Интерсубъективность и эмпатия в работе преподавателя.
статья

Большаков Виктор Васильевич

В последние годы всё чаще выказывается озабоченность тем, что дети перестали читать и на досуге играют в компьютерные игры, что стали индифферентными и даже озлобленными, что снизилась роль литературы в  процессе образования и воспитания подрастающего поколения. Безразличие, равнодушие, социальная слепота… – черты, характеризующие многих и многих.… Причём не только детей, но и взрослых. Что же делать для исправления ситуации? Воспитывать! Как? Один из путей: через интерсубъективность и эмпатию.

В работе приводится материал по работе преподавателя с обучающимися начального и среднего профессионального образования через интерсубъективность и эмпатию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intersubektivnost._metod._tema.b.v.v._2018g.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Арзамасский техникум строительства и предпринимательства»

Научно-методическая разработка

Интерсубъективность  и  эмпатия                                          в  работе  преподавателя.

                 

                                                 

                                                 Выполнил:   Большаков  

                                                 Виктор Васильевич,

                                                 преподаватель русского языка  

                                                 и литературы.   Высшая  

                                                 квалификационная категория

Арзамас.  2018 г.

«Интерсубъективность»  и  «эмпатия»  в  работе  преподавателя.

Почему мы такие?

В последние годы всё чаще выказывается озабоченность тем, что дети перестали читать и на досуге играют в компьютерные игры, что стали индифферентными и даже озлобленными, что снизилась роль литературы в  процессе образования и воспитания подрастающего поколения. Безразличие, равнодушие, социальная слепота… – черты, характеризующие многих и многих.… Причём не только детей, но и взрослых. Яблочко, как говорится,  от яблоньки не далеко падает.

Что же делать для исправления ситуации?

Воспитывать!

Как?

Один из путей: через интерсубъективность и эмпатию.

Интерсубъективность и эмпатия

Новый, присущий XXI веку образ социальной реальности философы прочно связывают с понятием «интерсубъективность». Такой взгляд на мир призван преодолеть деление на объект и субъект, характерное для классической науки двух последних столетий.   Определений понятия много. Вот некоторые из них.

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ -  особая общность между познающими субъектами, условие взаимодействия и передачи знания          (А. Блинов. Глоссарий к книге "Аналитическая философия".Издательство РУДН, 2006 г.)

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ –  структура индивидуального сознания, отвечающая факту существования других индивидов.                     (В. Малахов, В. Филатов.Современная западная философия: Словарь,1998 г.)

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ –  общезначимость, консенсуальное (явное или неявное) согласие среди субъектов познания ...

(Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.)

 «Интерсубъекивность основана на представлении об особого  рода реальности, складывающейся во взаимоотношениях людей. В своих истоках эта реальность есть взаимодействие «Я» и «Другого». Жизненный мир как предельно широкая сфера человеческого опыта с необходимостью интерсубъективен». (Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности. – М., 2004. – С.470.)

Кто такой «Другой»? Испанский философ и публицист Х. Ортега-и- Гасет следующим образом разъяснял это понятие: «Что мы хотим сказать, когда говорим, что перед нами «Другой», то есть другой, такой же, как я, Человек. Ведь это предполагает, что это новое существо – не камень, не растение и даже не животное, - это и есть я, «ego», но в то же время это – другое, «alter ego», иными словами,  «alter egо» –  другое я… И вот в моём мире появляется некое существо, которое, пусть и в форме соприсутствия, тоже заявляет  право быть «человеческой жизнью», а, следовательно, жизнью уже не моей, а своей и, соответственно, со своим миром, изначально отличающимся от моего…».   (Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности. – М., 2004. – С.470.)

Таким образом, Другой – это тот, кто наделён своим собственным душевно-духовным миром, своим собственным потоком сознания, своим собственным опытом эмоционального отношения к себе и окружающим, к прошлому, настоящему и будущему.

Другой появился не вдруг и не сейчас. Интерсубъективность, раскрывающаяся через отношение «Я и Другой», обусловлена самой природой человеческих взаимоотношений и, следовательно, сохраняется в любом обществе, как бы оно ни называлось – феодальное, социалистическое, тоталитарное или демократическое. Но идеи и ценностные установки, вытекающие из признания интерсубъективности образом социальной реальности, могут не соответствовать (и не соответствовали) нормам определённых политических режимов и общественных организаций: «Мир состоит из множества  «Я», каждое из которых не только уникально и неповторимо, но также субъективно и своевольно, и хотя бы отчасти остаётся тайной для другого «Я». В результате столкновения со многими «Ты»  я  постепенно обнаруживаю границы своей  личности; начинает прорисовываться мой конкретный человеческий облик, моё «Я» . Обретает форму то смутное  и  абстрактное «Я», которое я раньше считал беспредельным.  Я начинаю видеть себя одним из многих «Ты».  Общество же предстаёт передо мною  множеством  «Ты», в которых  я должен признать их собственное «Я», в том смысле, что мне не дано заставить их смотреть на мир моими глазами и что они навсегда сохранят в своих мыслях и поведении то, что я не в силах предсказать и предвидеть и что может явиться для меня неожиданностью».   (Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности. – М., 2004. – С.472 - 473.).

Богатство личности Другого никогда до конца не откроется «мне»/«нам»; невозможно полностью отождествить себя с Другим. Но можно попытаться приоткрыть для себя его внутренний и внешний мир, представить себя на его месте… В основе этой способности лежит эмпатия – «постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека». (Цит. по: Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. – М.: Просвещение, 2003. – С. 301.). Эмпатия когнитивная  базируется на соответствующих знаниях и интеллектуальных умениях  сравнивать, рассуждать, проводитьаналогии и др. Особые формы эмпатии:  сопереживание – переживание  тех же эмоциональных состояний, что испытывает другой человек; сочувствие – переживание  собственных эмоций в связи с чувствами другого.

ЭМПАТИЯ  И  ЕЁ ТИПЫ

                                                                           (Мегедь В.В., Киев, 1996 г.)

ЭМПАТИЯ - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.

Психологами выделены три уровня эмпатии:

1-й уровень - самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и, если им кажется, что они хорошо знают и понимают других, их выводы часто ошибочны. Впрочем, осознать свою ошибку им мешает низкий уровень эмпатии и собственные заблуждения могут длиться все жизнь.

2-й уровень - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. Свойственен любым типам личности, хотя и в разных проявлениях.

3-й уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Для этого надо уметь отречься от своего "Я", строить отношения по принципам взаимного доверия и альтруизма.

На уроках литературы поле деятельности для привития и  развития интерсубъективности и эмпатии преогромнейшее.  Д.С. Лихачёв называл литературу совестью общества, его душой. Именно книги, из которых ученик черпает все ценности, заставляют мыслить, составлять собственное мнение, развивают воображение. Когда одной из проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к нашим истокам, у учителя есть возможность, используя лучшие произведения, сделать уроки литературы уроками нравственности и красоты. Общаясь с безобразным, падаешь в пропасть,   соприкасаясь же с прекрасным, поднимаешься к высотам нравственного совершенства.

Позиция учителя, преподавателя должна быть позицией посредника. Не навязывать свой мир, а сопровождать, вместе осваивая то, что происходит вокруг, обучаясь жить в этом новом мире.  К сожалению, даже самые лучшие педагоги порой выбирают путь давления, а не сотрудничества. Может быть, поэтому не все не все молодые люди любят читать. Не теми способами, словами педагоги, родители передают своё отношение к чтению, любым произведениям, вызывая протестную реакцию от упорного напористого воздействия. Часто на вопросы ребёнка не реагируем, игнорируем, отталкивая его невниманием, а то и грубым словом. Ребёнок начинает искать ответы на свои вопросы в другом месте. И нередко всё заканчивается девиантным поведением. Взрослым и детям надо учиться жить вместе. И литература поможет им в этом.

Результаты социологического исследования, проведённого ВЦИОМ.

Чтение школьников  4, 7 и 10 классов.

Пятая часть опрошенных детей и подростков тратила на чтение до 30 минут в день. Треть – от получаса до часа. Около 42% читали более одного часа в день.

Большая часть тех, кто любит читать, – дети младшего школьного возраста. Чем старше, тем меньше времени занимает чтение на досуге и тем меньше они любят читать. Если доля тех, кто выбрал вариант ответа «мне нравится читать», «много читаю» в младшем школьном возрасте составляет 43%, то к 10-му классу она падает до 17%. В то же время доля младших школьников, ответивших «читаю редко, не люблю», 8%, а в старших классах – до 17%.  

(Из газеты «Арзамасские новости». № 134 (3736), 29 октября 2015 г.  

                       Совесть и душа общества. М.Фадеева.)

Практические примеры  из поурочной практики.

Обретение  комплекса знаний и умений, основанных на  «эмпатии», «интерсубъективности»,  «толерантности»  является результатом исторического  и литературного образования, начатого в дошкольный, потом в школьный, училищный, техникумовский и последующие периоды жизни и деятельности.

Изучая то или иное литературное произведение, учащиеся сталкиваются с поведением героев в ситуациях, в которых решаются вопросы, связанные с историческим выбором пути дальнейшего развития как их лично, так  и страны (например, «Война и мир» Л.Н.Толстого. Поиски смысла жизни Пьером и Андреем.)

Именно на «крутых виражах истории» ярко представляются разные позиции людей из прошлого и в связи с этим интересна позиция современников, уже обогащённых опытом знаний; важны альтернативные способы решения спорных ситуаций; мотивы и причины развития и интерпретации последних.

Очень полезны творческие задания с попыткой перенестись на место литературного персонажа и выбрать вариант поступка:

  • Встать на место Наташи Ростовой.
  • Побыть Родионом Раскольниковым.
  • Как поступить на месте Катерины («Гроза» Островского)?
  • Смог бы я, став Дмитрием Старцевым, не превратиться в Ионыча?
  • Почему так поступили девушки? (Б.Васильев. «А зори здесь тихие».)  

Действия, которые необходимо совершить в заданиях, выглядят, на первый взгляд, достаточно просто:  рассмотрите ситуацию, укажите вопросы (признаки, события, пути развития и т.д.), охарактеризуйте позиции (положение, выбор и т.п.).  На самом деле,  эти задания одни из самых трудных и сложных. Для успешного выполнения таких заданий требуется хорошее знание литературного материала, фактов, деятельности исторических личностей, умение ответить на вопросы:

  • Что лежало в основе поворотной исторической ситуации?
  •  Каковы были позиции участников событий?
  •  Что повлияло на исход событий, чем они завершились?».

Выполнение подобных заданий проверяет                                  следующие знания и умения:

  1. Знание содержания художественного произведения.
  2. Знание дат и периодизации отечественной истории.
  3. Знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса.
  4. Анализ исторической ситуации;
  5. Умение устанавливать причинно-исторические связи при изучении исторических процессов и явлений.
  6. Анализ исторических версий и оценок;
  7. Умение различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории.                                                    

Если в одних заданиях, выбрав определённую точку зрения, мы аргументировали её, исходя из собственной логики рассуждений, на основе современных исторических знаний о предмете дискуссии, то в других нам предстоит встать на позицию «другого», увидеть и оценить ситуацию другими глазами и, как правило, в условиях другого времени, не отягощённого знанием исторических последствий. В этом как раз нам и помогает эмпатия.

Присутствие  в  заданиях эмпатических моментов – «признак современного исторического образования, нацеленного не столько  на  передачу «готового», «чужого» знания, сколько на обретение собственного опыта приобщения к многообразному культурному наследию и диалогу «умерших, живых и не родившихся» (Эдмунд Бёрг, английский философ  XVIII века).

Интерсубъективность и эмпатия эффективны в работе, связанной с анализом эпизодов из художественного произведения. Так мы анализируем, например, эпизод с дубом в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого, эпизод «приказа» Понтия Пилата о судьбе Иуды из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»…

Результаты работы:

  • учащиеся эмоционально воспринимают текст, задумываются над проблемами, затронутыми авторами произведений;
  • дают адекватную оценку поведению героев;
  • умеют сравнивать, сопоставлять;
  • рецензируют ответы одноклассников;
  • владеют литературоведческими понятиями.
  • научены соотносить общечеловеческое (вечные темы) с конкретно-историческим (реалии нашей сложной истории);
  • умеют аналитически мыслить, синтезировать, обобщать, сравнивать;
  • свободно выходят на диалог с учителем, авторами, одноклассниками;
  • тонко чувствуют лирическую ткань текста;
  • умеют выполнять творческие работы разных жанров.

Признаки эмпатии как сформировавшегося качества личности в процессе изучения истории, литературы и других гуманитарных предметов проявляют себя следующим образом:

  1. Учащийся  понимает, что конкретные обстоятельства, образ мыслей и ценности оказывают влияние на поведение и образ мыслей исторических и литературных персонажей, а также на характер их описания и объяснения в источниках.

  1. Учащийся понимает, что и он сам, и современное ему общество тоже подвержены влиянию различных факторов и являются результатами этого воздействия.  

  1. Учащийся способен представить себя в положении исторического или литературного персонажа и оценить эту ситуацию с учётом материальных условий, ценностей, мироощущения и образа мыслей своего или определённой группы людей.

  1. Учащийся может отстаивать свои ценности, но в то же время признавать и уважать взгляды и ценности исторических и литературных персонажей.

  1. Учащийся может сформулировать оценочные выводы, не осуждая и не принимая нормы, действовавшие в разных обществах.

        (По материалам Харальда Фроде Скрама (Норвегия)).

Люди, адекватно оценивающие себя и других умело идут на контакт, не остаются равнодушными и безразлично сидящими в своих норках. Они понимают смысл и цель жизни.

Жизнь, к сожалению, слишком коротка, чтобы самому успеть понять это. Нужен умелый посредник-наставник, которым как раз и должен явиться учитель или преподаватель. Надо успеть много. Да к тому же оставить после себя добрый след.

В одном из своих стихотворений автор этой работы написал:

Мы все когда-нибудь уйдём…

Вернёмся. Чем?! Колючками. Цветами…

А мы, учителя, не спорьте, прорастём

Своими верными учениками…

Мы должны понять и объяснить своим подопечным, что главный экзамен они сдают не по математике, химии, физике или русскому языку и литературе…  Главный сдаётся всей жизнью!

Каждое поколение несёт свой крест. Про нас хорошо сказал Виктор Сергеевич Розов: « … дано испытание СЫТОСТЬЮ». (В какой-то телепередаче.)

Не сочтите за нескромность, приведу ещё свой фрагмент:

К  подвигу  быть  готовым   при  повседневном  ритме,

Не  испугаться  лавины  сытости   и    вранья  

И  сохранить,  что  носили  прадеды  под  крестами,  –  

В  этом   и   кроется   мудрость    высшего    бытия!

 ПОСТАРАЙСЯ  УСПЕТЬ

 

Ждёшь  чуда?  А  его  не  будет.

Не  воскресишь  и  не  вернёшь  всё  вновь.

Прикосновеньем  больше  не  разбудишь.

Не  греешь  руки,  раз  остановилась  кровь.

Как  жаль,  что  счастья  мы  не  замечаем.

Не  ценим  миг,  подаренный  судьбой.

Порывы  нежности  наивной  отвергаем,

Отталкивая  всё  освободившейся  рукой.

Всё  просто   –   не  договорили,

Не  отыскали  то,  что  сводит  навсегда.

Вернее  –  не  успели:  двери  отворили

Кому-то  в  рай,    кому-то  в  никуда…

                                                              (Бэвэ)

Итак, отвечая на вопрос,  когда следует заниматься эмпатией и интерсубъективностью, следует сказать: когда люди не слышат и не  понимают друг друга. А на вопрос, зачем заниматься эмпатией и интерсубъективностью,  –  чтобы слушали и понимали друг друга.

                             

                       Результат

                                               

                                              ЛИТЕРАТУРА.

1. ЕГЭ. Истории: контрольно-измерительные материалы 2005 – 2006. – М.:  

    Просвещение, 2006. – С. 13.

2. Стрелова О.Ю.   ЕГЭ. Выполнение заданий части 3 (С) . – М.: Экзамен,

    2007.

3. Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки - критический  

    анализ. Словарь феноменологических терминов. М.: Наука, 1985.

4. Блинов А. Глоссарий к книге "Аналитическая философия".Издательство  

    РУДН, 2006 г.

5. Грицанов А.А. Новейший философский словарь / Сост. 1998 г

6. Грицанов А., Т.Румянцева, М.Можейко. История Философии: Энциклопедия. М.:2002.

7.Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.:  

   Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)

8. Малахов В., Филатов В.. Современная западная философия:              

    Словарь, 1998 г.

9. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. – М.: Просвещение,  

    2003. – С. 301.

10. Мегедь В.В., Овчаров А.А., "Теория прикладной соционики", ж-л  

     "Соционика, ментология и психология личности", МИС, 2, 1996 г.

11. Мегедь В.В. Типы и эмпатия.  Киев, 1996г.

12. Микешина Л.А.Философия науки. Эпистемология. Методология.  

      Культура, 2006 г.

13. Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.

14. Петрушин С. Секреты открытого общения. –  Казань: Татарское книжное  

      издательство,1994г.

15. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности. – М.:  

      2004. – С.472 – 473.

16. Юнг Г.К. Психологические типы. СПБ. "Ювента". –  М.: "Прогресс-  

      Универс" 1995.

17. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному = Der Witz und  

      seine Beziehung zum Unbewußten. — Азбука-классика, 2006. — 288 с.