01.10.2021 г Дистанционное обучение Задание гр СВ310 по Географии морских и речных путей
материал

Поединцева Галина Теодоровна

Международный правовой режим морских пространств

Правовой режим международных каналов
и проливов. Международный район морского дна

Международные морские каналы - это искусственно созданные морские пути, проходящие по территории какого-либо государства и используемые для международного судоходства. Важнейшие из них - Суэцкий, Панамский, Кильский. Каналы представляют собой сложные гидротехнические сооружения, требующие постоянных и значительных затрат на поддержание в рабочем состоянии. Морские каналы находятся под полным суверенитетом государства, по территории которого проходят; судоходство осуществляется в соответствии с международным соглашением относительно каждого канала.

Как правило, международные морские каналы открыты для свободного судоходства всех судов при соблюдении правил, устанавливаемых государством-сувереном. За проход по каналу обычно взимается плата.

Проливы - это естественные морские проходы, соединяющие между собой части открытого моря (включая исключительную экономическую зону) либо моря и океаны. Международными именуются проливы, используемы для международного судоходства. Важнейшими среди них являются Гибралтар, Ла-Манш, Сингапурский и др. Согласно Конвенции 1982 г., все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода через такие проливы, даже если они перекрыты территориальными или внутренними водами прибрежного государства. Этому проходу не должно чиниться препятствий. Гражданская и уголовная юрисдикция прибрежного государства осуществляется в том же объеме, что и в отношении судов в мирном проходе через территориальное море.

Правовой режим некоторых проливов определяется специальными соглашениями. Это, прежде всего, Черноморские проливы (Босфор, Дарданеллы и лежащее между ними Мраморное море), оба берега которых входят в территорию Турции. Их режим определен соглашением 1936 г. Оно предусматривает свободу невоенного судоходства для всех стран. Что же касается военных кораблей, то они должны предварительно уведомлять о своем проходе правительство Турции.

В эту же группу входит Керченский пролив, один берег которого принадлежит России, а другой - Украине.

Международный район морского дна (Район) - территория, включающая дно морей и океанов, его недра за пределами континентального шельфа и исключительной экономической зоны. В основе статуса Района лежат положения Конвенции 1982 г. и специальное Соглашение 1994 г.

Район и его ресурсы объявлены общим наследием человечества. Это значит, что ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права в отношении Района или его ресурсов. Финансовые и экономические выгоды, получаемые от деятельности в Районе, должны распределяться на основе принципа справедливости, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран.

От имени всего человечества действует международная организация - Международный орган по морскому дну. Он организует, осуществляет и контролирует деятельность в Районе. Использование Района допустимо исключительно в мирных целях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sv_310_geografiya.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

СВ 310  ГЕОГРАФИЯ морских и речных путей  

Преподаватель Поединцева Г.Т. poedinceva76@mail.ru

Домашнее задание на 01.10. 21 г.

Срок выполнения: 05.10.21 г.

Задание:

Изучить материал по теме: Международно-правовой режим морских пространств

Рекомендуется использование: учебник Скаридов А.С. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Морское право: учебник для СПО.-М.:Юрайт, 2019  

Международно-правовой режим морских пространств [Электронный ресурс]

https://lektsia.com/1x7b35.html 

Любой электронный интернет ресурс.

Выполнить в тетради  конспект  лекции, для проверки преподавателю выслать  фотоотчет.

ЛЕКЦИЯ: Международно-правовой режим морских пространств

Международно-правовой статус морских пространств — это их правовое положение, характеризующееся прежде всего подчинением суверенитету или юрисдикции прибрежного государства.

С точки зрения статуса все морские пространства можно условно разделить на четыре основных вида:

1) являющиеся неотъемлемой частью территории прибрежного государства и подпадающие под его суверенитет (внутренние воды, территориальное море);

2) не входящие в состав территории прибрежного государства, но правовой режим которых регулируется как национальным законодательством, так и нормами международного права (исключительная экономическая зона, прилежащая зона, континентальный шельф);

3) не подчиненные ни суверенитету, ни юрисдикции какого бы то ни было государства (открытое море, морское дно за пределами национальной юрисдикции);

4) морские пространства с особым правовым статусом (архипелажные воды, международные проливы и каналы).

Указанная правовая классификация морских пространств, окончательно оформившаяся с принятием Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., позволяет четко определить права государств по отношению к морским пространствам, установить их правовой статус, выработать и закрепить надлежащий правопорядок.

Под международно-правовым режимом морских пространств понимается совокупность норм международного права, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права по поводу того или иного морского пространства.

Нетрудно видеть, что термины «правовой режим» и «правовой статус» тесно связаны между собой, но вместе с тем далеко не равнозначны. Например, внутренние воды и территориальное море имеют один и тот же статус, но их правовой режим различается, поскольку в территориальном море, в отличие от внутренних вод, международным правом предусмотрено право мирного прохода.

Мировой океан можно разделить на три вида морских пространств:

  • 1) неотъемлемая часть территории прибрежного государства (внутренние воды, территориальное море);
  • 2) не входящие в состав территории прибрежного государства, но подчиненные его юрисдикции (исключительная экономическая зона, прилежащая зона, контине
  • 3) не подчиненные суверенитету и юрисдикции какого-либо государства (открытое море).

Подобная классификация является достаточно условной и обозначена для удобства характеристики морских пространств.

Территориальное море. Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага — его архипелаж-ных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем и на его дно и не

Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.

Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то ни другое государство не имеет права, если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять свое территориальное море за срединную линию, проведенную таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих двух государств. Однако вышеуказанное положение не применяется, если в силу исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств необходимо разграничить территориальные моря двух государств иным образом.

Суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

  • • пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или
  • • пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у такого портового сооружения.

В территориальном море подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг.

Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным.

Иностранные суда не могут облагаться никакими сборами лишь за их проход через территориальное море.

Внутреннее море. Воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства.

Если река впадает в море непосредственно, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек устья реки между точками на ее берегах, соответствующими наибольшему отливу.

К внутренним водам относятся:

  • • акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения;
  • • воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, а ширина входа между отметками наибольшего отлива не превышает 24 морских мили;
  • • так называемые исторические заливы, например Фанди (США), Гудзонов (Канада), Бристольский (Великобритания) и др. В России к историческим водам относятся заливы Петра Великого, Кольский, Белое море, Чесская и Печерская губы, проливы Вилькицкого и Санникова и некоторые другие воды.

Правовой режим внутренних вод регулируется национальным законодательством с учетом норм международного права. Прибрежное государство осуществляет в своих внутренних водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов, плавающих под любым флагом, само устанавливает условия судоходства. Заход иностранных судов во внутренние воды осуществляется, как правило, с разрешения этого государства (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов). Военные корабли других государств могут заходить во внутренние воды либо по разрешению, либо по приглашению прибрежного государства. Иностранные суда, находящиеся во внутренних водах другого государства, обязаны соблюдать правила судоходства, законы и обычаи прибрежного государства.

Прилежащая зона. В зоне, прилежащей к его территориальному морю и называемой прилежащей зоной, прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый:

  • • для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;
  • • для наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Исключительная экономическая зона. Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под особый правовой режим, согласно которому права и юрисдикция прибрежного государства и права и свободы других государств регулируются Конвенцией о морском праве 1982 г.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет:

  • 1) суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;
  • 2) юрисдикцию в отношении:
  • • создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;
  • • морских научных исследований;
  • • защиты и сохранения морской среды;
  • 3) другие права и обязанности.

Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

В исключительной экономической зоне все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются, свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, такими как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование:

  • • искусственных островов;
  • • установок и сооружений для экономических целей;
  • • установок и сооружений, которые могут препятствовать осуществлению прав прибрежного государства в зоне.

Прибрежное государство определяет допустимый улов живых ресурсов в своей исключительной экономической зоне.

Прибрежное государство с учетом имеющихся у него наиболее достоверных научных данных обеспечивает путем надлежащих мер по сохранению и управлению, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономической зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации. Прибрежное государство и компетентные международные организации, будь то субрегиональные, региональные или всемирные в зависимости от обстоятельств, сотрудничают для достижения этой цели.

Прибрежное государство содействует цели оптимального использования живых ресурсов исключительной экономической зоны.

Граждане других государств, ведущие рыбный промысел в исключительной экономической зоне, соблюдают меры по сохранению и другие положения и условия, установленные в законах и правилах данного прибрежного государства.

Государства, не имеющие выхода к морю, а также государства, находящиеся в географически неблагоприятном положении, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации соответствующей части остатка допустимого улова живых ресурсов в исключительных экономических зонах прибрежных государств того же субрегиона или региона с учетом имеющих к этому отношение экономических и географических обстоятельств всех заинтересованных государств

Континентальный шельф. Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Подводная окраина материка включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает дна океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра.

Прибрежное государство устанавливает внешнюю границу подводной окраины материка во всех случаях, когда эта окраина простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, с помощью:

  • • линии, проведенной путем отсчета от наиболее удаленных фиксированных точек, в каждой из которых толщина осадочных пород составляет по крайней мере один процент кратчайшего расстояния от такой точки до подножия континентального склона; либо
  • • линии, проведенной путем отсчета от фиксированных точек, отстоящих не далее 60 морских миль от подножия континентального склона.

Если нет доказательств об обратном, подножие континентального склона определяется как точка максимального изменения уклона в его основании.

Фиксированные точки, составляющие линию внешних границ континентального шельфа на морском дне, должны находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

На подводных хребтах внешние границы континентального шельфа не выходят за пределы 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Это правило не применяется к подводным возвышенностям, которые являются естественными компонентами материковой окраины, такими как ее плато, поднятия, вздутия, банки и отроги.

Прибрежное государство устанавливает внешние границы своего континентального шельфа в тех случаях, где шельф простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прямыми линиями, не превышающими в длину 60 морских миль и соединяющими фиксированные точки, определяемые с помощью координат, широты и долготы.

Данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, представляются соответствующим прибрежным государством в Комиссию по границам континентального шельфа на основе справедливого географического представительства. Комиссия дает прибрежным государствам рекомендации по вопросам, касающимся установления внешних границ их континентального шельфа. Границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе указанных рекомендаций, являются окончательными и для всех обязательны.

Прибрежное государство сдает на хранение Генеральному секретарю ООН карты и соответствующую информацию, включая геодезические данные, перманентно описывающие внешнюю границу его континентального шельфа. Генеральный секретарь надлежащим образом их опубликовывает.

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами.

Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод других государств.

Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе.

При условии соблюдения права прибрежного государства принимать разумные меры для разведки континентального шельфа, разработки его природных ресурсов и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения от трубопроводов это государство не может препятствовать прокладке или поддержанию в исправности таких кабелей или трубопроводов.

Определение трассы для прокладки таких трубопроводов на континентальном шельфе осуществляется с согласия прибрежного государства.

При прокладке подводных кабелей и трубопроводов государства должным образом учитывают уже проложенные кабели и трубопроводы. В частности, не должны ухудшаться возможности ремонта существующих кабелей и трубопроводов.

Открытое море. Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свобода открытого моря осуществляется в соответствии с условиями, определяемыми Конвенцией о морском праве, и другими нормами международного права. Она включает, в частности, как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю:

  • • свободу судоходства;
  • • свободу полетов;
  • • свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
  • • свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;
  • • свободу рыболовства, с соблюдением установленных в Конвенции о морском праве условий;
  • • свободу научных исследований.

Все государства осуществляют эти свободы, должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

07.10.21 г. Дистанционное обучение Задание группе СВ310 по Географии морских и речных путей

Практическое занятие. Изучение направлений морских судоходных путей...

08.10.21 г. Дистанционное обучение Задание группе СВ 310 по Географии морских и речных путей

Практическое занятие. Сравнительная харатеристика морей...

13.10.21 г. Дистанционное обучение Задание гр СВ 310 по Географии морских и речных путей

Изучение судоходства и международных маршрутов в Северно-Ледовитом, Атлантическом, Индийском, Тихом океане...