Методическая разработка: Урок по теме: «Чистая вода»
методическая разработка

Порядина Галина Алексеевна

 Методическая разработка: Урок  по теме: «Чистая вода». Содержит информацию о важности бережного отношения к водным ресурсам. В стихотворной форме представлены природные явления, связанные с водными источниками.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Урок  по теме: «Чистая вода»

                                                                           

                                                                            Разработан и   проведен                      

                                                                            преподавателем физики и                                            

                                                                            естествознания

                                                                             Порядиной  Г.А.

       

                                                Тамбов 2020

Оборудование:

Мультимедиа для демонстрации фильма и презентации, рисунки и плакаты на тему охраны окружающей среды и водных ресурсов, колба, мензурка и пробирка с водой.

Цель урока:

ознакомиться с информацией «Чистая вода», ставшем основой государственной программы.

 информировать о водных ресурсах мира, России, региона и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека, о важности экологического сознания в России.

Учитель:

Сегодняшний урок посвящен самому необыкновенному и самому нужному веществу на Земле – воде.

Сл. № 1.

«Вода, у тебя нет ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое.  Нельзя сказать, что ты необходима для жизни.  Ты – сама жизнь»

Эти слова принадлежат французскому писателю Антуану  де Сент-Эзюпери и стали гимном этому веществу.

Всегда ли мы отдаем себе отчет в том, что значит для нас эта прозрачная жидкость без запаха. Мы уверены, что она почти ничего не стоит в нашей повседневной жизни. Но бывают моменты, когда мы готовы пожертвовать всем за один живительный глоток.

Из космоса наша планета выглядит голубой. Почему Земля голубая?

Сл. № 2 (Изображение земного шара)

Вода занимает3/4 Земли, и нам кажется, что воды на Земле много. А так ли это на самом деле? Если весь запас воды принять за 1 литр, то запасы пресной воды составляют 30 млн., а запасы пресной воды доступной в жидком состоянии всего лишь 6 млн. (демонстрируется для сравнения 1 литр воды, 30 мл. в мерном стакане и 6 мл. в пробирке). Если из наших кранов будет капать вода, то за сутки вытечет 2 ведра, а если литься тоненькой струйкой - то 100 литров в сутки. Мы должны с вами понимать, что воду нужно беречь, не только закрывая кран, но и заботясь о всех наших водоемах. Бытовые отходы, промышленность, удобрения, разливы нефти загрязняют мировой океан. Грязная вода – это наша вина и беда. Мы не можем жить без воды, но каждый день загрязняем озера, реки и моря. Как выглядят они сегодня? Чего в них больше – промышленного и бумажно-бутылочного мусора или рыбы и кувшинок?

Сл. № 3 (бытовой мусор)

 Человечество осознало, что дальше так продолжаться не может. Сохранение чистоты водных ресурсов стало общемировой задачей.

Ежегодно 22 марта во многих странах мира отмечается Всемирный день водных ресурсов или Всемирный день воды  (World Day of Water). Этот день был установлен 22 февраля 1993 года по решению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

С 2009 стартовал проект в России «Чистая вода», который призван привлечь внимание общественности к состоянию водных объектов и проблемам, связанным с их восстановлением и охраной; задуматься о роли воды в жизни каждого человека на Земле; привлечь внимание к проблемам нехватки питьевой воды, необходимости сохранения и рационального использования водных ресурсов.  Этот проект стал основой государственной программы «Чистая вода».

Показ видеофильма.   (http:// waterforum. ru)

Ведущий:

в России от 35 до 60% питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам, а доступа к чистой воде нет почти у 11 млн. жителей нашей страны

Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты страны ежегодно поступает около 11 млн тонн загрязняющих веществ.

Чистые реки в России остались только в Сибири и на Дальнем Востоке. Такое отношение к водным ресурсам может привести к тому, что человечество останется без воды.

Сл. № 4(пустыня)

Учитель:

Попробуем себе представить, как бы выглядела наша Земля, исчезни внезапно с нее вода. Мрачные зияющие « глазницы»  морских и океанских впадин покрытые толстым слоем солей, некогда растворенных в воде. Пересохшие русла рек, навек замолкнувшие родники. Горные породы разрушились бы, ведь в их состав входит большое количество воды. Ни кустика, ни цветочка, ни единого живого существа на мертвой Земле.

В глубокой древности крупнейшие цивилизации на Земле развивались и расцветали вблизи воды. Если вода исчезала, то целые племена или даже народы приходили в движение и переселялись. Крупнейшие водоемы на нашей планете издавна привлекали человека, умевшего ценить и беречь воду

Сл.№5(Водопад)

Чтец 1:

Вода – чудесный дар природный,

Живой, текучий и свободный,

Картины нашей жизни красит

В своих трех важных ипостасях:

Сл. № 6 (Снег)

Чтец 2:

То ручейком, то речкой вьется,

То из стакана наземь льется,

То застывает тонкой льдинкой,

Красиво названной снежинкой,

То обретает легкость пара,

Была – и вдруг ее не стало.

Сл. № 7(Облака)

Чтец 3:

Она плывет к нам облаками,

Поит снегами и дождями

И разрушает и наносит

И так заботы нашей просит.

Ведущий:

Люди всегда верили в магическую силу воды. На воде гадают, ее льют вслед, чтобы дорога была легкой, в ней крестят, ей освящают, а первые люди даже приносили ей жертвы. Человек издавна наделял воду чудодейственными свойствами. Вот, например: «Лежит Иван-царевич мертвый, над ним уж вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал Серый Волк и схватил ворона с вороненком. - Ты лети-ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка.

  Ворон, делать нечего, полетел, а Волк держит его вороненка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принес  он живой и мертвой воды. Серый Волк спрыснул мертвой водой раны Ивана-царевича, раны зажили; спрыснул живой водой – Иван-царевич ожил».

Учитель:?  Как вы думаете, есть ли  в природе живая и мертвая вода?

Живой водой мы называем ту воду, которая в засушливый год спасает урожай от засухи, а человека от жажды. А мертвой водой заполнены некоторые реки и водоемы, отравленные промышленными отходами.

Практическое знакомство человечества с водой, продолжавшееся многие тысячелетия, раскрывало в той или иной степени ее необычные свойства. Одно из таких свойств это способность воспринимать и хранить информацию. Вода обладает памятью.  На структуру воды влияют слова, музыка, молитва.

Сл. №8 ( с кристаллами воды)

Слайд №9 (капли росы) «Дивен мир воды! Прекрасна сама вода, образ чистоты, символ жизни. Притяжение ее прозрачности необратимо. Вода высветляет душу, углубляет наши чувства

Сл.№10 (пейзаж)

Человек способен своей деятельностью, словом и мыслями помочь воде стать чистой, а это позволит сохранить среду обитания человека  

Чтец 1:

Вода! Голубая, нежная, чистая!

Что может быть лучше ее? Она дает жизнь всему живому, входит в состав каждой клетки.

Чтец 2:

Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда

 Всем везде нужна вода.

Чтец 3:

Вода! Тебе мы посвящаем

Стихи, и песни, и дела!

Тебя сегодня прославляем,

Чтоб ты у нас всегда была,

Чтоб реки были полноводны,

И мирно бы текли всегда!

Была б прозрачна в них Вода!

Чтец 4:

Чтобы дождем нас поливала

Ты с чистых голубых небес.

И злился бы на нас поменьше

Могучий и всесильный Зевс

Чтец5:

Тебе, Вода, поем мы славу!

Живи на счастье и забаву!

И радуй нас собой всегда.

Да пусть же славиться Вода!

Учитель:? Ребята, а что может сделать каждый из нас для того, чтобы вода в реках и озерах была чистой, чтобы мы смело пили ту воду, которая течет из-под крана?  

Если мы с вами будем крепко закрывать краны, не лить попусту воду, не сбрасывать мусор и бытовые отходы в реки и водоемы, то уже этим поможем сохранить чистоту водных ресурсов и оставим нашим потомкам чистую воду.

Человек! Запомни навсегда!

Символ жизни на Земле – ВОДА!

Экономь ее и береги,

Мы ведь на планете не одни.

Используемая литература и источники:

1.Интернет-ресурсы

(http:// waterforum. ru)

2. Журнал «Читаем, учимся, играем»

3. «Предметная неделя физики  в школе» Составитель С. В. Бочарова, («Корифей» Волгоград 2006)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия кружка на тему: «Чистая вода»

В данной методической разработке раскрывается роль питьевой воды в жизни человека, влияние ее качества на здоровье как подрастающего поколения так и человечества в целом. К сожалению, экологическая си...

Кейс задание на тему " Чистые вещества и смеси"

Задание разработано для студентов 1 курса СПО, изучающих дисциплину химия....

Презентация по пищевой химии на тему:" Влияние воды на протекание коллоидно-химических реакций пищевых систем".

Презентация по пищевой химии на тему:" Влияние воды на протекание коллоидно-химических реакций пищевых систем"....

Конспект итогового занятия в старшей группе по познавательному развитию на тему «Волшебница вода»

Обобщить познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворительРазвивать навыки проведения опытовВoспитывать беpежное отнoшени...

Презентация на тему "Гигиена воды. Гигиена водоснабжения"

В презинтации отражены основные вопросы физиологического, гигиенического значение воды. Меиоды обезорараживание воды....