КОС по ЕН.03 Экологические основы природопользования
учебно-методический материал

Захарова Лариса Михайловна

Контрольно-оценочные средства по дисциплине ЕН.03 Экологические основы природопользования можно использовать для проведения промежуточной аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos_2kurs_sezs.docx60.58 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО

На заседании ЦК ____ОПД и_ЕН_                                                 

Протокол №_____

«____»_____________20  г.      

________ Председатель ЦК Махова Л.А.                                        

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УМР

________________ Грунева О.Б.

«_____» ____________20______ г.

Контрольно-оценочные средства

для промежуточной аттестации

по учебной дисциплине

ЕН. 03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

основной профессиональной  образовательной программы –

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Разработчик(и):

Л.М.Захарова - преподаватель ОБПОУ «КМТ»

г.Курск  

  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств        

Контрольно-оценочные средства (далее - КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ЕН.03 «Экологические основы природопользования».

КОС включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме  дифференцированного зачета.

КОС разработаны на основании:

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, утвержденного приказом Министерства и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г № 965;
  • основной профессиональной образовательной программы по специальности  08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;
  • рабочей программы учебной дисциплины ЕН.03 «Экологические основы природопользования», разработанной ОБПОУ «КМТ».
  • В результате освоения учебной дисциплины ЕН.03 «Экологические основы природопользования» обучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений  общими компетенциями:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональными компетенциями:

ПК 1.1.  Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2 Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.

ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональной дисциплине ЕН.03 «Экологические основы природопользования» должен:

уметь:

   -  осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;
       -  определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса.
         
знать:
      -  правовые вопросы экологической безопасности;
      -  об экологических принципах рационального природопользования;
      -  задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.

Традиционная система отметок в баллах за ответы во время проведения дифференцированного зачета с использованием тестирования.

  1. Тест для дифференцированного зачета

Вариант 1

1. Рациональное природопользование подразумевает:
а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;
б)деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;    
в) добычу и переработку полезных ископаемых;
г)мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

2. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:
а) неисчерпаемым природным ресурсам;         б) возобновляемым природным ресурсам; в)невозобновляемым природным ресурсам;     г) пополняющимся ресурсам.
3. Вырубка лесных массивов приводит к:
а) увеличению видового разнообразия птиц;
б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
в) уменьшению испарения;
г) нарушению кислородного режима.

4. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
а) парниковым эффектом; б) уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоемов; г) засолением почв.

5. Какие компоненты никогда не будут входить в круг охраняемой законом естественной среды обитания?
а.) космическое пространство;
б)природные комплексы и объекты;

в) элементы природы, представляющие ценность для общества и природы;
г.)  природные явления.
6. Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым:
а)лесные; б)водные; в)земельные; г)минеральные;  д)энергетические.
7.Заменяемыми природными ресурсами являются:
а)вода; б)топливо; в)воздух г)сырьѐ.
8. Примером рационального природопользования является
а) захоронение токсичных отходов в густонаселённых районах
б)  сплав леса по рекам  
в) добыча угля открытым способом
г) создание лесополос в степной зоне
9.Особо охраняемая природная территория, при которой запрещена любая хозяйственная деятельность – это:  
а) заповедник;  б) национальный парк;  в) заказник;   г) памятник культуры
10.Основные пути решения проблем рационального природопользования:
а)повышение безотходности производства;
б) повышение темпов потребления возобновимых ресурсов над их восстановлением;
в)разработка ресурсосберегающих технологий.
11.Как называется процесс поступления загрязнителей в окружающую среду?
а-разрушение   б-окисление      в-загрязнение    г-выветривание
12.К возобновляемым ресурсам относится?

а) железо  б) медь  в) олово   г) вода
13.Укажите категорию, к которой относят, согласно экологической классификации, земельные ресурсы:
а)Исчерпаемых возобновимых;   б)Исчерпаемых невозобновимых; в)Восполнимые
14.Наука о взаимодействии организмов между собой и с окружающей их средой – это
а) биология  б) экология   в) гистология   г) орнитология
15. «Парниковый эффект» вызывает:
а) похолодание климата  б) образование озоновых дыр
в) потепление климата    г) кислотный дождь

                                                                        Вариант-2

1.Исчерпаемые природные ресурсы:

а) Солнечная энергия; б) Полезные ископаемые; в) Вода;  г) Энергия ветра
2. Как называется тип загрязнения окружающей природной среды случайное или связанное с деятельностью человека проникновение в эксплуатируемые экосистемы и технологические устройства чуждых им растений, животных и микроорганизмов?
а) Физическое б) Химическое в) Биологическое
3.Основной причиной глобального потепления считают:
а) Выбросы пищевых отходов;    б) Свалки бытовой техники; 
в) Пестициды;                                г) Парниковые газы.
4.Основной задачей охраны лесов является их…
а) восстановление   б) вырубка  в) осушение  г) рациональное использование
5.Повышенное электромагнитное излучение в населённых пунктах – это опасный … загрязнитель.
а) физический;  б) химический;  в) биологический;  г) механический
6.Официальный документ, содержащий свод сведений о редких и находящихся по угрозой исчезновения растений и животных, называется –
а) Красной книгой;  б) летописью природы;  г) земельным кадастром.
7.По какому признаку природные ресурсы подразделяются на биологические, минеральные и энергетические?
а) по степени истощаемости ресурсов  
б) по источникам происхождения

в) по использованию в производстве.
8. К неисчерпаемым природным ресурсам относятся:
а) солнечная энергия   б) нефть   в) энергия ветра  г) вода.
 9.Охране водных ресурсов от загрязнения способствует
а) размещение водоемких производств на берегах рек и озер
б) создание систем замкнутого водооборота на водоемких производствах
в)осушение болот в водосборных бассейнах рек          г) строительство ГЭС на реках
10.В каком из перечисленных городов России в атмосферу ежегодно выбрасывается наибольшее количество загрязняющих веществ?
а) Братск   б) Новокузнецк   в) Норильск  г) Ярославль
11.Для городской среды характерны: 
а )понижение содержания кислорода и увеличения углекислого газа в составе воздуха.
б)уменьшение численности населения по сравнению с сельской местностью;
в )насыщенность различными физическими загрязнителями: шумом, электромагнитным излучением и др.;
г)преобладание зеленой зоны над жилой и промышленной зонами.
12.К результатам антропогенного воздействия на природу относятся:
а) смешанный лес    б) болото    в) пруды, каналы;   г) степь
13.Заменяемый ресурс?
а) атмосферный воздух    б) вода   в) металл   г) энергия солнца
14.Факторы среды, обусловленные присутствием человека и результатами его трудовой деятельности, называются
а) биотическими      б) абиотическими     в) климатическими    г) антропогенными
15.Где находится озоновый слой?
а) в гидросфере  б) в стратосфере  в) в тропосфере   г) в биосфере



                                                              Вариант-3

1.Усилению парникового эффекта в биосфере способствует …

а) появление озоновых дыр в атмосфере       б) опустынивание земель
в) осушение болот                                            г) развитие промышленности и транспорта
2.Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды, связанные с деятельностью человека, называют
а) ограничивающими        б) антропогенными        в) биотическими          г) абиотическими
3.Экологический кризис отличается от экологической катастрофы:
а)масштабами изменений природных сообществ;
б)сильным  изменением  структуры экосистемы;
в)обратимостью, возможностью восстановления экосистемы;
г)необратимым изменением фауны и флоры на определённом участке Земли.

4.Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу?

а) рубка деревьев                              б) отстрел волков и лисиц
в) вытаптывание растений               г) разведение костров
5.Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
а) парниковым эффектом;        б) уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоемов;       г) засолением почв.
6.Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации …
а) кислорода            б) углекислого газа             в) сернистого газа          г) паров воды
7.
Воды, которые образуются в результате использования воды на каких-либо 
технологических процессах, называются:
а) химическими сточными водами         б) производственными сточными водами
в) атмосферными сточными водами       г) бытовыми сточными водами
8.Экологический мониторинг - это:
а) наблюдение за состоянием окружающей среды    б) прогноз экологической ситуации
в) система наблюдений, анализа и прогноза состояния окружающей среды
г) анализ получаемых данных о состоянии окружающей среды.
9.Загрязнение природной среды живыми организмами, вызывающими у человека различные заболевания, называется:
а)радиоактивным     б) биологическим    в)химическим     г) шумовым
10.Как называются растения, создающие органическое вещество из неорганического с помощью окружающей среды?
 а) продуценты     б) редуценты     в) консументы     г) детритофаги
11.
Самым экологически неблагополучным городом России ЮНЕСКО признало:
а)Карабаш     б) Магнитогорск     в)Норильск      г)Элисту
12.Не возобновляемыми природными ресурсами являются:

а) полезные ископаемые      б) солнечная радиация
в) плодородие почвы            г) растительный и животный мир
13.Агроценоз представляет собой:
а) природное сообщество    б) урбоценоз      в) влажные тропические леса
г) растительное сообщество, созданное человеком
14.В организме человека УФ регулирует:
а) потребление пищи                         б) способствует образованию витамина D
в) участвует в терморегуляции         г) определяет газообмен
15. Среди экологических факторов укажите биотические:
а) наводнение                            б) конкуренция между особями вида
в) понижение температуры     г) хищничество         д) недостаток света


                                                                Вариант-4

1) Каковы последствия расширения озоновых дыр?
а) повышение температуры воздуха, частое появление туманов
б) усиление ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья
в) понижение температуры и повышение влажности воздуха
г) уменьшение прозрачности атмосферы и снижение интенсивности фотосинтеза
2) Антропогенные факторы — это:
а) формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов;
б) совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;
в) совокупность естественно-природных особенностей существования организмов и антропогенных воздействий.
3.К какой оболочке земли относятся такие компоненты, как земная кора, мантия, почвенный слой?
а) атмосфера   б) гидросфера     в) биосфера     г) литосфера
4.
Примером рационального природопользования является
а) захоронение токсичных отходов в густонаселённых районах    б)  сплав леса по рекам  
в) добыча угля открытым способом    г) создание лесополос в степной зоне

5.
Чем опасны кислотные дожди для почвы?
а) вызывают "ожоги" почвы        б) приводят к засолению почвы
в) уничтожают растительность    г) повышают концентрацию тяжелых металлов в воде 6.Биогеоценоз состоит из:
а) биотической и абиотической частей    б)гетеротрофных организмов
в) автотрофных организмов                      г) консументов
7.Какой объект отсутствует в цепи питания:
Луговое растение — кузнечик - ..... - уж — ястреб
а)дождевой червь   б) синица     в) лягушка      г) слизень
 
8.Возникновение кислотных дождей связано с поступлением в атмосферу

а) углекислого газа      б) фреонов      в) диоксида серы      г) бензопирена
9.Какие организмы создают органические вещества из неорганических: 
а) продуценты;  б) редуценты;  в) консументы 1-го порядка  г)консументы 2-го порядка. 
10. Бытовые отходы – это отходы: 
а) производства и промышленности;    б) только жидкие бытовые отходы; 
в) только твердые бытовые отходы;      г) жидкие и твердые бытовые отходы. 
11.Вторичным сырьем не является: 
а) ветер;  б) стеклотара;  в) макулатура;  г) нефть;  д) полиэтиленовые пакеты.
12.Экология – это наука, изучающая:
а)взаимоотношения человека и окружающей природной среды;
б)состояние городской среды обитания животных и человека;
в)взаимоотношения  организмов с окружающей средой и друг с другом;
г)влияние промышленности на городскую среду.
13.Воздействие человека на жизнь любой экосистемы пример фактора:
а) абиотического    б) биотического    в) ограничивающего     г) антропогенного

14.Каков процент содержания азота в воздухе?
 а) 20.93%      б) 0.93%      в) 78.09%     г) 54.13%
15.Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи,  популяции, виды, называют
 а)абиотическими               б) биотическими
в)экологическими              г) антропогенными

                                                                       Вариант-5

1.Где находится озоновый слой?

а) в гидросфере    б) в стратосфере     в) в тропосфере     г) в биосфере 

2.Что не относится к источникам загрязнения атмосферы?
а) пылевые бури    б) лесные пожары    в) извержение вулкана    г) сточные воды ЖКХ
3.Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды,
связанные с деятельностью человека, называют
а) ограничивающими    б) антропогенными    в) биотическими     г) абиотическими
4. Какой фактор среды служит сигналом для подготовки птиц к перелетам?
а)понижение температуры воздуха     б)изменение продолжительности светового дня
в)увеличение облачности                     г)изменение атмосферного давления
5.Пример неисчерпаемых природных ресурсов:
а) вода, воздух, растения, животные      
б) климат, солнечная энергия, нефть, газ
в) вода, воздух, ветер, солнечная энергия

г) энергия приливов и отливов, тепло земных недр, растения и животные

6. Вырубка лесных массивов приводит к:
а) увеличению видового разнообразия птиц; б) увеличению видового разнообразия
млекопитающих; в) уменьшению испарения; г) нарушению кислородного режима.
7. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
а) парниковым эффектом;     б) уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением
  водоемов;   г) засолением почв
8.Растения в экосистемах выполняют роль:
а) продуцентов  б) консументов 1 порядка  в) редуцентов  г) консументов 2 порядка
9. Выберите правильно составленную пищевую цепь:
а) пшеница – степная гадюка – полевая мышь – орел
б) пшеница – полевая мышь- степная гадюка – орел
в) орел – мышь – степная гадюка – пшеница
г) степная гадюка – полевая мышь – пшеница- орел
10. К парниковым газам относят:
а) азот   б) диоксид углерода    в) кислород    г) водород
11.Под загрязнением пресных вод понимается 
а) попадание различных загрязнителей в воды рек, озёр, подземные воды
б) заболачивание территории    в) пагубное воздействие человека
г) выбрасывание пластиковых бутылок
12.
Среди экологических факторов укажите биотические:
а)наводнение    б)понижение температуры    в)хищничество   г)образование грибницы
13.Экология – это:
а) наука о структуре природы, характеризующаяся энергетическим подходом к исследованию природных явлений
б) наука о взаимодействии организма со средой обитания и взаимосвязях организмов между собой
в) комплексная наука, изучающая законы существования живых систем в их взаимодействии с окружающей средой.
14.Живая оболочка Земли – глобальная экосистема – это:
а) биосфера     б) атмосфера    в) гидросфера     г) литосфера
 15.К особо охраняемым природным территориям не относятся:
а) Заповедники   б) Заказники    в) Национальные парки   г) Памятники культуры.



  1. Время на подготовку и выполнение:

Подготовка, объяснение заданий и критерий оценки работы 10 мин.;

выполнение  25 мин.;

сдача и проверка 10 мин. (группы);

всего  45 мин.

  1. Критерии оценки тестирования

Оценка «отлично»   выставляется обучающемуся, если предложенные вопросы отвечаются на 85 – 100% (13-15 вопросов);

Оценка «хорошо»   выставляется обучающемуся, если предложенные вопросы отвечаются на 70 – 84% (10-12 вопросов);

Оценка «удовлетворительно»   выставляется обучающемуся, если предложенные вопросы отвечаются на 50– 69% (7-9 вопросов);

Оценка «неудовлетворительно»   выставляется обучающемуся, если предложенные вопросы отвечаются менее, чем на 50% (менее 7 вопросов).


  1. Перечень информационных источников, используемых в аттестации

Основные источники:  

  1. О.В. Вильчинская, А.Е.Воробьев, В.В.Дьяченко, А.В.Корчагина. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. - М.: Феникс, 2017.
  2. А.В. Козачек. Экологические основы природопользования. - М.: Феникс, 2014.
  3. В.М.Константинов. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, НМЦ СПО, 2016.

Дополнительные источники:

  1. Защита экологических прав: пособие для граждан и общественных организаций. - М., 1996.
  2. Э.Д. Рубан, И.Г.Крымская. Гигиена и основы экологии человека. - М.: Феникс, 2009.
  3. Л.И.Цветкова, М.И.Алексеев. Экология. Учебник для вузов. - М. 1999.
  4.  Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении / Д.С. Орлов. - М.: Высшая школа, 2002.


Интернет – ресурсы:

  1. http://dokonline.com/dokumentalnie-filmi/ecology
  2. http://www.ecocommunity.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Экологические основы природопользования"

УМК по дисциплине "Экологические основы природопользования" предназначен для изучения по специальностям "Ветеринария", "Обработка биоресурсов", "Земельно-имущественные отношения"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

   Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...

Рабочая программа ОПД.08 Экологические основы природопользования

Рабочая программа ОПД.08 Экологические основы природопользования является частью ОПОП в соответсвии с ФГОС по профессии НПО 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства...

Методическое пособие по проведению практических занятий по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Целью методических указаний по данной дисциплине является приобретение знаний и выработка практических навыков в области планирования, организации, управления и экономической оценки природоохранных ме...

Инструкционно-технологическая карта по выполнению практической работы №1 "Макет экологического паспорта промышленного предприятия" по дисциплине "Экологические основы природопользования"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИГАПОУ СО «САРАТОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТОВИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ» Инструкционно – технологическая карта на выполнение ...

Презентация на тему: «Экологический менеджмент» предназначена для использования на парах по дисциплине Экологические основы природопользования» для специальности 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»

Аннотация Презентация на тему: «Экологический менеджмент» предназначена для использования на парах по дисциплине Экологические основы природопользования» для специальности 15.02...