Пакет контроля знаний
материал
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
г. Рославль
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПАКЕТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
преподаватель биологии
Савина Светлана Александровна
В качестве одного из основных инструментов контроля знаний по дисциплине «Биология» я использую различные формы и виды тестовых заданий. Тестовые задания в силу своей универсальности и удобства применения могут применяться практически при всех видах контроля: текущем, промежуточном и итоговом. Достаточно большая вариативность форм и типов тестов позволяют разрабатывать их для проверки всех уровней усвоения материала и могут быть адресованы обучающимся разного уровня подготовленности.
Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку обучающихся к каждому занятию и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Поэтому, для проведения мониторинга я часто использую тестирование.
Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.
Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки обучающихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Для себя я поставила следующие задачи:
- определение достижений обучающихся по темам изучаемого курса биологии;
- реализация индивидуальных возможностей обучающихся;
- отслеживание результатов учебной деятельности по дисциплине.
Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга мне помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности обучающихся:
- Подготовка и проведение тестов (сентябрь).
- Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков.
- Определение уровня учебных достижений обучающихся.
- Определение задач по коррекции ЗУН.
- Проведение коррекционной работы.
- Промежуточное оценивание знаний, умений и навыков (декабрь).
- Коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков.
- Итоговое оценивание уровня учебных достижений.
- Составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга.
- Анализ процесса отслеживания ЗУН и обобщение результатов.
Принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый (входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль), тематический (тема1, тема2 и т.д.) и «одного урока».
Критерии оценивания результатов тестирования:
Оценка 5 «отлично» ставится, если получены правильные ответы на 95-100% тестов.
Оценка 4 «хорошо» ставится, если получены правильные ответы на 70 - 94% тестов.
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если получены правильные ответы на
45-69 % тестов.
Оценка 2 «неудовлетворительно» ставится, если получены правильные ответы менее,
чем на 45% тестов.
Итоги мониторинга контроля успеваемости обучающихся по дисциплине «Биология»
2017-2018 | 11ТК | 25 | Входной контроль(тестирование) | «5»-3 «4»-8 «3»-11 «2»-3 | Успеваемость 88% | Качество 44% |
Промежуточный контроль | «5»-5 «4»-10 «3»-10 «2»-0 | 100% | 60% | |||
Итоговый контроль | «5»-6 «4»-13 «3»-6 «2»-0 | 100% | 76% | |||
2018-2019 | 13Э | 25 | Входной контроль(тестирование) | «5»-3 «4»-9 «3»-12 «2»-1 | 96% | 48% |
Промежуточный контроль | «5»-5 «4»-12 «3»-8 «2»-0 | 100% | 68% | |||
Итоговый контроль | «5»-7 «4»-14 «3»-4 «2»-0 | 100% | 84% |
Критерии оценивания результатов тестирования:
Оценка 5 «отлично» ставится, если получены правильные ответы на 95-100% тестов.
Оценка 4 «хорошо» ставится, если получены правильные ответы на 70 - 94% тестов.
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если получены правильные ответы на
45-69 % тестов.
Оценка 2 «неудовлетворительно» ставится, если получены правильные ответы менее,
чем на 45% тестов
Тест к разделу «Учение о клетке» по теме «Строение клетки и её функции»
1 вариант
1. Растворитель веществ в клетке:
а) ядро
в) лизосома
с) цитоплазма
д) хлоропласт
е) митохондрия
2. Синтез белка происходит в:
а) митохондрии
в) лейкопласте
с) Аппарате Гольджи
д) рибосоме
е) ядре
3. Оранжевые пластиды называются
а) хлоропласты
в) хромопласты
с) хромосомы
д) лизосомы
е) лейкопласты
4. Клеточная стенка состоит из хитина у:
а) грибов
в) вирусов
с) бактерий
д) растений
е) животных
5. Ядерные организмы называются:
а) фаги
в) прокариоты
с) цианобактерии
д) эукариоты
е) кокки
6. Выросты внутренней мембраны митохондрий:
а) стафилококки
в) граны
с) кристы
д) тилакоиды
е) вибрионы
7. Мозговой центр клетки:
а) ядро
в) лизосома
с) цитоплазма
д) хлоропласт
е) митохондрия
8. Синтез энергии происходит в:
а) митохондрии
в) лейкопласте
с) Аппарате Гольджи
д) рибосоме
е) ядре
9). Бесцветные пластиды называются:
а) хлоропласты
в) хромопласты
с) хромосомы
д) лизосомы
е) лейкопласты
10. Клеточная стенка состоит из целлюлозы у:
а) грибов
в) вирусов
с) бактерий
д) растений
е) животных
11. Безъядерные организмы называются:
а) эукариоты
в) прокариоты
с) лишайники
д) водоросли
е) хроматофоры
12. Защиту клетки и избирательную проницаемость осуществляет:
а) цитоплазма
в) мембрана
с) ядро
д) ЭПС
е) аппарат Гольджи
13. Окраска осенних листьев зависит от:
а) эритроцитов
в) хромопластов
с) хлоропластов
д) лейкопластов
е) лейкоцитов
14. Образование и накопление крахмала происходит в
а) эритроцитах
в) хромопластах
с) хлоропластах
д) лейкопластах
е) лейкоцитах
15. Полужидкое коллоидное вещество клетки:
а) ядро
в) лейкопласт
с) Аппарат Гольджи
д) рибосома
е) цитоплазма
16. Гранулярной и гладкой бывает:
а) мембрана
в) эндоплазматическая сеть
с)митохондрия
д) аппарат Гольджи
е) пластида
17. Полость в цитоплазме заполненная клеточным соком называется:
а) вакуоль
в) пластида
с) хромосома
д) лизосома
е) лизосома
18. Энергетической станцией клетки называют:
а) вакуоль
в) хромосому
с) лизосому
д ) митохондрию
е) лизосому.
2 вариант
1. Энергетическая станция клетки:
а) ядро
в) лизосома
с) цитоплазма
д) хлоропласт
е) митохондрия
2. Фотосинтез происходит в:
а) митохондрии
в) хлоропласте
с) Аппарате Гольджи
д) рибосоме
е) ядре
3. Зелёные пластиды называются:
а) хлоропласты
в) хромопласты
с) хромосомы
д) лизосомы
е) лейкопласты
4. Клеточная стенка отсутствует у:
а) грибов
в) вирусов
с) бактерий
д) растений
е) животных
5. К прокариотам относятся:
а) растения
в) животные
с) бактерии
д) грибы
е) водоросли
6. Органоид разлагающий питательные вещества:
а) цитоплазма
в) мембрана
с) лизосома
д) ЭПС
е) митохондрия
7. Бесцветные пластиды называются:
а) хлоропласты
в) хромопласты
с) хромосомы
д) лизосомы
е) лейкопласты
8. Кладовая клетки:
а) ядро
в) лизосома
с) вакуоль
д) хлоропласт
е) митохондрия
9. Ферменты содержатся в:
а) митохондрии
в) лейкопласте
с) клеточном центре
д) рибосоме
е ) лизосоме
10. Красные пластиды называются:
а) хлоропласты
в) хромопласты
с) хромосомы
д) лизосомы
е) лейкопласты
11. К эукариотам относятся
а) цианобактерии
в) животные
с) бактерии
д) вибрионы
е) сарцины
12. Органоид клетки содержащий хромосомы:
а) цитоплазма
в) мембрана
с) лизосома
д) ЭПС
е) ядро
13. Окраска лепестков цветов зависит от:
а) эритроцитов
в) хромопластов
с) хлоропластов
д) лейкопластов
е) лейкоцитов
14. Бесцветные пластиды называются
а) эритроциты
в) хромопласты
с) хлоропласты
д) лейкопласты
е) лейкоциты
15. За все процессы жизнедеятельности отвечает:
а) ядро
в) лейкопласт
с) Аппарат Гольджи
д) рибосома
е) митохондрия
16. Упругость клетки обеспечивает:
а) вакуоль
в) пластида
с) хромосома
д) лизосома
е) рибосома
17. Синтез АТФ происходит в:
а) вакуолях
в) хромосомах
с) лизосомах
д) митохондриях
е) лизосомах
18. Клеточная мембрана состоит из целлюлозы или клетчатки у:
а) растений
в) животных
с) грибов
д) вирусов
е) бактерий.
Тест к разделу «Учение о клетке» по теме: «Химический состав клетки. Обмен веществ и энергии».
1 вариант
1) Пластический обмен называют
а) анаболизмом
в) гликолизом
с ) метаболизмом
д) катаболизмом
e) диссимиляцией
2) Конечные продукты распада углеводов:
а) углекислый газ и вода
в) аминокислоты
с) глюкоза и сахароза
д) жиры
е) витамины
3) Участвуют в процессах терморегуляции и откладываются организмом в запас:
а) Аминокислоты
в) Жиры
с) Микроэлементы
д) Минеральные соли
е) Витамины
4) Жиры у человека откладываются про запас в:
а) Почках
в) Селезенке
с) Кишечнике
д) Подкожной клетчатке
е) Мозге
5) Совокупность всех химических реакций в клетке называют обменом веществ или
а) Метаболизмом
в) Анаболизмом
с) Катаболизмом
д) Биосинтезом
е) Раздражимостью
6) Количество молекул АТФ, синтезируемых в кислородную стадию энергетического обмена, составляет
а) 36
в) 2
с) 18
д) 6
е) 38
8) При расщеплении одного грамма белка или углевода выделяется энергия
а) 10,2 КДж
в) 17,2 КДж
с) 39,1 КДж
д) 5,7 КДж
е) 78,2 КДж
9) В пищеварительном тракте белки расщепляются:
а) до аминокислот.
в) до углекислого газа и воды.
с) до глицерина и кислот.
д) до атомов.
е) до аммиака, воды и углекислого газа.
10) Главным поставщиком энергии для синтеза АТФ в клетках является:
а) Минеральные соли
в) Кислород
с) Аминокислоты
д) Витамины
е) Глюкоза
11) Начальная стадия фотосинтеза:
а) Энергетическая
в) Анаэробная.
с) Темновая.
д) Световая.
е) Аэробная.
12) В бескислородную стадию энергетического обмена синтезируется:
а) 38 молекул АТФ.
в) 18 молекул АТФ.
с) 6 молекул АТФ.
д) 2 молекулы АТФ.
е) 36 молекул АТФ.
2 вариант
1)В результате пищеварения жиры расщепляются до:
а) Глицерина и жирных кислот.
в) Аминокислот
с) Углекислого газа
д) Глюкозы
е) Воды
2) Главным поставщиком энергии для синтеза АТФ в клетках является:
а) Минеральные соли
в) Кислород
с) Аминокислоты
д) Витамины
е) Глюкоза
3) Основная функция углеводов в клетке:
а) Двигательная
в) Структурная
с) Каталитическая
д) Хранение наследственной информации
е) Транспортная
4) После отмирания организмов белки под действием бактерий превращаются в :
а)Аммиак
в)Белки растений
с)Азот воздуха
д)Азотную кислоту
е)Соли азотной кислоты
5) Ферменты по своей природе являются:
а) Углеводами
в) Белками
с) Минеральными солями
д) Нуклеиновыми кислотами
е) Жирами
6) Вещества, состоящие из аминокислот – это:
а) Нуклеиновые кислоты
в) Белки
с) Жиры
д) углеводы
е) Неорганические вещества
7) К неорганическим веществам относится:
а) Жир
в) Белок
с) Вода
д) Углевод
е) Нуклеиновая кислота
8)Начальная стадия фотосинтеза:
а) Энергетическая
в) Анаэробная
с) Темновая
д) Световая
е) Аэробная
9) В бескислородную стадию энергетического обмена синтезируются:
а) 38 молекул АТФ
в)18 молекул АТФ
с) 6 молекул АТФ
д) 2 молекулы АТФ
е) 36 молекул АТФ
10) Реакция, которая происходит при расщеплении глюкозы без участия кислорода, называется:
а) Биосинтезом
в) Гликолизом
с) Хемосинтезом
д) Ассимиляцией
е) Фотосинтезом
11) К дисахаридам относится:
а) Глюкоза
в) Гликоген
с) Сахароза
д) Рибоза
е) Целлюлоза
12). Нуклеотид ДНК состоит из:
а) Рибозы, фосфорной кислоты
в) Азотистого основания, фосфорной кислоты
с) Азотистого основания, дезоксирибозы и остатка фосфорной кислоты
д) Азотистого основания, углевода, дезоксирибозы
е) Азотистого основания, рибозы и остатка фосфорной кислоты
Тест к разделу «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов»
1. Какой хромосомный набор может иметь сперматозоид человека?
а) 44 аутосомы и XY-хромосомы;
в) 23 аутосомы и X-хромосома;
с) 22 аутосомы и X-хромосома;
д) 23 аутосомы и Y-хромосома.
2. Папоротники размножаются с помощью:
а) семян; в) спор; с) почек; д) листьев.
3. В ядре зиготы цветкового растения содержится 20 хромосом. Сколько хромосом содержится в клетках его листьев?
а) 10 хромосом; | с) 20 хромосом; |
в) 15 хромосом; | д) 30 хромосом. |
4. Оплодотворение — это:
а) рождение нового организма;
в) слияние мужской и женской половых клеток;
с) спаривание двух особей разного пола;
д) развитие особей из гамет.
5. Какой пример относится к половому размножению?
а) почкование гидры;
в) деление амебы на две особи;
с) образование нового растения на конце ползучего побега;
д) конъюгация у инфузорий.
6. Партеногенез – это:
а) развитие особи из неоплодотворенной яйцеклетки;
в) развитие особи из спермия;
с) развитие особи из зиготы;
д) развитие особи из диплоидной соматической клетки.
7. Фрагментация возможна у:
а) свободноживущих плоских червей;
в) паразитических плоских червей;
с) круглых червей-паразитов;
д) пиявок.
8. Почему большинство садовых растений размножают вегетативным путем?
а) они не способны давать семена;
в) сохраняются сортовые признаки;
с) повышается урожайность и устойчивость;
д) возникают организмы с новыми, более выгодными признаками для человека.
9. Гермафродитами являются:
а) все круглые черви; | с) все кольчатые черви; |
в) все плоские черви; | д) все кишечнополостные. |
10. В эмбриональном развитии почки у позвоночных закладываются из:
а) мезодермы; в) энтодермы; с) эктодермы; д) целóма.
11. Формирование диплоидного набора хромосом в зиготе происходит благодаря:
а) митозу; в) дроблению; с) оплодотворению; д) мейозу.
12. У покрытосеменных яйцеклетка образуется:
а) мейозом из микроспоры; | с) мейозом из макроспоры; |
в) митозом из микроспоры; | д) митозом из макроспоры. |
13. Органогенез – это:
а) развитие зародышевых листков;
в) формирование органов у зародыша;
с) образование гаструлы;
д) вылупление или рождение особи.
14. Выберите животное с прямым постэмбриональным развитием:
а) зеленый кузнечик; | с) паук-крестовик; |
в) черноморский краб; | д) слепень бычий. |
15. Внешнее (наружное) оплодотворение характерно для большинства:
а) хрящевых рыб; | с) пресмыкающихся; |
в) костных рыб; | д) насекомых. |
16. Споры бактерий, в отличие от спор растений:
а) служат для размножения;
в) содержат запас питательных веществ;
с) помогают выживать при неблагоприятных условиях;
д) содержат гаплоидный набор хромосом.
17. Определите правильный жизненный цикл обыкновенного шмеля:
а) яйцо, куколка, личинка, взрослый шмель;
в) яйцо, личинка, куколка, взрослый шмель;
с) яйцо, личинка, взрослый шмель;
д) личинка, яйцо, куколка, взрослый шмель.
18. Партеногенез характерен для:
а) бабочек; в) тлей; с) стрекоз; д) комаров.
19. Вторичная полость тела впервые появляется у:
а) кольчатых червей; | с) паукообразных; |
в) моллюсков; | д) рыб. |
20. Онтогенез организма начинается с:
а) оплодотворения;
в) дробления зиготы;
с) рождения особи;
д) гаструляции и образования зародышевых листков.
21. Что общего у сперматозоида и яйцеклетки?
а) набор хромосом;
в) запас питательных веществ;
с) подвижность;
д) размеры.
22. У головоногих моллюсков постэмбриональное развитие:
а) непрямое, с неполным превращением;
в) непрямое, с полным превращением;
с) непрямое, без стадии личинки;
д) прямое.
23. Для ланцетника характерно:
а) полное равномерное дробление;
в) полное неравномерное дробление;
с) неполное дискоидальное дробление;
д) неполное поверхностное дробление.
24. Внешний слой гаструлы образован клетками:
а) эпителия; в) энтодермы; с) мезодермы; д) эктодермы.
25. Примером двухслойных животных служит:
а) медуза цианея; | с) дождевой червь; |
в) белая планария; | д) эвглена зеленая. |
26. Дробление зиготы осуществляется:
а) митозом; в) амитозом; с) мейозом; д) фрагментацией.
27. Третий зародышевый листок впервые появляется у:
а) плоских червей; | с) моллюсков; |
в) круглых червей; | д) ракообразных. |
28. Ко вторичноротым животным относятся:
а) насекомые;
в) морские брюхоногие моллюски;
с) иглокожие;
д) кораллы.
29. Хрящевая ткань человека развивается из:
а) эктодермы; в) энтодермы; с) мезодермы; д) костной ткани.
30. Первичная полость тела во взрослом состоянии сохраняется только у:
а) ракообразных; | с) круглых червей; |
в) клещей; | д) кольчатых червей. |
Тесты к разделу « Основы генетики и селекции».
1 вариант
1. Сходство признаков строения и жизнедеятельности родителей и потомства свидетельствуют о проявлении
а) изменчивости
в) наследственности
с) приспособленности
д) закона единообразия
2. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма составляет
а) генотип
в) генофонд
с) фенотип
д) код ДНК
3. Гибридные особи по своей генетической природе разнородны и образуют гаметы разного сорта, поэтому их называют
а) гетерозиготными
в) гомозиготными
с) рецессивными
д) доминантными
4. Скрещивание гибридной особи с особью гомозиготной по рецессивным аллелям называется
а) анализирующим
в) моногибридным
с) дигибридным
4д межвидовым
5. При скрещивании черного кролика (Аа) с черным кроликом (Аа) в поколении F1 получится кроликов
а) 100% черных
в) 75 % черных, 25 % белых
с) 50 % черных, 50 % белых
д) 25 % черных, 75 % белых
6. Промежуточный характер наследования проявляется при
а) сцепленном наследовании
в) неполном доминировании
с) независимом наследовании
д) полном доминировании
7. Если при моногибридном скрещивании во втором поколении гибридов наблюдается расщепление по фенотипу 1:2:1, то это следствие
а) неполного доминирования
в) полного доминирования
с) взаимодействия генов
д) сцепленного наследования
8. Правило единообразия первого поколения проявляется, если генотип одного из родителей ааbb, а другого
а) ААВв
в) АаВВ
с) ААВВ
д) АаВв
9. Какова вероятность рождения высоких детей у гетерозиготных родителей с низким ростом (низкорослость доминирует над высоким ростом)?
а) 0 % в) 25 % с) 50 % д) 75 %
10. Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном, а гемофелия - рецессивным сцепленным с полом геном. Укажите генотип женщины – альбиноса, гемофилика.
а) АаХ НУ или ААХХНУ
в) АаХ НХН или ААХНХН
с) ааНhУ
д) ааХhXh
11. Количество групп сцепления генов у организмов зависит от числа
а) пар гомологичных хромосом
в) аллельных генов
с) доминантных генов
д) молекул ДНК в ядре клетки
12.При скрещивании кроликов с мохнатой и гладкой шерстью все кролики в потомстве имели мохнатую шерсть. Какая закономерность наследования проявилась при этом?
а) независимое распределение признаков
в) неполное доминирование
с) единообразие первого поколения
4д) расщепление признаков
2 вариант
1. Признак, который не проявляется в гибридном поколении, называют
а) промежуточным
в) мутацией
с) доминантным
д) рецессивным
2. Цвет волос у человека контролируют парные гены, которые расположены в гомологичных хромосомах и называются
а) доминантными
в) рецессивными
с) аллельными
д) сцепленными
3. Схема ААВВ аавв иллюстрирует скрещивание
а) моногибридное
в) полигибридное
с) анализирующее дигибридное
д) анализирующее моногибридное
4. При скрещивании морских свинок с генотипами ААвв ааВВ получится потомство с генотипом
а) ААВв
в) АаВв
с) АаВВ
д) ааВВ
5. При скрещивании мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями и дрозофил с темным телом и зачаточными крыльями проявляется закон сцепленного наследования, следовательно, эти гены расположены в
а) разных хромосомах
в) одной хромосоме и сцеплены
с) одной хромосоме и не сцеплены
д) разных хромосомах и не сцеплены
6. Парные гены гомологичных хромосом называют
а) сцепленными
в) неаллельными
с) аллельными
д) диплоидными
7. Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании?
а) один
в) два
с) три
4д) четыре
8. Организм, в генотипе которого содержатся разные аллели одного гена, называют
а) рецессивным
в) доминантным
с) гетерозиготным
д) гомозиготным
9. При самоопылении гетерозиготного высокорослого гороха (высокий стебель - А) доля карликовых форм равна
а) 25 %
в) 50 %
с) 75 %
д) 0 %
10. Определите генотип родительских растений гороха, если при скрещивании образовалось 50 % растений с желтыми и 50 % - с зелеными семенами (рецессивный признак)
а) АА аа
в) Аа Аа
с) АА Аа
д) Аа аа
11. При дигибридном скрещивании (несцепленное наследование) особей с доминантными и рецессивными признаками в F1 происходит расщепление по фенотипу в соотношении
а) 9 : 3 : 3 : 1 в) 1 : 2 : 1 с) 3 : 1 д) 1 : 1 : 1 : 1
12. В результате скрещивания растений ночной красавицы с белыми красными цветками получили потомство с розовыми цветками, так как наблюдается
а) множественное действие генов
в) промежуточное наследование
с) явление полного доминирования
д) сцепленное наследование признаков
Тест к разделу «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение»
1 вариант
1. В соответствии с гипотезой А. Опарина:
а) жизнь появилась одновременно с появлением Земли
в) жизнь зародилась в водах первичного океана
с) жизнь переносится с планеты на планету
д) жизнь на Земле существует вечно
2.Согласно представлениям о возникновении живого из неживого в первичной атмосфере не было:
а) кислорода
в) метана
с) водорода
д) воды
3. Первые живые организмы на Земле появились:
а) в протерозойской эре
в) в палеозойской эре
с) в мезозойской эре
д) в архейской эре
4. Установите последовательность этапов развития животного мира Земли от наиболее древних к современным:
а) появление стегоцефалов
в) господство гигантских пресмыкающихся
с) появление костистых рыб
д) появление первых пресмыкающихся
е) появление современных птиц
5. Расположите группы растений в порядке их возникновения:
а) покрытосеменные
в) псилофиты
с) папоротники
д) голосеменные
е) водоросли
6. Многообразие видов живых организмов – это результат:
а) активного мутационного процесса
в) эволюции
с) межвидовой борьбы
д) комбинативной изменчивости
7.Основы современной систематики живых организмов заложил:
а) К. Линней
в) Ж. Кювье
с) Ж.Б. Ламарк
д) Э. Жоффруа Сент Илер
8.Первую эволюционную теорию создал:
а) Ж.Б. Ламарк
в) Ч. Дарвин
3с) Э. Геккель
д) К. Линней
9. Английский натуралист и путешественник, одним из первых пришёл к выводу и обосновал идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков.
а)Карл Линней в) Грегор Мендель с)АлександрФлеминг д)ЧарлзДарвин |
10. Ч Дарвин считал, что в основе разнообразия видов лежит:
а) наследственная изменчивость и естественный отбор
в) борьба за существования
с) способность к неограниченному размножению
д) единственный акт творения
11. К результатам эволюции относят
а) борьбу за существование и естественный отбор
в) приспособленность и многообразие видов
с) мутационную и комбинативную изменчивость
д) модификационную и коррелятивную изменчивость
12. Процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественного особи с полезными в данных условиях изменениями:
а) модификационная изменчивость;
в) наследственная изменчивость;
с) естественный отбор;
д) комбинативная изменчивость
13. Установите соответствие между естественным и искусственным отбором и их характеристиками:
Отбор: Характеристика отбора:
1) естественный а) отбираются признаки, полезные для
2) искусственный человека
б) ведет к образованию новых видов
в) отбирающим фактором являются условия
среды
г) ведет к образованию новых сортов и пород
д) отбираются признаки полезные для
организмов
е) отбирающим фактором является человек
2 вариант
1. Наиболее напряженная борьба за существования:
а) борьба с неблагоприятными условиями среды
в) борьба с паразитами
с) межвидовая борьба
д) внутривидовая борьба
2. Примером межвидовой борьбы за существование служат отношения между
а) взрослой лягушкой и головастиком
в) бабочкой капустницей и ее гусеницей
с) дроздом певчим и дроздом рябинником
д) волками одной стаи
3. Критерием появления нового вида является возникновение:
а) значительных морфологических изменений
в) репродуктивной изоляции
с) существенного количества мутационных изменений
д) географической изоляции
4.Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида
а) географическому
в) генетическому
с) экологическому
д) морфологическому
5. Физиологический критерий вида проявляется в том, что у всех его особей:
а) наблюдается сходство всех процессов жизнедеятельности
в) определенный набор и форма хромосом
с) наблюдается сходство химического состава
д) имеется сходство внешнего и внутреннего строения
6. Основной причиной для выделения группы особей в популяцию является:
а) внешнее отличие групп друг от друга
в) внутренние различия групп друг от друга
с) изоляция групп друг от друга
д) нескрещиваемость особей разных групп между собой
7.Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает
а) искусственный отбор
в) мутационная изменчивость
с) географическая изоляция
д) борьба за существование
8. Микроэволюция – это:
а) происходящие в популяции эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов
в) незначительные эволюционные изменения, не приводящие к появлению новых видов
с) эволюция биоценозов
д) эволюция микроорганизмов
9. Разделение популяций одного вида по срокам размножения может привести к
а) популяционным волнам
в) конвергенции признаков
с) экологическому видообразованию
д) усилению межвидовой борьбы
10. В процессе макроэволюции:
а) появляются новые классы
в) появляются новые популяции
с) изменяются популяции
д) появляются новые виды
11.Биогеографические доказательства эволюции получены в результате изучения
а) филогенетических рядов
в) форм взаимодействия организмов в биоценозах
с) ископаемых переходных форм
д) материковой и островной флоры и фауны
12. Одна из главных причин сокращения разнообразия видов животных:
а) все большее употребление животных в пищу человеком
в) чрезмерное размножение хищников
с) разрушение мест обитания животных
д) накопление ядохимикатов в окружающей среде
13. Основными направлениями макроэволюции являются:
а) биологический прогресс и ароморфоз
в) биологический прогресс и общая дегенерация
с) биологический прогресс и идиоадаптация
д) биологический прогресс и биологический регресс
Тест по разделу: «Происхождение и эволюция человека».
Вариант 1.
1.К каким людям относится питекантроп?
а) древние
б) древнейшие
в) новые
2.У каких людей возникли социальные отношения?
а) кроманьонцы
б) неандертальцы
в) питекантропы
3.Какие признаки человек приобретаются в течение жизни?
а) речь
б) дыхание
в) мышление
4.К каким людям относится человек умелый?
а) древнейшие
б) древние
в) новые
г) ни к каким
5.Какие из людей первыми овладели членораздельной речью?
а) неандертальцы
б) кроманьонцы
в) питекантропы
6.Какой признак, в отличие от человекообразных обезьян, присущ только человеку?
а) труд
б) четырехкамерное сердце
в) 4 группы крови
7.Какой из перечисленных факторов эволюции человека относится к социальным?
а) наследственная изменчивость
б) речь
в) борьба за существование
8.Из перечисленных предков человека к древнейшим людям относится:
а) австралопитек
б) неандерталец
в) питекантроп
9.Трудовая деятельность обеспечила:
а) прямохождение
б) сплочение членов общества
в) свод стопы
10.Какое значение имеет темная кожа коренных африканцев?
а) защита от перегрева
б) маскировка
в) защита от ультрафиолетовых лучей
Вариант 2.
1.Чем человек отличается от человекообразных обезьян?
а) 4 группы крови
б) наличие молочных желез
в) способность говорить
2.Какой фактор эволюции человека относится к биологическим факторам?
а) труд
б) мышление
в) изоляция
3.К социальным факторам эволюции человека относится:
а) мутации
б) речь
в) естественный отбор
4.Общественный образ жизни у предков человека способствовал:
а) прямохождению
б) появлению речи
в) освобождению рук
5.Какие из предков человека относятся к древним людям?
а) кроманьонцы
б) неандертальцы
в) питекантропы
6.Отличие человека от человекообразных обезьян проявляется в наличии:
а) 4 групп крови
б) ногтей
в) S – образного позвоночника.
7.Прямохождение человека привело к появлению:
а) речи
б) свода стопы
в) мышления
8.К первым современным людям относятся:
а) кроманьонцы
б) питекантропы
в) неандертальцы
9.У кого из предков человека объем мозга был 1600 куб.см. и на нижней челюсти явно проявлялся подбородочный выступ?
а) кроманьонец
б) неандерталец
в) питекантроп
10.Какое значение имеет узкий выступающий нос коренных европейцев?
а) для согревания вдыхаемого воздуха
б) для красоты
в) для охлаждения вдыхаемого воздуха
Итоговое тестирование
1 вариант
1. Для живых объектов природы, в отличие от неживых тел, характерно
а) преобладание больших размеров
в) перемещение в пространстве
с) дыхание
д) растворение веществ в воде
2. В клетках растений, в отличие от клеток животных и грибов, происходит
а) выделение
в) питание
с) дыхание
д) фотосинтез
3. Фаза деления, в которой хроматиды расходятся к полюсам клетки, -
а) анафаза
в) метафаза
с) профаза
д) телофаза
4. Готовыми органическими веществами питаются организмы
а) автотрофы
в) гетеротрофы
с) хемотрофы
д) фототрофы
5. Благодаря непрямому развитию у животных ослабляется конкуренция между
а) особями разных видов
в) популяциями разных видов
с) личинками и взрослыми формами
д) взрослыми особями одного вида
6. Как называют особей, образующих один сорт гамет и не дающих расщепления признаков в потомстве
а) мутантными
в) гетерозисными
с) гетерозиготными
д) гомозиготными
7. Мутационная изменчивость обусловлена
а) перекрёстом хромосом в профазе мейоза
в) независимом расхождении хромосом в анафазе мейоза
с) изменением структуры генов и хромосом
д) сочетанием генов в результате оплодотворения
8. Новые виды в природе возникают в результате взаимодействия
а) приспособленности организмов и искусственного отбора
в) наследственных и сезонных изменений в природе
с) наследственной изменчивости и естественного отбора
д ) наследственной изменчивости и колебаний численности популяции
9. Благодаря какой форме отбора сохраняются в современной природе кистепёрые рыбы?
а) методической
в) движущей
с) стабилизирующей
д) разрывающей
10. Приспособленность травянистых растений к жизни в тундре заключается
а) в уменьшении числа листьев в связи с наличием в почве избытка воды
в) в повышенном содержании хлорофилла в клетках листьев
с) в развитии длинных корней при избытке воды в верхних слоях почвы
д) в образовании плодов и семян в короткие сроки
11. Идиоадаптации отражают многообразие приспособлений на уровне
а) семейств
в) классов
с) типов
д) отделов
12. Взаимоотношение в природе божьих коровок и тлей характеризуются как
а) паразитизм
в) взаимопомощь
с) симбиоз
д) хищничество
13. В водоеме после уничтожения всех хищных рыб наблюдалось сокращение численности растительноядных рыб в следствии
а) распространения среди них заболеваний
в) уменьшения численности паразитов
с) ослабления конкуренции между видами
д) сокращения их плодовитости
14. К глобальным изменениям в биосфере может привести
а) возросшая численность животных отдельных видов
в) опустынивание территорий континентов
с ) выпадение обильных осадков в регионе
д) смена одного сообщества другим в биоценозе
15. В процессе фотосинтеза атомарный водород освобождается за счет расщепления молекул
а) воды
в) глюкозы
с) жиров
д ) беков
16. Однозначность генетического кода проявляется в кодировании триплетом одной молекулы
а) аминокислоты
в) полипептида
с) АТФ
д) нуклеотида
17. Причина образования четырех гаплоидных клеток в процессе мейоза состоит
а) в наличии процесса конъюгации хромосом
в) в наличии процесса кроссинговера
с ) в одном удвоении молекул ДНК и двух делениях клетки
д) в соединении гомологичных хромосом
18.Определите генотип особи жёлтой фигурной тыквы, если при её самоопылении в F1 расщепление признаков по фенотипу соответствовало 9:3:3:1
а) ААВВ
в) АаВВ
с) AaBb
д) AABb
19. Укажите неверное утверждение.
Межвидовая борьба приводит к
а) обострению конкуренции между видами
в) процветанию конкурирующих видов
с) вытеснению угнетенного вида с места обитания
д) снижению численности угнетенного вида
20. К биогенным веществам биосферы относят
а) скопления гравия
в) росу на растениях
с) каменный уголь
д) вулканический пепел
2 вариант
1. Используя какой оптический прибор можно увидеть внутреннее строение хлоропластов?
а) ручную лупу
в) штативную лупу
с) световой микроскоп
д) электронный микроскоп
2. О единстве органического мира свидетельствует
а) сходство особей одного вида
в) клеточное строение организмов
с) обитание организмов в природных и искусственных сообществах
разнообразие видов в природед)
3. В лизосомах клетки, как и в митохондриях, проходит
а) фотосинтез
в) хемосинтез
с) энергетический обмен
д) пластический обмен
4. ДНК в соединении с белками в клетках эукариот образует
а) хромосому
в) мембрану
с) микротрубочки
д) ядрышко
5. К прокариотам относятся
а) растения
в) животные
с) грибы – паразиты
д) цианобактерии
6. Эмбриональный период в развитии земноводных завершается
а) рассасыванием хвоста
в) образованием внутренних жабр
с) выходом личинки из яйца (икринки)
д) появлением передних конечностей
7. Хромосомы клетки, содержащие пару аллельных генов, называют
а) негомологичными
в ) отцовскими
с) материнскими
д) гомологичными
8.Модификационная изменчивость у организмов одного вида
а) обеспечивает приспособленность к условиям среды обитания
б) приводит к нарушениям пластического обмена веществ
с) появляется случайно у отдельных особей
д) является результатом генных мутаций
9. Бактерии, потребляющие органическое вещество отмерших организмов, по способу питания называют
а) паразитами
в) сапротрофами
с) хемотрофами
д) симбионтами
10. Образованию популяций внутри вида способствует
а) способ питания отдельных особей
в) саморегуляция
с) изоляция групп особей
д) забота о потомстве
11. Сохранение в процессе эволюции особей с полезными в определенных условиях признаками – это результат
а) естественного отбора
в) популяционных волн
с) борьбы за существование
д) дрейфа генов
12. Гомологичными органами у животных являются крылья бабочки и крылья
а) летучей мыши
в) пчелы
с) летучей рыбы
д) воробья
13. Что служит доказательством принадлежности всех современных рас человека к одному виду?
а) воспроизведение себе подобных внутри расы
в) плодовитое потомство от браков людей разных рас
с) адаптация к жизни в различных условиях
д) свободная миграция людей
14. Ограничивающий фактор для светолюбивых растений леса – это
а) влажность почвы
б) повышенная температура
с) концентрация углекислого газа
д) сомкнутость крон деревьев верхнего яруса
15. Виды организмов, последовательно извлекающие органическое вещество и энергию из исходного пищевого вещества в биоценозе, образуют
а) единую популяцию
в) популяционные волны
с) цепи питания
д) систематическую группу
16. Роль бактерий – сапротрофов в круговороте веществ в биосфере состоит в
а) накоплении кислорода в атмосфере
в) преобразовании солнечной энергии в химическую
с) образовании органических веществ из неорганических
д) разрушении органических веществ до неорганических
17. Ферменты лизосом синтезируются в
а) комплексе Гольджи
б) клеточном центре
с) рибосомах
д) митохондриях
18. Благодаря пластическому обмену растение обеспечивается
а) органическими веществами
в) минеральными солями
с) углекислым газом
д) кислородом
19. При размножении прокариот происходит удвоение
а) кольцевой ДНК
в) хроматид
с) митохондрий
д) сестринских хромосом
20. Коротковолновые ультрафиолетовые лучи являются
а) полезными для живых клеток
в) биотическими факторами
с) факторами мутагенеза
д) необходимым условием для жизни животных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка контроля знаний по геодезии "Смотр - Общественный контроль знаний"
Цель смотра: 1. Проверка качества теоретических знаний по дисциплине «Геодезия»; 2. Повышение чувства ответственности за качество компетентности в области геодезии, закрепление и углубление пр...
Пакет контроля знаний по дисциплине "История"
Контроль абсолютной и качественной успеваемости- часть процесса подготовки высококвалифицированных специалистов....
Результаты профессиональной деятельности пакет контроль знаний
В качестве одного из основных инструментов контроля знаний по дисциплине «Химия» я использую различные формы и виды тестовых заданий. Тестовые задания в силу своей универсальности и удобст...
Пакет контроля знаний
Пакет контроля знаний по дисциплине "Психология"...
ПАКЕТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства и результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией
Контроль успеваемости обучающихся – одна из составляющих оценки качества освоения образовательных программ, направленный на проверку знаний, умений и навыков обучающихся....
Пакет контроля знаний по дисциплине "Иностранный язык".
Пакет контроля знаний по дисциплине "Иностранный язык" (входной контроль) для обучающихся первого курса....
Пакет контроля знаний
Пакет контроля знаний...