Урбанист-эколог
план-конспект урока

Маркелова Ирина Сергеевна

Сценарий и материалы урока по компетенции FutureSkills

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проведения открытого урока

по предметной области «Технология»

1. Тема урока: Урбанист-эколог «Города будущего»

2. Возрастной диапазон обучающихся (класс): 6 класс

3. Время, отводимое на проведение урока: 45 мин.

4. Место проведения урока Департамент образования и науки города Москвы Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение  города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий  «Царицыно» ул. Генерала Белова д.4

5. Элементы содержания урока: биотехнологии как элементы повседневной жизни, их сфера применения в жизнедеятельности человека, измерение уровня безопасности продуктов, создание проекта биотехнологического города

6. Этапы урока: 6 класс (45 мин).

        Картинка

Слова учителя

1 этап. Ознакомление с  Городами будущего (10 мин.)

Слайд 1-5 Виды городов будущего

Видеоролик вступление

Ученику

А вы бы хотели жить в таком городе?

Вопросы:

Назовите проблемы, которые существуют сейчас в крупных городах (мегаполисах)?

Как вы представляете себе Город-будущего?

Как вы думаете, когда наступит время строительства таких городов?

Учителю

Учитель объясняет материал по теме урока.

Работа с обучающимися построена по принципу выполнения заданий, направленных на создание собственной модели города-будущего.

Что такое город будущего, и каким он должен быть? Над этими вопросами задумываются и писатели-фантасты, и дизайнеры, и инженеры. При этом нередко ответы на эти вопросы они ищут в тесном взаимодействии друг с другом.

Как результат их деятельности, это намеченные принципиальные моменты, которые становятся неотъемлемой частью любого современного проекта города будущего. Это забота об экологии и простоте передвижения, экономия пространства и стремление к вертикальной застройке.

Построить город, в котором можно будет обходиться без автомобилей, взялось правительство Китая, одобрив проект населенного пункта Great City. «Великий город» строится с нуля невдалеке от Чэнду. Город будет рассчитан на 80 тысяч жителей, и любые передвижения по нему можно будет совершать пешком или на велосипеде без каких-либо сложностей. Быстро добираться в любую точку города поможет его уникальная проектировка — жилой центр будет расположен в самом центре Great City, а дороги, офисные и административные здания — вокруг него. Таким образом, чтобы добраться пешком от центра до внешнего кольца из парков, необходимо будет потратить не более 10 минут.

Согласно проекту, китайский город будущего будет потреблять на 58% меньше воды и на 48% меньше электроэнергии. При этом количество отходов в нем будет ниже на 89%, чем в городах схожего размера.

Город без выбросов углерода.

Если китайский Great City — это город без машин, то Масдар в ОАЭ — город без машин и без небоскребов.

Масдар уже сегодня строится с нуля в центре пустыни недалеко от Абу-Даби. Главной особенностью города станет его полная независимость от традиционных источников энергии. Вместо нефти, газа и угля Масдар будет получать энергию от солнца, ветра и геотермальных источников. Таким образом, он станет первым городом с нулевыми выбросами углерода. В бюро Kjellgren Kaminsky Architecture считают, что сверхплотная застройка — одна из визитных карточек города будущего.

Специалисты бюро предлагают превратить в город будущего второй по величине шведский город Гетеборг. Согласно их планам, сверхплотная застройка и использование крыш для размещения на них огородов, солнечных батарей и ветряных мельниц полностью удовлетворит все потребности жителей в пище и энергии.

Кроме того, такая застройка существенно ослабит трафик и поможет сделать городскую реку главной транспортной артерией.

Ученику

Заполнить таблицу «Особенности городов будущего»

2 этап. Систематизация биотехнологий городов (10 мин.)

Слайд 6

Схема биотехнологий

Слайд 7

Применение технологий в жизни

Видеоролик о биотехнологиях

Ученику

Вопрос:

1. Что  в вашем представлении - такое биотехнология?

За какие ресурсы сейчас борется человечество?

2. Для чего необходимо развивать биотехнологии?

3. Как вы думаете, какие биотехнологии существуют?

Учителю

Учитель выдает обучающимся карточки с биотехнологиями.

Биотехнология - это новая, сравнительно недавно получившая широкое развития наука о практическом использование различных биологических объектов (генов, клеток, тканей, микроорганизмов, растений и животных) с целью получения антибиотиков, ферментов, кормовых белков, биоудобрений, безвирусных растений, новых сортов растений и животных, переработки сырья, промышленных и сельскохозяйственных отходов, очистки сточных вод и газовоздушных выбросов и так далее. 

Иммунобиотехнология объединяет производство вакцин, иммуноглобулинов крови, иммуномодуляторов, моноклональных антител и др.

Методы биогеотехнологии также широко используют для повышения нефтеотдачи нефтяных пластов, для окисления метана в угольных шахтах.

Биоэнерготехнология включает биотехнологические процессы, связанные с получением источников энергии - углеводов и биогаза. Биогаз, образующийся в процессе метанового брожения биомассы (навоз, солома, водоросли и т.п.) представляет собой смесь, главные компоненты которой метан (65%), углекислый газ (30%) и сероводород (1%). Другим энергоносителем является этанол, используемый в последнее время в двигателях внутреннего сгорания. Для его производства наиболее пригодны злаки (особенно кукуруза), картофель, сахарная свекла, используемые для сбраживания с помощью дрожжей. Экологическая биотехнология связана с использованием биологических методов борьбы с загрязнением окружающей среды (биологическая очистка сточных вод, загрязненного воздуха, твердых отходов). Наиболее развитым направлением экологической биотехнологии в настоящее время является биологическая очистка сточных вод, как промышленных, так и бытовых.

Ученику

1. Изучите предложенные карточки.  

2. Сгруппируйте карточки по сферам применения биотехнологий.

3. Выберите группу карточек, относящуюся к биотехнологиям в пищевой промышленности.

3 этап. Измерение уровня загрязнения продуктов питания  (10 мин.)

Слайд 8

Инструменты и приспособления для контроля загрязнений

Учителю

Как и почему влияет загрязненность атмосферы на продукты питания и их производство сегодня???

 Учитель: ВЫЗОВЫ СЕГОДНЯШЕНГО ДНЯ:

загрязненность атмосферы, гонка за урожаем,

внесение удобрений сверх нормы, обработка антибиотиками ..

Сто лет были полезными, были микроэлементы и витамины, на сегодня они уменьшились. А некоторые продукты могут быть и опасными.

 Какими средствами, инструментами мы можем исследовать сегодня?

Учитель объясняет материал и проводит измерение дозиметром  загрязнения продуктов.

Ученику

  1. Измерьте уровень загрязнения в предложенных продуктах. ВЫЗЫВАЕМ КАПИТАНОВ 3 –х КОМАНД,

4 этап. Создание проекта города биотехнологий (10 мин. )работа в группах.

(Сформировать группы по названиям (Хранители, Дарители, Строители)  В каждой выбрать капитана команды и вручить ему лист оценки(активности). В процессе работы он оценит степень участия каждого).

Слайд 9

Техника безопасности при работе с ножницами и клеем

Учителю

Учитель выдает материал для создания проекта.

Требования безопасности:

Техника безопасности при работе с ножницами

1.    Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.    При работе внимательно следите за направлением резания.

3.    Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4.    Не держите ножницы лезвием вверх.

5.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.    Не режьте ножницами на ходу.

7.    Не подходите к товарищу во время работы.

8.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9.    Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

 

 Техника безопасности при работе с клеем

1.    С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2.    Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3.    Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4.    При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5.    По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6.    При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Ученику.

1. Создайте проект города с биотехнологиями из предложенных материалов. Придумайте название города.

Представление результатов работы в группах. 

2. Какие биотехнологии выбрали к Городу будущего?

2. Какие проблемы эти технологии позволяют решить?

1мин-на выступление каждой команды

5 этап. Подведение итогов (5 мин.)

Фото – проект Города будущего

Учителю / Ученику

Каждая группа называет новые слова, которые они узнали

Рефлексия

Какие новые понятия, технологии вы сегодня узнали (биотехнология, дозиметр)

 Какую главную мысль вы унесете собою в жизнь из этого урока?

С каждым годом нехватка ресурсов на планете становится все более заметной, и человечеству становится понятно, как важно заботиться об окружающей среде. Спасение планеты состоит из тысяч маленьких поступков миллионов обычных людей. В том числе людей будущего - детей. Мы хотим, чтобы самые маленькие жители нашей страны не только понимали важность этого вопроса, но и знали, как они могут повлиять на ситуацию в своей ежедневной жизни. 

Но какие бы технологии, вы не применяли, главное каким человеком ВЫ БУДЕТЕ!! Лелеять или загрязнять Планету- вот выбор каждого! Выбираем активную жизненную позицию. СБЕРЕЖЕМ ПЛАНЕТУ ВМЕСТЕ!!