Рабочая программа работа кружка по биологии "Знатоки биологии"
методическая разработка

Савина Светлана Александровна

Рабочая программа кружка разработана для студентов 1 и 2 курса разных профессий и специальностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

                                                                                                         

   Утверждаю

Заместитель директора по

учебной работе

                                                                                                      Рослякова О.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОТА  КРУЖКА « ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ»

2017 год

Организация – разработчик:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Разработчик:

Савина Светлана Александровна - преподаватель общеобразовательных дисциплин

                             

РАССМОТРЕНА

на заседании цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин

Протокол №______от_______      г.

Председатель цикловой комиссии

___________               Оробей О.Н.

Пояснительная записка

Внеурочная работа по предмету – одна из составляющих учебно-воспитательного процесса. Она стимулирует познавательную активность обучающихся, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию творческого потенциала.

Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение знаний обучающихся по биологии.

Знания, полученные обучающимися на уроках биологии, можно закрепить и пополнить на занятиях кружка, сочетая теорию с практическими работами. Тем более, что совместная творческая работа сближает обучающихся и преподавателя, способствует формированию коллектива единомышленников.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих  к катастрофе. Вовлечь студентов в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Актуальность данной программы в том, что интересующиеся биологией обучающиеся  могут достаточно глубоко познакомиться с современными достижениями биологии и проблемами, которые в настоящее время стоят перед ней. Предлагаемая программа биологического кружка предполагает более глубокое  изучение структурно-уровневой организации живой природы и практико-ориентированную направленность биологических знаний. 

Цели программы:

-освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид,
экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

-овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширение кругозора обучающихся по биологии.
  • Углубленное изучение биологии.
  • Обучение самостоятельной исследовательской деятельности, ориентированной на социально значимые результаты.

Развивающие

  • Развитие коммуникативных умений, совершенствования навыков общения с единомышленниками.
  • Развитие познавательных интересов обучающихся.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

  • Воспитание творческой активности обучающихся, поддержка его творческого роста.
  • Воспитание бережного отношения к природной среде, собственному здоровью. 

Место предмета в учебной программе

Предлагаемая программа кружка предназначена для обучающихся первых и вторых курсов различных профессий и специальностей. Программа состоит из 7 тем и рассчитана на 34 часа. Для эффективного усвоения всего материала рекомендуется проводить 1 занятие в неделю по 2 часа в течение первого полугодия.

Методы и формы обучения:

– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность обучающихся, тренинги, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу обучающихся;

– интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач);

– самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Формы учебных занятий:

- интерактивные лекции с последующими дискуссиями по принципу «от простого к сложному» с учетом уже имеющихся базовых знаний;

- практикумы (практическая часть программы предусматривает как групповую форму работы, так и самостоятельную по индивидуальным заданиям);

- самостоятельная работа обучающихся, подготовка рефератов, сообщений, подбор литературы и работа с ней;

- экскурсии;

- формы контроля в виде семенаров, тестов, защиты проектов.

Ожидаемый результат:

  • качественное повышение уровня знаний;
  • активизация познавательной, поисково-исследовательской деятельности;
  • привлечение обучающихся к самостоятельному овладению научными знаниями, развитие логического, творческого мышления, знакомство с новейшими достижениями в области естественных наук;
  • повышение социальной активности обучающихся;
  • увеличение количества работ проектной и исследовательской направленности, участие в научных конференциях и олимпиадах.
  • ведение здорового образа жизни.

Требования к уровню подготовки студента:

Обучающиеся должны знать:

-основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, теория гена, эволюционная теория Ч. Дарвина); учений (Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере, ноосфере, функциях живого вещества в биосфере); законов (расщепления, независимого наследования Г. Менделя); правил (правило доминирования Г. Менделя); закономерностей изменчивости;

-особенности биологических процессов: матричное воспроизводство белков; размножение; действие искусственного и естественного отбора; формирование приспособленности; образование видов; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;

-особенности строения биологических объектов: клетки; хромосом; вида и экосистем (структура);

-причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций.

Обучающиеся должны уметь:

-приводить примеры: наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; значения генетики для развития селекции и медицины;

-приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, эволюции, используя основные положения биологических теорий; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов с окружающей средой;

-оценивать: последствия влияния мутагенов на собственный организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий;

-аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения;

-выявлять: приспособления у организмов к среде обитания; взаимосвязи организмов в экосистеме (на отдельных примерах); мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;

-правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.);

-использовать различные источники (в том числе Интернет, средства массовой информации) для получения необходимой информации о биологических системах и применять ее в собственных исследованиях;

 -соблюдать и обосновывать меры профилактики вирусных и других заболеваний, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; оказывать первую помощь;

- использовать различные методы мониторинга в практических работах;

- применять полученные навыки при выполнении проектных и исследовательских работ;

- представлять свои работы с помощью презентаций на занятиях кружка, научных конференциях, олимпиадах.

Содержание программы кружка

Вводное занятие.

Отбор студентов, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. План работы кружка на год.

Тема 1. Введение в курс общебиологических явлений

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент). Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.

Экскурсии:

  1. Многообразие видов в родной природе
  2. Сезонные изменения (ритмы) в живой природе


Тема 2. Биосферный уровень организации жизни

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.

Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

Особенности биосферного уровня организации живой материи.

Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.

Лабораторная работа:

1.Определение пылевого загрязнения воздуха


Тема 3. Биогеоценотический уровень организации жизни

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования. 

Лабораторная работа:

Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов разных ярусов).



Тема 4. Популяционно-видовой уровень

Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.

История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.

Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека.

Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.

Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Лабораторная работа:

 Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных



Тема 5. Организменный уровень организации жизни

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.

Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).

Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.

Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.

Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.

Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

Лабораторная работа.

Решение элементарных генетических задач.

Тема 6. Клеточный уровень организации жизни

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.

Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.

Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.

Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «целесообразность». Научное познание и проблемы целесообразности.

Лабораторная работа.

Наблюдение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня; наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.



Тема 7. Молекулярный уровень проявления жизни

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.

Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне.Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.

Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке.

Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.

Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.

Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.


            Учебно-тематическое планирование учебного материала:

№ п/п

Наименование разделов и тем

Форма проведения

Количество часов

Всего  

теоретическая часть

практическая

часть

1

Вводное занятие

Отбор студентов, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. План работы кружка на год.

2

2

-

2

Введение в курс общебиологических явлений

1.Лекция.

2.Экскурсии:

  1. 1.Многообразие видов в родной природе
  2. 2.Сезонные изменения (ритмы) в живой природе

6

2

4

3

Биосферный уровень организации жизни

1.Лабораторная работа:

Определение пылевого загрязнения воздуха

2.Семенар по вопросам темы.

4

2

2

4

Биогеоценотический уровень организации жизни

1.Лекция.

2.Лабораторная работа:

 Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных.

3.Рефераты по теме.

6

2

4

5

Популяционно-видовой уровень

1.Лабораторная работа.

Решение элементарных генетических задач.

2.Проекты по теме.

4

1

3

6

Организменный уровень организации жизни

1.Лабораторная работа:

 Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных.

2. Рефераты по теме.

4

1

3

7

Клеточный уровень организации жизни

1.Лабораторная работа.

Решение элементарных генетических задач.

2.Проекты по теме.

4

1

3

8

Молекулярный уровень проявления жизни

1.Проекты по теме.

2.Тестирование.

4

1

3

ИТОГО

34

Темы рефератов:

  1. Происхождение жизни на земле.
  2. Взаимодействие природы и общества.
  3. Вирусы. Вирусные заболевания.
  4. Процесс строения и деления клетки.
  5. Особенности строения комнатных растений.
  6. Виды почвенных бактерий.
  7. Биологически активные вещества.
  8. Биологические эры и их характерные особенности.
  9. Процесс биологического окисления.
  10. Биологические особенности миграции животных.
  11. Сущность биосферы и цивилизации.
  12. Характеристика биосинтеза ДНК.
  13. Биогеоценозы как важные биологические процессы.
  14. Белки: химический состав, свойства и значение для человеческого организма.
  15. Антропогенез: сущность и особенности.
  16. Генетика как важная составная часть биологической науки.
  17. Круговорот веществ в природе.
  18. Наследственные болезни человека: предпосылки возникновения.
  19. Процесс селекции: особенности и значение.
  20. Характеристика полового созревания.
  21. Основные теории происхождения человека.
  22. Генная инженерия и ее основные проблемы.
  23. Сущность клонирования.
  24. Современные биотехнологии.
  25. Фотосинтез – уникальное природное явление.
  26. Растения, занесенные в красную книгу.
  27. Животные, находящиеся на грани исчезновения.
  28. Виды рас: особенности их происхождения.
  29. Главные заповедники России.
  30. Ферменты: функции и определение их активности.

Темы проектов:

1.История развития биологии и методы исследования в биологии.

2. Цитология наука о клетке .

3.Неорганические вещества в клетке.

4.Органические вещества в клетке .

5.Органоиды в клетке.

6. Неклеточные формы жизни, прокариоты, эукариоты .

7.Энергетический обмен в клетке.

8.Пластический обмен в клетке.

9. Формы размножения в клетке.

10.Онтогенез.

11.История развития генетики и ее методы.

12.Изменчивость.

13.Методы исследования генетики человека.

14.Наследственные болезни.

15.Эволюционные учения.

16.Движущие силы эволюции.

17.Микро и макроэволюция.

18.Основные методы селекции.

19.Биотехнологии .

20.Гипотезы о происхождении человека .

21.Антропогенез.

22.Расы, расоведение и расизм.

23.Основы экологии.

24.Современные представления о происхождении жизни .

25.Основные этапы происхождения жизни на Земле.

26.Эволюция биосферы.

Планируемые метапредметные и личностные результаты освоения кружка «Знатоки биологии»

Личностные результаты:

• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• мотивация образовательной деятельности студентов на основе личностно ориентированного подхода;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с преподавателем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с преподавателем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;


Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Предметные результаты:

В познавательной сфере: – давать определения изученных понятий; – описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык биологии; – классифицировать изученные объекты и явления; – делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных биологических закономерностей; – структурировать изученный материал и биологическую информацию, полученную из других источников;

В ценностно-ориентационной сфере: – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека; – разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства; – строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.

Техническое оснащение

Необходимые составные реализации программы: занятия проводятся в кабинете биологии, оборудование учебного кабинета (доска, методические таблицы, демонстрационные материалы, микроскопы.

Для реализации программы имеется: компьютер, мультимедийный проектор.

Литература

  1. Заяц Р.Г. Биология для колледжей: учебное пособие: общеобразовательная подготовка/Р.Г.Заяц, В.Э.Бутвиловский.-Ростов –н/Д:Феникс,2017.-316с.
  2. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.
  3. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 2016.
  4. Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.
  5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат).   — М., 2014.
  6. Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.
  7. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М.,     2014.Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—

класс. — М., 2014.

 

Информационное обеспечение

1.DVD-диск «Общая биология. 11 класс» (электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодий»).

2. Электронное учебное издание «Биотехнология».

3. Электронный атлас «Общая биология в таблицах».

4. www.reshuege.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к кружку "Живое слово"

Рабочая программа к кружку "Живое слово"...

Рабочая программа театрального кружка "Маска" в старшей группе

Представляю свою рабочую программу театрального кружка....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 БИОЛОГИЯ общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 35.02.05 Агрономия

Рабочая программа учебной дисциплины Биология разработана в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования,федерал...

Рабочая программа туристского кружка "КОТ" (Клуб отчаянных туристов)

Цель программы.Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социаль...

Рабочая программа предметного кружка "Юный агроном"

Рабочая программа предметного кружка "Юный агроном"...

рабочая программа фармацевтического кружка

Фармацевтический кружок  по дисциплине МДК 02.01«Технология изготовления лекарственных форм » рассчитан на студентов фармацевтического  отделения.Фармация представляет собо...

Рабочая программа литературного кружка "Искусство слова"

В содержании документа представлена разработка рабочей программы литературного кружка....