Программа "Анатомия, физиология и биомеханика опорно-двигательного аппарата" на 72 часа для ДПО
рабочая программа

Денис Иванович Грицкевич

Авторская программа курса "Анатомия, физиология и биомеханика опорно-двигательного аппарата" на 72 часа, которую я читал, сотрудничая с ООО "Учебный центр "Невский" г. Санкт-Петербург в 2017 году. Можно применять как шаблон для написания программы ДПО. Программа разработана для педагогов-биологов и тренеров-преподавателей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_rab_progr_anatomiya_oda_72.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Невский» ООО «УЦ «Невский»

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Генеральный директор

_____________Халявина Ю.Л.

«___»_______________20___г.

(Приказ №___от_______________2017 г.)

Дополнительная профессиональная программа

(повышение квалификации)

" Анатомия, физиология и биомеханика опорно-двигательного аппарата"

Автор курса

Грицкевич Д.И., к.б.н.

Утверждено на заседании

методической комиссии

Протокол № ____ от _________ Председатель методической комиссии __________________

Санкт-Петербург, 2017 г.


1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы.

Тема: «Анатомия, физиология и биомеханика опорно-двигательного аппарата»

Цель: Совершенствование профессиональных компетенций обучающихся/слушателей в области организации спортивной, учебной и досуговой деятельности с учётом анатомо-физиологических особенностей опорно-двигательного аппарата.

Таблица 1. Совершенствуемые компетенции

Компетенции

Направление подготовки

44.00.00 Образование и педагогические науки

44.02.01 – «Дошкольное образование» (СПО)

Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК-1.1

Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК-1.3

44.02.03 - «Педагогика дополнительного образования» (СПО)

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).

ОК 10

Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.

ПК-1.3

44.03.01 «Педагогическое образование» (бакалавр)

Реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях

ПК-1

Формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики

ПК-2

Проявлять готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности

ПК-7

Дополнительные профессиональные компетенции по профилю «Биология»: знать основные биологические понятия, законы и явления; объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека.

ДПБК-1

ДПБК-3

Специальные профессиональные компетенции по профилю «Физическая культура»»: разрабатывать и реализовывать физкультурно-оздоровительные программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных оздоровительных технологий; профессионально взаимодействовать с участниками физкультурно-оздоровительной деятельности; использовать отечественный и зарубежный опыт организации физкультурно-оздоровительной деятельности; выявлять национально-региональные особенности физкультурно-оздоровительной работы и использовать возможности образовательной среды для организации физкультурно-оздоровительной деятельности.

СК- 2-5

44.04.01 «Педагогическое образование» (магистр)

Формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики

ПК-2

Изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения

ПК-17

Компетенции

Направление подготовки

49.00.00 Физическая культура и спорт

49.02.01 – «Физическая культура» (СПО)

Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно- тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ОК-7

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

ОК-10

Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

ПК-2.3

49.02.02 – «Адаптивная физическая культура» (СПО)

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области адаптивного физического воспитания, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта

ПК-3.5

49.03.01 - «Физическая культура» (бакалавр)

Определять анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста

ОПК-1

Осуществлять образовательный процесс на основе положений теории физической культуры

ПК-2

Осуществлять пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни

ПК-6

Реализовывать программы оздоровительной тренировки для различного контингента занимающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, рационального питания и регуляции психического состояния

ПК-19

49.03.02 – «Адаптивная физическая культура» (бакалавр)

Использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

ОК-8

49.04.01 - «Физическая культура» (магистр)

Способность разрабатывать, реализовывать и корректировать индивидуальные программы (проекты) рекреационной деятельности для различных групп населения с учетом социокультурных, морфофункциональных, половозрастных и психических особенностей занимающихся

ПК-17

49.04.02 – «Адаптивная физическая культура» (магистр)

Самостоятельно разрабатывать комплексы физических упражнений и физических методов воздействия на организм человека в процессе реабилитационных мероприятий, проверять их эффективность и вносить коррективы в их содержание

ПК-13

Компетенции

Направление подготовки

06.03.01 «Биология» (бакалавр)

Применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции, владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем

ОПК-04

Использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества

ПК-7

1.2. Планируемые результаты обучения

Таблица 2. Планируемые результаты обучения

Направление подготовки

44.00.00 Образование и педагогические науки

44.02.01 – «Дошкольное образование» (СПО)

Знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни.

ПК-1.1

ПК-1.3

Уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

ПК-1.1

ПК-1.3

44.02.03 - «Педагогика дополнительного образования» (СПО)

Знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; основные закономерности роста и развития организма человека; строение и функции систем органов здорового человека; физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; возрастные анатомо-физиологические особенности детей, подростков и юношей; влияние процессов физиологического созревания и развития человека на его физическую и психическую работоспособность, поведение.

ОК 10

ПК-1.3

Уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; определять топографическое расположение и строение органов и частей тела; применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте; учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;

ОК 10

ПК-1.3

44.03.01 «Педагогическое образование» (бакалавр)

Знать:

основные биологические понятия, законы и явления; объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов человека. основы здорового образа жизни; основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; основные закономерности роста и развития организма человека; строение и функции систем органов здорового человека; физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; возрастные анатомо-физиологические особенности детей, подростков и юношей; влияние процессов физиологического созревания и развития человека на его физическую и психическую работоспособность, поведение.

ПК-1

ПК-2

ПК-7

ДПБК-1

ДПБК-3

СК- 2-5

Уметь:

использовать профессиональную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека; учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени при проектировании и реализации образовательного процесса; разрабатывать и реализовывать оздоровительные программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных оздоровительных технологий; профессионально взаимодействовать с участниками физкультурно-оздоровительной деятельности;

ПК-1

ПК-2

ПК-7

ДПБК-1

ДПБК-3

СК- 2-5

44.04.01 «Педагогическое образование» (магистр)

Знать:

культурные потребности различных групп населения в области физической культуры и здорового образа жизни и повышать культурно-образовательный уровень населения в этих сферах

ПК-2

ПК-17

Уметь:

формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики в сфере физической культуры и здорового образа жизни.

ПК-2

ПК-17

Направление подготовки

49.00.00 Физическая культура и спорт

49.02.01 – «Физическая культура» (СПО)

Знать:

о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека; основы здорового образа жизни; основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов человека при занятии спортом, основы здорового образа жизни; основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены физической культуры спорта и фитнеса; возрастные анатомо-физиологические особенности и их влияние на физическую и психическую работоспособность.

ОК-7

ОК-10

ПК-2.3

Уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно- тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий; осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся в соответствии с полученными знаниями.

ОК-7

ОК-10

ПК-2.3

49.02.02 – «Адаптивная физическая культура» (СПО)

Знать:

о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека; основы здорового образа жизни; основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов человека при занятии спортом, основы здорового образа жизни;

ПК-3.5

Уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области адаптивного физического воспитания, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта

ПК-3.5

49.03.01 - «Физическая культура» (бакалавр)

Знать:

о физиологических закономерностях процессов, происходящих в организме человека, в различных функциональных системах организма при занятиях физической культурой и спортом; о возрастно-половых особенностях организма спортсмена в различные периоды жизни; о физиологических изменениях организма человека при занятиях различными видами спорта;

ОПК-1

ПК-2

ПК-6

ПК-19

Уметь:

осуществлять образовательный процесс на основе положений теории физической культуры; осуществлять пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни; реализовывать программы оздоровительной тренировки для различного контингента занимающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, рационального питания и регуляции психического состояния

ОПК-1

ПК-2

ПК-6

ПК-19

49.03.02 – «Адаптивная физическая культура» (бакалавр)

Знать:

основные понятия социальной и профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре; - виды, формы, средства и методы физической культуры, используемые в сфере адаптивной физической культуры; - основные приемы, средства анализа и обобщения информации о профессиональной деятельности в сфере адаптивной физической культуры

ОК-8

Уметь:

извлекать информацию из различных источников, затрагивающих проблемы профессиональной деятельности; - выбирать средства и методы физической культуры, обеспечивающие полноценную профессиональную деятельность формировать осознанного отношения к использованию средств физической культуры; - применять спектр средств и методов физической культуры для профессионального роста.

ОК-8

49.04.01 - «Физическая культура» (магистр)

Знать:

принципы построения комплексных рекреационных программ; особенности рекреационной деятельности для разных групп населения; социокультурные, морфофункциональные и психические особенности занимающихся.

ПК-17

Уметь:

разрабатывать методическую документацию; вносить коррективы в индивидуальные программы рекреационной деятельности; проводить анализ и предоставлять интегрированную информацию по реализации рекреационной деятельности; владеть различными методиками (традиционными и не только) оздоровления для решения задач укрепления и поддержания здоровья и повышения качества жизни населения.

ПК-17

49.04.02 – «Адаптивная физическая культура» (магистр)

Знать:

принципы построения комплексных физических упражнений и физических методов воздействия на организм человека в процессе реабилитационных мероприятий с учётом морфофункциональных особенностей

ПК-13

Уметь:

самостоятельно разрабатывать индивидуальные программы реабилитационных мероприятий, проверять их эффективность и вносить коррективы в их содержание; владеть различными методиками оздоровления для решения задач укрепления и поддержания здоровья соответствующих групп населения

ПК-13

Направление подготовки

06.03.01 «Биология» (бакалавр)

Знать:

основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; основные закономерности роста и развития организма человека; строение и функции систем органов здорового человека; физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; возрастные анатомо-физиологические особенности; влияние физической культуры и здорового образа жизни человека на его здоровье, физическую и психическую работоспособность, поведение

ОПК-04

ПК-7

Уметь:

Применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов; владеть знанием механизмов гомеостатической регуляции, основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем; использовать знания основ психологии и педагогики в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня грамотности общества в области физиологии человека, физической культуры и сохранения здоровья

ОПК-04

ПК-7

1.3. Категория обучающихся

Уровень образования обучающихся – СПО и ВО, область профессиональной деятельности - образование и педагогические науки, физическая культура и спорт, биология.

1.4. Форма обучения

Форма обучения – очная и очно-заочная.

1.5. Режим занятий, срок освоения (трудоемкость) программы

Виды учебной работы

Объемы учебной работы

(всего /в неделю), ч

Аудиторные

Самостоятельная работа

Всего

1

3

4

5

1. Предусмотренный рабочим учебным планом объем изучения дисциплины

36/9

36/9

72/18

2. По видам аудиторных занятий:

Лекции

14/4

-

14/4

Семинары

22/5

36/9

58/14

3.Аттестация по курсу итого:

- зачеты

-

-

36

4.Итого объем дисциплины

(записи в итоговый документ)

72

5. Итого трудоемкость дисциплины

-

-

108

2. Содержание программы

2.1. Учебный (тематический) план

Наименование разделов (модулей) и тем

Всего, час.

Виды учебных занятий, учебных работ

Формы контроля

Лекции

Интерактивные занятия

Строение, функции и эволюция опорно-двигательного аппарата

2

1

1

Доклад по теме (прил.1)

Скелетная система

6

2

4

Суставы. Строение, классификация, биомеханика

6

2

4

Мышечная система, анатомия и физиология мышц

6

2

4

Прикрепление и функции мышц

4

2

2

Адаптация опорно-двигательного аппарата

6

2

4

Состояния организма при занятиях спортом

6

3

3

Выпускная квалификационная работа

Реферат

Итого:

36

14

22

2.2. Сетевая форма обучения (отсутствует)

2.3. Учебная программа

№ п/п

Виды учебных занятий, учебных работ

Содержание

Тема 1

Строение, функции и эволюция опорно-двигательного аппарата

Строение и функции опорно-двигательного аппарата

Функции опорно-двигательного аппарата, скелетная система, мышечная система, их значение в поддержании жизнедеятельности

Эволюция опорно-двигательного аппарата позвоночных

Эволюция опорно-двигательного аппарата позвоночных животных, факторы и условия влияния на филогенез ОДА, особенности скелетной системы приматов

Тема 2

Скелетная система

Скелетная система. Костная ткань. Строение и классификация костей

Костная ткань, её свойства и особенности, классификация, внешнее и внутреннее строение костей, способы прикрепления мышц к костям

Строение скелета

Строение осевого и добавочного скелета, названия костей, рельеф костей

Развитие скелета в онтогенезе

Закладка опорно-двигательного аппарата, развитие в эмбриональный и плодный период, постнатальный онтогенез, рост костей, формирование скелета под действием нагрузки

Соединения костей

Классификация соединений костей, синартрозы, симфизы, диартрозы (суставы)

Тема 3

Суставы. Строение, классификация биомеханика

Суставы. Строение, классификация

Основные и вспомогательные элементы суставов, их назначение. Классификации суставов

Биомеханика. Плоскости, оси, виды движений

Плоскости, оси и виды движений в различных плоскостях: сгибание, разгибание, переразгибание, отведение, приведение, вращение, круговое движение и их варианты

Объём движений в суставах

Естественный диапазон движения в различных суставах, способы предохранения суставов от повреждений во время тренировок

Форма позвоночника и осанка

Физиологические изгибы позвоночника, осанка, нарушения осанки и меры профилактики

Тема 4

Мышечная система, анатомия и физиология мышц

Мышечная ткань. Сокращение мышечного волокна

Виды мышечной ткани, физиология сокращения, актин, миозин, вспомогательные белки

Обеспечение сокращения. Типы мышечных волокон

Типы мышечных волокон, их особенности; классификации МВ по миозину, по количеству саркоплазмы, по порогу возбуждения

Строение и свойства мышц

Оболочки мышц, свойства и функциональные особенности мышц

Тема 5

Прикрепление и функции мышц

Мышцы рук

Мышцы рук: начало, прикрепление и функции

Мышцы плечевого пояса

Мышцы плечевого пояса: начало, прикрепление и функции

Мышцы шеи

Мышцы шеи: начало, прикрепление и функции

Мышцы спины

Мышцы спины: начало, прикрепление и функции

Мышцы брюшной стенки

Мышцы брюшной стенки: начало, прикрепление и функции

Мышцы таза

Мышцы таза: начало, прикрепление и функции

Мышцы бёдер

Мышцы бёдер: начало, прикрепление и функции

Мышцы голени

Мышцы голени: начало, прикрепление и функции

 Тема 6

Адаптация опорно-двигательного аппарата

 

Адаптация опорно-двигательного аппарата к физической нагрузке

Резистентность и адаптация, стресс, стадии стресса, нейро-гуморальная регуляция стресса, его значение

Цена адаптации. Морфологическая перестройка опорно-двигательного аппарата

Этапы и цена адаптации, дизадаптация и деадаптация, морфологическая перестройка опорно-двигательного аппарата под действием нагрузок

Мышечная деятельность, её виды, особенности обеспечения

Понятие «работа». Работоспособность и КПД. Классификация видов мышечной деятельности. Обеспечение мышечной деятельности

Тема 7

Состояния организма при занятиях спортом

Состояния организма при занятиях спортом

Предстартовое состояние, врабатывание, устойчивое состояние, утомление, восстановление. Кислородный запрос, дефицит, долг.

Утомление, виды утомления

Умственное, сенсорное, эмоциональное и физическое утомление. Их особенности.

Механизмы утомления

Центральное, периферическое и метаболическое утомление, механизмы и способы снижения.

Восстановление организма после физической нагрузки

Восстановление и сверхвосстановление при различных нагрузках, этапы восстановления

Методы ускорения восстановления

Педагогические, психологические и медико-биологические механизмы ускорения восстановления

Выпускная аттестационная работа

3. Формы аттестации и оценочные материалы

3.1. Текущий контроль:

Текущий контроль осуществляется путём отслеживания предложенного студентам графика посещения занятий и выполнения самостоятельных работ: докладов к семинарским занятиям (Приложение 1).

Доклад должен быть представлен на семинарском занятии в виде презентации PowerPoint объёмом не менее 15 слайдов с обязательным указанием библиографических источников. Содержание доклада должно в полной мере раскрывать заявленную тему.

3.2. Итоговая аттестация:

Итоговая аттестация осуществляется в виде выпускной аттестационной работы – реферата. Темы выпускной аттестационной работы, требования к её содержанию, объему и структуре определены Положением «Учебного центра «Невский» и представлены в Приложениях 2 и 3.

Результаты защиты выпускной аттестационной работы оцениваются на основании:

  • содержания аттестационной работы, предложенных в ней основных выводов и положений;
  • оформления аттестационной работы;
  • доклада и содержания ответов слушателя-выпускника;
  • отзыва научного руководителя на аттестационную работу;
  • применимости аттестационной работы в профессиональной деятельности.

Аттестационная работа оценивается по 4-х балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

4. Организационно-педагогические условия реализации программы

  1. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы

Список литературы:

  1. Аганянц Е. К. Физиология человека: учеб. пособие / Е. К. Аганянц. — М.: Сов. спорт, 2001. —336 с.
  2. Алтер М. Дж. Наука о гибкости / М. Дж. Алтер. — К.: Олимп, л-ра, 2001. — 422 с.
  3. Белоцерковский 3. Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов / 3. Б. Белоцерковский. — М.: Сов. спорт, 2005. — 312 с.
  4. Билич, Г.Л. Атлас: анатомия и физиология человека / Г.Л. Билич, Е.Ю. Зигалова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.
  5. Брин, В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах: Учебное пособие / В.Б. Брин. - СПб.: Лань, 2016. - 608 c.
  6. Буланов Ю. Б. Питание мышц / Ю. Б. Буланов. —Тверь: Изд-во РУПГО, 2002. — 205 с.
  7. Булатова М. М. Спортсмен в различных климато-географических условиях / М. М. Булатова, В. Н. Платонов. — К.: Олимп, л-ра, 1996. — С. 7—84.
  8. Волков Л. В. Теория спортивного отбора: способность, одаренность, талант/Л. В. Волков. — К.: Вежа, 1996. — 152 с.
  9. Волков Н. И. Биохимия мышечной деятельности / Н. И. Волков, Э. Н. Несен, А. А. Осипенко, С. И. Корсун. — К.: Олимп, л-ра, 1998. — 288 с.
  10. Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 496 c.
  11. Глухов, М., М Физиология человека в схемах и таблицах: Учебное пособие / М. М Глухов, О. А. Козлитин, В. А. Шапошников и др. - СПб.: Лань, 2016. - 608 c.
  12. Гудкова, Л.К. Популяционная физиология человека: Антропологические аспекты / Л.К. Гудкова. - М.: ЛКИ, 2008. - 316 c.
  13. Гэрдон Нил Ф. Хроническое утомление и двигательная активность / Нил Ф. Гордон. — К.: Олимп, л-ра, 1999. —-128 с.
  14. Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология I Ю. А. Ермолаев. — М.: Спорт Академ. Пресс, 2001. —144 с.
  15. Капилевич, Л.В. Физиология человека. спорт.: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Л.В. Капилевич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 141 c.
  16. Кашуба В. А. Биомеханика осанки / Р А. Кашуба. — К.: Олимп, п-ра. 2003. — 280 с.
  17. Ключевые факторы адаптации организма спортсменов к большим тренировочным нагрузкам / [под ред. Д. А. Полищука]. — К.: Абрис,1996. — 78 с.
  18. Козлов В. И. Основы спортивной морфологии / В. И. Козлов, А. А. Гладышева. — М., 1997. —125 с.
  19. Косицкий, Г.И. Физиология человека: Учебник для вузов / Г.И. Косицкий и др. - М.: Альянс, 2015. - 544 c.
  20. Круцевич Т. Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания и спорта / Т. Ю. Круцевич. — К.: Олимп, л-ра, 1999. — 132 с.
  21. Лактатный порог и его использование для управления тренировочным процессом / [под ред. Д. Полищука]. — К.: Абрис, 1997. — 60 с.
  22. Любимова, З.В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. Т.1 Организм человека, его регуляторные и интегративные системы: Учебник. / З.В. Любимова, А.А. Никитина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 447 c.
  23. Мищенко В. П. Физическая активность. Гомеостаз и здоровье / В. П. Мищенко, Е. Л. Яремина, И. В. Мищенко. — Полтава, 2004. - 144 с.
  24. Мищенко В. С. Функциональные возможности спортсменов / В. С. Мищенко. — К. : Здоров’я, 1990. - 200 с.
  25. Мохан Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки / Р. Мохан, М. Глессон, П. А. Грингафф. — К.: Олимп, л-ра, 2001. — 296 с.
  26. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - М.: ИЦ Академия, 2009. - 384 c.
  27. Семенов Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты / Л. А. Семенов. — М.: Сов. спорт, 2005. — 142 с.
  28. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Советский спорт, 2012. - 620 c.
  29. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб.. - М.: Сов. спорт, 2012. - 620 c.
  30. Судаков, К.В. Физиология человека: Атлас динамических схем / К.В. Судаков, Ю.Е. Вагин, В.В. Андрианов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 416 c.
  31. Суслов Ф. П. Подготовка спортсменов в горных условиях / Ф. П. Суслов, Е. Б. Гиппенрейтер. — М.: Спорт Академ Пресс, 2001. —176 с.
  32. Тнимова Г. Т. Молекулярные механизмы адаптации к мышечной деятельности / Г. Т. Тнимова. — Караганда, 2004. —183 с.
  33. Уильямс М. Эргогенные средства в системе спортивной подготовки / М. Уильямс. — К.: Олимп, л-ра, 1997. — 256 с.
  34. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник / Н.И. Федюкович. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 510 c.
  35. Физическая культура студента / [под ред. В. И. Ильинича]. — М.: Гардарики, 2003. — 448 с.
  36. Филиппов М. М. Психофизиология функциональных состояний: учеб. пособие / М. М. Филиппов. — К., 2006. — 240 с.
  37. Шахлина Л. Г. Медико-биологические основы спортивной тренировки женщин /Л. Г. Шахлина. — К.: Наук. думка, 2001. — С. 279—285.

4.2. Материально-технические условия реализации программы

  1. Презентации PowerPoint в соответствии с тематическим планом
  2. Компьютер
  3. Видеопроектор
  4. Плакаты по анатомии и физиологии человека

5. Дополнительная информация

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Темы докладов к семинарским занятиям

  1. Скелетная и мышечная системы, их значение в поддержании жизнедеятельности
  2. Костная ткань, её свойства и особенности
  3. Классификация, внешнее и внутреннее строение костей, способы прикрепления мышц к костям
  4. Классификация соединений костей, синартрозы, симфизы
  5. Суставы, основные и вспомогательные элементы суставов
  6. Классификации суставов
  7. Физиологические изгибы позвоночника, осанка, нарушения осанки и меры профилактики
  8. Типы мышечных волокон, их особенности; классификации МВ
  9. Оболочки мышц, свойства и функциональные особенности мышц
  10. Мышцы рук: начало, прикрепление и функции
  11. Мышцы плечевого пояса: начало, прикрепление и функции
  12. Мышцы шеи: начало, прикрепление и функции
  13. Мышцы спины: начало, прикрепление и функции
  14. Мышцы брюшной стенки: начало, прикрепление и функции
  15. Мышцы таза: начало, прикрепление и функции
  16. Мышцы бёдер: начало, прикрепление и функции
  17. Мышцы голени: начало, прикрепление и функции
  18. Резистентность и адаптация, стресс, стадии стресса, нейро-гуморальная регуляция стресса, его значение
  19. Этапы и цена адаптации, дизадаптация и деадаптация.
  20.  Морфологическая перестройка опорно-двигательного аппарата под действием нагрузок
  21. Классификация видов мышечной деятельности. Обеспечение мышечной деятельности
  22. Предстартовое состояние, врабатывание, устойчивое состояние, утомление, восстановление.
  23. Кислородный запрос, дефицит, долг.
  24. Умственное, сенсорное, эмоциональное и физическое утомление. Их особенности.
  25. Центральное утомление, механизмы и способы снижения.
  26. Периферическое и метаболическое утомление, механизмы и способы снижения.
  27. Восстановление и сверхвосстановление при различных нагрузках, этапы восстановления
  28. Педагогические механизмы ускорения восстановления.
  29. Психологические механизмы ускорения восстановления.
  30. Медико-биологические механизмы ускорения восстановления

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Темы рефератов

  1. Эволюция опорно-двигательного аппарата позвоночных животных, факторы и условия влияния на филогенез ОДА
  2. Закладка опорно-двигательного аппарата, развитие в эмбриональный и плодный период.
  3. Постнатальный онтогенез опорно-двигательного аппарата, рост костей, формирование скелета под действием нагрузки.
  4. Соединения костей: синартрозы, симфизы, диартрозы (суставы)
  5. Плоскости, оси и виды движений в различных плоскостях.
  6. Естественный диапазон движения в различных суставах, способы предохранения суставов от повреждений во время тренировок
  7. Физиологические изгибы позвоночника и меры профилактики нарушения осанки
  8. Типы мышечных волокон, их особенности и классификация
  9. Оболочки мышц, свойства и функциональные особенности мышц
  10. Мышцы ног и силовая работа
  11. Мышцы рук и плечевого пояса и силовая работа
  12. Мышцы брюшной стенки и силовая работа
  13. Резистентность и адаптация, их биологическое значение
  14. Морфологическая перестройка опорно-двигательного аппарата под действием нагрузок
  15. Классификация и обеспечение мышечной деятельности.
  16. Состояния организма при занятиях спортом.
  17.  Кислородное обеспечение мышечной деятельности.
  18. Виды утомления и их особенности.
  19. Физиология восстановительных процессов
  20. Педагогические, психологические и медико-биологические механизмы ускорения восстановления

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Требования к оформлению реферата

  1. Титульный лист содержит следующие атрибуты:
  • в верхней части титульного листа помещается наименование учреждения (без сокращений), в котором выполнена работа;
  • в середине листа указывается тема работы;
  • ниже справа - сведение об авторе работы (ФИО полностью) и руководителе (ФИО полностью, должность);
  • внизу по центру указываются место и год выполнения работы.

Титульный лист не нумеруется, но учитывается как первая страница.

  1. Оглавление – это вторая страница работы. Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы – арабскими.
  2. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется его значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, дается характеристика исследуемой литературы).
  3. Основная часть (основной материал по теме; может быть поделена на разделы, каждый из которых, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего раздела).
  1. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации, указываются перспективы исследования проблемы).
  2. Список литературы. Количество источников литературы - не менее пяти. Отдельным (нумеруемым) источником считается как статья в журнале, сборнике, так и книга.
  3. Приложение (таблицы, схемы, графики, иллюстративный материал и т.д.) – необязательная часть.
  4. Оформление текста:
  • Объем работы должен составлять не более 20 страниц машинописного текста (компьютерный набор) на одной стороне листа формата А4, без учета страниц приложения.
  • Текст исследовательской работы печатается в редакторе Word, интервал – полуторный, шрифт Times New Roman, кегль – 14, ориентация – книжная. Отступ от левого края – 3 см, правый – 1,5 см; верхний и нижний – по 2 см; красная строка – 1 см.; выравнивание по ширине.
  • Затекстовые ссылки оформляются квадратными скобками, в которых указывается порядковый номер первоисточника в алфавитном списке литературы, расположенном в конце работы, а через запятую указывается номер страницы. Например [11, 35].
  • Заголовки печатаются по центру 16-м размером шрифта. Заголовки выделяются жирным шрифтом, подзаголовки – жирным курсивом; заголовки и подзаголовки отделяются одним отступом от общего текста сверху и снизу. После названия темы, подраздела, главы, параграфа (таблицы, рисунка) точка не ставится.
  • Страницы работы должны быть пронумерованы; их последовательность должна соответствовать плану работы. Нумерация начинается с 2 страницы. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом углу нижнего поля страницы. Титульный лист не нумеруется.
  • Каждая часть работы (введение, основная часть, заключение) печатается с нового листа, разделы основной части – как единое целое.
  • Должна быть соблюдена алфавитная последовательность написания библиографического аппарата.
  1. Правила оформления библиографии:
  • Образец оформления книги:

Сахаров З.К. Пособие по истории: Оформление научной работы. – М.: Дрофа, 2003. – 76 с.

  1. Модель 2.
  • Образец оформления материала из сборника:

Сахаров З.К. Учебные задания в системе дистанционного обучения // Сб. научных трудов «На пути к 12 – летней школе» / Под ред. Ю.И. Дика, Сахарова З.К. – М: РАО ИОСО, 2000. – С. 209-213.

  • Образец оформления статьи из журнала:

Петрова А.Г. Современные технологии обучения // Школьные технологии – 2002. – №2. – С. 40-45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ И ТРАВМАМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.»

Мотивацией выбранной темы является тот факт, что выздоровление больных, не проходивших курс реабилитации после перенесенных заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата, протекает медленнее....

"Заболевание опорно-двигательного аппарата и их профилактика"

"Заболевание опорно-двигательного аппарата и их профилактика"...

Методические рекомендации Комплексы лечебных упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, развития зрения, профессионально-прикладных физических качеств на уроках физической культуры для студентов 1-4 курсов специ

Комплексы упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, улучшения и развития зрения, развития профессионально-прикладных физических качеств предназначены для студ...

Презентация по теме "Заболевания опорно-двигательного аппарата в гериатрической практике"

Заболевания опорно-двигательного аппарата принадлежат к числу наиболее распространенных у лиц пожилого и старческого возраста....

Дипломная работа Современные методы реабилитации пациентов пожилого возраста с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата

Современные методы реабилитации пациентов пожилого возраста с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата.Особенности коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у лиц пожилого возрас...

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине ОП.02 «Анатомия и физиология человека», Раздел 3. «Анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата. Осевой скелет. Добавочный скелет. Соединения костей»

Практическое занятие относится к основным видам учебных занятий и направлено на формирование учебных и профессиональных умений, освоение общих и профессиональных компетенций. Состав и содержание практ...