческого тела, его частей и функциональных признаков. Антропометрия используются для исследования физического развития человека, его соответствия медицинским стандартам. Для каждой возрастной группы людей определены свои стандарты роста, длины частей тела, объемов частей тела, веса и т.д.

Рост стоя и сидя измеряется с помощью ростомера. При измерении «роста стоя» пациент становится спиной к вертикальной стойке, касаясь ее затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Планшетку опускают до соприкосновения с головой. Это измерение показывает длину тела человека, включая длину ног. При измерении «роста сидя», пациент, садится на скамейку, касаясь вертикальной стойки межлопаточной областью и ягодицами. Это измерение показывает только длину тела человека и не включает длину ног.

Длина тела может изменяться под влиянием физических нагрузок. Так, в баскетболе, волейболе, прыжках в высоту  рост тела в длину ускоряется, в то время как при занятиях тяжелой атлетикой, спортивной гимнастикой, акробатикой — замедляется. Поэтому рост является ориентиром при отборе для занятий тем или иным видом спорта.

Масса тела определяется взвешиванием на медицинских весах. Масса тела суммарно выражает уровень развития костно-мышечного аппарата, подкожно-жирового слоя и внутренних органов.

Окружности головы, груди, плеча, бедра, голени измеряют сантиметровой лентой в наиболее объемном месте.

Толщину кожной складки определяют с помощью прибора – калипера. 

С использованием антропометрических данных можно проанализировать анатомические особенности развития тела, рассчитав: коэффициент пропорциональности тела, весо-ростовой показатель, коэффициент крепости телосложения, и определив мышечную силу.

I. Коэффициент пропорциональности телосложения (КП)  -  показывает отношение длины тела к длине ног. Чем КП больше, тем длиннее ноги относительно туловища. У лиц с низким КП центр тяжести тела расположен ниже и они имеют преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и т.д.). Лица с высоким КП имеют преимущество в беге, прыжках. У женщин КП ниже, чем у мужчин.

КП = (рост стоя – рост сидя) × 100% / рост сидя

Оценка результата: В норме КП = 87-92%. Если КП меньше 87% - это указывает на относительно малую длину ног; КП больше 92% - на большую длину ног.

II. Весо - ростовой показатель определяется делением веса тела в граммах  на рост (стоя) в сантиметрах. Это показатель упитанности тела, т.е. он позволяет определить чрезмерный вес или недостаток веса тела у человека.

ВРП = вес (в г.) : рост (в см.)

Оценка результата:

Весо – ростовой показатель

(количество граммов на 1 сантиметр роста)

Оценка упитанности

Больше 540

Ожирение

451-540

Чрезмерный вес

416-450

Излишний вес

401-415

Нормальная

400

Наилучшая для мужчин

390

Наилучшая для женщин

360-389

Средняя

320-359

Плохая

300-319

Очень плохая

200-299

Истощение

У подростков с незаконченным периодом роста и для спортсменов с очень развитой мускулатурой этот показатель может быть необъективным.

III. Коэффициент крепости телосложения. Характеризует крепость телосложения. Подходит для людей интенсивно занимающихся спортом:

КК = Рост (см) – (Вес (кг) + Окружность грудной клетки на выдохе (см))

Оценка результатов:

меньше 10 –      крепкое телосложение;

10-20 –               хорошее телосложение;

21 – 25 –            среднее телосложение;

26 – 35 –            слабое телосложение;

36 и более –      очень слабое телосложение.

IV. Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры; измеряется она ручным динамометром (в деканьютонах - ДаН). Руку отводят от тела на 90. Производят 3 измерения, записывают наибольший показатель для левой и для правой руки. Мышечная сила зависит от возраста, пола и вида спорта, которым занимается обследуемый.

Оценка результатов:

Сила рук

Средние результаты измерений, для мужчин, ДаН

Средние результаты измерений для женщин, ДаН

Правой

35-50

25-33

Левой

32-46

23-30

V. Толщина подкожно – жирового слоя. Для определения толщины подкожно-жирового слоя двумя пальцами захватывают складку кожи вместе с подкожно-жировой клетчаткой под углом лопатки или над трицепсом в средней части плеча. Зажимают складку между ножками калипера.

Оценка результата: 

Толщина складки, см.

Оценка

0,9 и меньше

Уменьшение толщины подкожно- жирового слоя, недостаточность питания

1 - 2

Нормальная толщина подкожно-жирового слоя

2,1 и больше

Признак ожирения

Существуют также другие методики расчета индекса силы, выносливости, гибкости, подвижности в суставах, определение содержания воды в массе тела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ОСНОВЕ КЕЙС-МЕТОДА ПО ТЕМЕ: «НОВЫЙ ГЕРОЙ НОВОЙ ЭПОХИ» (по рассказу М. Зощенко «Аристократка»)

Аннотация к уроку по теме: «Новый герой новой эпохи».(По рассказу М. Зощенко «Аристократка»)Уроки построены в рамках авторской технологии «Перспектива» Т. А. Прищепа. Технология создана на основ...

Методическая разработка урока-конкурса "Основы внутрифирменного планирования"

Методическая разработка урока содержит методическое обоснование урока, подробный план урока, технологическую карту урока и дидактические материалы к  уроку....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока проверки и оценки знаний, умений и навыков по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»

В представленной методической разработке изложена методика проведения урока проверки и оценки знаний, умений и навыков с применением  элементов технологий личностно - ориентированного, проблемног...

Презентация по основам медицинских знаний

Презентация по разделу основы медицинских занний на тему "Сердечно-легочная реанимация"...

Тема 4.0 Раздел 4 "Основы медицинских знаний" Тема урока "Правовые основы оказания первой медицинской помощи"

Статья 39 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года – «первая медицинская помощь должна оказыва...

Методическая разработка по теме "Основы медицинской вирусологии"

Данное методическое пособие по учебной дисциплине «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ» составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности средне...

Учебно-методическая разработка Открытой олимпиады "Основы правовых знаний"

В данной методической работе описаны технологические аспекты подготовки и проведения Открытой Олимпиады «Основы правовых знаний». В приложениях помещены тестовые задания, оценочные листы, ...