Самостоятельная работа"Биотические взаимодействия". 11 класс.
учебно-методический материал

Мурлычева Ирина Никифоровна

Работа может быть использована на уроках по биологии в 11классе и на занятиях СПО в режиме дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota.bioticheskie_vzaimodeystviya.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:

Биотические взаимодействия.

Определите, к какому виду взаимодействий относятся следующие примеры:

  1. Муравьи растаскивают семена некоторых цветковых растений леса: фиалки удивительной, кислицы обыкновенной из-за питательных бугорков. Муравьи способствуют их распространению на большие расстояния. Это явление полезно для растений, но не обязательно, так как они обладают плодами-коробочками, саморазбрасывающими семена.
  2. Крупные млекопитающие (олени, лоси, волки, собаки и др.) являются разносчиками многих плодов и семян. Последние имеют для этого зацепки, крючки и т.п., с помощью которых они прикрепляются к шерсти животных. Непосредственной выгоды или вреда животные обычно от этого не получают.
  3. Известно, что деревья образуют многочисленные срастания корней. В еловых и сосновых лесах они встречаются у 1/3 деревьев. При этом образуется общая система доставки питательных веществ. Если ствол одного дерева спилить, то корневая система его ещё долго может использоваться соседями для транспортировки влаги и минеральных солей. Такие «живые пни» нередко встречаются в лесных фитоценозах.
  4. Клёст, питаясь семенами ели, обычно перелетают с дерева на дерево, срывает шишки и часто роняет их. Эти шишки- важный корм в рационе белки, особенно в конце зимы, когда все шишки, висящие на деревьях пусты, так как семена в них уже рассыпались и разнеслись ветром, а валяющиеся так называемые «кислые шишки», оброненные когда-то клестом, содержат в них семена. Плотно склеенные смолой, эти шишки не раскрываются, семена в них оказываются как бы законсервированными. Их-то и поедают белки.
  5. Виды бромелиевых, растущие в тропической Америке, имеют цистерны, образованные из розеток сочных листьев. Скопившаяся там вода и различный мусор оказываются благоприятной средой для поселения там растений и животных. Зелёные водоросли, простейшие, личинки и куколки комаров, различные водные насекомые. Там выводятся даже земноводные (квакши).
  6. Грибы, нападающие на нематод (круглых червей) открыты в 1935 году. Сейчас  их обнаружено очень много. Эти грибы- хищники обитают в лисовом опаде леса, в навозе, компостных кучах, в пахотных землях и в других местах. Они ловят добычу своим мицелием. Гифы  этих грибов обладают клейкой поверхностью. Стоит только жертве прикоснуться к ней, как она оказывается прочно приклеенной. Затем гриб в месте соприкосновения выпускает в жертву присоску, которая проникает в тело животного, разрастается там и высасывает содержимое.
  7. Повилика, опутывая стебли растения, не дают ему выпрямиться. Присоски у повилик появляются не на корнях хозяина, а на стеблях. Проникая в тело хозяина, они достигают проводящих тканей и сильно там разрастаются.
  8. Многие грибы и бактерии синтезируют антибиотики, тормозящие рост других бактерий.
  9. Очень часто сильное размножение  планктонных сине-зелёных водорослей приводит к тому, что они большими массами скапливаются у поверхности воды, вызывая её цветение. Это приводит к смерти водной фауны, а иногда даже и скота, пришедшего на водопой. Выделяемые ими вещества имеют различную природу и сильно действуют в небольших дозах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/

заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....

Самостоятельная работа для 5 класса по английскому языку (автор Кузовлев В.П.)

Работа предназначена для учащихся 5 класса. (автор Кузовлев В.П.) В работе учащиеся закрепляют такие грамматические времена, как Present Simple, Present Progressive, Present Perfect....

Рекомендации для самостоятельной работы учащихся первых классов ДХШ по предмету "Живопись"

В  методическом материале приведены основные задания вводной темы "Введение в акварель" по предмету "Живопись" для учащихся первых классов детской художественной школы. Постав...

Рекомендации для самостоятельной работы учащихся первых классов ДХШ по рисунку

В рекомендациях даны задания для самостоятельной работы учащихся первых классов детских художественных школ, поставлены задачи, которые необходимо решить в ходе выполнения заданий, приводятся образцы ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации Специальность: 44.02.01 Д

Методические рекомендации включают вопросы и практические задания по каждой теме МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотруд...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

Методические рекомендации для обучающихся  по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками об...

самостоятельная работа по основным классам неорганических соединений

самостоятельная работа по основным классам неорганических соединений...