Интерференция света
план-конспект урока

Масько Татьяна Ивановна

Открытый урок проводился в рамках методического дня. При овладениями знаний по новой теме использовались элементы проблемного обучения через проведение ряда экспериментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interferentsiya_sveta.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Преподаватель Масько Татьяна  Ивановна

Группа 205/206

Дисциплина  ОДП. 03 «Физика»

Тема: «Интерференция света»

Тип урока – смешанный

Вид урока – урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

1.Образовательные:. ознакомление обучающихся с явлением интерференции света, объяснение её с точки зрения электромагнитной теории.

2. Развивающие: формирование навыков организации собственной деятельности и  навыков работы в команде; развитие способностей анализировать рабочую ситуацию.

3. Воспитательные: развитие культуры организации своего рабочего места; развитие культуры общения с обучающимися и преподавателем.

Оборудование:

-проволочная рамка

-стакан с мыльным раствором;

-соломинка;

- мультимедийная установка.

- знание и соблюдение правил работы в кабинете физики;

Междисциплинарные связи:

Биология,  Охрана труда.

Технологии (элементы)

Аспект

Организа-ционный аспект(время - 2 мин)

Здравствуйте! Посмотрите, пожалуйста, друг на друга  и улыбнитесь друг другу. Сегодня вы часть работы будете выполнять вчетвером. Пожалуйста, садитесь. Дежурные доложите отсутствующих  Проверьте, на партах должны быть:

 -учебник,

-рабочие листы,

-ракушка;

-мыльный раствор;

- соломинка;

- рамка;

-письменные принадлежности.

Доклад дежурного

Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы

Слайд 1. Эпиграфом сегодняшнего урока могут служить слова М. Фарадея,   записанные в его дневнике: «Искусство экспериментатора состоит в том, чтобы уметь задавать природе вопросы и понимать её ответы». Почему в качестве эпиграфа выбраны эти слова,  вы должны будете понять в ходе урока  и  объяснить в  конце урока. У  вас на партах имеется ракушка. Посмотрите внимательно на ее внутреннюю поверхность. Попробуйте её описать. Почему она перламутровая?

Какая физическая величина характеризует любую среду?

Какая характеристика света остается постоянной при переходе света из одной среды в другую?

Если жёлтый луч света пустили на поверхность воды, то под водой мы будем видеть…

 Слайд 2. Марк Твен сказал, что мыльный пузырь – самое красивое и самое совершенное, что существует в природе. А как вы думаете, между мыльным пузырём и ракушкой может быть что-то общее? Что, по вашему мнению, их может объединять?

Сегодня в ходе урока мы постараемся разгадать тайну этих явлений.

Слайд 3. Тема урока «Интерференция света».

Запишите тему в рабочих листах и отметьте, пожалуйста, на лесенке, где вы находитесь сейчас в знании этого явления.

Слайд  4. Интерференцией можно объяснить и образование двойной радуги и окраску оксидных плёнок на металле и причудливые рисунки на крыльях некоторых насекомых и масляные пленки на воде.

Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

И так обозначим цель урока 

Слайд  5. - ознакомление с явлением интерференции света на основе выяснения причины природы образования света.

Слайд  6. Интерференцию можно видеть на поверхности воды. Два молоточка одновременно ударяют по воде. Мы  видим, что волны не взаимодействуют друг с другом и распространяются независимо друг от друга, образуя выпуклости и впадины.

Выберите определение интерференции из предложенных вам . зачитайте.

А что такое свет?

А раз это волна, значит, наложение волн должно происходить и у света?

У нас с вами в кабинете  достаточно много источников света, и судя по определению, выбранного вами картинка должна быть полосатой (черно-белой). Это означает, что в определении не хватает слова. Какого?  

Что мы понимаем под когерентными волнами?

Слайд 7. Давайте посмотрим на опыт Юнга. Свет проходит через две щели. Образуются два когерентных источника. Получается устойчивая картина. Кто что может сказать?

Куда? Давайте разбираться.

У вас на партах три листочка с волнами. Посмотрите на них внимательно.

Для получения устойчивой интерференционной картины волны должны приходить синфазно или противофазно?

Покажите, в каком случае будет происходить усиление,…. ослабление…..

Т.е. для усиления должны совпасть гребни волн, а для ослабления они должны быть в противофазе. В этом и заключается условие максимума и минимума. И оно будет наблюдаться только у когерентных волн. Значит у нас с вами источники света в кабинете когерентные или некогерентные?

Значит и полосатости не будет.

Показатель преломления

Частота

Жёлтый

Электромагнитная волна

- объяснение  окраски мыльных пузырей; двойной радуги, окраски ракушки…

Это электромагнитная волна

Да

когерентной.

У них постоянная разность фаз и волны имеют одинаковую частоту.

Исчезает красный цвет.

синфазно

показывают на листочках с волнами

Некогерентные

А теперь попробуйте пронаблюдать окраску мыльных пузырей проделав несколько опытов и ответить на поставленные вопросы в ваших рабочих листах..

Озвучьте результат по первому опыту.

                                     По второму.

Слайд 8.Ваши предположения, почему так?

На самом деле происходит наложение волн друг на друга,  условие максимума может выполняться только ля одной длины волны, а для всех других будет выполняться условие минимума. При изменении толщины пленки, или угла падения света интерференционная картина будет меняться.

Давайте вспомним, что мы хотели выяснить сегодня на уроке? Почему у ракушки внутренняя поверхность перламутровая?

Что же может быть общего между мыльным пузырем и ракушкой7

Чем можно объяснить двойную радугу?

Заполните, пожалуйста, схему на вашем рабочем листе. При выполнении задания Вы можете воспользоваться учебником стр. . Она будет служить вам опорой при повторении материала.

Озвучивают результаты

Как в опыте Юнга

Тонкий слой жемчуга.

Выполняются условия максимума и минимума

нтерференции.Свет интерферирует.

Оценочно-рефлексивный аспект

Отметьте. Пожалуйста, где вы находитесь по данной теме в конце урока.

Слайд 9. Почему в качестве эпиграфа выбраны именно эти слова Фарадея.

Слайд 10. Вернёмся к целям и вспомним, что было главным сегодня на уроке? Достигли ли мы поставленной цели ?

Слайд 11. Дома подготовьте сообщение о применении интерференции в технике (просветлении оптики).

Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста.

 

Со звонком сдаем рабочие листы, которые вам вернуться после проверки  и выставления оценок с учетом вашей работы на уроке.

Всем спасибо за урок. До свидания.

Отмечают

Пришли к ответу через эксперимент

Ознакомление с интерференцией

Отмечают д.з. в рабочих листах

Отвечают на вопросы теста

        


САМОАНАЛИЗ   УРОКА

Преподаватель Масько Татьяна  Ивановна

Группа 205/206

Дисциплина  ОДП. 03 «Физика»

Урок по теме «Интерференция света» является продолжением в ознакомлении с волновой природой света, основывается на знаниях предшествующих тем «Дисперсия» и «Геометрическая оптика», является переходным  к теме «Квантовые свойства света»

Цели урока:

1.Образовательные: :. ознакомление обучающихся с явлением интерференции света, объяснение её с точки зрения электромагнитной теории.

 2. Развивающие: формирование навыков организации собственной деятельности и  навыков работы в команде; развитие способностей анализировать рабочую ситуацию.

3. Воспитательные: развитие культуры организации своего рабочего места; развитие культуры общения с обучающимися и преподавателем

Обоснование  целей: все цели выбраны  с учётом важности изучаемой темы в будущей профессиональной деятельности

Выполнение намеченного плана: Все намеченные пункты плана урока выполнены в полном объёме.

Характеристика группы и мотивировка отбора учебного материала: У обучающихся, на втором курсе стала наблюдаться достаточно низкая мотивация к обучению. На данный момент обучающиеся проявляют достаточно слабый  интерес к любому материалу. Знания приобретаются порой с трудом, обучающиеся иногда ленятся, но охотно вступают в решение различных проблемных ситуаций, не всегда проявляют интерес к выбранной профессии. Поэтому учебный материал отобран в соответствии с психологическими особенностями данной группы.

Психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий, выполненных обучающимися на уроке: Обстановка на уроке была дружелюбной. Обучающиеся отвечали на вопросы, вступали в диалог, проводили опыты в группах и индивидуально, объясняли различные природные явления.

Оценка развития самостоятельного мышления обучающихся на уроке: Обучающиеся самостоятельно осуществляли процесс целеполагания, анализировали проведенные опыты, находили решение проблемных ситуаций.

Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям урока и его содержанию, выполнению поставленных образовательных и развивающих задач: В ходе урока использованы различные виды деятельности: беседа, решение проблемных ситуаций, работа с учебником, работа с карточками по модулированию волн, проведение эксперимента. Это дало возможность сохранить внимание и заинтересованность.

Удовлетворенность или неудовлетворенность преподавателя уроком: Уроком полностью удовлетворена. Обучающиеся могут не только объяснить, но и продемонстрировать интерференцию, что необходимо им для успешного дальнейшего понимания и усвоения отдельных разделов физики, принципа действия отдельных оптических приборов..

Оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов: Обучающиеся смогут практически все применить свои знания в новой нестандартной ситуации, объяснить возникновение окраски в тонких пленках, просветление оптики в оптических приборах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Свет. Законы света"

В данную разработку входит план занятия и презентация. Данный урок дает возможность обучающимся сформировать представление о том, что такое свет и каким законам он подчиняется....

Методические рекомендации к лабораторной работе "Наблюдение интерференции и дифракции света"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к открытому уроку «Наблюдение интерференции и дифракции света» (лабораторная работа) для специальностей СПО 140118 и 190631. ...

Методическая разработка практического занятия для студентов "Наблюдение интерференции и дифракции света"

Практическое занятие "Наблюдение интерференции и дифракции света" проводится в конце 11 класса. Практическое занятие насыщено различными опытами, экспериментами....

Открытыйурок Интерференция света

Открытыйурок Интерференция света...

Практическая работа по физике «Наблюдение интерференции и дифракции света» для студентов 1 курса

Цель работы: обобщение знаний по теме «Волновые свойства света», применить теоретические знания для объяснения явлений природы. Составлена для обучения в дистанционном формате....