Тема 1.7 Раздел:"Металлы и неметаллы" Тема:"Металлы".
план-конспект урока

Нонна Борисовна Глущенко

Металлы и неметаллы в ПСХЭ - их структура в системе. ... По положению элемента в периоде можно определить его принадлежность к металлам или неметалламМеталлы расположены в левом нижнем углу таблицы, неметаллы — в правом верхнем углу. Между ними находятся полуметаллы. Все периоды, кроме первого, начинается щелочным металлом

Ссылка на видео " Металлы" https://youtu.be/qMu8UQXPX4k

Ссылка на видео "Неметаллы" https://youtu.be/qOu5z2ovccc

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема урока : «Металлы»

Металлы, как и все химические элементы, имеют три формы существования: атомы, простые и сложные вещества. Из 118 элементов периодической системы к металлам относят 96.

Общие физические свойства металлов.

Физические свойства металлов обусловлены металлической кристаллической решёткой и металлической химической связью. Напомним, что для металлов характерны металлический блеск, пластичность, высокая электро- и теплопроводность, рост электрического сопротивления при повышении температуры, а кроме того, такие практически значимые свойства, как ковкость, твёрдость, магнитные свойства.

Металлы — твёрдые при обычных условиях вещества (кроме ртути, которая становится твёрдой и ковкой при низких температурах).

Металлы пластичны и тягучи, кроме хрупких висмута и марганца. Из меди, алюминия, олова, а также золота изготавливают тончайшие листы — фольгу. Золотая фольга может иметь толщину около 100 нм! Такую фольгу используют для золочения предметов интерьера, стен и потолков, изделий из гипса, дерева, металла, стекла и пластика.

Все металлы имеют металлический блеск, большинство из них серебристо-белого или серого цвета. Из-за того, что стронций, золото и медь поглощают в большей степени близкие к фиолетовому цвету короткие волны и отражают длинные волны светового спектра, эти металлы окрашены в светло-жёлтый и медный цвет. Очень тонкие листки серебра и золота имеют совершенно необычный вид — они представляют собой голубовато-зелёную фольгу, а мелкие порошки металлов кажутся тёмно–серыми и даже чёрными. И только порошки магния и алюминия сохраняют серебристо-белый цвет.

В технике металлы принято классифицировать по различным физическим свойствам:

  • а) плотности — лёгкие (р < 5,0 г/см3) и тяжёлые (р > 5,0 г/см3);
  • б) температуре плавления — легкоплавкие (tпл < 1000 °С) и тугоплавкие (tпл > 1000 °С).

Металлы принято делить на чёрные (железо и его сплавы) и цветные (остальные металлы и сплавы). Соответственно называются и отрасли металлургической промышленности: чёрная и цветная металлургия.

Важнейшими продуктами цветной металлургии являются титан, вольфрам, молибден и другие металлы, которые могут использоваться в качестве специальных легирующих добавок для производства сверхтвёрдых, тугоплавких, устойчивых к коррозии сплавов, широко применяемых в машино– и станкостроении, в оборонно–космической отрасли.

Современные композиционные материалы, выполненные на основе керамики или полимеров, становятся сверхпрочными, если укреплены металлическими нитями из молибдена, вольфрама, титана, специальных сталей и т. д.

Химические свойства металлов.

Во всех реакциях простые вещества — металлы проявляют только восстановительные свойства.

  1. Металлы взаимодействуют с неметаллами, образуя бинарные соединения. По правилам ИЮПАК названия этих соединений образуются в соответствии со схемой:https://uchitel.pro/wp-content/uploads/2021/02/2021-02-23_22-57-44.png

Так, с очень активными неметаллами (галогенами, серой) металлы образуют соединения, которые молено рассматривать, как соли бескислородных кислот: 2Na + Сl2 = 2NaCl

Если металл проявляет переменные степени окисления, подобная соль имеет состав, который зависит от окислительных свойств неметалла. Например, железо энергично взаимодействует с хлором, образуя хлорид железа(III): 2Fe + 3Сl2 = 2FeCl3

При взаимодействии железа с серой, окислительная способность которой ниже, чем у галогенов, продуктом реакции является сульфид железа(II): Fe + S = FeS

  1. При взаимодействии металлов с кислородом образуются оксиды или пероксиды:

4Li + O2 = 2Li2O
2Na + O2 = Na2O2

Оксиды в этом случае имеют основный или амфотерный характер:
2Mg + O2 = 2MgO
4Аl + 3O2 = 2Аl2O3

Эти реакции сопровождаются выделением большого количества теплоты и очень ярким пламенем, поэтому применяются для изготовления сигнальных ракет, фейерверков, салютов и других пиротехнических средств. Поэтому обращение с ними требует строгого соблюдения правил техники безопасности.

Продуктом горения железа в кислороде является смешанный оксид  https://uchitel.pro/wp-content/uploads/2021/02/2021-02-23_23-07-57.png:
3Fe + 2O2 = Fe3O4

  1. Металлы — простые вещества, образованные элементами IA– и IIА–групп, в полном соответствии с названием этих групп взаимодействуют с водой с образованием щёлочи и водорода. В общем виде эти реакции можно записать так:

2М + 2Н2O = 2МОН + Н2,  где М — щелочной металл

М + 2Н2O = М(ОН)2 + H2,  где М — Mg или щёлочноземельный металл.

Для характеристики химических свойств металлов важное значение имеет их положение в электрохимическом ряду напряжений:

К, Са, Na, Mg, Al, Zn, Fe, Sn, Pb, (H2), Cu, Hg, Ag, Au

Вспомните известные вам из курса основной школы два вывода:

  • взаимодействие металлов с растворами кислот происходит, если металл находится в ряду напряжений левее водорода;
  • взаимодействие металлов с растворами солей происходит, если металл находится в ряду напряжений левее металла соли.

Лабораторный способом получения водорода:
Zn + 2НСl = ZnCl2 + H2
Zn0 + 2H+ = Zn2+ + H20

Аналогично протекает реакция металлов и с органическими кислотами:
2СН3СООН + Zn —> (CH3COO)2Zn + Н2
2СН3СООН + Zn –> 2СН3СОO + Zn2+ + Н20

Реакция между цинком и раствором сульфата меди(II) протекает согласно уравнению:
Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Сu
Zn0 + Сu2+ = Zn2+ + Сu0

Подчеркнём, что в этом случае металл может находиться в ряду напряжений и после водорода, но не после металла соли. Например, реакция замещения серебра медью:
Cu + 2AgNO3 = Сu(NО3)2 + 2Ag
Cu0 + 2Ag+ = Cu2+ + 2Ag0

В завершение рассмотрим ещё одно характерное не для всех металлов свойство, которое называется металлотермия. Такие активные металлы, как алюминий, кальций, магний, литий, способны взаимодействовать с оксидами других металлов. Для того чтобы началась такая реакция, смесь активного металла и оксида металла (её называют термитной) необходимо поджечь. После этого процесс сопровождается выделением большого количества теплоты и света (отсюда и название процесса). Металлотермию применяют для получения и более ценных металлов: 2Аl + Сr2О3 = Al2O3 + 2Сг

 

Химия металлов (таблица)

Металлы




Предварительный просмотр:

Общая характеристика металлов

   Если в периодической таблице элементов Д.И.Менделеева провести диагональ от бериллия к астату, то слева внизу по диагонали будут находиться элементы-металлы (к ним же относятся элементы побочных подгрупп, выделены синим цветом), а справа вверху – элементы-неметаллы (выделены желтым цветом). Элементы, расположенные вблизи диагонали – полуметаллы или металлоиды (B, Si, Ge, Sb и др.), обладают двойственным характером (выделены розовым цветом).

 Как видно из рисунка, подавляющее большинство элементов являются металлами.

По своей химической природе металлы – это химические элементы, атомы которых отдают электроны с внешнего или предвнешнего энергетического уровней, образуя при этом положительно заряженные ионы.

Практически все металлы имеют сравнительно большие радиусы и малое число электронов (от 1 до 3) на внешнем энергетическом уровне. Для металлов характерны низкие значения электроотрицательности и восстановительные свойства.

Наиболее типичные металлы расположены в начале периодов (начиная со второго), далее слева направо металлические свойства ослабевают. В группе сверху вниз металлические свойства усиливаются, т.к увеличивается радиус атомов (за счет увеличения числа энергетических уровней). Это приводит к уменьшению электроотрицательности (способности притягивать электроны) элементов и усилению восстановительных свойств (способность отдавать электроны другим атомам в химических реакциях).

Типичными металлами являются s-элементы (элементы IА-группы от Li до Fr. элементы ПА-группы от Мg до Rа). Общая электронная формула их атомов ns1-2. Для них характерны степени окисления + I и +II соответственно.

Небольшое число электронов (1-2) на внешнем энергетическом уровне атомов типичных металлов предполагает легкую потерю этих электронов и проявление сильных восстановительных свойств, что отражают низкие значения электроотрицательности. Отсюда вытекает ограниченность химических свойств и способов получения типичных металлов.

Характерной особенностью типичных металлов является стремление их атомов образовывать катионы и ионные химические связи с атомами неметаллов. Соединения типичных металлов с неметаллами — это ионные кристаллы «катион металлаанион неметалла», например К+ Вг, Сa2+ О2-. Катионы типичных металлов входят также в состав соединений со сложными анионами — гидроксидов и солей, например Мg2+(OН)2, (Li+)2СO32-.

Металлы А-групп, образующие диагональ амфотерности в Периодической  системе   Ве-Аl-Gе-Sb-Ро, а также примыкающие к ним металлы (Gа, In, Тl, Sn, Рb, Вi) не проявляют типично  металлических свойств.  Общая  электронная формула их  атомов ns2np0-4 предполагает большее разнообразие степеней окисления, большую способность удерживать собственные электроны, постепенное понижение их восстановительной способности и появление окислительной способности, особенно в высоких степенях окисления (характерные примеры — соединения Тl III, РbIV, Вiv). Подобное химическое поведение характерно и для большинства (d-элементов, т. е. элементов Б-групп Периодической системы (типичные примеры — амфотерные элементы Сr и Zn).

Это проявление двойственности (амфотерности) свойств, одновременно металлических (основных) и неметаллических, обусловлено характером химической связи. В твердом состоянии соединения нетипичных металлов с неметаллами содержат преимущественно ковалентные связи (но менее прочные, чем связи между неметаллами). В растворе эти связи легко разрываются, а соединения диссоциируют на ионы (полностью или частично). Например, металл галлий состоит из молекул Ga2, в твердом состоянии хлориды алюминия и ртути (II) АlСl3 и НgСl2 содержат сильно ковалентные связи, но в растворе АlСl3 диссоциирует почти полностью, а НgСl2 — в очень малой степени (да и то на ионы НgСl+ и Сl).

Общие свойства металлов

Общие физические свойства металлов

Благодаря  наличию свободных электронов («электронного газа») в кристаллической решетке все металлы проявляют следующие характерные общие свойства:

1)     Пластичность — способность легко менять форму, вытягиваться в проволоку, прокатываться в тонкие листы.

2)    Металлический блеск и непрозрачность. Это связано со взаимодействием свободных электронов с падающими на металл светом.

3)     Электропроводность. Объясняется направленным движением свободных электронов от отрицательного полюса к положительному под влиянием небольшой разности потенциалов.  При нагревании электропроводность уменьшается, т.к. с повышением температуры усиливаются колебания атомов и ионов в узлах кристаллической решетки, что затрудняет направленное движение «электронного газа».

4)     Теплопроводность.  Обусловлена высокой подвижностью свободных электронов, благодаря чему происходит быстрое выравнивание температуры по массе металла. Наибольшая теплопроводность — у висмута и ртути.

5)     Твердость. Самый твердый – хром (режет стекло); самые мягкие – щелочные металлы – калий, натрий, рубидий и цезий – режутся ножом.

6)     Плотность. Она тем меньше, чем меньше атомная масса металла и больше радиус атома. Самый легкий — литий (ρ=0,53 г/см3); самый тяжелый – осмий (ρ=22,6 г/см3). Металлы, имеющие плотность менее  5 г/см3 считаются «легкими металлами».

7)     Температуры плавления и кипения. Самый легкоплавкий металл – ртуть (т.пл. = -39°C), самый тугоплавкий металл – вольфрам (t°пл. = 3390°C). Металлы с t°пл. выше 1000°C считаются тугоплавкими, ниже – низкоплавкими.

Общие химические свойства металлов

Сильные восстановители: Me0 – nē →  Men+

Ряд напряжений характеризует сравнительную активность металлов в окислительно-восстановительных реакциях в водных растворах

.ЭХРН ряд активности металлов

I. Реакции металлов с неметаллами

1)     С кислородом:
2Mg + O
→  2MgO

2)     С серой:
Hg + S →  HgS

3)     С галогенами:
Ni + Cl
2  –→   NiCl2

4)     С азотом:
3Ca + N
2  –→   Ca3N2

5)     С фосфором:
3Ca + 2P  –
→   Ca3P2

6)     С водородом (реагируют только щелочные и щелочноземельные металлы):
2Li + H
2 →  2LiH

Ca + H2 →  CaH2

II. Реакции металлов с кислотами

1)     Металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений до H восстанавливают кислоты-неокислители до водорода:

Mg + 2HCl →   MgCl2 + H2

2Al+ 6HCl →  2AlCl3 + 3H2

6Na + 2H3PO4 →  2Na3PO4 + 3H2

2) С кислотами-окислителями:

При взаимодействии азотной кислоты любой концентрации и концентрированной серной с металлами водород никогда не выделяется!

Zn + 2H2SO4(К) → ZnSO4 + SO2 + 2H2O

4Zn + 5H2SO4(К) → 4ZnSO4 + H2S + 4H2O

3Zn + 4H2SO4(К) → 3ZnSO4 + S + 4H2O

2H2SO4(к) + Сu → Сu SO4 + SO2 + 2H2O

10HNO3 + 4Mg → 4Mg(NO3)2 + NH4NO3 + 3H2O

4HNO3(к) + Сu → Сu (NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

III. Взаимодействие металлов с водой

1)     Активные (щелочные и щелочноземельные металлы) образуют растворимое основание (щелочь) и водород:

2Na + 2H2O →  2NaOH + H2

Ca+ 2H2O →  Ca(OH)2 + H2

2)     Металлы средней активности окисляются водой при нагревании до оксида:

Zn + H2O  –→   ZnO + H2

3)     Неактивные (Au, Ag, Pt) — не реагируют.

IV.    Вытеснение более активными металлами менее активных металлов из растворов их солей:

Cu + HgCl2 →  Hg+ CuCl2

Fe+ CuSO4 →  Cu+ FeSO4

общие свойства металлов

В промышленности часто используют не чистые металлы, а их смеси — сплавы, в которых полезные свойства одного металла дополняются полезными свойствами другого. Так, медь обладает невысокой твердостью и малопригодна для изготовления деталей машин, сплавы же меди с цинком (латунь) являются уже достаточно твердыми и широко используются в машиностроении. Алюминий обладает высокой пластичностью и достаточной легкостью (малой плотностью), но слишком мягок. На его основе готовят сплав с магнием, медью и марганцем — дуралюмин (дюраль), который, не теряя полезных свойств алюминия, приобретает высокую твердость и становится пригодным в авиастроении. Сплавы железа с углеродом (и добавками других металлов) — это широко известные чугун и сталь.

Металлы в свободном виде являются восстановителями. Однако реакционная способность некоторых металлов невелика из-за того, что они покрыты поверхностной оксидной пленкой, в разной степени устойчивой к действию таких химических реактивов, как вода, растворы кислот и щелочей.

Например, свинец всегда покрыт оксидной пленкой, для его перехода в раствор требуется не только воздействие реактива (например, разбавленной азотной кислоты), но и нагревание. Оксидная пленка на алюминии препятствует его реакции с водой, но под действием кислот и щелочей разрушается. Рыхлая оксидная пленка (ржавчина), образующаяся на поверхности железа во влажном воздухе, не мешает дальнейшему окислению железа.

Под действием концентрированных кислот на металлах образуется устойчивая оксидная пленка. Это явление называется пассивацией. Так, в концентрированной серной кислоте пассивируются (и после этого не реагируют с кислотой) такие металлы, как Ве, Вi, Со, Fе, Мg и Nb, а в концентрированной азотной кислоте — металлы А1, Ве, Вi, Со, Сг, Fе, Nb, Ni, РЬ, Тh и U.

При взаимодействии с окислителями в кислых растворах большинство металлов переходит в катионы, заряд которых определяется устойчивой степенью окисления данного элемента в соединениях (Nа+, Са2+,А13+,Fе2+ и Fе3+)

Восстановительная активность металлов в кислом растворе передается рядом напряжений. Большинство металлов переводится в раствор соляной и разбавленной серной кислотами, но Сu, Аg и Нg — только серной (концентрированной) и азотной кислотами, а Рt и Аи — «царской водкой».

Коррозия металлов

Нежелательным химическим свойством металлов является их коррозия, т. е. активное разрушение (окисление) при контакте с водой и под воздействием растворенного в ней кислорода (кислородная коррозия). Например, широко известна коррозия железных изделий в воде, в результате чего образуется ржавчина, и изделия рассыпаются в порошок.

Коррозия металлов протекает в воде также из-за присутствия растворенных газов СО2 и SО2; создается кислотная среда, и катионы Н+ вытесняются активными металлами в виде водорода Н2 (водородная коррозия).

Особенно коррозионно-опасным может быть место контакта двух разнородных металлов (контактная коррозия). Между одним металлом, например Fе, и другим металлом, например Sn или Сu, помещенными в воду, возникает гальваническая пара. Поток электронов идет от более активного металла, стоящего левее в ряду напряжений (Ре), к менее активному металлу (Sn, Сu), и более активный металл разрушается (корродирует).

Именно из-за этого ржавеет луженая поверхность консервных банок (железо, покрытое оловом) при хранении во влажной атмосфере и небрежном обращении с ними (железо быстро разрушается после появления хотя бы небольшой царапины, допускающей контакт железа с влагой). Напротив, оцинкованная поверхность железного ведра долго не ржавеет, поскольку даже при наличии царапин корродирует не железо, а цинк (более активный металл, чем железо).

Сопротивление коррозии для данного металла усиливается при его покрытии более активным металлом или при их сплавлении; так, покрытие железа хромом или изготовление сплава железа с хромом устраняет коррозию железа. Хромированное железо и сталь, содержащая хром (нержавеющая сталь), имеют высокую коррозионную стойкость.

  Общие способы получения металлов в промышленности:

• электрометаллургия, т. е. получение металлов электролизом расплавов (для наиболее активных металлов) или растворов солей;

• пирометаллургия, т. е. восстановление металлов из руд при высокой температуре (например, получение железа в доменном процессе);

• гидрометаллургия, т. е. выделение металлов из растворов их солей более активными металлами (например, получение меди из раствора СuSO4 действием цинка, железа или алюминия).

В природе иногда встречаются самородные металлы (характерные примеры — Аg, Аu, Рt, Нg), но чаще металлы находятся в виде соединений (металлические руды). По распространенности в земной коре металлы различны: от наиболее распространенных — Аl, Nа, Са, Fе, Мg, К, Тi) до самых редких — Вi, In, Аg, Аu, Рt, Rе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Металлы: общая характеристика.

Слайд 2

Химические элементы – металлы . Из 114 известных элементов – 92 относятся к металлам. Металлы – это химические элементы, атомы которых отдают электроны внешнего ( предвнешнего ) электронного слоя, превращаясь в положительные ионы (катионы).

Слайд 3

Главные особенности элементов металлов. Малое число валентных электронов ( [1-3] ). Сравнительно большие радиусы атомов. Небольшие значения электроотрицательности ( от 0,7 до 1,9 ). Исключительно восстановительные свойства ( - свои электроны ). Некоторые химические элементы металлы обладают двойственными свойствами ( амфотерность ).

Слайд 4

Нахождение в ПСХЭ Д.И. Менделеева Группа I II III IV V VI VII VIII Период 1 2 Li B 3 4 5 6 At 7 Fr Все элементы- м еталлы: s – ; p – ; d – ; f - . Элементы побочных подгрупп – металлы (переходные или d – элементы.

Слайд 5

Изменение свойств в ПСХЭ Д.И. Менделеева Число электронов на внешнем слое не изменяется Радиус атома увеличивается Электроотрицательность уменьшается Восстановительные свойства усиливаются Металлические свойства усиливаются В главной подгруппе

Слайд 6

Изменение свойств в ПСХЭ Д.И. Менделеева В периоде: Заряды ядер увеличиваются Радиусы атомов уменьшаются Число электронов на внешнем слое увеличивается Электроотрицательность увеличивается Восстановительные свойства уменьшаются Металлические свойства ослабевают

Слайд 7

Химическая металлическая связь. Металлическая связь – это связь в металлах и сплавах между атомами – ионами металлов, расположенных в узлах кристаллической решетки, которая осуществляется обобществленными электронами.

Слайд 8

Особенности металлической связи. 1. Небольшое количество электронов одновременно связывают множество атомных ядер. 2. Связь нелокализована . 3. Насыщенностью и направленностью не обладает.

Слайд 9

Металлы – простые вещества. Все металлы обладают общими физическими свойствами: Пластичность – смещение слоев ионов под внешним воздействием на кристалл относительно друг друга. Металлический блеск – наличие свободных электронов. Электро- и теплопроводность – обусловлена нахождением в кристалле хаотически движущихся электронов.

Слайд 10

Металлы – простые вещества. В атомах металлов на внешнем энергетическом уровне: Малое количество электронов. Очень большой атомный радиус. Способствует быстрой отдаче электронов атомом металла в результате их взаимодействия с другими атомами Me° - nē Me окисление

Слайд 11

Электрохимический ряд напряжения металлов. Ме расположены в порядке убывания восстановительных свойств при реакциях в растворах; Ме , стоящий в ряду до водорода, вытесняет его из растворов кислот; Ме , стоящий в ряду левее, вытесняет правее стоящий Ме из растворов его солей;

Слайд 12

Электрохимический ряд напряжения металлов. Ме , стоящие в ряду до Al , взаимодействуют с водой с образованием щелочей и выделением водорода; о стальные Ме – в жестких условиях с образованием оксида Ме и водорода; Ме , стоящие в ряду за водородом, не взаимодействуют с водой;

Слайд 13

Электрохимический ряд напряжения металлов. На основании восстановительной способности Ме в ряду напряжений УСЛОВНО можно разделить на три группы: о т Li до Al очень активные металлы. Me от Al до H 2 металлы средней активности о т Н 2 до Au м алоактивные металлы

Слайд 14

Взаимодействие Ме с простыми веществами. Ме Взаимодействие с кислородом/ о ксиды, пероксиды Взаимодействие с серой/ сульфиды Взаимодействие с галогенами/ галогениды Взаимодействие с водородом (только активные Ме )/ гидриды Взаимодействие с азотом/ нитриды Взаимодействие с металлом/ интерметаллические соединения

Слайд 15

Взаимодействие Ме со сложными веществами. Ме Взаимодействие с водой: ч ем активнее Ме , тем скорость реакции выше. Гидроксиды, оксиды Взаимодействие Ме с растворами кислот: соли Взаимодействие Ме с растворами солей: с оли активных Ме Взаимодействие Ме с органическими веществами: о рганические соли

Слайд 16

Проверь себя На основании положения металлов в электрохимическом ряду напряжений обоснуйте возможность протекания следующих химических реакций: I вариант II вариант Zn и CuSO 4 a) AlCl 3 и Au Al и H 2 O b) Fe и H 2 O Cu и HCl c) Mg и HCl Na и H 2 O d) Al и FeCl 3 Fe и AlCl 3 e) Hg и H 2 O Составьте уравнения возможных химических реакций. I а); b) ; d) ; II b) ; c) ; d) .

Слайд 17

https:// encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTG0PzzdMcXtIsg5QPIh0LKhMa7f4aUyPOa-mHTURTWw1oV-OC3nw http:// lookbio.ru/wp-content/uploads/2014/12/shutterstock_118765843.jpg https:// encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSciQ3qJcw_dUDdrrzJu9xx0ZPclWmdtnjACptaVMGBZSlZeCBS http:// www.syl.ru/misc/i/ai/149004/463627.png http:// rudocs.exdat.com/data/13/12590/12590_html_m1a2f6902.png http:// d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/16378/c58627b8e2adc0bccec05caa5b462fbc.jpg http:// doc4web.ru/uploads/files/34/33409/hello_html_5e9becbb.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТАЛЛЫ. СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА, ПРИМЕНЕНИЕ «Металл суть светлое тело, которое ковать можно». Ломоносов М.В.

Слайд 2

Содержание Характеристика элемента-металла по положению в ПСХЭ Изменение металлических свойств в ПСХЭ Металлы – простые вещества Химическая связь в металлах 5-6.Физические свойства Металлы – рекордсмены О применении металлов Металлы древности на службе у человека 10-11. Из истории сплавов 12-18. Чугун-материал для создания шедевров мирового искусства О роли металлов Используемая литература 21. Авторская страница

Слайд 3

Характеристика элемента – металла по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева Li B 1. Металлы находятся в I-III группе главной подгруппе ( искл . H -1e, H е -2e, B-3e ), а также в I-VIII группах побочной подгруппе. Fr At 2. На внешнем энергетическом уровне у металлов от 1 до 3-х электронов. 3. Ме 0 - п е = Ме + п ( окисление ) восстановитель 4. Степень окисления металла: 0, +1, +2, +3 (низшая) +4, +5, +6, +7, +8 (высшая)

Слайд 4

Изменение металлических свойств в ПСХЭ В группах: металлические свойства усиливаются причина: 1.увеличивается заряд ядра, 2.число электронов на внешнем э.у . не изменяется 3.радиус атома увеличивается В периодах: металлические свойства уменьшаются причина: 1. увеличивается заряд ядра 2. число электронов на внешнем э.у . увеличивается 3. радиус атома уменьшается

Слайд 5

Металлы –простые вещества Типы кристаллических решёток металлов Кубическая Объёмно-центрированная кубическая Гранецентрированная Гексагональная кубическая плотноупакованная

Слайд 6

Химическая связь в металлах В узлах кристаллической решётки атом-ионы , между которыми свободно перемещаются свободные электроны («электронный газ») Металлическая связь – связь между атом-ионами и относительно свободными электронами за счёт сил электростатического притяжения

Слайд 7

Физические свойства металлов теплопроводность твёрдость плотность Ме металлический пластичность блеск и ковкость электропроводность

Слайд 8

Физические свойства металлов (продолжение) Физические свойства металлов: пластичность, металлический блеск, теплопроводность и электропро - водность обусловлены наличием в кристаллической решётке металлов свободных электронов - «электронный газ».

Слайд 9

Металлы - «рекордсмены» W - самый тугоплавкий Ag - самый электропроводный Li - самый лёгкий AI - самый распространённый Cs - самый легкоплавкий Au - лучший катализатор Cr - самый твёрдый Os - самый тяжёлый

Слайд 10

О применении металлов Медь была первым металлом, которым овладел человек. Она открыла эру металлургии и дала миру первый сплав. Многие тысячелетия медь была основой материальной культуры и искусств Трудно переоценить уникальную роль меди в истории человеческой цивилизации.

Слайд 11

Металлы древности на службе у человека Семь металлов создал свет по числу семи планет … Алхимики Золото (Au) – солнце Серебро (Ag) – луна Ртуть (Hg) – меркурий Медь (Cu) – меркурий Железо (Fe) – марс Олово ( Sn ) – юпитер Свинец ( Pb ) – сатурн

Слайд 12

Из истории сплавов Бронза была первым сплавом, полученным человеком. Распространение бронзы началось с конца 4 тыс. до н.э. Древнейшие бронзовые изделия найдены на территории Ирана, Месопотамии, Турции. В конце 3 тыс. до н.э. бронза появилась в Индии, во 2 тыс. до н.э. – в Китае и Европе. В Америке бронзовый век охва - тывает период с VI по Х века н.э.

Слайд 13

Из истории сплавов (продолжение) В железный век первыми пришли народы Африки. Они перешагнули из каменного века в железный минуя медный и бронзовый. Это связано с тем, что в Африке железные руды выходят на поверхность земли. Африканцы изобрели плавку железа в 600-400 годах до новой эры.

Слайд 14

Чугун –материал для создания шедевров мирового искусства Санкт-Петербург –своеобразный музей, в котором собрано бесчисленное множество произведений изобразительного искусства, выполненных из чугуна. Рассмотрит лишь некоторые из них – чугунные ограды дворцов и набережных рек Санкт – Петербурга.

Слайд 15

Чугун – материал для создания шедевров мирового искусства (продолжение) Воронихинская решётка у Казанского собора. Отлита в 1811 году. (Архитектор Воронихин А.Н.)

Слайд 16

Чугун –материал для создания шедевров мирового искусства (продолжение) Решётка Летнего сада. 36 гранитных колонн, увенчанных вазами и урнами, и тончайшие ажурные звенья, украшенные позолоченными розетками, стали сокровищем мирового искусства. (Архитекторы Фельтен Ю.М. и Егоров П.Е.)

Слайд 17

Чугун – материал для создания шедевров мирового искусства (продолжение) Ограда Русского музея (Михайловского дворца), 1819-1825 г (Архитектор Росси К.И.) До 1917 года назывался музеем Александра III .

Слайд 18

Чугун – материал для создания шедевров мирового искусства (продолжение) Ограда набережной реки Фонтанки. Сооружена в 1780-1789 г по проекту архитектора Квасова А.В.

Слайд 19

Чугун –материал для создания шедевров мирового искусства (продолжение) Ограда набережной реки Мойки (1798-1810 годы)

Слайд 20

О роли металлов Металлы сыграли важную роль в истории человечества и несмотря на то, что в последнее время у них появился конкурент – полимерные материалы, металлы и сейчас продолжают занимать ведущее место в развитии цивилизации.

Слайд 21

Используемая литература 1. Малышкина В. «Занимательная химия»- Санкт-Петербург, « Тригон », 1998г 2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г.-М.: Дрофа, 2002г 3. Карцова А.А. «Химия без формул»-3-е изд., переработанное,- Санкт-Петербург: Авалон , Азбука – классика, 2005г 4. «Химия в картинках»- М.: 1998г

Слайд 22

Авторы проекта: Завалюева Анастасия, ученица 10 класса Яблокова Елизавета, ученица 10 класса Руководитель проекта: Касимова Светлана Пакидевна , к.х.н., учитель химии, школа № 520 Колпинского района, г. Санкт- Петербург



Предварительный просмотр:

Написать сообщение по теме «Металлы»

  1. Интересные факты о металлах, виды, свойства, распространенные и необычные металлы и сплавы.
  2. Самые необычные металлы.
  3. Металлы вокруг нас и внутри нас.
  4. Что мы знаем о металлах?
  5. 40 интересных факторов о металлах.
  6. Металлы в жизни человека.
  7. Тяжелые металлы, характеристика и свойства. Влияние тяжелых металлов на организм человека.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа  по теме «Металлы»

  1. Допишите уравнения реакций.

Na + O=                                            Mg + HCl =

Ca + S =                                              Ca + V2O5 =

Ba + H2O =                                          Ba + H=

Li + O2=                                              Ca + HCl =

Ca + Cl2 =                                           Mg + TiO2 =

Na + H2O =                                          K + H=

  1. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать цинк: Н2O, S, NaOH, K2SO4, O2, СаО, HCl, FeCl2, Li? Приведите уравнения возможных реакций.

3  Для металлов характерен вид связи:

а) ионная;

б) ковалентная;

в) металлическая.

4. С кислородом при обычных условиях не реагирует:

а) калий;

б) медь;

в) кальций.

5. При взаимодействии натрия с водой образуется:

а) оксид натрия;

б) гидроксид натрия;

в) гидрид натрия.

6. С соляной кислотой не будет реагировать:

а) железо;

б) алюминий;

в) ртуть.

7. Легче всего вытесняет водород:

а) магний;

б) калий;

в) алюминий.

.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа

1 вариант

2 вариант

  1. Задание  решить задачи

Задача № 1

Раствор соляной кислоты массой 116,8 г и массовой долей 10% добавили к избытку сульфида магния. Вычислите объём (н. у.) выделившегося газа.

Задача № 1

Через 40 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 8% пропустили сернистый газ. При этом образовался сульфит натрия. Вычислите объём (н. у.) вступившего в реакцию газа.

Задача № 2

Через раствор гидроксида натрия пропустили 4,48 л сернистого газа (н. у.). Образовалось 126 г раствора сульфита натрия. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Задача № 2

73 г раствора соляной кислоты смешали с порцией карбоната кальция. При этом выделилось 0,896 л газа. Вычислите массовую долю исходного раствора соляной кислоты

Задача № 3

К раствору карбоната калия массой 110,4 г и массовой долей 5 % прилили избыток раствора нитрата кальция. Вычислите массу образовавшегося осадка.

Задача № 3

К 170 г раствора с массовой долей нитрата серебра 3 % добавили избыток раствора хлорида алюминия. Вычислите массу образовавшегося осадка.

  1. Задание  напишите молекулярные, ионные полные и ионные сокращенные уравнения реакции
  1. NaOH + CuSO4 = 
  2. Na2CO3 + HNO3 =            
  3. BaCl2 + H2SO4 =
  1. HCl + Ba(OH)2  =
  2. AlCl3 + NaOH=
  3. К2CO+ H2SO4 =

Вариант 3                                                                      Вариант 4

  1. Задание  решить задачи

Задача № 1

Вычислите объём газа (н. у.), который выделится при действии избытка сульфида железа(II) на 490 г 10%-ного раствора серной кислоты.

Задача № 1

Вычислите объём аммиака (н. у.), необходимого для полной нейтрализации соляной кислоты массой 146 г   массовой доли HCl 10%.

Задача №2

При взаимодействии металлического натрия с водой образовалось 100 г раствора гидроксида натрия и 1,12 л водорода. Вычислите массовую долю гидроксида натрия в растворе.

Задача № 2

Рассчитайте массу гидроксида натрия, необходимую для полной нейтрализации 245 г раствора с массовой долей серной кислоты 20 %

Задача №3

К 171 г раствора с массовой долей сульфата алюминия 6 % добавили избыток раствора нитрата бария. Вычислите массу образовавшегося осадка.

Задача № 3

К избытку раствора фосфата калия добавили 102 г раствора с массовой долей нитрата серебра 10%. Вычислите массу образовавшегося осадка.

  1. Задание  напишите молекулярные, ионные полные и ионные сокращенные уравнения реакции

  1. NaOH + H2SO4=
  2. CuCl2 + KOH = 
  3.  Na2CO3 + H2SO4 → 
  1. Ba(NO3)2 + K2SO4 = 
  2. HCl+NaOH=
  3. FeCl3   +   NaOH  = 

                              Вариант 5                                            Вариант 6

                                                     1            Задание  решить задачи

Задача № 1

В 73 г соляной кислоты с массовой долей НСl 5% поместили избыток цинка. Вычислите объём выделившегося газа (н. у.).

Задача № 1

Определите объём (н. у.) углекислого газа, выделяющегося при растворении 110 г известняка, содержащего 92% карбоната кальция, в избытке азотной кислоты.

Задача №2

После пропускания через раствор гидроксида калия 6,72 л углекислого газа (н. у.) получили 414 г раствора карбоната калия. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Задача № 2

После пропускания через раствор гидроксида калия 0,448 л сероводорода (н. у.) получили 110 г раствора сульфида калия. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Задача №3

В результате взаимодействия растворов нитрата серебра и хлорида калия, взятого в избытке, выпал осадок массой 2,87 г. Вычислите массу исходного раствора нитрата серебра с массовой долей 17%, взятого для реакции.

Задача № 3

Вычислите массу 10%-ного раствора соляной кислоты, который потребуется для полного растворения 21,4 г гидроксида железа(III).

 2 Задание  напишите молекулярные, ионные полные и ионные сокращенные уравнения реакции

  1. K2СO+ HCl =
  2. NaOH+HNO3=
  3. Na2SiO3 + HCl =
  1. Al(OH)3 + H2SO4=
  2. K2SO+ HNO3=
  3. CuSO4 + NaOH=

                                                Вариант  7                      Вариант 8

  1.        Задание  решить задачи

Задача № 1

В избытке соляной кислоты растворили 1,506 г руды, содержащей 77% карбоната железа(II). Определите объём углекислого газа, выделившегося при этом.

Задача № 1

К 252 г раствора сульфита натрия с массовой долей соли 5,0 % добавили избыток соляной кислоты. Вычислите объём (н. у.) выделившегося газа.

Задача №2

После пропускания через раствор гидроксида натрия 2,24 л сернистого газа (н. у.) получили 252 г раствора сульфита натрия. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Задача № 2

К раствору карбоната калия с массовой долей 6% добавили избыток раствора хлорида бария. В результате реакции образовался осадок массой 9,85 г. Определите массу исходного раствора карбоната калия.

Задача №3

В результате взаимодействия раствора хлорида кальция с массовой долей растворённого вещества 12% и раствора карбоната натрия выпал осадок массой 8 г. Вычислите массу исходного раствора хлорида кальция, взятого для реакции.

Задача № 3

К 80 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 5% добавили  избыток раствора  сульфата меди(II). Определите массу выпавшего осадка.

 2 Задание  напишите молекулярные, ионные полные и ионные сокращенные уравнения реакции

  1. Zn(OH)2 + HNO3=
  2. CaCO+ HCl =
  3. CuSO4 + Ba(NO3)2 →

1. K3PO4 + CaCl2 →

2.  Fe(OH)3 + HCl→

3. Li2CO+ H2SO4 →

                                                Вариант  9                      Вариант 10

  1.                   Задание  решить задачи

Задача № 1

Раствор соляной кислоты массой 116,8 г и массовой долей 10% добавили к избытку сульфида магния. Вычислите объём (н.у.) выделившегося газа.

Задача № 1

Через 350 г раствора серной кислоты с массовой долей 7% пропустили аммиак до образования сульфата аммония. Вычислите объём (н. у.) вступившего в реакцию газа.

Задача №2

В 36,5 г соляной кислоты поместили порцию карбоната кальция. При этом выделилось 0,448 л газа. Вычислите массовую долю HCl в исходном растворе соляной кислоты.

Задача № 2

При взаимодействии алюминия с соляной кислотой получили 6,72 л водорода и 178 г раствора соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Задача №3

Избыток оксида алюминия добавили к 29,4 г раствора с массовой долей серной кислоты 10%. Вычислите массу соли, образовавшейся в результате реакции.

Задача № 3

К 376 г раствора с массовой долей  нитрата меди   (II) 7,5% добавили избыток раствора гидроксида калия. Определите массу выпавшего осадка.

 2 Задание  напишите молекулярные, ионные полные и ионные сокращенные уравнения реакции

  1. BaBr2 + AgNO3 →

2. Fe(NO3)3 + KOH →

3.  Cu(OH)2 + HNO3

1. Na2SO+ HCl →

2.MgCl2 + Na2CO3 →

3. CaCl2 + AgNO3 →

                                                         Вариант  11                     Вариант 12

  1.   Задание  решить задачи

Задача № 1

Через  80 г раствора гидроксида натрия с массовой долей растворённого вещества 10% пропустили углекислый газ до образования карбоната натрия. Вычислите объём (н.у.), затраченного на реакцию газа.

Задача № 1

Раствор азотной кислоты массой 25,2 г и массовой долей 10% прилили к избытку карбоната магния. Вычислите объём выделившегося газа.

Задача №2

К 150 г раствора серной кислоты добавляли раствор хлорида бария до прекращения выделения осадка. Масса осадка составила 34,95 г. Вычислите массовую долю серной кислоты в исходном растворе.

Задача № 2

К 200 г раствора нитрата серебра добавляли раствор хлорида кальция до прекращения выделения осадка. Масса полученного осадка составила 28,7 г. Рассчитайте массовую долю нитрата серебра в исходном растворе.

Задача №3

Вычислите массу раствора гидроксида натрия с массовой долей 10%, необходимого для полной нейтрализации раствора, содержащего 4,9 г серной кислоты.

Задача № 3

К 284 г раствора сульфата натрия с массовой долей 10% добавили избыток раствора хлорида бария. Вычислите массу образовавшегося осадка.

 2 Задание  напишите молекулярные, ионные полные и ионные сокращенные уравнения реакции

1. Na2SiO3 + HCl →

2 Al(OH)3 + H2SO4

 3.  K2SO+ HNO3 →

 1. CuSO4 + NaOH →

2.  Zn(OH)2 + HNO3

3.  CaCO+ HCl →

                                          Вариант  13                     Вариант 14

  1.          Задание  решить задачи

Задача № 1

Раствор соляной кислоты массой 29,2 г и массовой долей 5% добавили к избытку сульфита магния. Вычислите объём (н.у.) выделившегося газа.

Задача № 1

Вычислите объём (н.у.) газа, выделившегося в результате взаимодействия избытка магния со 146 г соляной кислоты с массовой долей HCl 20%.

Задача №2

При пропускании 5,6 л аммиака (н. у.) через раствор серной кислоты с массовой долей 7% образовался сульфат аммония. Вычислите массу исходного раствора серной кислоты.

Задача № 2

Вычислите массу оксида меди(II), который может прореагировать с 73 г 20%-ного раствора соляной кислоты.

Задача №3

73 г раствора соляной кислоты смешали с порцией карбоната кальция. При этом выделилось 0,896 л газа. Вычислите массовую долю исходного раствора соляной кислоты.

Задача № 3

При взаимодействии 9,8 г гидроксида меди(II) с соляной кислотой получили 67 г раствора хлорида меди(II). Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

2 Задание  напишите молекулярные, ионные полные и ионные сокращенные уравнения реакции

  1. CuSO4 + Ba(NO3)2 →

 2. K3PO4 + CaCl2 →

3 Fe(OH)3 + HCl→

  1. Li2CO+ H2SO4 =
  2. Fe(NO3)3 + KOH=
  3. Na2SO+ HCl=

                                                  Вариант  15                      Вариант 16

  1.    Задание  решить задачи

Задача № 1

Вычислите объём сероводорода (н.у.), который потребуется для полного осаждения ионов меди из 320 г 20%-ного раствора сульфата меди(II). 

Задача № 1

Через раствор гидроксида бария пропустили хлороводород. Образовалось 41,6 г раствора хлорида бария с массовой долей 15%. Вычислите объём прореагировавшего газа.

Задача №2

 К 200 г раствора с массовой долей сульфата железа(III) 10% добавили избыток раствора нитрата бария. Вычислите массу образовавшегося осадка.

Задача № 2

При добавлении к раствору гидроксида калия с массовой долей щёлочи 10% избытка раствора нитрата меди(II) образовался осадок массой 9,8 г. Определите массу исходного раствора щёлочи.

Задача №3

К 200 г раствора хлорида кальция добавляли раствор карбоната натрия до прекращения выпадения осадка. Масса осадка составила 12,0 г. Рассчитайте массовую долю хлорида кальция в исходном растворе. (Относительную атомную массу хлора примите равной 35,5)

Задача № 3

 К 150 г раствора гидроксида бария добавляли серную кислоту до прекращения выпадения осадка. Масса осадка составила 4,66 г. Рассчитайте массовую долю гидроксида бария в исходном растворе.

2 Задание  напишите молекулярные, ионные полные и ионные сокращенные уравнения реакции

  1. BaCI2+H2SO4=
  2. Fe2O3+HCI =

  3. Al2O3+HCI=

  1. Ca3(PO4)2+H2SO4=

  2. AlCI3+NaOH=>

  3. HCI+Cr2O3 =

                                          Вариант  17                   Вариант 18

  1.                                                         Задание  решить задачи

Задача № 1

Через 126 г раствора с массовой долей азотной кислоты 30% был пропущен аммиак, который полностью прореагировал. Определите объём (н.у.) аммиака, вступившего в реакцию.

 Задача № 1

Через раствор гидроксида кальция пропустили углекислый газ. Образовалось 324 г раствора гидрокарбоната кальция с массовой долей 1%. Вычислите объём прореагировавшего газа.

Задача №2

Вычислите массу осадка, образовавшегося в результате пропускания углекислого газа через 370 г раствора гидроксида кальция с массовой долей 0,2%.

Задача № 2

К избытку раствора фосфата калия добавили 102 г раствора с массовой долей нитрата серебра 10%. Вычислите массу образовавшегося осадка.

Задача №3

После полного растворения 0,115 г натрия в воде образовался раствор щёлочи, массой 3,2 г. Чему равна массовая доля щёлочи в получившемся растворе?

Задача № 3

При взаимодействии избытка карбоната магния со 146 г раствора хлороводорода было получено 2,24 л углекислого газа (н.у.). Вычислите массовую долю хлороводорода в исходном растворе.

2 Задание  напишите молекулярные, ионные полные и ионные сокращенные уравнения реакции

Mg(OH)2+H3PO4 =

H3PO4+KOH =

Fe(OH)3+HNO3 =

HBr +  Ba(OH)2 →

2SO3 +  HNO 3  →

Na 3PO 4+  CaCL 2  →

                                             Вариант  19                      Вариант 20

                                                              1.   Задание  решить задачи

Задача № 1

Через  32 г раствора с массовой долей сульфата меди(II) 5% пропустили избыток  газообразного сероводорода до полного выпадения черного осадка. Вычислите

 объем объём (н.у.) затраченного на реакцию

газа.

Задача № 1

Определите объём (н.у.) аммиака, который полностью прореагировал с раствором азотной кислоты массой 25,2 г и массовой долей кислоты 20%.

Задача №2

Через раствор серной кислоты пропустили 0,224 л аммиака. Образовалось  13,2 г раствора сульфата аммония. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Задача № 2

После пропускания 4,4 г углекислого газа через 320 г раствора гидроксида калия получили раствор средней соли. Вычислите массовую долю щёлочи в исходном растворе.

Задача №3

 При пропускании 4,48 л углекислого газа (н.у.) через раствор гидроксида бария с массовой долей 12% образовался карбонат бария. Вычислите массу исходного раствора гидроксида бария.

Задача № 3

 К 150 г раствора гидроксида бария добавляли серную кислоту до прекращения выпадения осадка. Масса осадка составила 4,66 г. Рассчитайте массовую долю гидроксида бария в исходном растворе.

2 Задание  напишите молекулярные, ионные полные и ионные сокращенные уравнения реакции

Al 2(SO) 3  + KOH  →

HBr +  Ba(OH)2 →

2SO3 +  HNO 3  →

2SO3 +  HNO 3  →

Na 2S  + H 3PO4

Mg(NO3)2+ Na2SO3=

                                              Вариант  21                      Вариант 22

  1.                                                           Задание  решить задачи

Задача № 1

После полного растворения 2г оксида меди(II) в азотной кислоте масса раствора составила 94 г. Чему равна массовая доля получившейся соли в этом растворе?

Задача № 1

При взаимодействии металлического натрия с водой образовалось 100 г раствора гидроксида натрия и 1,12 л водорода. Вычислите массовую долю гидроксида натрия в растворе.

Задача № 2

К раствору хлорида железа(II) с массовой долей 5% добавили избыток раствора гидроксида натрия. В результате реакции образовался осадок массой 4,5г. Определите массу исходного раствора соли.

Задача № 2

 Вычислите массу раствора азотной кислоты с массовой долей 15%, необходимой для полной нейтрализации раствора, содержащего 3,7 г гидроксида кальция.

Задача № 3

Вычислите объём углекислого газа (н. у.), который выделится при действии на избыток карбоната кальция 730 г 20 %-ного раствора соляной кислоты.

Задача № 3

В 98 г раствора серной кислоты с массовой долей 4% поместили избыток цинка. Вычислите объём выделившегося газа (н.у.).

2 Задание  напишите молекулярные, ионные полные и ионные сокращенные уравнения реакции

1. Pb(NO3)2+ Na2SO4=

2) Na2S + Ca(NO3)2=

3. Cu(NO3)2+ Na2S =

Na2S + AgNO3=

Ba(NO3)2+ Na2SO4=

NaOH + Ba(NO3)2=

                                                      Вариант  23                     Вариант 24

  1. Задание  решить задачи

Задача № 1

Вычислите объём аммиака (н.у.), необходимого для полного взаимодействия со 196 г раствора серной кислоты с массовой долей 2,5%.

 

Задача № 1

Определите объём (н.у.) аммиака, который полностью прореагировал с раствором азотной кислоты массой 25,2 г и массовой долей кислоты 20%.

Задача № 2

 К раствору карбоната натрия массой 84,8 г и массовой долей соли 5% прилили избыток раствора нитрата бария. Вычислите массу образовавшегося осадка.

Задача № 2

 284 г раствора сульфата натрия с массовой долей растворённого вещества 10% смешали с избытком раствора хлорида бария. Вычислите массу выпавшего осадка.

Задача № 3

 К 200 г раствора сульфата натрия добавляли раствор гидроксида бария до прекращения выделения осадка. Масса осадка составила 13.98 г. Рассчитайте массовую долю сульфата натрия в исходном растворе.

Задача № 3

 При пропускании 2,24 л оксида углерода(IV) через раствор гидроксида калия получили 138 г раствора карбоната калия. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

2 Задание  напишите молекулярные, ионные полные и ионные сокращенные уравнения реакции

1. NaOH + H3PO4=

2) Na2CO+ H2SO4=

3) NaOH + Ba(NO3)2=

  1.  1. AgNO+ HCl=

 2. KOH + BaSO4=

  1. NaOH + H2S=

             Вариант  25                      Вариант 26

  1.   Задание  решить задачи

Задача № 1

 Через  32 г раствора с массовой долей сульфата меди(II) 5% пропустили избыток  газообразного сероводорода до полного выпадения черного осадка. Вычислите объём (н.у.) затраченного на реакцию газа.

Задача № 1

 Через раствор гидроксида кальция пропустили углекислый газ. Образовалось 324 г раствора гидрокарбоната кальция с массовой долей 1%. Вычислите объём прореагировавшего газа.

Задача № 2

 К 57 г  раствора  сульфата железа (III) с массовой долей 7% добавили избыток раствора хлорида бария. Определите массу выпавшего осадка.

Задача № 2

Вычислите массу раствора азотной кислоты с массовой долей 7%, необходимого для реакции с 6,42 г гидроксида железа(III).

Задача № 3

В результате реакции оксида натрия с водой было получено 80 г 10%-ного раствора щёлочи. Определите массу прореагировавшего оксида натрия

Задача № 3

К 150 г раствора карбоната натрия добавляли соляную кислоту до прекращения выделения газа. Всего выделилось 3.36 л газа (н.у.). Рассчитайте массовую долю карбоната натрия в исходном растворе.

2 Задание  напишите молекулярные, ионные полные и ионные сокращенные уравнения реакции

1. Na2SO4+ BaCl2=

2. NaOH + FeCl3=

3. CuCl2 + H2SO4=

CuSO4+NaOH=

KOH + NH4Cl 

H2SO4  +K2CO3= 

                                                      Вариант  27                      Вариант 28

                                                                 1 Задание  Решить задачи

Задача 1

Оксид меди(II) массой 32 г может прореагировать с 146 г раствора соляной кислоты. Определите массовую долю кислоты в растворе

Задача 1

К 170 г раствора с массовой долей нитрата серебра 3 % добавили избыток раствора хлорида алюминия. Вычислите массу образовавшегося осадка.

Задача 2

Вычислите массу осадка, который образуется при действии раствора хлорида кальция на 424 г 5%-ного раствора карбоната натрия.

Задача 2

 К 27 г  раствора  с массовой долей хлорида меди  (II) 10% добавили избыток раствора сульфида натрия. Определите массу выпавшего осадка.

Задача 3

К 150 г раствора карбоната натрия добавляли раствор хлорида кальция до прекращения выделения осадка. Масса осадка составила 12,0 г. Вычислите массовую долю карбоната натрия в исходном растворе.

.

Задача 3

После пропускания через раствор гидроксида калия 1,12 л углекислого газа (н.у.) получили 138 г раствора карбоната калия. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

2 Задание  напишите молекулярные, ионные полные и ионные сокращенные уравнения реакции

  1. ZnCl2  + NaOH=
  2.  Ba(NO3)2 + K2SO4=
  3. Pb(NO3)2 + K2SO4 =
  1. FeCl2  + KOH=
  2. Na3PO4 + CaCl2=
  3.  Ba(NO3)2 + Na2SO4 =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятия производственного обучения по теме "Правка и гибка металла"

План занятия производственного обучения сварщиков по теме "Правка и гибка металла" МДК. 01.01 Подготовка металла к сварке, профессионального модуля ПМ.01 Подготовительно сварочные работы. В плане отра...

План занятия производственного обучения по теме "Рубка и резка металла"

План занятия производственного обучения сварщиков по теме "Рубка и резка металла" МДК.01.01 "Подготовка металла к сварке", профессионального модуля ПМ.01 "Подготовительно-сварочные работы". ...

Разработка урока на тему : "Основы общей технологии металлов"

Разработка  урока-презентации на тему : "Основы общей технологии металлов"...

Презентация по Учебной практике на тему: "Правка и гибка металла".

Презентация по Учебной практике на тему: "Правка и гибка металла"....

Урок "Хочу всё знать!" - хорошая помощь при закреплении пройденного материала по темам: сталь, чугун, цветные металлы и немного любознательности.

«Три пути ведут к знанию:путь размышления – самый благородный ,путь подражания – самый лёгкий ,и путь опыта – это самый горький»КонфуцийТЕМА УРОКА: Хочу все знатьЦель: актуализация знаний посред...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения на тему: «Правка и рихтовка металла»

Данная методическая разработка  по производственному обучению используется при реализации образоввательной программы по профессии "Машинист локомотива"...

Гр.№204 УП-01 Тема 1.4. Правка металла. Рихтовка металла Ручная и машинная правка.

Ознакомиться с материалом лекции и ответить на тестовые вопросы....